Что означает эффективное обучение
Как учиться эффективнее: гид по формам обучения
Об эксперте: Рената Гизатуллина — основатель и куратор программ LLLab. Lifelong Learning Lab — это школа и коммьюнити для специалистов в образовании, исследующая новые методики в обучении. Школа фокусируется на том, чтобы сделать обучение качественнее и эффективнее и для отдельных людей, и для компаний.
Почему формы обучения важны
Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.
При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
Глобально все обучение бывает:
Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.
Обучение в сообществе
Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.
Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.
Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.
Вот несколько вариантов обучения в сообществе.
Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.
Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.
Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.
Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:
«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.
В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям. Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.
Участие в мастермайнде учит:
Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.
Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».
Обучение на рабочем месте
Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.
Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.
Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:
Менторинг и коучинг
Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:
Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:
Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.
Что такое эффективное обучение?
В наш век информационных технологий стало не сложно получить какую бы то ни было информацию. Вопрос только в том, как ее получить максимально эффективно и внедрить в практику для конкретного применения.
Давайте немного разберемся в терминологии: что такое обучение в целом и как осуществляется этот процесс. Понимание того, как происходит процесс обучения поможет сделать его результат более предсказуемым, то есть сделать само обучение эффективным.
Что такое обучение?
Обратимся к Википедии:
- Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем (преподавателем) до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
Есть несколько вопросов о том, чем же является обучение.
Пожалуй, да. От учителя ученику, от книг и видео к ученику, от одного ученика к другому. От тех, кто обладает знаниями и определённым опытом, к тем, кто их приобретает, усваивает.
- Обучение — это процесс взаимодействия?
Снова да! С учителем, книгой, учебными материалами, такими же учениками, как ты, с другой точкой зрения, с множеством вариантов действий.
- Обучение — это деятельность?
При чем сознательная, целенаправленная деятельность, в которой участвует педагог и учащийся.
- Обучение — активный процесс?
Точно! Только в активном процессе будет результат. Поэтому пассивное слушание лекций без практики, записей, составления обдуманного конспекта и обсуждения не имеет смысла.
Итак, в ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:
Как происходит обучение?
В целом обучение сводится к двум вещам: получение знаний и овладение навыками. Отсюда и надо отталкиваться.
Получить знания можно:
А) самостоятельно
Б) от учителя-теоретика
В) от учителя-практика
Получить навыки можно:
— на собственном опыте (Метод проб и ошибок, инсайт «Ага, вот как надо»)
— на примере («Смотри, как надо» и повторение)
В обоих случаях обязательно нужна практика. Навыки не появляются от прочтения книги или просмотра фильма.
Эффективно учиться — это как?
Для начала хорошо бы разобраться, что означает фраза «эффективно учиться». Хочу у вас спросить, особенно у тех, кого интересует эта тема: что для вас означает эффективное обучение? Это супер-быстрое чтение или запоминание навсегда, или правильное распределение времени? А может, это развитые навыки речи и письма? Или высокие оценки по экзамену. Напишите в комментариях, что для вас является критерием эффективного обучения.
Так что же такое эффективное обучение?
Эффективное обучение – это процесс получения новых знаний с максимальным качеством. Другими словами, это высшая степень усвоения полученных знаний. За одно и тоже время изучения информации можно получить абсолютно разную пользу!
У каждого своя правда…
Вопрос эффективности обучения интересует и учеников, и родителей, и учителей. Поэтому разберём с трех позиций:
А) для ученика
Есть такое понятие в педагогике — получить «фан», если он есть — ученик движется в обучении. Для ученика (любого возраста, в большинстве случаев) важно получение знаний в доступной форме, развитие интереса, внутренняя мотивированность к обучению, лёгкость самого процесса и ожидаемость результата. Другими словами, если ребёнку скучно и сложно на занятиях, он боится экзамена, это неээфективное обучение.
Б) для родителя
Родитель видит процесс обучения со стороны, то есть видит его переживания и сложности в самом процессе и оценивает внешние достижения ребёнка в результате этого обучения. Таким образом, оценки по экзамену и сравнение с другими детьми для родителя наиболее показательны. Опять же, это для большинства родителей, ни коим образом не хочу никого обидеть. Родитель находится вне системы «учитель/ученик», поэтому с одной стороны ему сложнее вникнуть во все нюансы процесса и прогнозировать результат, с другой стороны проще увидеть огрехи процесса и привлечь помощь, когда это необходимо, или подключиться самому.
В) для учителя
Учитель/педагог/репетитор/тренер — это координатор процесса обучения, ему проще всего спрогнозировать результат, так как он управляет процессом. Работающие методики, индивидуализация обучения и постоянный мониторинг успеха — главные критерии для эффективного обучения (весь ФГОС об этом). Но и это ещё не всё: задача педагога — создать комфортную доверительную атмосферу, выявить мотиваторы ученика, создать ситуацию успеха, и конечно дать учебный материал максимально просто и доступно.
Нет сомнений, что эффективность обучения должна присутствовать в любом образовательном процессе. Но как ее достичь? Как сделать учение интересным, а значит эффективным? Об этом — дальнейшее исследование.
Что для вас эффективное обучение? Поделитесь в комментариях.
Оценить материал (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка.
Эффективность обучения: как и зачем её измерять?
Анна Колодина
Как измерить эффективность обучения и почему важно это делать? Как дать оценку учебному процессу и полученным знаниям? На эти и не только вопросы отвечаем в статье!
Эффективность обучения
Что такое эффективность обучения?
Как и любое действие, обучение должно иметь цель. И обычно под эффективным обучением подразумевается именно приводящее к результату (поставленной цели), осмысленное, действенное, дающее эффект обучение.
Соответственно, преподаватель и ученик должны иметь заранее определённые критерии для оценки эффективности учебного процесса. Такими критериями могут служить:
А теперь представьте, что репетитор с учеником договорились заниматься английским 3 раза в неделю. Репетитор год добросовестно готовит ученика, погружая его в дебри грамматики. Ученик едет в путешествие в другую страну, надеясь применить там полученные знания, но понимает, что совсем не готов разговаривать с иностранцами. Ученик возвращается и перестаёт заниматься с репетитором, так как не ощущает результата от занятий. Значит ли эта ситуация, что репетитор плохо готовил своего ученика? Нет, просто он готовил его не к тому, чего от него ожидал ученик. Так не обговоренные критерии эффективности обучения приводят к плачевному результату.
Вывод: если не договориться заранее о целях, то и измерять эффективность будет сложно (или почти невозможно).
Кроме того, после выбора цели нужно определить конкретные шаги к ней и мониторить их выполнение. О том, как это делать на короткой и длинной дистанции, сейчас и пойдёт речь.
Измерение эффективности на короткой дистанции
Под короткой дистанцией подразумеваются урок, лекция, пара и так далее. Есть инструменты, которые позволяют проверить эффективность обучения сразу — в рамках одного занятия. Например:
Измерение эффективности на длинной дистанции
Под длинной дистанцией подразумеваются учебный год, учебная четверть, семестр, время до экзамена и любой другой длительный период времени, имеющий значение в учебном процессе.
Схематично: эффективность обучения на длинной дистанции — это то, какой путь из точки А в точку Б проходит ученик и с какой скоростью. Вернёмся к тому ученику, который хотел научиться говорить по-английски, чтобы путешествовать. Так, за учебный год он должен будет прийти из точки «боюсь говорить с иностранцами» в точку «могу спросить дорогу, заселиться в гостиницу и заказать обед в кафе».
Для измерения эффективности долгосрочного обучения тоже есть свои инструменты. Они зачастую повторяют инструменты для короткой дистанции, но отличаются регулярностью проведения и необходимостью сравнения результатов. Например:
Также в стандартизированной системе (если вы работаете в образовательной компании) могут быть свои инструменты, отображаемые платформой автоматически: рейтинг учеников в группе, прогресс на курсе, процент выполнения домашних заданий и посещений.
Помните, что человек, отдающий деньги за своё обучение, вполне законно хочет видеть результат. Поэтому не забывайте обсуждать индивидуальные критерии эффективного обучения и напоминать ученику о его результатах. Ведь кто, если не вы?
Как учиться взрослым эффективно и с удовольствием?
Многие взрослые люди снова становятся студентами и начинают «грызть гранит науки» по разным причинам. Потому, что:
И поначалу вроде всё идет гладко — находятся бесплатные или платные уроки, люди начинают. А потом не видят или не чувствуют результата и бросают… Либо задания становиться сложней, уроки скучней, либо от мотивации не остаётся и следа. В голове возникают вопросы: как учиться взрослым и надо ли?
Проходит время и наступает момент, когда снова ощущается потребность, и мы снова кидаемся искать новые материалы или видео. Знакомо?
Учение превращается в мучение… При этом редко кто делает вывод, что нужно подойти к процессу занятий как-то иначе, узнать способы, которые могут значительно повысить эффективность и скорость обучения.
Почему учение становится мучением во взрослом возрасте?
Прошлый школьный опыт классической модели обучения зачастую настолько негативен, что и во взрослом возрасте мысль о том, чтобы научиться чему-то новому, вызывает у многих состояние сопротивления и откровенный ступор. Как же взрослым людям мотивировать себя учиться?
Взрослые люди не дети, и у них нет времени и возможности учиться впрок, на тот случай, когда знания им, может быть, понадобятся. Они чаще всего имеют семейные и социальные обязанности и учиться им приходится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Но…
обучения во взрослом возрасте — это узкая направленность (поскольку сфера деятельности уже в основном определена) и есть чёткое осознание зачем осваивать новую информацию и умения.
Самой главной мотивацией становится возможность применить результаты своего обучения. Что в итоге позволит сделать свою жизнь богаче, интереснее и гармоничнее.
По этим причинам последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги и курсы. Причем для обучения онлайн-специалисты предлагают всё больший спектр тем и обучающих программ.
Эффективность активных методов обучения взрослых в сравнении с классической моделью
Отличия процесса обучения между взрослыми и учениками-детьми постепенно были изучены наукой. И в определённый момент педагогика приобрела новый дидактический раздел — андрагогика. Основное отличие андрагогики от традиционной педагогики в том, что ведущая роль в обучения переходит от обучающего к обучаемому. В этом случае обучающий только оказывает помощь взрослому в пополнении своих знаний и выработке новых умений.
Традиционное обучение | Активное (бизнес) обучение | |
1. Цель | Дать широкие общие знания для отдаленных задач, обучение «впрок» | Формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных текущих задач |
2. Роль | СОДЕРЖАНИЕ обучения — «чему учить?» | ПРОЦЕСС — «как учить?» |
3. Форма | Лекционная форма подачи материала, при которой ученик пассивно воспринимает информацию | Активные методы обучения, когда человек принимает участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков |
4. Задачи | Поиск правильного ответа | Поиск приемлемого результата, позволяющего решить конкретную проблему |
5. Методы | Освоение ранее созданных методов и классических подходов | Освоение новых методов, поиск актуальных подходов и креативных решений |
6. Отношение | Преподаватель, эксперт, воспитатель | Организатор, консультант и коуч |
7. Контроль | На учителе | Самоконтроль. Результат зависит от обучающегося |
Давайте подытожим каких ключевых правил есть смысл придерживаться, обучаясь во взрослом возрасте, или обучая взрослых людей.
Правило 1.
Минимум теории. Факт, что для большей части женщин (в силу специфики восприятия и переработки информации) совершенно не важны принципы работы автоматов, механизмов, скриптов или гаджетов. Для взрослых главное — практика, выработка навыков.
Правило 2.
Больше активности, нет смысла пассивно читать или слушать информацию. А, тем более заучивать её. Лучше всего запомнятся практические задания, исследования, активное действие. Для взрослых важно иметь возможность, пусть методом проб и ошибок, самому прийти к правильному решению.
Правило 3.
Действуйте согласно циклу обучения взрослых, который вывел Дэвид Колб.
На рисунке очень доходчиво изображены все этапы:
Правило 4.
Задействуйте для обучения правое «творческое» и эмоциональное полушарие мозга, которое согласно современным психологическим исследованиям, дает наилучшие результаты в обучении взрослых. Хорошие тренеры всегда стараются создавать в сознании участников обучения конкретные образы (истории, сравнения, метафоры), которые воспринимаются легче и запоминаются лучше.
Правило 5.
Контролируйте промежуточные результаты, сравнивайте количество и качество первоначальных умений и навыков с текущим.
«Глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться — в буквальном смысле — означает «учить себя».
Профессор И. И. Ильясов
Правило 6.
Важно, чтобы обучение проходило на позитиве, в окружении одобрения, взаимопомощи, радости и доверия. Такой настрой позволяет организму вырабатывать химические элементы, которые ускоряют формирование новых нейронных связей и укрепляют память.
5 ошибок в подходе к обучению и достижению желаемого результата
Тот, кто осознал, что у него есть проблема и недостаточно развиты некоторые навыки, уже сделал первый шаг на пути к совершенствованию. Однако, полезно понимать, что путь в обучении может быть как долгим и мучительным, так и радостным. Ведь любой успех окрыляет, а система приносит результат.
Многое зависит от вашего подхода к процессу обучения и важно избежать часто встречающихся ошибок. Какие именно ошибки стоят на пути к получению желаемого результата от обучения?
5 ошибок:
Как организовать обучение, чтобы оно было эффективным
Если заглянуть в словари и уточнить, что подразумевается под эффективностью обучения, то становится ясно, что это не просто передача и усвоение знаний, умений, навыков. Только то обучение эффективно, при котором достигнутые результаты совпадают с поставленными целями.
Поэтому важным этапом является подготовка к обучению. Его многие пропускают, но именно ошибки при подготовке к обучению становятся той причиной, по которой многие бросают начатое на полпути. Стоит отнестись к этому серьезно.
Продумайте и запишите цели
Это необходимо сделать, чтобы избежать ошибок, о которых вы посмотрели видео. Иначе, как вы понимаете, будет весьма сложно определить было ли обучение эффективным, ведь достигнутые результаты надо сверять с поставленными целями. Вы должны четко понимать для чего начинаете учиться.
И хотя, на первый взгляд, людьми движут самые разнообразные мотивы, тем не менее психологи утверждают, что основных потребностей у каждого человека не так уж много. Мне нравится простая и логичная концепция 6-ти основных потребностей Тони Роббинса. Она помогает понять и оценить потребности, которые, в сущности, управляют нашей жизнью.
Из них четыре Тони называет базовыми потребностями:
1. Стабильность, определенность, комфорт (Certainty). Все мы хотим стабильной зарплаты, политической обстановки, постоянного жилья и уверенности в завтрашнем дне, не так ли?
2. Любовь, отношения (Connection / Love). Людям нужно быть причастным к чему-то или к кому-то, быть связанными с другими, общаться, чувствовать поддержку и заботу.
3. Значимость (Significance). Практически все хотят, чтобы их ценили и уважали, чтобы на них обращали внимание, хвалили и воздавали должное их заслугам.
4. Разнообразие (Uncertainty). Люди не могут постоянно находиться в состоянии определенного круга действий и людей, им становится скучно, и они впадают в депрессию. Поэтому в жизни должно присутствовать и разнообразие. Не потому ли мы так любим отпуск — смену локации и окружения?
Если базовые потребности по большей части удовлетворены, то у человека возникают ещё и духовные потребности:
5. Личностный рост, саморазвитие (Growth). Всё, что не растет, по сути, умирает. Невозможно годами топтаться на месте. И если человек не развивается, он обязательно деградирует.
6. Вклад в жизнь других людей (Contribution). Невозможно быть удовлетворенным на духовном уровне, если не приносишь тем или иным способом пользу миру и другим людям.
Между удовлетворением потребностей важно поддерживать баланс. Смысл нашей жизни в том, чтобы двигаться в сторону удовлетворения именно пятой и шестой потребностей. Поэтому уже в зрелом возрасте люди часто переосмысливают свою деятельность и меняют профессию.
Ваша настоящая цель совсем не в том, чтобы просто чему-то научиться. Удовлетворение каких потребностей движет конкретно вами?
Важный фактор — ваше отношение
Очень важно, как вы подходите к процессу обучения. К сожалению, многие рассматривают учебу как необходимость, а не занятие, которое доставляет удовольствие и расширяет кругозор. Начните относится к нему, как к одной из главных радостей в жизни, и ваша эффективность буквально взлетит.
Немалую роль играет и отношение к своим возможностям и способностям. Это часть той системы, которая позволяет быстро и целенаправленно продвинуться к результату вашего обучения.
«Ваше отношение определяет ваши достижения. Истина в том, что если вы думаете, что вы сможете – вы сможете, если вы думаете, что не сможете – вы правы.»
Скажите, а каковы ваши отношения с самодисциплиной? Дама капризная и с ней мало кто дружит. А без неё об эффективности можно только мечтать. Чтобы не блуждать от урока к уроку, периодически захлебываясь в океане новой информации — просто составьте план. Этакую навигационную карту, согласно которой вы будете придерживаться курса, при этом двигаясь в комфортном темпе.
А ещё, пользуясь современными исследованиями, налаживайте эффективные отношения со своим мозгом :). Помните, что наш мозг не может одномоментно и воспринимать информацию, и думать. Активный процесс учебы предполагает использование сосредоточенного состояния, поэтому старайтесь минимизировать отвлекающие факторы.
А вот усваиваются новые знания в расфокусированном состоянии, т. е. когда мы отдыхаем или спим. В этот момент в мозге происходит формирование новых нейронных связей, то есть информация структурируется и готовится к использованию. Вот поэтому нужно правильно чередовать обучение и отдых, освоили тему – отдохните.
Ну и напоследок, насчет отношений со временем.
«Проходит год, как день,
То длится день, как год,
И, оглянувшись, можно убедиться,
Что время то ползет,
То медленно идет,
То будто слишком быстро мчится.»
Наш организм очень разумная биологическая система. Спорить с ней и игнорировать её абсолютно неразумно, выделяя на процесс обучения то время, когда вы не заняты чем-то другим. Ведь в разное время дня наш мозг лучше справляется с одними или другими задачами.
В утренние часы с 6 до 9 — лучше всего обрабатывать и анализировать информацию. А после 9 и до обеда повышается концентрация внимания, улучшается кратковременная память. Чтобы сделать свои занятия гораздо эффективнее — планируйте их на это время.
При таком обучении процесс получения новых знаний, умений, навыков будет казаться более лёгким и естественным. Благодаря этому человек на каждом этапе получает ощущение победы. А самое главное — новые умения становятся привычной, естественной частью жизни.
Повторение — мать учения
Согласитесь, что мало освоить информацию, надо ещё её и запомнить. Наш мозг запоминает лучше, если мы повторяем изученное несколько раз. Причем между повторениями должны быть определённые промежутки.
Немецкий психолог Герман Эббингауз провел исследования и нашел алгоритмы для увеличения потенциала нашей памяти. Он проводил опыт по заучиванию бессмысленных слогов. Эксперимент показал, что после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет достаточно быстро:
На основании этого получил распространение метод запоминания, который называют «1–3–7»
Благодаря этой простой технике, вы легко сохраните в долговременной памяти в 4 раза больше материала, занимаясь гораздо меньше.
Сколько времени и как учиться взрослым, чтобы освоить новые навыки?
Навыки, в отличие от привычки, имеют четко поставленную сознательную цель. Они формируются только при условии регулярной тренировки приемов и упражнений. За сколько времени можно достичь желаемого результата? Тут, как говорится, мнения разделились.
Малкольм Гладуэлл в знаменитой книге «Гении и аутсайдеры», изданной в 2008 году, написал, чтобы стать настоящим специалистом в своём деле, надо практиковаться в нём не менее 10 тысяч часов. Чтобы освоить что-то хотя бы на любительском уровне необходимо от 50 до 2000 часов практики. Особенно отмечу, что считаются только часы активной деятельности, а не изучения учебников или другой литературы.
Джош Кауфман – успешный предприниматель и бизнес-тренер в 2013 году издал книгу «Первые 20 часов. Как быстро научиться чему угодно». И этой информацией просто перевернул представление о сроках, за которые можно освоить новые навыки.
Более того, он не ограничился только изданием книги, а выступил с её презентацией на легендарной площадке TED. Во время выступления Джош не только убедительно говорил, но и продемонстрировал как он за 20 часов научился играть на укулеле — гавайской гитаре.
Филиппа Лэлли с группой психологов Университетского колледжа Лондона в 2009 году провела более серьезное научное исследование, экспериментируя с 92-мя участниками. Они пришли к выводу, что для доведения действия до автоматизма людям требовалось от 18 до 254 дней. То есть, среднее расчетное время формирования привычки составило 66 дней (опубликовано в European Journal Of Social Psychology).
Освоение актёрского, ораторского мастерства и техники речи почти полностью построены на автоматизации. На занятиях студенты вырабатывают интеллектуальные и двигательные навыки: как дышать, артикулировать, куда смотреть, как строить речь и многие другие.
Мы вырабатываем по несколько навыков параллельно и последовательно. Чтобы выработать эти навыки, необходимы репетиции на протяжение 2-3 месяцев. В каждом конкретном случае — это очень индивидуально, и во многом зависит от:
Так что, мои наблюдения совпадают с результатами исследований в Лондоне. Кстати, вы знаете происхождение слова РЕПЕТИЦИЯ? Происходит от латинского и состоит из двух частей:
1. re — опять, снова, обратно;
+
2. petere — стараться, стремиться, повторять.
Впрочем, учтите, что наши занятия живые и нескучные! И вносят приятное разнообразие в серую обыденность. Попробуйте и вам понравится!