Что означает экономическая оценка продукта труда

Как грамотно произвести расчет производительности труда

Любой труд должен быть эффективным: производить материальные или иные блага в достаточном количестве и с разумным соотношением доходов и расходов. Труд овеществляется в произведеной человеком продукции. Поэтому так важно оценивать показатель производительности труда как фактор эффективности производства. Таким образом, можно делать вывод об оптимальности трудовых затрат как отдельно взятого рабочего, так и группы или большого коллектива.

В статье мы расскажем о нюансах оценки производительности труда, приведем формулу и конкретные примеры расчетов, а также факторах, которые может показать анализ полученных результатов.

Какое отношение служба управления персоналом имеет к производительности труда?

Относительность производительности труда

Производительность труда как экономический показатель несет непосредственную информацию о степени эффективности вложенного в производимую продукцию труда рабочих.

Трудясь, человек затрачивает время и энергию, время измеряется в часах, а энергия – в калориях. В любом случае, такой труд может быть и умственным, и физическим. Если результатом труда стала созданная человеком вещь, продукт или услуга, то труд, вложенный в нее, принимает другую форму – «застывшую», то есть овеществленную, его уже нельзя измерить привычными показателями, потому что он отражает уже прошедшие трудовые вложения и издержки.

Оценить производительность труда – значит, определить, насколько эффективно рабочий (или группа рабочих) вложил свой труд в создание единицы продукции в означенный временной промежуток.

Охват изучения производительности

В зависимости от того, насколько широкую аудиторию необходимо исследовать на предмет производительности труда, этот показатель может быть:

Выработка и трудоемкость

Производительность труда характеризуется двумя важными показателями.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Совокупность технологических и обслуживающих трудозатрат составляет производственную трудоемкость. А если присовокупить к производственной управленческую, то можно говорить о полной трудоемкости.

Чтобы вычислить трудоемкость, надо применить следующую формулу:

Методы оценки производительности труда

Применение той или иной формулы для расчета этого экономического показателя обусловлено предусматриваемым результатом, то есть ответом на вопрос, какие единицы мы хотим получить в качестве показателей эффективности труда. Это могут быть:

Для применения любого из этих методов надо обязательно знать показатели:

Расчет производительности труда по стоимостному методу

Чтобы рассчитать, на какую сумму производит товаров один рабочий (или исследуемая группа), применяется такая формула:

Пример №1

Владелец кондитерского цеха хочет узнать производительность труда отдела по изготовлению пирожных. В этом отделе заняты 10 кондитеров, которые за 8-часовую рабочую смену изготавливают пирожные, оцениваемые в 300 тыс. руб. Найдем производительность труда одного кондитера.

Для этого сначала разделим 300 000 (объем дневной продукции) на 10 (количество работающих): 300 000 / 10 = 30 000 руб. Это дневная производительность труда одного сотрудника. Если надо найти этот показатель за час, то разделим дневную производительность на длительность смены: 30 000 / 8 = 3 750 руб. в час.

Расчет производительности труда по натуральному методу

Его удобнее применять, если изготовленную продукцию легко можно измерить в общепринятых единицах – штуках, граммах или килограммах, метрах, литрах и т.п., при этом производимые товары (услуги) однородны.

Пример №2

Исследуем производительность труда отдела изготовления ситцевой ткани на фабрике. Предположим, что 20 сотрудников цеха изготавливают за 8 часов дневной сены 150 000 м ситца. Таким образом, 150 000 / 20 = 7500 м ситца изготавливает (условно) в день 1 сотрудник, а если искать этот показатель в метро-часах, то делим индивидуальную выработку на 8 часов: 7500 / 8 = 937, 5 метров в час.

Вопрос: Вправе ли работодатель сократить работника, уровень квалификации которого выше, и оставить на работе работника, у которого выше производительность труда, если они выполняют аналогичную трудовую функцию?
Посмотреть ответ

Расчет производительности труда по условно-натуральному методу

Этот способ удобен тем, что подходит для расчетов в тех случаях, когда производимая продукция сходна по характеристикам, но все же не одинакова, когда ее можно принять за условную единицу.

Пример №3

Мини-пекарня выпускает за 8-часовой рабочий день 120 бубликов, 50 пирожков и 70 булочек, в ней заняты 15 сотрудников. Введем условный коэффициент в виде количества теста (предположим, что на все изделия идет одинаковое тесто и они отличаются лишь формовкой). На дневную норму бубликов расходуется 8 кг теста, на пирожки – 6 кг, а на булочки – 10 кг. Таким образом, показатель дневного расхода теста (Vусл) составит 8 + 6 + 10 = 24 кг сырья. Вычислим производительность труда 1 пекаря: 24 / 15 = 1,6 кг в день. Часовой показатель составит 1,6 / 8 = 0,2 кг в час.

