Что означает факел на гербе
Факел
Tison Reste d’une bûche, d’un morceau de bois, dont une partie a été brûlée.
Изначально — просто горящая головня. В символическом и церемониальном смысле более, чем просто светильник: его полыхающий огонь «оживляет» переменчивым светом окружающее пространство. Более других светильников олицетворяет огонь как одну из четырех первичных стихий. Кажущаяся животворность пламени на факеле делает его символом зова к пробуждению и бдительности.
Факельное шествие во время свадьбы или ритуала плодородия указывает на порождающую силу огня.
Факелы играют особую роль в целом ряде мистериальных культов.
Преемственность традиций, например во время ритуала зажжения и приношения Олимпийского огня.
Магия огня в демонстрациях, в процессиях куклуксклановцев и в политических шествиях.
Пламя перед троном — символ твердости власти.
Факел народа — общность, возможность выбора, поэзия.
Содержание
В вавилонских мифах — бессонная стража бога Бела-Мардука, а также Бела-Енлина.
Символ жизни у греков.
«Быстро сменяли друг друга поколения смертных, хотя и делали все, чтобы не гасить светильник жизни». Лукреций Карр «О природе вещей»
Душа Мелеагра была заклята на горящей головне.
Геракл справился с Лернейской гидрой благодаря факелу, который прижигал отрубленные головы Гидры.
В Древней Греции (но не в Спарте) факелами освещались ночные дороги (почти до III в.н. э.) — эти факелы назывались «лампас».
Часто устраивались пешие и конные процессии с факельщиками, их сопровождающими.
Шествия с факелами устраивались в Афинах в честь Прометея и Гефеста.
Жрецы Афродиты часто изображались с факелами — символами сексуального желания.
Изображения факела на могилах — свет, указывающий мертвым дорогу в загробный мир.
В Риме применялись г.о. во время свадеб и при отправления восточных культов Изиды и Митры.
У римлян похоронный факел освещает тьму смерти и проливает свет в грядущий мир.
Возрождение Солнца солнечным богом Сварогом.
У митраистских дадофоров, факелы обращены вверх и вниз, и означают:
В Каббале факел разума и свет равновесия.
Символ предательства и страстей Господних, восходит к Иоанну:
В сценах Рождества факел иногда символизирует Христа, который есть Свет Мира.
Мученичество (начиная с Христа и Иоанна Крестителя).
Факел, повернутый зажженной стороной к земле — символ смерти. Мотив ренессансной надгробной скульптуры: изображение Купидона с опущенным факелом в руке — обозначение смерти (вымершего рода).
Знание, слава, почесть.
Воткнутый в землю, почти потухший факел.
Перевернутый догорающий факел.
Горящий остаток факела.
Факел, передающий свой огонь другому.
Факел, поддерживаемый двумя руками.
Горящий факел, перевернутый вниз.
У Хохберга факел мудрости Божьей представлен так:
Кто в непроглядну ночь поездке подлегает, И светит факел тут — как радостно ему! Так мудрость Божия смиренных озаряет, Что с верой в жизнь идут сквозь испытаний тьму.
Название журнала «Факел», издаваемого Карлом Краузом.
Факел
Изначально роль факела исполняла горящая головня или ветка смолистого дерева; ей на смену пришел промасленный фитиль, который размещали в глиняной плошке, а затем — пропитанный смолой витень из пеньки, вставлявшийся в металлическую оправу, закрепленную на деревянной рукояти. Однако символическая роль факела была гораздо больше, чем просто светильника; этот предмет являлся олицетворением огня, как одной из первичных стихий, а также солнца, из-за чего земледельческие народы часто использовали его во время весенних и летних праздников.
В Древней Греции адепты Персефоны и Деметры, держа в руках зажженные факелы, обегали свои поля по всем направлениям. Считалось, что таким образом можно очистить нивы от пагубного влияния злых духов. Факел рассматривался также как часть жертвенного пламени, являясь, таким образом, эмблемой памяти по усопшим и употреблялся как вещественный символ во время похоронных процессий.
С середины XIX в. факел чаще всего упоминается как источник и символ света, светоч. Этот предмет являлся олицетворением знания и просвещения. Сначала он использовался преимущественно как словесный символ, однако к концу XIX в. изображение факела появляется на значках и печатях различных просветительных учреждений, а также благотворительных и воспитательных организаций, чьей целью являлось усовершенствование человека.
В советской эмблематике этот символ использовался как олицетворение образования и знаний. В основном он выступал в качестве общественной эмблемы, которую использовали различные издательства и общественные просветительные организации.
В Югославии факел всегда считался символом огня и восстания, что нашло отражение в государственном гербе СФРЮ, центральную фигуру которого составляли шесть факелов, по одному на каждую республику.
Герб Югры – теперь официально
Читать «Новости Югры» в
Югра получила официальный герб, который внесен в государственный геральдический регистр России. Отныне общепризнанным государственным символом автономного округа стали золотые медведи и земельная корона с факелом.
– Было очень важно, чтобы герб Югры символизировал не только богатство округа, его историю, но и соответствовал всем геральдическим нормам, был принят и понятен людям, – отметила заместитель директора окружного департамента общественных и внешних связей Инна Арканова.
– Медведь – это наш защитник и покровитель. Глядя на герб, люди видят мощь автономного округа и элемент мифологии народов, его населяющих. Считаю, официальный герб Югры сейчас соответствует мировоззрению обских угров, – высказался Тимофей Молданов, кандидат исторических наук, этнограф, сотрудник Окружного дома народного творчества.
Важно!
Указом президента России № 403 «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» официальные символы субъектов страны подлежат регистрации в Геральдическом совете при главе государства.
Геральдическое описание
«В рассеченном лазоревом и зеленом поле серебряная птица «Кат ухуп вой» – с двумя, подобными орлиным, головами на длинных шеях, четырьмя лапами и видимым между головами хвостом, подобным павлиньему и просеченным в цвет поля в виде вытянутого по вертикали овала.
Щит увенчан золотой земельной короной о семи видимых зубцах, средний из которых завершен пламенем, и с поясом национального орнамента на обруче.
Щитодержатели – два золотых, с черными глазами и носами медведя, поддерживающие два золотых древка с государственными флагами Ханты-Мансийского округа – Югры на подножии из зеленых кедровых веток с зелеными шишками.
Девиз «ДЕЛАМИ ВЕЛИКАЯ» начертан серебряными литерами на лазоревой ленте».
Корона
Располагается над гербовым щитом – знак могущества, достоинства, избранности. Корона – земельный венец – показывает статус субъекта РФ. Обод с национальным орнаментом отражает статус автономии.
Факел
У короны семь зубцов, средний из которых завершен факелом. Его пламя символизирует нефтегазодобывающую деятельность на территории автономного округа.
Медведи-щитоносцы
Этот зверь традиционно считается хозяином тайги, а в геральдике олицетворяет мощь и предусмотрительность. В культуре обских угров считается священным зверем и младшим братом человека.
Кедровые ветви
На гербе обязательно изображают почву под щитоносцами как опору. Зеленые кедровые ветви показывают расположение округа в лесной таежной зоне. Кроме того, отражают преемственность эскиза герба в отношении действующей эмблемы (венок из зеленых кедровых ветвей).
Птица «Кат ухуп вой»
Эта мифическая птица имеет две головы – как и орел на гербе России. Орнамент «Кат ухуп вой» ханты изображали как оберег на спинке детской колыбели.
Девизная лента
Цвет и литер выбраны исходя из геральдических правил, отражают преемственность к ленте в действующей эмблеме региона. Кроме того, лента символизирует главные реки Югры – Обь и Иртыш. Слова девиза «Делами великая» взяты из гимна автономного округа.
Алексей Шипилов первый заместитель губернатора Югры
— Совместными усилиями были проведены масштабные обсуждения герба с общественностью, экспертами на разных площадках. При его разработке были максимально учтены все мнения. При этом мы меняли формат работы: авторы дорабатывали старую эмблему, уважительно относясь к пожеланиям жителей автономного округа.
— Герб – это визитная карточка округа. Он всегда сочетает в себе все лучшее и познавательное, что относится к территории, которой госсимвол принадлежит. Глядя на него, остальные люди будут понимать, где находится наш край, кто здесь живет, чего мы достигли. Считаю, у авторов получилось создать некий объединяющий элемент – и людей, проживающих в Югре, и их культуры, и истории, и развития всего автономного округа.
— Сегодняшний вариант представляет собой некий геральдический конструктор. Я в полном восторге от того, что сделала авторская группа Юрия Росича. Это четко упакованные символы, которые хорошо позиционируют округ. Наш сегодняшний герб можно смело транслировать за пределами региона.
Факел (опущенный или перевернутый вниз факел – символ смерти)
Факел, возможно, был наиболее древним переносчиком и хранителем огня, его рукотворной частицей.
Поэтому в мифах самых разных народов он прежде всего является атрибутом светоносных и огненных богов.
Связь факела с богами света и неба
Например, в древнеегипетской традиции он нередко изображался в руке бога солнца Ра в виде плоской чаши с вырывающимся из нее пламенем.
Зороастрийский светоносный Ахурамазда во время борьбы с демоном Ангро-Манью использовал факел, чтобы при его помощи изгнать зло обратно во мрак.
Индийского огненного бога Агни иногда рисовали в шапке из пламени или просто в виде факела с необычно большим количеством языков огня.
В ранней античной традиции светлого Аполлона видели юношей, выходящим из языков пламени. Одну руку с огнем в ладони он протягивал вперед и тем самым освещал землю.
Богиня утренней зари розовоперстая Эос в представлении эллинов каждое утро выходила на небо с сияющим светочем перед самым выездом колесницы солнца-Гелиоса.
Древнегреческого Гефеста (как и древнеримского Вулкана) нередко называли «каменным факелом», так как одним из его образов была гора, извергающая пламя.
Боги плодородия, любви и врачевания (тоже часто рисуются с факелами).
Это объясняют красивой аналогией:
во всех трех случаях (при появлении новых растений, животных, людей);
при зарождении любовной страсти;
при возвращении больному здоровья) жизнь из тьмы прорывается к свету.
Считается, что начало данной символики было положено в Древней Греции. На античных барельефах с факелами в руках обычно изображали стоящих рядом Деметру, богиню плодородия, и ее дочь Персефону, с которыми связан миф о смене времен года. Рассказывают, что однажды Аид, бог подземного царства, украл у матери юную Персефону и взял ее в жены.
Безутешная Деметра удалилась от мира, в котором наступила вечная зима. Чтобы все живое окончательно не погибло, Зевс договорился с Аидом о том, что тот будет периодически отпускать супругу на землю. Когда Персефона приходит к Деметре с согревающим огнем в руках, на земле начинается весна, все вокруг возрождается, жизнь снова берет верх над смертью.
Кроме того, Деметра у греков была и богиней рожениц, то есть покровительствовала появлению новой жизни. Она врачевала беременных и младенцев. В этой ипостаси ее тоже рисуют с факелом. Огнем она как будто отгоняет от людей мрак смерти.
Позже этот символ она передала богу врачевания Эскулапу (Асклепию). Эскулапа чаще изображают с посохом, который обвила змея. Но есть и более редкая эмблема данного бога, на которой змея обвивает не посох, а факел – знак излечения от болезней.
Иногда на античных вазах с зажженным факелом рисовали богов любви Афродиту (Венеру) и Эрота (Амура). У этих образов может быть три значения. Во-первых, любовь и сексуальное желание считали особым пламенем, которое зажигали в людских душах стрелы маленького крылатого бога. Во-вторых, волшебный огонь божеств любви как будто бы заново освещал мир для влюбленного, и тот начинал все видеть совсем по-другому.
Самое простое и даже шуточное объяснение заключается в том, что Эрот при помощью факела якобы лучше и издалека видел свою очередную жертву. В любом случае, выражение «огонь любви», очевидно, вошло в оборот именно с античных времен, а «факельными певцами» греки называли авторов любовной лирики.
Например, могучий сын Зевса Геракл прижигал зажженной головней шеи Лернейской гидры, чтобы на них заново не отрастали отрубленные головы. Великий титан Прометей был огненосцем для людей: он дал им священный огонь жизни, похитив для этого горящий факел с самого Олимпа. Братьев Диоскуров Кастора и Полидевка тоже видели с факелами в руках. У Полидевка в ярко пылало пламя, что указывало на его бессмертие, а факел смертного Кастора был потушен, так как герой погиб молодым. Убийца страшной Химеры юный Беллерофонт победил огнедышащее чудовище с помощью крылатого коня Пегаса и волшебного пламени, факел с которым дала ему Афина.
Священная функция огня в древнем мире была очень важной. Пламя, горящее в чашах с маслом, на деревянной головне, в металлической оправе с фитилем играло большую роль при проведении различных торжеств. Оно создавало праздничное настроение и выполняло символические функции.
в религиозных ритуалах и процессиях;
при символической передаче власти (огонь был ее символом, и будущий правитель должен был принять горящий факел);
как обязательный свадебный атрибут (они считались знаками мужской силы и плодовитости);
во время организации похорон.
Почти у всех народов мира боги, которые имели то или иное отношение к смерти, среди своих священных атрибутов имели и факел. Возможно, в основу понимания образа лег мотив освещения пути (свет помогает душе найти дорогу в иной мир). Может быть, в основе такой трактовки факела находится представление о жизни как о горящем огне и о смерти как о его угасании.
Недаром для древнегреческой философии было характерно восприятие души именно как огненной сущности. Гераклит Эфесский считал пламя первоосновой и обязательной составляющей всех вещей и сущностей. Он утверждал, что, когда они погибают, их огонь гаснет.
Вообще же у многих народов факелы были священными предметами богов, связанных с миром мертвых.
Египетский Сет (провожавший души усопших) тоже входил в царство теней, где было мало света, с факелом в руках.
В античной мифологии факелы ассоциируются с разными божествами, связанными со смертью. Танатоса, забирающего души, рисуют в виде черного юноши с потухшим факелом. Освещает себе путь и проводник в царство Аиде Гермес. Однажды он даже дал свой волшебный факел Орфею, который отправился за душой своей жены. Второй раз так же помог Одиссею, которому необходимо было проникнуть в подземный мир для встречи с покойным прорицателем. Селена, Артемида, Персефона и Геката, которые в разных районах Древней Греции считались богинями луны и смерти, зачастую изображались рядом с факелами. Причем в том случае, если подчеркивалась их лунная сущность, то вокруг них, либо у них в руках горели огни. Когда имелось в виду, что та или иная богиня связаны со смертью, то факел был потухшим и даже перевернутым. Зато он всегда горел у Ареса (Марса), отвечавшего за кровавую войну. Но это был огонь ненависти и убийства.
В индуистской мифологии черная Кали (злая ипостась супруги Шивы) в одной из своих шести рук тоже держит перевернутый факел как орудие уничтожения.
Западнославянский бог загробного мира Флинц в разных вариантах виделся бледным мужчиной, мертвецом или скелетом в красном плаще и с длинным горящим факелом.
В то же время он обозначал и предательство, в результате которого люди (легионеры) с факелами пришли за Спасителем и взяли его на казнь. Кроме этого, эмблема «перекрещенные факел и топор» означает мученичество за веру (на костре и плахе) и связана с идеей святости. В иконографической традиции самым известным стал сюжет о том, как Фома Аквинский изгоняет с помощью факела свою соблазнительницу. А спутницей святого Доминика была собака с факелом в зубах.
На христианских гробницах первых веков распространения религии, кроме крестов, нередко изображали ангелов с факелами без огня. Лишь позже этот древний образ конца земного существования был заменен погасшей свечой. В культуре европейского Ренессанса образ факела приобрел множество аллегорических значений. Он был характерен для персонифицированных фигур Умеренности (она гасит пламя страстей), Мира (сжигает оружие), Клеветы, Страсти.
Герб Российской Федерации история создания, значение, что символизирует
Существует несколько главных государственных символов страны. К ним относятся: герб, флаг и гимн.
Их внешний вид утверждается Указом Президента.
Рассмотрим кратко, что представляет герб России, значение его элементов, а также несколько примеров предыдущей геральдики.
Герб РФ что это такое и как он выглядит
Символ представляет собой красный щит, у которого закругленные углы снизу и заострение по центру. Оно похоже на стрелку, указывающую направление.
На фоне изображен золотой орел с двумя головами. Они увенчаны небольшими коронами. Данные короны соединены лентами и объединены большим по размеру символом власти.
В лапах птица держит скипетр и державу – древние знаки государственной силы.
На груди изображен еще один небольшой щит. Его содержание следующее:
Герб иногда изображают и без красного щитка в качестве фона. Допустимы публикации в черно-белых тонах. Окончательный цветной образ был принят федеральным конституционным законом в 2000 году.
Описание и значение символов герба Российского государства
Несмотря на то, что существуют различные трактовки символов, наиболее распространенными, используемыми еще в школе для детей, являются следующие описания:
Геральдика: значение символов на гербе России
Рассмотрим более детально значение символов на гербе и узнаем, почему были выбраны именно они. Геральдика государства – подробно подбираемое сочетание элементов.
Автор макета современного герба – Евгений Ухналев. Он придумал сочетать несколько эпох на одном полотне.
Георгий Победоносец
На Руси в период раздробленности было принято наносить на печать княжества основателя рода – великого воителя.
У московского княжества был Георгий Победоносец. После объединения земель, он стал символом новообразованного государства.
Ранее на печатях изображалось животное – лев, побеждающий дракона.
Двуглавый орел
Символ двуглавой птицы используется для герба не только Россией, но и рядом других стран. В древности подобного орла считали богом, поэтому образ древний.
Использование на гербе связано с чертами, приписываемыми птице: отвага, величие, стремление к развитию и победе.
До завоевания Ивана Грозного, орел, используемый на печати, был другим: приглаженные крылья и перья, закрытый клюв. После выдвижения теории о Москве, как о третьем Риме, и воцарения Романовых, формируется современный облик.
Три короны
До правления Ивана Грозного корона была одна и символизировала сильную власть. Потом появились еще две небольшие, которые венчали головы орла.
Существует несколько трактовок именно этого количества корон:
Скрепление лентами было произведено в 2000-м году. Данное введение иногда связывают с условным объединением России, Казахстана и Беларуси.
Скипетр и держава
Держава и скипетр издавна были символами самодержавия. В течение двадцатого века они, как и короны, отсутствовали на гербе. В некоторых версиях орел держит не их, а лавровый венок и факел.
Возвращение на герб скипетра и державы в 1993 году, очевидно, не отражает самодержавие. Скорее это акцент на силу страны и ее единство. Информация об этом факте обсуждается многими историками.
Что символизируют цвета на гербе Российской Федерации
Цвета всегда играли важную роль в символике стран. Они используются не только на флаге, название которого триколор, но и на гербе.
Рассмотрим основные значения российского официального герба:
На фото часто синим цветом выделяют плащ Победоносца. Сделано это во многом для того, чтобы выделить символ.
Красный цвет означает и агрессию – готовность Российской Федерации защищать свои интересы.
Значение герба Российской Империи при Петре I
Современный облик герба во многом был сформирован в период правления Петра Великого.
Он включил геральдику по следующим причинам:
Рисовать образ Петр начал еще до того, как объявил себя императором. До правления Николая Первого образ подвергался незначительным корректировкам.
Значение герба Российской Федерации
Современный герб – это сочетание многих элементов из прошлых образов. Он олицетворяет силу страны, ее единство и многовековую историю. Три ряда перьев – это сочетание добра, истины и красоты.
Интересным фактом относительно скипетра является то, что на нем изображен точно такой же орел со скипетром. Это отражает бесконечность и будущее России. Герб состоит из взаимосвязанных элементов.
Герб России – один из базовых символов страны. Каждый элемент продуман и имеет глубокое значение. Для изучения надо обращаться не только к значениям элементов, но и к истории становления России. Происхождение расшифровки связывают с имперским периодом.