Что означает фашистский знак
Почему Гитлер выбрал свастику символом нацистской партии? 15 интересных фактов о свастике
Свастика считается самым несправедливо отвергнутым символом, ведь в её первоначальном значении заключено только добро. Заслужил ли сакральный символ свастики порицание и запрет? И почему именно она приглянулась нацистам?
Читайте интересные факты о свастике на Фактруме прямо сейчас.
Свастика имеет очень давнюю историю — этот мотив был впервые использован в Евразии не менее 7000 лет назад. Эмблема свастики ассоциировалась с благополучной долгой жизнью и была найдена повсюду, от гробниц первых христиан до катакомб Рима, и на всём, от лоскутных одеял и щитов до украшений.
Мозаичная свастика в византийской церкви в Шавей-Цион (Израиль)
Фото: Википедия
Точно определить, что означает свастика, невозможно её древности, но наиболее вероятно, что эмблема символизирует движение солнечного диска по небу.
Доисторическое изображение свастики (Иран)
Фото: Википедия
Слово «свастика» имеет санскритские корни: «су» означает «добро», а «асти» — «побеждать».
Четыре «луча» свастики в индуистской философии означают различные понятия, делящиеся на четыре — четыре времени года, четыре стадии жизни, четыре Веды (священные писания индуизма).
9-й век
Фото: Википедия
В некоторых частях Индии Свастика — популярное женское имя.
В Буддизме символ свастики тоже используется. он называется «манджи» и означает следы Будды. В джайнизме свастика символизирует духовного учителя.
Фото: BBC
В Индии символ свастики с лучами, ориентированными по часовой стрелке — эмблема бога Солнца. Символ часто можно увидеть на порогах и дверях магазинов как знак приветствия, а также на транспортных средствах и на различных бланках. Его обязательно размещают на свадьбах и других торжествах, используют, чтобы освятить новый дом, а также при заведении новых бухгалтерских книг в начале финансового года или при открытии новой фирмы.
Древние греки украшали мотивами свастики горшки и вазы, древние друиды и кельты использовали свастику как священный знак, а в скандинавской мифологии она олицетворяла молот Тора.
Древнегреческая свастика
В Национальном музее истории Украины хранится множество разнообразных предметов с изображением свастики. Самый старый из экспонатов — фигурка птицы из слоновой кости со сложным рисунком свастики на ней, созданная около 15 тыс. лет назад.
В начале 20 века, до того, как Гитлер принял свастику в качестве символа его нацистской партии, свастика широко использовалась в мире в качестве декоративного узора или в духовном значении. Она была символом удачи и её можно было встретить в рекламе, архитектуре и на ювелирных изделиях. В есть доходные дома конца 19 — начала 20 века, на которых сохранился декор со свастикой.
Датская пивоваренная компания Carlsberg со в Копенгагене использовала свастику в качестве своего логотипа с 1881 по годы, но была вынуждена отказаться от него когда свастика стала ассоциироваться с нацистами.
Пиво Carlsberg
Индусские культурные и религиозные организации настаивают на том, что нацисты использовали не свастику, а крючковатый крест. Их аргументация заключается в том, что нацистская свастика повёрнута под углом 45 градусов, в то время как в индуизме свастика имеет горизонтально лежащее основание.
Доподлинно неизвестно, почему Гитлер выбрал именно свастику в качестве символа своей партии, но историки предполагают, что немцы нашли сходство между своим языком и санскритом и пришли к выводу, что индусы и немцы происходят от одной и той же «чистой» арийской расы.
В наше время нацистская свастика запрещена в большинстве европейских стран, включая Германию, однако, некоторые люди не оставляют попыток спасти её честь, утверждая, что негативное отношение к свастике как к эмблеме крайне несправедливо.
В 1993 году еврейская художница Эдит Альтман, потерявшая бабушку и дедушку в Холокосте, создала инсталляцию «Возвращение символа: искусство памяти». Она нарисовала золотую свастику на стене над чёрной нацистской, изображённой на полу. «Я хочу убрать связь свастики со злом, чтобы больше никто её не боялся» — объяснила художница.
Перед Олимпийскими играми 2021 года Япония приняла решение отказаться от свастики — японского символа храмов на туристических картах — и заменить его изображением пагоды, что вызвало негативную реакцию у жителей страны.
Что означает фашистский знак
Свастика использовалась многими народами мира — она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов.
У свастики как символа много значений, у большинства народов они были положительны (до эпохи нацизма). Свастика у большинства древних народов была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.
Свастика отражает вращательное движение с его производной — поступательным и способна символизировать философские категории.
В XX веке свастика (нем. Hakenkreuz ) получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии, и в западной культуре устойчиво ассоциируется именно с гитлеровским режимом и идеологией.
Содержание
История и значение
Свастика олицетворяет нравственную характеристику: движение по солнцу — добро, против солнца — зло. В символике благоприятности, знак изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально (в направлении движения часовой стрелки) концами, что означает «завинчивание» энергий, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией (как в йоге: удержание тела в неподвижности, «завинчивание» низших энергий дает возможность проявиться высшим силам энергий). Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил и создание препятствия для прохода высших сил; направление движения отдает предпочтение механической, земной стороне, исключительному стремлению к могуществу в материи. Расположенная против часовой стрелки свастика представляется также как символ черной магии и негативных энергий. Как солярный знак, свастика служит эмблемой жизни и света. Воспринимается как неполный зодиакальный круг или как колесо жизни. Иногда свастика отождествляется с другим солнечным знаком — крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца. Как символ Солнца известна архаическая заспираленная свастика с символом барана. Символ ротации, непрерывного движения, выражающий неизменность солнечного цикла, или вращения Земли вокруг своей оси. Вращающийся крест, лопасти на концах которого представляют движение света. Свастика содержит идею вечного преодоления инерции квадрата колесом вращения.
Свастика встречается в культуре народов многих стран мира: в символике Древнего Египта, в Иране, в России, в орнаментах разных сообществ. Одна из древнейших форм свастики — малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до нашей эры в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков — закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики — квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения. Свастика понималась как символ четырёх основных сил, четырёх сторон света, стихий, времен года и алхимической идеи превращения элементов.
В культурах стран
Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры. Свастика в левовращательной и правовращательной форме встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 год до нашей эры. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероэ, которое существовало во II—III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, немцев, поморов, скалвов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика является важным культовым символом.
Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии. Также символ эзотерического буддизма. В этом аспекте называется «Печатью Сердца» и, по преданию, была запечатлена на сердце Будды. Ее изображение кладут на сердца посвященных после их смерти. Известна под названием буддийского креста (по форме напоминает мальтийский крест). Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры — на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию.
В Китае свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян». В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. Широко используется джайнистами и последователями Вишну. В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои.
В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II—I тысячелетия до нашей эры. В Западной Европе была известна кельтам. Изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырех сходящихся в центре треугольников — финикийского происхождения. Был известен также этрускам. В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест. Согласно Генону, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа. Согласно Оссендовскому, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии.
Свастика: что о ней говорил Гитлер
Ни одна идеология, ни одна политическая партия, ни одна армия, ни одно государство никогда не обходятся без символов. Флаги, гербы, печати, штандарты, шевроны, документы – все это и многое другое необходимо людям, чтобы почувствовать причастность к той или иной системе. Особенно большое внимание наглядной пропаганде и агитации уделяло в свое время руководство Третьего рейха. Адольф Гитлер лично участвовал в разработке символики Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Древний символ
Нацисты по-своему переосмыслили немецкую историю, они решительно отринули государственные атрибуты, связанные с недавним прошлым, – черно-бело-красный флаг Германской империи и черно-красно-золотое полотнище республики. Стремясь возродить исконные арийские традиции, символы для новой страны идеологи фашизма искали в древности. Поэтому их обращение к свастике было логически оправданным.
Кандидат исторических наук Юрий Маковский в статье «Символика нацистского движения в Германии в 1920-1940-е гг.» (опубликована в журнале «Вестник Омского государственного педагогического университета», No 1 за 2013 г.) тоже подчеркивал, что нацисты придавали большое значение наглядной агитации.
«Гитлер полагал, что символы партии должны воздействовать на сознание масс, чтобы таким путем убедить народ в перспективности нацистов, вызвать ностальгию по стародавним героическим временам, желание вернуть героику нордических первоначал, связать с поддержкой нацистского движения», – рассуждает Ю.
Различные масонские, националистические и почвеннические организации Германии использовали свастику как свою эмблему еще с конца XIX века. Фашисты впервые продемонстрировали ее в августе 1922 года на митинге в Мюнхене.
Многие исследователи отмечают, что свастика – это очень древний знак, встречающийся почти у всех индоевропейских народов, в том числе у славян. Но сейчас она во всем мире воспринимается резко негативно, став в результате преступных деяний Третьего рейха олицетворением фашизма, смерти и разрушения.
А вообще, слово «свастика» переводится с санскрита как «связанная с благом». Считается, что в Индию этот символ принесли представители племени ариев. В ведической культуре это знак вечного круговорота жизни, возрождения и обновления.
Арийский знак
Сергей Зубков – автор книги «Третий рейх под знаменем оккультизма» (2007 г.) – уверен, что нацисты считали свастику арийским символом, якобы противостоящим мистическим знакам иудеев.
«Интересно, что в районе, заселенном семитскими племенами, в верхнем Междуречье и Финикии, свастика почти совсем не встречается. Подобные наблюдения дали повод археологу Эрнсту Краусу еще в 1891 году выдвинуть тезис о том, что данный символ присущ только народам индоевропейского корня», – писал С. В. Зубков.
Теорию Э. Крауса поддержал и известный оккультист Гвидо фон Лист, занимавшийся переводом рунических текстов. Он называл свастику символом арийской расы, нордической науки и магических знаний. Другой известный мистик – Карл Хаусхофер – полагал, что у древнегерманских магов-друидов свастика олицетворяла огонь и плодородие.
Ей приписывались различные положительные качества: солнечная полярность, творческая сила, активность, единство материального и духовного миров, совершенство.
Немецкий политический деятель Герман Раушнинг в своей книге «Разговоры с Гитлером» приписал фюреру такое определение: «Свастика – борьба за победу арийского движения, и в то же время свастика символизирует творчество».
Многие исследователи высказывают мнение, что эта эмблема имеет ярко выраженный антисемитский характер. Они цитируют строки из книги Адольфа Гитлера «Майн кампф» о том, что свастика означает «миссию борьбы за победу арийского человека и одновременно победу творческого производительного труда, который всегда был чужд евреям».
«Мотыгообразный крест»
Кандидат исторических наук Сергей Кормилицын в своей книге «Орден СС. Иезуиты империи. О чем не принято говорить» (2008 г.) отметил, что в начале ХХ века свастика уже прочно ассоциировалась в Германии с националистической идеологией. Так что вопроса о выборе партийного символа не существовало, представители зарождавшегося фашистского движения даже организовали конкурс на создание самого удачного варианта его изображения.
Гитлер признавался, что вынужден был отклонить «все бесчисленные проекты», присылавшиеся ему «со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест».
Исследователь оккультных практик, скрывающийся под псевдонимом Лин фон Паль, в книге «Все тайны Третьего рейха» (2010 г.) пишет, что в итоге А. Гитлер утвердил собственную, самолично придуманную партийную эмблему. На красном четырехугольном фоне он разместил белый круг, в центре которого была изображена черная свастика. Впоследствии эта эмблема стала официальным флагом нацистской Германии.
По утверждению самого А. Гитлера, красный цвет символизировал социальные идеи движения, белый – национализм, а «мотыгообразный крест» – грядущую победу арийцев.
Примечательно, что цвета нового флага совпадали с черно-бело-красным полотнищем Германской империи, что намекало на геральдическую преемственность и должно было всколыхнуть среди населения патриотические чувства.
Орел – воинский дух
Государственный герб – практически единственный символ, который не подвергся пересмотру со стороны нацистов. Орел был символом Германии, когда она была империей, и сейчас он красуется на гербе этой страны.
Грозного и сильного орла, парящего высоко в небе, издревле почитали представители многих народов. Древние греки воспринимали эту птицу как проявление воли бога Зевса, а римские легионеры шли в бой под штандартами, увенчанными орлиными крыльями. Индейцы поклонялись воинственному духу крылатого хищника, чтили его и в Индии.
А. Гитлер понимал, что геральдический орел – это древнегерманский символ, имеющий особое значение для народа, поэтому птицу часто изображали со свастикой, которую она держала в своих лапах. Для немцев орел был своеобразным арийцем небесного мира, олицетворением воинского духа бога Вотана (Одина).
Дуб – воплощение власти
Еще одной древней национальной эмблемой, которую нацисты использовали в своей пропаганде, был дуб, почитавшийся немецкими язычниками как образец стабильности, прочности и силы. Во время жертвоприношений они часто подвешивали дары, предназначенные богам, на ветвях этого дерева.
Древние друиды приписывали дубу магическую силу, они вырезали из его древесины посохи для себя. Венок, сплетенный из дубовых листьев, немецкие мистики начала ХХ века называли самым первым символом власти, известным на территории Германии. Якобы такие венки украшали головы вождей в ходе торжественных церемоний.
Стремясь возродить утраченные со времен Римской империи национальные символы, нацисты нередко изображали свастику на агитационных плакатах в обрамлении из листьев дуба.
«Мертвая голова»
Войска СС первоначально создавались как личная гвардия А. Гитлера. Члены этой организации носили форму черного цвета, на рукав всегда повязывали ленту с изображением свастики, а голову покрывали фуражкой с серебряной эмблемой «мертвой головы» («Адамова голова»).
«На протяжении человеческой истории эмблема «мёртвой головы» использовалась в британских, французских, финских, болгарских, венгерских, австрийских, итальянских и польских войсках, преимущественно в кавалерии, авиации, огнемётных, штурмовых и танковых частях, в частях особого назначения армии США. » – рассказывает В. Акунов.
Например, прусские «гусары смерти», «Чёрный легион» герцога Брауншвейгского тоже в свое время взяли себе этот символ. Но для нацистов он имел особое значение. Дело в том что «мертвая голова» была эмблемой фрайкоров – добровольческих корпусов, мобилизованных правительством Германской Республики после Ноябрьской революции 1918 года на борьбу с местными большевиками. А к моменту полного подавления сторонников коммунистической идеологии многие участники добровольческих корпусов вступили в ряды СС, чтобы продолжить службу под той же эмблемой.
То есть для нацистов «мертвая голова» символизировала в первую очередь борьбу с большевизмом.
Две руны Зиг и другие знаки
Еще один зловещий символ войск СС – две руны Зиг, с помощью которых писалось название этой организации.
Известный историк-германист Николай Лавров под псевдонимом Ник Уорвол выпустил книгу «Войска СС. Кровавый след» (Ростов-на-Дону, 2000 г.). В ней автор отметил, что немецкие оккультисты считали древнее руническое письмо мощным магическим инструментом, с помощью которого можно повлиять на будущее.
«Атрибут бога войны Тора. Знак власти, энергии, борьбы и смерти. В 1933 г. гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, разрабатывая макет нового значка, объединил две руны Зиг. Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на Гиммлера, который избрал сдвоенную молнию эмблемой СС», – так Н. Н. Лавров описал историю возникновения символа.
Мистики полагали, что двойная руна Зиг в эмблеме СС гарантирует этой организации победу в любых сражениях. Кроме того, большое значение немецкие оккультисты придавали еще двум рунам: Хагалаз и Вольфсангель.
Первая, по мнению идеологов нацизма, символизировала непоколебимую веру в дело фюрера. Наряду со свастикой этот знак размещался на форме всех членов СС, его использовали даже в гравировке свадебных колец, если молодожены входили в эту организацию. Интересно, что традиционное значение руны Хагалаз – разрушительный град, очищение через потери.
А руна Вольфсангель (волчий крюк) служила для нацистов своеобразным оберегом, защищающим от враждебных сил. Хотя для средневекового германца этот символ означал прежде всего свободу. Некоторые танковые подразделения Ваффен СС использовали Вольфсангель в своей символике, они надеялись, вероятно, что мощная руна оградит их во время сражений на Восточном фронте.
Свастика
Свастика использовалась многими народами мира — она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов.
Свастика отражает вращательное движение с его производной — поступательным, и способна символизировать философские категории.
В XX веке свастика (нем. Hakenkreuz ) получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией, приобрела негативное значение в ассоциациях большинства людей.
Содержание
Геометрия и симметрия
Четырехлучевая свастика представляет собой двадцатиугольник, с осевой симметрией 4-го порядка. Правильная -лучевая свастика описывается точечной группой симметрии (символика Шенфлиса). Эта группа порождается вращением -ого порядка и отражением в плоскости, перпендикулярной оси вращения — так называемой «горизонтальной» плоскости, в которой лежит рисунок. За счет операции отражения свастика ахиральна и не имеет энантиомера (то есть «двойника», полученного отражением, который не может быть совмещен с исходной фигурой каким-либо вращением). Вследствие этого в ориентированном пространстве право- и левовращающая свастики не различаются. Право- и левовращающая свастики различаются только на плоскости , где рисунок имеет чисто вращательную симметрию. При четном появляется инверсия , где — вращение 2-го порядка.
Можно построить свастику для любого ; при получится фигура, подобная знаку интеграла. Например, символ борджгали (см. ниже) является свастикой с . Свастикоподобная фигура вообще получится, если взять любую область на плоскости и размножить ее вращением раз относительно вертикальной оси , не лежащей в вертикальной плоскости симметрии области .
Происхождение и значение
Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания. В западноевропейской средневековой литературе имя бога Солнца древних пруссов Свайкстикса (Svaixtix) впервые встречается в латиноязычных памятниках XV—начала XVII века: «Sudauer Buchlein» (сер. XV в.), «Episcoporum Prussiae Pomesaniensis atque Sambiensis Constitutiones Synodales» (1530), «De Sacrificiis et Idolatria Veterum Borvssorvm Livonum, aliarumque uicinarum gentium» (1563), «De Diis Samagitarum» (1615)[1].
Свастика — один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца.
Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.
О значении свастики Энциклопедия Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. пишет следующим образом:
Этот знак с незапамятных времен употребляется браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии в орнаменте и письме, выражая собой привет, пожелание благополучия. С Востока свастика перешла на Запад; ее изображения встречаются на некоторых из древнегреческих и сицилийских монетах, а также в живописи древнехристианских катакомб, на средневековых бронзовых надгробных плитах, на священнических облачениях XII — XIV ст. Усвоив себе этот символ в первой из вышеозначенных форм, под названием «гаммированного креста» (crux gammata), христианство придавало ему значение, подобное тому, какое он имел на Востоке, т. е. выражало им ниспослание благодати и спасения. |
Одна из древнейших форм свастики — малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Свастика понималась как символ четырёх основных сил, четырёх сторон света, стихий, времен года и алхимической идеи превращения элементов.
Использование в религии
Во многих религиях свастика является важным культовым символом.
Буддизм
Также свастика — символ эзотерического буддизма. В этом аспекте он называется «Печатью Сердца» и, по преданию, свастика была запечатлена на сердце Будды. Её изображение кладут на сердце посвященных после их смерти. Известна под названием буддийского креста (по форме напоминает мальтийский крест). Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры — на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию.
Другие религии
Широко используется джайнистами и последователями Вишну. В джайнизме четыре руки свастики представляют четыре уровня существования.
Использование в истории
Свастика — сакральный символ и встречается уже в период верхнего палеолита. Символ встречается в культуре многих народов. Украина, Египет, Иран, Индия, Китай, Мавераннахр, Россия, Армения, Грузия, государство Майя в центральной Америке — вот неполная география этого символа. Свастика представлена в восточных орнаментах, на монументальных строениях и на домашней утвари, на различных оберегах и православных иконах.
В Древнем мире
Свастика обнаружена на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на керамике южноуральской Андроновской культуры. Лево- и правосторонняя свастика встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 лет до нашей эры.
Одна из древнейших форм свастики — малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до нашей эры в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков — закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики — квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения.
В Северо-Восточной Африке была обнаружена стела царства Мероэ, которое существовало во II—III веках н. э. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика нередко встречается на оберегах славян, немцев, поморов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкир, чувашей и многих других народов. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры.
В Китае свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян». В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. На одной из буддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои.
В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II—I тысячелетия до нашей эры. В Западной Европе была известна кельтам.
Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырёх сходящихся в центре треугольников — финикийского происхождения. Был известен также этрускам. Согласно А. Оссендовскому, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен рубин. Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии и Центральной и Восточной Азии.
Свастика в Индии
Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии.
В добуддийской древнеиндийской и некоторых других культурах свастику принято трактовать как знак благоприятных предначертаний, символ солнца. Этот символ до сих пор широко используется в Индии и Южной Корее. Храмы, божества, а также жилища и транспорт украшается свастикой, и большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без неё.
Свастика в Армении
Как и в у ведийских ариев, свастика в Армении являлась олицетворением света (в наиболее широком теологическом понимании), от чего и произошло её название — Аревахач, то есть «солнечный крест». Другие армянские названия свастики — «вардан» (от протоармянского «вращающийся»), «халке». Известно изображение свастики на главных вратах средневековой столицы Армении — Львиные врата Ани. Главным значением аревахача является божественный свет, а отсюда и солнце, движение жизни, благополучия, славы, вечности и удачи.
Сегодня аревахач является главным символом хетанизма — армянского неоязычества.
Свастика в европейской культуре
Свастика вновь стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке — на волне моды арийской теории. Английский астролог Ричард Моррисон организовал Орден свастики в Европе, 1869 году. Она встречается на страницах книг Редьярда Киплинга. Свастика была также использована основателем движения бойскаутов Робертом Баден-Пауэлом.
С 1918 по 1945 год свастика изображается на знамёнах ВВС и танковых войск Финляндии, а в настоящее время — на президентском штандарте.
Позже стала символом германских нацистов, после их прихода к власти — государственным символом Германии (изображалась на гербе и флаге); после Второй мировой войны в ряде стран её изображение было запрещено.
Весьма схож по форме со свастикой баскский крест (лаубуру).
Свастика в России (и на её территории)
Различные виды свастики (3-лучевая, 4-лучевая, 8-лучевая) присутствуют на керамическом орнаменте Андроновской археологической культуры (Южный Урал эпохи бронзы).