Что означает факультативные занятия

Факультативные занятия

Смотреть что такое «Факультативные занятия» в других словарях:

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ — один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации. На Ф. з. в учебном плане общеобразоват … Российская педагогическая энциклопедия

факультативные занятия — fakultatyviosios pratybos statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Laisvai pasirenkamos savarankiškos arba trenerio (mokytojo) vadovaujamos pratybos fizinėms ypatybėms visapusiškai lavinti, įgūdžiams, mokėjimams skiepyti ir tobulinti … Sporto terminų žodynas

Внеурочные учебные занятия — различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть В.у.з. непосредственно связана с уроками: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, сочинений. Другая часть связана с уроками опосредованно, это… … Педагогический терминологический словарь

ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ — разл. виды самостоятельной уч. деятельности школьников. Часть В. у. з. непосредственно связана с уроками выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др. часть В. у. з. связана … Российская педагогическая энциклопедия

ХИМИЯ в школе — уч. предмет, в содержание к рого входят основы химии науки о веществах, их составе, строении, свойствах, процессах превращения, об использовании законов X. в практич. деятельности людей. Изучение X. направлено на усвоение учащимися фун дам. науч … Российская педагогическая энциклопедия

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЬ1К — уч. предмет в школе. Направлен на овладение учащимися лексико грамматич. и произносит, навыками и умениями для получения и передачи необходимой информации при устном или письм. общении. Уч ся приобретают знания о действиях и операциях с языковым… … Российская педагогическая энциклопедия

БИОЛОГИЯ — уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы:… … Российская педагогическая энциклопедия

Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия

Языковой колледж Омейда — Связать? … Википедия

Источник

Чем тличаются факультативные и элективные курсы?

Что означает факультативные занятия

В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.

Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.

Что такое электив?

Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.

Что означает факультативные занятия

Для элективных курсов характерны следующие особенности:

Что означает факультативные занятия

Что такое факультатив

Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:

Что означает факультативные занятия

Предпосылки для появления элективов и факультативов

Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.

Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.

Что означает факультативные занятия

Факультативы, элективы и нагрузка на учеников

Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.

Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:

Что означает факультативные занятия

В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.

Источник

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации.

На Ф. з. в учебном плане общеобразоват. школы выделяются спец. часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного или неск. параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих из учащихся разных параллелей. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоят. изучение нек-рые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес Учителя могут также составлять ориг. программы, к-рые утверждаются пед. советом школы

В 80-е гг наибольшее распространение в школе получили факультативы по предметам, входящим в у ч план Среди них факультативы типа «Курс повышенного уровня», на к-рых углубленно изучается содержание уч предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания,сочетается теоретич и прак-тич подготовка учащихся Факультативы этого типа имеют также целью подготовку учащихся к продолжению образования, знакомство с системой обучения в вузах и программами вступит экзаменов «Курсы повышенного уровня» задают нек-рый стандарт углубленного изучения каждого уч предмета, способствуют повышению уровня подготовки учащихся по избранным предметам, отражению в школьном обучении достижений науки, техники и культуры

На факультативных спецкурсах углубленно рассматриваются отд вопросы осн.курса и проблемы, выходящие за рамки уч программы «За страницами школьных учебников математики», «Основы термодинамики и молекулярной физики», «Химия высокомолекулярных соединений», «Основы генетики», «Основы экон знаний», «Тайны рус языка» и др.

Важное место среди факультативных курсов отводится факультативам по предметам, не входящим в уч. план «Мировая худож. культура», «Общая психология», «Психология учения и НОТ школьника», «Основы пед. знаний», «Основы киноискусства», «Основы театральной культуры», «Основы муз. культуры», «Худож. культура и мы»

Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год Ф з дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творч, исследоват или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографич работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся, расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда, ответственность перед товарищами позволяют решать мн пед. задачи

Источник

Факультатив? Факультатив. Факультатив!

Ф акультативные занятия

– занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

В новой образовательной ситуации, сложившейся после принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», факультативные занятия в школах страны становятся основной формой дифференциации обучения.

Едиными типовыми учебными планами общеобразовательных учреждений для I-XI классов определено количество учебных часов на проведение факультативов. Однако и у руководителей школ, и у учителей возникают многочисленные вопросы по их содержанию, организации, учебно-методическому обеспечению:

— кто правомочен разрабатывать и утверждать программы факультативных занятий?

— как обеспечить преемственность изучения учебных предметов и факультативных курсов? В чём она должна заключаться?

— в чём состоит специфика факультативных занятий на разных ступенях обучения?

— какие технологии обучения наиболее приемлемы для факультативных занятий?

— как осуществлять контроль за учебной деятельностью учащихся и оценивать эффективность факультативных занятий?

— Каковы критерии их эффективности?

Что такое факультативные занятия?

Направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военнно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др.

Какие направленности факультативных занятий вы знаете?

В соответствии с этим, а также на основе учета опыта проведения факультативных занятий можно определить ФУНКЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:

1) предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;

2) мотивирующая: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;

3) общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;

4) профориентационная: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Каковы функции факультативных занятий?

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь при условии соблюдения руководством школы и учителями определённых управленческих и дидактических принципов. (Принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.)

ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы. Организационная, информационная, педагогическая, психологическая и валеологическая поддержка самоопределения учащихся является важным условием оптимизации их выбора.

ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. Школа предлагает учащимся для выбора тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЕ. Обучение на факультативных занятиях должно реализовываться в рамках Закона РБ «Об общем среднем образовании», Единого типового учебного плана, Устава общеобразовательного учреждения. Обязательным условием является соблюдение санитарно-гигиенических норм.

ПРИНЦИП РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выбором учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ФОРМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Школы работают в различных условиях, отличаются кадровым составом, уровнем учебно-методического обеспечения образовательного процесса, материальной базой, традициями, различными образовательными запросами учащихся и их родителей, спецификой рынка труда в данном регионе. В связи с этим факультативное обучение, в зависимости от характера индивидуальных выборов учащихся в условиях одной школы, не всегда может быть реализовано. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ. Принцип предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном ими уровне.

ПРНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент. Процедура проектирования этого учебного плана обеспечивает повышение ответственности учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную мотивацию и субъективность в познавательной деятельности.

ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях. При обучении на повышенном уровне педагог и учащиеся ориентируются на успешную подготовку к вступительным экзаменам в вуз. На базовом уровне, помимо обучающей функции, приоритетным является гармоническое развитие личности учащихся.

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ в организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т. п.

ПРИНЦИП БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ. Проведение факультативных занятий не предполагает выставление отметок учащимся. Их высокая мотивация и ответственность обуславливаются не внешней оценкой в баллах, а индивидуальным выбором факультатива. Должна широко применяться самооценка и оценка деятельности и индивидуальных результатов учащихся, для чего необходимо применять соответствующие средства: листы самооценки, эталоны правильных ответов, рефлексию и т. п.

ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

Какие принципы, на ваш взгляд, свойственны только факультативам?

Важно понимать, что следование перечисленным принципам не всегда возможно в полной мере. Это обусловлено рядом объективных факторов:

— установлением максимально допустимой недельной учебной нагрузки на учащегося;

— совместным изучением некоторых учебных предметов немотивированными и заинтересованными учащимися;

— недостаточной в ряде случаев ресурсной обеспеченностью образовательного процесса и, в частности, факультативного обучения;

— сложностями в составлении расписания факультативных занятий, вызванными занятостью учителей, недостаточностью в ряде школ классных комнат, занятиями многих учеников во второй половине дня в спортивных и музыкальных школах, центрах внешкольной работы и т. п.

Названные трудности должны быть приняты во внимание, их важно видеть и понимать, чтобы предпринимать меры по уменьшению отрицательных образовательных эффектов.

Известно, что учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, профессиональными намерениями. Различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по целям

ЦЕЛЯМИ факультативных занятий могут быть:

— подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;

— подготовка одарённых школьников к олимпиадам;

— формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;

— общекультурное развитие учащихся;

— приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

— коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию

— факультативы предметной направленности

— факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

— факультативы профориентационной направленности

Факультативы предметной направленности :

Слова о добром и прекрасном

История географических открытий

Математика после уроков

Решение логических задач

Подготовка к олимпиадам по химии

Культура маленчых паводзін

Обучение орфографии на основе межуровневых отношений

Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Задачи с параметром Количественные отношения в химии

Факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности применимы в основном в начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку и т. п.

«Учусь творчески мыслить», «Азбука Берегоши», «Человек в мире семейных отношений», «Основы потребительских знаний», «Энергосбережение», «Права ребенка», ЗОЖ, ОБЖ

Факультативы профориентационной направленности проводятся преимущественно в V-IX классах, т.е. в базовой школе. Их предназначение – помочь ее выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении, которое позволит сделать оптимальный выбор факультативных занятий на третьей ступени общего среднего образования. « Основы выбора профессии»

Итак, Какие ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию?

— факультативы предметной направленности

— факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

— факультативы профориентационной направленности

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по форме проведения

Дифференциация факультативов по форме проведения обусловлена разнообразием их содержания, различием в условиях функционирования школ, квалификацией учителя. С одной стороны, на факультативных занятиях, как и на обязательных уроках, применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. С другой стороны – их содержание обусловливает необходимость широкого применения практических форм работы: тренингов, практикумов, лабораторных работ, исследований, экскурсий; образовательных проектов; ведения учениками дневников и тематических портфолио.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по продолжительности

Возможно и целесообразно организовывать факультативы различной продолжительности: в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор длительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, от интереса учащихся и т.д. Например, факультативы профориентационной направленности рекомендуется делать непродолжительными.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по типу преемственности с изучением учебного предмета

Можно различать факультативы по типу преемственности с изучением учебного предмета. Преемственность может быть целевой, содержательной, а также технологической. Обучение учебному предмету в связке с факультативом может вести как один учитель, так и разные педагоги.

Источник

Факультатив

Факультативный курс или факультативный предмет (фр. facultatif — от лат. facultas — «возможность») — необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).

Содержание

Факультативные предметы в школе

В каждой школе существует учебный план, где для каждого предмета, преподаваемого в данной школе, указано, является он обязательным или факультативными. Федеральный базисный учебный план определяет, что предметы: русский язык, литература, иностранный язык (начиная со 2 класса), математика, ИЗО, музыка, труд, окружающий мир, физкультура являются обязательными.

Основное и полное образование

Что означает факультативные занятия

Факультативные предметы в ВУЗе

Факультативные курсы организуются советами ВУЗов по своему усмотрению с целью расширения и углубления научных и прикладных знаний студентов.

Что означает факультативные занятия

Ссылки

Что означает факультативные занятия

Полезное

Смотреть что такое «Факультатив» в других словарях:

факультатив — предмет, курс Словарь русских синонимов. факультатив сущ., кол во синонимов: 2 • курс (41) • предмет … Словарь синонимов

ФАКУЛЬТАТИВ — ФАКУЛЬТАТИВ, а, муж. (разг.). Факультативный учебный курс. Ф. по стилистике. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

факультатив — а, м. ( … Словарь иностранных слов русского языка

факультатив — с. 1. Мәҗбүри булмаган, үз теләге белән сайлана торган, имтихан алынмый торган ф. дәресләр 2. биол. Тереклек итү, туклану рәвеше катгый булмаган, башкача да мөмкин булган факультатив паразит. ФАКУЛЬТАТИВ ҖӘЯЛӘР – Җөмләнең, идиоманың, сүзнең… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

факультатив — ФАКУЛЬТАТИВ, а, м Разг. Форма обучения, состоящая в изучении дополнительного предмета, курса, не входящего в обязательную учебную программу. На факультатив по латинскому языку записались двенадцать человек … Толковый словарь русских существительных

Факультатив — м. разг. Факультативный курс какого либо учебного предмета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

факультатив — факультат ив, а … Русский орфографический словарь

факультатив — (2 м); мн. факультати/вы, Р. факультати/вов … Орфографический словарь русского языка

факультатив — у, ч. Понадпрограмний, необов язковий навчальний курс, необов язкове для відвідування заняття … Український тлумачний словник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *