Что означает экспрессивный повтор
Что такое экспрессивные повторы в русском языке?
А также примеры экспрессивных повторов в русском языке.
Хочу отметить то, что часто автор использует экспрессивные повторы неосознанно.
— Почему же ты мне ничего не пишешь? Почему? Ну скажи, почему?
Однако, важно и не перестараться с повторами, иначе, цель речи будет потеряна, имею ввиду ее коммуникативную функцию.
Это делается с целью:
более точной передачи определенных чувств и полноты эмоций автора данных слов;
восприятия возможно более четкого всего данного текста;
для усиления нужного эмоционального эффекта, которое это слово производит.
Это может быть повтор в конце предложения (эпифора) либо в начале отрезков речи (анафора).
©БВ.ун100.https://te xt.ru/antiplagiat/5c4 326985a005
Жаль, что нет контекста, в котором использована конструкция: пунктуация при ней зависит от структуры предложения/словосоч етания, а иногда и от смысла в целом.
правильно будет в соответствие с требованиями, допустим инструкции, положения и т.д. и т.п.
Это фразеологическое сочетание, имеющее значение «абсолютно/совершенн о непонятно/невероятно «, состоит из имени существительного в форме дательного падежа ед-го числа и наречия (от прилагательного «непостижимый»).
В этом слове она является приставкой.
Задан вопрос по поводу согласования подлежащего со сказуемым. Это вопрос о соблюдении синтаксической нормы русского языка. Когда подлежащее выражено существительным, местоимением или другим словом в роли существительного, то проблемы согласования с подлежащим нет. А вот если подлежащее выражено количественно-именным словосочетанием, то тогда возникает вопрос о том, какое число должно иметь сказуемое, единственное или множественное.
Если в составе подлежащего имеются слова с количественным значением большинство, меньшинство, ряд, а существительное в форме множественного числа является одушевленным, то сказуемое чаще, особенно в публицистике, употребляется в форме множественного числа:
Ряд ученых высказали мнение.
Большинство рабочих выполнили производственную норму.
Меньшинство учеников не приняли участие в субботнике.
Важную роль в выборе числа сказуемого имеет такой критерий, как активность действия субъекта, выраженного количественно-именным словосочетанием.
Ряд ученых сами высказали мнение, то есть заняли активную позицию.
Иванчикова е а лексический повтор как экспрессивный прием синтаксического распространения
Лексический повтор
Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием повторения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях.
Узнаем, что такое лексический повтор в литературе. Приведем примеры. Узнаем, с какой целью авторы используют лексический повтор в своих произведениях.
Что такое повтор?
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения.
Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.
Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явившейся на юге.
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая незабвенная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Как ие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны.
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
В мире горы есть и долины есть,
В мире хоры есть и низины есть,
В мире море есть и лавины есть,
В мире боги есть и богини есть.
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Придет оно, большое, как глоток, —
Глоток воды во время зноя летнего.
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
Туда ведет длинная, длинная дорога…
3. для указания на длительность действия
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов).
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Примеры
Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Ясно сегодня на сердце, на свете!
Песням природы в согласном привете
Внемлю я чуткой душой.
Внемлю раздумью и шепоту бора,
Речи безмолвной небесного взора,
Плеску реки голубой.
Вячеслав Иванов (1866-1949)
Белый праздник — рождается предвечное Слово,
белый праздник идет, и снова —
вместо елочной, восковой свечи,
бродят белых прожекторов лучи,
мерцают сизые стальные мечи
вместо елочной, восковой свечи.
Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И красный на площади Красной народ.
Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Видеоурок
Лексический повтор
Title: Лексический повтор — это… (примеры)
Description: Узнаем, что такое лексический повтор в литературе, какие виды повторов используют авторы, с какой целью употребляется лексический повтор в произведении.
Лексический повтор — это фигура речи, стилистический прием повторения ключевого слова в одном предложении или в смежных предложениях.
Узнаем, что такое лексический повтор в литературе. Приведем примеры. Узнаем, с какой целью авторы используют лексический повтор в своих произведениях.
Что такое повтор?
Повтор — это широкое понятие, которое включает разнообразные повторы в тексте произведения.ОпределениеПовтор — это стилистическая фигура, которая состоит в намеренном повторении одинаковых элементов текста.
Чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.
Весь сад в дожде! Весь дождь в саду!
Погибнут дождь и сад друг в друге,
Оставив мне решать судьбу
Зимы, явившейся на юге.
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.
Виды повтора
Этот стилистический прием осуществляется на разных уровнях текста и слова как единицы речи. В литературе различают несколько видов повтора:
Если в поэтической строке повторяются одни и те же гласные звуки, то в нем используются ассонанс. Повторение согласных звуков — это аллитерация.
Наиболее часто используются повторы лексических средств языка:
Все эти стилистические приемы объединяются одним термином — «лексический повтор».
1. Анафора, или единоначалие, состоит в повторе начальных частей слова, морфем, отдельных слов и групп слов. Вот как использует анафору поэт А. Фет в стихотворении «Первый ландыш»:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей,
Какая незабвенная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны.
Анафора может быть лексической, то есть выражается в повторе одного и того же слова в начале строки:
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно —
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
2. Эпифора возникает там, где автор повторяет конечные слова или выражения на границе смежных строк, предложений
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
3. Сочетанием анафоры и эпифоры является симплока. Симплока — это сложный стилистический прием, который выражается в одновременном использовании анафоры и эпифоры в пределах одного и того же отрезка текста. При симплоке повторяются начальные и конечные слова в соседних фразах или смежных стихотворных строках:
В мире горы есть и долины есть,
В мире хоры есть и низины есть,
В мире море есть и лавины есть,
В мире боги есть и богини есть.
4. Анадиплосис (греч. «удвоение») — это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе заключительной части стихотворного текста в начале следующего. Анадиплосис образует смысловую цепочку, связанных и последовательно развертывающих друг друга частей текста. Такой прием позволяет показать внешнее течение событий, их замедленность и причинно-следственную обусловленность.
Придет оно, большое, как глоток, —
Глоток воды во время зноя летнего.
Разные виды повтора широко используются художниками слова для придания тексту экспрессивной выразительности.
Виды лексического повтора
Выделяют целый ряд видов лексического повтора в литературном произведении. Остановимся на наиболее важных из них.
Рефрен – это повторение одной или нескольких строк на протяжении всего произведения.
В песнях роль рефрена нередко выполняет припев.
В приведенном выше примере из «Василия Теркина» строки про «бой не ради славы» как раз являются рефреном.
Анафора – в переводе на русский язык означает «единоначатие». Иными словами, несколько стихотворных строк или предложений начинаются одним и тем же словом (или словами). Примером может служить знаменитая песня Б. Ш. Окуджавы:
Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет…
Виды лексического повтора
Существует несколько видов лексического повтора:
Ошибка
Ели же повтор не выполняет никакой функции, то его следует избегать. Для этой цели слово надо заменять синонимами, контекстными синонимами или личными местоимениями.
Рассмотрим пример: «Смелый человек совершает смелые поступки. Но смелые поступки не всегда делают его героем.» В этом отрывке первый повтор можно было бы даже счесть изобразительным средством, но третье слово «смелый» нас убеждает: автор сочинения просто не умеет избегать тавтологии. Давайте заменим одно из слов синонимом, а другое – местоимением (в данном случае – указательным): «Смелый человек совершает храбрые поступки. Но эти поступки не всегда делают его героем». А еще лучше (так как позволит избежать и необоснованного повторения слова «поступки») употребить слово «они»: «Но они не всегда делают его героем».
Лексический повтор и анафора — в чём разница?
Анафора — это разновидность лексического повтора. Анафора — это приём, когда в начале каждой строки стихотворения (абзаца или предложения) повторяются одни и те же звуки или слова.
Лексический повтор — это повтор слов или словосочетаний. Имеется в виду, что существует несколько видов повтора, в том числе и анафора.
Узнайте больше про Анафору.
Лексический повтор и параллелизм
Синтаксический параллелизм — это фигура речи, где несколько частей внутри одного предложения (или несколько предложений) имеют одинаковую структуру. Лексический повтор — это сознательное повторение словосочетания, слова или какого-то элемента текста.
Узнайте больше про Синтаксический параллелизм.
Лексический повтор в литературе
Примеры лексического повтора мы встретим во многих произведениях художественной литературы. Чаще всего, применяя его, автор преследует одну из двух целей.
Лексический повтор придает и стихам, и прозе дополнительный ритм, призванный передать движение или монотонность. Например, в первом стихотворении из цикла А. А. Блока «На поле Куликовом» автор многократно использует лексический повтор: «Летит, летит степная кобылица», «Идут, идут испуганные тучи» и т.д. В комплексе с рядами однородных сказуемых это создает ощущения долгого движения по степи.
Очень часто лексический прием призван подчеркнуть, выделить особо какую-то мысль. Например, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» мы во многих главах встречаем одни и те же строчки:
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
В данном случае автор явно хотел подчеркнуть важную, на его взгляд, мысль.
Что такое повторы в литературе?
Автор повторяет фрагменты (элементы, слова или даже словосочетания), таким образом он придаёт им особое значение, усиливает их роль в произведении, заостряет на них внимание читателя.
Лексический повтор как средство выразительности
Повтор слов в художественном тексте употребляется с разной целью:
1. для обозначения большого количества предметов
2. для усиления признака, степени качества или действия
Туда ведет длинная, длинная дорога…
3. для указания на длительность действия
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
Автор прибегают к лексическому повтору, если хочет выделить важное с его точки зрения слово для более точного выражения мысли или для придания ей большей выразительности и экспрессивной окраски.
Сельский букет стоял на круглом столе. Лет десять назад такой букет не поставили бы на стол (Ю. Тынянов).
Благодаря повторению слова фиксируется внимание читателя именно на нём. Этот прием способствует усилению его смысловой и эмоциональной роли в тексте.
С помощью лексического повтора повествование становится эмоционально напряженным.
На батарее
Нету снарядов уже.
Надо быстрее
На вираже!
Парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь! Каюсь!
Поэт подчеркивает значимое для смысла строки слово, заставляет читателя заострить внимание на его смысловом наполнении, создает ритм, особую пульсацию строки.
Итак, в тексте лексический повтор выступает как средство
Есть урок, который идет не сорок пять минут, а всю жизнь. Этот урок проходит и в классе, и в поле, и дома, и в лесу. Я назвал этот урок седьмым потому, что в школе обычно бывает не больше шести уроков. Не удивляйтесь, если я скажу, что учителем на этом уроке может быть и береза возле ваше дома, и бабушка. и вы сами (В. Песков)
Следует отличать лексический повтор как стилистическую фигуру от речевых ошибок в виде тавтологии и плеоназма. Тавтология выступает как необоснованное употребление близких по смыслу слов (совместное сотрудничество). Плеоназм состоит в ошибочном дублировании смысла слов в словосочетании (подпрыгнуть вверх).
Лексические средства выразительности
Лексическое значение слова — это то, какой у слова смысл или понятие, значение. К лексическим средствам выразительности относятся такие фигуры речи, как:
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, расстановка акцентов через построение словосочетаний. К ним относятся такие фигуры речи, как например:
Узнайте подробнее про:
Примеры
В сне земном мы тени, тени…
Жизнь — игра теней,
Ряд далеких отражений
Вечно светлых дней.
Владимир Соловьёв (1853 — 1900)
Ясно сегодня на сердце, на свете!
Песням природы в согласном привете
Внемлю я чуткой душой.
Внемлю раздумью и шепоту бора,
Речи безмолвной небесного взора,
Плеску реки голубой.
Вячеслав Иванов (1866-1949)
Белый праздник — рождается предвечное Слово,
белый праздник идет, и снова —
вместо елочной, восковой свечи,
бродят белых прожекторов лучи,
мерцают сизые стальные мечи
вместо елочной, восковой свечи.
Зинаида Гиппиус (1869 — 1945)
Красные зори,
Красный восход,
Красные речи у Красных ворот
И красный на площади Красной народ.
Николай Осеев ( 1889 — 1963)
Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.
Велимир Хлебников ( 1885 — 1922).
Видеоурок
Видео: повтор слов в предлжениях — анафора, лексический повтор, аллитерация
Урок русского языка «Парцелляция как один из приемов экспрессивного синтаксиса»
В связи с введением в практику единого государственного экзамена по русскому языку назрела необходимость более подробно остановиться на отдельных вопросах орфографии и синтаксиса, в частности на проблеме выделения в текстах парцеллированных конструкций, выявления их стилистической роли в текстах разной стилевой принадлежности. Изучение парцеллированных конструкций в средней школе носит скорее факультативный, чем обязательный характер. Ни в одном из действующих учебников для 10-11 классов эта тема не представлена, можно найти материал только в специальной литературе для подготовки к ЕГЭ, но и там он носит рекомендательный характер, не представлены упражнения по теме.
Урок в 11 классе представляет собой попытку автора заполнить этот пробел. Цель урока – исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности. Рассматриваемый экспрессивно-синтаксический приём в настоящее время стал, по существу, нормой для художественных и публицистических текстов. Для боле качественной подготовки выпускников необходимо рассмотреть парцеллированные конструкции, их стилистические особенности и роль в письменной речи. Активное привлечение старшеклассников на этапе подготовки к уроку, использование информационной технологии при изучении данной темы делает процесс обучения более мотивированным и привлекательным. Сочетание на уроке теоретического материала, практической и творческой работы даёт хороший результат.
Цель урока: исследование грамматических особенностей, стилистических функции и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.
Задачи:
I этап урока. Вступительное слово учителя
Обратите внимание на тему урока. Термин «парцелляция» взят на вооружение составителями тестов для ЕГЭ, так как является языковой реалией современного языка, нормой в художественных и публицистических текстах. Выразительность языка – специфическое качество нашей речи, достигается точным словоупотреблением, целесообразной переменой слов, разумным использованием эмоционально окрашенных предложении и других средств выразительности речи. Парцеллированные конструкции – одно из средств выразительности речи через синтаксис.
II этап урока. Реализация домашнего задания. (Задания были даны индивидуально и по группам с учётом интересов и способностей учащихся).
1. История вопроса (1 ученик)
«Изучение экспрессивного синтаксиса как специфического приёма письменной речи в русской лингвистике началось в 30 годы 20 века В.В.Виноградовым, который в своих работах («Стиль «Пиковой дамы» и «Стиль Пушкина») предложил понятие «субъектно-экспрессивных форм синтаксиса как средства экспрессивной выразительности». Идеи В.В.Виноградова развивались советскими лингвистами, которые анализировали отдельные экспрессивные синтаксические явления, такие как парцелляция, сегментация, лексический повтор, с синтаксическим распространением, номинативные предложения и прочее. Это были работы Е. А. Иванчиковой, А.С.Попова, К.А.Роговой, А.П.Сковородникова. С тех пор парцелляция была описана во многих аспектах, немало сделано и для установления продуктивности отдельных парцеллированных структур и их роли в разных стилях и жанрах речи.»
2. Выступление группы «лингвистов» со слайдовой презентацией «Что такое парцелляция?» (Приложение 1)
III этап урока. Самостоятельная работа
Задание 1. Попробуйте с помощью парцелляции сделать данные тексты более выразительными.
По-моему, у чувства могут оказаться разные испытания, в том числе и доверием. Без него невозможны ни любовь, ни дружба, ни вообще человеческие отношения. Разве не так?
Наступила, наверное, самая суровая и жёсткая в биографии первостроителей Комсомольска зима.
Было приятно, что он чем-то напоминал мне отца: или глазами, или какой-то трудно объяснимой, очень серьёзной неторопливостью.
Задание 2. Определите, какой член предложения является парцеллятом.
Он не нервничал, он ждал. Его и Фомина. Не хочется рассказывать себе. Обычное дело – лечим людей. С переломами, травмами – производственными, спортивными, бытовыми. Я не скажу больше ни слова! Даже если вы захотите! Даже если попросите… Она хотела уехать в Сочи. Увидеть знакомых, начать привычную – весёлую жизнь.
После проверки полученных вариантов ответов необходимо подвести итог: «Такое членение предложений на смысловые куски вполне оправдано. Парцелляция придаёт нашей речи живость, яркость выразительность. Это давно подметили писатели и поэты.
IV этап урока. Выступление группы «литературоведов»
1 ученик: «Первым периодом внедрения парцелляции в литературную речь по праву можно считать конец 19 начало 20 века – эпоху появления авангардной литературы. (Например, творчество В.В. Маяковского, М. Цветаевой.) С модернизмом в начале века в язык художественной литературы пришло желание «уничтожить чистый, ясный, звучный русский язык. Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, симметричную логику».
Люди!
Пыля проспекты, топча рожь,
идите со всего земного лона.
Сегодня
в Петрограде
на Надеждинской
ни за грош
продаётся драгоценнейшая корона.
За человечье слово –
Не правда ли, дёшево?
2 ученик: «Вторым этапом можно считать использование парцелляции в художественной литературе 60-70-х годов, причём не только авторами авангардной молодёжной прозы, но и ориентированными на традицию и классику «деревенщиками», почвенниками 20 века – В. Астафьевым, В. Распутиным, Ф. Абрамовым, В. Шукшиным. Широкое использование парцеллированных конструкций в прозе В. М. Шукшина придаёт оттенок непринуждённости общения, неподготовленности речи, неофициальности отношений между читателем и писателем, что свойственно разговорной речи. Например, «А городской старик смотрел на него. Внимательно, Грустно.»
Новый всплеск в этом процессе произошёл в перестроечные времена. Бунтарство, анархизм, бессистемность проявились в беспрецедентном расшатывании норм языка. На смену единообразному соцреализму приходит многоликий постмодернизм. Ярким примером может служить творчество С. Довлатова. У этого писателя есть излюбленные средства экспрессивного синтаксиса: номинативные цепочки, парцелляции, вставные конструкции.
(В качестве домашнего задания ученикам предлагается подыскать примеры использования парцелляции в произведениях этого писателя)
V этап урока. «Проба пера…» – это небольшое творческое задание, в котором предусмотрено использование парцелляции. Необходимо составить объявление – «рекламу какого-либо товара или услуги. Каждому выдаётся карточка-информатор «Как составить рекламное объявление?» (Приложение 2) На доске записан пример: «Витамины для больных диабетом. Надёжная основа вашего здоровья! Использовать их эффективно. Безопасно. Удобно. Спрашивайте их в аптеках вашего города!»
После выполнения этого задания зачитываются наиболее удачные работы, исправляются неточности в использовании приёма парцелляции, даются рекомендации.
VI этап урока.Выводы:
Приложение 2
Карточка-информатор
«Как составить рекламное объявление?»