Что означает экологизация развивающей природной среды

Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ

Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной среды Ольга Лебедева
Развивающая экологическая среда и методы экологического образования в ДОУ

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Выборгского района Санкт-Петербурга

Развивающая экологическая среда

и методы экологического образования в ДОУ

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 118

Еще К. Д.Ушинский заметил: «Если вы хотите научить ребёнка логически мыслить, то ведите его в природу»

Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии«. Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой. (5)

Деятельность педагога в процессе экологического образованиядошкольников состоит из двух взаимосвязанных процессов:

-экологического обучения

экологического воспитания,

что приводит к формированию у обучающихся экологического мировоззрения, которое проявляется в различных формах экологической культуры.

Экологические знания, усваиваемые в процессе экологического обучения, способствуют формированию экологического сознания, внешним откликом которого является соответствующее поведение.

Чтобы этого достичь ставятся две базовые задачи:

1) ознакомление детей с явлениями и объектами природы;

2) «развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями» [4],

а основным содержанием экологического воспитания является

— воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

— формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ;

развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

— участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Выделяют следующие группы методов:

— наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

— словесные (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогичес-

кая оценка, вопрос и т. д.)

— практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т. д.)

— собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование)

— игровые (дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).

Остановимся подробнее на некоторых методах и формах экологического воспитания дошкольников.

1. Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания

Растения, находящиеся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы.

Уголок природы в группе детского сада

Для проведения наблюдений важными являются три момента:

— наличие природных объектов;

— определение содержания наблюдений;

— поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.

Требования к проведению наблюдений

1. Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений.

Любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах.

2.Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными.

3. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец.

Наблюдение за ростом и развитием живых существ

В течение учебного года воспитатели с детьми выращивают разные растения. В зимне-весеннее время во всех возрастных группах создается огород на окне, воспитатели выращивают лук, чеснок, цветочную рассаду.

Наблюдение с использованием опытов

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами «живой и неживой природы». Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

2. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей.

Графические модели и моделирующая деятельность в процессе ознакомления детей с природой.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели.

Предметное моделирование различных объектов природы

Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

3. Наглядные пособия и их роль в экологическом воспитании детей

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон.

Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные, отражающие природу, ее явления, деятельность людей.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.

5. Экологические занятия и комплексные мероприятия.

2 Формы экологического воспитания

Одним из вариантов организации экскурсионной деятельности может быть следующий: вводная беседа, коллективное наблюдение, самостоятельное наблюдение, сбор природного материала, игра с собранным природным материалом, подведение итогов [2].

Работа с родителями

Авторы большинства современных методик экологического образования дошкольников [В. А. Зебзеева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, др. ] единодушны в понимании необходимости совместной деятельности детей и родителей. Причем в некоторых случаях участие родителей в реализации программы является необходимым условием ее осуществления. Педагогу просто необходимо сделать родителей своими союзниками и партерами. Такая деятельность достигается путем реализации совместных проектов на основе объединяющей всех участников образовательного процесса идеи. Чаще же всего основными методамиработы с родителями являются: индивидуальные беседы, родительские собрания и открытые занятия. Сегодня набирают популярность мастер-классы, круглые столы, экологические акции, флешмобы и др. (3)

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология.Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.

3. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.

Источник

Экологическая развивающая среда в дошкольной образовательной организации

«Экологическая развивающая среда в ДОУ»

Мы знаем, что все дети любознательны и им интересно все. Они с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети сразу хотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.

• Начнем с того, что экология – это наука, изучающая жизнь организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среды.

• Окружающая среда – это живое и неживое вокруг нас.

• Для человека окружающая среда – это все, что мы видим, и многое из того, чего невидим вокруг себя.

Соединив три определения можно сказать, что человек живет в экологической среде и является её составляющей частью. Но так, как мы многого не видим, часто не придаем значения микромиру вокруг нас, по тем или иным причинам, мы можем восполнить этот пробел и создать развивающую экологическую среду.

Вернемся к понятию «Экология», чтобы понимать, в каком направлении вести работу для создания развивающей экологической среды. Вспомним, что экология –это наука, изучающая окружающую среду вокруг нас, мы часть этой среды – часть экологии. Чтобы дать элементарное представление об экологии детям, нужно создать эколого – развивающую среду, для глубокого изучения и представления окружающей среды. Так как речь идет о дошкольном учреждении, будем создавать ее там.

Итак, экологическая развивающая среда – это обозначенные специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания.

Для того, чтобы образовательное пространство выступало, как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого-развивающая средав детском саду должна способствовать:

1. познавательному развитию ребенка;

2. эколого-эстетическому развитию;

3. оздоровлению ребенка

4. формированию нравственных качеств

5. формированию экологически грамотного поведения;

6. экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность, возраст детей.

1. уголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные)

2. мини лаборатория (материалы для экспериментирования, природный материал)

3. библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы и аудиоматериалы)

4. оформленные каждой группой игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр

5. огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры) ВСЕ ЭТО позволяет изучить мир вокруг нас.

Для этого можно использовать дидактические игры природоведческого содержания, такие, как «Лето в деревне», «Домашние животные», и другие.

А, вот благодаря библиотеке мы можем прочитать и представлять очень многое.

НАПРИМЕР: Узнать наименование животных Африки, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии, чем они питаются, о среде их обитания,

А вот за счет проведения субботников на участке происходит формирование у детей трудовых навыков и умений в целом. Сохраняя «Наш дом»— природу в чистоте потому, что мы часть этой природы – этим формируем любовь к природе, и полное представление о труде, а также уважение к труду взрослых. В процессе совместной трудовой деятельности, а также коллективных работ с природными материалами у детей развиваются социально – коммуникативные навыки.

Природа для ребенка всегда будет источником новых знаний о различных природных явлениях. Только умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания окружающего мира, рождает привычки делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – эти два развития единый процесс.

Благодаря эколого-эстетическому развитию идет нравственное воспитание. Только в дошкольном возрасте можно формировать любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям. По мере взросления ребенка постепенно меняется мировоззрение, изменяется представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности, воспитывать в ребенке экологическую грамотность, через бережное и любовное отношение к природе человека на нашей планете.

В заключении хотелось бы сказать, что эколого – развивающая среда в дошкольном учреждении, позволяет получить экологическое воспитание. В свою очередь, экологическое воспитание позволяет познавать природу, через наблюдения с использованием чувственного метода. Экологическое воспитание связано с наукой экология, которая связана с непрерывным процессом обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности.

НАПРИМЕРЕ, любимого и весьма доступного опыт с луком, который дети сами сажают в разный грунт, поливают, выращивают и наблюдают за процессом роста. Как мы знаем ЛУК – это продукт питания. Выращивание детьми продукции, используемой непосредственно в рационе питания детей, используются с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе.

Уход за цветами в группе способствуют формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы. Идет приобщение их к посильному труду по уходу за растениями и огородом.

Экологическое воспитание направленно на развитие и формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности является Экологическим образованием.

Источник

Экологизация РППС в средней группе

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, согласно которому одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является эко – среда.

Началом работы по экологическому образованию дошкольников, является правильная организация единого экологического пространства. Эколого-развивающая среда групп организовывается таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Экологизация развивающей природной среды создает условия для:

-Эколого-эстетического развития

-Формирования нравственных качеств

-Формирование экологически правильного поведения

-Экологизации различных видов детской деятельности

Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, уровня активности.

Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; стенд для детского творчества.

Каждая зона в группе выдержана в определённой цветовой гамме с учётом детского восприятия. Стены в группе и выкрашены в жёлтый и зеленый цвет, мебель подобрана в той же цветовой гамме. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей и способствует приятному отдыху и спокойному сну детей.

Эколого-развивающая средавключает в себя следующие компоненты: 1. Экологический уголок: Комнатные растения и картотека к ним; Карты мира, края, звездного неба; Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий); Макеты «Скотный двор», «Северный полюс», «Муравейник», Дикие животные нашего леса», «Африка», «На пруду», «Аквариум»; Календари природы;; Природный материал. Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты. Уголок органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах имется таблички с названием.

Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать

2.Минилаборатория: Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.); Микроскоп; Природный материал.

3.Библиотека: Познавательная литература о природе; Литература по уходу за животными и растениями; Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также, аудиоматериалы.

4. Экологический театр.

5. Уголок по изобразительной деятельности.

6. Дидактические игры. Дидактические игры, модели и пособия экологического характера. Способствующие развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Источник

Экологизация развивающей среды

Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной среды Маржан Абсаттарова
Экологизация развивающей среды

Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной среды Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной среды Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной среды Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной среды Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной среды

Прикреплённые файлы:

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 1) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из.

«Экологизация педагогической среды, как средство интегрированного обучения дошкольников» (часть 2) Консультацию для воспитателей подготовили: Курзова О. М., Симакова Г. В. II. Работа с педагогическим коллективом. Цель работы с педагогами.

Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной средыХарактеристика компонентов развивающей среды. Оформление развивающей среды Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. в своей группе я опираюсь на деятельно-возрастной системный подход и опираюсь.

Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной средыХарактеристика предметно-развивающей среды Очень важным периодом в жизни ребенка является ранний возраст, в котором во многом определяется будущее маленького человека: его характер,.

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной средыОформление предметно-развивающей среды Мы-воспитатели, стараемся сделать прибывание ребенка в ДОУ не только комфортным и безопасным, но и интересным, развивающим. Содержание среды.

Оформление предметно-развивающей среды Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, зависит успешность ребенка, его принятие.

Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной средыОснащение развивающей среды старшей группы Презентация старшей группы МБДОУ «Детский сад №183» «Очаровашки»: Наша группа называется «Очаровашки». В нашей группе день за днём мы дружно,.

Создание экологическо-развивающей среды ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ Элементы развивающей среды Функциональная роль Формы и методы работы 1. Комната природы (экологическая.

Консультация «Экологизация предметно-развивающей среды в ДОУ» Для решения задач экологического воспитания и образования в нашем детском саду организуется система взаимосвязанных компонентов: организация.

Источник

Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников

Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть фото Что означает экологизация развивающей природной среды. Смотреть картинку Что означает экологизация развивающей природной среды. Картинка про Что означает экологизация развивающей природной среды. Фото Что означает экологизация развивающей природной среды Елена Мясникова
Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников

В настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем является проблема экологического образования подрастающего поколения. Этот вопрос достаточно остро рассматривается как за рубежом, так и в России. Особую популярность в середине ХХ века получили различные конференции по экологическому образованию, проходившие на международном уровне. На этих конференциях впервые был затронут вопрос о непрерывном экологическом образовании, начиная с дошкольного возраста; а также разрабатывались подходы и стратегии; формулировались цели, задачи и принципы экологического образования.

Такие активные действия были обусловлены экологическим кризисом, который был связан не только с глобальными открытиями и интенсивным использованием новых технологий, но и с изменениями отношения человека к природе. Человек стал потребительски относиться к природному миру и его богатствам; стал воспринимать природу как неисчерпаемый источник для удовлетворения своих потребностей. В связи с этим природные ресурсы стали быстро исчерпываться, что, в свою очередь, привело к зарождению серьезных экологических проблем, требующих пристального внимания и своевременного разрешения.

В нашей стране формировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Поэтому Концепция общего экологического образования (1994г.) теснейшим образом связана с Концепцией дошкольного воспитания (1989 г.).

В основе экологического воспитания и образования лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром,который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного, животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

1. Лучич М. В. Детям о природе. М., 1989.

2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

3. Саморукова П. Г. Мир природы и ребенка. Учебное пособие, 1998.

4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995. Ж – лы «Дошкольное воспитание»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *