Что означает эффект стрейзанд
Эффект Стрейзанд: как правильно реагировать на компромат
Что такое эффект Стрейзанд
Эффект Стрейзанд описывает ситуацию, в которой попытка удалить информацию привлекает к ней еще больше внимания. Такой информацией обычно являются фотография, видео или цитата, опубликованные в интернете. В онлайн-словаре англоязычного сленга Urban Dictionary термин «эффект Стрейзанд» появился в 2005 году.
За более чем пятнадцать лет звезды шоу-бизнеса и другие публичные люди сделали много неудачных попыток удалить из сети компромат на себя. Этим они привлекли к себе еще больше внимания. От появления негативной информации о себе в интернете не застрахован никто, поэтому нужно уметь правильно на нее отреагировать. Разбираемся, почему возникает эффект Стрейзанд и как его избежать.
Как появился эффект Стрейзанд
Как можно догадаться по названию, первой жертвой этого социального феномена стала Барбара Стрейзанд. Причиной тому стало желание певицы удалить из интернета фотографию своего особняка. В 2002 году фотограф Кеннет Адельман снимал побережье Калифорнии рамках правительственного проекта California Coastal Records Project, исследовавшего эрозию. На сайте проекта по итогу было опубликовано порядка 12,2 тыс. фотографий с различными домами на Калифорнийском побережье. Среди них был особняк Барбары Стрейзанд, что певице не понравилось. Она посчитала, что публикация ее жилища нарушает частную жизнь и угрожает ее безопасности.
Примеры эффекта Стрейзанд
Герострат
Бейонсе
Яркий пример эффекта Стрейзанд в шоубизнесе — попытка певицы Бейонсе удалить свои неудачные фотографии с новостного сайта. В 2013 году подборку фото певицы с Суперкубка выложило издание BuzzFeed, подписав ее «33 самых лютых момента из выступления Бейонсе между таймами». Представитель Бейонсе обратился в СМИ с просьбой удалить несколько снимков. Однако вместо этого BuzzFeed выпустило ещe одну публикацию с заголовком «Представитель Бейонсе не хочет, чтобы вы видели еe «нелестные» фотографии». Издание выложило скрин обращения и ещe раз опубликовало фото, которые представитель просил удалить. Об этом скандале написали многие СМИ, что привлекло к фото ещe больше внимания.
Исчезнувшие часы
В 2012 году в российских блогах и соцетях состоялось бурное обсуждение «исчезновения» часов с руки патриарха Кирилла на фотографии со встречи главы РПЦ с министром юстиции Александром Коноваловым. На фотографии, которая была опубликована на официальном сайте РПЦ, часы на руке патриарха были заретушированы, однако на лакированном столе осталось их отражение.
Маскировка часов патриарха Кирилла вызвала массу недоуменных откликов. Впоследствии пресс-служба РПЦ извинилась за неудачную обработку и опубликовала фотографии с часами фирмы Breguet на руке патриарха Кирилла.
Блокировка Telegram
Один из заметных примеров эффекта Стрейзанд за последние годы — попытки российских властей заблокировать мессенджер Telegram. В 2017 году глава Роскомнадзора пригрозил Павлу Дурову блокировкой мессенджера в случае отказа от сотрудничества с российскими властями в рамках «закона Яровой». После сделанного заявления мессенджер стали скачивать гораздо чаще. По данным системы аналитики приложений App Annie, за пять дней мессенджер поднялся на 15 позиций в рейтинге приложений для iPhone, а еще через несколько дней занял в этом списке первую строчку.
«ВкусВилл»
В 2021 году эффекту Стрейзанд подверглась удалeнная публикация «ВкусВилла» о гомосексуальной семье. Статья о них появилась на сайте магазина в разделе «Школа потребителя». Героями этой рубрики были разные семьи, которые рассказывали о любимых продуктах. После публикации рассказа с однополой парой и их детьми на компанию в соцсетях обрушилась критика. «ВкусВилл» удалил данную публикацию и извинился за то, что задел чьи-то чувства. Однако удаление статьи вызвало ещe больший скандал в соцсетях и большое количество обсуждений в СМИ.
Почему появляется эффект Стрейзанд
Ученые факультета права, гуманитарных наук и искусства университета Вуллонгонг (Австралия) связывают эффект Стрейзанд с теорией обратного эффекты цензуры. Она заключается в том, что цензура может не подавлять альтернативные взгляды, а скорее порождать их и тем самым ещe активнее распространять нежелательную информацию.
Руководитель департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия объясняет появление эффекта Стрейзанд тем, как циркулирует информация. «Когда вы начинаете что-то опровергать, вы вынуждены ещe раз повторить, что вы опровергаете. Так вы лишний раз привлекаете к себе и к инфоповоду внимание», — рассказал он РБК Трендам.
Помимо этого, появление эффекта Стрейзанд можно объяснить теорией о повестке дня, считает эксперт. Из неe следует, что хоть медиа не могут менять установки людей, они могут влиять на то, о чeм людям думать. «Медиа могут создавать в головах у людей степень значимости той или иной информации. Когда в СМИ публикуется новость о каком-то заявлении, а потом — о том, что публикация/пост с этим заявлением были удалены, для людей этот инфоповод становится очень важным», — говорит Кирия.
Как компании защититься от эффекта Стрейзанд
Меры быстрого реагирования
Когда пользователь узнаeт, что какая-то информация была удалена из Сети, первым делом он начинаeт еe искать в поисковиках, рассказала РБК Трендам директор по исследованиям и разработкам агентства КРОС Ксения Касьянова. Поэтому правильным шагом для компании будет размыть поисковую выдачу. «Компания может придумать новый яркий информационный повод, сделать какие-то дополнительные «сливы» не такой чувствительной информации. Так, при поисковом запросе по ключевым словам, будет появляться много других новостей, а тот самый чувствительный инфоповод быстрее уйдeт вниз», — говорит она.
Ещe один вариант отреагировать на появление нежелательной информации о компании или человеке в Сети — дать объяснение случившемуся. Как поясняет Ксения Касьянова, когда человек будет искать информацию о событии, он столкнeтся с множеством объяснений, как и почему какой-то инцидент с компанией произошeл, в том числе — с официальной позицией самой компании. «Во многих случаях открытая публичная информация о случившимся срабатывает в плюс. Потому что люди кидаются на интригу и, если сразу же эту интригу раскрыть и дать ей максимально скучное и прозрачное объяснение, то интереса к данной теме станет значительно меньше», — говорит она.
Если информация компрометирующая, но правдивая, то правильно взять на себя ответственность за случившееся и извиниться, считает заместитель генерального директора коммуникационной группы «Михайлов и Партнeры» Эллен Пинчук. «Извините, я не хотел кого-то обидеть. Я хочу лучше разобраться в данной теме и, вероятно, изменю своe мнение по этому вопросу», — такие слова являются подходящими, когда в сети публикуют видео или цитаты человека с нежелательными высказываниями», — комментирует РБК Трендам Пинчук.
Как отмечают опрошенные РБК Трендами PR-специалисты, обычно человек стремится удалить нежелательную информацию о себе, как только она появляется в открытом доступе. По мнению Ксении Касьяновой, просить об этом можно только в исключительных случаях, когда вы имеете тeплые отношения с источником и можете дать 100%-гарантию, что информация не успела получить широкую огласку и она точно исчезнет. «Но чаще всего то, что появилось в интернете, в интернете и останется. Никто не отменяет наличие кэша, возможность сделать скриншот экрана», — говорит она. При этом эксперт отмечает, что попытка удалить информацию может нанести вред компании. Например, когда человек обращается к площадке с просьбой что-то удалить, этот источник может выпустить дополнительные материалы, где расскажет о просьбе удалить материал. В таком случае эффект Стрейзанд сработает в чистом виде — об инциденте будут говорить ещe больше.
Однако, отмечает Эллен Пинчук, с недостоверной информацией нужно бороться. Это может быть случайно допущенной ошибкой или намеренной попыткой навредить репутации человека или компании. В последнем случае, говорит Пинчук, нужно опровергать информацию. «Тут важно быстро гасить фейки и попасть в раннюю волну распространения информации. В крайнем случае дело может дойти до суда, но это происходит крайне редко. Как правило, именно судебное разбирательство или даже сама угроза судиться создает эффект Стрейзанд и раздувает интерес к теме еще больше», — говорит она.
Превентивные меры
Быстрые меры реагирования помогут сдержать скандал, но лучше заранее позаботиться о том, чтобы опубликованный компромат не застал врасплох и произвeл минимальный эффект. Вот несколько советов публичным людям и руководителям крупных компаний от Эллен Пинчук:
Эксперты отмечают, что эффективность реакции компании или человека на опубликованный компромат зависит от скорости ответа и грамотной, заранее проработанной PR-политики. Для этого в большинстве крупных компаний существуют протоколы по кризисному реагированию, которые помогают PR-специалистам максимально быстро выдать вовне позицию компании по разным вопросам.
Эффект Стрейзанд: что такое и как с его помощью можно повлиять на репутацию компании
В интернете ничто не проходит бесследно. Из всемирной паутины невозможно раз и навсегда удалить какую-то информацию, даже оперируя при этом силами юристов и огромными бюджетами. Почему так? Людям свойственно любопытство и склонность к возмущениям по поводу того, что кто-то хочет им что-то запретить.
Ситуация: в Сети появилась какая-то нежелательная информация о знаменитости, поднялся скандал, знаменитость требует удалить компромат, но пользователи уже кропотливо растащили по углам запретную информацию и будут хранить ее, смакуя время от времени. У этой ситуации есть вполне научное название — эффект Стрейзанд или эффект Барбары Стрейзанд.
Как возник эффект Стрейзанд
В 2003 году в Сети появилось больше 12 000 фотографий калифорнийского побережья, сделанных фотографом Кеннетом Адельманом в рамках правительственного проекта по изучению эрозии почвы. На одном из фото с воздуха оказался виден особняк Барбары Стрейзанд — американской певицы и актрисы.
К тому моменту, когда Стрейзанд заметила это фото и напустила на фотографа и сайт, на котором размещались фотографии, адвокатов, оно имело всего 6 скачиваний, причем 2 из них принадлежали ее юристам. Уже через месяц после начала судебного процесса это фото набрало почти полмиллиона просмотров. А все потому, что вокруг этого дела началась активная шумиха в СМИ. Именно тогда и появился термин «эффект Стрейзанд», означающий привлечение внимания публики к нежелательной информации, который только усугубляет ситуацию.
Более свежим и ярким примером такого эффекта являются неудачные фотографии певицы Бейонсе с одного из ее концертов. На них она выглядит весьма нефотогенично, но пользователям интернета они так понравились, что в Сети тут же стали появляться мемы.
Бейонсе обратилась в суд и выиграла дело — по решению суда все неудачные фото во всех вариациях должны быть стерты с лица Земли. Но и по сей день эти чудесные фото всплывают то тут, то там. Некоторые даже отмечают годовщины удаления фото Бейонсе из Сети, выкладывая «праздничные» посты с ними же.
15 примеров удачного применения эффекта Стрейзанд
Положительный момент — можно обернуть подобную неприятную ситуацию в пользу для своей репутации. Рассказываем про 15 удачных примеров эффекта Стрейзанд, которые в итоге были только на руку их «жертвам».
Пример № 1 «Запрещенная» реклама
Дело происходило в 2009 году. В феврале в Сети появилась информация о том, что рекламный ролик для акции «Год молодежи» получился «слишком жестким», и по телевизорам его показывать не будут и вообще скоро уберут из всех ресурсов. Сам ролик перед этим был залит на всевозможные видеоплатформы, откуда его начали скачивать, репостить, смотреть и пересматривать. Позже появилось множество каверов на оригинальный ролик и, вроде как, даже ответный ролик для властей, но это тоже было хорошо спланированной акцией. Нужная реакция была получена, как и желанная активность за пределами интернета.
Пример № 2 Обратное действие запрета
25 марта этого года в Инстаграме появился пост, в котором автор рассказывает, что побывал на выставке «Body Worlds» на ВДНХ. В публикации он отмечает, что выставка его очень впечатлила. Узнал он о ней из новости, что некие активисты хотят добиться запрета экспозиции, так как увидели в ней множество оскорбительных моментов.
Автора поста очень заинтересовала эта новость — он решил проверить, что же такого ужасного представлено на выставке и попал в огромную очередь на входе. Сотрудник экспозиции сообщил, что впервые видит такую очередь в будний день и страшно представить, что же будет в выходные.
Пример № 3 «Благородные» пираты
Ситуация примерно такая же, как и в первом примере. В 2007 году вышел фильм «Ирония судьбы. Продолжение», продюсером которого был сам Константин Эрнст. По его словам, этот фильм должен был стать самым лучшим творением российской киноиндустрии на тот момент. И люди действительно с охотой шли на продолжение старой доброй новогодней комедии в кино — продажи билетов были рекордными.
Однако Константин Львович решил объявить войну пиратскому сегменту, поэтому заявил, что бесплатные скачивания его картины будут преследоваться законом, после чего случился буквально шквал скачиваний фильма. Таким образом, он получил дополнительную аудиторию и высочайшие рейтинги.
Пример № 4 Когда власти лишь помогают поднять популярность
Пример, о котором все мы знаем не понаслышке. В апреле 2018 года Роскомнадзор принял решение о блокировке известного мессенджера Telegram за неподчинение их требованиям. К чему это привело? Правильно, к многомиллионным скачиваниям мессенджера на свои устройства людей практически всех возрастов. Даже Следственный комитет России завел там свой официальный канал.
Как отметил сам основатель Telegram Павел Дуров: «По данным на май 2020 года, из 400 млн ежемесячной активной аудитории Telegram не менее 30 млн были из России. Это означает, что наш рост в России соответствовал росту в других странах. Проще говоря, запрет не сработал».
Как видим, это еще одно из классических проявлений эффекта Стрейзанд.
Пример № 5 О том, как не упустить свою выгоду
В июне 2014 года в Лондоне прошла массовая акция протеста водителей традиционных черных кэбов против работы Uber в их городе. Таксисты буквально забаррикадировали весь город и обездвижили его. В этот же момент в приложении для вызова такси Uber случился рекордный рост регистрации новых пользователей — на 850 % больше, чем на прошлой неделе в этот же день. Люди просто не стали мириться с амбициями таксистов и захотели воспользоваться услугами того самого «врага народа».
Пример№ 6 Йо-хо-хо и торрент на раздаче!
Еще немного о том, что запреты властей способствуют популярности. И снова пример всем до боли знаком. Речь о блокировках торрент-трекеров у нас и за рубежом. Надо ли говорить, что многие начинали пользоваться трекерами из принципов? «Вы запрещаете? А я все равно буду!».
Пример № 7 «Люди Икс» за кадром
1 апреля 2009 года, за месяц до официального релиза, в Сеть просочилась рабочая версия фильма «Люди Икс. Начало. Росомаха». В этой версии не было ряда эффектов, не было ретуши в некоторых кадрах (актеры на тросах) и в целом отсутствовали куски сюжетной линии.
2 апреля уже появились версии фильма, переведенные на разные языки. Компания, снимавшая фильм, естественно начала искать виновных, и они были найдены, но под горячую руку попался еще и журналист, который написал рецензию на недоделанную картину — его уволили и заставили платить штраф. В общем, вся эта ситуация сопровождалась жуткими скандалами, но, тем не менее, зрителям картина понравилась, и это не помешало ей получить хорошие сборы, когда она все же официальная версия вышла в мировой прокат.
Пример № 8 Запрет рекламы как отдельный вид искусства
Летом 2008 года свет увидел новый аромат Secret Obsession от Calvin Klein, для рекламы которого снялась актриса Ева Мендес. Мы не знаем, намеренно ли реклама получилась такой провокационный или креативная команда просто вошла в раж, но получилось то, что получилось.
В любом случае, здесь снова последовали всевозможные запреты к показу этой рекламы, что привело к ожидаемому росту просмотров рекламы и продаж парфюма. К сожалению, сейчас данный ролик практически невозможно найти в Сети.
Пример № 9 Реклама пришла, откуда не ждали
А это пример совсем свежий, дело здесь происходит в феврале 2021 года и речь снова о провокационной рекламе духов, но уже немного под другим соусом. Модный дом «Dolce & Gabbana» выложил серию рекламных роликов под лозунгом «Love Is Love» в своем официальном аккаунте в Инстаграм.
Видеоряд содержал сцены целующихся ЛГБТ пар, что очень возмутило депутатов Госдумы. Они подали официальную жалобу в Генпрокуратуру, а та, в свою очередь, во всеуслышание объявила о блокировке данных видеоматериалов. Комментаторы в Сети не заставили себя долго ждать, реакция была предсказуема.
