Что означает эрзя и сурвеле
Эрзя — культ деревьев и пояс стыдливости
Эрзя — один из этносов мордовского народа, сложившийся в середине первого тысячелетия нашей эры. Считается, что Нижний Новгород основан на месте древнего эрзянского поселения, а название Рязани произошло от искаженного эрзянского слова «эриця», означающего «житель». В традиционных верованиях народа сплелись как языческие, так и христианские традиции, почитание духов предков и священных деревьев. Древний пантеон изобилует богами женского пола. Считается, что раньше в среде эрзя существовал матриархат, впоследствии сменившийся «поясом стыдливости» и плачами невесты перед вступлением в брак.
Название
По одной из версий, этноним «эрзя» произошел от древнеиранского слова «аршан», что значит «человек». Имеются лексические заимствования из иранского и в языке. Возможные иранские корни народа прослеживаются в ряде обрядов и верований, сходных с зороастрийскими традициями. Общим выступает почитание собаки, считавшейся благим животным, избрание на роль временных жрецов, исполняющих религиозные обряды, почитаемых старцев из числа односельчан.
Схожие мотивы встречаются в похоронных обрядах. Обмывать тело покойного у эрзя могли лишь пожилые люди, в зороастрийской вере — особые «служители смерти». Причина заключалась в боязни «заразиться» от покойника смертью. По той же причине сжигали оставшиеся от гроба щепы, посуду для обмывания, предметы одежды усопшего. Огонь — главная сакральная стихия зороастрийцев — играл очищающую роль и у эрзян. Помимо сжигания предметов, костер разводили во время поминок, чтобы защититься от мира мертвых.
Первые достоверные упоминания о народности относятся к XIV столетию: иранский ученый Рашид ад-Дин писал об «арджанах», под которыми подразумевал народ эрзя. В 1549 году ногайский князь Юсуф в отправленной в Москву грамоте писал о народе «рзянь». Термин возник от искаженного эрзянского слова «эриця», означающего «житель», впоследствии подарив название городу Рязань.
Где живут, численность
В древности земли эрзян простирались от современных территорий Рязани до Васильсурска, расположенного на границе Нижегородской области и Марий Эл. Под давлением надвигающихся славянских племен народ был вынужден отступать на восток, уходя в сторону нынешнего города Арзамаса. В XIII столетии, в отличие от покорившихся Золотой Орде мокшан, эрзя отступили на север, укрывшись в густых лесах.
Столетие спустя земли народа попали под влияние Нижегородско-Суздальского великого княжества, что заставило часть этноса вновь покинуть освоенные территории. К XVII столетию крупные эрзянские диаспоры существовали на Урале, в Южном Приуралье и Заволжье. Большая часть представителей народа, сформировавшая впоследствии дошедшую до нас самобытную культуру, осталась в историческом регионе проживания.
В зоны современного расселения эрзян входят:
Значительное число представителей народности живет за пределами Мордовии:
По информации переписи 2010 года, численность эрзян составляет 57 008 человек. Сложность точного отражения данных о численности усложняется тем, что многие представители этноса указывают национальность «мордва». Перепись 2010 года показала численность мордвы в 744 237 человек, из них к народу мокша себя отнесли лишь 4767 человек.
Эрзянский язык относится к числу финно-угорских, мордовской подгруппе. Выступает одним из трех официальных языков Мордовии, основным для использования в печати и СМИ. Представители народности в большинстве двуязычные: владеют русским и национальным языками. Точных данных о количестве носителей нет, по информации справочника языков, эрзянским владеют 36 700 человек в России и 119 330 человек в мире.
Языки эрзя и мокша похожи, однако нужно упомянуть, что они имеют серьезные лексические и грамматические различия. Поскольку историки не пришли к единому мнению относительно вопроса происхождения мордовских народов, за основную взяли теорию существования в древности единого мордовского языка, впоследствии разделившегося на две родственные группы.
История
Проведенные археологические раскопки и исторические изыскания не позволяют ученым дать однозначного ответа относительно происхождения эрзя. Существует несколько обсуждаемых версий:
Генетические исследования представителей народностей эрзя и мокша показали удивительные результаты: наряду с общими признаками, значительная часть набора генов различается. Так, мокша имеют родственные связи исключительно с народами, населявшими регион Средней Волги. У эрзя генетическая база более широкая, включающая связи с:
Внешность
Эрзяне глобально относятся к европеоидной расе, беломоро-балтийскому типу, тогда как мокша — к уральской расе, субуральскому подтипу. От мокшан эрзяне отличаются более высоким ростом, европеоидными чертами внешности, преобладанием светлых оттенков волос и глаз.
К другим характерным признакам относят:
Мужчины оставляли волосы средней длины или стриглись коротко. Женщины заплетали волосы в косы. В некоторых селениях до свадьбы полагалось носить одну косу, после — заплетать в две, но прятать их под головными уборами. Часть источников свидетельствует, что у молодых девушек была традиция носить много кос. Существовал обряд плетения двадцати пяти косичек невесте на свадьбу: их оплетали вокруг передней части головы, формируя прическу. После покрывали традиционным высоким головным убором. На концы кос крепили шерстяные нити, украшения, использовали хитроумные и изысканно украшенные накосники, спускавшиеся практически до пола.
Одежда
Традиционный мужской костюм эрзя отличался простотой: просторные штаны и рубаха из домотканой материи. Подпоясывались кушаком, преимущественно красного оттенка. Летом носили халат распашного типа, зимой — выделанные из овчины шубы, в межсезонье — сшитый из сукна чапан. На голову надевали высокие валяные шапки с короткими полями, для работы в поле носили колпаки из холстины, для зимы шили покрытые сукном шапки-ушанки.
Женский традиционный костюм эрзя считался вершиной материальной культуры народа, сочетая в себе изысканные узоры, богатый декоративный комплекс, следование обрядам, а также народному символизму. Базу костюма составляла длинная, почти до пола, рубаха из белого сукна. Шилась она из двух кусков материи, перекинутых пополам: в месте сгиба делали горловину, края сшивали не до конца, оставляя разрезы для удобства ходьбы. Ворота у рубахи не было: его заменял треугольной формы разрез, скреплявшийся фибулой — пряжкой овальной формы из толстой проволоки с булавкой.
Рубаху богато украшали вышивкой, в которой преобладали геометрические орнаменты. Наносились узоры по подолу, рукавам, вороту, переднему шву, продольными полосами по груди и спине. Именно декор делает национальный эрзянский женский костюм уникальным выражением самобытности и богатой культуры народа. Так, обязательным элементом был пулай, или, как его еще называли, «пояс стыдливости» — поясное украшение, повязывающееся на бедра и доходящее до середины бедра или колен. Деталь имела важное значение: указывала на женщин детородного возраста, поэтому носить ее начинали с 13-14 лет и до глубокой старости.
Пояс мог кроиться с вставным валиком или без него, представлял собой треугольный, прямоугольный или трапециевидный кусок ткани с зашитым внутрь войлоком или картоном. Богато украшался вышивкой, монетами, каури, позументом, бусами, к низу прикреплялись шерстяные нитки, полоски ткани, кисти, подвески с бубенцами, раковинами каури, пуговицами, металлическими бляхами. Чем лучше был украшен пояс, тем богаче считалась семья женщины, поэтому вес праздничных вариантов аксессуара доходил до 6-8 килограммов. Не снимали пулай и в повседневной жизни: делали облегченным и, не снимая, выполняли тяжелые хозяйственные, полевые работы.
Интерес представляют головные уборы эрзянок, отличающиеся большим разнообразием:
В XIX столетии распространение получили передники, скроенные с нагрудником или без него. Предмет одежды богато украшали в эрзянском стиле орнаментами и разнообразными подвесками. Не обходился костюм, даже повседневный, без многочисленных нагрудных украшений: нескольких рядов бус, подвесок, нитей бисера.
Религия
Несмотря на христианизацию, прошедшую после установления в регионе влияния Руси, у эрзя долгое время сохранялись различные языческие верования, пережитки которых дошли до наших дней. Народ верил в существование единого бога Инешкипаза — создателя всего сущего. Он существовал в верхнем, небесном мире, управлял жизнью людей, созданных им богов и духов, обитавших в мире среднем. В нижнем, подземном мире, обитали духи предков.
Связь между мирами в материальной среде выражалась в виде дерева, затрагивающего корнями, стволом и кроной все уровни вселенной. Эрзяне бережно относились к природе, почитали деревья и покровительницу природы, мать леса Вирьаву. До сих пор представители пожилого поколения, заходя в лес, здороваются с его хозяйкой, обращаясь с приветствиями к березам. В сельской местности сохранилась традиция перед смертью прийти в лес и попросить у него прощения за все сломанные деревья. Если своим ходом добраться туда не получается — просят родственников донести.
В священных рощах устраивались моления, проводил которые выбираемый из числа старейшин уважаемый человек. После благодарения природы и просьб о благополучии селения совершалось жертвоприношение. В роли священного животного чаще всего выступала корова. Язык и филейную часть — самые лакомые куски туши— бросали в костер: совершали обряд кормления огня. Остальное мясо варили в огромных котлах, после чего ели на месте, разделив со всеми пришедшими. Женщины на моления приносили из дома яичницу — символ плодородия.
Упоминание об эрзянском культе деревьев встречается в стихотворении Варлама Шаламова:
Жить вместе с деревом, как Эрзя,
И сердце видеть в сердцевине.
Из тысяч сучьев, тысяч версий
Найти строенья план единый.
Традиции
Свадебные традиции эрзя представляют сложный комплекс обрядов, распределяющихся по трем циклам:
Наиболее объемным был предсвадебный комплекс, начинавшийся со сватовства. Невесту выбирала сторона жениха, смотря на благосостояние семьи, крепость рода и здоровье предполагаемой супруги. К дому подходящей кандидатуры поздно вечером направляли сватов из числа мужчин со стороны жениха. С собой брали краюху хлеба, где вместо мякиша был мед: ее ставили на воротах дома невесты. После били кнутом в окно, кричали о цели визита и пускались наутек. Родные невесты должны были отправиться в погоню: если догнали, сватовство считалось неудачным, настигли сватов на пороге их дома — вступали в переговоры.
Следующий этап назывался лядмо и заключался в обсуждении размера приданого и деталей будущей свадьбы. Обычно приданое включало комплект одежды, постельное белье и по одной матке каждого животного, имевшегося в родительском доме. Согласие отмечали обрядом чиямо, или, как действо называли у русских народов, окончательным пропоем: шумной вечеринкой, на которой родственники с обеих сторон знакомились друг с другом.
Через некоторое время проводился путома — обряд назначения даты свадьбы, в котором участвовало несколько родственников с обеих сторон. После этого невесте запрещалось посещать гулянья и праздники, без спроса выходить из дома. Означал он и начало плача: оставшееся до свадебного торжества время девушка проводила в слезах и причитаниях по ушедшей молодости, свободе, беззаботности. Горевала, что приходится покидать отчий дом, в песнях-плачах обвиняла родителей, что те ее предали продали в рабство.
Продолжались слезы и во время других предсвадебных обрядов: во время мытья в бане с подружками и заплетания кос, укладывания сундука с приданым. Последний обряд был одним из важнейших в традиции эрзя. Сундук для приданого из липы делал отец жениха, перед перенесением в дом невесты его окуривали хвойными палочками или свечами, посыпали солью. На дно помещали предметы, символизирующие сытую жизнь и богатство: монеты, хлеб, кашу, ложку, чашку. После в сундук начинали укладывать приданое, перечисляя название каждого предмета одежды и его назначение: напоминали невесте о том, что ее ждет в замужней жизни.
Известные эрзя
Одной из самых знаменитых представительниц народа является Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни. Супермодель с мировым именем родилась в Нижнем Новгороде и с 16 лет начала покорение модных подиумов. Сегодня Наталья — мать пятерых детей, модель, актриса и филантроп, основатель известного в России общественного фонда помощи детям «Обнаженные сердца».
Эрзянские корни по материнской линии имеет и знаменитая советская певица Лидия Русланова. С двадцатых годов прошлого столетия певица имела необыкновенный успех, выпускала пластинки и гастролировала. Во время Великой Отечественной войны дала порядка 1 200 концертов, выступала перед бойцами Красной Армии у рейхстага в 1945 году. В связи с подозрением участия в заговоре Русланову отправили в лагерь, а песни ее запретили. Несмотря на это, из памяти народа никогда не сотрется легендарная песня «Валенки», которой подарила жизнь Лидия Русланова.
Видео
Название страны Иран имеет ряд вариантов происхождения. Самый известный — от слова «арии», «арийцы», то есть это «земля Ариев», «земля свободных». Кстати, в европейские языки от этого корня перекочевало слово «аристократ». Как предполагают, арийцы так называли себя не с бухты барахты, а ведут самоназвание своего народа от созвездия Орион. И это предположение оставалось бы красивой легендой, но теперь выяснилось, что расположение трех самых известных пирамид в Египте, в Гизе в точности, до мельчайших математических подробностей повторяют расположение трех самых ярких звезд в небесном поясе созвездия Ориона. А вот это уже далеко не случайность.
Название «земля Ариев» испокон веков сосуществовало с другим названием, не менее известным — Персией. Слово «Персия» произошло из греческого языка, Persis, что является искажённым древнеперсидским Paarsa. Говорят, что название это принесли в Персию греки — от имени мифического Персея. Ныне этот корень можно найти в названии провинции Фарса (Fars, в арабском нет фонемы «п»).
Русские пришли на земли Поволжья при Иване Грозном и не знали эрьзянского языка. Для наших предков племена эрьзи и мокши все были на одно лицо, а поскольку эти земли приходилось забирать не миром, а завоевывать,то русские своих врагов обозначили одним презрительным словом «мордва», т.е. «вражьи морды». Так совершенно искусственно были объединены в одно целое два совершенно разных народа, у которых до сих пор абсолютно разные языки, происхождение, древнейшие верования, сказания, легенды, обряды, национальные костюмы и вообще всё!
Русские долго воевали за волжский мордовский город Обрань, в котором был большой кремль. А когда его наконец захватили, то переименовали город в Нижний Новгород.
Что означает эрзя и сурвеле
1 эрзя
э́рзя теле — эрзя́нский язы́к
См. также в других словарях:
эрзя — эрзя, и … Русский орфографический словарь
эрзя — эрзянин, мордва Словарь русских синонимов. эрзя сущ., кол во синонимов: 2 • мордва (3) • эрзянин … Словарь синонимов
ЭРЗЯ — этнографическая группа мордвы. Язык эрзянский … Большой Энциклопедический словарь
ЭРЗЯ — ЭРЗЯ, Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Эрзя — Эрзяне Эрзянки Пензенской области на празднике «Раськень Озкс» Самоназвание: эрзя Общая численность: 517 575 (в России 440 000) … Википедия
эрзя — ЭРЗЯ, и, ж Собир. и <
эрзя́не — зян, мн. (ед. эрзянин, а, м.; эрзянка, и, мн. эрзянки, нок, нкам, ж.). То же, что эрзя … Малый академический словарь
эрзя — и; ж. собир. 1. Этнографическая группа мордвы; представители этой группы. ◁ Эрзянский (см.). * * * эрзя этнографическая группа мордвы. Язык эрзянский. * * * ЭРЗЯ ЭРЗЯ, этническая группа мордвы (см. МОРДВА). Говорят на эрзянском языке. Переписью… … Энциклопедический словарь
Эрзя — I нескл. мн. 1. Этническая группа мордвы, составляющая основное население восточной части Мордовии. 2. Представители этой этнической группы. II нескл. м. и ж. см. эрзя I 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Эрзя — I нескл. мн. 1. Этническая группа мордвы, составляющая основное население восточной части Мордовии. 2. Представители этой этнической группы. II нескл. м. и ж. см. эрзя I 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
«Живые»: «арджа», «эрзя», «рзя»
Все мы прекрасно знаем про города Нижний Новгород, Арзамас и Балахна. Однако что нам известно о населенных пунктах, скрытых глубоко под ними? Кто владел здешней землей до прихода на Нижегородчину славян? Русь была всякая – Белая, Червоная, Черная, Золотая, Новгородская… Однако существовала еще и «Пургасова Русь», спрятанная в дремучих лесах между Нижней Окой, Верхней Волгой, Алатырем и Мокшей. Люди эти до сих пор зовут себя «живые». Их относят к северной ветви мордвы.
И все же родство с mordens (так готы называли потомков геродотовских «андрофагов») ограничивается языком, костюмом, некоторыми элементами культурной и материальной традиции. А вот генетика эрзян (в том числе внешний вид) роднит коренных обитателей востока Мордовии и юга Нижегородчины совсем с другими народностями. Наполовину с русскими. Наполовину — с карелами, вепсами, ижорой, коми-зырянами, меря, южными финнами и немцами ГДР. Представители этих этнических объединений очень похожи друг на друга, обладая всего 3 типами малой нордической расы. Все три чаще обозначаются как «субнордические». Эти кластеры близки восточно-балтийскому типу, распространенному еще шире. В Сев. Украине, Польше, Балтии, Беларуси и РФ. Но разговор идет все же о разных типах.
Судя по восстановленным черепам, до гуннов люди указанного типа занимали не только указанные, но и более восточные области (часть Рязанщины, Западное Поволжье, Чувашию, Татарстан, Ульяновскую и Самарскую области). А также северные области Нижегородского региона.
Историки объясняют факт довольно понятно. В самом начале Железного века финно-угры Поволжья были еще генетически однородным этносом и даже говорили на разных диалектах единого языка («древнемордовского», «говора андрофагов», «наречия аримаспов» — называйте его как хотите). Со временем северная часть племенного союза постепенно начала сливаться с далекими потомками кордидов. А вот с 4 века уже нашей эры юго-восточная половина массива (предки марийцев, чувашей и мордвы-мокшан) стала родниться с сарматами и гуннами. Появились различия как во внешних чертах, так и в языке. Нас интересует первая группа. Как раз она именовала себя «эрзя». Это от местного глагола «эрямс» — «оставаться живым». Что ж, может оно и так.
Мне же ближе версия, касающаяся народа «арса». С ним «северная мордва» граничила на юге. Причем на всей линии расселения! Этноним «арса» запросто мог перейти в слово «эрзя». Тем более, что во времена первого контакта со славянами «эрзя» еще звали себя «арза» (отсюда и топоним «АРЗАмас» — «место народа арза»). Почитайте Владимира Напольских.
Соседи тоже обозначали описываемых коренных нижегородцев. То «рзя». То «арджа» (уже на древнетюркский манер). Семантика? «Жизнь» тут уже ни при чем. Северные аорсы (потомки сарматов, которых арабы на торговых путях именовали «арса») могли в итоге раствориться именно в том народе, который мы именуем «эрзя». Да! Многие жители востока республики Мордовия и юга Нижегородской области смахивают на типичных понтидов.
Видимо, именно эрзя (mordens) не дали готам и борускам, спасающимся от какой-то чумы, проникнуть на Волгу в 3-4 в. Это позже будет отражено в книгах Йордана. Он говорит: «готов разбили на холмах». Видимо, имелись в виду ландшафты речных оврагов, открывающиеся с воды в зоне низины.
Ну это все пыльная старина. А как же центральный этап Средневековья (время, когда до эрзянского «медвежьего угла» с запада добрались балты-галинды, с Оки — славяне-вятичи, а с северо-востока — волжские булгары)?
Что было с эрзянами в этот момент? С конца IX столетия аборигены мирно сосуществуют с новыми соседями. Славяне, к примеру, строят Городец (в будущем — место, где изобрели особую роспись). Славяне заменили на более западном пятаке мерян по прозвищу Мурома. Однако во времена наиболее драматической феодальной раздробленности Киевской Руси (или «Русского Каганата») эрзяне уже сопротивляются русским. Движение возглавил знатный человек из рода, основанного когда-то Тюштя Инязором. Имеется в виду Пургас. На карте была «Эрсь Пургасова». А так как гласные не указывались, то некоторые источниковеды поняли надпись как «Русь Пургасова». Беседа о том, что вплоть до первых годов существования Улуса Джучи у эрзян было протогосударство с тремя крупными торгово-административными центрами. Но расширилось и масштабнее.
Развивалось оно, в том числе, и на территории мокшан (в Темниково-Водских чащах). Подчинено русскими в начале 13 века. С тех пор это уже Пургасова Волость. На север локация шла за Алатырь — вплоть до северного окончания Мордовского леса. На месте изначального расселения эрзян стоят сегодняшние Арзамас, Балахна (у обоих «коренные» названия), а также Нижний Новгород (областная «столица», бывший военный форпост Суздальского княжества). Сюда в последующем столетии будут бежать русские люди — спасаться или от ордынского гнета, или от помещичьего, «великорусского». Так в этом краю продолжали распространяться славянские гены. А сегодня, как указано, они у 50% населения названных районов России.
Чем прославился инязор Пургас (Пургаз)? Возглавил сопротивление русским княжествам, используя поддержку Булгара. Также находился в перманентной войне с мокшанами, возглавленными князем Пурешем. К слову, мокшане и буртасы, недовольные политикой мокшанского правителя, тоже бежали в Пургасову Волость. «Пургасовы» битвы шли в низовьях Мокши. Скопив войско из разных племен, князь-военачальник бился и южнее. Уже с войсками Батыя. Хотя в ордынский период Пургасова волость не упоминается.
Описанная земля сохраняла частичную независимость от Руси вплоть до постройки русской крепости Новгород Низовской Земли (Нижний) в 1221 г.
stepanychver2_0
stepanychver2_0
В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку Мерей, Муромой, Мещерой, Мари, Весью, Голядью была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты (Россия: Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2006. – С. 64). В 882 г. Чудь и Меря (Эрзя) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских племен создателями Киевской Руси. Новгородские русы (князь, его окружение, дружина), придя на Днепр, частично ассимилировали местное население в языковом и цивилизационном отношении, ибо находились на более высоком уровне общественного развития. По свидетельству «Повести временных лет», древлене, северене, радимичи, вятичи пребывали в диком состоянии: «живяаху звериным образом, живуще скотьскы, убивааху друг друга и ядяху все нечисто» (Софийская первая летопись старшего извода (Полное собрание русских летописей. Том шестой. Выпуск 1. – М.: Языки русской культуры, 2000. – I-VIII). Киевская Русь, будучи производной от Новгородской этнической и государственной традиции, не теряла связи с собственно русскими (эрзяно-мерянскими) землями. В начале 11 века сын великого Киевского князя Владимира Святославича Глеб княжил в эрзянском (русском) городе Муроме, а другой его сын Борис княжил в Ростове, населенном родственной Эрзе Мерей. Следующий сын Владимира Святославича Ярослав Мудрый основал в финских землях города Юрьев (Эстляндия) и Ярослав на верхней Волге (земля Мери и Эрзи), что указывает на то, что по истечении более ста лет после захвата Киева Олегом русские князья продолжали считать себя представителями меряно-эрзянского и чудского мира. Этим фактором объясняется появление в XI-XIII веках и других русских городов и княжеств в эрзяно-мерянском мире (Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское и др.).
Русь в Киеве даже не оставила свое имя. Слово «рус», «русский» существует лишь в русском и эрзянском языках. По-эрзянски русский – «рус», «руз», что, вероятно, является трансформацией от гидронима Ра и этнонима Эрзя (э-ра-нься – живущий на Ра); Русь, Расея, Россия – это Ра, получившая значение этнонима и название государства. Русь – это народ, живущий на реке Ра. Заселяя ближние и дальние земли, она включила корень ра в названия многих населенных пунктов и рек: Арзамас, Рязань, Зарайск, Самара, Саран, Карсун, Авгура, Пара, Нара, Кострома, Вишера, Саров, Муром, Санаксар, Сергач, Нароватово, Стандрово, Кураево, Ратор (Алатырь), Сура, Пра, Угра, Мотра, Инсар, Парца, Днепра (Депр), Днестра (Днестр), Чара, Шатура, Чебоксара и т.д. Эрзянскому «рус», «руз» созвучно финское «руотси». Корень ра присутствует в этнониме Меря, где а с историческим изменением русского языка перешла в я. Ра присутствовала, вероятно, и в названии озера Илмер (Ильмень) (Новгородская летопись по списку П.П.Дубровского (Полное собрание русских летописей. Т.XLIII)/Подгот. Текста О.Л.Новиковой; подгот. Приложения В.И.Легких и И.В.Фёдоровой. – М,: Языки славянской культуры, 2004. – С.12), которое первоначально могло звучать как Илмера. В ходе формирования русского языка во взаимодействии с языками народов чудь, весь, сумь, финнов, корел, варягов и т.д. Эрзя (Ра) трансформировалась в «Русь». В 9-10 веках скандинавы (норманны) имели поселения на Средней Волге (в то время Ра), среди эрзяно-меряно-муромского населения. Исследователи еще в XIX веке стали высказывать мнение о возможном существовании норманнских факторий и даже колоний в Среднем Поволжье, на эрзянской земле. Д.Щегловым обосновывалась мысль о том, что термин норманны-русь первоначально определял Мерю, жившую между Волгой и Окой. Основывался он главным образом на арабских источниках (Щеглов Д. Первые страницы русской истории // Журнал министерства народного просвещения. 1876. №4. С. 221; № 5. С.1). Шведский историк и археололг Т. Арне на основе обобщения скандинавских археологических данных на территории России пришел к выводу о существовании нескольких норманнских колоний в Среднем Поволжье, на территории современной Ярославской области (Arne T. La Cuede et I Orient. Etudes archeoloqigues sue les relations de la Suede et de I Orient pendant I age des Vicings/ Uspala, 1914; Idem. Ett svenskt qrawjalt I guvernementet Jaroslaw Russland. – Fornvannen, 1918). На основе материалов Т.Арне свою гипотезу о существовании волжского норманно-русского каганата выдвинул П.П.Смирнов (Смирнов П.П. Волзькii i стародавнi Руси (нарiси о русской истории VI-IX вв.). – Киiв, 1928). Гипотезу Т.Арне и П.Смирнова поддержал А.А.Гераклитов. По его мнению, уже с VI века в Волжско-Окском междуречье в результате эмиграции из Скандинавии основывается ряд скандинавских поселений, положивших, быть может, начало первому «русскому» государству (Гераклитов А.А. Племенные названия «мордва» и «мокша» в русских и иностранных источниках // Известия Нижнее-Волжского института краеведения. Т. IV. Саратов, 1931. С. 125). Аналогичную точку зрения высказал Г.В.Вернадский, по которому в конце VII – начале VIII века первая волна норманнов проникла на Оку и Волгу, положив основы порядка и будущего развития живущих здесь народов (Филатов Л.Г., Юрченков В.А. Мифы и реальность. Критика немарксистских концепций истории мордовского народа. – Саранск, 1989. С. 41). В 1950-е годы гипотезу о существовании норманнского государства на Оке и Волге разрабатывал польский историк Г.Пашкевич. После создания норманнами государства с центром в Киеве основным районом их колонизации становится бассейн Оки и Волги, где они создают государственную организацию, строят города, размещают военные гарнизоны. Дальнейшее развитие этого региона Г.Пашкевич связывал с взаимодействием двух национальных элементов – норманнского и волжско-финского, без участия славян. Это взаимодействие было настолько плодотворным, что сюда переместился центр Русского государства (Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Саранск, 1995. С.40-41). Существование норманнских колоний на Средней Волге признавали европейские историки А.Стендер-Петерсен, Э. Оксеншерна, И.Брендстед, Х.Арбман (Там же. С. 41). Фактическим подтверждением присутствия норманн в бассейне Оки-Волги являются мечи скандинавского происхождения, найденные в могильниках на территории Мордовии. В Шокшинском могильнике, датируемом второй половиной Х века, извлечен меч с клеймом Uifbert. Могильник этот расположен по нижнему течению р. Шокша в 2-х километрах от её впадения в р. Мокшу. Принадлежит могильник эрзянскому населению с сильной примесью Муромы, Мещёры, Мери. Меря, Мурома, Мещера были эрзяязычными народностями, жили по соседству и чересполосно друг с другом, их языки имели различия с эрзянским языком на уровне диалектов, что подтверждается топонимикой. По свидетельству И.Г.Георги, эрзяне до прихода татар жили около Ярославля, Костромы и Галича (Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т.II. Саранск: Мордкиз, 1940. – С.156-157), то есть там, где жила Меря. Многовековое присутствие норманнов-скандинавов среди финноязычных народностей современной центральной России объясняет факт призвания варяжских князей новгородцами-финнами в 862 г. и естественное их включение в этногенез русской народности.
Уйдя из Киева, Русь унесла с собой и свой русский язык. Местное население как говорило, так и продолжало говорить на своих этнических языках, в какой-то мере подвергшихся русификации. Если современный русский язык является трансформацией древнерусского языка, то славянские языки онтологической корневой связи с ним не имеют. Скандинаво-финно-эрзяно-муромо-мерянский субстрат объясняет обилие в русском языке слов латинского, готского, финского, эрзяно-мерянского происхождения.
Мерянский (эрзянский) язык оказал огромное влияние на изначальное формирование древнерусского и великорусского языка. Русский язык из эрзяно-мерянского языка воспринял полногласие, свободное ударение, звук Ё (отсутствует в славянских языках, в 1797 г. в русский алфавит букву Ё внёс Н.М.Карамзин), слова-повторы (жили-были, путь-дорога, стежки-дорожки, жив-здоров, пошло-поехало, любо-мило и др.), По мнению Л.Н.Сазонова, меряно-эрзянскими заимствованиями являются русские слова мунить (обманывать), кандехать (тяжело тащить), андоба (кормление), жукола (корова), бышколить (бодаться), зенки (глаза), кем (сапог), кайбовать (горевать), панг (белый гриб), куломница (верста), юкша (холод), мерекать (говорить), околеть (умереть), воймовать (пестовать), кукожиться (съёжиться), синий, скоморох, урма (белка), гардоболь (болотная ягода), карьга (деревянный столб), морошка (северная ягода), Кузькина мать и т.д., сохранившиеся в диалектах и в литературном языке (Л.Н.Сазонов. Радуга. Саранск, 2009. С. 179-186).
Топонимы меряно-эрзянского происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московскойобластях составляют 70-80 % (Вёкса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, Лехта, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукса, Нукша, Паленьга, Пеленга, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, Шакша, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Урдома, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80 %), Андоба, Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (Мерехта), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понга, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл., 90-100 %), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакша, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и т.д. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшма, Шуя и др.(Вологодская обл.), Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сишка, Талалга, Удомля, Урдом, Шомушка, Шоша, Яхрома и др. (Тверская обл.), Арсемаки, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др. (Владимирская обл.), Вирея, Воря, Волгуша, Лама, Москва, Нудоль, Пахра,Талдом, Шухрома, Яхрома и др. (Московская обл.). (Сазонов Л.Н. Радуга. Саранск, 2009. С.178-179).
Топонимика Центральной России VIII-XVII веков, почти полностью принадлежащая Эрзе, Мере, Муроме, Мещёре, свидетельствует об отсутствии миграции сюда из «славянских» пределов. Мигрировавшее население в древности основывало населенные пункты со своими названиями, не селилось в иноязычных селах и городах, куда его попросту не пускали. Русские и эрзяне, переселившиеся в Сибирь и в другие регионы страны, основали села с названиями сел, из которых уехали. «Славяне-мигранты» никаких следов в центральной России о себе не оставили, ибо они являются виртуальными «переселенцами». Они здесь никогда не были. Что могло погнать так называемых «восточных славян», по «Повести временных лет» в X-XI веках пребывавших в диком состоянии (и в силу этого не способных колонизовать земли более цивилизованного и сильного народа), с территории с более теплым и благприятным климатом и с более многочисленными и плодородными полями в северные и северовосточные леса с болотами, дремучими лесами и подсечным земледелием, где возделывание пашни требовало титанического труда? Только нездравый смысл, ибо они здесь не смогли бы выжить. В былине об исцелении Ильи Муромца родители богатыря занимаются выкорчевыванием пней на сожженном участке леса, в чем им помогает неожиданно исцелившийся сын. У славян, увы, богатырей не было (появление богатырей и героев в эпосе связано с возникновением и развитием государственности), и поэтому они сидели на полях, приготовленных для них самой природой.
Историки, которые пишут о «колонизации» восточными славянами земель Мери, Муромы, Мещеры, Эрзи, Веси, не задумываются о том, каким образом могла произойти эта колонизация через непроходимые леса, болота, реки, горы. По В.О.Ключевскому, только при Андрее Боголюбском в середине 12 века колонистами с Киевского юга во Владимиро-Суздальской земле было основано несколько городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич (Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах. Кн. 1. – М.:Мысль, 1994. – С. 255-256). Однако в XI-XII веках (и в последующие века до появления железных дорог) передвижение больших масс людей за относительно короткое время было невозможно в силу физических обстоятельств. Не было дорог. Не было карт. Невозможно было запастись пищей и одеждой на несколько тысяч километров пути. Поэтому необходимо было останавливаться, строить жилища, распахивать пашни, производить продукты питания, а затем двигаться дальше. Передвигаться нужно было пешком со стариками и детьми, со скотом, орудиями защиты и орудиями труда. В дороге неизбежны были болезни, столкновения с воинственными племенами, через территорию которых надо было проходить. И, разумеется, должна была быть цель переселения. А её быть не могло, ибо на суровом севере славянских колонистов с юга ожидала более суровая жизнь. Однако даже при непременном сознательном стремлении славян переселиться на земли Мери, Мещёры, Эрзи, Муромы на средней и верхней Волге это мероприятие потребовало бы несколько столетий. Ибо практически «переселиться» можно было шаг за шагом осваивая новое жизненное пространство. При таких обстоятельствах путь от Киева до Владимира славяне с Киевского юга могли пройти лишь за несколько веков. Быстрое же «переселение» возможно было лишь для молодых мужчин, организованных в небольшие воинские отряды, которые благодаря своей малочисленности могли прокормиться в пути. Но эти единичные колонисты неизбежно растворялись в местном населении.
Средняя и Верхняя Волга, бассейны рек рек Ока, Цна, Сура, Клязьма, Москва и т.д. изначально были меряно-эрзяно-русскими землями и в «русской» колонизации не нуждались. Здесь шло передвижение собственно русского населения.
В.О.Ключевский, говоря о финских народах, называет их мирными, робкими, забитыми (Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах. Кн. 1. – М.:Мысль, 1994. – С.261), что не совсем соответствует действительности. Пургасова Русь, которую он не упоминает, в начале XIII века на равных боролась с объединёнными силами Владимиро-Суздальского и Рязано-Муромского княжеств, не покорилась монголо-татарам, что указывает на то, что эрзяне были народом воинственным, героическим, свободолюбивым, ни в чем не уступавшим мистическим переселенцам с неведомых пределов. Именно эрзяне и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства.
Сознательное исключение русской историографией Эрзи, Мери, Муромы, Мещёры и других финнов из русской истории не только является её фальсификацией, но и величайшей исторической ошибкой, ибо заставляют русских мыслить себя не теми, кем они являются/.
К русскому миру отнесли Эрзю арабские путешественники Х века Ибн-Хаукаль и Истархи. Ибн Хаукаль: «Русы состоят из трёх племён, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Ки-а-а (Kiijawa). Второе племя выше первого, оно называется Салавия, а царь её… А третье племя называется Arsaija (Ersanija), а царь его находится в Arsa. Люди отправляются торговать с ним в Kerbaja (Kiijawa). Но чтобы кто-то достигал с иностранцами до А-а-а (Ersanija), то этого я никогда не слышал, ибо они убивают всякого иностранца, вступающего в их землю. Но они спускаются по воде и ведут торговлю, ничего не рассказывая про свои дела и товары, и не допуская никого провожать их и входить в их страну. Из Arba (Arsa, Ersa) вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец». Истархи: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называется Славия и ещё племя называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу, что же касается Арты, то никто туда не входит, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле: только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их. Из Арты вывозяться черные соболи и свинец… Арта находится между Хазаром и великим Булгаром» (Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб, 1870. С.188-193). А.Я.Гаркави считает, что Истархи относит Эрзю к русам по незнанию или на основании того, что эрзяне, якобы, были подчинены русам. Однако взгляд на Русь и Эрзю арабских писателей совпадает со свидетельством «Повести временных лет» о Пургасовой Руси и в приведенной ими картине русского мира не следует видеть ошибку. Отнесение Артании (Эрзянии) к русскому миру обусловлено её изначальной принадлежностью ему. Русский мир был многонациональным, он состоял из варягов, финских, прибалтийских и эрзянских народностей. Именно совокупность этих народов племянник Рюрика Олег в 882 году назвал Русью, а про Киев сказал: «Се буди мати всем градом русским». «Мати всем градом русским», хотя слово «Киев» мужского рода (?). Грамматическая форма рода отсутствует в эрзянском языке.
На присутствие Эрзи в Руси 9-10 вв. указывает мотивация избрания царя, приводимая в эрзянских песнях о Тюштяне. Она почти дословно совпадает с мотивацией призвания варягов новгородцами в «Повести временных лет». С лета 6367 варяги начали приходить из-за моря и брать дань с чуди, славян, мери и кривичей. В лето 6369 эти народы не стали давать им дань, изгнали варягов и начали владеть сами собою. Но между ними не было правды, началось междуусобие, и восстал род на род. Тогда решили они поискать князя, который владел бы ими и судил по правилам. Пошли за море к варягам – руси: «Реша чюдь, словени, кривичи варягом: «Вся земля наша добра и велика есть и изобилна всем, а нарядника в ней нет. И поидете к нам княжити и володети нами» (Новгородская летопись по списку П.П.Дубровского (Полное собрание русских летописей. Т.XLIII)/ Подгот. Текста О.Л.Новиковой; подгот. Приложения В.И.Легких и И.В.Фёдоровой. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – С.15.). По этому зову пришли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик срубил город Ладогу, Синеус сел княжить на Белоозеро, а Трувор в Изборске. В эрзянских песнях царь избирается по той же причине: люди, не зная закона и порядка, не могут поделить леса, луга и пашни, из-за чего между ними постоянно возникают раздоры и войны, идет междуусобица: