Что означает формирование образа движения
Что означает формирование образа движения
Формирование образа
Разница состоит в том, что сигналы рецепторов становятся в мозгу человека образами внешней среды. В частности, «. световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз» [41, с. 82]. Установлено, что глаз дает нам значительно меньшую информацию и худшего качества, чем мы видим на самом деле. Мы сами достраиваем образ внешних предметов по их основным признакам на основе предшествующего жизненного опыта. Так же обстоит дело и с другими органами чувств (рецепторами). Воспринимая на ощупь предмет, который уже встречался нам раньше, мы легко представляем его себе целиком. В этом смысле говорят о предметном значении рецепторных сигналов.
Формирование способности предметного восприятия внешних сигналов происходит в процессе накопления опыта взаимодействия с внешней средой, в процессе обучения. Благодаря образному восприятию действительности человек строит в своем сознании адекватную модель внешнего мира и правильно организует свое поведение. Образное восприятие проявляется не только в повседневном поведении человека, но и при решении им интеллектуальных задач, например при игре в шахматы.
Робот тоже может строить модель внешней среды. Например, воспринимать с помощью телевизионной камеры и дальномера трехмерную информацию об обстановке в зоне действия манипулятора, обрабатывать эту информацию таким образом, чтобы распознавать предметы и их пространственное расположение и в результате правильно строить целенаправленные движения исполнительного органа. Налицо цифровая модель внешней среды в памяти ЭВМ. Но эта модель лишь определенным способом организованная информация, а образ, возникающий в сознании человека и являющийся отражением внешней среды, принадлежит его субъективному миру, сформировавшемуся в течение всей его предшествующей жизни. Этот образ неизмеримо богаче комплекса информации у робота, он отражает объективную реальность, но носит субъективный оттенок, так как одно и то же явление может восприниматься по-разному различными людьми и в разных жизненных ситуациях.
В психологии различают два вида образов: когнитивные, в которых сосредоточена вся доступная информация об объекте (так сказать, образцы-склады), и оперативные-возникающие в процессе выполнения практических действий и предназначенные для решения определенных задач [42]. Отсюда следует известная аналогия между когнитивными образами и образами, содержащимися в памяти ЭВМ. Что же касается аналогии между оперативными образами и фрагментами обстановки, распознаваемыми роботом, то она весьма условна. Хотя образ формируется в процессе выполнения практических задач и подчинен задаче формирования дальнейшего движения робота, он находится в зависимости от задач, круг которых заранее определен и достаточно узок. При возникновении новых задач, которые не были заранее учтены, например при появлении предмета неизвестной для робота формы, машина не сможет распознать этот предмет, осмыслить ситуацию и принять целесообразное решение о дальнейшем движении.
Особенность формирования образов у человека состоит в том, что процесс восприятия является частью процесса мышления, происходящего порой бессознательно (подсознательно). Обращаясь вновь к шахматной игре, заметим, что шахматист высокого класса использует весьма общие признаки оценки ситуации: «развитие фигур», «контроль над центром», «слабый королевский фланг». Наконец, в ряде случаев мастеру очевидны без предварительного анализа такие оценки, как, например, «позиция белых выигрышна». Такое восприятие ситуации в психологии рассматривается как мгновенное в отличие от последовательного восприятия. В последнем случае человек получает представление об объекте в целом, предварительно анализируя отдельные его признаки. Последовательное восприятие может быть смоделировано в роботах. Что же касается мгновенного восприятия, то это особый психический процесс, при котором восприятие целого опережает восприятие частностей; он не может быть реализован машиной. Примером, убеждающим нас в этом, является распознавание человеком рукописного текста. Нечеткое написание отдельных букв, допускающее различную интерпретацию, не является препятствием к чтению, поскольку человек подсознательно учитывает контекст.
Научная электронная библиотека
1.2. Общепсихологическое понимание образа как основы имиджа
Изучение образа в российской психологии имеет давнюю традицию, в развитие которой внесли свой вклад такие ученые, как П.К. Анохин, С.М. Беляева, А.В. Василевский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, И.С. Кон, Н.Н. Ланге, А.В. Либин, Б.Ф. Ломов, П.О. Макаров, В.А. Пономаренко, И.М. Сеченов и др.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «образ» определяется как «вид, облик», «живое, наглядное представление о ком-нибудь, чем-нибудь», «обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления», «тип, характер» [38, с. 382].
Как результат психических познавательных процессов, «выступающий либо в сенсорной, либо в идеализированной форме», образ является одним из базовых понятий и в общей и в социальной психологии.
Формирование образа является результатом психического процесса – восприятия, формы психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [17, с. 342]. Имеются основания для выделения нескольких механизмов формирования образа в психике человека:
— механизм непосредственного формирования образа;
— механизм опосредованного формирования образа;
— механизм конструктивного формирования образа.
Обратимся к непосредственному механизму формирования образа. Процесс ощущения позволяет собрать первичную информацию мономодального характера (цвет, размер, тактильные ощущения и др.). Под ощущениями понимается простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств предметов и явлений. Включение процесса восприятия направлено на объединение разрозненных мономодальностей в одно целое – происходит формирование образа объекта.
Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез протекает как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием ощущения от восприятия является предметность осознания всего, что воздействует на нас, то есть, отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
Однако восприятие несводимо только лишь к сумме ощущений. Восприятие целых предметов или ситуаций – процесс более сложный. Помимо ощущений в нем задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, то есть, в процесс восприятия включаются и психические процессы более высокого уровня – память и мышление. Неслучайно, поэтому, восприятие часто называют перцептивной системой человека. Более точно перцептивная система – это совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.
Восприятие зависит не только от характера воздействия тех или иных раздражителей на органы чувств, но и от самого субъекта. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни субъекта называется апперцепцией. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.
Это дает нам основание говорить об индивидуально-типологических особенностях восприятия, обусловленного,
во-первых, избирательностью восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида;
во-вторых, индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности человека, такими как: синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия; динамика восприятия; точность восприятия; пороги остроты и глубины зрения; пороги пространственного различения; эмоциональность восприятия.
Что касается опосредованного механизма восприятия. Информация как моно-, так и полимодального характера поступает не непосредственно от объекта, а извлекается (преднамеренно или непреднамеренно) из памяти самого субъекта. В психологии этот процесс носит название представления – процесса отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Говоря о конструктивном механизме формирования образа, следует отметить и роль мышления, благодаря которому происходит переконструирование блоков информации, поступивших ранее. Результатом может явиться образ, не имеющий в качестве своего прототипа реальный объект. В психологии такой образ считается результатом действия психического процесса воображения.
Бесспорным в настоящее время является то, что мышление – это один из высших познавательных процессов, оказывающих существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции: анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение.
С восприятием неразрывно связано воображение. В отличие от восприятия оно лишь новым образом комбинирует то, что мы когда-то познали на опыте и зафиксировали это в памяти: нельзя вообразить то, что в разных элементах не присутствовало бы в действительности. Платон сравнивал восприятие с процессом теснения печати на восковой пластинке, а воображение, согласно Платону, это оттиск, который остается после удаления печати.
Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на основные части. Другими словами, этот этап характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сфотографированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, то есть, он представляется не изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.
С образами воображения далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно иной смысл. Как бы то ни было, с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, весьма многообразны. Мы приведем лишь некоторые из них:
Таким образом, понятие образа в общей психологии включает в себя и собственно категорию образа, и механизмы его формирования в психике человека.
Понятие и принципы формирования образов
Определение образа как психофизиологического явления. Рассмотрение особенностей формирования образа. Изучение понятия, видов, свойств и основных законов восприятия человека. Формирование представления о нейрофизических механизмах опознания образов.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.10.2014 |
Размер файла | 159,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
С помощью восприятия человек получает систематизированные знания об окружающем мире и о себе. Восприятие внешнего мира и внутренней среды происходит в течение всей жизни человека, а значит, является исключительно важным для человеческого существования.
Изучение и объяснение такого сложного явления, как восприятие, необходимо для понимания механизмов взаимодействия человека с физическим миром и, следовательно, устранения возможных негативных последствий этого взаимодействия и организации комфортных условий жизнедеятельности. Этим и объясняется актуальность исследования психологии восприятия.
В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности, согласовании технических устройств (в первую очередь систем передачи информации) с характеристиками и возможностями человека.
Целью данной работы является рассмотрение принципов формирования образов, а также представление о нейрофизических механизмах опознания образов.
В связи с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:
— дать определение образу как психофизиологическому явлению;
— рассмотреть особенности формирования образа;
— рассмотреть представления о нейрофизических механизмах опознания образов.
1. Образы. Формирование образов
Решающая роль в преодолении противоречий, возникающих в процессе отражения, принадлежит деятельности субъекта.
В психологии под образом понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Весь этот психологический процесс можно представить в виде схем (Рис. 1, 2, 3).
Механизм непосредственного формирования образа (рис. 2)
* Включение процесса ощущения позволяет собрать первичную информацию мономодального характера (цвет, размер, различные тактильные ощущения и т.п.).
Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен.
Связь образов с действиями и операциями прослеживается по нескольким линиям.
Таким образом, хотя связь между образами и действиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит действию. Образ без действия субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован. Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство действий.
Под образом понимается результат психического отражения или представления того или иного объективного явления. В процессе этого отражения возможны изменения исходной информации, и, соответственно, образ не обязательно будет точной копией отображаемого. Процесс создания образа может быть активным и целенаправленным, включать процедуры анализа, позволяющие создать типичное в объекте, и синтеза, благодаря которому образ обладает характеристиками индивидуального явления.
2. Восприятие, его виды, свойства и законы
В зависимости от ведущего анализатора в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестетические) ощущения, которые не всегда отчетливо осознаются. Так, зрительное восприятие помимо собственно зрительных ощущений включает также кинестетические ощущения, возникающие при перемещении глаза. Особенно велика роль кинестетических ощущений в осязательном восприятии.
В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата.
Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессах анализа раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.
Восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску. Речь опосредует восприятие, обеспечивая его осмысленность.
Основными свойствами восприятия, перцептивного образа, являются предметность, целостность, константность и категориальность. Также выделяют свойства: структурность, осмысленность, избирательность или активность, апперцепция.
Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.).
Под влиянием этих факторов возникает апперцепция, характеризующая зависимость восприятия от общего содержания психической жизни личности и обуславливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.
1. чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними.
2. чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы.
3. чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы.
4. чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы.
5. связывающие силы имеют тенденцию к правильным симметричным формам.
6. существующая организация поля имеет тенденцию сопротивляться изменению.
3. Нейрофизиологические механизмы опознания образов
Опознание часто происходит независимо от изменчивости сигнала. Люди надежно опознают, например, предметы при различной их освещенности, окраске, размере, ракурсе, ориентации и положении в поле зрения. Это означает, что сенсорная система формирует независимый от изменений ряда признаков сигнала (инвариантный к этим изменениям) сенсорный образ.
При опознании сенсорных образов возможны ошибки. Особую группу таких ошибок составляют так называемые «сенсорные иллюзии». Они основаны на некоторых побочных эффектах взаимодействия нейронов, участвующих в обработке сигналов, и приводят к искаженной оценке образа в целом или отдельных его характеристик (размер, соотношение частей и т.п.). Пример иллюзии последнего типа представлен на рис. 4.
Рис. 4. Пример одной из простейших зрительных иллюзий: длина горизонтальных отрезков на верхней и нижней фигурах кажется различной, хотя на самом деле они равны.
В свое время В.Д. Глезер выдвинул в книге «Механизмы опознания зрительных образов» гипотезу: зрительная система обладает двумя основными каналами: каналом обобщенного образа предмета (или даже целой сцены) и каналом пространственных отношений.
Второй заведует опознанием взаимного расположения предметов и деталей; иными словами, именно благодаря его действию формируется пространственный, топологический образ внешнего мира.
Нейроанатомы установили, что из затылочной коры, от модулей кусочного квазиголографического представления увиденной картины, сигналы идут в престриарную область. Она находится на пути к теменной и височной зонам коры. В престриарной области происходит еще одно преобразование зрительного сигнала, но теперь уже с опорой не столько на сигналы сетчатки, сколько на те паттерны, которые вырабатываются модулями затылочной коры.
Дело том, что, хотя эти модули и умеют «выстригать» своими нейронами подобраз из фона (и даже образ, если он весь заполнен одной и той же текстурой), их «пунктир» остается разобщенным. Он физически существует, но никак его «штрихи» еще не объединены, а значит, делать с ними дальше ничего не удастся. И природа поручила нейронам престриарной коры важную миссию объединения. В результате здесь формируется уже вполне законченный подобраз той самой формы и заполненный той самой текстурой, как это есть в действительности (еще раз подчеркну: все описанное происходит не в геометрической, а в математической форме, причем связанной с многомерным пространством сигналов).
Форма и текстура оказываются, таким образом, слиты воедино. Нельзя видеть форму и не замечать текстуру, и наоборот. Признаки того и другого сцеплены плотно, нераздельно.
Кроме того, престриарная кора дает возможность продолжать мысленно контуры предметов там, где их, формально говоря, не видно. Вот, смотрите: лежащая на столе книга закрыла его край, но стол от этого не теряет края, мы его наблюдаем как бы сквозь книгу.
А в специально сделанных рисунках действительно (хотя это и называют иллюзией) человек видит контуры там, где они не прочерчены, а лишь только возможны. Хорошо это или плохо? По большей части, конечно, хорошо. Такая особенность преобразования зрительного сигнала дает нам и другим высшим животным возможность видеть мир состоящим из цельных предметов, пусть они частично закрывают друг друга: они не распадаются на бессмысленные фрагменты, как непременно было бы, отсутствуй описанная специальная обработка сигналов в престриарной коре.
М.Минский предположил, что «когда человек сталкивается с новой ситуацией (или существенно меняет точку зрения на прежнюю задачу), он извлекает из памяти определенную структуру, называемую фреймом». Слово это по-русски значит «остов», «скелет».
Различают фреймы-образцы, или прототипы, хранящиеся в базе знаний, и фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических ситуаций на основе поступающих данных. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:
— фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель);
— фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);
— фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование именин); образ восприятие нейрофизический опознание
— фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.
Затем М. Минский делает предположение, что каждый фрейм состоит из двух частей: основы, всегда истинной в предполагаемой ситуации, и связанных с основой ячеек, которые надо заполнять конкретными данными. Нетрудно видеть здесь полную аналогию между совместной работой заднетеменной коры, поставляющей образ конкретной пространственной ситуации, и нижневисочной коры, где содержатся подобразы.
Совместная работа упомянутых участков коры правого полушария объясняет, почему мы можем хорошо различить вид местности при ударе молнии, хотя продолжительность вспышки значительно меньше того времени, которое необходимо для точного опознания предмета. Ведь мы всегда видим более или менее привычные картины, опираемся на заключенный в памяти багаж. И, обозревая ситуацию, перемещаем не столько взор, сколько внимание во внутреннем пространстве нейронных структур. Этой работой занимается заднетеменная кора, вполне достойная титула «механизм внимания».
Разделение функций между заднетеменной и нижневисочной корой делает понятными многие агнозии, связанные с правым полушарием.
Кровоизлияния и опухоли в правой височной коре (и, конечно же, нарушения в проводящих путях от престриарной коры к нижневисочной) приводят к предметной агнозии. Больной не видит, что перед ним: стол, стул или тумбочка; он замечает нечто неясное, распознает светлые и темные пятна и делает догадки на основе того, как эти пятна размещены в пространстве. Поэтому он и называет скамейку диваном, а телефон часами. Однако, взяв телефон в руки, он тут же опознает его: тактильное и мышечное чувства не затронуты болезнью, и они вызывают в памяти образ, соответственно с которым человек действует.
Может показаться, что такой больной все же различает какие-то формы. Ведь когда ему предъявляют карандаш и авторучку, он говорит, что не знает, какие это предметы, но видит, что они оба длинные. Более того, немецкий психиатр Гольдштейн описал в начале века своего пациента, который во время исследования не различал ни треугольников, ни квадратов, ни иных геометрических фигур, но превосходно играл в кости и карты. Видел он или не видел форму фишек домино и карт?
Обход связан с той задачей, которую ставим перед собой сознательно или бессознательно. Эту особенность, как помним, хорошо демонстрировали узоры, нарисованные зеркальцем в опытах Ярбуса. Механизм внимания (увы, мы еще так мало знаем о его работе) выбирает из пространственной картины, в которой разместились предметы, именно такие подобразы, которые требуются для решения задачи. А очень точные скачки взора как раз и показывают, что мы видим всю картину сразу до того, как уточним ее фрагменты.
Такой подход к механизму скачкообразного осмотра поля зрения позволяет иначе, более достоверно, объяснить результаты, полученные Нотоном и Старком: дело не в сигналах глазодвигательных мышц, не они кодируют расположение фрагментов в поле зрения. Мир строится из деталей, все верно, только детали отбираются не как попало, а в соответствии с тем «скелетом» образа, который уже сформировался и находится в правой заднетеменной коре.
Получается следующая цепочка преобразований.
Прежде всего, сетчатка разбивает картину на миллионы точек.
Затем ганглиозные клетки сетчатки с помощью своих полей превращают дискретное, мозаичное образование в пятна, то лежащие рядом, то перекрывающиеся.
Далее НКТ своими пульсирующими полями проверяет эти пятна на содержание пространственных частот: подготовляет работу нейронов затылочной коры, которые отражают мир кусочным квазиголографическим образом и непременно текстурно.
Заключение
Во-первых, обнаружены так называемые врожденные детекторы признаков, которые обладают избирательной чувствительностью к какому-то сугубо определенному признаку, и ни на что другое они не реагируют. По всей видимости, таких детекторов признаков очень ограниченное количество, они не способны обеспечить опознание образа в целом, но и без них оно невозможно, потому что речь идет о немногих, но ключевых признаках.
Во-вторых, показано формирование в процессе индивидуальной жизнедеятельности приобретенных детекторов различной степени сложности, т.е. их специфическое реагирование охватывает весьма широкий диапазон от отдельных признаков до целостных образов. Формирование таких детекторов обозначают как сенсорное обучение, следовательно, оно самым тесным образом связано с мнестическими процессами. Если в памяти или представлениях человека не хранится информация о каком-либо образе, то и опознание его оказывается невозможным.
В-третьих, в процессе опознания немаловажную роль играет творческий мыслительный процесс, порой «добавляя» недостающие признаки или оценивая вероятность существования того или иного образа.