Что означает эмблема сэв
Совет экономической взаимопомощи
Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатура — англ. Comecon ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая с 1949 по 1991 годы, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.
Содержание
Создание
СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.
Период успешного функционирования организации
С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчетов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.
В начале 1970-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития
Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».
В 1974 СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и т. д. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.
В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.
Кризисные 80-е и распад СЭВ
Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. СССР и его партнеры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на Рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Горбачев заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран—членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.
В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.
В 1991 году СЭВ общей волей своих членов прекратил существование, не оставив преемника. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.
Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.
Причины распада СЭВ и его последствия
Главная причина распада СЭВ — ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.
Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран—членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии — с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии — 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР — с 2,8 до 2,4 %
Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975—1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.
Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию
В январе 2019 года исполнилось 70 лет с момента основания Совета экономической взаимопомощи — масштабной организации, на протяжении десятилетий влиявшей на развитие целого ряда стран. К знаменательной дате в БФУ им. И. Канта приурочили конференцию «СЭВ: опыт формирования мирового экономического сообщества» с участием российских и зарубежных экспертов в области истории, политологии и экономики, а также представителей бизнеса, власти и общественных организаций Калининградской области. «Новый Калининград» предлагает вспомнить об истории СЭВ.
1. Что такое СЭВ?
Совет экономической взаимопомощи — это межправительственная организация, функционировавшая с 1949-го по 1991-й годы и объединявшая в единый экономический блок «страны народной демократии». Решение о его образовании было принято в январе 1949 года в Москве представителями правительств Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (позже в него вступили Албания, ГДР, Монголия и Куба) и в первую очередь было продиктовано тяжелым экономическим положением этих стран в послевоенные годы. Американской альтернативой СЭВ стал так называемый «план Маршалла», целью которого заявлялось восстановление разрушенной войной европейской экономики. Считается, что в ходе реализации плана были созданы предпосылки для развития глобализации и последующего объединения стран в Европейское экономическое сообщество в 1957 году, послужившего одной из опор для создания Европейского союза. Поэтому СЭВ довольно часто сравнивают с ЕЭС.
Существует точка зрения, что СЭВ — это неудавшийся ЕЭС, и если рассматривать его под таким углом, то придется согласиться. Но если посмотреть на цели, которые ставили перед собой Совет экономической взаимопомощи и Европейское экономическое сообщество, то можно увидеть различия. 1957 год — и они сразу ставят себе целью наднациональность! В Совете экономической взаимопомощи изначально такой цели не было. Постоянное сравнение СЭВ и ЕЭС упрощает понимание этой организации.
Сейчас новая волна молодых исследователей подходит к документам более эмпирически и приходит к пониманию, что на самом деле надо менять фокус: СЭВ можно сравнивать с Европейской экономической комиссией ООН, с Организацией европейского экономического сотрудничества, которая выросла из плана Маршалла. И если сравнить с этими организациями, то тут СЭВ ушел далеко вперед. Он в первую очередь был не наднациональной структурой, а очень важным форумом, который позволял вообще существовать социалистическому лагерю. В его рамках многим странам было дозволено, скажем так, «выпускать пар» — проявлять инициативу и даже демонстрировать диктат малых стран над Советским Союзом, которому не раз приходилось жертвовать своими интересами ради сохранения единства.
— Михаил Липкин, доктор исторических наук, директор Института всеобщей истории РАН,
завкафедры Всемирной и отечественной истории МГИМО
2. Чем занимался Совет экономической взаимопомощи?
Как отмечают исследователи, в первое десятилетие после создания СЭВ главной формой экономического сотрудничества Совета была внешняя торговля, в которой СССР выступал в качестве основного экспортера топливных, сырьевых ресурсов и зерна. А наиболее активная фаза деятельности блока началась примерно в 1960 году, после объединения западноевропейских государств в ЕЭС. Для проведения многосторонних расчетных операций был создан существующий до сих пор Международный банк экономического сотрудничества, а в качестве коллективной валюты был утвержден безналичный «переводной рубль».
Взаимное сотрудничество СЭВ обеспечивало их относительно стабильное экономическое развитие на протяжении — годов. В 1971 — 1975 годах общий объем промышленного производства участниц блока вырос почти на 46%, опередив показатели ЕЭС, где уровень роста составил 21%. Однако примерно тогда же стало проявляться и отставание от Запада в развитии. Исследователи сходятся во мнении, что причинами отставания послужили сравнительная доступность ресурсной базы СССР, лишающая их стимулов к интенсификации производства путем внедрения ресурсосберегающих технологий, а также неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле.
Заседание Исполнительного комитета СЭВ в 1964 году. Источник — Wikimedia Commons
3. Что послужило причинами его распада?
[К 1980 году ощущался] существенный разрыв уровня жизни населения СССР и братских стран, а их доля в развитии базовой промышленности в рамках СЭВ была неоправданно мала. подготовил проект постепенного реформирования СЭВ, предусматривающий, в частности, отмену завышенных цен на товары и низких, по сути, символических цен на советский экспорт в Восточную Европу. Также предлагалось расширение рамок СЭВ с изменением устава для вхождения в него Югославии, других политически влиятельных и экономически развитых государств. Однако эти и другие предложения Косыгина не были поддержаны сторонниками Брежнева. Тем не менее интеграционное движение не прекратилось.
— Геннадий Шмаль, кандидат экономических наук, первый заместитель министра строительства
предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР в 1984-1999 годах
4. Как СЭВ контактировал с ЕЭС?
Спустя полгода после прекращения деятельности Совета экономической взаимопомощи его бывшие участники Венгрия, Чехословакия и Польша подписали соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Через год аналогичные соглашения были подписаны с Болгарией и Румынией, а в 1995 году — с бывшими республиками СССР Литвой, Латвией и Эстонией.
Совет экономической взаимопомощи
Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ [3] ) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Создана по решению экономического совещания представителей Албании, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
Основные решения принимались на ежегодно созываемых сессиях, проходивших поочерёдно в столицах стран — членов в порядке названий по русскому алфавиту. Делегации стран возглавляли главы правительств, на 16—18-м и 23-м заседаниях делегации стран возглавляли первые (генеральные) секретари центральных комитетов коммунистических и рабочих партий. В 1962 году был создан исполнительный комитет, состоявший из представителей стран — членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Действовал секретариат СЭВ — экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное лицо Совета) и его заместители.
Переводный рубль — коллективная валюта, мера стоимости, средство платежа и накопления для организации многосторонних расчётов стран — членов Совета экономической взаимопомощи.
Содержание
Создание [ | ]
Период успешного функционирования организации [ | ]
С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчётов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчётам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчётов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.
В начале 1970-х годов страны — члены СЭВ перешли к новому этапу развития
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».
В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.
Кризисные 1980-е и распад СЭВ [ | ]
СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.
В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 г. их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.
Я помню последнюю историческую сессию СЭВ в 1990 году в Софии. Советскую делегацию возглавлял Николай Рыжков. Он спокойно заявил, что торговля за переводные рубли между странами СЭВ прекращается. Валютой должен служить доллар, а цена за любой товар должна быть не ниже мировой. Люди в зале были растеряны. Ошеломлённая чешская делегация заявила: «Но в таком случае нам придется выйти из СЭВ?!» А Рыжков ответил: «Ну и выходите. Да пожалуйста!» Словом, скатертью дорога! Через несколько лет после распада восточноевропейского блока Болгария лежала в руинах.
Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.
Совет Экономической Взаимопомощи (Перестройка)
Штаб-квартира: | Москва, СССР |
Страны-участницы: | 32 Социалистических Государства |
Глава организации: | Исполнительный Комитет |
Официальные языки: | Русский, Китайский |
Совет Экономической Взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии в 1949 году.
СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничество стран социалистического лагеря. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.
Содержание
Страны Социалистического Лагеря
Деятельность организации
Кризисные 80-е
Здание СЭВ в Москве
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нем исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.
В 1988 в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы, однако под влиянием левых сил членство в СЭВ сохранили все страны ОВД.
Развитие в 90-е
В 90-е основным направлением деятельности Совета Экономической Взаимопомощи было восстановление стран Восточной Европы после радикальных капиталистических реформ. Так СССР выдавал беспроцентные кредиты на восстановление промышленности, а так же выведения стран из социального кризиса. Многие кредиты позже выплачивались Советскому Союзу в качестве новейших промышленных станков, минеральных ресурсов, и даже товарами народного потребления (например ГДР до 1998 года выплачивала часть долгов сапогами, мебелью и мелкой бытовой техникой).
В 1993 году в Совет Экономической Взаимопомощи вошли Югославия, Албания, Китай.
Внутри закрытых экономик (Страны СЭВ за исключением Восточной Азии) в 1998 году по инициативе Президента СССР был создан единый экономический рынок, давший начало к созданию международных компаний, а так же беспошлинной торговли между компаниями стран.
Новая Политика СЭВ
С началом нового тысячелетия Геннадий Андреевич Зюганов заявил о необходимости расширения влияния Социализма. Так СССР значительно увеличил затраты на поддержку стран социалистической ориентации.
В 2005 году в СЭВ вошли сразу несколько новых стран: Ирак, Южного Йемен, Афганистан, КНДР, Лаос и Кампучия. В 2006 году в категорию стран-участниц перешли: Сирия, Эфиопия, Танзания, Мазамбик и Ангола.
К 2008 году Совет Экономической Взаимопомощи стал не просто единым социалистическим рынком, но ещё и мощным экономическим инструментом, позволявший упрочнять политическое влияние в мире.
Страны-участницы СЭВ
Восточная Европа
Союз Советских Социалистических Республик является союзным многонациональным и социалистическим (де-факто народно-демократическим) государством, руководит которым Коммунистическая Партия Советского Союза. Смешанный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Советской экономики составляет:
ВВП СССР составляет 11 283,5 млрд.$ (4 005,9 млрд. рублей).
Польская Народная Республика (польск. Polska Rzeczpospolita Ludowa) является страной Народной Демократии, руководит которой Социалистическая Партия Польской Республики. Смешанный тип экономики, преобладают кооперативные предприятия.
Основу Польской экономики составляет:
ВВП Польши составляет 832 млрд.$ (291,2 млрд.рублей).
Германская Демократическая Республика (нем. Deutsche Demokratische Republik) является страной Народной Демократии, руководит которой Социалистическая Партия Германии. Смешанный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Восточногерманской экономики составляет:
ВВП ГДР составляет 367 млрд.$ (128,45 млрд. рублей).
Чехословацкая Социалистическая Республика (чеш. Československá socialistická republika) является страной Народной Демократии, руководит которой Социал-Демократическая Партия Чехословакии в союзе с Коммунистической Партия Чехословакии. Смешанный тип экономики, преобладают кооперативные предприятия.
Основу Чехословацкой экономики составляет:
ВВП Чехословакии составляет 574 млрд.$ (200,9 млрд. рублей).
Венгерская Народная Республика (венг. Magyar Népköztársaság) является страной Народной Демократии руководит которой, Венгерская Социалистическая Рабочая Партия. Смешанный тип экономики, преобладают кооперативные предприятия.
Основу Венгерской экономики составляет:
ВВП Венгрии составляет 372,4 млрд.$ (130,3 млрд. рублей).
Социалистическая Республика Румыния (рум. Republica Socialistă România) является страной Народной Демократии, руководит которой Румынская Коммунистическая Партия. Смешанный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Румынской экономики составляет:
ВВП Румынии составляет 497,1 млрд.$ (173,9 млрд. рублей).
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (сербохорв. Социјалистичка Федеративна Република Југославија, Socijalistička Federativna Republika Jugoslavija словен. Socialistična Federativna Republika Jugoslavija, макед. Социјалистичка Федеративна Република Југославија) является страной Народной Демократии руководит которой, Новая Коммунистическая Партия Югославии. Смешанный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Югославской экономики составляет:
ВВП Югославии составляет 479,5 млрд.$ (167,8 млрд. рублей).
Народная Социалистическая Республика Албания (алб. Republika Popullore Socialiste Shqipërisë) является страной Народной Демократии, руководит которой Албанская Партия Труда. Смешанный тип экономики, преобладают кооперативные предприятия.
Основу Албанской экономики составляет:
ВВП Албании составляет 47,3 млрд.$ (16,6 млрд. рублей).
Народная Республика Болгария (бол. Народна република България) является страной Народной Демократии, руководит которой Коммунистическая Партия Болгарии. Смешанный тип экономики, преобладают кооперативные предприятия.
Основу Болгарской экономики составляет:
ВВП Болгарии составляет 139,8 млрд.$ (48,9 млрд. рублей).
Восточная Азия
Китайская Народная Республика (кит. трад. 中華人民共和國, упр. 中华人民共和国, сокращённо КНР или просто Китай) является страной Народной Демократии (де-факто монополия власти у КПК), руководит которой Коммунистическая Партия Китая. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Китайской экономики составляет:
ВВП КНР составляет 7 541,4 млрд.$ (2 639,5 млрд. рублей).
‘К’орейская Народно-Демократическая Республика (кор. 조선 민주주 의 인민 공화국, 朝鮮民主主義人民共和國 сокращённо КНДР или просто Северная Корея) является страной Народной Демократии (де-факто монополия власти у ТПК), руководит которой Трудовая Партия Кореи. Командно-административный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Корейской экономики составляет:
ВВП КНДР составляет 78,9 млрд.$ (27,6 млрд. рублей).
Монгольская Народная Республика (монг. Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс сокращённо МНР или просто Монголия) является социалистическим государством, руководит которой Монгольская Народно-Революционная Партия. Командно-административный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Монгольской экономики составляет:
ВВП Монголии составляет 9,7 млрд.$ (3,4 млрд. рублей).
Социалистическая Республика Вьетнам (вьетн. Cộng Hòa Xã Hội Chủсокращённо СРВ или просто Вьетнам) является страной Народной Демократии (де-факто монополия власти у КПВ), руководит которой Коммунистическая Партия Вьетнама. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Вьетнамской экономики составляет:
ВВП Вьетнама составляет 280,2 млрд.$ (98,1 млрд. рублей).
Лаосская Народно-Демократическая Республика (лаос. ສາທາລະນະລັດ ປະຊາທິປະໄຕ ປະຊາຊົນລາວ сокращённо ЛНДР или просто Лаос) является страной Народной Демократии (де-факто монополия власти у НРПЛ), руководит которой Народно-Революционная Партия Лаоса. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Лаосской экономики составляет:
ВВП Лаоса составляет 17,9 млрд.$ (6,3 млрд. рублей).
Народная Республика Кампучия (кхмер. សាធារណរដ្ឋប្រជាមានិតកម្ពុជា сокращённо НРК или просто Кампучия/Камбоджия) является страной Народной Демократии (де-факто монополия власти у КПК), руководит которой Коммунистическая Партия Кампучии. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Кампучийской экономики составляет:
ВВП Кампучии составляет 28,2 млрд.$ (9,9 млрд. рублей).
Ближний Восток
Союз Арабских Социалистических Республик (араб. العربي اتحاد الجمهوريات الاشتراكية) является союзным исламским социалистическим государством, руководит которым Партия Арабского Социалистического Возрождения. Смешанный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Арабской экономики составляет:
ВВП САСР составляет 517,6 млрд.$ (181,1 млрд. рублей).
Основу Курдской экономики составляет:
ВВП Курдистана составляет 357,3 млрд.$ (125 млрд. рублей).
Народная Демократическая Республика Йемен (араб. جمهورية اليمن الديمقراطية الشعبية ) является страной Народной Демократии, руководит которой Йеменская Социалистическая Партия. Командно-административный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Йеменской экономики составляет:
ВВП Йемена составляет 89,6 млрд.$ (31,3 млрд. рублей).
Демократическая Республика Афганистан (дари جمهوری دموکراتیک افغانستان ) является страной Народной Демократии, руководит которой Народно-Демократическая Партия Афганистана. Командно-административный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Афганской экономики составляет:
ВВП Афганистана составляет 60,4 млрд.$ (21,1 млрд. рублей).
Африка
Ливийская Арабская Социалистическая Республика (араб. الجماهيرية العربية الاشتراكية الجمهورية) является социалистической страной, руководит которой Революционная Партия Ливии. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Ливийской экономики составляет:
ВВП Ливии составляет 102,1 млрд.$ (35,7 млрд. рублей).
Социалистическая Республика Алжир (араб. الاشتراكي جمهورية الجزائر) является народно-демократической страной, руководит которой Народная Социалистическая Партия Алжира. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Алжирской экономики составляет:
ВВП Алжира составляет 290,9 млрд.$ (101,8 млрд. рублей).
Социалистическая Республика Судан (араб. الجمهورية الاشتراكية السودان) является народно-демократической страной, руководит которой Народно-Демократическая Партия Судана. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Северносуданской экономики составляет:
Народно-Демократическая Республика Эфиопия (የኢትዮጵያ ሕዝባዊ ዲሞክራሲያዊ ሪፐብሊክ) является социалистической страной, руководит которой Рабочая Партия Эфиопии. Командно-административный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Эфиопской экономики составляет:
Основу Сомалийской экономики составляет:
Основу Танзанской экономики составляет:
Народная Республика Мозамбик (порт. República Popular de Moçambique) является социалистической страной, руководит которой Фронт Освобождения Мозамбика. Командно-административный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Мозамбикской экономики составляет:
Республика Ангола (порт. República de Angola) является народно-демократической страной, руководит которой Партия Труда. Командно-административный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Ангольской экономики составляет:
Основу Конголезской экономики составляет:
Латинская Америка
Социалистическая Республика Куба (исп. La República Socialista de Cuba), неофициальное с 1959 года — Остров Свободы) является социалистической страной, руководит которой Коммунистическая Партия Кубы. Командно-административный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Кубинской экономики составляет:
Боливарианская Республика Венесуэла (исп. República Bolivariana de Venezuela) является народно-демократической страной, руководит которой Единая Социалистическая Партия Венесуэлы. Смешанный тип экономики, преобладают государственные предприятия.
Основу Венесуэльской экономики составляет:
Республика Никарагуа (исп. República de Nicaragua) является народно-демократической страной, руководит которой Сандинистский Фронт Национального Освобождения. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Никарагской экономики составляет:
Республика Эквадор (исп. República del Ecuador, кечуа Ikwadur Republika ) является народно-демократической страной, руководит которой Союз Социалистических Партий. Смешанный тип экономики, преобладают частные предприятия.
Основу Эквадрской экономики составляет: