Что означает эшелон в авиации
Эшелон (авиация)
Эшелон — это условная высота, рассчитанная при стандартном давлении и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов. Основное понятие в вертикальном эшелонировании.
Эшелон выражают в установленной высоте в сотнях футов, например, эшелон 350 (35000 футов). В России эшелоны, названия которых соответствуют числу в сотнях футов, действуют с 17 ноября 2011 года. До этого в ходу были метрические эшелоны, например эшелон 10600 метров.
Содержание
Отличие эшелона от высоты
Высота эшелона совсем необязательно совпадает с реальной высотой воздушного судна. Высотомеры в самолётах — по сути, калибруемые барометры, то есть высоту они вычисляют по разнице давления на земле и в воздухе. Для вычисления истинной высоты потребовалось бы постоянно вносить в приборы данные об атмосферном давлении в каждой точке маршрута, учитывать высоту этих точек над уровнем моря.
Поэтому принято пользоваться стандартным давлением. Если на всех воздушных судах будет установлено одинаковое значения давления на альтиметре, то и показания высоты на приборе в заданной точке воздушного пространства будут одинаковыми. Поэтому с определённого момента при наборе высоты (высота перехода) и до определённого момента при снижении (эшелон перехода) высота воздушного судна рассчитывается по стандартному давлению.
Значение стандартного давления (QNE) — 760 мм рт. ст. (1013,2 гектопаскаля, 29,921 дюйма рт. ст.) — одинаково во всем мире.
Схемы эшелонирования
Схема вертикального эшелонирования может отличаться в разных странах. При пересечении границ воздушных пространств, в которых действуют разные схемы, пилоты меняют эшелон по указанию диспетчера (либо до входа в новую зону, либо после, это зависит от направления полёта).
Основные подходы — полукруговая и квадрантная система. Обе учитывают направление полёта воздушного судна и на основании его курса (магнитного или истинного, в зависимости от конкретной схемы), экипажу дается разрешение на занятие определённого эшелона.
При полукруговой схеме эшелоны чередуются. То есть, например, в России эшелон 3300 м назначается воздушным судам, двигающимся с запада на восток (истинный путевой угол от 0 до 179°). Следующий эшелон 3600 м назначается при полёте с востока на запад (от 180 до 359°). Следующий 3900 м — снова на восток и т. д. При квадрантной схеме первый эшелон расположен в I квадранте (0-89°, магнитный путевой угол), второй — во II квадранте (90-179°), третий — в III квадранте (180-269°), четвёртый — в IV квадранте (270-359°), пятый — в I квадранте и так далее.
Переход к полёту на эшелоне
При взлёте и посадке в России на альтиметре самолёта установлено атмосферное давление аэродрома (QFE), когда самолёт находится на взлётно-посадочной полосе, альтиметр показывает высоту 0. В большинстве других стран, альтиметр установлен на давление, приведённое к уровню моря (QNH), то есть альтиметр показывает высоту над уровнем моря. Однако в любом случае вскоре после взлёта экипаж устанавливает стандартное давление (QNE) — 760 мм рт. ст. Высота, при пересечении которой устанавливается стандартное давление, называется высотой перехода. В России в каждом аэропорту установлена своя высота перехода.
При снижении, значение давления на альтиметре устанавливается при пересечении эшелона перехода. В России при этом устанавливается давление на уровне аэродрома (QFE), во многих других странах давление, приведённое к уровню моря (QNH). Эшелон перехода может изменяться для каждого аэродрома, эта величина обычно доступна в автоинформации АТИС.
Горизонтальный полёт ниже эшелона перехода, но выше высоты перехода (переходный слой) запрещён. В этом диапазоне возможно только снижение или набор высоты.
Эшелонирование (авиация)
Эшелонирование (авиация)
Эшелонирование — создание интервалов по высоте и расстоянию между находящимися в полёте воздушными судами с целью предотвращения опасного сближения и возможных аварийных ситуаций.
Контроль за эшелонированием осуществляет диспетчер в соответствии с действующими в стране нормативными документами, а при полетах по правилам визуальных полетов также и пилот воздушного судна. Существуют и другие меры, призванные не допустить опасного сближения воздушных судов, например, система TCAS.
Эшелонирование осуществляется преимущественно при следовании воздушных судов по авиалиниям. В случае следования одиночных воздушных судов вне авиалиний (воздушных трасс или местных воздушных линий), в частности при выполнении авиационных работ, при выполнении испытательных полётов экспериментальной авиации и тренировочных полётов военной авиации, воздушному судну устанавливается определённая высота следования (или диапазон высот).
Выделяют вертикальное эшелонирование, продольное эшелонирование и боковое эшелонирование (см. ниже).
Содержание
Принципы вертикального эшелонирования
Вертикальное эшелонирование и эшелон
Вертикальным эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов по высоте. Для создания интервалов вертикального эшелонирования введено понятие эшелон. Это условная высота, рассчитанная при стандартном давлении и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов.
Значение стандартного давления (QNE) — 760 мм рт. ст. (1013,2 гектопаскаля, 29,921 дюйма рт. ст.) — одинаково во всем мире, а вот схема вертикального эшелонирования может отличаться в разных странах. При пересечении границ воздушных пространств, в которых действуют разные схемы, пилоты меняют эшелон по указанию диспетчера (либо до входа в новую зону, либо после, это зависит от направления полета).
Полукруговая система и ее аналоги
Вертикальное эшелонирование обычно осуществляется по полукруговой системе. Это означает, что в схеме направления полетов от эшелона к эшелону чередуются. Например, в России эшелон 3300 м назначается воздушным судам, двигающимся с запада на восток (курсом от 0° до 179°). Следующий эшелон 3600 м назначается при полете с востока на запад (курсом от 180° до 359°). Следующий 3900 м — снова на восток и т. д. Полукруговая схема применяется почти во всех странах мира, но может иметь свои особенности.
Например, в России, отсчет угла осуществляется по истинному (географическому) путевому углу, а во многих других странах — по магнитному. Из-за особенностей географического положения страны, иногда углы могут отсчитываться не от 0° и 180°. Так, в Чили есть сдвиг на 30°, а во Франции, Новой Зеландии, Вьетнаме — на 90°.
В некоторых случаях применяется схема квадрантного эшелонирования, которая была основной для ИКАО до 1963 года. Она действует во многих странах, таких как Индия, Бангладеш, Камбоджа, Лаос, Япония, также в Великобритании при визуальных полетах и полетах по приборам в неконтролируемом воздушном пространстве на эшелоне ниже FL245. Первый эшелон расположен в I квадранте (0°-89°, магнитный путевой угол), второй — во II квадранте (90°-179°), третий — в III квадранте (180°-269°), четвертый — в IV квадранте (270°-359°), пятый — в I квадранте и так далее.
Переход к полету на эшелоне
При взлете и посадке самолета установлено атмосферное давление аэродрома (QFE) (в России) или давление, приведенное к уровню моря (QNH). Таким образом, на высотомере отображается реальная высота или высота относительно уровня моря. Она нужна экипажу для выдерживания схем захода на посадку и схем выхода.
Вскоре после взлета экипаж устанавливает стандартное давление (QNE) — 760 мм рт. ст. Высота, при пересечении которой устанавливается стандартное давление, называется высотой перехода. При снижении, новое значение давления на альтиметре устанавливается при пересечении эшелона перехода. Эшелон перехода может изменяться для каждого аэродрома в зависимости от атмосферного давления, эта величина обычно доступна в автоинформации АТИС.
Расчет безопасных эшелона и высоты перехода осуществляется таким образом, что между ними (в истинном выражении) остается достаточный запас высоты даже после выставления нового значения давления на альтиметре. Это обеспечивает «зазор» между эшелоном перехода и высотой перехода, что исключает ситуацию, когда воздушные суда, летящие на на высоте эшелона и высоте отностельно земли (или уровня моря) могут пересечься по реальной высоте. Этот диапазон высот называется переходным слоем.
Горизонтальный полет в переходном слое запрещен. В этом диапазоне возможно только снижение или набор высоты.
Вертикальное эшелонирование ниже нижнего эшелона
Полет не всегда проходит на эшелоне. Когда нет необходимости набирать высоту нижнего эшелона, полеты производятся по минимальному атмосферному давлению на маршруте, приведенному к уровню моря. При этом действуют и особые правила вертикального эшелонирования. Например, в России, полеты со скоростями не более 300 км/ч эшелонируются через 150 м, со скоростями более 300 км/ч — через 300 м.
Эшелонирование в России
эшелон, м | направление | эшелон, м |
---|---|---|
15100 | ← | |
→ | 14100 | |
13100 | ← | |
→ | 12100 | |
11600 | ← | |
→ | 11100 | |
10600 | ← | |
→ | 10100 | |
9600 | ← | |
→ | 9100 | |
8600 | ← | |
→ | 8100 | |
7800 | ← | |
→ | 7500 | |
7200 | ← | |
→ | 6900 | |
6600 | ← | |
→ | 6300 | |
6000 | ← | |
→ | 5700 | |
5400 | ← | |
→ | 5100 | |
4800 | ← | |
→ | 4500 | |
4200 | ← | |
→ | 3900 | |
3600 | ← | |
→ | 3300 | |
3000 | ← | |
→ | 2700 | |
2400 | ← | |
→ | 2100 | |
1800 | ← | |
→ | 1500 | |
1200 | ← | |
→ | 900 |
Интервал вертикального эшелонирования устанавливается в 300 м от эшелона 900 до эшелона 8100; интервал 500 м — от эшелона 8100 до эшелона 12100; интервал 1000 м — от эшелона 12100. Таким образом (см. таблицу):
Эшелонирование по стандартам ИКАО
Эшелонирование RVSM
Сокращенные минимумы вертикального эшелонирования (англ. Reduced vertical separation minima (RVSM) ) — система мер, призванная повысить пропускную способность воздушного пространства за счет снижения установленных интервалов между эшелонами. Уже введенная во многих странах, она предусматривает интервалы в 1000 футов между эшелонами в верхнем воздушном пространстве. Хотя это значение не однозначно и КНР, к примеру, ввела метрическую систему RVSM (см. ниже).
Применение сокращенных минимумов вертикального эшелонирования требует не только принятия соответствующих нормативных актов, но и техническую готовность воздушного судна и экипажа соблюдать эти нормы. Большое количество не сертифицированных воздушных судов, в частности, в России, препятствует быстрому принятию правил RVSM. Если воздушное судно не сертифицировано на работу в системе сокращенных минимумов, оно не может быть допущено на диапазон высот, где действует RVSM, и вынуждено занимать подходящие эшелоны ниже.
Особенности вертикального эшелонирования в некоторых странах
Эшелонирование в Великобритании
До эшелона FL245 в неконтролируемом воздушном пространстве действует квадрантная система. При направлении магнитного путевого угла (МПУ) 0°-89°выбирается эшелон нечетной тысячи, например, FL130. При МПУ 90°-179° — эшелон нечетной тысячи плюс 500 футов (FL135), при МПУ 180°-269° — эшелон четной тысячи (FL140), при МПУ 270°-359° — эшелон четной тысячи плюс 500 футов, например FL145, и т. д.
Выше эшелона FL245 действует следующая полукруговая схема. При МПУ меньше 180° — первый эшелон FL250, и далее с прибавлением по 2000 футов до FL 330, затем с прибавлением по 4000 футов. При МПУ более 180°, но менее 360° — эшелон FL260 и далее с прибавлением по 2000 футов до FL 350, затем с прибавлением по 4000 футов.
На территории Великобритании введены также RVSM.
Эшелонирование в Новой Зеландии
При полетах по правилам визуальных полетов (ПВП) ниже высоты 13000 футов (по QNH): при МПУ 270°-89° занимается высота нечетной тысячи футов плюс 500 футов. При МПУ 90°-269° занимается высота четной тысячи футов плюс 500 футов. На эшелоне выше FL150: при МПУ 270°-89° занимается эшелон нечетной тысячи футов плюс 500 футов (включая FL155), при МПУ 90°-269° занимается эшелон четной тысячи футов плюс 500 футов.
При полетах по правилам полетов по приборам (ППП) ниже высоты 13000 футов: при МПУ 270°-89° занимается высота нечетной тысячи футов. При МПУ 90°-269° занимается высота четной тысячи футов. На эшелоне выше FL150: при МПУ 270°-89° занимается эшелон нечетной тысячи футов (включая FL150), при МПУ 90°-269° занимается эшелон четной тысячи футов. При полетах выше эшелона FL410 при МПУ 270°-89° занимаются эшелоны с интервалом в 4000 футов, начиная от эшелона FL450. При МПУ 90°-269° занимаются эшелоны с интервалом в 4000 футов, начиная от эшелона FL430.
Эшелонирование в КНР
эшелон, м | направление | эшелон, м |
---|---|---|
→ | 14900 | |
14300 | ← | |
→ | 13700 | |
13100 | ← | |
→ | 12500 | |
12200 | ← | |
→ | 11900 | |
11600 | ← | |
→ | 10300 | |
11000 | ← | |
→ | 10700 | |
10400 | ← | |
→ | 10100 | |
9800 | ← | |
→ | 9500 | |
9200 | ← | |
→ | 8900 | |
8400 | ← | |
→ | 8100 | |
7800 | ← | |
→ | 7500 | |
7200 | ← | |
→ | 6900 | |
6600 | ← | |
→ | 6300 | |
6000 | ← | |
→ | 5700 | |
5400 | ← | |
→ | 5100 | |
4800 | ← | |
→ | 4500 | |
4200 | ← | |
→ | 3900 | |
3600 | ← | |
→ | 3300 | |
3000 | ← | |
→ | 2700 | |
2400 | ← | |
→ | 2100 | |
1800 | ← | |
→ | 1500 | |
1200 | ← | |
→ | 900 | |
600 | ← |
Система полукруговая, отчет осуществляется от 0° и 180° истинного путевого угла. Схема эшелонирования приведена в таблице. На эшелонах с 8900 по 12500 сокрашенный минимум эшелонирования составляет 300 метров, выше — 500 метров.
Продольное эшелонирование
Продольным эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов на одной высоте по времени или расстоянию вдоль линии пути.
На международных воздушных трассах используется два вида продольного эшелонирования: по времени и по расстоянию.
Продольное эшелонирование по времени составляет:
1. На одном маршруте и эшелоне:
2. На пересекающихся курсах на одном эшелоне:
3. При наборе высоты и на снижении, если воздушное судно пересекает эшелон другого воздушного судна на общей линии пути:
Продольное эшелонирование по расстоянию (при наличии DME) составляет:
На одном маршруте и эшелоне:
На пересекающихся курсах:
4. При наборе высоты и на снижении — 10 миль во всех случаях.
Боковое эшелонирование
Боковым эшелонированием называют рассредоточение воздушных судов на одной высоте по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути.
Эшелонирование правой стороны
При встречном движении воздушных судов с набором высоты или со снижением каждое воздушное судно должно придерживаться правой стороны трассы с таким расчетом, чтобы находиться немного правее оси трассы. Принцип эшелонирования — идти по маршруту чуть-чуть правее — официальный принцип. Насколько правее — не оговорено.
Эшелонирование международных воздушных трасс над океаном
Осуществляется в градусах широты или расстоянием:
При полном радиолокационном перекрытии продольное и боковое эшелонирование может быть доведено до 5 морских миль.
Про вертикальное эшелонирование в воздушном пространстве РФ.
Начну с того, что все полёты и перелёты воздушных судов (ВС) выполняются по строго установленным маршрутам – воздушным трассам (ВТ РФ) и местным воздушным линиям (МВЛ). Полёты по МВЛ осуществляются ниже нижнего эшелона и нас не интересуют. Полёты вне трасс могут выполнять воздушные суда медицинской, специальной авиации, а также военные ВС (но, в подавляющем большинстве случаев, правила вертикального эшелонирования действуют и на них).
Воздушная трасса – это «установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения». Проще говоря, ВТ РФ – это коридор в воздушном пространстве, в котором разрешено выполнять перелёты между точками А и Б.
В качестве примера фрагмент радионавигационной карты:
Чёрные отрезки прямых – это и есть воздушные трассы.
ВТ РФ могут быть как с двусторонним, так и с односторонним движением. С односторонними трассами всё понятно. Лететь можно только в одну сторону. А как быть с двусторонними трассами, коих большинство? Как избежать столкновения воздушных судов, летящих по одной трассе навстречу друг другу?
Ответ напрашивается сам собой: нужно «развести» (рассредоточить) воздушные суда по высоте. Итак, «вертикальное эшелонирование – это рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы».
В воздушном пространстве РФ установлены следующие интервалы вертикального эшелонирования:
1. В диапазоне высот 0 – 8100 м – 300 метров;
2. В диапазоне высот 8100 – 12100 м – 500 метров;
3. Выше 12100 м – 1000 метров.
Эшелоны делятся на чётные и нечётные. Если число, обозначающее высоту эшелона в сотнях метров, чётное – эшелон чётный, если нечётное – нечётный. Так, например, эшелоны 600 м, 1200 м, 7800 м – чётные, а 900 м, 1500 м, 3300 м, 5100 м – нечётные.
Здесь необходимо ввести понятие истинного путевого угла (ИПУ). Истинный путевой угол (ИПУ) – угол между северным направлением истинного (географического) меридиана и направлением полёта по линии заданного пути (ЛЗП) измеренный по часовой стрелке:
При полёте из точки А в точку Б ИПУ будет равен 90⁰, а при полёте в обратном направлении – 270⁰.
