Что означает эксперимент в естественных условиях туристской деятельности
Психодиагностические методы, применяемые в туризме
Одной из задач психодиагностики является оценка соответствия уровня психического развития сотрудника-новичка, поступающего на работу на турпредприятие, требованиям, нормам и стандартам, предъявляемым к конкретной специальности.
Для проведения психодиагностики туристов используются следующие методы.
Метод опроса в психологических исследованиях заключается в анкетировании и беседе
(интервью). Источником информации при опросе служат письменные или устные суждения туриста. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки.
Метод опроса часто применяется в психологических исследованиях в качестве дополнительного или вспомогательного метода. Это осуществляется тогда, когда туристы покидают отель. Им предлагается ответить на вопросы, которые интересуют руководство в целях повышения качества обслуживания.
Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа туристов.
Полученные данные обрабатываются методами статистики. В практике психологов анкеты
применяются широко, но надо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний. Метод опроса представляет собой средство первичной ориентировки. Полученные данные направляют для дальнейшего психологического изучения сотрудников или группы туристов.
Метод анализа результатов деятельности менеджеров исходит из общей предпосылки о связи между внутренними психическими процессами и внешними формами поведения и деятельности.
Известен один из вариантов метода анализа деятельности — контент-анализ (содержательный
анализ), позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики различных текстов и на их основе определить психологические характеристики сотрудников турпредприятия или группы
туристов. При проведении данного метода используются математические модели исследования
текстовой информации, компьютерная техника.
Специфической формой метода анализа результатов деятельности является графология, в основе которой лежит утверждение, что характеристика почерка связана с определенными психическими
свойствами автора письма.
Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами
предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их применения.
Математические методы в психологических исследованиях используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе выработки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных
результатов в психологическом исследовании. Следует подчеркнуть, что математические методы в психологических исследованиях используются в качестве вспомогательных на определенных этапах. Некоторые математические методы созданы для проверки качества психологических тестов. Особые математические процедуры и формулы используются при обработке результатов тестового обследования.
Отдельный блок психологических исследований в туризме представляет собой методы описательной психологии: интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация; беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика.
Метод интроспекции исходит из фундаментальной особенности человеческой психики — ее рефлексивной природы, которая обнаруживается в представлении субъекту его собственных
психических состояний. Интроспекция — это «всматривание» во внутренние процессы сознания,
явления душевной жизни, психические переживания.
Задача интроспекции в понимании интроспективной психологии заключается в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания.
Метод самоотчета вытекает из метода интроспекции, который может быть представлен словесным или письменным описанием результатов самонаблюдений — описанием сотрудником
самого себя в относительной целостности психических проявлений. В этом отношении самоотчет становится доступным для внешнего анализа. Оформленными видами самоотчета являются письма,
автобиографии, исповеди, дневники. Важными достоинствами самоотчета как метода гуманитарной психологии в психологических исследованиях является то, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего мира туриста или сотрудника турпредприятия в единстве переживаний и
Психологи отмечают, что в самоотчетах сотрудников турпредприятий иногда встречаются ошибки. Основная из них — склонность автора представлять себя в возможно более позитивном
аспекте. Такое стремление интересно с психологической точки зрения, так как показывает
представления автора о его внутренних ценностях, отношении к себе и окружающим. Однако большинству писем, автобиографий, дневников, исповедей свойственно стремление «обнажать» самые интимные переживания и мысли их авторов, анализировать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуациях.
Включенное наблюдение в отличие от объективного наблюдения, при котором исследователь изучает фрагменты внешнего поведения другого сотрудника, предполагает реальное участие
исследователя в эксперименте, групповой дискуссии, мастер-классе и круглом столе, ролевой,
деловой и специальной игре. Исследователь выступает равным участником совместного с испытуемым действия, проявляет свои переживания, заявляет о собственных ценностях и установках.
Во включенном наблюдении отсутствует жесткое разделение на исследователей и исследуемых.
Каждый из участников реализации данного метода может занять позицию исследователя по отношению к себе и к другому.
Эмпатическое слушание основано на способности специалиста в процессе обслуживания узнать, в
чем нуждается потребитель услуг. В процессе общения между ними могут возникнуть сопереживания и эмоциональные состояния. Как способ общения с собеседником эмпатическое слушание представляет собой определенную манеру поведения исследователя и исследуемого клиента по отношению друг к другу. Эмпатическое слушание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого собеседника, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли, например, его понимание.
Идентификация представляет собой реализацию способности сотрудника мысленно поставить себя на место другого — «воплотиться в другом». В отличие от эмоционального сопереживания
(эмпатии) идентификация использует формально-логические операции: сравнение, анализ,
рассуждение. В психологии идентификация определяется в нескольких значениях, например как уподобление, отождествление, проекция, механизм психологической защиты.
Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного
и равнопозиционного общения, при котором менеджер по продаже услуг не воспринимается как изучаемый объект, а его познание рассматривается только через понимание. В диалоге активны оба собеседника: не только ведущий беседу имеет право и возможность задавать вопросы, но такими же правами обладает и его партнер. В диалоге исследовательская задача не является преобладающей, она выступает наряду с коррекционной, педагогической и другими целями.
Биографический метод основан на изучении психологии через описание биографии сотрудника турпредприятия. Понимание внутреннего мира, развитой духовной жизни осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни. Достоинство метода заключается в надежности и обоснованности выводов о психологических особенностях сотрудника. Однако метод трудоемок и не может использоваться широко, так как сопрягается с применением опросников, интервью, тестов, автобиографий, резюме, свидетельств коллег (близких людей).
Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет знания как результат «непосредственного усмотрения» — внутреннего
постижения. В психологии установлено, что интуитивное усмотрение как «целостное схватывание»
ситуации становится возможным, если сотрудник имеет большой опыт практической или познавательной деятельности в туризме.
Интуитивное схватывание — понимание внутреннего мира другого сотрудника — более развито у
коллег, профессионально работающих с потребителями услуг.
Интерпретация внутреннего мира другого сотрудника основана на использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств и своего психологического опыта. Понимание
*гужой душевной жизни осуществляется по механизму аналогии. При интерпретации чужого внутреннего мира сотрудник использует многообразные сведения о внешнем поведении чужого человека: его поступках, действиях, мимике, жестах, эмоциональных проявлениях.
Герменевтика в туризме представляет собой способ истолкования различного рода текстов —
информационных, религиозных, исторических, научных. Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа деятельности. Исследователи считают, что герменевтические
методы трудны для классификации ввиду неопределенности разделяющих их признаков.
Классическими вариантами герменевтического метода являются графологический и физиогномический методы, психоаналитическая интерпретация, совокупность прожективных
Многообразие методов психологических исследований в туризме позволяет познать специфические особенности сотрудников тур- предприятий и потребителей услуг.
Контрольные вопросы
1. Какие психологические методы исследования применяются в туризме?
2. В каких условиях применяется бихевиоральный метод в туристской деятельности?
3.Для каких целей применяются методы моделирования и конструирования в туризме?
4. Что означает эксперимент в естественных условиях туристской деятельности?
5. Для каких целей применяется тестирование в психологическом исследовании?
6. В чем особенность метода идентификации?
7. Что означает метод интерпретации внутреннего мира другого сотрудника?
Методы психологических исследований в туризме
Классификация методов психологического исследования. Методы психологического исследования в туризме можно рассматривать как совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации, полученных в результате достижения определенной научной цели.
Методы психологии, реализуемые в исследованиях в туризме, можно классифицировать следующим образом:
по стадии психологического исследования — эксперимент, обработка эмпирических данных, построение научных теорий и их проверка, изложение научных результатов;.
уровню обобщения по областям знания — сравнение, анализ, синтез, аналогия, индукция,
дедукция, психологический эксперимент и интроспекция;
в зависимости от форм причинности — однозначно-детерминистские и вероятностные;
по уровню исследуемой реальности — физические, химические, социологические, психологические и междисциплинарные;
психологическому познанию в конкретных сегментах турбизнеса.
В туризме выделяют следующие группы методов психологических исследований: теоретические, когда субъект мысленно взаимодействует с моделью объекта (предметом исследования); эмпирические, при которых осуществляется реальное внешнее взаимодействие субъекта и объекта исследования; интерпретационно-описательные, при которых субъект внешне взаимодействует со знаково-символическими объектами — моделями, графиками, таблицами и схемами.
К эмпирической группе психологических исследований в туризме можно отнести следующие методы: изучение литературных источников, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и
конкретизация, моделирование, мысленный эксперимент, наблюдение, анкетный опрос, беседа, изучение результатов деятельности, анализ документов, изучение и обобщение опыта, опытные
работы, обобщение независимых характеристик, самонаблюдение, самоотчет, тестирование, проектирование, исследование уровня притязаний, исследование процесса пресыщения, биографический метод исследования личности, социометрия, выработка соглашения, моделирование
групповой деятельности, гомеостатический метод, метод парной словесной пробы и социальных единиц, исследование внушаемости в группе с помощью аутокинетического эффекта, сравнительный
анализ индивидуальной и групповой деятельности.
К интерпретационно-описательной группе методов относятся методы интерпретации и описания. Специфические методы психологических исследований. В психологических исследованиях
туристской деятельности применяются специфические методы: научное наблюдение внутреннее и внешнее; психологический эксперимент; лабораторный эксперимент; анализ деятельности
Научное наблюдение в туризме помогает подняться над случайными житейскими наблюдениями. Внутреннее наблюдение (интроспекция, или самонаблюдение) проявляется при изучении
внутренних психических процессов, например когда в путешествиях по родному краю туристы проявляют эмоции. Познание собственной психики методами самонаблюдения осуществляется
опосредованно, через наблюдение внешней деятельности. Процесс самонаблюдения в действительности является лишь одной из сторон наблюдения внутреннего мира личности.
Самонаблюдение (посредством которого раскрывается содержание психических процессов) и
объективное наблюдение (посредством которого познаются явления объективной действительности, в них отражающиеся) представляют собой два направления при анализе одних и тех же исходных данных.
Известно, что метод наблюдения применяется в более чем 90 % случаев психологических исследований. Исследователи-психологи на основе понимания сущности и содержания изучаемого
явления выдвигают гипотезы о зависимости наблюдения от конкретных факторов, их проявления во
внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться или опровергаться.
Наблюдение как научный метод должен отвечать следующим требованиям: быть избирательным
— исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности; плановым и систематическим — строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени; полным — фиксировать изучаемое явление в полном объеме. Объективность метода наблюдения повышается при использовании технических средств.
Принципиальная трудность объективного наблюдения в практике туризма связана с неоднозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов поведения с помощью
психологических категорий и понятий. На результатах наблюдения в существенной степени
сказывается уровень опыта и квалификация наблюдателя. Внешнее наблюдение поведенческих фактов может быть объективным при регистрации, но субъективным при их интерпретации.
Метод внешнего наблюдения в чистом виде исследователи используют редко, так как туристская
деятельность исключает позицию беспристрастного объективного наблюдателя. В процессе деятельности психолог может фиксировать особенности поведения персонала опосредованно, по внешним проявлениям, характеризовать психологические условия и факторы деятельности, эмоциональные состояния, особенности явлений и процессов психики и сознания.
Психологический эксперимент как один из методов психологических исследований в туризме позволяет найти ситуацию, при которой внешнее протекание поступка адекватно отражало бы его
внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при
психологическом эксперименте заключается в том, чтобы установить правильность единственной психологической интерпретации действия или поступка, например одного человека в дайвинг-туризме, исключив действия остальных.
Туристская практика подтверждает большие возможности использования психологического эксперимента. Психолог может варьировать в разных группах сотрудников турпредприятия
содержание, методы, формы и приемы исследований, изучать характер влияния изменений, обусловленных условиями экспериментов, на психические особенности и
Психологи-исследователи выделяют три вида психологического эксперимента: естественный, формирующий и лабораторный (психолого-педагогический).
Естественный эксперимент туристской деятельности, как правило, сочетается с наблюдением за ходом и результатами ее протекания. Сочетание эксперимента с наблюдением в условиях туристской
среды является позитивной предпосылкой для изучения психологии персонала. Использование психологами возможностей естественного эксперимента способствует росту их профессионального мастерства, формированию психолого-педагогического мышления, воспитывает творческое
отношение к своей деятельности.
Формирующий эксперимент — один из основных методов психологии. Его достоинствами являются ориентация на развитие сотрудника в процессе профессиональной деятельности,
теоретическая обоснованность экспериментальной модели организации этого процесса, длительность
исследования, гарантирующая обоснованность и надежность получаемых данных. Непременным условием формирующего психологического эксперимента является предвидение возможных
последствий, ответственность исследователей за ход и результаты эксперимента, за участвующих в
Лабораторный (констатирующий) эксперимент исследователь использует при изучении сложившихся форм психики. Он регистрирует и рассказывает сотруднику о достигнутом им уровне
Анализ деятельности сотрудников проводят на основе предварительного теоретического анализа закономерностей психического развития сотрудника. Для этого изучают условия и характер
формирования им важнейших качеств и способностей, строят гипотетическую модель становления
изучаемых способностей в специально проектируемых условиях. Реализация разработанной психологической модели тщательно контролируется и оценивается специалистами различного
профиля — психологами, менеджерами, руководителями, маркетологами, медицинскими
работниками. В ходе эксперимента выявляются закономерности, механизмы, динамика, тенденции и особенности психического развития сотрудников, психология туристских групп. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить или опровергнуть предварительно разработанную модель развития изучаемого явления или процесса.
Тестирование относится к специальным методам психологических исследований. Тестирование организуют для диагностики, распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретных сотрудников или групп туристов. Тесты могут показать, насколько система профессиональной подготовки, различных видов обеспечения сотрудников способствует их психическому развитию. Важная задача тестирования — дифференциация сотрудников по склонностям, способностям, оценкам уровня овладения знаниями, навыками и умениями профессиональной подготовки, профессионально-ориентационным работам, самопознанию и саморазвитию.
Тестирование и эксперимент объединяет наличие определенной системы заданий или тестов, предлагаемых исследователем испытуемому. Тест создается на основе эксперимента. Окончательное оформление теста происходит при определении норм и стандартов его выполнения. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений, например возрастные и социальные.
Разработка научно обоснованного психологического теста — дело трудоемкое и длительное, не всегда оправданное в практической деятельности турпредприятия.
Квалификационное тестирование требует профессиональной психологической подготовки и связано с принятием исследователем этических норм исследования.
Как исследователи исследуют человеческий ум и поведение? Хотя существует ряд различных методов исследования, естественно-научные эксперименты позволяют исследователям смотреть на причинно-следственные связи. Они идентифицируют и определяют ключевые переменные, формулируют гипотезу, манипулируют переменными и собирают данные о результатах. Посторонние переменные тщательно контролируются для минимизации потенциального воздействия на результат.
Более внимательный взгляд на экспериментальный метод в психологии
Эксперимент, лабораторный, естественный или любой другой, включает в себя манипулирование одной переменной, чтобы определить, могут ли изменения в одной переменной вызывать изменения в другой. Этот метод основан на контролируемых методах, случайном назначении и манипуляциях с переменными для проверки гипотезы.
Типы экспериментов
Есть несколько различных типов экспериментов, которые исследователи могли бы использовать. Каждый из них может зависеть от множества факторов, включая участников, гипотезу и ресурсы, доступные исследователям:
Вам будет интересно: Слова с двойным значением: определение, примеры употребления
Ключевые термины
Чтобы понять, как работает метод естественного эксперимента, есть несколько ключевых терминов:
Экспериментальный процесс
Психологи, как и другие ученые, используют научный метод при проведении эксперимента. Научный метод представляет собой набор процедур и принципов, которые определяют, как ученые разрабатывают исследовательские вопросы, собирают данные и делают выводы. Выделяют четыре основных этапа процесса:
Условия естественного эксперимента
Ключевые условия и особенности экспериментального исследования включают манипуляции и контроль. Манипуляция в этом контексте означает, что экспериментатор может контролировать субъекты исследования, а также какие они ощущают на себе воздействия. Можно манипулировать, по меньшей мере, одной переменной. Контрольные испытания могут отвечать только на некоторые типы эпидемиологических вопросов, и они не полезны при исследовании вопросов, для которых случайное задание либо неосуществимо, либо неэтично.
В качестве примера предположим, что следователь заинтересован во влиянии плохого жилья на здоровье. Поскольку практическое или этическое случайное распределение людей по переменным жилищным условиям нецелесообразно, этот предмет трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если была изменена жилищная политика, такая как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которая позволила бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других подобных людей в их прежнем некачественном жилье, возможно, можно будет использовать это изменение политики для изучения влияния изменения жилищных условий на здоровье.
В другом примере хорошо известен природный эксперимент в Хелене (Монтана, США), согласно которому курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Впоследствии исследователи сообщили о 60-процентном падении сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.
Научный метод исследования
Эксперимент является основным методом исследования в науке. Ключевыми функциями являются контроль над переменными, тщательное измерение и установление причинно-следственных связей. Это исследование, в котором гипотеза проверена научно. В эксперименте управляется независимая (причина) и измеряется зависимая переменная (эффект), а также контролируются любые посторонние переменные. Преимущество состоит в том, что эксперименты, как правило, объективны. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, так как делает данные более достоверными и менее предвзятыми.
Какие принципы применяются в науке о туризме?
Глава 5 Применение общенаучных методов в исследованиях туристскойдеятельности.
5.1. Значение общенаучных методов исследования в туристской деятельности
Наблюдение — это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества.
Основное условие научного наблюдения — объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения новых методов исследования, например эксперимента, моделирования.
Метод наблюдения является составной частью научного исследования в различных отраслях деятельности, в том числе и в туризме. Это означает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных, например о качественной и количественной стороне, материально-техническом обеспечении, профессионализме персонала своего турпредприятия или о конкурентах.
Наблюдение связано с работой органов чувств человека, зрения, принимающего наибольшую часть получаемой исследователем информации.
В наблюдении, когда задача сводится к констатации тех или иных явлений и фактов, важную роль играет творческое мышление.
Научное наблюдение требует подготовки: определения целей в соответствии с общими целями исследования, составления плана, выбора подходящей ситуации, времени и места. Наблюдение в этом случае наполняется теоретическим содержанием и требует предварительного продумывания его деталей. Специалист достигнет успеха в том случае, если заранее правильно спланирует свою деятельность, вычленит и поставит в центр своего внимания важные явления.
Бели на основе знания дела специалист проанализирует происходящие события, то он сделает соответствующие выводы. Тщательная подготовка наблюдения обеспечивает полноту и глубину, охват наблюдением существенных сторон изучаемого явления и деталей, которые имеют значение для нимания сущности туристской деятельности.
Необходимым условием успешного применения метода наблюдения являются активность исследователя, его участие в изучаемых процессах там, где это возможно, его заинтересованность в познании.
Основой наблюдения является практика. Наблюдение бывает полным и всесторонним в условиях деятельности, которая подсказывает важные объекты наблюдения и постоянно корректирует его ход.
Для научного исследования важна всесторонняя подготовка наблюдателя, глубина его общих знаний об изучаемом процессе. Результат наблюдения опытным специалистом будет более высоким, чем наблюдения, выполненные неопытным специалистом. Для метода наблюдения применяются различные приборы.
Интервью — это личное общение исследователя с заинтересованными лицами, при котором он задает вопросы и фиксирует ответы.
По форме проведения интервью может быть непосредственным (лицом к лицу) и опосредованным, например по телефону. Интервью предполагает беседу в целях выяснения проблем в туристской деятельности в целом, о турпредприятии в частности. Опрос можно проводить несколькими экспертами-прогнозистами, но так, чтобы интервью не превратилось в дискуссию. Этот метод идентичен методу очного (заочного) анкетирования, когда ответы даются в письменной форме.
Анкетирование — это ответы на поставленные вопросы, разработанные исследователем, когда респондент отвечает на вопросы в анкете. Существует несколько форм постановки вопросов в анкетах, предназначенных для экспертов. Для решения некоторых проблем используется анкеты типа «вопрос—ответ». В них содержится один или несколько вопросов, и на каждый из них в анкете приведены два ответа или более. Эксперт должен указать один из подготовленных ответов, сопровождая его своим обоснованием. Вопросы ставятся с учетом качественной и количественной характеристик ответа.
При исследовании сложных проблем в целом или их отдельных аспектов анкеты могут содержать описания в определенной логической последовательности нескольких взаимосвязанных по времени (или месту) событий (от настоящего к будущему). Совокупность выдаваемых экспертам событий с их характеристиками представляет собой как бы набор сценариев. От экспертов требуется оценка событий и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития исследуемого процесса.
Постановка вопроса экспертам проводится с учетом определения перспективы развития конкретных процессов. Они должны экстраполировать (переносить) известные знания на неизвестное, но познаваемое будущее. Например, указать возможное развитие экстремальных видов туризма.
5.2. Методы анализа и синтеза в туристской деятельности Анализ и синтез — общенаучные методы, без которых не может обойтись ни один актнаучного исследования.
Анализ представляет собой процесс мысленного расчленения исследуемого события на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их для раскрытия сущности.
Синтез представляет собой процесс установления связей между выделенными элементами, признаками и противоположностями. Синтез позволяет мысленно сопоставить, сравнить, связать воедино все стороны рыночных отношений, создать целостную картину для оценки и принятия управленческого решения.
Анализ и синтез — это противоположно направленные (анализ — от целого к части, синтез — от части к целому) и в то же время неразрывно связанные между собой процессы познания.
Анализ и синтез являются методами определения оптимального соотношения сил и средств, необходимых для успешного функционирования турпредприятия. Они позволяют установить элементы, из которых складывается эффект взаимодействия ‘персонала, дать представление о своих возможностях в достижении экономического эффекта.
Анализ и синтез используются при исследовании, например, работы турпредприятия за финансовый год, который разделяют на кварталы, устанавливают взаимосвязь между ними, а затем воспроизводят операции в целом.
Посредством этих методов уясняются положительные стороны проведения туристских мероприятий, выявляются их слабые звенья.
Функция анализа состоит в выделении различных признаков в туристской деятельности, которые могли бы быть приняты в качестве основания для систематизации фактов, расположения их в хронологическом, функциональном, структурном порядке, характеризующем определенную сторону развития исследуемого события.
Функция синтеза состоит в установлении связей между фактами и объединение их в группы по выделенным основаниям.
При анализе, например, можно выявить, что повышение цен на нефтепродукты повлечет за собой рост цен на бензин, горючесмазочные материалы, а это, в свою очередь, будет способствовать удорожанию туристских путевок.
Использование анализа и синтеза при научных исследованиях способствует познанию истины.
Изучая туризм вообще или его отдельные виды, исследователь мысленно расчленяет деятельность персонала каждого в отдельности и вместе с тем выявляет связь и взаимодействие элементов, свойств и сторон их в целом.
Следует иметь в виду, что в научных исследованиях применяются различные виды анализа:
факторный, логический, контент- анализ, эмпирический и др.
Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных.
Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом.
В туризме факторный анализ используется в связи с анализом потребительского спроса на турпутевки.
Логический анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков, т.е. эмпирических индикаторов, позволяющих произвести измерение сторон и свойств, например нового турпродукта.
Логический анализ включает такие процедуры, как интерпретация основных понятий (трактовка скрытого в них содержания) и их операциональные определения (расчленение понятий на элементыдля которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В конечном счете получают признаки, измерение которых дает ответ на информационный запрос заказчика.
Контент-анализ (от англ. content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в туристской деятельности в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных видов деятельности в турбизнесе:
международные и отечественные туроператоры, конкуренты в определенном сегменте туристского рынка услуг, менеджеры международных и отечественных гостиничных комплексов, чрезвычайные события, воздействующие на турбизнес, законодательные акты отдельных стран в сфере индустрии гостеприимства.
Метод контент-анализа применяется для исследования документальных источников и как вспомогательное средство при анкетировании, наблюдении, тестировании, в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинге.
Эмпирический анализ — это простое разложение целого на его составные, более простые элементарные части.
Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного. Этот метод включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации.
Теоретический синтез — это расширенное исследование, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.
5.3. Эксперимент как практический метод исследования Эксперимент является практическим методом научного исследования. В сравнении снаблюдением эксперимент требует в большей степени творческого мышления, продумывания деталей намечаемых действий, планирования. Это один из способов накопления фактического материала.
Эксперимент выступает как способ получения достоверных данных об отдельных сторонах будущей туристской деятельности.
Как метод научного исследования эксперимент дает возможность изучать всесторонние явления туризма: функционирование его видов и форм, использование ресурсов для стойкого финансового развития отрасли.
Эксперимент позволяет варьировать, видоизменять условия протекания предпринимательских процессов, которые подлежат изучению в целях их приближения к предполагаемым условиям действительности. Он открывает простор для активной деятельности исследователя и его творческой мысли.
В туризме применяются производственный эксперимент, который служит практической проверкой отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон общества и путей совершенствования общественных отношений.
Познавательный эксперимент способствует выявлению функционирования турпредприятия в условиях конкуренции в сегменте рынка услуг. Маркетологи создают сложные модели действий и изучают их различные стороны в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент проводится по заранее составленному плану, его задачи формулируются в условиях конкретного сегмента рынка в соответствии с назревшими проблемами и возможностями их разрешения.
В научном исследовании эксперимент ограничен тем, что в нем присутствует условность, однако он позволяет эффективно изучать происходящие процессы в турбизнесе.
Экспериментальные данные нельзя абсолютизировать, они ограничены и требуют определенных корректив на основе применения логических методов исследования.
Существуют такие области туристской деятельности, в которых эксперимент по различным причинам невозможен, в частности проведение эксперимента в космическом туризме и в дайвинг-туризме одновременно. К проведению научного эксперимента предъявляются высокие требования, например создание условий, максимально приближенных к действительному процессу.
В туристской деятельности применяется мысленный эксперимент, который позволяет исследовать ситуации, неосуществимые практически, и осуществлять познание и проверку истинности знаний, не прибегая к материальному экспериментированию. Окончательную оценку мысленный эксперимент может получить в процессе проверки его результатов на практике.
Управленческий эксперимент применяется как пробное внедрение нововведения в руководстве с целью оценки возможных последствий в турпредприятии.
В туристской деятельности важным является социальный эксперимент как метод научного познания, основанный на создании специальных характеристик социального объекта под управляющим воздействием общества или руководства турпредприятия.
Если социальный эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то в комплексе два эти эксперимента представляют собой социально-экономический эксперимент. С помощью этого метода можно решать следующие задачи: создание системы материального стимулирования и мотивации; распределение должностных обязанностей, уточнение прав и ответственности сотрудниками турпредприятия; совершенствование взаимодействия персонала;
коммуникативность или общение с потребителями услуг.
Под экспериментальными исследованиями в туризме понимается сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, выдачи им разных заданий, контроля над факторами, которые влияют на результаты. Например, выявляется реакция клиентов на цены турпакетов.
Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его управления (объем продаж, показатель рыночной доли).
5.4. Методы познания потенциальных возможностей турбизнеса К методам познания потенциальных возможностей туристской деятельности относятсяметоды сравнения, абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному.
Метод сравнения дает возможность выявить признаки сходства и различия между исследуемыми видами туризма, например сравнить в одном из сегментов рынка услуг деятельность нескольких турпредприятий.
Теоретическое объяснение исследуемых фактов становится возможным лишь путем сравнения неизвестных фактов с ранее известными.
Большое значение метод сравнения приобретает для определения динамики исследуемого явления в туризме, раскрытия тенденций и закономерностей его развития.
Эффективность применения метода сравнения при научных исследованиях в туризме во многом определяется следующими правилами, выработанными многовековым опытом:
во-первых, сравнивать можно лишь взаимосвязанные, однородные и соизмеримые события (факты); ни в коей мере недопустимы сравнения несоизмеримых явлений;
во-вторых, в сравниваемых событиях (фактах) следует не ограничиваться установлением признаков сходства, а выявлять и то, что отличает их друг от друга;
в-третьих, сравнение должно осуществляться по таким признакам сходства и различия, которые имеют существенное значение, что обеспечит значимость и достоверность выводов.
Применение метода сравнения объясняется особенностями туристской науки. Например, при разработке нового турпродукта ставятся следующие задачи: как реализовать его на рынке услуг; какое противодействие будет со стороны конкурентов, будет ли он популярен у потребителей услуг; даст ли он прибыль. Дли успешного решения этих задач необходимо сравнить свои потенциальные возможности с возможностями конкурентов. На основании сходства и различия исследуемых факторов можно дать теоретическое обоснование эффективным способам продвижения турпродукта на рынке услуг.
Метод абстрагирования позволяет выявить4 типичные связи и отношения в туризме, отвлекаясь от всего многообразия частностей.
В результате использования метода абстрагирования можно получить абстрактные знания обобщающего характера об отдельных закономерностях ведения турбизнеса, общих целях сторон, причинах событий в изучаемом сегменте рынка туристских услуг и их сущности.
При использовании метода восхождения от абстрактного к конкретному мышление усваивает конкретное знание, а затем воспроизводит его.
Отход от абстракции оказывается необходимым для получения не поверхностного, а глубокого и всестороннего знания о конкретном виде туризма. Суть этого метода заключается в том, что на основе абстрактного знания об элементах и сторонах определенного вида туризма создается полное и всестороннее представление о нем, его месте в турбизнесе и связи с другими видами туризма, о его закономерной деятельности и итогах. Результатом использования этого метода является конкретное знание, обогащенное знанием всех основных элементов целого и их существенных связей.
Методы абстрагирования и восхождения от абстрактного к конкретному носят универсальный характер и являются обязательным для любого процесса научного исследования в туризме.
Он применяется и в тех случаях, когда исследователь н! задумывается над его содержанием и использует его интуитивно. Осознанное применение этого метода с учетом его достоинств и содержащихся в нем трудностей очень эффективно при научном исследовании.
Метод обобщения представляет собой мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему путем объединения фактов на основе одного или нескольких сходных (общих для них) признаков. Мысленное обобщение основывается на всеобщности связей предметов и явлений действительности, взаимосвязи единичного и общего во всех реально существующих туристских событиях. В отдельном виде туризма имеются не только индивидуальные, присущие лишь ему черты, но и общие, сходные признаки. Формирование обобщающих положений (понятий, законов, выводов, концепций) возможно через изучение конкретного.
Степень общности фактов (событий) может быть различной. Отсюда и различие в уровнях обобщения — от установления простейшего, элементарного сходства на этапе эмпирического исследования фактов до раскрытия существенного, общего, лежащего в основе формирования понятий, раскрытия законов и объяснения фактов на теоретическом уровне познания, когда создается система объясняющих положений, формируется стройная концепция изучаемого явления.
Сложной формой обобщения, позволяющей отличать важные факты от второстепенных, является типизация, заключающаяся в отборе характерных (типичных) фактов, выражающих наиболее важную сторону изучаемого явления или группы явлений в туризме. Отбор характерных (типичных), фактов составляет важную черту научного обобщения, которая приближает явления к познанию латентных связей. Для раскрытия сущности исследуемого явления недостаточно, поэтому необходимы обобщения более высокого порядка, и те, которые вскрывают повторяемость, необходимость, существенность и причинную обусловленность признаков события.
Формой обобщения опыта в туризме являются выводы, из которых складывается научная концепция, теория, что раскрывает характерные особенности и сущность изучаемых явлений, закономерности их возникновения и развития.
5.5. Методы исторический, логический и экспертных оценок при исследованиях в туристской деятельности Суть исторического метода заключаетсяв изучении, прослеживании событий и явлений в их конкретной эпохе. Историческое представляет развитие в его последовательном проявлении, а логическое выражает развитие в его сущности. Например, исторически туризм получил свое развитие сначала с пешеходных прогулок по разработанным маршрутам (в лесопарковой зоне, у морского побережья), затем появился пешеходный туризм как лечебное средство — терренкур.
Историческое и логическое в туристской деятельности — это две стороны одного и того же явления, в котором логическое выступает его сущностью, генеральной линией, квинтэссенцией, а историческое — многообразным проявлением этой основы через массу случайностей.
Логический метод выступает как обобщенное отражение исторического явления, должен соответствовать логике развития предметов, явлений, событий и процессов объективного мира.
В основе логического метода лежат закономерности, присущие реальной действительности. В туризме любое явление имеет определенную логику своего возникновения, развития и перехода в качественно новое состояние. Например, раньше бронирование мест для туристов в отелях осуществлялось по телефону в малых количествах. В современных условиях потоки туристов значительно увеличились. Бронирование мест в отелях стало возможным в режиме реального времени с помощью Интернета. Для качественного обслуживания клиентов на рынке туристских услуг появилось большое количество турпредприятий, использующих информационные технологии.
Методы экспертных оценок используются при исследовании сложных и многоплановых явлений туризма, в которых окончательное решение принимает специалист. В них исключается взаимное влияние экспертов в ходе поиска объективного ответа или оценки на поставленный в исследовании вопрос. Например, один из методов экспертных оценок — «Дельфи» — устраняет общение специалистов между собой. Каждый эксперт получает определенную последовательность вопросов, задаваемых с помощью анкет. На основании данных он создает свою индивидуальную модель исследуемого явления, выявляет нужные ему связи, делает вывод. Затем у экспертов отбирают анкеты, производят статистическую обработку индивидуальных выводов, формулируют несколько общих коллективных выводов. При этом выявляют и обобщают аргументы в пользу каждого из установленных коллективных выводов. Эти данные (несколько выводов и их аргументация) вновь выдают экспертам, которые пересматривают их оценки и объясняют несогласие с коллективными выводами. Процесс обработки повторяется, в результате количество коллективных выводов уменьшается. После трех-четырех процедур удается получить один коллективный вывод, который превосходит по качеству любой индивидуальный.
К основным средствам повышения объективности результатов при использовании метода «Дельфи» относится обратная связь, ознакомление экспертов с результатами предшествующего опроса и учета этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. В силу трудоемкости обработки результатов и значительных временных затрат этот метод не всегда удается реализовать на практике. Его заменяют методом моделирования систем — морфологическим или сетевым, с использованием компьютерной техники.
Иногда метод сочетают с элементами деловой игры. Например, эксперту предлагают проявить самооценку, ставя себя на место сотрудника управления турпредприятия. Для обработки индивидуальных выводов для этого метода применяются математические методы, позволяющие учитывать степень компетенции каждого эксперта, уровень общей информированности, другие условия проведения экспертизы.
Метод «Дельфи» применяют при экспертном прогнозировании в планировании предприятия и сбыта продукции. Как итеративная процедура он используется при проведении «мозговой атаки».
Метод стал средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».
К методам экспертных оценок относятся также методы программно-целевого планирования и экспертного опроса.
Метод программно-целевого планирования способствует увязыванию целевых установок турпредприятия со своим ресурсным обеспечением. Каждая программа включает комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей и подцелей развития хозяйства, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производится по разным критериям (минимум затрат или времени на реализацию при фиксированных конечных показателях) с помощью специальных приемов, например программных матриц.
Успех экспертного опроса зависит от подбора экспертов, организации и условий их работы, принятого ими метода обработки индивидуальных выводов. Большее влияние на исход опроса оказывает выбранная организаторами экспертизы форма постановки вопросов и их четкость, исключающая неоднозначность толкования.
5.6. Применение частных методов при исследованиях в туристской деятельности Частные методы применяются для решения конкретных задач попрофессиональному совершенствованию всего персонала турпредприятия или отдельных сотрудников. В процессе туристской деятельности могут использоваться следующие частные методы, направленные на обучение и воспитание сотрудников:
метод воздействия коллектива — формирование у сотрудников морально-нравственных качеств;
метод осуществляется путем воздействия общественного мнения, формируемого в ходе профессиональной деятельности;
метод объективной оценки — определение успешности воспитательного процесса, предоставляющего персоналу возможность сделать вывод о том, что их напряженный труд приносит свои плоды, материализуясь в улучшение соответствующих качеств и навыков, способствуя дальнейшему повышению их активности;
метод поощрения — использование способов морального и материального стимулирования персонала для достижения поставленных перед ними общественно-экономических значимых задач;
метод примера — воздействие поступками одних членов коллектива на сознание и поведение других;
метод принуждения — создание сотрудникам таких условий, при которых они помимо своего желания будут обязаны подчиняться предъявляемым к их поведению требованиям;
метод упражнения — применение способов сознательного и многократного повторения рациональных поступков и действий сотрудников, направленных на повышение качества обслуживания потребителей услуг.
5.7. Значение методической подготовки сотрудников турпредприятия Методическая подготовка сотрудников является составной частью процессатуристской деятельности. Методическая подготовленность персонала означает их степень или уровень квалификации.
Усвоение различных методов сотрудниками турпредприятия осуществляется в виде занятий по совершенствованию умений и навыков в туристской деятельности. Использование методов направлено на повышение профессионального мастерства руководства турпредприятия, разработку документации, совершенствование мастерства менеджеров отделов и служб, проектирование нового турпродукта, внедрение новых форм и методов подготовки персонала.
Для персонала турпредприятия издаются методички, раскрывающие частные методы по качественному обслуживанию потребителей услуг. Методички помогают организовать и провести туристские мероприятия.
Для туристской компании целесообразно оборудовать методический класс с наглядными пособиями и техническими средствами обучения персонала. Здесь же можно проводить методические совещания, семинары, консультации инструктажи, деловые игры с персоналом, другие мероприятия, направленные на решение конкретных задач профессиональной деятельности. Руководство может давать отдельным сотрудникам методические задания для выполнения конкретных профессиональных задач или при их проверке.
Таким образом, методическое обеспечение сотрудников тур- предприятия способствует формированию у них знаний, навыков и умений, лучшей организации и проведению туристских мероприятий.
Менеджеры должны участвовать в так называемом мониторинге сотрудничества по сбору и анализу информации о контактах и связях с туроператорами, турагентами, другими специалистами туристских организаций разных стран, прогнозировать эту деятельность. В туристской деятельности им необходимо знать:
методы административного управления — использование распоряжений, приказов, предписаний, норм, обязательных для выполнения управляемыми подсистемами;
методы экономического управления — управление тем, что приносит выгоду исполнителям;
экспертное консультирование — проведение диагностики, разработка рекомендации по информации клиента и внедрение решений в практику;
процессное консультирование — взаимодействие специалистов (консультантов)
консалтинга на всех этапах разработки проекта с клиентом, когда клиента побуждают высказать свои идеи, предложения; консультант вместе с клиентом анализирует проблемы и разрабатывает предложения;
обучающее консультирование — разработка специалистами новых идей, учебных продуктов, осуществление ими обучающих процессов: проведение лекций, семинаров, мастер-класса, круглого стола, проверка знаний и их оценка;
методическое мастерство — синтез теоретической зрелости, профессиональной подготовки, организационных способностей и личностных качеств, определяющих успешность обучения и воспитания сотрудников; мастерство вырабатывается в ходе теоретической подготовки и практики, интегрируясь в комплекс разнообразных знаний, навыков и умений; задачи специалиста — высококачественная организация и проведение туристских мероприятий, совмещение общественной и личной деятельности, выполнение бизнес-плана, творческое саморазвитие, эффективное использование технических средств, осуществление четкого учета и контроля.
5.8. Моделирование как метод исследования реальных процессов в туризме Моделирование — метод (или процесс) изучения свойств объектовпосредством исследования соответствующих свойств их моделей.
Моделирование в туризме заключается в построении и изучении специальных объектов (моделей), свойства которых являются важными с точки зрения исследователя. Оно позволяет изучать построение и использование моделей для познания реальных процессов в туризме, т. е. основывается на исходных понятиях и определениях, позволяющих понимать язык, применяемый в исследовании.
Моделирование содержит специальные понятия, которые составляют начало методологических основ туризма. Концепция моделирования как теория отражения и познания составляет основу процесса, к которому относятся подобие, эксперимент, математическая статистика, математическая логика, статические и динамические информационные модели. Это те предметные области туризма, которые подлежат исследованию методами моделирования.
Статические модели описывают состояние системы турбизнеса в определенный момент времени, когда она находится в определенном состоянии, характеризуется составом элементов, значениями их свойств, величиной и характером взаимодействия между элементами.
Динамические модели описывают процессы изменения и развития систем турбизнеса, состояние которых изменяется во времени, когда происходят процессы изменения и развития конкретной системы.
Модель одного из видов туристской деятельности может включать в себя:
построение описательной информационной модели;
создание формализованной модели;
преобразование формализованной модели в компьютерную модель;
проведение компьютерного эксперимента;
анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели;
решение о возможности использования модели в практической деятельности по совершенствованию изучаемого процесса или явления.
Разработка модели в туризме начинается с построения ее профиля, или так называемого каркаса.
Поскольку моделей реально существующих способов туристской деятельности может быть выделено множество, возникает задача их упорядочивания и систематизации. Это ставит вопрос о необходимости вычленения своеобразных обобщенных матмоделей, которые следует рассматривать в качестве базовых моделей.
Метамодели туризма — это, во-первых, модели, которые могут являться крупными подсистемами структуры этих областей знания К ним могут быть отнесены: целостная (обобщенная) характеристика роли и места туризма в системе явлений социальной действительности, его естественных и социальных начал, основных форм и функций в обществе, специфики в связи с другими социальными явлениями, а также тенденции дальнейшего развития его в обществе. Во-вторых, к метамоделям относятся: соотношение сил между национальными, ведомственными и территориальными туристскими организациями; разработка и совершенствование целевых программ развития туризма в регионах; теория подготовки туристских кадров, в которую в качестве подсистем входят теоретическая, методическая и практическая подготовка, прогнозирование, моделирование, профессиональный отбор.
Составными частями метамоделей могут быть: теория обеспечения туристских мероприятий (изменение экономического обеспечения туризма по отраслевым признакам и их отдельных элементов); совершенствование материально-технической базы — инвентаря, туристских баз, кемпингов, транспортных средств^ аппаратуры, тренажеров; развитие научного, методического и медицинского обеспечения, организационно-управленческой деятельности и ее элементов;
изменение кадрового обеспечения; системы поощрения и стимулирования специалистов.
Эти подсистемы структуры туризма могут развиваться на уровне метамоделей, например космического туризма, моделирование которого относится к гипермоделям. К ним могут относиться:
социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы туризма, менеджмент и маркетинг, экономика и право в сфере туризма, подготовка и переподготовка кадров, оздоровительные технологии и др.
Модель может предусматривать конструирование таких направлений, как социально-экономическая сущность туризма; факторы и механизмы повышения социальной эффективности туризма; развитие профессионального мышления менеджеров и их правовой статус; принципы и закономерности функционирования туризма в экономической и культурной среде.
Менеджмент и маркетинг в туризме может предусматривать проектирование модели, в которой главными компонентами концептуальных положений являются: формирование целей и стратегического планирования; использование принципов, закономерностей, функций и методов, направленных на эффективность управления в финансовом менеджменте; организация маркетинга в регионах для развития туризма; совершенствование предпринимательской деятельности;
экономико-правовых отношений; исполнение законов в сфере туризма; знание форм и методов внешнеэкономической деятельности.
При подготовке и переподготовке кадров в сфере туризма модель может предусматривать такую последовательность построения:
система туристского образования; конструирование содержания образования; модели специалиста;
принципы и технология обучения; активные методы контроля знаний и умений и изменения образованности; система послевузовского образования, уровневая структура и многообразие форм повышения квалификации.
Для оздоровительных мероприятий модель предусматривает проектирование механизмов и факторов восстановительного воздействия на организм человека, а также технологию разработки и применения специальных программ. В целях улучшения здоровья людей различных половозрастных групп используются различные виды рекреации.
Модель туризма предусматривает также проектирование основ теории туризма, изучение закономерностей развития человека, возможностей и особенностей его совершенствования в разных формах и видах туризма (физическое воспитание, профессионально-прикладная и лечебная физическая культура).
Контрольные вопросы Какие эмпирические методы исследования в туристской деятельно-, сти вы знаете?
Как характеризуются эмпирические методы исследования в туристской деятельности?,v В чем заключается смысл анализа и синтеза на отдельных этапах научного познания туризма?