Пример № 10 Естественное противостояние
Еще одно явление, которое в полной мере соответствует эффекту Стрейзанд — закрашивание граффити. И это не те надписи на заборах, которые мы привыкли видеть, а настоящие произведения искусства, безжалостно уничтожаемые работниками ЖЭКа.
С одной стороны, конечно, это вандализм, но с другой — прямой вызов привычным устоям, скуке и однообразию. В некоторых случаях это действие превращается в настоящую игру «Кто кого», потому что ни художники, ни ЖЭК сдаваться не желают. Подобные новости теперь не редкость на различных форумах и информационных порталах. Люди встают на сторону художников и всячески их поддерживают.
Пример № 11 Как заставить мировые бренды признать свое существование
Перед Суперкубком 2014 года одна никому неизвестная на тот момент фирма «SodaStream» (аппараты для изготовления газировки в домашних условиях) заявила в интервью USA TODAY, что организаторы отказались от их рекламы в угоду таким мировым гигантам, как «Coca-cola» и «Pepsi», которые боятся конкуренции. У аудитории сразу же появились вопросы: что это за фирма? Почему с ней боятся конкурировать известные бренды?
«Coca-cola» отреагировала первой и заявила официально, что они никак не влияли на организаторов в плане рекламы и тем более никак не комментируют действия своих конкурентов. Этим заявлением они также негласно признали «SodaStream» своим конкурентом в глазах общественности. Благодаря этому «SodaStream» получили бесплатную известность и сразу поднялись на такой уровень, до которого могли никогда и не добраться, если бы не рискнули сделать дерзкое заявление.
Но и это еще не все. Помните, что «Pepsi» пока не у дел? Так вот, в тот раз они спонсировали Superbowl Halftime — перерыв в программе Суперкубка, где выступают разные звезды. «SodaStream» решили, что терять им больше нечего, наняли Скарлетт Йоханссон в качестве лица своей рекламной кампании и намеренно сняли такой рекламный ролик, который бы «ужалил» и «Pepsi», и «Coca-cola». В том видео Скарлетт пьет собственноручно произведенную в аппарате от «SodaStream» газировку, а в конце произносит, невинно усмехаясь «Sorry, Coke & Pepsi».
Естественно, эту рекламу не допустили к показам нигде, но не потому, что актриса ведет себя там как-то слишком раскованно, а из-за показательного превосходства над конкурентами, мол, неспортивно. Но в умах людей эта реклама уже отложилась как «сексапильная Скарлетт Йоханссон пьет газировку, в плохие „Pepsi“ и „Coca-cola“ не дают нам на нее смотреть».
Пример № 12 Подсознательная реакция на запрет
В феврале этого года стало известно о новом законе, который гласит, что распространение материалов, содержащих обсценную лексику, запрещено. То есть конкретного указания на то, что вообще любая нецензурная брань даже в комментариях запрещается и будет облагаться штрафом нет. Но, как всегда, пользователи поняли все слишком буквально и близко к сердцу, поэтому, осознанно или нет, но они стали чаще использовать непечатные ругательства.
Причем, как сообщает аналитическое агентство «Медиалогия», всплеск произошел уже в первые две недели после вступления закона в силу. Здесь действие эффекта Стрейзенд максимально ясно, как и в старой шутке, про «не думать о розовых слонах».
Подробнее про закон о запрете мата мы рассказывали в этой статье.
Пример № 13 «Роскомнадзор» плохого не посоветует
Летом 2019 года под раздачу «Роскомнадзора» попал кибер-журнал «Крот», в котором было опубликовано интервью с Массимо Пильюччи — профессором философии нью-йоркского колледжа, где речь шла о его новой книге, посвященной такому философскому направлению, как стоицизм.
В интервью «Кроту» профессор Массимо ответил на многие вопросы, в том числе и на то, как древние стоики относились самоубийствам. Этому вопросу отведено не так много места в материале и ответ на него не содержал никаких призывов, лишь констатация фактов из жизни древних философов. Но «Роскомнадзор» заблокировал доступ не только к самой статье, но и ко всему сайту, аргументировав, что «Крот» использует протокол https — то есть нельзя заблокировать или удалить только одну публикацию, нужно блокировать весь сайт.
Также «Роскомнадзор» сообщил «Кроту», что и сам материал нужно удалить, однако те отказались, ответив, что не видят в нем ничего предосудительного. Блокировка продлилась недолго, сейчас этого интервью в свободном доступе уже нет, но на тот момент оно действительно произвело фурор — пользователи, прочитавшие его первыми, всеми силами распространяли материал среди несведущих.
Пример № 14 Эффект Стрейзенд эффекта Стрейзенд
Кто из нас не слышал про такого блогера, как Badcomedian? Да все слышали! А если вы о нем не знали, то сейчас мы вам все расскажем. Это знаменитый русский блогер, снимающий детальные обзоры на русские фильмы и не только. Чем он так популярен? Все началось очень давно. Основную свою популярность Евгений получил, когда начал получать первые жалобы от режиссеров обозреваемых фильмов, «баны» своих обзоров и порицание отечественных кинозвезд. Логично, что интерес к его творчеству вспыхнул у многих людей.
Но в чем здесь главный подвох? А в том, что Badcomedian создает для обозреваемых им картин точно такой же эффект Стрейзенд. Ситуация такая: очередной обзор от Евгения Баженова приобретает широчайшую популярность благодаря антирекламе от режиссеров и продюсеров обозреваемой картины, а сама картина получает новую порцию зрителей благодаря тому самому обзору. Можно назвать это парадоксом или присвоить этому явлению отдельное название, например, «Bad-эффект».
Пример № 15 Страсти в жизни и в кино
В 20 числах октября 2017 года в прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда», повествующий об отношениях между цесаревичем Николаем и безродной балериной Матильдой Кшесинской. У зрителей фильм восторга не вызвал, сборы у него так себе, по главным телеканалам рекламу не крутили, был только трейлер в интернете. Но в кино на него все равно шли, почему?
Еще в ноябре 2016 года, когда стало известно, что «Матильду» собираются запускать в прокате, депутат Госдумы Наталья Поклонская выразилась про картину резко негативно, обвинив ее в оскорблении чувств верующих и искажении исторической правды. На ее стороне были многочисленные православные организации. Дело дошло до массовых акций в поддержку запрета фильма в прокате, запрета его рекламы по телевидению и в других СМИ. Шум вокруг фильма продолжался почти год, многие кинотеатры все же отказались от его показов, а каналы отказывались транслировать рекламу.
Но для многих зрителей это было достаточной рекламой, чтобы все же сходить на этот фильм или посмотреть его в Сети. После проката страсти также не утихали еще некоторое время, что служило дополнительной рекламной. А в 2019 году даже вышел мини-сериал «Коронация», раскрывающий сюжетные линии второстепенных героев и объясняющий некоторые моменты в фильме.
В заключении хотелось бы заметить, что если вы все же решитесь воспользоваться эффектом Стрейзанд в целях повышения популярности своего бренда, то помните, что это очень рискованное мероприятие и нужно все заранее продумать до мелочей.
Что делать, если вы стали жертвой эффекта Стрейзанд
Если же вы столкнулись с негативной стороной эффекта Стрейзанд сами того не желая, то вот вам несколько рекомендаций, как лучше поступить:
А если вы столкнетесь с негативными комментариями от пользователей, вы знаете, что делать.
Вывод
Чтобы вообще не давать повода для возникновения эффекта Стрейзанд, достаточно помнить о некоторых простых, но важных вещах.
Во-первых, быть честным со своей аудиторией и со СМИ и помнить, что за вами пристально следят. Помните, как говорят в американских фильмах? «Любое ваше слово может быть использовано против вас.» Не давайте людям повода усомниться в ваших словах или действиях и начать копать сомнительные ресурсы в поисках истины.
Во-вторых, работайте над своей репутацией постоянно. Это не разовая акция, а долгий и кропотливый процесс: проводите мониторинг репутационного фона, вовремя прорабатывайте имеющийся негатив, отвечайте на позитив позитивом, постоянно общайтесь со своей аудиторией и не давайте забыть о вас.
Если вы не хотите рисковать и принимать дерзкие решения, от которых будет зависеть ваша репутация, вы можете обратиться за помощью к нам. Наши специалисты помогут определить фронт репутационных работ и подберут оптимальный тариф. С нетерпением ждем сотрудничества! 🙂