Расчет производительности труда по трудовому методу

Этот метод эффективен, если надо вычислить временные трудозатраты, при этом берется объемный показатель в нормо-часах. Он применим только для таких видов производств, где временная напряженность примерно одинаковая.

Пример №4

На изготовление табуретки у рабочего уходит 2 часа, а на детский стульчик – 1 час. Двое столяров за 8-часовую смену сделали 10 табуретов и 5 стульчиков. Найдем их производительность труда. Объем изготовленной продукции умножим на время производства одной ее единицы: 10 х 2 + 5 х 1 = 20 + 5 = 25. Теперь разделим эту цифру на нужный нам временной промежуток, например, если мы хотим найти производительность одного рабочего за час, то делим на (2 рабочего х 8 часов). То есть получается 25 / 16 = 1,56 единицы продукции в час.

Источник

Производительность труда: что это такое, как найти показатель и добиться его роста

Что означает экономическая оценка продукта труда

Что означает экономическая оценка продукта труда

Главная задача любой компании – построить эффективную работу внутри предприятия на уровне отрасли, отдела или конкретного сотрудника. Для анализа продуктивности работы применяют показатели производительности труда. С их помощью определяют, насколько добросовестно персонал выполняет свои обязанности, пора ли расширять штат и что делать, если сотрудники требуют сократить рабочий день.

Что такое производительность труда

Производительность труда (ПТ) показывает, какую пользу приносит работа сотрудника или целого отдела за установленное время. Например, помогает посчитать, сколько деталей за час вытачивает на станке токарь, или какое количество товаров за месяц продают менеджеры завода. Это позволяет создавать нормативы и планировать развитие организации.

ПТ – количественный показатель, который можно измерить. Чем выше значение, тем результативнее работа в компании.

Однако оценить результат работы сотрудника не всегда легко. Есть мнение, что многие профессиональные сферы не поддаются анализу эффективности. Например, как определить продуктивность HR-менеджера, если он планово принял на работу двух специалистов? Каждый из них может уволиться из-за непредвиденных обстоятельств или показать плохие результаты в работе.

Что означает экономическая оценка продукта труда

Для чего нужен расчет производительности труда

Неэффективный сотрудник зря получает зарплату и занимает место компетентного специалиста. Отдел, который показывает плохие результаты, мешает компании развиваться. Расчет и анализ ПТ поможет:

Расчет помогает выявить «узкие места» и определить способы устранения неэффективных методов работы.

Чтобы проанализировать эффективность рекламных кампаний в интернете, не нужно ничего считать вручную. Воспользуйтесь Оптимизатором от Calltouch: выберите рекламную стратегию, а сервис посчитает СРА и бюджет. Автоматизируйте рутину, чтобы уделять внимание более сложным задачам.

Оптимизатор

Что означает экономическая оценка продукта труда

Зачем ее нужно повышать

Высокая производительности труда – это залог развития компании. Повышение показателей ПТ помогает:

При повышении ПТ улучшается состояние национальной экономики. Это отражается на социальной политике государства: увеличиваются пенсии и пособия, строятся школы, улучшается качество бесплатной медицины. При росте производительности труда можно производить больше товаров или сделать акцент на качестве.

Основные виды

На практике ПТ разделяют на:

Другая классификация выделяет три вида ПТ: индивидуальную (одного сотрудника), локальную и среднюю по стране.

Что означает экономическая оценка продукта труда

Производительность труда отдельного работника

В этом случае рассчитывается производительность каждого сотрудника. Такой анализ часто проводят в период кризиса на предприятии, чтобы снизить издержки.

Компания проверяет важные параметры работы, например, количество и качество изготовленных деталей. Можно считать эффективность работника за смену, но показательнее анализ за месяц, период и год. Затем выводят средние значения, чтобы выявить слабых работников для сокращения.

Локальная производительность труда

Рассчитывается в конкретной локации: внутри организации, в ее подразделении или отрасли. При выборе такого метода руководство получает информацию о положении предприятия или отдельного цеха, отдела в сравнении со структурами высшего уровня.

Главным образом используется сравнительный анализ, позволяющий сформулировать общие выводы и расставлять необходимые акценты.

Производительность труда по стране

Это глобальный показатель в системе национальной экономики. В рамках анализа сравниваются данные по локальной производительности множества организаций в разных странах.

При высоком значении можно говорить о производстве качественной продукции, отсутствии монополии, развитой конкурентоспособности.

Сравнение позволяет сделать выводы о состоянии отрасли внутри страны и создать законопроекты для улучшения условий для среднего и малого бизнеса, развития инфраструктуры и провести другие социально-экономические мероприятия.

Показатели производительности труда

ПТ складывается из двух главных показателей: выработки и трудоемкости. Их рассчитывают по отдельности и получают полный анализ эффективности на одном рабочем месте или отделе.

Выработка

Нужна для определения объема и качества выполненной работы. Выработка – это количество продукции, которую произвел один работник за определенное время.

Считается по формуле:

Измеряется в натуральных единицах – штуках, килограммах. Допустим, один токарь за час вытачивает пять деталей, а другой десять. Это значит, что у второго рабочего выработка и производительность труда в два раза выше.

Этот факт обращает внимание на другую деталь: нужно проверить, не портится ли качество работы из-за такой скорости. После анализа руководство установит рабочий норматив, чтобы делать максимальное количество деталей в час без ущерба качеству.

Трудоемкость

Выработку нужно рассчитывать не для всех работ. Например, бесполезно считать показатель, чтобы оценить эффективность работы аварийной службы. Сотрудники не стоят весь день у станка. Чинят повреждения только в случае поломки, а в остальное время ждут звонка.

Намного показательнее высчитать трудоемкость – время, потраченное на устранение неполадок, производство продукции или оказание услуг. Это показатель, обратный выработке:

С ее помощью определяют потенциал организации, отрасли, составляют стратегические и тактические планы.

По виду состава затрат выделяют трудоемкость:

Эффективность маркетинга в компании в целом тоже складывается из отдельных рекламных мероприятий. С помощью сервиса сквозной аналитики от Calltouch можно просматривать данные с разных рекламных площадок в одном окне и мгновенно получать любые отчеты для формирования стратегии и оптимизации рекламы.

Сквозная аналитика

Что означает экономическая оценка продукта труда

Факторы, влияющие на производительность труда

Производительность труда зависит от множества внешних и внутренних факторов с учетом специфики бизнеса. На ПТ негативно воздействует:

Что означает экономическая оценка продукта труда

На повышение производительности труда воздействуют три большие группы факторов: государственные, отраслевые и производственные.

Первые предполагают модернизацию оборудования, технологии, оптимальное размещение производства. В рамках отраслевых факторов улучшается кооперирование и специализация. В производственном плане снижается трудоемкость и повышается эффективность временных издержек.

Методы и формула расчета

Рассчитывают производительность труда по формуле:

Для анализа работы в разных компаниях используются свои методы расчета ПТ, которые упрощают процесс и делают его понятнее.

Натуральный

Измеряется в натуральных величинах – километрах, килограммах, литрах. Натуральный показатель применяют, если компания производит однородную продукцию, сохраняя неизменные условия труда. Для расчета определяют количество продукции, произведенной за единицу времени.

Стоимостной

Этот метод требует проведения расчетов, определяемых условиями ценообразования. Показатель измеряется в денежных единицах – рублях, евро, долларах. Его применяют, если производство выпускает разные товары: стоимость произведенной продукции сопоставляется с трудозатратами на ее выпуск.

Условно-натуральный

Подходит для предприятий, которые выпускают разные виды однородной продукции. Например, применяется на цементных, текстильных или металлургических производствах. Для расчета берется условно-учетная единица – признак, который усредняет свойства продукции. Не учитывает цены товаров, имеет ограничения натурального метода.

Трудовой

Определяет, насколько эффективен труд рабочих в сравнении с установленными нормами. Рассчитывается как отношение нормо-часов к фактически отработанному времени. Полученное значение показывает интенсивность труда. Применяется не во всех сферах, поскольку имеет большую погрешность.

Как увеличить производительность труда

Чтобы показатель ПТ рос, нужно соблюдать целый комплекс условий:

Проблемы повышения производительности труда и пути их решения

На государственном уровне и уровне отдельной компании выделяют три проблемы повышения ПТ:

Преодолеть трудности поможет правильная государственная политика: создание комфортной предпринимательской среды, поддержка малого и среднего бизнеса, увеличение объемов экспорта. Государство может развивать технологии и инновации, выделяя гранты и субсидии.

Заключение

Производительность труда – это экономический показатель, который считают разными методами. ПТ показывает эффективность работы отдельного сотрудника, предприятия или отрасли. Оценивают уровень ПТ с помощью расчета показателей – выработки и трудоемкости. Повышение производительности труда увеличивает конкурентоспособность предприятия и страны на мировой арене и влияет на благосостояние государства.

Источник

Оценка объемов производства продукции как инструмент экономического планирования

Что означает экономическая оценка продукта труда

Что означает экономическая оценка продукта трудаВнимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

Структурный анализ производственной компании следует начинать с изучения объемов производства и темпов роста изготовления продукции. Компания, которая выставляет ее на рынок, решает главную задачу – обеспечение спроса потребителей на продукцию высокого качества. С методами оценки объемов производства и необходимостью данной процедуры мы предлагаем ознакомиться в данной статье.

Что представляет собой оценка объемов производства

Главными задачами по оценке объемов производства и темпов реализации продукции являются:

Оценка движения ключевых показателей объема произведенной продукции, ее качества и составляющих элементов;

Выявление факторов, влияющих на динамику движения данных показателей;

Определение наличия резервных возможностей для увеличения темпов роста производства и сбыта произведенной продукции;

Планирование комплекса мероприятий по рациональному использованию внутренних резервов производственной компании.

Оценка объема производства может быть охарактеризована комплексом показателей. Это натуральные, условно-натуральные, показатели стоимости и трудозатрат. Главными показателями объема производства являются валовый и товарный продукты. Валовый – складывается из общего числа изготовленной продукции и выполненных работ. Он включает в себя показатели незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. Валовый продукт выражен в существующих ценах без НДС (налога на добавленную стоимость). В современных условиях, в случаях, когда отсутствуют внутрихозяйственный оборот и остатки незавершенного производства, валовый продукт совпадает с товарным.

Производственные особенности ряда компаний диктуют выбор алгоритма действий, этапов, методов и расчетов для оценки объемов производства и реализации продукции.

Оценка объемов производства и реализации заключается в анализе конкурентоспособности предприятия на рынке и его возможностей гармонично и адекватно реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка, грамотно распоряжаясь производственными ресурсами.

Такая оценка осуществляется на основании следующих показателей:

Объема производства и характеристик выпускаемой продукции;

Соблюдения договорных обязательств и объемов реализации продукции;

Качества выпускаемой продукции и ее функционального уровня;

Резервов роста объемов производства, запаса для обеспечения роста объемов производства и реализации продукции;

Страхования финансовых рисков и стабильности безубыточного производства.

Основными источниками для проведения анализа объемов производства и реализации выпускаемой продукции могут послужить статистические данные по отчетности и финансовые документы бухгалтерского учета.

Существуют четыре этапа оценки объемов производства и организации выпуска продукции:

Оценка роста выпуска валового продукта, товарной продукции и их соотношения с объемом реализованной продукции.

Оценка объема производственных программ по объему производства по группам товаров.

Исследование структуры продукции и влияние структурных изменений на выполнение планов производства.

Анализ параметров безубыточного состояния и определения запаса финансовой устойчивости предприятия.

Как проводится оценка динамики показателей объема производства и реализации продукции

Объектами оценки являются три вида продукции:

В структуре данного анализа главную роль играет оценка абсолютного (показатели – в рублях) и относительного (показатели – в %) изменения объема произведенной продукции за определенный период времени (например, за месяц). Оценивается динамика показателей объема производства и реализации продукции за аналогичный период прошлого года или по состоянию на начало текущего года.

При проведении оценки объемов производства и реализации могут применяться следующие показатели: натуральные (в единицах, штуках, тоннах, литрах, метрах и др.), условно-натуральные (количество условных единиц меры и веса), стоимостные (объемы производства продукции в денежном эквиваленте). Наиболее предпочтительным является именно стоимостный показатель.

Стоимостные показатели оценки объема производства продукции должны отвечать требованиям соответствия для возможности их сопоставления с другими факторами. Для эффективного сопоставления данных в условиях инфляции на рынке изменение цен (стоимостного фактора) является одним из наиболее важных условий для сравнения данных.

В международной экономической практике оценки объемов производства существует стандарт IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен», в котором нашли свое отражение две ключевые концепции. Первая вытекает из методики оценки в денежных единицах идентичной покупательной стоимости объектов, подлежащих бухгалтерскому учету. Эта концепция замыкается на совокупный индекс инфляции национальной валюты.

Вторая представлена под заголовком «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». В данной технологии основное внимание уделяется применению персональных индексов цен на товар или определенную товарную группу. В рамках этой методики могут быть использованы следующие приемы:

Перерасчет объемов производства и реализации по ограниченному перечню выпускаемой продукции за отчетный год по ценам схожей продукции базисного периода;

Поправки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группам сходных товаров, работ, оказываемых услуг или по направлению (отрасли) в целом:

Что означает экономическая оценка продукта труда

VВП1 – производство продукции в натуральном выражении за отчетный период;

VВП0 – продукт в базисный период в натуральном его выражении;

Ц0 – цена, установленная на единицу продукта в базисном периоде.

Следовательно, фактический объем выпускаемой продукции (сопоставимый с базисным), высчитывается по формуле:

Что означает экономическая оценка продукта труда

ВП1 – выражение стоимости объема выпускаемой продукции.

В случае, когда в оценке объемов производства и реализации применяются вышеописанные методы, фактически сводится к нулю влияние изменения цен на определенный товар или группу товаров.

Оценка показателей объема производства продукции в нормо-часах

При оценке объема производства можно ошибиться, если использовать только показатель стоимости. Это происходит потому, что на эту оценку в выражении стоимости сильно влияют процесс изменения структуры выпускаемой продукции и закупочные цены на сырье.

Изменение структуры выпускаемой продукции зависит от ряда причин:

Недостаток технологического оборудования;

Сбои и перебои в организации материально-технического обеспечения;

Повышение себестоимости производимого товара.

При колебании структуры выпускаемой продукции показатели стоимости никак не характеризуют трудовые затраты. Это связано с тем, что стоимость продукции включает в себя совокупность реального труда и материальных затрат на ее изготовление. В различных видах продукции данная совокупность имеет свои показатели. Поэтому при оценке объемов производства и реализации выделяют трудоемкое, материалоемкое и капиталоемкое производство. Так как между трудовыми затратами и ценами на созданный товар нельзя установить прямую зависимость, изменение структуры производства оказывает серьезное влияние на оценку объемов производства в показателях их стоимости.

Этот факт приводит к потребности иметь более эффективный инструментарий оценки объемов производства и реализации продукции на конкретном предприятии. В алгоритм анализа входит оценка в нормо-часах и установление нормативной заработной платы.

Оценка объемов производимой продукции заранее предполагает определение показателя количества продукта, который изготовлен за счет собственных усилий субъекта хозяйствования, его производительности труда, содержание фондов, количество затраченных материальных ресурсов, процентный показатель отдачи произведенного товара.

Для оценки объемов произведенной продукции в величинах выполненных норм за установленный период времени (нормо-часах) необходимо количество запланированной продукции по видам умножить на реально изготовленное количество продукта. Полученное общее число нормо-часов, затраченных на создание отдельного продукта, суммируют и таким образом получают общий объем произведенной продукции в нормо-часах. Далее производят расчеты темпов роста объемов производства в нормо-часах и определяют выполнение плана.

Все искомые данные, включая трудозатраты в нормо-часах на единицу произведенного продукта, можно высчитать, применяя форму № П-1 (по выпуску продукции) из бизнес-плана или из материалов оперативно-технического учета.

Оценка объемов производства не отражает сложности технологического процесса, а также качество и объем затраченного труда, который определяется в нормо-часах. В этом состоит его ключевой недостаток.

Оценку объемов производства в нормативной заработной плате определяют исходя из фактического количества продукции, выпущенной по плану, умноженного на норму заработной платы за единицу выпущенного продукта. После суммирования расходов на нормативную заработную плату по всем изделиям определяют запланированный и осуществленный объемы производства, выраженные в нормативной зарплате.

Стоимостные оценки объемов производства

Оценка объемов производства и реализации продукции в денежном значении является наиболее правдоподобной в определении производственно-хозяйственной деятельности организации. Данный способ является наиболее реальным в оценке объемов производства товаров, которые разнообразны по своим качественным показателям и по ассортименту.

Оценка всех объемов производства и реализации продукции предприятия по стоимостным критериям позволяет определять объем производства в производственных объединениях и отраслях, в целом по промышленности и народному хозяйству в государственных масштабах. Данная оценка дает возможность следить за динамическим ростом этого показателя во времени, рассчитывать и подвергать анализу производительность труда, объем прибыли, степень рентабельности и другие параметры, характеризующие работу предприятия за установленный период.

При определении объемов стоимости производства и реализации продукции учитывают объем производимой продукции и объем ее реализации в денежном исчислении. При этом различают стоимость общей (валовой), номинальной (товарной) и реализованной продукции. Кроме того, в определении объемов производства на предприятиях оценивается вновь созданная стоимость, которая была образована в результате трудовой деятельности сотрудников предприятия. Такая оценка включает следующие два показателя: показатель чистой продукции и показатель добавленной стоимости.

В оценке объемов стоимости производства между этими параметрами имеются отличия. Показатель «Чистая продукция» определяет величину дополнительной стоимости, которую произвело предприятие за установленный период времени. Показатель «Добавочная стоимость» – величину дополнительной произведенной и реализованной стоимости в определенный период. Первый показатель может оценивать объем цены производства и реализации продукции в неизменных ценах, в которых оценивается объем валовой продукции. Показатель «Добавочная стоимость» оценивает продукцию в ценах, за которые реально была реализована продукция в установленный период времени.

Валовая стоимость – это денежный эквивалент всей реализованной продукции предприятия, объединения или отрасли за определенный календарный период.

В оценке объемов стоимости производства валовый продукт предприятия учитывает:

Общую стоимость всей произведенной по техническим условиям и стандартам продукции за установленный период времени в совокупности с той стоимостью, которая была затрачена на нужды самого предприятия (например, на энергоносители и энергоресурсы);

Стоимость произведенных полуфабрикатов;

Стоимость производственных услуг, предоставленных предприятием;

Изменение остатков объемов незавершенного производства.

Анализ объемов стоимости производства валовой продукции, как правило, проводится исходя из цен, которые принято считать неизменными в длительный календарный период. Однако не исключается возможность выполнять этот анализ в действующих ценах на реализацию продукции.

Для оценки общего объема и динамики производства в изучаемый календарный период используется показатель стоимости произведенной валовой продукции.

Валовый объем производства рассчитывают по формуле: ВП = ТП + (Нк. г – Нн. г),

где ВП – валовая продукция;

ТП – товарная продукция;

Нн. г, Нк. г – остатки незавершенного производства на начало и конец года.

Товарная стоимость составляет стоимость произведенной предприятием продукции, которая отвечает требованиям технических условий и стандартов и предназначается для реализации на рынке. Оценка объемов реализации продукции включает: стоимость всей продукции, изготовленной предприятием, кроме той части, которая была использована самой организацией, и стоимость производственных товарных услуг, которые были оказаны предприятием.

Колебания показателей остатков незавершенного производства товарная продукция в учет не берет.

Оценка объемов производства по показателям стоимости товарной продукции организуется, учитывая действующий уровень рыночных цен на данную продукцию в установленный период времени.

Стоимость реализованной продукции для сторонних организаций по ценам, которые устанавливаются рынком сбыта. В состав этой продукции включают услуги промышленного характера, оказанные предприятием.

Объем плановой реализованной продукции исчисляют по формуле: РП = Он + ТП – Ок,

где РП – реализованная продукция;

ТП – товарная продукция;

Он, Ок – остатки нереализованной продукции на начало и конец периода.

Оценка стоимости объемов производства по величине вновь созданной продукции (чистой продукции) определяется следующим образом. Величина валовой продукции минус материальные затраты и амортизационные отчисления или как суммарная заработная плата, которая была затрачена на выпуск продукции, плюс ожидаемая прибыль от результатов ее реализации.

Одна из возможных формул: ЧП = ВП – МЗ – АО,

где ЧП – чистая продукция;

ВП – валовая продукция;

МЗ – материальные затраты;

АО – амортизационные отчисления.

Определенное количество товаров и услуг, произведенных и приращенных предприятием, составляют добавленную стоимость.

Все приведенные выше показатели оценки стоимости, объемов произведенной и реализованной продукции имеют отличные друг от друга содержание и пути использования. Например, показатель стоимости валового продукта позволяет сравнить уровни производства продукции в различные периоды времени и дает возможность определить направления роста объемов производства. По цифре, характеризующей величину валового продукта, можно наиболее точно отследить состояние производительности труда персонала.

Оценочный показатель стоимости выпускаемого товара иллюстрирует объем, изготовленный для реализации. Когда такие параметры, как объем валовой и товарной продукции в оценке объемов производства, демонстрируют производственные результаты предприятия, тогда показатель реализованного товара дополнительно оценивает еще и хозяйственную деятельность организации.

В оценке объемов производства и реализации продукции объемы и стоимость реализованного продукта в отдельные временные периоды могут существенно отличаться от тех же параметров товарной продукции. В случае слабого спроса или в результате неудовлетворительного сбыта товара объемы реализованной продукции будут существенно меньше объемов произведенного продукта. В противовес этому бывает так, что при оценке объемов производства наглядно видно, что объемы реализованной продукции, даже при наличии остатков на складе, значительно превосходят объемы производства за определенный промежуток времени. Это явление можно охарактеризовать как динамику активных продаж.

Существуют различия и по ценам реализации товаров. Устанавливая стоимость продукции, следует использовать усредненные цены, а при анализе объемов реализованной продукции – реально действующие цены партии товаров в исследуемые временные периоды.

Оценка факторов, влияющих на объем производства продукции

Оценка объема реализации продукции на предприятии состоит из суммы множества всевозможных факторов. Все показатели, которые влияют на объем производства и реализации продукции, могут быть сгруппированы следующим образом:

1) Факторы, которые демонстрируют обеспечение организации основными капиталами, такими как денежные ресурсы и частота их использования;

2) Факторы, которые демонстрируют обеспечение организации материальными средствами (сырьем, материалами, энергоресурсами и др.), а также использование данных материальных средств;

3) Факторы, обеспечивающие организацию кадровым персоналом (кадровыми ресурсами), и их использование в производстве;

4) Факторы, которые взаимосвязаны с внедрением инновационных методик на предприятии, обновлением технического оснащения и производством новой продукции;

5) Факторы, которые взаимодействуют с движением рынка и реакцией потребителей;

6) Факторы, связанные с рыночными показателями:

конкурентное качество товара;

насыщенность рынка сходным товаром;

покупательская способность потребителей;

степень убежденности потребителей товара;

характеристика настроения потребителей товара;

определение целевых направлений рынка;

позиционирование функциональных преимуществ товара на рынке;

характеристика профессиональной подготовки маркетинговых структур.

При оценке изменения объема реализации продукции обращают внимание на такие моменты, как производство и отпуск товара за период, подлежащий отчетности, складские остатки произведенной продукции, образовавшиеся на крайние даты периода отчетных мероприятий.

Оценка изменения объема продаж определяется методом сопоставления. В данном случае изменение складских остатков готовой продукции и отгруженных товаров на последние числа календарного периода оказывают отрицательное влияние на изменение самих показателей.

В период разработки, внедрения программы производства и на момент подписания контрактов важно обратить внимание на последствия изменений экономических условий договорных отношений (календарных сроков, объемов поставки продукции, сложившихся цен на стоимость сырьевых ресурсов и выпускаемую продукцию). Существенную роль играет влияние колебания затратных показателей в сравнении с заданными нормативами на суммарную прибыль, спланированную на конец исследуемого периода.

Данная задача при оценке объемов производства и реализации продукции решается посредством факторного анализа производственной программы по определенным договорам на поставку продукции с учетом технологии ее производства, а также роста или уменьшения затрат по определенным типам изделий. Такой анализ основывается на том, каким образом между собой связаны затраты и прибыль. При этом он строится из расчетов воздействия количества продаж и расходов на размер прибыли.

Анализируя объем производства и реализации продукции при определенном уровне расходов, необходимо решать иную задачу: ориентируясь на планируемую выручку, рассчитывать требуемый объем реализации для получения данной прибыли и объем производимой продукции для ее извлечения. Динамику того, как влияют на общую прибыль уровни постоянных и непостоянных расходов, объем производства и реализации продукции, стоимость материалов по каждому отдельно взятому договору, можно рассчитать по формуле:

П = К × Ц – (МЗ + Отр) – Руп – Пн,

К – натуральная величина количества изделий одного наименования;

Ц – цена единицы продукции;

МЗ – материальные затраты в эквиваленте стоимости определенных видов продукции;

Отр – затраты на заработную плату;

Руп – условно-постоянные расходы;

Пн – прибыль остатков нереализованной продукции.

Данная формула позволяет увидеть, как на возможную прибыль влияют определенные факторы:

Понижение качества продукта, уменьшение спроса на продукт, нарушение этапов поставки и, как результат, отказ от договоренностей покупающей стороны;

Изменение плановых объемов производства по инициативе покупающей стороны;

Изменение технологий по причине замены производственных материалов, в том числе по причине задержки или срыва их поставок;

Изменение цен на материалы, что приводит к изменению цен на продукцию.

Из всего вышеописанного следует, что, определив ключевые факторы оценки изменения объемов производства и реализации продукции предприятия на основе факторной модели, можно прогнозировать предполагаемую прибыль от дальнейшей реализации товара и минимизировать влияние негативных факторов, которые тормозят рост объема продаж и реализации продукции.

Оценка объема безубыточности производства

Существует управленческий анализ, который позволяет определить зависимость финансовых результатов предпринимательской деятельности от издержек и объемов производства либо продажи. Еще его условно называют анализом «издержки-объем-прибыль» («Cost-Volume-Profit») или «CVP».

Данный анализ является наиболее эффективным методом оценки планирования и прогнозных показателей работы предприятия. Он помогает управленческой структуре организации контролировать баланс между постоянными и временными затратами, между ценой и объемом продаж, минимизировать риски предпринимателей на рынке. Бухгалтеры и контролирующие органы финансовой деятельности предприятия благодаря данному анализу могут предоставить более серьезные и обоснованные выводы результатов финансовой деятельности организации и сформулировать рекомендации для повышения эффективности производства и реализации продукции.

При оценке объема производства и реализации продукции часто используют термин «break-even point», который означает точку безубыточного производства. Это минимальный объем производства и реализации товаров, работ либо услуг, который покрывает все расходы размером доходов. В данном случае при производстве и реализации каждой следующей товарной единицы предприятие становится прибыльным. Точка безубыточности определяется в единицах произведенного продукта, в денежном эквиваленте или с учетом прогнозируемой прибыли.

Точка безубыточности представляет собой пиковый объем производства. При ее достижении прибыль и убытки организации равны нулю.

При оценке объемов производства и реализации продукции точка безубыточности служит значительным показателем, определяющим финансовое положение организации. При повышении объемов производства и реализации продукции над точкой безубыточности можно определить уровень финансовой устойчивости предприятия.

Понятие безубыточного производства строится на совокупности следующих предположений:

Характеристики затрат и вырученных денежных средств можно заменить линейной функцией с одной переменной, которая является объемом выпуска;

Переменные цены и затраты имеют постоянное значение в течение всего планового календарного периода;

Структура продукции остается неизменной в течение всего планового периода;

Характер поведения постоянных и непостоянных затрат определяется точным числом;

На конец анализируемого периода у организации освобождается склад запасов готовой продукции либо ее число минимально. Это говорит о том, что объем продаж равносилен объему производимой продукции.

Формула точки безубыточности (отсутствия прибыли) может быть определена расчетным методом:

I – величина прибыли;

V – суммарные переменные затраты;

F – суммарные постоянные затраты;

Q – объем производства в натуральном выражении;

v – переменные затраты на единицу продукции;

p – цена реализации единицы продукции.

В экономическом смысле этот показатель представляет собой выручку, которая равна нулю. Если при оценке объемов производства и реализации продукции предприятия выручка больше критического показателя, организация получает прибыль. В противном случае – это убыток.

Рассмотренные формулы расчета номинального объема производства и реализации продукции в выражении произведенного продукта и его стоимости верны лишь в том случае, когда выпускается только один номинал продукции или когда структура производства фиксирована и сохраняет баланс между различными видами продукции.

Когда выпускаемые виды товара неоднородны и несут в себе разные затраты на их производство, тогда начинают учитывать структуру производства и реализации продукции и уровень постоянных затрат определенного вида продукции. Понятие, при котором предприятие становится экономически нерентабельным (выручка равна постоянным затратам), называется точкой закрытия предприятия.

где Qз – точка закрытия.

В том случае, когда фактический объем производства и реализации продукции имеет более низкий показатель, чем точка безубыточности, предприятие становится нерентабельным и подлежит закрытию. И наоборот, когда фактический объем производства и реализации продукции больше точки безубыточности в выражении стоимости, организации предпочтительно продолжать свою деятельность даже при возникновении убытков.

В оценке объемов производства и реализации продукции предприятия показатели величины маржинального дохода и некоторых других показателей нашли широкое применение. Они используются в прогнозировании затрат, цен на реализуемую продукцию, допустимого удорожания себестоимости продукции, в оценке увеличения эффективности производства, целесообразности производимых объемов, в решении задач о самостоятельном производстве или закупке продукции и в других расчетах при оптимизации решений управления производством.

Это во многом объясняется тем, что расчеты точки безубыточности в оценке объемов производства и реализации продукции относительно просты, наглядны и доступны. Однако применение формул модели безубыточности пригодно только для решений, которые принимаются в рамках определенного диапазона цен, затрат и объемов производства. За пределами данного диапазона цены на единицу продукции и издержки при ее производстве уже не являются постоянными величинами, и все результаты, которые будут получены без учета подобных ограничений, могут привести к ложным заключениям.

Кроме оговоренных достоинств модель безубыточности обладает и рядом существенных недостатков, которые связаны с некоторым непостоянством в ее основе. При оценке объемов производства, рассчитывая точку безубыточности, руководствуются линейным наращиванием объемов производства и реализации продукции без учета возможности ускорения. Такие скачки производства и реализации продукции допустимы в различные календарные периоды и сезоны.

Анализ точки безубыточности решает многие проблемы управления. Это объясняется тем, что при комбинационном его применении с другими методами анализа он достаточно точно обеспечивает принятие управленческих решений в реальных условиях производства.

При оценке объемов производства организации необходимо изучить большой объем информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

Наибольший авторитет компания завоевала в следующих отраслях:

Коммерческий транспорт и спецтехника;

Химическая и нефтехимическая промышленность;

Производство кормов для животных;

Электротехника и другие.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:

Точность предоставления данных. Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчеты рыночных показателей и долей рынка участников.

Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».

Заказчик имеет возможность получить часть данных бесплатно в форме предварительной экспресс-оценки рыночной ниши. Это помогает сориентироваться в ситуации и решить, стоит ли изучать глубже.

Мы не только рассказываем о рыночной нише заказчика, но и подсказываем, какие близкие ниши. Даем возможность вовремя найти решение – не замыкаться на своем товаре, а обнаружить выгодные новые ниши.

Профессиональная консультация с нашими отраслевыми менеджерами на всех этапах сделки. Мы – создатели данной ниши анализа экспорта-импорта на основе таможенной статистики, наш почти 20 летний опыт – залог эффективного сотрудничества.

Вы хотите найти новые рынки сбыта и узнать все о предприятиях в вашем регионе и сегменте? Мы будем готовы с этим помочь и предложить вам анализ по статистике производства и клиентским базам предприятий. С помощью этих данных вы сможете проверить надежность вашего поставщика или подрядчика, провести конкурентную разведку, узнать, какова инвестиционная привлекательность предприятия.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20 или просто заказать обратный звонок.

Что означает экономическая оценка продукта трудаВнимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2021. Все права защищены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *