Что означает флаг гюйс
Что такое Гюйс
Происхождение флага
Слово гюйс происходит от голландского geus (гёз), которое обозначало название носового флага морских гёзов. Гёзы (в переводе с голандского нищие) — участники антииспанской революции в Нидерландах, которые в 1566-1576 годах боролись против испанского правления в Нидерландах и католической церкви. Самая большая группа гёзов воевала на море и была названа морскими гёзами. А нищими презрительно называли их противники за кальвинистскую приверженность к скромной одежде без украшений.
В настоящее время гюйс поднимают на баке (носовой части) корабля. В основном гюйс является принадлежностью только военных кораблей. Однако, в некоторых странах используют «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на гражданских судах.
Кроме того, в некоторых государствах гюйс поднимают на морских (приморских) крепостях и других береговых объектах, в связи с чем в этих странах носит название «крепостной флаг» («флаг морских крепостей»).
Современные российские гюйс и крепостной флаг представляют собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен синий диагональный крест, окантованный белой полосой. Отношение ширины флага к длине — один к полутора, ширины синей полосы к длине флага — 1/10. Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища — 1/20, белой окантовки диагонального креста — 1/40.
История появления и использования гюйса в Российской империи
Считается, что гюйс был учреждён Петром I как символ военной мощи России на море и на суше и начал использоваться в России с 1701 года.
Флаг был создан по образу и подобию англо-шотландского гюйса 1606 — 1707 годов. Но при создании российского гюйса Пётр I отвел главную роль косому кресту Андрея Первозванного, а не красному прямому кресту Святого Георга. Роль Св.Андрея Первозванного Пётр I особенно подчёркивал «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение», а так же Андреевский крест показывал, что Россия уже имела на тот момент выход к четырём морям.
Практически сразу после введения в России гюйса в качестве корабельного флага, он стал применяться и в качестве крепостного флага для обозначения морских (приморских) крепостей и крепостных объектов (фортов). Гюйс на флагштоке форта Кронштадт изображён на гравюре 1704 года.
Петр I в 1712 году описал российский гюйс так: «Гиус Красный, в котором вышереченный крест белым обложен. Гиус он же и кейзерс-флаг».
Гюйс — что это такое?
На Флажной башне Нарышкина бастиона даже с противоположного берега Невы хорошо виден — крепостной флаг или флаг морских крепостей, который поднимают по старой традиции на флагштоках морских крепостей. Гюйс — это носовой флаг военного корабля. Поднятый на корабле гюйс означает, что корабль принадлежит к 1 или 2 рангу. Гюйс поднимают на гюйс-штоке во время стоянки корабля на якоре.
Гюйс поднимается и спускается одновременно с подъемом и спуском Военно-морского флага. В Военно-Морском флоте Российской Федерации гюйс поднимается ежедневно на носу кораблей, в том числе, и на подводных лодках, одновременно с кормовым флагом, обычно, в 8:00 утра и он развевается до захода солнца. Гюйс также поднимается на мачтах береговых салютных пунктов при производстве салютов.
В России рисунок крепостного флага идентичен гюйсу: на красном фоне белый вертикальный крест, на который наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.
Отдельный гюйс утверждён для кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов РФ. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2008 года он представляет собой: красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным Андреевским крестом с белой каймой.
Русское название «гюйс» происходит от нидерландского слова «geus». Это название было введено повстанцами-гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции 1566—1609 гг.
Именно так прочитал Петр Великий это голландское слово, которое переводится ещё и как «нищий». Такое прозвище дали правящие представители Испании бедным фламандским дворянам, требовавшим равноправия с ними. В военно-морском обиходе слово «»гюйс» относится и к большому синему воротнику на форменной матросской верхней рубахе.
История появления «гюйса» достаточно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.
Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.
Три полоски на воротнике моряка: вот откуда пошла традиция
«Гюйс» — это голландское слово, означающее морской флаг на кораблях 1-2 ранга военно-морского флота. Поднимается стяг в 8 утра и опускается вечером. Делается все перечисленное лишь в том случае, если судно стоит на якорной стоянке. А еще «гюйс» является широким воротником, который носят все матросы. В российском флоте используется синий воротник с тремя белыми полосками. Само время разобраться, что здесь и к чему.
Существует две основные версии, которые рассказывают о том, откуда в принципе появился «гюйс». Первая и наиболее простая версия сводится к тому, что данный воротник в одежде моряков постепенно эволюционировал из капюшона, который мореходы использовали для защиты головы от дождя и брызг.
Вторая (сложная) версия сводится к тому, что изначально гюйс появился не на флоте и использовался обычными гражданами, так как большинство мужчин носило длинные волосы. В волосах в то время часто заводились вши. Что бы этого не происходило, использовали деготь. В свою очередь, воротник был необходим для защиты одежды от дегтя в волосах.
Как бы то не было, в привычном современному человеку виде на российском флоте «гюйс» появился в 1843 году. Именно тогда он был принят как официальный элемент формы моряков. При этом уже тогда на воротнике было три белые полосы. Ирония в том, что в наше время остается только гадать, почему полос непосредственно три, а не две, четыре или пять.
Самая популярная (и наиболее правдоподобная версия) говорит о том, что командование флота разрабатывая форму для матросов решило таким образом отдать дать трем действительно легендарным победам русского флота на море. Это победы у Чесмы (1770 год, война с Турцией), в Синопской бухте (очередная кампания против Турции, 1853 год), а также при Гангуте (1714 год, Северная война).
Существуют и другие гипотезы. Одна из них скорее популярная легенда, однако именно она заслуживает внимания (остальные еще менее правдоподобны). Так, некоторые полагают, что три полосы на гюйсе означают три флотские эскадры, которые создал и использовал Петр I, родоначальник русского флота. Таким образом, сказать, почему на воротнике три полосы крайне сложно. Одно известно точно – данная флотская традиция уходит корнями глубоко в века.
Видео
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Флаг гюйс ВМФ СССР: история создания и значение
Кроме стандартных знаков отличия, какие имели все прочие виды войск СССР, Военно-морской флот имел еще один, характерный только для этого вида. Кроме обычного военно-морского флага, краснознаменного военно-морского и других, корабли несли еще один, который называется «гюйс». Внешний вид этого флага отличается от всех других, его месторасположение также другое, а вот цель та же, что и у других флагов: донести информацию о том, какой стране принадлежит судно, является ли оно гражданским или военным. В случае с флагом СССР, сразу можно было понять, что судно военное, но об этом ниже.
История гюйса как отдельного флага.
Слово «Гюйс» пришло из голландского языка и первоначально обозначало флаг, который крепится на носу корабля и несет сведения о том, какой стране он принадлежит. Он мог использоваться наряду с гражданским, торговым и другими флагами, которые говорят о принадлежности по другому признаку. На носу корабля флаг устанавливался для лучшей его видимости. В СССР же гюйс носили только военные корабли, то есть можно сказать, что ВМФ был единственным видом флота, носившим этот отличительный знак. Изначально же гюйс носили совершенно разные судна, в некоторых странах до сих пор существует гражданский гюйс. В конце XIX- начале XX вв. гражданский гюйс использовали не для того, чтобы показать принадлежность судна к стране, а для информирования, к какой торговой компании приписано судно. Порой это были не торговые, а логистические компании. Иными словами, речь идет о любой коммерции, не о военных кораблях. Однако в подавляющем большинстве стран гюйс используется только на армейских суднах. Что касается расположения флага на корабле: иногда гюйс называли бушпритным флагом, так как он располагался на бушприте – грубо говоря, на самой выступающей части носа корабля. На современных кораблях и на кораблях СССР бушприта уже не существовало, гюйс находился на баке – надстройка, располагающаяся также на носу судна. Еще одно «народное» название гюйса стояночный флаг. Особенно это название было распространено как раз в СССР и современной России, так как этот флаг поднимают только когда корабль находится на якоре (или на всплывшей подводной лодке), хотя ранее этот флаг находился на судне все время, во время движения тоже.
Непосредственно на территории современной России (и бывшего СССР), гюйс был введен при Петре I, после его визита в Англию, где на момент его правления гюйс использовался повсеместно в соответствии с его назначением. Русскому правителю понравилась сама идея посредством флага обозначать все могущество флота Российской империи, поэтому в самом конце XVII века был учрежден этот флаг. Его внешний вид отличается от современного и от того, что существовал во времена СССР. В Российской империи внешний вид гюйса был идентичен внешнему виду крепостного флага, который размещался на самых высоких точках прибрежных крепостей и других зданий военного назначения.
Гюйс в СССР.
Внешний вид гюйса СССР сформировался только к 1924 году, несмотря на то, что СССР появился раньше. Как известно, после Октябрьской революции вся символика, хоть как-то намекающая на существование Российской империи была уничтожена, на замену ей пришла большевистская атрибутик. Гюйс, почему-то, стал исключением. До упомянутого года он был образца времен Российской империи. Но нельзя сказать, что вариант времен СССР очень сильно видоизменился. Данный флаг в те времена существовал в трех вариациях: 1924 года, 1932-го и 1964-го.
Итак, гюйс времен СССР образца 1924 года выглядит следующим образом: прямоугольное полотно красного цвета, в центре которого располагается белый круг. Посередине круга находится красная звезда, на фоне которой символ социализма – серп и молот белого цвета. От круга расходятся полосы белого и синего цветов. Полосы белого цвета узкие, они располагаются строго вертикально и горизонтально, параллельно сторонам флага. Они лежат от края круга до края стороны, деля флаг как бы по четвертям. По диагонали от круга во все 4 стороны, разделяя эти четверти напополам, лежат более широкие синие полосы, окаймленные такими же узкими белыми. Этот гюйс отличался от гюйса Российской империи только пропорциями полос, а вместо белого круга, звезды, серпа и молота находился имперский герб. В 1932 году флаг существенно видоизменился. Было принято решение полностью отказаться от элементов, отождествляющих флаг с Российской империей. С этого года флаг выглядел как полностью красное полотно безо всяких полос, в центре его находится большая белая звезда, посередине которой, сохраняя пропорции, была красная звезда, в которой были серп и молот. Таким образом, флаг содержал в себе сугубо социалистические черты, обозначая принадлежность судна к СССР. В 1964 году внешний вид флага претерпел еще одно изменение, которое было несущественным: всего лишь поменялись пропорции всех элементов, а также их расположение относительно всего полотна в целом. Крепостной флаг, который сохранил свои функции в то время, выглядел идентично.
Гюйс – это символика, относящаяся сугубо к военному морском флоту, что выделяет этот вид войск от других.
Что означает флаг гюйс
В различных государствах установлен разный порядок применения и предназначение гюйса.
Так, например, гюйс, в основном, является принадлежностью только военных кораблей. [4] Однако, в некоторых странах используется «гражданский гюйс» — специальный носовой флаг на различных гражданских судах. [5]
Однако, ранее гюйс поднимался как на стоянке, так и в море, на ходу (в Российской империи — до 1820 г.). [11]
Военно-морской гюйс Аргентины
Военно-морской гюйс Италии
Военно-морской гюйс Нидерландов с 1931 [12] (двойной Принсенгёз
нидерл. «Dubbele Prinsengeus» ) [13]
Военно-морской гюйс Польши
Содержание
История
В истории средневекового мореплавания носовой (бушпритный) флаг обозначал порт приписки корабля. Предполагается, [кем?] что название «гюйс» происходит от нидерл. geus — названия, введённого гёзами для носовых флагов своих кораблей в период Нидерландской революции (1566—1609).
Одним из наиболее известных гюйсов в истории был в 1634 — 1707 годах предшественник современного флага Великобритании. В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова I. При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12 апреля 1606 года был утверждён флаг союза Англии и Шотландии: на шотландский флаг святого Андрея (белый косой крест на синем полотнище) был наложен красный прямой крест с белой каймой из английского флага святого Георгия (красный прямой крест на белом полотнище). Первоначально флаг использовался как кормовой флаг (англ. Ensign) как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года король Карл I ограничил использование союзного флага в качестве кормового флага только королевским кораблем и этот флаг было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса — отсюда и его обиходное наименование англ. Union Jack («Юнион Джэк») — «союзный гюйс», в то время как торговые корабли должны были нести кормовые флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант гюйса военных кораблей, на котором белый косой крест святого Андрея располагался поверх красного прямого английского креста святого Георгия. После принятия в 1707 году Акта об Унии, объединившего оба королевства в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, объединённый флаг стал флагом нового государства.
Гражданский гюйс
Обычно в этом качестве применяются национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова, как показано ниже. В Швеции в данном качестве применяются флаги регионов.
В 1970 году лоцманский гюйс перестал быть знаком лоцмана, но ссылки на него не были удалены из действующего британского Акта «О торговом мореплавании» и закон с юридической точки зрения позволял интерпретировать его, как флаг, который может быть поднят на торговом судне в качестве гюйса, если это необходимо. В настоящее время многие гражданские суда, приписанные к портам Великобритании, используют окаймленный широкой белой каймой флаг Великобритании в качестве гюйса без какого-либо официального противодействия.
Кроме того, в тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, а также предусмотрено правилами некоторых судоходных компаний, вместо гюйса иногда официально употребляются флаги компаний, портов приписки или иные флаги.
Гражданский гюйс Великобритании
(Pilot Jack)