Что означает экосистема в бизнесе
Что такое экосистема. Объясняем простыми словами
Экосистема — набор сервисов, объединённых вокруг одной компании. Большие компании строят экосистемы, чтобы продавать клиентам как можно больше товаров и услуг.
Например, Сбербанк объединил множество разных компаний, создав бесшовную среду: это и созданные с нуля сервисы «Сбера» («Сберзвук», «Сбердиск»), и уже известные компании («Ситимобил», «Кухня на районе»). Более ста сервисов и приложений охватывают разнообразные потребности клиента: заказать еду, вызвать такси, посмотреть кино, найти работу, отправить посылку и т. д. Сервисы доступны по общей подписке «Сберпрайм».
Экосистемы строят и другие российские компании: «Тинькофф», МТС, «Яндекс».
Российской отличительной чертой стали банковские экосистемы. За рубежом же их строят в основном технологические компании вроде Apple, Amazon Google, Alibaba и т. д.
Преимущества для пользователей экосистем: удобство работы с единой платформой, единый клиентский ID, нет необходимости всё время вводить логин и пароль. Помимо этого, имеется и централизованная поддержка клиентов. Плюс для клиента внутри экосистемы более привлекательные условия, чем при использовании отдельных сервисов.
Имея экосистему, компании привлекают больше клиентов, растут, захватывают новые рынки.
Пример употребления на «Секрете»
«Бренд России сейчас, может, не на самом высоком уровне в мире (по разным политическим причинам), но экспортный потенциал у российских экосистем огромный».
(Профессор Стэнфордского университета Илья Стребулаев — в интервью.)
Происхождение термина
В названии легко угадывается аналогия с устройством биосферы: предполагается, что компания так же должна адаптироваться к постоянно меняющимся условиям бизнес-среды. Основоположником экологического подхода к бизнес-системам считается Джеймс Мур: в своей книге «Смерть конкуренции» (1996 г.) он приходит к выводу, что в современном мире кооперация становится так же важна, как конкуренция.
Нюансы
Экосистема имеет модульную структуру, которая позволяет легко комбинировать и включать в неё новые элементы. Функция основной компании — следить, чтобы использование экосистемы было экономически выгодно для всех её участников. Потребитель получает более привлекательные условия пользования продуктом на единой платформе, компании — расширение клиентской базы и обмен информацией.
Экосистема как модель управления бизнесом удобна в сферах, где присутствует много участников с разнообразными интересами, рынок быстро меняется и пути его развития трудно предсказать. Гибкость и адаптивность, широкий круг возможностей позволяют эффективно действовать в таких условиях.
Критика
Опасность экосистем кроется в монополизации рынка крупными компаниями. Крупные компании, объединяющие множество сервисов, получают главное конкурентное преимущество — большое количество данных о клиенте. Предлагаемый выход — сделать профиль клиента открытым и позволить перемещать его из одной экосистемы в другую. Также власти обсуждают запреты и лимиты для экосистем на крупные покупки.
Forbes Council
Визионеры и их покупки
Отличительная черта экосистем — неординарные визионеры у руля компании, которые завоевали лидерство не только в своей нише, но и сумели предвидеть следующий этап развития, вышли в смежные ниши и построили фундамент для экосистемы. Расширение происходит как за счет развития внутренней экспертизы, так и за счет бесконечных M&A и партнерств с другими лидерами рынка. Эта модель требует определенного аппетита к рискам, поскольку далеко не все покупки впоследствии взлетают. Поэтому сила личности, стоящая у руля, имеет большой вес.
Эрик Шмидт в своей книге «Как работает Google» одной из ошибок называет упущенный набор сделок, который позволил бы корпорации еще лет десять назад зайти на смежный набор рынков, — телеком, СМИ, гейминг, шопинг. Судя по всему, эти ошибки не собирается повторять Герман Греф — один из главных визионеров России. Сбер за последние несколько лет элемент за элементом конструировал свою экосистему, проведя за 2019–2020 годы несколько ключевых сделок (например, покупка «Еаптеки» и увеличение доли до 100% в Rambler Group). Собирая свой цифровой пазл, Герман Греф добивается максимального покрытия потребностей клиента, претендуя на то, чтобы в периметре экосистемы он проводил большую часть своего времени. И у него это получается — только у Сбермаркет во втором квартале было в 17 раз больше заказов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как экосистемы меняют ситуацию на рынке?
Такие компании становятся мощным центром гравитации на рынке, влияя на конъюнктуру и изменяя траектории движения других игроков. Они вынуждают отстающих перенимать у лидеров их подходы и по-другому взаимодействовать с потребителем, воспитанным экосистемами.
Убедительный пример последнего утверждения — IBM, который еще в 2011 году создал интеллектуальный сервис Watson, первого программного робота с искусственным интеллектом. По данным IDC, IBM в последние пять лет лидирует на глобальном рынке искусственного интеллекта, занимая в прошлом году долю в 8,8%.
Безусловный лидер — Сбер, который обладает невероятно сильным материнским ядром и более чем 90 сервисами для розничных и корпоративных клиентов. Потенциальная аудитория экосистемы превышает 96 млн пользователей. В активе «Яндекса», несмотря на высокий уровень зрелости, — меньшее количество клиентов и ресурсов в целом (аудитория насчитывает примерно 70 млн человек). Также до сих пор не закрытой остается тема финансовых сервисов: «Яндекс» не может стать полноценной экосистемой без банка, а разрыв со Сбером и Олегом Тиньковым — явный сигнал о неумении строить стратегическое партнерство. На фоне далеко не бесконечных ресурсов это достаточно большой минус.
Главная интрига российского рынка экосистем
Участники рынка вынуждены действовать: роль пассивного наблюдателя за борьбой Сбера и «Яндекса» никак не решает их проблем с дальнейшим развитием в изменившемся контексте, где технологии и новые типы потребительского поведения все больше определяют конкурентную позицию. ВТБ и МТС выглядят достаточно сильными и самостоятельными игроками, и логично ожидать с их стороны активных действий, которые позволят им сократить разрыв от лидеров.
Другие участники — крупные ретейлеры и банки, телеком-компании и т. д. — не обладая должным набором ресурсов для того, чтобы самостоятельно развернуть экосистему и выдержать конкуренцию, либо примкнут к лидерам (попытка Тинькова продать головную компанию иллюстрирует именно такую школу мысли), либо пойдут по пути стратегических партнерств.
В целом все крупные b2c-компании в России сегодня стоят перед непростым выбором из трех возможностей:
Исходя из нынешних трендов, можно сделать три прогноза на дальнейшее развитие ситуации:
Технологические компании, стоящие за экосистемными решениями в рамках борьбы за долю рынка и пользовательскую лояльность, коренным образом изменили подходы к бизнесу и создали новый вызов для всех игроков. Они сделали гигантский шаг вперед, и сократить разрыв будет трудно, ведь для того чтобы получить эффективную экосистему, конкурентам будет недостаточно просто «докупить» часть продуктов и подключить новых партнеров. Необходимо заставить весь набор активов взаимодействовать в единой логике, кратно увеличивая синергию, а это невозможно без уникальной экспертизы, смелой инвестиционной стратегии и визионерства бизнес-лидера.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council