Что означает фамилия шишкин
Что означает фамилия шишкин
Фамилия Шишкин в одной трети случаев имеет русское происхождение, также существует небольшая вероятность что фамилия белорусского или украинского происхождения, примерно в четверти случаев фамилия произошла из языков народов России (бурятского, мордовского, татарского, башкирского, и др.), также возможно в 20% имеет еврейские корни, в 20% являются русифицированными вариантами латышских фамилий. Скорее всего эта фамилия происходит от прозвища, имени, или профессии дальнего предка её носителя, к тому же в большинстве случаев по мужской линии. Хотя нередки случаи когда фамилия Шишкин происходит и по женской линии
Фамилия Шишкин относится к виду малоизвестной в регионах России. В дошедших до наших дней уникальных древних материалах носители фамилии относились к высшему обществу из славянского псковского боярства в 16-17 веках, имевщих почтенную государеву привелегию. Древние упоминания фамилии можно почерпнуть в списке переписи населения Древней Руси в пору Иоана Грозного. У великого князя хранился особый список уважаемых и приятнозвучащих фамилий, которые вручались близким только в случае особых заслуг или награды. Тем самым эта фамилия сохранила собственное начальное происхождение и является исключительной..
Написание фамилии латиницей: SHISHKIN
Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО с указанием прямой ссылки на данную страницу
Происхождение фамилии Шишклаков | Информация о фамилии Шишко |
История фамилии Шишков | Тайна фамилии Шишкович |
Исследование фамилии Шишковичев | Значение фамилии Шишковский |
Откуда пошла фамилия Шишкоедов | Фамильный род Шишконов |
Исследование фамилии Шишкун | История происхождения фамилии Шишкунов |
Происхождение фамилии Шишкус | Информация о фамилии Шишлаков |
История фамилии Шишленин | Тайна фамилии Шишленко |
Исследование фамилии Шишленков | Значение фамилии Шишленников |
Откуда пошла фамилия Шишлин | Фамильный род Шишлов |
Исследование фамилии Шишловский | История происхождения фамилии Шишломин |
Зарегистрированные пользователи однофамильцы
Найдено 2 однофамильцев
Шишкин
Пользователи, интересующиеся фамилией Шишкин
Пользователь | Дата регистрации | Родина фамилии |
---|---|---|
Роман | 21.12.2011 | деревня Шишкины (Новооброчный), Оричевский район, Кировская область |
Роман | 21.12.2011 | деревня Лузяны (Камешница, Заречане), Оричевский район, Кировская область |
Дмитрий Лысов | 11.10.2011 | деревня Шишкины (Новооброчный), Оричевский район, Кировская область |
Дмитрий Лысов | 11.10.2011 | деревня Лузяны (Камешница, Заречане), Оричевский район, Кировская область |
татива | 19.03.2012 | деревня Огрызки (Шабуровская), Кирово-Чепецкий район, Кировская область |
topwild | 28.10.2011 | |
Ольга | 30.01.2012 | |
Александр Владимирович | 15.10.2012 | Орлов, орловский район, Кировская область |
Lyu-belos | 12.02.2013 | Шишкари (Титовская) Слободской район |
Александр Шишкин | 04.05.2013 | Вятская губерния |
melkiu86 | 04.05.2013 | Сютинцы,Вятка |
Андрей Александрович | 11.05.2013 | деревня Бутырки (Тюриковская), Орловский район, Кировская область |
викбат | 07.09.2013 | Орловский уезд, Вятской губернии |
Вячеслав Малков | 21.12.2013 | город Елабуга |
crek | 15.02.2014 | город Советск (Кукарка), Советский район, Кировская область |
Yl@ | 22.02.2015 | деревня Скрябино, Уржумский район, Кировская область |
Алла | 07.04.2015 | деревня Скрябино (Мещанское Займище), Параньгинский район, Республика Марий Эл |
Алла | 07.04.2015 | деревня Русская Ляжмарь, Параньгинский район, Республика Марий Эл |
колпаки | 11.05.2015 | |
Кроха | 05.06.2015 | д. Зуиха Советского района |
Алекс 65 | 23.12.2015 | д.Урма |
Ursus1975 | 23.12.2015 | деревня Кадесниково, Оричевский район, Кировская область |
Kranich | 14.01.2016 | деревня Уса (Огородников, Заречная), Яранский район, Кировская область |
Kranich | 14.01.2016 | деревня Бастраки (Спудные, Над речкой Ямной), Верхошижемский район, Кировская область |
Ростова | 31.03.2016 | Бурдяна |
Андрей Шишкин | 14.05.2016 | Сунский район |
Shishkina_N | 12.06.2016 | |
лёлик | 30.07.2016 | деревня Назаренки, Мурашинский район, Кировская область |
sisoid | 25.09.2016 | деревня Шишкари (Титовская), Слободской район, Кировская область |
галина1603 | 26.09.2016 | деревня Сунцово, Малмыжский район, Кировская область |
Вера Свинина | 19.11.2016 | д.Пинженер Куршаковского прихода |
ksenia.xoxlova | 25.01.2017 | деревня Гавричи (Ивана Жданова), Орловский район, Кировская область |
Сергей Шишкин | 21.03.2017 | деревня Сунцово, Малмыжский район, Кировская область |
Ateh | 29.05.2017 | Кировская обл., Сунской район, д. Желудки |
Psevdosfera | 09.06.2017 | Малмыжский район.Село Шишкино |
sergey095 | 04.07.2017 | деревня Русские (Над речкой Ирдымом), Кумёнский район, Кировская область |
Родригес | 23.09.2017 | деревня Дмитровка |
Илья Суворов | 15.11.2017 | село Козлово, Сарапульский район, Удмуртская Республика |
Cелена | 22.11.2017 | д. Останино (Лимоновская) Преображенской церкви с. Селезневского |
герасимов | 22.12.2017 | новый торъял |
Сандалов Артемий | 19.10.2015 | починок Александровский (Шишкин), Нолинский район, Кировская область |
ЗСГ | 25.03.2018 | деревня Ермушинский (Рогуши, Летаевский), Юрьянский район, Кировская область |
ЕкатеринаПономарь | 03.05.2018 | город Советск (Кукарка), Советский район, Кировская область |
Максим Гаврилов | 01.08.2018 | починок Бажуков (Терехин), Воткинский район, Удмуртская Республика |
Шустова Надежда | 15.09.2018 | деревня Шишкари (Бусыгинский), Верхошижемский район, Кировская область |
lybov84 | 15.11.2018 | д Прокудино |
РиммаР | 15.01.2019 | деревня Старый Кокуй, Малмыжский район, Кировская область |
РиммаР | 15.01.2019 | деревня Новый Кокуй, Малмыжский район, Кировская область |
boris53 | 27.01.2019 | Верхний Пинженер Мари-Турекский район |
Ольга777 | 09.03.2019 | |
Наталья Староверова | 03.04.2019 | город Елабуга, Елабужский район, Республика Татарстан |
Сало в мармеладе | 13.05.2019 | Шишкари |
Шишкин Игорь | 21.05.2019 | |
Надежда13 | 06.07.2019 | Вавож |
Пантера | 08.07.2019 | Село Лекшур |
sannesta | 20.08.2019 | деревня Шишкари (Подле речки Большухи 9-й), Мурашинский район, Кировская область |
iv | 21.09.2019 | д.Шишкари (Шишкинская большая) |
марсик | 18.11.2019 | посёлок Медведок, Нолинский район, Кировская область |
Наталья Вант | 26.01.2020 | |
Татьяна_Шишкина | 23.02.2020 | деревня Скрябино Уржумский уезд |
Елена Викторовна | 27.03.2020 | Починок Новооброчный |
Сергей СШ | 08.05.2020 | деревня Михоничи (При мельнице Горельнице средней), Юрьянский район, Кировская область |
npop78@mail.ru | 08.05.2020 | город Орлов (Халтурин), Орловский район, Кировская область |
RomanN | 18.07.2020 | Вятские поляны |
Andre78 | 29.09.2020 | деревня Старый Аргабаш, Кизнерский район, Удмуртская Республика |
Ирина-А | 27.10.2020 | пгт Тужа (Пижемское), Тужинский район, Кировская область |
Надежда1361 | 19.08.2021 | |
Нагоева | 26.10.2021 | деревня Сабанур, Параньгинский район, Республика Марий Эл |
kess705 | 03.11.2021 | |
Julie | 27.11.2021 | деревня Пинженерь, Уржумский район, Кировская область |
Словарь фамилий «Книги Вятских Родов» В.А. Старостина
Шишкин
Новгородский род с 1550 г., Костромской род с 1605 г.
Ранние упоминания на Вятке:
Первое упоминание в Памятных книжках Вятской губернии:
Памятная книжка за 1860 год
Информацию о распространенности фамилии Шишкин на Вятке и в России смотрите здесь.
Описание фамилии
Эта фамилия не имеет описания. Если Вам есть, что рассказать о ней, напишите об этом в комментариях.
Комментарии
МК Введенского прихода (Богословский завод) за 1899 (о смерти):
10 августа Вятской губернии, Нолинскаго уезда, Александровской волости крестьянина Иоанна Григориева Шишкина дочь Екатерина, 15 лет, от скарлатины.
ШИШКИН
В основе фамилии могли быть: 1) неканоническое имя Шишка, дававшееся как охранительное «от увечий, ушибов, жизненных неудач и нужды» (Суперанская, Суслова. С.36); 2) производная форма Шишка неканонического имени Шиш (см.ШИШЕВ; ср. ниже многочисленные исторические примеры сочетания имени Шишка с отчествами и фамилиями Чертов, Чертовский); 3) прозвище — от одного из значений нарицательного шишка: «всякого рода отдельная или срослая с чем блона, тулька, волдырь, горбина, нарост, пухляк, желвь, желвак»; «сосновая, еловая шишка, семенник, плод с семенем»; «шашка, бабка, козна, лодыжка игорная»; «рученька пряжи, початок, простень, с веретеном»; влад.«чокуры, род печенья»; (горн.) «стержень, на котором отливают пустотелые снаряды, гранаты, бомбы»; (горн.) «молот, кулак, балда»; «горка, или верхушка горы»; «передовой на пути; передовой бурлак, при тяге судов бичевою»; «передовая лошадь, в этой же тяге, или в езде гусем»; «шиш, шишига, бес, чорт»; «шинька, кося, коська, жеребя, жеребенок» (Даль); «ком замерзшей грязи на дороге»; «самородок» (СРГСУ).
Исторические примеры: «Федко Шишка, боярин, в Можайске, 1472; Сысойко Шишка, крестьянин, 1495; Фомка Шишка, крестьянин, 1495; Шышка, холоп, 1495; Марко Шишкин, крестьянин, 1495; Якушов сын Курилова Митрофанец Шишка, холоп, 1498; Левуха Шишка, холоп, 1498; Ондрейко Шишка Митин сын Корыткова, помещик, 1500; Шишка Игнатов, крестьянин, 1500; Шишка Микифоров сын, холоп И.А.Талызина, 1506; Шишка Васильев сын Чертова, послух в Московском уезде, 1512; Шишка Лысков сын Чертова, отчинник дмитровский, 1518; Игнатий Шишка Васильев сын Лыскова Чертов, послух, 1525; Бориско Шишкин, крестьянин, 1539; Шишка Захаров сын Бегуницкаго, новгородский помещик, 1555; Потеха Васильев сын Шишкин, костромской посадский, 1605; Петрушка Макаров Шишка, нижегородский посадский, 1608; Костянтин Шишкин, смольнянин, боярский сын, 1609; Федко Шишка, бобыль, в Обонежской пятине, 1611; Никон Шишкин, пусторжевец, 1650; Михайло Шишкин, дьяк в Астрахани, 1658; Алешко Шишкин, казанский подьячий, 1696» (Тупиков); «Шишка Васильевич Чертовский, новгородский помещик, в 1550 г. получил поместье под Москвой, казнен в 1570 г. в опричнине; Коротай Ермолин Шишкин, 1559 г.; Иван Федорович Шишкин Ольгов, казнен около 1563 г.; Семен Акинфович Шишкин; Харазин Шишка Карпович, середина XVI в., Кострома» (Веселовский I); в XVI-XVII вв. Шишкины — семеро дьяков и подьячих (Веселовский II).
Приуральские примеры: «Крестьянин поч.Шишкин Федька Иванов сын Шишкин, 1623; крестьянин д.Рожина Карпунька Емельянов сын Шишкиных, 1647» (Полякова). В 1687 г. тобольский сын боярский Иван Андреевич Шишкин сделал вклад в Далматовский монастырь (Манькова. С.62). Известен ряд сибирских воевод Шишкиных: Федор Григорьевич служил в 1623-25 гг. в Сургуте, в 1633-35 гг. — в Томске и в 1647-49 гг. — в Туринске, Василий Федорович с сыном Михаилом — в 1680-82 гг. в Кетске и Нарыме, стольники Юрий Федорович и его сын Михаил в 1697-1700 гг. — в Кетске, а в 1700 г. были переведены в Иркутск (Вершинин. С.158,159,162,163,167,176,179).
Топонимические параллели: д.Шишкино в Лебяжском и Уржумском р-нах и Шишкины в Арбажском и Оричевском (две) р-нах Кировской обл.; ср.: в 1806 г. грамотные крестьяне Шишкины учтены в Нолинском и Слободском у. Вятской губ.; фамилия широко распространена на Вятке, в частности, в Кирове (Т 1983 — 43 чел.). С Вяткой связано распространение фамилии в пределах Аятской сл. (см.: Любимов. С.158,160).
Предком Шишкиных в приходе Камышлова мог быть крестьянин Камышловской сл. Севастьян Шишкин, 1681/82 г. (Шишонко III. С.832).
В д.Белояланской (22:3) жил крестьянин Кирилл Герасимович (Ярасимов) Шишкин; в той же деревне на подворье проживал пришлый Харлампий Федорович Шишлин (Шишкин?) (перепись 1710 г.); в д.Кунарской (38:1) на подворье жил Никита Иванович Шишкин (перепись 1719 г.).
В 1822 г. в Камышлове фамилию носил неслужащий рядовой инвалидной команды, в деревнях — крестьяне.
Фамилия встречается в Каменском (Память — 12 чел.), Богдановичском, Далматовском, Камышловском, Пышминском, Сухоложском, Тугулымском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).
1.1. Камышлов город, приход Покровского собора город Камышлов, с 1668 – Камышевская (после 1686 – Камышловская) слобода, с 1781 – уездный город
1.9. Шипицына деревня, приход Покровского собора город Камышлов, она же деревня Шипняги (1869)
5.5. Черемиская деревня, приход Богоявленской церкви Катайский острог, село Песковское (1958), также приход Пророко-Ильинской церкви Катайская слобода
34.5. Кашина деревня, приход Архангельской церкви Новопышминская слобода, с 1858 – село Кашинское (Кашино)
Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство «Екатеринбург», 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.
Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!
Что означает фамилия шишкин
Мы решили провести исследование всех двенадцати русских фамилий, берущих начало, по утверждению современных историков, от Солохмира(Салахмира).
Попробуем критически рассмотреть все упоминания о Солохмире и его роде, не только касаемо семьи Шишкиных, но и в целом. Выделим главные события для рассмотрения:
— Документальный факт о крещении Солохмира и свадьбе его с сестрой князя Олега;
— Рассмотрим духовную грамоту на распоряжение имуществом;
— Найдём род Солохмира в Государевом Родословце 1555 года;
— Посмотрим «Бархатную книгу»;
— Родословную роспись Крюковых 1686 года;
— Родословную роспись Вердеревских 1686 года;
— Родословную роспись Апраксиных;
— Родословную роспись Шишкиных, Хитровых, Базаровых, Ханыковых, Дувановых, Ратаевых, Кончевых, Пороватых.
1. Нет никакого документа XIV века, где бы описывалась свадьба сестры князя Олега и Солохмира. Более того, первое упоминание о факте крещения трёх перешедших татар из Орды в Москву, дошедшее до нас как знаменательное событие, датировано оно 1379 годом, крестил их сам Митрополит. То есть не о Солохмире и его брате идет речь, а о каких-то других татарах, и на несколько лет позже.
2. Далее, с важнейшим документом, «Жалованной грамотой», со слов Вердеревских случилось несчастье! Она странным образом хранилась у них в маленьком городке Переяславле и в 1666 году сгорела. Сразу возникают подозрения о странности этого события. Почему такой важный документ в историческом и в материальном смысле хранился не в Москве или монастыре, как было принято в то время, а в неспокойном украинском городке без должной охраны? И вторая странность – оказалось, что копии этой грамоты нигде нет! Ни разу, за почти три века её никто нигде не отметил как документ на имущество и не сделал копию. Словно ею ни разу нигде не пользовались, а потом вдруг, с начала XVIII века, копия этого документа стала встречаться повсеместно.
Естественно, столь древний от 1371 года род Солохмира с продолжателями из двенадцати фамилий мы однозначно должны были бы встретить в Первом Государевом родословце 1555 года. Ведь в нём были представлены все московские титулованные рода, а также и многие другие, жившие тогда на Руси. Вы будете удивлены, но род Солохмира не вошёл в Государев Родословец! Нет его и в «Бархатной книге»! Там в частности есть род Шишкиных и он идёт не от Солохмира.
Так, когда же появляется во всей красе род Солохмира?!
3. Приведем выдержку из родословных книг:
— там есть перечень объектов, пожалованных Солохмиру в вотчину (Венёва, Ростовцев, Веркош, Михайлово поле, Вердырев, Безнуцкой стан). Родовая роспись конца XVII века:
«А Григорей сидел в Вердереве, и по вотчине стали слыть Вердеревские, а за Кончеем была вотчина Безнуцкой стан да Михайлово поле, а у Обусмала (Обумайло) сын Григорий Шышка, а был у великого князя боярин, и жыл в вотчине своей в Венёве до смерти своея, и лёг в Веневе, и з женой своею. А у Григория(сын) Большой Тимофей Крюк был у великого князя конюшей и был за ним Ростислав в путь, и на бою его ранили татарве, и он постригся, да от тех ран умер, и лёг в Ростиславе…
А у Тимофея у Григорьевича у Крюка (сын) Михайло отъехал к великому князю Ивану Алексеевичу на Москву, покинув свою Веневу, да Веркошу и Ростовец.»
Здесь акцент, сделанный на вотчине Крюковых, не случаен, ведь статья рода Солохмира разрядной редакции – это и есть роспись рода Крюковых конца XVI века, которые таким образом получили подтверждение на владение землёй, утвердив свою родословную в 1686 году.
То есть в 1686 году неожиданно появляются три родословных, написанные, как под копирку, но делящие между собой всё наследство из несуществующей духовной грамоты, – это рода Апраксиных, Крюковых и Вердеревских, и каждый из которых в качестве доказательства приводит не документы из архивов XIV-XV веков, а ссылки на разрядные книги друг друга.
На наш взгляд, главными инициаторами исторического мошенничества были Вердеревские. Именно Иван Вердеревский позаботился о придании максимальной правдоподобности концепции рода Солохмира. Ни Крюковы, ни Апраксины не занимались детализацией фактов своей родословной. С особым вниманием и всеми фантастическими подробностями родословную расписали именно Вердеревские и даже указали в ней, какое кому принадлежит имущество, чего никто никогда до них не делал.
Теперь мы уже не узнаем, как, но три рода: Крюковы, Апраксины и Вердеревские в 1686 году успешно утвердили свои новые родословные и права на земельные участки.
Далее, приведём авторитетное мнение С.Б. Веселовского, изучавшего родословные русских дворян, а именно родословные росписи 1686 года:
«Пока в них шла речь о лицах живущих в XVI-XVII веках, когда условия службы были хорошо известны служивым людям, а всякая ложь и вымыслы могли быть легко заметными, тогда дело еще обстояло сносно, но когда дело шло о более раннем времени, то начинались такие фантастические легенды, вранье и путаница, что историку делать с ними нечего. Иногда утраченное для потомков прошлое заменялось излюбленными легендами о выездах.»
Так и в нашем случае, когда было невозможно обосновать свою исключительность, а тем более еще и получить огромные земельные наделы, то алчность и тщеславие сыграло в людях, и их потомкам понятное дело было не до опровержений своего вымышленного рода. Зачем им нужен был позор? Да и терять землю никто не хотел.
А о правах? Что о них говорить, если подделывать родословную в то время первым начал Иван Грозный, за ним потянулась эта традиция дальше, её не чурались и Романовы.
4. Теперь рассмотрим статус титула «мурза» и попробуем выяснить, мог ли Князь Рязанский отдать за него свою сестру в соответствии с обычаями того времени. Даже здесь разные источники говорят по-разному: в одних Олег отдал ему в жены сестру, в других он советовался о походах со своим зятем Солохмиром.
Открыв «Википедию», мы видим, что мурза – это аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская орда, высший слой тюркского дворянства, соответствующий русским князьям. Известно, что многие крупнейшие дворянские рода России, в том числе княжеские, гордились тем, что происходят от знатных тюрко-татарских родов Золотой Орды и её наследников, различных татарских ханств и княжеств.
«Вот!» – воскликнете вы! Правы монголы! Мог князь Олег Рязанский выдать хоть дочь, хоть сестру за равного ему по титулу мурзу!
Порадовались? А теперь немного правды, горькой правды. Нет, не от нас лично, зачем нам что-то выдумывать, мы будем опираться исключительно на факты.
То есть получается, что, согласно словарям Даля, Ушакова и прочих, которые писали правду и жили в дореволюционной России, мурза никак не мог быть на одном уровне с русским князем. Князь Олег Рязанский не выдал бы за безродного мурзу ни дочь, ни сестру, это было не в традициях Руси. И второй момент, посмотрите на век появления титула мурза – это XV век, а, по мнению современных историков, мурза Солохмир прибыл в XIV веке.
Но вот описание из переведённой нами польской книги «Kniaziowie litewsko-ruscy od ko;ca czternastego wieku» автора Юзефа Вольфа:
То есть здесь еще одно достоверное доказательство того, что никаким образом мурза не мог стать родственником князя Олега Рязанского, потомка Рюриковичей.
И еще обратите внимание на татарские фамилии и имена, нами специально они переведены в полном объеме, – в них нет ничего схожего с именем Солохмир Мирославович! Нет ни одного имени, близкого по звучанию, и тем более с русским отчеством. Мне понятно желание потомков различных мурзов возвеличить своё прошлое, но истина всё равно восторжествует!
Как-то и летописи обошли его своим вниманием, и потомки не написали родословных книг. До сих пор даже существуют две версии о том, кто был его отец! Знаменитые историки Иловайский Д.И., Экземплярский А.В. и Кузьмин А.Г. с одной стороны и целый ряд более поздних историков с другой считают отцами Олега разных людей. До сих пор не ясно, сколько жён у него было, одни утверждают, что две, другие – что одна. С детьми та же путаница, а о наличии у него сестёр или братьев вообще нет ни одного достоверного источника. То есть неожиданно, при делёжке земельных участков, в 1686 году появилась именно родословная третьесортного (по квалификации титулов) мурзы Солохмира, основанная исключительно на былинах и сказках, и на сомнительных документах. А главное, над родословной Великого князя Олега Рязанского работают целые учёные группы и спорят уже более двухсот лет и так и не находят консенсуса, а род мурзы Солохмира, составленный тремя «наследниками» земли, без всяких проблем и возражений принят, как будто они заранее вначале землю между собой поделили, а потом представили в учёный совет все документы, со ссылками на сгоревшие документы и архивы.
Все заключения различных исследований происхождения дворянских фамилий, в доказательство, приводят родословную Вердеревских, представленную и активно распространяемую такими организациями и интернет-площадками как: меджилис татарских мурз, «Потомки Золотой Орды», «Исконная татарская Русь», «Все потомки мурзы Солохмира», «500 русских фамилий булгаро-казанского и татарского происхождения», «История татар». Это делается, как мы предполагаем именно для того, чтобы заниматься популяризацией одного из главных своих героев мурзы Солохмира. Они же ведут многочисленные сайты в интернете и, естественно, являются одними из организаторов установки мемориальной плиты в Храме Рождества Богородицы Солотчинского монастыря на месте найденной в 2004 году плиты с надписью якобы подтверждающей захоронение здесь именно мурзы Солохмира вместе с князем Олегом Ивановичем Рязанским в 1543 году. Олег Игоревич Хоруженко, старший научный сотрудник, преподаватель на кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ, считает в своей научной работе «Плита Схоросмира: поминальный обычай в конструировании родовой памяти», выполненной в 2008 году,
что этот вариант прочтения и интерпретации надписи предложили В.П. Нагорнов и Ю.В. Гераськин в 2007 году, рассмотрев содержащиеся в ней данные в свете историко-политических, историко-географических и генеалогических проблем. Между тем, изучение внешних, формальных особенностей источника в работе 2007 года авторами предпринято не было, они лишь констатировали, что «надпись выполнена вязью XVI века, что прекрасно согласуется с датой, приводимой в тексте плиты». Авторы не обосновали свою датировку вязи, а лишь сослались на палеографические таблицы, приложенные к учебному пособию по литературе для учащихся старших классов. Сопоставление памятника эпиграфики со случайным образчиком книжной вязи XVI в., послужившим иллюстрацией к учебному пособию, не представляется корректным, а сходство с ним – убедительным. В своей работе в 2008 году Олег Игоревич Хоруженко проводит анализ вязи на плите и приходит к выводам, что перед нами – развитая вязь, характерная для более позднего времени, чем дата, приведенная на памятнике. Изготовление плиты можно связать с деятельностью Ивана Вердеревского. В 1686 году он подал в разряд вместе с родословной росписью, содержавшей легенду о своем происхождении от Солохмира Мирославича.
Также, по мнению Хоруженко, несколько неожиданной оказалась интерпретация В.П. Нагорновым и Ю.В. Гераськиным имени легендарного основателя рода Вердеревских и Апраксиных:
«Исходя из текста плиты, приходится признать именем, данным ему при рождении, Хоросмир».
Этот вывод сказался в названиях их работы 2007 года («Салахмир или Хоросмир?»), где он задал надуманную исследовательскую проблему, и работы 2008 года («мурза Хоросмир»). Между тем, форма «Хоросмир» стала следствием неверного словоразделения, предложенного авторами при публикации надписи – «Ивана с Мирославовича с Хоросмира» вместо очевидного «Ивана Смирославовича Схоросмира». Словоразделение, которого придерживаются В.П. Нагорнов и Ю.В. Гераськин, решительно не может быть принято. Если авторы считают слова «Мирославович» и «Хоросмир» топонимами, что могло бы оправдать обособление ими «с» в обоих случаях в качестве предлога, то это исключает их одновременное понимание и как антропонимов. Форма «Схоросмир» в иных источниках для обозначения легендарного предка Вердеревских и Апраксиных не встречается, однако, написание его имени отличается известным разнообразием: наряду с Салахмир/Солохмир встречаются варианты Салнохир, Салхомир и даже Лохмир. Нельзя исключить и сознательного искажения имени родоначальника в попытке представить измененную форму как архаичную.
Несмотря на опровергающие выводы, 25 сентября 2010 года плита была освящена наместником Свято-Троицкого монастыря г. Рязани архимандритом Андреем (Креховым), в присутствии представителей ряда дворянских родов, выводящих свой род от Солохмира/Схоросмира, и торжественно установлена в соборе Рождества Богородицы Солотчинского монастыря, где и экспонируется в настоящее время. Ни потомков легендарного Солохмира, ни церковных деятелей, возвративших плиту в коммеморационную практику, не заинтересовали сомнительные детали ее оформления и содержания, выдающие ее фальсифицированность. Как и у ближайших аналогов, функция этого памятника состоит не в душеполезном поминании «Схоросмира, во иноцех скимника Иосифа», а в презентации древности рода его потомков и демонстрации значимости обители. В этом и видится значение новооткрытого памятника.
В завершение статьи, не поленитесь и посмотрите сами в интернете информацию об оставшихся не исследованных русских фамилиях, якобы пошедших от мурзы Солохмира: Базаровы, Дувановы, Ратаевы, Кончеевы, Пороватые, Шишкины, и вы удивитесь, что по этим дворянским родам нет ни одного родословного дерева, восходящего к Солохмиру! Оно есть только в родословной Хитровых, появившейся в гербовнике в 1818 году, и родословной Ханыковых, но они также слово в слово переписаны с родословных Апраксиных.
Получается, что предки трёх фамилий – Апраксины, Вердеревские и Крюковы – подделали свои родословные, сочинив красивую легенду о мурзе Солохмире и поделили между собой земли. Конечно, им для правдоподобности пришлось вписать в свои мифические родословные и боковые ветви в числе фамилий, взявших, например, название от прозвища Шышка – Шишкины. А потом автор книги «500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения» А.Х.Халиков, нашёл в родословной книге Вердеревских красивую легенду и переписал её в свою книгу, объявив татарское происхождение еще восьми древнейших дворянских фамилий. Так потомки Хитровых, Шишкиных, Ханыковых, Дувановых, Ратаевых, Кончеевых, Пороватых, Базаровых, оказались введены в заблуждение относительно своего происхождения.
Нам остается только сделать вывод о том, что фамилия Шишкин – это древнейшая, исконно русская фамилия в России, берущая своё подтверждённое начало от золотых дел мастера – Шишкина, чей золотой пояс упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 года, о нём вы можете прочитать в нашей авторской книге «Шишкины в истории России 1339-1905 гг.»