В РФ принята полукруговая схема вертикального эшелонирования:
– при выполнении полёта с ИПУ, лежащими в секторе 0⁰ – 179⁰ используются нечётные эшелоны;
– при выполнении полёта с ИПУ, лежащими в секторе 180⁰ – 359⁰ используются чётные эшелоны:
В полёте курс воздушного судна и истинный путевой угол могут не совпадать (как правило, почти всегда), но это уже совсем другая история.
P.S. БМ показывал мне всякую фигню.
отлично эти карты использовал в роли скатерти. пока штурман подзатыльник не выписал)))
А если 179.99999999999.
Да и вообще если курс близок к северному или южному, то как-то не очень однозначно все.
Интересно. Сижу разглядываю карту в хорошем разрешении: http://map.etomesto.ru/base/99/mvz.jpg
А на госгранице предусматриваются виртуальные развязки для перехода из одной системы эшелонов в другую?
Вопрос. ВС может выбирать свой чётный, например, эшелон по собственному желанию, или это строго по указанию с земли?
Вопрос к юристам Смена пола!
Я мужчина, мне 59, до пенсии мне ещё 5 лет.
Внезапно! Я ощутил себя женщиной, и захотел «де юре» сменить пол.
Внимание вопрос: Могу ли я уже через год выйти на пенсию при успешной смене пола «де юре».
Блатная хата
Что врачи слышат в лёгких
Ошибся зельем
Какую страну потеряли, эх
Почему веганы стремятся копировать еду мясоедов, если веган то держи марку если слаб ешь докторскую
Купил на пробу веганскую колбасу и погрел ее в микроволновке.
По внешнему виду очень напоминает докторскую, не правда ли? В глаза сразу лезет надпись, что она содержит витамин В12, что вряд ли придает ценности этой колбасе.
Перед вскрытием давайте глянем на состав.
Состав: Вода, масло подсолнечное, соевый белок, волокна цитрусовые, модифицированный крахмал, соль, чеснок, усилитель вкуса глутамат натрия, концентрат сока редьки, экстракт специй: шафран, паприка; ароматизатор растительного происхождения, волокна конжакового дерева, витамин В12.
На первом месте стоит вода, а это уже о многом говорит. Так же зачем-то в колбасу засунули сок редьки и волокна конжакового дерева.
Конжак в этой колбасной истории выступает как загуститель. В нем ничего плохого нет.
Вскроем колбасу
Самое интересное. Что будет с колбасой, если ее нагреть?
Я решил оставить колбасу и в дальнейшем пожарить с ней яичницу на завтрак, ибо выкидывать было жалко.
Кстати, стоимость такой штуки около 350 рублей (точно не помню уже).
Убрал в колбасу в холодильник, а потом меня осенило! В составе ведь полно воды и масла (первые два места в составе). Как работает конжак в роли загустителя я не знаю, так как никогда с ним не встречался. А других загустителей и стабилизаторов нет. Что будет, если нагреть колбасу? Держит ли конжак температуру?
Решил проверить. Отрезал кусок и закинул в микроволновку на 20 секунд. Вот теперь думаю, что делать с этой вроде бы как и съедобной, но не жаребельной колбасой. Есть ее чистоганом не вкусно, жарить нельзя, выкинуть жалко, кошка отказалась, пусть лежит, может сварю из нее суп, раз она такая размазня.
(С) Гастрономическая шизофрения
Про игровой бизнес
Нижнее образование
Бизнесмен заявил, что сибиряки не хотят идти к нему на 100 к в месяц. Хм, но. погодите-ка
Гендиректор Сибирской хлебной корпорации Дмитрий Терешков в колонке на бизнес-портале «Континент Сибирь» порассуждал о том, что сибиряки не хотят работать, и он не может найти водителей и грузчиков на зарплату в 100 тысяч рублей в месяц.
Он посетовал, что теперь нет статьи «За тунеядство», по которой в СССР арестовывали, и рассказал, что его офисные сотрудники по большей части сидят в интернете.
«Я их часто спрашиваю: вот у тебя двое детей, как можно их прокормить, обучить, одеть и обуть за 50 тысяч рублей в месяц?! Приди ко мне и попроси дополнительную работу в обмен на удвоение ставки. Ведь все равно ты полдня шаришься без толку в интернете! Никто еще не пришел», — написал он.
Однако в открытых сейчас вакансиях на предприятиях Терешкова речь идет о гораздо меньших зарплатах — обратил внимание новосибирский журналист Станислав Соколов.
Ищем всякое из Новосибирска о Сибири и России: https://t.me/sibirmedia/17163