Что означает фамилия коган у евреев

Происхождение фамилии Коган

Обладатели фамилии Коган могут по достоинству оценить историю своего рода, поскольку их фамилия относится к многочисленному пласту еврейских фамилий, оставивших немалый след в европейской культуре.

Фамилия Коган — одна из самых распространенных еврейских фамилий. Однако этимология ее расшифровывается неоднозначно. Согласно одной из гипотез, эта фамилия представляет собой русскоязычный вариант известной во всем мире фамилии Коэн, которая некогда указывала на принадлежность к сословию жрецов в Иерусалимском храме. Статус коэна передавался по наследству по отцовской линии от Аарона, брата Моисея, выведшего евреев из Египта, при условии соблюдения ряда определенных ограничений — не жениться на разведенной, не касаться мертвого тела и др.

После разрушения Иерусалимского храма коэны утратили большинство своих функций, кроме участия в благословении коэнами народа во время ежедневной молитвы (в Израиле), и во время дополнительной молитвы Мусаф (в диаспоре), а также совершения обряда выкупа первенца.

Однако ранее коэны играли значительную роль в жизни еврейского народа, они пользовались особым авторитетом и уважением, а их священнический сан передавался по наследству. Как правило, принадлежность к этому жреческому сословию пытались закрепить и в фамилиях. Поэтому такими распространенными среди евреев стали фамилии — Кац, Кохен, Кахана, Каган, Коган, Коген, Кан, Кон, Кун, Зах, Зак и их различные модификации — Каганер, Каганович, Каганский, Кагановский, Каценельсон и другие.

Однако возможно и иное толкование фамилии. Ряд исследователей относят фамилию Коган к ирландским фамилиям — Coan, Cohen, Cogan, Kogan, Cowan, которые представляют собой разновидности клановых имен McCogahаin, Cadhаin. Вероятно, в основу этих фамильных образований легло кельтское личное имя Coagan («тоскливый»).

Среди представителей этой интереснейшей фамилии много людей, оставивших значительный след в истории, науке и культуре не только России, но и всего мира. Нельзя не упомянуть в этой связи одного из крупнейших скрипачей XX столетия, выдающегося советского музыканта и педагога, Леонида Борисовича Когана. В репертуаре Когана были представлены, примерно в равных пропорциях, все основные позиции скрипичного репертуара, в том числе и современная музыка: Когану посвящены Концерт-рапсодия А.И. Хачатуряна, скрипичные концерты Т.Н. Хренникова, К.Караева, М.С. Вайнберга, А.Жоливе; для него начал создавать свой третий (неоконченный) концерт Д.Д. Шостакович.

Все это свидетельствует о том, что фамилия Коган представляет собой замечательный памятник европейской письменности и культуры.

Однако процесс формирования фамилий был достаточно длительным, поэтому окончательно говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Коган можно лишь на основании генеалогических исследований.

Источники: Словарь современных русский фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Российская еврейская энциклопедия.

Анализ происхождения фамилии Коган подготовлен
специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»

Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Коган:

Источник

Коганы

Ирландская фамилия Коэн — Coan, Cohen, Cogan, Kogan, Cowan, англизировання форма, происходящей от клановых имен McCogaháin, O’Cadháin или кельтского (Уэльс) личного именени Coagan (тоскливый) с еврейской фамилией не связана.

Содержание

Этимология

Еврейская фамилия происходит от еврейского термина Ко́эн или кохе́н (ивр. כֹּהֵן ‎, мн. ивр. כֹּהֲנִים ‎, коани́м), обозначающего еврейское сословие священослужителей из рода потомков Аарона. Коэны исполняли священослужение сначала в Скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии, при условии соблюдения ряда определённых ограничений.

После разрушения Иерусалимского храма коэны утратили большинство своих функций, кроме участия в благословении коэнами народа во время ежедневной молитвы (в Израиле), и во время дополнительной молитвы Мусаф (в диаспоре), а также совершения обряда выкупа первенца. При чтении Свитка Торы в синагоге коэн вызывается первым.

Как правило, коэны стремились сохранить свою фамилию «Коэн» и производные от неё («Коган», «Каганович» и др.).

Известные носители фамилии

Этимологически связанные фамилии

Традиционные еврейские фамилии коэнов

Образованные от нотрикона

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Коганы» в других словарях:

Виктор Михайлович Суходрев — (род. 12 декабря 1932) личный переводчик Никиты Хрущёва и Леонида Брежнева. Работал также с Михаилом Горбачёвым, Алексеем Косыгиным, Андреем Громыко, Анастасом Микояном и другими лидерами Советского Союза. Биография 1939 Генеральный штаб. Отец… … Википедия

Виктор Суходрев — Виктор Михайлович Суходрев (род. 12 декабря 1932) личный переводчик Никиты Хрущёва и Леонида Брежнева. Работал также с Михаилом Горбачёвым, Алексеем Косыгиным, Андреем Громыко, Анастасом Микояном и другими лидерами Советского Союза. Биография… … Википедия

Список серий «Ералаша» (1970-е годы) — Аннотированный список серий детского киножурнала «Ералаш», созданных с 1975 года по 1979 год. За этот период было выпущено 22 серии. Содержание 1 1975 год 2 1976 год 3 1977 год 4 1978 год … Википедия

Брак (термин) — (лат. matrimonium или nuptiae, фр. le mariage; нем. die Ehe) термин, в обширнейшем, бытовом своем смысле, обозначающий продолжительный союз лиц разных полов с целью осуществления физических и нравственных требований человеческой природы, служащий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Буддизм — название религии, которая прежде господствовала в большей части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Сиама (южные буддисты) и Непала, Тибета, Китая и Японии (северные буддисты). Общее число буддистов определяется различно; оно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Брак (термин) — (лат. matrimonium или nuptiae, фр. le mariage; нем. die Ehe) термин, в обширнейшем, бытовом своем смысле, обозначающий продолжительный союз лиц разных полов с целью осуществления физических и нравственных требований человеческой природы, служащий … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ах-хи — (Сензар), АХИ (Санскр.) или Змии. Дхиан Коганы. Мудрые Змии или Драконы Мудрости. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

Интеркосмические боги — Планетарные Духи, Дхиан Коганы, Дэвы различных степеней духовности, и Архангелы вообще. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

Источник

Коган

Содержание

Коган (латинское написание: Cohan, Cohen) — фамилия еврейского происхождения. Наиболее распространённый из русскоязычных вариантов записи слова Коэн, означающего принадлежность к сословию жрецов в Иерусалимском храме.

Ирландская фамилия Коган (латинское написание: Cogan, Kogan, Cowan) — англизированная фамилия, происходящая от клановых имен McCogaháin, O’Cadháin или валлийского личного имени Coagan («тоскливый»), — с еврейской фамилией не связана.

Мужчины

Женщины

Двойные фамилии

См. также

Примечания

Что означает фамилия коган у евреев

Поделиться ссылкой:
Что означает фамилия коган у евреевСписок статей об однофамильцах.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, возможно, стоит уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном человеке. См. также полный список существующих статей.

Полезное

Смотреть что такое «Коган» в других словарях:

Коган — Петр Семенович (1872 ) критик и историк зап. европейской и русской литературы. Р. в семье врача, окончил гимназию и историко филологический факультет Московского университета, где работал у Александра Веселовского и Стороженко. В оставлении при… … Литературная энциклопедия

Коган М. Г. — Мойше, или Моисей Герцевич, Коган (фр. Moïse Kogan, нем. Moissey Kogan; 12 (24 мая) 1879, Оргеев Кишинёвского уезда Бессарабской губернии 3 марта 1943, концлагерь Освенцим) французский скульптор и график. Содержание 1 … Википедия

Коган Ш. — Шнеер Герцевич Коган (альтернативный вариант отчества: Герцович, рум. Şneer Cogan; 30 марта 1875,[1] Оргеев Кишинёвского уезда Бессарабской губернии 2 марта 1940, Кишинёв, Бессарабия, Румыния) бессарабский румынский художник и педагог; основатель … Википедия

Коган Ш. Г. — Шнеер Герцевич Коган (альтернативный вариант отчества: Герцович, рум. Şneer Cogan; 30 марта 1875,[1] Оргеев Кишинёвского уезда Бессарабской губернии 2 марта 1940, Кишинёв, Бессарабия, Румыния) бессарабский румынский художник и педагог; основатель … Википедия

Коган, Пётр — Пётр Семёнович Коган (20 мая 1872, Лида, Виленская губерния 2 мая, 1932, Москва) российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор МГУ. Президент Государственной академии художественных наук, сотрудник Литературной энциклопедии.… … Википедия

Коган П. С. — Пётр Семёнович Коган (20 мая 1872, Лида, Виленская губерния 2 мая, 1932, Москва) российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор МГУ. Президент Государственной академии художественных наук, сотрудник Литературной энциклопедии.… … Википедия

Коган А. Г. — Известны следующие личности по имени «Александр Григорьевич Коган»: Коган, Александр Григорьевич (инженер) (1865 1929) инженер, разработчик плана ГОЭЛРО[1]. Коган, Александр Григорьевич (литературовед) (р.1921) литературовед. Коган, Александр… … Википедия

Коган П. — Павел Давыдович Коган (1918 1942) советский поэт романтического направления. Содержание 1 Биография 2 Избранные цитаты 2.1 «Бригантина» 2.2 … Википедия

Коган П. Д. — Павел Давыдович Коган (1918 1942) советский поэт романтического направления. Содержание 1 Биография 2 Избранные цитаты 2.1 «Бригантина» 2.2 … Википедия

Коган — I Коган Леонид Борисович (р. 14.11.1924, Екатеринослав, ныне Днепропетровск), советский скрипач и педагог, народный артист СССР (1966). Член КПСС с 1954. В 1948 окончил Московскую консерваторию по классу А. И. Ямпольского, в 1953… … Большая советская энциклопедия

Источник

Еврейская аристократия. Чем Кац отличается от Когана. Как понять, что ты аристократ

У евреев тоже существует своя аристократия. Возможно, ее представители не живут в замках и к ним не обращаются со словами «ваша светлость» или «мой господин» — зато они обладают особыми титулами, привилегиями и обязанностями. В представлении евреев аристократами являются коэны (коаним) — священники, когда-то служившие в Иерусалимском Храме. Коэн для евреев в каком-то смысле подобен барону, маркизу или графу. А еще у него есть помощники — левиты.

В Торе сказано, что у Яакова было двенадцать сыновей. Каждый из них стал родоначальником одного из двенадцати колен Израиля. Всем коленам, кроме колена Леви, полагалась своя территория.

Когда после Исхода из Египта евреи изваяли золотого тельца, поклоняться ему отказались только левиты. В результате именно они были названы слугами Б-га: все представители колена Леви — потомки Аарона, брата Моше — стали коаним. Аарон же был назван первым коэном и первым еврейским первосвященником.

На протяжении многих веков и до сегодняшнего дня многие евреи считали себя коэнами (коаним) или левитами (левиим) — по той лишь причине, что коэнами или левитами были их отцы. Но может ли современная наука доказать их принадлежность к колену Леви? Или это не более чем элемент еврейского фольклора и дань древней традиции?

Фамилии — это относительно новое явление. В древности многих людей знали только по их именам. Евреи часто добавляли имена своих отцов или матерей к своим именам, да и по сей день так делают в религиозных семьях – и зовутся сын такого-то или дочь такой-то.

Как известно, евреи придают огромное значение своему происхождению, поэтому, например, потомки колена Леви или особенной семьи в колене Леви — Коэны — добавляют своему имени а-Леви или а-Коэн, т.е. указание на своё происхождение. Поэтому одна из самых распространённых еврейских фамилий — не только в Российской империи, но и во всём мире — это: Каган, Коган, Каганович, Кац, Каан, Каганов, Баркат, Каждан, Леви, Левит, Левитан, Левинский, Левинсон, Левитанский, Сегал и т.д. Евреи, происходившие из рода священнослужителей, коэнов и левитов, с гордостью сохраняли эту связь в своих фамилиях. И действительно, вариаций фамилий Коэн и Леви множество: до сего дня они остаются самыми популярными.

В большем почете всегда в еврейских общинах были ученые люди, главы общин, служители в синагогах и служители Иерусалимского Храма. Представители этих аристократических еврейских родов, как правило носят такие фамилии, как:

Зингер: указывает на род занятий еврея, который служил кантором в синагоге.

Кантор: один из тех, кто поет в синагоге (на иврите «хазан»).

Каплан: немецкая форма слова коэн, представителя группы священнослужителей в эпоху Иерусалимского храма.

Кац: сокращение от «Коэн Цедек», т.е. «праведный Коэн» — священнослужитель в Иерусалимском храме.

Коэн: от названия группы священнослужителей, которые служили в еврейском Храме в древности.

Леви: колено Леви, потомки Моше, брата Аѓарона, служители в Иерусалимском Храме.

Левин: производная от фамилии Леви, из колена левитов, служителей в Иерусалимском Храме.

Маггид: от ивритского слова, означающего «преподавание», указывает на предка, который был учеником или учителем.

Мазе: сокращение от «ми-зера Аѓарон ѓа-Коэн», т.е из семени Аѓарона-первосвященника.

Меламед: от ивритского слова «учитель», указывает на предка, который был учителем в хедере.

Рабин: от ивритского слова Рабби. Эта фамилия может указывать на предка, который был (равом) раввином.

Рабинович: еврейская фамилия с украинским суффиксом, означающая «сын раввина».

Сас: акроним от «род сойферов», писателей религиозных текстов.

Шехтер: от ивритского слова «мясник», один из тех, кто занимается забоем — шхитой животных согласно еврейской традиции.

Сегал: известная фамилия представителей рода левитов. Сегал является сокращением от «Сеган Лекехуна» или «второй после коэна», указывая на служителя в Иерусалимском Храме.

Шамаш: указывает на род деятельности предка. Эта фамилия означает «служитель в синагоге».

Шульман: «Шуль» в переводе с идиш означает «синагога», дословно «школа». Эту фамилию брали себе люди, которые были смотрителями синагоги и следили за порядком.

Древние еврейский род происходит из священнослужителей Храма. Люди с такими фамилиями, как Кац, Коэн, Леви, Сегаль и так далее..

Фамилии проишедшие от званий священников — коhенов (буквой h обозначается фрикативное г, характерное для южан) и их помощников — левитов, передававшихся по наследству.

В европейском написании слово коhен имеет варианты: Кон, Кохен, Коен, Коган, Каган, Кан (далее от него произошли Каганов, Кагановский, Каганович).

Оттуда же и фамилия Кац — аббревиатура от “коhен цедек” — “священник праведных”. Иногда к ней добавляется “ман”: Кацман. Встречаются и Кацев, и Кацов. К тому же разряду относится и Каплан, что есть то же слово “священник” по-польски (сравните с “капелланом”). В искаженном виде: Каплун и все от него производные.

От слова леви произошли фамилии Левин, Леви, Левит, Левитин, Левитан, Лев. Фамилия Сегал — от сган левийя (ассистент левита). Ее другие формы: Сигал, Сингал, Сегалов, Сегалович.

Всё сказанное, однако, отнюдь не исчерпывает богатства форм кохенских и левитских фамилий. Отличать от них следует фамилии Левитский (Левицкий) и Левитов. Эти распространенные среди потомков православного духовенства фамилии — такие же искусственные, как Преображенский, Рождественский, Ерусалимский и т.д. Их давали выпускникам духовных семинарий, пользуясь Ветхим и Новым Заветом.

Другую группу составляют раввинские фамилии. Когда Иерусалимский Храм был разрушен, главную роль руководителей еврейских общин приняли на себя раввины, т.е. наставники в синагогах — местах для общей молитвы, проведения ритуалов и т.д. Подписываясь, раввин обязательно указывал город, чтобы его можно было отличить от предка, скажем, с тем же именем, возглавлявшего совершенно другую общину. Так фамилии раввинских родов ширились и ветвились. Многие из них имеют в основе названия немецких городов: Ауэрбах (Авербух — в скобках форма на идиш), Бахрах (Бакарах), Блок, Эпштейн, Гюнцбург (Гинзбург), Майнц (Минц), Катценелленбоген, Ландау (Ланда). Это лишь малая их часть.

Как узнать, что ты еврейский аристократ?

В семьях, которые живут по законам еврейской традиции, такой вопрос даже не возникает: сын (несовершеннолетний) вместе с отцом ходит в синагогу и видит, что отец благословляет общину (в Израиле — ежедневно, вне Израиля — в дни праздников).

Если семья в течение двух-трех поколений, к примеру, еврейской традиции не придерживается, ситуация усложняется.

Теоретически было бы достаточно и того, что отец сообщает сыну, что он (отец) — коэн. Но иногда сам отец этого не знает. Или, скажем, ему известно, что его отец — коэн, но сам он не знаком с ѓалахой (еврейский практический закон). И не ведает, что в случаях, когда коэн женится на разведенной женщине или гиёрет (нееврейке, присоединившейся к нашему народу в результате истинного гиюра), сыновья от этого брака — не коэны. Не говоря уже о том, что сын от брака коэна с нееврейкой — просто не еврей.

Поэтому, если, допустим, на могильном камне в месте захоронения деда или прадеда выгравированы две ладони (символ благословения коэнов), это не может стать достоверным доказательством, что внук или правнук этого коэна — тоже коэны. Хотя, безусловно, наличие такого знака на надгробном камне предка — серьезный повод для того, чтобы начать «семейное расследование».

По тем же причинам у нас нет оснований считать, что фамилии Коган, Каганович, Кац и другие производные от слова «коэн» указывают на то, что человек, который такую фамилию носит — коэн. Однако и это, конечно же — повод для «расследования».

В описанном Вами случае, судя по тому, что ни отец, ни дед не сообщали Вашему мужу о коэнстве, и фамилия его со словом «коэн» не связана, и на надгробных камнях его предков нет ни соответствующего выгравированного знака, ни ивритского слова «коэн» (или «а-коэн»), причин, чтобы даже размышлять на данную тему, никаких нет. Не рекомендую тратить на это усилия.

Размышлять следует о другом. О том, что все мы происходим от Авраама, Ицхака и Яакова. И на нас лежит великая и священная обязанность — быть продолжателями их традиций. Традиций, обуславливающих еврейский образ жизни. Суть его, еврейского образа жизни — в изучении Торы (Письменной и Устной), в активном участии в жизни общины (молитвы в синагоге и т.п.) и в оказании помощи другим людям (материальной и «физической», когда человек, чтобы сделать доброе дело и помочь ближнему жертвует личным временем). Особенно тем — кто распространяет в городе, стране и в мире знания Торы.

Стремиться к выполнению этих задач следует в равной мере всем евреям без исключения — и коэнам, и остальным евреям. И эти «остальные», кстати сказать — в значительном большинстве (свыше 95 процентов от общей численности евреев).

Доказать свое происхождение от коэнов и левитов можно с помощью ДНК-теста. Принцип таков: если все коэны являются потомками Аарона, то они должны быть носителями схожих генов. По итогам различных исследований, проведенных по всему миру с участием еврейских мужчин как сефардского, так и ашкеназского происхождения, более 98% из тех, кто считал себя коаним, оказались носителями Y-хромосомного Алу-полиморфизма (YAP-мутации). Y-хромосома передается из поколения в поколение по мужской линии и остается неизменной.

Что означает фамилия коган у евреев

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Источник

Бушков в своей книге отыскивает важный фактический материал.

«Известный историк-эмигрант, профессор Йельского университета Г.В. Вернадский был крайне категоричен в суждениях: «… около 865 г. хазарский каган и многие из его знати были обращены в иудаизм. главным центром иудаизма древней Руси был Киев. Еврейская колония существовала там с хазарского периода. В двенадцатом веке одни из городских ворот Киева были известны как Еврейские ворота, что является свидетельством принадлежности евреям этой части города и значительного их количества в Киеве. Евреи играли значительную роль как в коммерческой, так и в интеллектуальной жизни Киевской Руси. По крайней мере, один из русских епископов этого периода Лука Жидята из Новгорода был, как мы можем полагать, еврейского происхождения. Иудаизм имел сильное влияние на русских в этот период, в результате чего русские епископы, подобно Илариону Киевскому и Кириллу Туровскому, в своих проповедях уделяли значительное внимание взаимосвязи иудаизма с христианством»…

Вот что писал персидский историк XIII века Фахраддин Мубаракшах: «У хазар есть такое письмо, которое происходит от русского; ветвь румийцев, которая находится вблизи них, употребляет это письмо, и они называют румийцев русами. Хазары пишут слева направо, и буквы не соединяются меж собой. Та ветвь хазар, которая пользуется этим письмом, исповедует иудаизм».

Вот так. Общеизвестно, что евреи пишут справа налево. Хазары заимствовали веру, но не письменность.

иудейскую веру. Отсюда и Лука Жидята, обязанный своему прозвищу, скорее всего, происхождением из рода славян-иудеев. Кстати, в XII веке встречается отчество «Жидиславич», которое могло образоваться только от имени Жидислав.

Другими словами, еще до ордынских времен среди восточно-европейских славян был широко распространен иудаизм. В Киеве живет большая иудейская община. Иудейская община не подвергалась никаким притеснениям во времена Орды. Значит, она влилась в сообщество ордынских религий.

Судя потому, что Сарай был основан именно на той территории, где жили иудеи-хазары, иудаизм в содружестве ордынских религий играл вовсе не последнюю роль.

«Косвенным подтверждением родства славян и хазар служит титул, которым величались предводители и тех, и других.

Любой, безусловно, согласится, что строчка из хроники: «. и встретились для совета три короля, два герцога и три барона» может относиться исключительно к Европе. А упоминание о встрече на высшем уровне меж несколькими «султанами» касается только исламского мира. И общность «короли», и общность «султаны» подразумевает для своих членов общую религию, схожие культуры, близость по уровню развития.

Так вот, титул, который носил глава Хазарского каганата, имел распространение не в одной Хазарии. «Каганами» были правители авар, болгар, венгров. и славян! Академик Рыбаков пишет: «Византийский титул (царь А.Б.) пришел на смену восточному наименованию великих князей киевских «каганами». В том же Софийском соборе на одном из столбов северной галереи была надпись: «Кагана нашего С. » Заглавная буква С, стоявшая в конце сохранившейся части надписи, может указывать на Святослава! Ярославича или Святополка Изяславича».

Митрополит Иларион (1051-1054), первый русский по происхождению, за-

нявший этот высокий пост, написал сочинение «Учение о Ветхом и Новом законе», куда вошла и «Похвала кагану нашему Владимиру». Так и в тексте:

«. великие и дивные дела нашего учителя и наставника, великого кагана

Вспомним, как так случилось, что легендарный князь Игорь выехал из Киева с малой дружиной, и его вместе с богатой добычей взяли в плен половцы. Как так случилось, что дружина была малой, а добыча была богатой? И куда он вез эту добычу – золото, ценности? «Слово о полку Игореве» как бы вскользь упоминает, что князь Игорь вез «дань козарску». А за что платят дань? За покровительство и защиту. На современном языке, за «крышу». Другими словами, князь Игорь – подданный Хазарского каганата.

И потому «Как ныне сбирается вещий Олег (Игоревич) отмстить неразумным хазарам…». За что? За «буйные набеги» печенегов и половцев, от которых хазары не смогли дать защиту. «Крыша» ненадежная, течет. Самостоятельность нужна. Или другие покровители… Отделившись от Хазарского каганата, киевские князья сами становятся каганами земли русской.

А когда обращаются за защитой к варягам, к Рюрикам, возникает проблема титула. Варяги – христиане.

Оставим читателю самому догадаться, из какой религии крестилась Киевская Русь, если святой равноапостольный князь Владимир после этого сменил на титул «князь» титул «каган».

Есть еще одно подтверждение близости иудаизма и киевской славянской культуры.

И оно становится государственной религией. А остальные исповедания притесняются. И вот тогда начинается борьба с «ересью жидовствующих». И своих-то старообрядцев не щадили! А иноверцев-то и подавно.

Куда же деваться хазарам, иудеям славянского происхождения?

Креститься в новую, никонианскую (старую, византийскую) православную веру. Уж очень не хочется. Но это способ уйти от притеснений.

Сниматься с места и податься к своим…. К евреям! В Германию. В Польшу. В Венгрию. Но и там их не очень ждут. Они мало похожи на тамошних евреев. Европейские евреи говорят, в это время, на диалекте немецкого языка. Он называется «идише» или «идиш». И в этом языке появляется ругательство … «Хозар!» Смысл его почти в точности соответствует русскому ругательству «жид». Плохое знание языка. Меркантильность, жадность, неуважение, неопрятность. Бедность. И еще свинство.

Но есть и другой способ не переходить в никонианство. Объединиться с христианами-староверами! Ведь обе религии дружественные, ордынские!

И, тем не менее, очевидно, что только три пути было у славянских иудеев-хазар.

Принимать никонианство, идти в казаки-старообрядцы или уезжать на Запад, к евреям. Видимо, каждый сделал свой выбор.

А для нас важно одно. У современного еврея есть серьезная доля русской, славянской крови. И у каждого современного русского есть существенная доля еврейской. И не только за счет смешанных русско-еврейских браков. Об этом говорит распространенность фамилии «Коган» и ее вариантов. Об этом говорит ругательство «хозар» на языке «идиш».

Теория расовой несовместимости русских и евреев дает глубокую трещину. Владычное слово джунглей «мы с тобой одной крови, ты и я» русских и евреев не разделяет. Мы близкие родственники.

И не только по крови. Славяне и евреи – очень древние культуры. В этом мы похожи. И потому мы можем так легко понимать друг друга.

Лев Николаевич Толстой, пытаясь осмыслить свою веру, искал беседы не c учеными богословами, а шел к еврейскому раввину. И по итогам их бесед он создал новое направление в христианстве, имеющее десятки тысяч последователей – толстовство.

Тема о прекращении расовой ненависти между русскими и евреями – совсем не новая. Солженицын написал работу «Двести лет вместе». Старик недооценил. Тысячу лет вместе!

Художник Исаак Левитан. Поэт Борис Пастернак. Композитор Дмитрий Шостакович. Писатели Шолом-Алейхем, Илья Эринбург, Ильф и Петров, Валентин Катаев. Физик Абрам Иоффе. Можно ли всех перечислить? Тысячи имен, сделавших русскую культуру тем, что она есть! Почему именно здесь, в России, проявилось столько ярких еврейских талантов? Почему не в Испании, не во Франции, и даже не в Германии, а в России?

Все очень просто. Евреи не пришли в русскую культуру. Они в нее вернулись!

Будучи хазарами, они ушли в Польшу. А потом, спустя несколько веков, вернулись домой, в Россию. На землю предков. И почувствовали себя дома. Не совсем еще дома. Они все же были пришельцами. Но более дома, чем где-нибудь еще.

И, хотя сейчас евреи построили свое государство на Ближнем Востоке, родственные чувства к России не потеряны. Израиль строился по образцу западноевропейского государства под патронажем США. Русский язык, хотя и не подавлялся, но и не поддерживался. Но постепенно он стал одним из рабочих языков в армии, потом появился русскоязычный канал телевидения. Израильтяне русского происхождения читают русские книги, пересылают цитаты друг другу по электронной почте, следят за русской прессой, смотрят русское телевиденье. Многие возвращаются в Россию.

Чего бы ни говорили о евреях недружелюбного, никто не скажет, что евреи плохо относятся к своим детям. А дети – это и полотна Исаака Левитана, и искрометные грустные рассказы Шолом-Алейхема. Это семена, посеянные в русской культуре. С чем останутся евреи, если они бросят своих детей? Станут обеспеченными, но скучными европейцами, которых постепенно вытесняет этническая экспансия соседей-арабов?

И чем станут русские, если забудут свое прошлое, великий период сотрудничества великих религий, иудаизма, христианства и других названных? Народом, послушно удушенным озверевшими чиновниками, взятками и самоуправством? Народом, ставшим легкой добычей Европы и Америки, доживающим остатки своей обеспеченной старости? Заинтересованных только в русском энергетическом сырье, но не в самих русских?

Иудаизм и христианство

Несколько слов о чисто догматическом различии христианства и иудаизма.

Но Фоменко – математик, и его логика безупречна. Слово Христос – это дословный перевод иудейского «Мешиах, Мессия, или Миропомазанный». В переносном смысле – это ожидаемый великий Царь, имеющий особое благословение Бога (миропомазание), который осуществит Закон Божий на Земле в Своем Царстве. Иудаизм основывается на ожидании пришествия Мессии. То есть Христа, по-гречески. Это отрицать невозможно. Следовательно, иудеи – это тоже христиане. Различие состоит только в оценке личности Иисуса.

Христиане верят, что Иисус и был воплощением того Мессии, Которого ожидают иудеи. Иудеи утверждают, что Мессия еще не приходил, так как Царство Его не построено и нет никаких признаков такого строительства. Христиане не спорят с этим. Они тоже ждут прихода Мессии и его Царства. Только называют это Вторым Пришествием. Первое же пришествие было как бы неокончательным, подготовкой ко Второму.

А как иудеи относятся к личности Иисуса? Оказывается, по-разному. Единой позиции в иудаизме нет.

1. Иисус – чисто мифологический персонаж, реально никогда не существовавший. Об этом говорят неточности в Евангелиях. Например, Иисус не мог разгонять торгующих в Храме. В Храме было запрещено не только торговать, но и думать о деньгах. Иисус не Мешиах, так как в реальности его не было.

2. Иисус – представитель одного из направлений иудаизма – ессеев. Ессеи практиковали безбрачие, и поэтому пополняли свои ряды с помощью публичных проповедей. Иоанн Креститель – ессей. Он крестил Иисуса. Поэтому и Иисус, видимо, ессей. Он проповедовал, и у него было много сторонников. Содержание проповеди Иисуса во многом сходно с учением ессев, зафиксированным в Кумранских рукописях. Эти рукописи были найдены в пещерах у Мертвого моря.

Другие направления иудаизма в то время – фарисеи и саддукеи. Иисус в своих проповедях жестко критикует их, а, следовательно, хорошо их понимает. Это значит, что он принадлежал к хоть и другому, но все же близкому направлению иудаизма. Вероятно он ессей.

Иисус не Мешиах, он просто выдающийся проповедник ессейского направления иудаизма.

Создается впечатление, что при всем различии отношения к Иисусу в разных направлениях иудаизма, особого неприятия к нему нет. Подчеркивается только необходимость соблюдения национальных традиций ритуальной гигиены. А степень признания Иисуса, в качестве Мессии, в качестве пророка или просто мифологического персонажа в иудаизме не является принципиальной.

А что касается самого учения Иисуса Христа? Лев Николаевич Толстой пишет, что он пытался найти особые отличия христианства от других религий. Для этого он посещал раввина, продвинутого учителя иудаизма, и называл ему все заповеди Иисуса Христа. И произнесенные в Нагорной проповеди, и множество других. Раввин открывал книгу Талмуд и находил в ней точное соответствие христианским заповедям, утверждая, что все это евреи выводят из Торы, из Пятикнижия Моисея.

Книга Талмуд написана как комментарии к Пятикнижию во времена еврейской диаспоры (рассеяния) в европейских, христианских странах. Если в ней приведены, в другой форме, все христианские заповеди, даже если они и выведены из Пятикнижия, не означает ли это признание основополагающих положений христианства. Пусть даже без указания прямой связи с проповедью Иисуса Христа? И не логично ли предположить определенное влияние наиболее продвинутых идей христианства на иудаизм?

А об обратном влиянии и сомнений быть не может. Иисус был иудеем, соблюдал иудейские традиции, проповедовал среди иудеев.

Не пора ли предположить, что христианство и иудаизм – родственные религии? У них больше общего, чем различий. Обе они достаточно зрелые, чтобы уважительно и достойно отнестись друг к другу, проявить сочувствие, понимание и, главное, доверие.

Несколько слов о еврейском миссионерстве.

В отличие от христианства, миссионерство в иудаизме принципиально запрещено. Еврею запрещается обращать в иудаизм «язычников», то есть людей не еврейского происхождения. Еврейское происхождение прослеживается по материнской линии.

Однако, если человек принял иудаизм сознательно, соблюдает требования иудейской ритуальной гигиены, знаком с Торой (пятикнижием), поддерживает связь с еврейской общиной, посещает синагогу, то раввин не может отказать ему в письменном свидетельстве о принятии иудаизма.

Раввин должен только трижды попытаться отговорить его, ссылаясь на высокую ответственность верующего, тяготы религиозной жизни и на гонения со стороны иноверцев. Если, после отговоров, человек настаивает, раввин проводит религиозную инициацию и выдает письменное свидетельство.

Это свидетельство дает право в любом городе, куда бы он ни приехал, узнать, где живут евреи, и обратиться к раввину. Раввин проведет с ним длительную беседу, познакомит с жизнью местной общины, поинтересуется планами, и расскажет множество случаев, как подобные планы осуществлялись, какие есть и будут трудности, познакомит с нужными людьми. В общине его поддержат и помогут. Именно эта традиция взаимопомощи, обычно с помощью специально подготовленного опытного и мудрого советчика, раввина, особенно ценна в иудаизме. Принадлежность к иудаизму дает уважение евреев и чувство защищенности. Это иногда работает лучше, чем проповеди миссионеров.

Поэтому, несмотря на запрет миссионерства, переход в иудаизм является вовсе не редким явлением. Поэтому встречаются евреи-негры, и евреи-азиаты.

Таким образом, хотя иудеи и имеют, без сомнения, некоторую антропологическую «семитскую» доминанту, это не узко-национальная, не этническая, а мировая религия. Иудаизм – явление культурно-религиозное, а не этническое.

Русское христианство и иудаизм связывает тысячелетнее сотрудничество. Значительное число этнических славян исповедывало иудаизм, как до монгольского периода, так и в ордынское время.

После принятия идеологического проекта «Третий Рим» и византийского варианта христианства, значительная часть славян, исповедывающих иудаизм, эмигрировала и влилась в западноевропейскую еврейскую диаспору.

Там они не были приняты совсем уж радушно, появилось ругательство «хозар», но все же ассимилировали. Предположение о значительной доле славянской крови у современных евреев подтверждается широким распространением фамилии «Коган» и ее вариантами, предположительно означающей бывшее подданство у Кагана Великой Орды или подданство Хазарского Каганата.

Повторная эмиграция евреев из Польши и Венгрии в Россию в 18-19 веках носила характер «возвращения на историческую родину» и привела к небывало высокому участию евреев в культурно-историческом процессе в России. Участие евреев в русской культуре и политике осязаемо и значительно.

Богословско-догматические различия христианства и иудаизма не так значительны, как принято считать. Различия состоят, в основном в области языка и традиций. Даже различия в оценке роли и личности Иисуса не являются значимыми в богословском смысле.

Тем не менее, традиции взаимопомощи и сотрудничества, родственные ордынским, иудеями были глубоко развиты в течение долгого времени диаспоры, и провели к созданию раввинистической традиции – традиции опытных советчиков и помощников, помогающих еврею сориентироваться в сложной социально-культурной обстановке.

Отказ от своей русской культурной составляющей для евреев – эмигрантов в США, Германии и Израиле ощущается ими как значительная потеря, которой они стараются не допустить. Однако их усилий хватает на одно, максимум на два поколения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *