Что означает эмблема шелл
А вы знаете почему на логотипе Shell изображена ракушка?
Немного предыстории: как-то мы побывали в рижском мотормузее (Riga Motor Museum) и наткнулись на старые тары из под масла Shell (см. фото). Это нам навеяло об истории, и как оказалось, многие не знают откуда пошло наше название и логотип. Мы вам сейчас всё расскажем, но для этого нам придётся вернуться почти на 200 лет назад.
Истоки Shell уходят в 1830-х годы к торговцу Маркусу Сэмюелю, который начал продавать шкатулки, украшенные морскими раковинами (англ. shell, отсюда название и логотип). Чутье не подвело опытного купца — спрос на товар рос столь стремительно, что вскоре Сэмюэль наладил регулярный импорт раковин из стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Всё так продолжалось вплоть до 1886 года, то есть до момента, когда Карл Бенц начал выпускать первые автомобили «Мерседес», оснащенные двигателем внутреннего сгорания, породив спрос на бензин, нефть использовалась исключительно для производства осветительного масла и смазочных материалов.
К этому времени бизнес Сэмюэля перешел в руки его сыновей — Маркуса Сэмюэля-младшего и Сэма. Они экспортировали британские машины, оборудование и текстиль в набиравшие темпы промышленного развития Японию и другие страны Дальнего Востока.
Именно в одну из своих поездок в Японию Маркус заинтересовался экспортом нефти, центром которого в то время был российский город Баку.
В 1892 году братья организовывают свой первый рейс нефтяного танкера «Мюрекс» через Суэцкий канал, чем они и произвели революцию в области транспортировки этого вида сырья.
Качество, проверенное временем!
Мы находимся по адресу: г. Великие Луки, ул.Дружбы, дом 8.
Наш телефон: +7(911) 394-44-49
Предварительная запись приветствуется!
Нефтяные танкеры, ракушки и Шумахер: чем известна Shell
От ракушек к нефтяному бизнесу
История Shell началась в 1833 году, когда британский торговец антиквариатом Маркус Сэмюель решил расширить ассортимент магазина в Лондоне и начал продавать шкатулки, украшенные морскими раковинами. В то время перламутровые раскрашенные раковины были на пике популярности в индустрии дизайна интерьера. Спрос был очень высоким, и Маркус организовал регулярную доставку раковин из Восточной и Юго-Восточной Азии. В итоге это стало основой для его нового бизнеса по экспорту и импорту продукции между Европой и Азией.
Как изобрели нефтяной танкер
Раньше нефть через море перевозили в бочках, что создавало массу проблем для транспортных компаний. Бочки занимали много места в трюмах кораблей и могли протекать во время рейса. Marcus Samuel произвели революцию в перевозке этого вида сырья, заказав пароходы для транспортировки нефти наливом. Такие корабли стали называть танкерами, от английского слова tank — «цистерна». Транспортировка нефти без бочек помогла резко увеличить объемы перевозок и сделала сырье дешевле для покупателей.
Первый танкер Murex отправился из России с грузом в 4 тыс. тонн керосина для Сингапура и Бангкока. Танкеры Сэмюэля были первыми кораблями, отвечавшими требованиям безопасности Суэцкого канала в Египте. Murex стал первым нефтяным танкером, который пропустили через канал, соединяющий Средиземное и Красное моря. Танкерам больше не нужно было огибать Африку, что позволило бизнесменам доставлять свою продукцию из Европы в Азию намного дешевле и быстрее конкурентов.
Продажи керосина стремительно росли и заняли большую часть в обороте бизнеса. Основным конкурентом братьев в то время была Standard Oil, известная своими голубыми бочками с керосином. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, братья Сэмюель красили свои бочки в ярко-красный цвет. Керосин, который экспортировали в Азию, назвали Shell, в честь первого бизнеса Сэмюеля по продаже ракушек. Название марки оказалось удачным, поэтому в 1897 году новая торгово-транспортная компания получила название Shell Transport and Trading Company.
Когда компания объединилась с Royal Dutch Petroleum Company более 100 лет назад, название Shell стало частью имени нового предприятия Royal Dutch Shell Group, но скоро этот бизнес для краткости стали называть просто Shell.
Shell вышла на рынок США и начала разведку нефти в Калифорнии и на побережье Техаса. В 1947 году в Мексиканском заливе компания пробурила первую рентабельную морскую скважину. Через восемь лет таких скважин у нее было более 300.
Shell и автомобили
Стремительное увеличение числа автомобилей в мире привело к взрывообразному повышению спроса на нефть и бензин. Компания стала активно строить глобальную сеть автозаправочных станций. Топливо и моторное масло Shell стали использовать в автомобильные гонках и авиаперелетах, а также в исследовательских экспедициях.
Shell была одной из первых компаний, которая создала путеводители для автомобилистов в начале развития автомобильного транспорта. Самый первый путеводитель был напечатан в 1931 году. Он включал карты 19 городов Нидерландов, а также основные маршруты для путешествий по стране. С 1980-х годов один из путеводителей стал настолько популярным в Нидерландах, что его стали называть «Библией дорог».
Shell стояла у истоков автоспорта. Сегодня компания сотрудничает с гоночными командами на трассах по всему миру — от «Формулы-1» до MotoGP и Nascar. Гоночное топливо Shell V-Power и масло Shell Helix Ultra разрабатывались совместно с командой Ferrari Formula 1. К слову, партнерство между Shell и Ferrari длится с 1929 года, а со знаменитым логотипом ракушки на борту своей машины ездил семикратный чемпион «Формулы-1» Михаэль Шумахер.
Сейчас Shell занимается разведкой и добычей нефти и природного газа в более чем 80 странах мира, а также транспортировкой и продажей. Компания производит сжиженный газ, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные материалы и биотопливо.
Shell построила самый большой плавучий объект в мире — завод Prelude FLN. Это плавучая нефтегазовая платформа для добычи и производства сжиженного природного газа в море. Такой завод может сравнительно легко перебазироваться на новое месторождение газа в любом месте мира. Сейчас Prelude FLNG добывает природный газ у побережья Австралии на месторождениях, которые находятся относительно далеко от берега (200 км).
Ракушки по-прежнему вместе с Shell. Нефтяной гигант использует их названия в своих новых продуктах. Например, горная улитка (лат. helix lucorum) вдохновила компанию назвать линейку автомобильных масел Helix Ultra.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
История «Шелл» началась в 1833, когда английский коммерсант Маркус Самюэль открыл в Лондоне небольшой магазин по продаже различных безделушек, украшенных морскими ракушками («shell» по-английски значит раковина), и других экзотических восточных изделий. «Шелл» — именно так назывался магазин отца Сэмюэля в Лондоне. Предприятие оказалось прибыльным, и Самюэль организовал доставку даров моря с Дальнего Востока средствами своего небольшого каботажного флота. Суда, следовавшие из метрополии в колонии, везли на своем борту различные грузы, в том числе и нефтепродукты. Самюэль, будучи талантливым коммерсантом, увидел великое будущее у нефтяного бизнеса в период его практического рождения. После его смерти, в 1870 г. дело перешло к сыновьям, которые основали в 1878 уже собственную фирму.
Круг деятельности братьев Самюэль быстро расширялся, особенно после того, как Маркус Самюэль-младший в 1890 посетил Батуми, откуда экспортировалась бакинская нефть. Он решил взяться за транспортировку нефти по всему миру с помощью танкеров.
Первое в мире нефтеналивное судно было построено в России на верфях Баку и называлось «Зороастр», в память о зороастрийцах – огнепоклонниках, предков современных армян. Самюэл был потрясен, когда увидел русский танкер.
Оказавшись весьма разворотливым предпринимателем, уже в 1892 он сумел построить на одном из английских судостроительных заводов свой первый танкер под названием «Мюрекс» водоизмещением 5 тыс. тонн. В память об этом событии, головной танкер нефтеналивного флота Shell теперь называют «Мюрекс». Ключевым моментом является то, что конструкция изобретенного Маркусом Сэмюэлем танкера исключала угрозу самовозгорания нефтепродуктов. Кроме того, «Мюрекс» прошел регистрацию агенства «Ллойд» и отвечал жестким требованиям морских перевозок через Суэцкий канал, (чего раньше не могла добиться ни одна нефтяная компания), через который и планировалось перевозить нефть и другие нефтепродукты. Свой первый рейс «Мюрекс» совершил в августе 1892 с грузом 4 тыс. тонн русского керосина по маршруту Батуми-Сингапур-Бангкок.
Именно поэтому первым «фирменным» продуктом, поставленным компанией Shell дальневосточным потребителям в начале 1893 года, стал российский керосин.
Транспортировка нефти породила и новые проблемы — в портах Дальнего Востока предприимчивым Самюэлем были построены большие емкости для хранения нефти. А также заводы по производству упаковки, которую местные жители использовали в самых различных целях, в том числе и для изготовления кровель крыш.
К концу 90-х годов прошлого века нефтяной бизнес Самюэля настолько разросся, что он основал в 1897 отдельную компанию под названием «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани Лтд.». Но до создания нефтяной корпорации мирового уровня было еще далеко. У Маркуса Сэмюэля был по-прежнему могущественный враг в лице американской монополии «Стандард Ойл». Необходимость противостоять экспансии американцев стала основой для сближения «Шелл» и «Ройял Датч», которую Сэмюэль когда-то рассматривал не иначе как опасного конкурента. «Ройял Датч Петролеум» была создана в 1890 году под покровительством короля Нидерландов, которая осуществляла разработку богатого месторождения на острове Суматра и ожесточенно конкурировала с «Шелл» за рынки сбыта. Однако истории было угодно распорядиться судьбой этих двух компаний по-своему.
В 1902 году после долгих переговоров «Шелл» и «Ройял Датч» создали концерн «Эйшиэтик Петролеум», целью которого ставилось расширение торговли нефтью и нефтепродуктами, в том числе российского производства, в дальневосточном регионе. В 1907 году произошло окончательное объединение капиталов и интересов «Ройял Датч Петролеум» и «Шелл Транспорт & Трейдинг К.», послужившее фундаментом корпорации, известной сегодня во всем мире как «Ройял Датч/Шелл». В 1900 директором-распорядителем этой компании, а затем и председателем совета директоров стал Генри Детеринг (1866-1939), которого впоследствии называли «нефтяным Наполеоном». Детеринг был сторонником сотрудничества с «Шелл». По его инициативе в 1907 произошло слияние капиталов «Ройал Датч» и «Шелл», была основана новая компания с двумя головными офисами в Лондоне и Гааге.
В объединенном концерне 60% акций принадлежало «Ройал Датч», а 40% — «Шелл. Такое соотношение сохраняется до сих пор.
Вскоре начался период роста. Сфера деятельности концерна постоянно расширялась, разрабатывались новые месторождения сырой нефти, разбросанные практически по всему земному шару. Мощные нефтеперерабатывающие заводы контролировались центром в целях более оперативного спроса на нефтепродукты. Были приобретены права на добычу нефти в Румынии (1906), России (1910), Египте (1913), Венесуэле (1913) и некоторых других странах и регионах.
В 1912 концерн вышел на внутренний рынок США, начав разработку нефтяных месторождений и строительство нефтепроводов. В связи с развитием морского и автомобильного транспорта «Шелл» сделал ставку на производство мазута и бензина и не ошибся, что принесло ему колоссальные прибыли.
В 1919 году английские летчики Джон Алкок и Артур Уиттен-Браун на самолете, заправленном топливом «Шелл», совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.
Первая мировая война несколько замедлила стремительное восхождении компании на нефтяной Олимп, но после ее окончания — опять активный рост. Создаются компании в США, на Ближнем Востоке, в Малайзии, в Восточной и Южной Африке. В начале 30-х годов «Шелл» делает первые шаги в освоении производства химических продуктов, основанных на нефти. К концу 30-х годов «Шелл» добывала около 600 тыс. баррелей сырой нефти в день, что составляло более 10% мировой добычи.
Годы Второй мировой войны были нелегкими для «Шелл». Нидерланды были оккупированы Германией. Румыния и Дальний Восток также остались для компании за чертой досягаемости.
«Шелл» активно сотрудничала с правительствами стран-союзников, обеспечивая бесперебойные поставки авиа- и автобензина, а также мазута на все фронты военных действий.
Химическая компания «Шелл Кемикал Корпорейшн» наладила производство бутадиена для изготовления искусственного каучука. Во время войны все танкеры компании перешли под командование правительства, в результате в 1945 «Шелл» недосчиталась 87 своих судов.
По окончании войны концерн принялся за восстановление разрушенных предприятий и довольно быстро справился с этой задачей. Началось наращивание перерабатывающих мощностей. Производство нефтепродуктов возросло почти во всех регионах, особенно в Венесуэле.
В начале 50-х годов мировая экономика ощущала потребность в новых источниках сырой нефти. Концерн развернул поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде, на шельфе Британского Борнео. Были открыты месторождения в Нидерландах (Схунебек), в Канаде, Колумбии, Ираке. Возросшие объемы добычи нефти, естественно, повлекли за собой строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, крупнейшие из которых были возведены в нидерландском порту Пернис, французском городе Руане, Кардоне (Венесуэла), Джилонге (Австралия), Бомбее.
В 50-е годы на долю «Шелл» приходилась уже одна седьмая всего мирового производства нефтепродуктов, выпуск которых постоянно возрастал. Для транспортировки нефти потребовались более мощные и вместительные танкеры (до 200 тыс. тонн). Вскоре такие танкеры стали основной единицей флота «Шелл».
В 1959 совместным предприятием «Шелл» и «Эксон» в голландском местечке Гроннинген было открыто одно из богатейших месторождений природного газа. Добыча газа стала еще одним направлением многопрофильного концерна «Шелл». К началу 70-х годов в Гроннингене добывалась половина газа, потребляемого в Западной Европе.
В середине 60-х годов компанией «Шелл» было разведано сразу несколько уникальных газовых месторождений в Северном море, что потребовало разработки новой технологии морских перевозок сжиженного газа. В 70-е годы «Шелл» и ее партнерам удалось осуществить поставки пяти миллионов тонн сжиженного газа из Брунея в Японию. «Шелл» стала пионером крупномасштабных проектов сжижения газа и дальних морских перевозок. В 80-е годы экспорт сжиженного природного газа, добываемого концерном, значительно вырос — в 1989 был осуществлен крупнейший проект разработки северо-западного шельфа Австралии и поставок сжиженного природного газа в Японию.
Помимо газа, в 1971 в Северном море в чрезвычайно сложных природных условиях было разведано гигантское месторождение нефти Брент. Позднее разведка и разработка месторождений в Северном море стали крупнейшей отраслью деятельности компании «Шелл». Суровые погодные условия диктовали необходимость применения высокотехнологичного оборудования для добычи нефти. Вслед за Брентом «Шелл» открыла месторождения Корморант (1972), Данлин (1973), Терн (1975) и Айдер (1976). Разработка Брента считается одним из самых технологически сложных и дорогостоящих проектов за всю историю человечества.
В середине 70-х годов спрос на нефть упал. События в Иране 1978-79 и связанные с ними ограничения на поставки нефти — все это вызвало к жизни необходимость поиска альтернативных источников энергии. Потребление газа в Европе в концу 70-х годов выросло более чем в два раза. 50% этого количества обеспечивали «Шелл» и ее партнеры.
Расширяя спектр своей деятельности, концерн укреплял свои позиции в угольной и металлургической промышленности. В 1981 в Вендаме (Нидерланды) вступил в строй большой завод по производству магния.
В 80-е годы усилия компании «Шелл» сосредоточились на дифференциации продуктов и услуг, на повышении эффективности производства посредством автоматизации сетей распределения и сбыта.
В этот же период времени «Шелл» перешла на производство неэтилированного бензина- более экологически чистого топлива.
К концу десятилетия компания перерабатывала на своих заводах около трех миллионов баррелей сырой нефти. Четверть от совокупного дохода концерна составляли доходы от химического производства. И все-таки 80-е годы стали беспрецедентными по разработке морских месторождений в Северном море. В его норвежском секторе было открыто второе по величине в Европе газовое месторождение Тролль. В Мексиканском заливе были разведаны два крупнейших месторождения нефти и газа — Булвинкл и Аугер. В 1989 суточная добыча нефти с платформы Булвинкл, установленной на глубине 412 м, достигла 8 тыс. баррелей. В 1994 была сооружена еще одна гигантская платформа Аугер на предварительно натянутых опорах, высота которой составила 872 м. Это самое высокое стационарное сооружение в мире на морском дне.
Для сохранения конкурентного преимущества «Шелл» готов идти на кардинальные изменения в своей структуре. В число таких изменений входит слияние в июле 2005 года материнских компаний «Ройял Датч» и «Шелл Транспорт» в единую компанию — «Ройял Датч Шелл плс».
Логотип «Шелл»
У истоков
Наименование компании было «Шелл» (англ. раковина), и каждый танкер Самуэла, перевозящий керосин на восток, носил имя разных раковин. Гребешок, возможно был взят из фамильного герба бизнес-партнера, г-на Грэма, который импортировал керосин Самуэла в Индию и стал директором The Shell Transport and Trading Company. После переезда в Сантьяго де Компостела в Испании, семья Грэма взяла в качестве герба ракушку святого Иакова. С течением времени форма ракушки постепенно изменилась в соответствии с тенденциями графического дизайна. Дизайнер Рэймонд Лоуи создал и представил существующую эмблему в 1971 году.
Почему красный и желтый?
В 1915 году калифорнийская компания «Шелл» впервые построила станции обслуживания, и им необходимо было выделиться на фоне конкурентов. Они использовали яркие цвета, которые не были бы обидны для жителей Калифорнии: из-за тесных испанских связей штата были выбраны красный и желтый.
Сегодняшние цвета появились годы спустя, в 1995 году были введены яркие, запоминающиеся для потребителя красный и желтый цвета «Шелл» для новых розничных продуктов компании. Гребешок остается одним из самых известных символов бренда в 21 веке.
Бренд «Shell»
На продвижение своей общекорпоративной торговой марки (бренда) и проведение имиджевых рекламных кампаний эти корпорации тратят ежегодно сотни миллионов долларов. Эти бренды легко узнаваемы во всем мире, они гарантируют неизменно высокое качество продукции вне зависимости от места ее приобретения, внушают доверие клиентам и вселяют уверенность в акционеров. Именно поэтому «великие имена в бизнесе» стоят столь дорого и требуют постоянной поддержки репутации своих торговых марок.
Стремление к единому бренду
Во-первых, аудитория Шелл огромна и необычайно диверсифицирована. Шелл работает как на рынке потребительских товаров, так и напрямую с компаниями-партнерами, в условиях различных национальных культур, в различных секторах экономики, в контакте со мношгими отраслевыми и правительственными организациями. И все, с кем соприкасается Шелл, хотят увидеть в едином корпоративном бренде нечто, отвечающее именно их ожиданиям.
Во-вторых, работа с корпоративной торговой маркой должна охватывать все компании Концерна Шелл. Крайне нежелательно, чтобы отдельные компании использовали свою собственную интерпретацию зрительного образа корпоративного бренда. Неупорядоченное, произвольное использование торговой марки приводит к отсутствию четкого, однозначного понимания того, что на самом деле она означает. В результате вместо концентрации ценности бренда происходит ее размывание.
Из этого следует, что работа Шелл по укреплению позиции своего корпоративного бренда должна быть не менее тщательной и продуманной, чем работа с торговыми марками McDonald»s и Coca-Cola.
Единство и разнообразие
С чего же начать такую работу? Как обеспечить эмоциональную сопричастность многомиллионной рыночной аудитории Шелл? История ведущих мировых корпораций позволяет определить такую точку отсчета. Лидеры современного бизнеса прежде всего четко декларируют, каким целям они привержены. McDonald»s ориентирован на семейные ценности, Coca-Cola пропагандирует стремление к успеху, радость здоровой и полноценной жизни. Таким же образом и Шелл должна сообщать своим различным аудиториям о том, какие ценности она им несет.
Все компании, входящие в состав Концерна Шелл, всегда объединяла общая эмблема (ракушка) и общие принципы ведения бизнеса. В 1997 году была сформулирована основная цель Концерна: «Помочь людям создать лучший мир». В практическом плане это означает приверженность Шелл устойчивому развитию социальной, экономической, экологической и гуманитарной сфер жизни общества. Концерн стремится, чтобы в обществе было ясное понимание того, что Шелл заботится о своих клиентах, партнерах и о мире, в котором мы все живем; поэтому Шелл использует инновационные решения, чтобы сделать жизнь лучше.
Конечно, наличие единых целей и единого корпоративного бренда не означает, что все компании, входящие в Концерн, будут говорить «на одном языке», без учета национальных и региональных особенностей. Напротив, необходимо развернуть компании лицом к миру и ориентировать их на конкретные местные условия. При этом на корпоративном уровне Шелл стремится к тому, чтобы быть энергетической компанией, приверженной устойчивому развитию, а не просто нефтяной компанией.
Что означает эмблема шелл
Почти 200 лет назад, на заре своей деятельности основатель «Шелл» занимался мелкой торговлей антиквариатом, а впоследствии – морскими раковинами в Лондоне; сегодня «Шелл» – крупнейший в мире концерн, объединяющий энергетические компании.
Революция в области транспортировки нефти
С появлением в 1886 г. двигателя внутреннего сгорания увеличилась потребность в транспортном топливе. Используя опыт и наработки в транспортной области, братья Самуэль организовали перевозки больших партий нефти на пароходах. Первый рейс нефтяного танкера-первопроходца «Мюрекс» ознаменовал революцию в области транспортировки этого сырья. В 1892 г. «Мюрекс» был единственным танкером, курсировавшим в водах Суэцкого канала. В 1897 г. братья дали своему предприятию название «Шелл». Логотипом служила раковина мидии.
Как возникло название «Роял Датч Шелл»
Контакты «Шелл» с компанией «Роял Датч Петролеум» стали результатом деятельности «Шелл» на Востоке и параллельного поиска новых ресурсов для сокращения зависимости от России. В 1903 г. они объединили усилия, чтобы противостоять засилью «Стэндард ойл». В 1907 г. произошло полное слияние компаний. «Шелл» поменял логотип на створчатую раковину – гребешок, который используется по сей день. К концу 20-х годов прошлого столетия «Шелл» вышел на первое место среди нефтяных предприятий – на его долю приходилось 11% общемирового объема добычи сырой нефти и 10% наливного тоннажа. В 30-х годах наступили тяжелые времена. Находившиеся в Мексике активы компании были арестованы, и в ходе национализации нефтяных месторождений «Шелл» был вынужден пойти на значительные уступки правительству Венесуэлы.
После окончания Второй мировой войны на фоне стремительного роста популярности автомобильного транспорта компания «Шелл» стала развивать деятельность в Африке и Южной Америке. Увеличились объемы и энергоэффективность транспортировки. В 1947 г. концерн «Шелл» пробурил первую рентабельную нефтяную скважину на шельфе Мексиканского залива. К 1955 г. количество скважин возросло до 300. В 1958 г. началась добыча нефти в Нигерии.
В 1969 г. власть в Ливии захватил Каддафи; объемы нефтедобычи снизились при одновременном росте тарифов. Другие добывающие компании грозились пойти на аналогичные меры, и разразившаяся в 1973 г. война Йом-Кипур довершила картину кризиса. В течение нескольких недель страны ОПЕК подняли цены на нефть в четыре раза и установили двухмесячный бойкот. Для экономики западных стран это имело катастрофические последствия.
Освоение новых ресурсов
Расширение масштабов деятельности
Начиная с середины 90-х годов, на фоне повышения значимости вопросов охраны окружающей среды усилилось внимание общественности к нефтяной отрасли. На «Шелл» обрушилась критика в связи с планами затопления платформы Брент Спар (Brent Spar), непросто обстояли дела в Нигерии. В начале нового тысячелетия концерн «Шелл» стал расширять деятельность на российско-китайском направлении. В 2005 г. после комплексной реорганизации была создана новая, единая корпоративная структура. «Шелл» по-прежнему входит в число лидеров нефтегазовой отрасли. Одно из перспективных направлений нашей деятельности – производство продукции на основе технологий сжижения природного газа и газожидкостной конверсии. Кроме того, мы участвуем в разработке биологического топлива и вовлечены в технологические проекты по генерации э/э с использованием энергии ветра.
На протяжении более ста лет концерн «Шелл» прочно связан с экономикой России. Это партнерство выдержало испытание временем, и на его впечатляющих результатах строится стратегия сотрудничества России и «Шелл» в XXI веке.
В конце ХIХ века Россия стала одним из главных мировых центров нефтедобычи. Разведанные месторождения на Кавказе и Прикаспии привлекли к России внимание крупнейших иностранных нефтепромышленников. Один из них, будущий основатель концерна «Шелл» Маркус Сэмюэль-младший, в начале 90-х годов XIX века приехал в Батум и был потрясен танкерами, в которых Россия экспортировала нефть. Оценив перспективность этого вида транспорта, он построил свой первый танкер «Мюрэкс», который положил начало танкерному флоту «Шелл» – самому крупному частному флоту в мире.
Заключение соглашения между Россией и Англией в 1907 году о разделе сфер влияния в Азии способствовало укреплению позиций «Шелл» на Кавказе и в Каспийском регионе. «Шелл» стал приобретать акции российских предприятий. Решающий шаг в упрочении своих позиций в России «Шелл» сделал в 1911 году, когда концерн приобрел основные российские нефтяные компании, принадлежавшие семье Ротшильдов, в том числе знаменитые в те годы предприятия «Мазут» и «Российско-Черноморское пароходство». В результате сделки «Шелл» приобрел контроль над 20% нефтяной промышленности страны, а доля России в нефтедобыче «Шелл» стала составлять около одной трети.
В 1917 году совокупный капитал предприятий «Шелл» в России превысил 100 млн рублей, а нефтедобыча достигла более 1,45 млн т. В октябре 1917 года в результате национализации «Шелл» лишился всех своих российских компаний. Однако концерн не терял связи с Россией и продолжал заключать контракты на покупку нефти.
Во время Второй мировой войны «Шелл» принимал активное участие в поставках нефтепродуктов в СССР по ленд-лизу, а также оказывал продовольственную помощь Советскому государству. В послевоенные годы и вплоть до середины 80-х годов «Шелл» закупал в СССР нефть и нефтепродукты, поставляя в Советский Союз продукты нефтехимии. В 1983 году «Шелл» открыл представительство в России, а в 1992 году зарегистрировал компанию «Шелл Нефть» по сбыту смазочных материалов.
В настоящее время «Шелл» является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику. На сегодняшний день компании и совместные предприятия концерна «Шелл» работают в России в различных сферах бизнеса: разведке, добыче и транспортировке нефти и газа, маркетинге смазочных материалов, химических и нефтепродуктов, моторных и индустриальных масел, а также в строительстве и эксплуатации сети АЗС.
Морская раковина желто-красного цвета уже на протяжении более 100 лет является логотипом «Шелл» и содействуют продвижению имиджа концерна. Это не только символы высокого качества нашей продукции и услуг; они служат наглядным отражением профессионализма и ценностей, которые положены в основу деятельности по всем направлениям и развития взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами во всем мире.
Название «Шелл» впервые появилось в 1891 г.; под этой торговой маркой фирма «Маркус Самуэль энд Ко.» поставляла на Дальний Восток керосин. Сначала небольшое лондонское предприятие в основном занималось реализацией антиквариата, кустарных изделий и восточных морских раковин. Раковины были очень популярны (например, в Викторианскую эпоху ими украшали шкатулки с драгоценностями), так что вскоре торговля этим товаром заложила основу для развития прибыльного коммерческого направления – экспорта и импорта с Дальнего Востока.
У истоков
Не исключено, что название «Шелл» и логотип в форме раковины гребешка «Самуэль энд Ко.» предложила другая заинтересованная сторона. Некий г-н Грэхем, который импортировал керосин Самуэля в Индию и продавал его под маркой «Масла Грэхема», вложил капитал в «Шелл Транспорт энд Трейдинг» и стал возглавлять ее.
Некоторые факты указывают на то, что эмблема «Шелл» была позаимствована из его семейного герба. Грэхемы выбрали в качестве эмблемы «Раковину Сент-Джеймса» в дань паломничеству родоначальников в испанский город Сантьяго де Компостела. О происхождении эмблемы доподлинно не известно, но первоначально она весьма напоминала раковину гребешка.
После слияния компаний «Роял Датч Петролеум» и «Шелл Транспорт энд Трейдинг» в 1907 г. фирменное наименование «Шелл» и его символ (гребешок) стали использовать для краткого обозначения вновь образованного концерна «Роял Датч Шелл»; с тех пор название и логотип не менялись.
С годами форма эмблемы «Шелл» постепенно эволюционировала с учетом тенденций в области графического дизайна. Эмблема, которую мы видим сегодня, была разработана великим дизайнером Рэймондом Лоуи; она была внедрена в 1971 г. С тех пор прошло тридцать лет – эмблема выдержала проверку временем и стала одним из наиболее широко признанных в мире символов.
Почему красный и желтый?
История красно-желтой палитры цветов корпоративной символики «Шелл» доподлинно не известна. Действительно, поначалу компания «Самуэль энд Ко.» доставляла керосин на Дальний Восток в красных жестяных контейнерах, но все же здесь прослеживается связь с Испанией.
В 1915 г., на этапе, когда калифорнийские подразделение «Шелл» впервые приступило к строительству сервисных станций, нужно было выдержать конкуренцию с другими предприятиями. Яркое цветовое решение – вот оптимальный путь, но цвета нужно было подбирать так, чтобы не задеть чувства калифорнийцев. Учитывая прочные связи американского штата с Испанией, была выбрана испанская красно-желтая цветовая гамма.
По аналогии с эмблемой ракушки, с течением лет цветовое решение тоже корректировали. Знаменателен 1995 год – тогда в рамках концепции создания нового, ориентированного на розничную сеть, графического образа «Шелл» стали впервые использовать яркие, насыщенные красно-желтые тона, которые так импонируют потребителям. Гребешок – эмблема «Шелл» – по-прежнему является одним из непревзойденных символов XXI столетия.