Кто на самом деле скрывался под именем Шекспир: Сын скотовода или британский граф
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Шекспировский вопрос и многочисленные варианты ответов
Уильям Шекспир был когда-то успешным драматургом, но не более того. И даже в этой профессии ему не довелось при жизни завоевать звание лучшего: были Бен Джонсон и Кристофер Марло, которые не меньше, скорее даже больше ценились своими современниками. О гениальности шекспировских произведений заговорили спустя довольно много лет после смерти драматурга в 1616 году, а о том, кем все-таки был автор «Короля Лира», «Гамлета», «Ромео и Джульетты» и других великих пьес – и того позже.
XIX век вообще стал эпохой, когда в моде были разные конспирологические теории – веянием времени было сомневаться в казавшихся доселе непоколебимыми истинах. Поднимались вопросы об историчности евангельских персонажей – вплоть до самого Христа, об авторстве гомеровских поэм. Не избежал участи быть подвергнутым исследованию и английский драматург.
Нет ничего удивительного в том, что личность Шекспира и его причастность к созданию пьес и сонетов оказалась в поле зрения любителей литературы: слишком уж много белых пятен и вызывающих настороженность несоответствий отыскивалось в его биографии. Собственно говоря, история сохранила не так много достоверных сведений о том, каким был и как творил этот английский писатель и драматург. Большая часть дошедших до настоящего времени сведений получена из немногих официальных документов и из переписки, в которой упоминается Шекспир.
Он родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне – мягко говоря, не в культурной столице Англии. Главным занятием жителей, включая и отца Уильяма, Джона Шекспира, было разведение овец, производство шерсти и выделка шкур. Есть основания полагать, что образования Шекспир не получил, а родители его были, по всей видимости, неграмотными. Правда, Шекспир-старший был богат; а в 1596 году он получил право на герб, после чего его сын Уильям стал именоваться «джентльменом».
Возникали версии о том, что Шекспир, возможно, лишь обеспечивал свою подпись на чужих произведениях, а реальным автором был некто, обладавший нужными знаниями, опытом и талантом, но по каким-то причинам решивший остаться не известным широкой публике.
Кто же этот таинственный персонаж, если, конечно, он существовал в действительности? Пальму первенства в вопросах авторства уверенно удерживают философ Фрэнсис Бэкон и Эдвард де Вер, 17-й граф Оксфорд, а помимо них – еще около восьми десятков кандидатов на звание «истинного Шекспира». И среди них – Роджер Мэннерс, пятый граф Ратленд.
Ратленд, или Рэтленд, как принято его называть в отечественном шекспироведении, был персоной довольно любопытной и сам по себе заслуживал пристального внимания. Он родился в 1576 году в замке в Йоркшире, рано, в двенадцать лет, получил титул графа – после смерти отца. К этому времени мальчик уже был весьма образован, обучался в колледже при Кембриджском университете. По традициям того времени, Ратленд, будучи сиротой, поступил под попечение государства, а еще – королевы Елизаветы I.
За свою недолгую жизнь Ратленд успел овладеть многими знаниями и искусствами, обучался и в Англии, и за границей, был слушателем Падуанского университета, получил степень Магистра Искусств, занимал высокие государственные должности. Он располагал огромной библиотекой, доставшейся в наследство от отца и деда, где хранились книги, справочники, словари на латыни, греческом, французском и других языках. Среди друзей и приятелей Ратленда были ученые, поэты и, разумеется, аристократия.
Отправившись в девятнадцать лет в путешествие по Европе, он не просто посетил те места и страны, что упоминает Шекспир в пьесах, доказано, что среди слушателей университета в Падуе во время обучения там Ратленда были двое датских студентов с именами Розенкранц и Гильденстерн. Впоследствии, отправившись в Данию с посольством, он встречался со своими прежними однокашниками. Во время визита Ратленд посетил замок Эльсинор, а вскоре после возвращения графа из Дании в текст пьесы «Гамлет» были внесены вставки и уточнения.
В 1599 году Ратленд женился на Елизавете Сидни, крестнице королевы и дочери поэта Филипа Сидни. Создается впечатление, что молодой граф пользовался расположением английской правительницы. Правда, в 1601 году Ратленд принял участие в мятеже графа Эссекса против королевы, после чего был заключен ею под стражу; самого зачинщика бунта казнили. На период, что Ратленд находился в заключении, приходится и перерыв в творчестве Шекспира. После смерти Елизаветы граф получил свободу.
Граф Ратленд умер в возрасте тридцати шести лет после тяжелой болезни, его забальзамированное тело было переправлено из Кембриджа, где он скончался, в фамильную усыпальницу в Боттесфорде. Никому не было позволено увидеть лица покойного. Через несколько недель умерла и вдова Ратленда, Елизавета. Она не присутствовала на похоронах мужа, не была упомянута в его завещании, а последнее пристанище нашла в Лондоне.
Аргументы в пользу авторства Ратленда
После 1612 года, когда скончался Ратленд, не вышло ни одного нового произведения Шекспира. А в графской библиотеке, в книге расходов замка Бельвуар, спустя три столетия отыскался документ, подтверждающий передачу младшим братом Ратленда Фрэнсисом сорока четырех шиллингов золотом Уильяму Шекспиру и актеру Ричарду Бербеджу. Между прочим, студенческое прозвище Ратленда звучало как shake-speare, то есть «потрясающий копьем».
О том, что Ратленд может быть настоящим автором шекспировских произведений, впервые сделал предположение в 1907 году немецкий писатель Карл Бляйбтрой. Но всерьез эту версию подхватили только в Советском Союзе. П.С. Пороховщиков, юрист и литературовед, считал, что граф Ратленд и его жена Елизавета – подлинные авторы написанного под именем Шекспира. В архивах замка Бельвуар Пороховщикову удалось обнаружить песню из «Двенадцатой ночи» Шекспира, написанную рукой Ратленда. Большой труд в поддержку этой антистратфордианской теории увидел свет в 1997 году, это была книга И.М. Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса».
На западе кандидатура Ратленда как «истинного Шекспира» серьезной поддержки не получила. Тем не менее стратфордианцы, а именно так именуются приверженцы классического подхода в шекспироведении, уже давно не настаивают на абсолютной непогрешимости первоначальной версии об авторстве. И пусть Ратленд несколько уступает тому же графу Оксфорду в конкуренции за право «называться Шекспиром», а все же предлагаемая теория о его причастности к английской литературе по меньшей мере заслуживает внимания и заставляет задуматься.
Сохранилось мало исторических свидетельств о жизни Шекспира. И в наши дни ведутся споры относительно его внешности, религиозных взглядов, сексуальных предпочтений, а также авторства приписываемых ему произведений.
Уильям Шекспир родился в 1564 году в городе Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир, Англия) в состоятельной семье ремесленника (перчаточника) Джона Шекспира и Мэри Арден, принадлежащей к одной из старейших саксонских семей. Он был третьим ребенком из родившихся восьми детей. Точная дата рождения будущего национального поэта неизвестна. По преданию он появился на свет 23 апреля –в день святого Георгия, покровителя Англии. Доподлинно известно, что 26 апреля он был крещен в местной церкви. С английского языка фамилия «Шекспир» переводится как «потрясающий копьем».
Считается, что Уильям получил хорошие знания по латыни, основам греческого языка, античной мифологии, истории и литературы в стратфордской «грамматической школе», а также, возможно, изучал творчество античных поэтов в школе короля Эдуарда VI. В возрасте 18 лет он женился на дочери местного землевладельца Энн Хатауэй, которая была на 8 лет его старше. В браке родилось трое детей.
Расцвет его творческой карьеры связан с переездом в Лондон. Начиная с 1590-х годов, Шекспир начал писать самостоятельные пьесы, отдавая их в разные театры, а также переделывал по заказу чужие произведения. В Лондоне он стал актером, драматургом, пайщиком труппы «Слуги лорда-камергера» (позже известной как «Слуги короля»). В 1599 году Шекспир становится одним из совладельцев нового театра «Глобус», в котором ставят его пьесы. Как актер он не пользовался особой славой, играя в театре второстепенные роли (например, тень отца Гамлета), успех, деньги и признание принесли литературные произведения. Шекспир, как достаточно состоятельный человек, получил право на фамильный герб и дворянское звание – джентльмен. В 1612 году он по неизвестным причинам покинул Лондон и возвратился в Стратфорд, где прожил три года. 23 апреля 1616 года в день рождения Шекспира приехали друзья: драматург Бен Джонсон и поэт Майкл Дрейтон. В их честь был устроен банкет, в конце которого с Шекспиром случилась горячка, спасти поэта не удалось.Он похоронен в церкви Святой Троицы Стратфорда-на-Эйвоне. В 1622 году там был установлен раскрашенный бюст Шекспира за работой.
Литературное наследие Шекспира распадается на две части: стихотворную (поэмы «Венера и Адонис», «Лукреция», 154 сонета) и драматическую. Шекспир считал своим литературным первенцем поэму «Венера и Адонис», напечатанную в 1593 году. Поэма, написанная в модном эротическом жанре, имела оглушительный успех и при жизни автора была издана восемь раз. Исследователи творчества Шекспира условно делят его на три (иногда четыре) периода. На первом (оптимистическом) этапе он большей частью пишет комедии: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» и др., ряд исторических хроник: три части «Генриха VI», «Ричард III», драму «Тит Андроник», трагедии: «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». Второй (трагический) период связан с созданием преимущественно трагедий: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», которые явились вершиной творчества драматурга. В течение третьего (романтического) периода Шекспир создает поэтические сказки: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря».
После смерти Шекспира два его друга, актёры Джон Хеминг и Генри Конделл, в 1623 году опубликовали Первое фолио – собрание всех (кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей») пьес, написанных Шекспиром. Это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.
После смерти Шекспира появились сомнения в авторстве приписываемых драматургу работ, так как не сохранилось ни документальных свидетельств о получении им образования, ни рукописей, а единственными образцами почерка являются шесть подписей на официальных документах. Противники авторства Шекспира называют эти подписи «каракулями» и приводят как ещё одно доказательство неграмотности драматурга. К тому же произведения Уильяма Шекспира поражают объемом активного лексикона: от 17 500 до 29 тысяч слов. Самые образованные и литературно одаренные его современники использовали от 5 до 8 тысяч слов. Более того, драматург ввел в английский язык свыше 3200 новых слов.
Вопрос об авторстве произведений («шекспировский вопрос») впервые был поднят в 1772 году, когда было выдвинуто предположение о том, что Фрэнсис Бэкон является автором пьес Шекспира. На данный момент насчитывается свыше 77 кандидатов на авторство: драматург и поэт Кристофер Марло, английский политик Генри Невилл, 17-й граф Окфорд, граф Дебри, лорд Хансдон, королева Елизавета Iи король Яков I. Также были высказаны предположения, что под псевдонимом «Шекспир» скрывается группа авторов.
О жизни Уильяма Шекспира известно очень мало, а интерес к его персоне и по сей день огромен. И, как и с любой выдающейся личностью, с именем Шекспира связано множество интересных фактов, некоторые из которых стали известны совсем недавно.
Экранизаций произведений Шекспира – сотни, пожалуй больше, чем у какого-либо другого писателя. Среди них прямые экранизации, переделки, пародии, фильмы «по-мотивам», осовремененные версии и многое другое. Наиболее известные экранизации: Акира Куросава «Трон в крови», Питер Брук «Король Лир»; Франко Дзеффирелли: «Укрощение строптивой», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет»; Григорий Козинцев: «Гамлет», «Король Лир». Фильм Сергея Юткевича «Отелло», созданный в 1955 году, стал первым советским фильмом, дублированным на английском языке. Но особый интерес вызывает первая экранизация «Гамлета», выпущенная в 1900 году во Франции. Этот фильм назывался «Дуэль Гамлета» и длился всего три минуты, а главную роль в нём исполнила женщина – Сара Бернар.
Первый театр «Глобус» сгорел ещё при жизни Шекспира. Более того, он сгорел во время спектакля по шекспировской пьесе «Генрих VIII». Выстреливающая во время представления театральная пушка дала осечку, отчего воспламенились деревянные балки и соломенная крыша. Из сохранившихся описаний данного события известно, что в пожаре никто не погиб, а пострадал лишь один человек, который пытался потушить загоревшиеся на нём брюки бутылкой эля.
Современное здание театра было воссоздано по описаниям и обнаруженным при раскопках остаткам фундамента в 1997 году. Расположено оно примерно в 205 метрах от места первоначального театра. Это первое здание с соломенной крышей, которое разрешили построить в современном Лондоне со времени Великого пожара 1666 года.
Самый узнаваемый писатель
Казалось бы, практически любой человек может без проблем представить себе облик Уильяма Шекспира – число портретов выдающегося драматурга так велико, что опережает коронованных особ того времени. Но при этом не существует ни одного прижизненного изображения Шекспира, а единственным достоверным портретом считается гравюра Мартина Друшаута с титульного листа посмертного Первого фолио драматурга.
Уже более 100 лет не утихают слухи о похищении из могилы черепа Уильяма Шекспира. Сообщения об этом инциденте появлялись и в 1974, и в 1879 году. А в 1794 году писатель и политик Гораций Уолпол даже заключил пари на 300 футов стерлингов, которые должен был получить тот, кто принесёт ему череп Шекспира (в то время как раз набирала популярность френология – лжеучение о том, что умственные способности человека зависят от размеров и формы мозга).
Долгие годы эти сообщения расценивались как выдумки, глупые байки вокруг известной личности, но в 2016 году они нашли своё подтверждение. К 400-летию со дня смерти Шекспира британские ученые впервые исследовали его могилу. Они сканировали захоронение при помощи современного оборудования и обнаружили, что там нет черепа писателя. Священнослужители, тем временем, сообщили, что не считают проведённое исследование достаточным свидетельством кражи черепа, но тревожить захоронение для более детального изучения не позволили.
Интерес к величайшему гению эпохи Возрождения не ослабевает. Шекспир до сих пор остается самым известным и самым загадочным драматургом в мире. Чем больше времени проходит с момента его смерти, тем больше мы узнаём о его жизни и литературном творчестве. Не исключено, что в ближайшие десятилетия нас ожидают новые ошеломляющие открытия.
Единственное достоверное известное изображение — гравюра из посмертного «Первого Фолио» (1623) работы художника голландского происхождения Дросхоута
Дата рождения:
Содержание
Биография
Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году, крещён 26 апреля, точный день рождения неизвестен. Предание относит его появление на свет к 23 апреля [3] : эта дата совпадает с точно известным днём его смерти. Кроме того, 23 апреля отмечается день святого Георгия, покровителя Англии, и к этому дню предание могло специально приурочить рождение величайшего национального поэта. Фамилия «Шекспир» может быть переведена с английского как «потрясающий копьём».
В 1582 году он женился на Энн Хатауэй, дочери местного землевладельца, бывшей на 8 лет его старше и уже беременной в момент заключения брака; в 1583 у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 — близнецы: сын Хемнет, умерший в детстве (1596), и дочь Джудит. О дальнейших (в течение семи лет) событиях его жизни существуют лишь предположения.
Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия:
Good friend for Jesus sake forbear, To dig the dust enclosed here. Blest be the man that spares thes stones, And curst be he that moves my bones.
Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят — тронувший мой прах. (Перевод А. Величанского) [5]
В церкви воздвигнут также раскрашенный бюст Шекспира, рядом с которым ещё две эпитафии — на латыни и на английском. Латинская эпитафия сравнивает Шекспира с мудрым пилосским царём Нестором, Сократом и Вергилием.
Шекспира пережила вдова, Энн (ум. 1623), и обе дочери. Последним прямым потомком Шекспира была его внучка Элизабет Барнард (1608—1670), дочь Сьюзен Шекспир и доктора Джона Холла. Три сына Джудит Шекспир (в замужестве Куини) умерли молодыми, не оставив потомства.
Творчество
Драматургия
Английская драма и театр времён Уильяма Шекспира
Английские драматурги-предшественники и современники Уильяма Шекспира
Театральная техника в эпоху Уильяма Шекспира
Театральная техника в эпоху Шекспира — шекспировскому театру несомненно соответствует система спектакля, первоначально устраивавшегося группами бродячих комедиантов на постоялых и гостиничных дворах; эти гостиничные дворы обычно представляли собой здание, обнесенное по второму этажу открытым ярусом-балконом, по которому располагались комнаты и входы в них. Бродячая труппа, въехав в такой двор, у одного из прямоугольников стен его устраивала сцену; во дворе и на балконе располагались зрители. Сцена устраивалась в виде дощатого помоста на козлах, часть которого выходила на открытый двор, а другая, задняя, оставалась под балконом. С балкона опускалась завеса. Таким образом сразу образовались три площадки: передняя — впереди балкона, задняя — под балконом за завесой и верхняя — самый балкон над сценой. Этот же принцип положен и в основу переходной формы английского театра XVI, начала XVII веков. Первый публичный стационарный театр был сооружен в Лондоне (вернее за Лондоном, вне городской черты, так как в черте города устройство театров не разрешалось) в 1576 актёрской семьей Бэрбеджей. В 1599 году был создан театр «Глобус», с которым связана большая часть творчества Шекспира. Шекспировский театр не знает ещё зрительного зала, а знает зрительный двор (yard), как реминисценцию гостиничных дворов. Такой открытый, не имеющий крыши зрительный двор, обносился галереей или двумя галереями. Сцена покрывалась крышей и представляла собой те же три площадки гостиничного двора. Передняя часть сцены вклинялась почти на треть в зрительный двор — стоячий партер (осуществлявший таким образом буквально свое название «par terre» — на земле). Наполнявшая партер демократическая часть публики густым кольцом окружала и подмостки сцены. Более привилегированная, аристократическая часть публики располагалась, — лежа и на табуретках, — на самой сценической площадке по краям её. История театра этого времени отмечает постоянную вражду и перебранку, иногда переходившую даже в драку, этих двух групп зрителей. Классовая вражда ремесленного и рабочего партера к аристократии сказывалась здесь довольно шумно. Вообще, той тишины, какую знает наш зрительный зал, в театре Шекспира не было. Задняя часть сцены отделялась раздвижным занавесом. Там обычно исполнялись интимные сцены (например, в спальне Дездемоны), там же играли, когда нужно было сразу быстро перенести действие в другое место и показать действующее лицо в новом положении (например, в драме Марло «Тамерлан» есть ремарка: «занавес отдернут, и Зенократа лежит в постели, Тамерлан, сидящий возле неё», или в «Зимней сказке» Шекспира: «Полина отдергивает занавес и открывает Гермиону, стоящую в виде статуи»). Передняя площадка была главной сценой, ей же пользовались для излюбленных тогда в театре шествий, процессий, для показа чрезвычайно популярного тогда фехтования (сцена в последнем акте «Гамлета»). Здесь же выступали клоуны, жонглеры, акробаты, развлекавшие публику между сценами основной пьесы (антрактов в шекспировском театре не было). Впоследствии при позднейшей литературной обработке шекспировских драм часть этих клоунад-интермедий и шутовских реплик была включена в печатный текст. Каждый спектакль заканчивался обязательно «джигой» — особого рода песенкой с пляской, исполняемой клоуном; сцена могильщиков в «Гамлете» во времена Шекспира была клоунадой, патетикой её наполнили потом. В шекспировском театре ещё нет резкой разницы между драматическим актёром и акробатом, шутом. Правда, эта разница уже вырабатывается, ощущается, она в становлении. Но грани ещё не стерты. Связь, соединяющая шекспировского актёра с скоморохом, гистрионом, жонглёром, шутовским «чёртом» средневековой мистерии, с фарсовым буффоном, ещё не порвана. Вполне понятно, почему котельщик из «Укрощения строптивой» при слове «комедия» прежде всего вспоминает фокусы жонглера. Верхняя сцена употреблялась, когда действие должно было изображаться логикой событий наверху, например, на стенах крепости («Кориолан»), на балконе Джульетты («Ромео и Джульетта»). В таких случаях в сценарии имеется ремарка «наверху». Практиковалась, например, такая планировка — верх изображал крепостную стену, а отдернутый внизу занавес задней площадки означал одновременно городские ворота, открываемые перед победителем. Такой системой театра объясняется и структура шекспировских драм, не знающих ещё ни деления на акты (деление это было проделано уже после смерти Шекспира, в изд. 1623), ни точного историзма, ни изобразительного реализма. Столь характерный для елизаветинских драматургов параллелизм фабул в одной и той же пьесе объясняется в последнее время своеобразным устройством сцены, открытой для зрителей с трёх сторон. На этой сцене господствует так называемый закон «временной непрерывности». Развитие одной фабулы давало возможность другой как бы продолжаться «за кулисами», чем заполнялся соответствующий промежуток «театрального времени» между отрезками данной фабулы. Построенное на коротких активно-игровых эпизодах действие с условной быстротой переносится с места на место. В этом сказывается ещё традиция мистериальных сцен. Так новый выход того же лица, а то и просто несколько шагов по сцене с соответствующим текстовым объяснением обозначали уже новое место. Например в «Много шуму из ничего» Бенедикт говорит мальчику: «у меня в комнате на окне лежит книга, принеси её сюда, в сад» — это обозначает, что действие происходит в саду. Иногда в произведениях Шекспира место или время указано не столь упрощенно, а целым поэтическим описанием его. Это один из его излюбленных приемов. Например в «Ромео и Джульетте», в картине, следующей за сценой лунной ночи, Лоренцо входя говорит: «Ясная улыбка зорькой сероокой Хмурую уж гонит ночь и золотит Полосами света облако востока…» Или слова пролога к первому акту «Генриха V»: «…Вообразите, Что здесь простерлись широко равнины Двух королевств, которых берега, Склонившиеся близко так друг к другу, Разъединяет узкий, но опасный Могучий океан». Несколько шагов Ромео с друзьями обозначали, что он перешёл с улицы в дом. Для обозначения места употреблялись также «титлы» — дощечки с надписью. Иногда сцена изображала сразу несколько городов, и достаточно было надписей с названием их, чтобы зритель ориентировался в действии. С окончанием сцены действующие лица уходили с площадки, иногда даже оставались — так, например, замаскированные гости, идущие по улице в дом Капулетти («Ромео и Джульетта»), не уходили со сцены, а появление лакеев с салфетками означало, что они уже пришли и находятся в покоях Капулетти. Драма в это время не рассматривалась как «литература». Драматург за авторством не гнался, да и не всегда это было возможно. Традиция анонимной драмы шла от Средневековья через бродячие труппы и продолжала ещё действовать. Так имя Шекспира появляется под названиями его пьес только в 1593. То, что писал театральный драматург, он не предназначал для печати, а имел в виду исключительно театр. Значительная часть драматургов елизаветинской эпохи была прикреплена к определенному театру и брала на себя обязательство доставлять этому театру репертуар. Конкуренция трупп требовала огромного количества пьес. За период с 1558 по 1643 количество их исчисляют в Англии цифрой свыше 2 000 названий. Очень часто одну и ту же пьесу пользует ряд трупп, переделывая каждую на свой лад, приспособляя её к труппе. Анонимное авторство исключало литературный плагиат, и речь могла идти только о «пиратских» способах конкуренции, когда пьесу крадут на слух, по приблизительной записи и т. п. И в шекспировском творчестве мы знаем ряд пьес, являвшихся использованием сюжетов ранее существовавших драм. Таковы, например, «Гамлет», «Король Лир» и другие. Публика имени автора пьесы и не требовала. Это в свою очередь вело к тому, что написанная пьеса являлась только «основой» для спектакля, авторский текст во время репетиций переделывался как угодно. Выступления шутов авторы часто обозначают ремаркой «говорит шут», предоставляя содержание шутовской сцены театру или импровизации самого шута. Автор продавал свою рукопись театру и в дальнейшем уже никаких авторских претензий и прав на неё не заявлял. Весьма распространена была совместная и тем самым очень быстрая работа нескольких авторов над одной пьесой, например, одни разрабатывали драматическую интригу, другие — комическую часть, выходки шутов, третьи изображали всякого рода «страшные» эффекты, которые были тогда очень в ходу, и т. д. К концу эпохи, в начале XVII века, уже начинает пробиваться на сцену литературная драма. Отчужденность между «учёными» авторами, светскими «дилетантами» и профессиональными драматургами становится все меньше. Литературные авторы (например, Бен Джонсон) начинают работать для театра, театральные драматурги в свою очередь все чаще начинают печататься.
Вопрос периодизации
Первый период (1590—1594)
Первый период приблизительно приходится на 1590—1594 годы.
По литературным приёмам его можно назвать периодом подражательности: Шекспир ещё весь во власти своих предшественников. По настроению этот период сторонники биографического подхода к исследованию творчества Шекспира определяли как период идеалистической веры в лучшие стороны жизни: «С увлечением наказывает молодой Шекспир порок в своих исторических трагедиях и с восторгом воспевает высокие и поэтические чувства — дружбу, самопожертвование и в особенности любовь» (Венгеров).
В трагедии «Тит Андроник » Шекспир в полной мере отдал дань традиции современных ему драматургов удерживать внимание зрителей нагнетанием страстей, жестокостью и натурализмом. Ужасы «Тита Андроника» — прямое и непосредственное отражение ужасов пьес Кида и Марло.
Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда. Тема, объединяющая все шекспировские хроники, — смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династии Тюдоров. Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.
«Комедия ошибок» — ранняя, «ученическая» комедия, комедия положений. По обычаю того времени, переделка пьесы современного английского автора, источником для которой стала комедия Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев-близнецов. Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку. Шекспир добавляет сюжетную линию двойников-слуг, тем самым запутывая действие ещё больше. Характерно, что уже в этом произведении присутствует обыкновенное для Шекспира смешение комического и трагического: старику Эгеону, невольно нарушившему эфесский закон, грозит казнь, и только через цепь невероятных совпадений, нелепых ошибок, в финале к нему приходит спасение. Перебивка трагического сюжета комической сценой даже в самых мрачных произведениях Шекспира — это уходящее корнями в средневековую традицию напоминание о близости смерти и, в то же время, непрекращающемся течении жизни и постоянном её обновлении.
На грубоватых комических приёмах построена пьеса «Укрощение строптивой», созданная в традициях фарсовой комедии. Это вариация популярного в лондонских театрах в 1590-х годах сюжета об усмирении жены мужем. В увлекательном поединке сходятся две незаурядные личности и женщина терпит поражение. Автор провозглашает незыблемость установленного порядка, где главой семьи является мужчина.
В последующих пьесах Шекспир отходит от внешних комедийных приёмов. «Бесплодные усилия любви» — комедия, созданная под влиянием пьес Лили, которые тот писал для постановки в театре масок при королевском дворе и в аристократических домах. При довольно простой фабуле пьеса представляет собой непрерывный турнир, состязание персонажей в остроумных диалогах, сложной словесной игре, сочинении стихов и сонетов (к этому времени Шекспир уже владел непростой стихотворной формой). Язык «Бесплодных усилий любви» — вычурный, цветистый, так называемый эвфуизм, — это язык английской аристократической верхушки того времени, ставший популярным после выхода в свет романа Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия».
Второй период (1594—1600)
Приблизительно 1596 годом датируется ещё одно из знаменитейших произведений Шекспира — «Венецианский купец». Шейлок так же, как и ещё один знаменитый еврей елизаветинской драмы — Варавва («Мальтийский еврей» Марло), жаждет отмщения. Но, в отличие от Вараввы, Шейлок, остающийся отрицательным персонажем, гораздо сложнее. С одной стороны это жадный, хитрый, даже жестокий ростовщик, с другой — оскорблённый человек, обида которого вызывает сочувствие. Знаменитый монолог Шейлока о тождестве еврея и любого другого человека «Да разве у жида нет глаз. » (акт III, сцена 1) признаётся некоторыми критиками лучшей речью в защиту равноправия евреев во всей литературе. В пьесе противопоставляются власть денег над человеком и культ дружбы — неотъемлемой составляющей жизненной гармонии.
С. А. Венгеров видел переход ко второму периоду «в отсутствии той поэзии молодости, которая так характерна для первого периода. Герои ещё молоды, но уже порядочно пожили и главное для них в жизни — наслаждение. Порция пикантна, бойка, но уже нежной прелести девушек „Двух веронцев“, а тем более Джульетты в ней совсем нет».
Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода — «Двенадцатой ночи». Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящегося остроумия, но с тем же заражающим добродушным жуирством. Отлично также вкладывается в рамки «фальстафовского» по преимуществу периода грубоватая насмешка над женщинами в «Укрощении строптивой».
Третий период (1600—1609)
Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета», по мнению многих критиков, — самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. В традиционную драму мести был введён герой нового типа. Шекспир опередил своё время — Гамлет не привычный трагический герой, осуществляющий мщение ради Божественной справедливости. Приходя к выводу, что одним ударом невозможно восстановить гармонию, он переживает трагедию отчуждения от мира и обрекает себя на одиночество. По определению Л. Е. Пинского, Гамлет — первый «рефлектирующий» герой мировой литературы. [20]
Герои «великих трагедий» Шекспира — люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор — как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.
Четвёртый период (1609—1612)
Стихотворения и поэмы
В общем, стихотворения Шекспира, конечно, не могут идти в сравнение с его гениальными драмами. Но сами по себе взятые, они носят отпечаток незаурядного таланта, и если бы не тонули в славе Шекспира-драматурга, они вполне могли бы доставить и действительно доставили автору большую известность: мы знаем, что учёный Мирес видел в Шекспире-стихотворце второго Овидия. Но, кроме того, есть ряд отзывов других современников, говорящих о «новом Катулле» с величайшим восторгом.
Поэмы
Гораздо манернее вторая поэма — «Лукреция», вышедшая в следующем (1594) году и посвящённая, как и первая, графу Саутгемптону. В новой поэме уже не только нет ничего разнузданного, а, напротив того, всё, как и в античной легенде, вертится на самом изысканном понимании вполне условного понятия о женской чести. Оскорблённая Секстом Тарквинием Лукреция не считает возможным жить после похищения её супружеской чести и в длиннейших монологах излагает свои чувства. Блестящие, но в достаточной степени натянутые метафоры, аллегории и антитезы лишают эти монологи настоящих чувств и придают всей поэме риторичность. Однако такого рода выспренность во время написания стихов очень нравилась публике, и «Лукреция» имела такой же успех, как «Венера и Адонис». Торговцы книгами, которые одни в то время извлекали пользу из литературного успеха, так как литературной собственности для авторов тогда не существовало, печатали издание за изданием. При жизни Шекспира «Венера и Адонис» выдержала 7 изданий, «Лукреция» — 5.
Сонеты
Сонет — стихотворение из 14 строк. В сонетах Шекспира принята следующая рифмовка: abab cdcd efef gg, то есть три катрена на перекрестные рифмы, и одно двустишие (тип, введённый поэтом графом Сурреем, казнённым при Генрихе VIII).
Всего Шекспиром было написано 154 сонета, и бо́льшая их часть была создана в 1592—1599 годах. Впервые они были напечатаны без ведома автора в 1609 году. Два из них были напечатаны ещё в 1599 году в сборнике «Страстный пилигрим». Это сонеты 138 и 144.
Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы [27] :
Проблемы датировок
Первые публикации
Как считается, половина (18) пьес Шекспира была опубликована тем или иным образом при жизни драматурга. Главнейшей публикацией шекспировского наследия по праву считается фолио 1623 года (так называемое «Первое фолио»), изданное Эдуардом Блаунтом и Уильямом Джаггардом в составе т. н. «Честеровского сборника»; печатники Уоррал и Кол. В это издание вошли 36 пьес Шекспира — все, кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей». Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.