Что означает чсг на выборах

Правовой статус членов комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей и представителей СМИ

Муниципальные выборы: Опыт. Проблемы. Перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 26-27 октября 2006 года. Красноярск, 2007. С.44-46.

Как справедливо отмечает Н.М. Миронов, члены комиссий с правом совещательного голоса (далее – ЧПСГ) и наблюдатели, как правило, осуществляют сходную деятельность, сутью которой является наблюдение (1). Особенно ярко это проявляется на уровне участковых избирательных комиссий. Сходную деятельность могут вести и представители средств массовой информации (далее – представители СМИ). Тем не менее, правовые статусы данных субъектов избирательного процесса имеют существенные различия, непонимание которых нередко вызывает конфликтные ситуации и приводит к нарушениям законодательства. Сравнительный анализ может быть проведен по ряду критериев.

1. Права и обязанности

В целом ряде вопросов у ЧПСГ больше прав, чем у наблюдателей. Это связано с тем, что исходя из пункта 22 статьи 29 ЧПСГ обладает теми же правами, что и член комиссии с правом решающего голоса. У него нет лишь прав:
— выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
— участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
— составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
— участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии и подписывать решения комиссии;
— составлять протоколы об административных правонарушениях.

Тем не менее, он вправе присутствовать при совершении указанных действий.

ЧПСГ заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии, вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования, вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу (тогда как наблюдатели вправе лишь обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования), присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.

К числу важнейших полномочий ЧПСГ, позволяющих эффективно противодействовать фальсификациям итогов голосования, относятся полномочия убеждаться в правильности произведенного подсчета по спискам избирателей (пункт 6 статьи 68) и в правильности подсчета рассортированных бюллетеней (пункт 21 статьи 68) – тогда как наблюдатели вправе знакомиться с данными документами, но право на проверку правильности подсчета прямо не предусмотрено. Кроме того, при использовании системы ГАС «Выборы» ЧПСГ могут входить в группу для контроля за использованием ГАС «Выборы», а также вправе знакомиться с любой информацией, содержащейся в данной системе (пункт 3 статьи 74). Наблюдатели вправе осуществлять лишь второе из этих полномочий.

Наблюдатель, в отличие от ЧПСГ, имеет право носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, направивших наблюдателя в комиссию (подпункт «ж» пункта 9 статьи 30).

В соответствии с пунктом 10 статьи 30 наблюдатель не вправе:
— выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
— расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
— заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
— предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
— принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
— совершать действия, препятствующие работе комиссии;
— проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;
— участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Для ЧПСГ и представителей СМИ прямого запрета на проведение предвыборной агитации не установлено, однако в день голосования и в день, предшествующий ему, предвыборная агитация запрещена для всех субъектов избирательного процесса (пунктом 3 статьи 49).
Приведенные ограничения нужно рассматривать во взаимосвязи с общей нормой, в соответствии с которой ЧПСГ могут быть отстранены от участия в работе комиссии, а наблюдатель и иные лица могут быть удалены из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах (пункт 12 статьи 64).

Целый ряд прав ЧПСГ и наблюдателя предусмотрены специальными нормами. Так, например, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 69 ЧПСГ и наблюдатели должны оповещаться о составлении повторного протокола об итогах голосования, повторном подсчете голосов. В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ЧПСГ и наблюдатели вправе расписываться на месте склейки конвертов, в которые вкладывают бюллетени досрочно проголосовавшие избиратели. В соответствии с пунктом 30 статьи 68 ЧПСГ и наблюдатель наделены правом присутствовать при передаче протокола участковой комиссии в вышестоящую комиссию. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30.

Представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях комиссий, знакомиться с протоколами об итогах голосования и результатах выборов, а также получать копии этих протоколов и приложенных к ним документов. Важнейшим полномочием представителей СМИ является право производить фото- и видеосъемку (подпункт «г» пункта 11 статьи 30).

2. Субъекты, наделяющие полномочиями.

ЧПСГ назначаются кандидатами, а также избирательными объединениями, выдвинувшими список кандидатов (пункт 20 статьи 29 ). Спорным является вопрос о том, могут ли назначать ЧПСГ кандидаты, выдвинутые в составе списка кандидатов. Прямого запрета в этом отношении законодательство не содержит.

Наблюдатели в соответствии с пунктом 4 статьи 30 могут быть назначены зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов, избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов. Отсюда следует, в частности, что право назначать наблюдателей есть у избирательного объединения и в том случае, когда оно выдвигает не список кандидатов, а отдельных кандидатов по одно- или многомандатным избирательным округам. Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. Так, например, в соответствии с пунктом 31 статьи 21 Закона Красноярского края от 2 октября 2003 г. N 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» (с изменениями от 26 марта, 17 декабря 2004 г., 6 июля 2006 г.) наблюдателя вправе назначить «иное общественное объединение, зарегистрированное на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне».

Законодательство Костромской области предусматривает возможность назначения наблюдателя группой избирателей (3), однако есть основания полагать, что это противоречит пункту 4 статьи 30.

Представители средства массовой информации могут быть назначены организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации (пункт 52 статьи 2).

3. Документы, подтверждающие полномочия

Полномочия представителя СМИ в соответствии с пунктом 52 статьи 2 подтверждаются редакционным удостоверением или иными документами (например, справкой о том, что данный гражданин является внештатным корреспондентом соответствующего СМИ).

В соответствии с пунктом 42 статьи 2 наблюдатели осуществляют свои полномочия в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов. Таким образом, их полномочия начинаются после определения результатов выборов.
Срок полномочий представителей СМИ специально не оговаривается, они могут осуществлять свои полномочия на всех стадиях избирательного процесса.

5. Ограничения по кандидатурам.

В соответствии с пунктом 211 статьи 29 ЧПСГ не могут быть назначены лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными (в отличие от требований к членам комиссий с правом решающего голоса (подпункт «б» пункта 1 статьи 29), возможно назначение ЧПСГ ограниченно дееспособного лица), депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица…, судьи, прокуроры, доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, а также лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

Наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации (пункт 42 статьи 2). Не могут быть назначены наблюдателями пункт 4 статьи 30. Таким образом, наблюдателями может быть назначен более широкий круг лиц, чем ЧПСГ.

Законодательство прямо не устанавливает ограничений по кругу лиц, которые могут являться представителями СМИ. Однако, учитывая, что представители СМИ в соответствии с формулировкой пункта 11 статьи 30 принимают участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, целесообразно обратиться к пункту 7 статьи 40: «Должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации». Заметим, однако, что представители СМИ могут не являться ни должностными лицами, ни работниками СМИ (например, внештатные корреспонденты). Если это так, то данные ограничения не могут применяться. Не установлено запрета и на осуществление полномочий представителей СМИ, в частности, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Законодательство не устанавливает запрета на совмещение полномочий наблюдателя (или ЧПСГ) и представителя СМИ (так же как, например, кандидата и уполномоченного представителя избирательного объединения). Совмещение данных полномочий позволяет наблюдателю или ЧПСГ вести фото- и видеосъемку (при этом, конечно, не допускается фото- и видеосъемка списков избирателей, которую следует признать разновидностью снятия с них копий).

В каждую комиссию может быть назначено только по одному ЧПСГ от каждого кандидата и избирательного объединения (пункт 20 статьи 29). Число наблюдателей может быть любым, но одновременное осуществление полномочий в помещении комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения не допускается (пункт 8 статьи 30). В отношении количества представителей СМИ ограничений не установлено.

В заключение рассмотрим некоторые затруднения, которые, к сожалению, иногда возникают в правоприменительной практике.

1. Члены комиссий с правом решающего голоса (далее – ЧПРГ) требуют иногда представления документов, не установленных законом – например, письменных согласий исполнять обязанности наблюдателей.

2. ЧПРГ иногда ошибочно полагают незаконным одновременное присутствие в помещении для голосования наблюдателя и ЧПСГ, назначенных от одного и того же кандидата, избирательного объединения.

3. Иногда ЧПРГ не учитывают, что в законе установлен лишь запрет на одновременное осуществление полномочий в помещении комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения. Но при этом один наблюдатель может находиться в помещении комиссии, а другой наблюдать за ходом голосования вне помещения, наблюдатели могут работать посменно и т.п.

5. Зачастую ЧПРГ противодействуют ЧПСГ и наблюдателям в ознакомлении со списками избирателей. Это аргументируется необходимостью противодействия доставке заинтересованными лицами избирателей для участия в голосовании (пункт 13 статьи 64). В данном случае следует неукоснительно соблюдать нормы закона. В соответствии с подпунктом «г» пункта 23 статьи 29, подпунктом «а» пункта 9 статьи 30, ЧПСГ и наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, но не вправе получать их копии. Выписывание из списка избирателей данных о лицах, не принявших участия в голосовании, можно считать частным случаем снятия с него копии. Однако ознакомление ЧПСГ и наблюдателей со списками избирателей в целях недопущение произвольного исключения или добавления избирателей, внесения недостоверных подписей избирателей (не принимавших в действительности участия в выборах) – важная гарантия недопущения фальсификации итогов голосования.

6. Зачастую, особенно на муниципальных выборах, организующая выборы избирательная комиссия не устанавливает форму нагрудного знака наблюдателя (в соответствии с подпунктом «ж» пункта 9 статьи 30 это право может быть ей делегировано законом). В результате уже при проведении голосования возникают разногласия в отношении допустимых цветовой гаммы, текстового содержания, размера различных частей текста и т.д.

7. В соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 69 наблюдатели и ЧПСГ, а также ряд других лиц должны оповещаться о составлении повторного протокола об итогах голосования, повторном подсчет голосов. Зачастую такое оповещение оказывается затруднительным по объективным причинам. Целесообразно заранее составлять список всех наблюдателей и ЧПСГ, назначенных в соответствующую комиссию, с номерами телефонов.

8. При заверении копий протоколов председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии требуют от ЧПСГ и наблюдателей предоставления бланков протоколов, хотя законодательство не обуславливает получение ими заверенных копий протоколов представлением бланков.

9. При заверении копий протоколов председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии не проставляют на копиях всех необходимых реквизитов – например, в нарушение пункта 12 статьи 30 ставят подпись без фамилий и инициалов. Это связано с расхождениями между требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, с изменениями и дополнениями, и, например, ранее действовавшей редакции Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». Применению подлежит, конечно же, норма Федерального закона.

Для того, чтобы избежать подобных затруднений, необходимо повышать уровень правовой подготовки всех участников избирательного процесса.

Можно сделать вывод, что вести наблюдение за деятельностью избирательной комиссии имеет право достаточно широкий круг лиц – ЧПСГ и наблюдатели от кандидатов и избирательных объединений, а также представители СМИ. При этом важно разграничивать правовые статусы различных субъектов избирательного процесса и помнить, что все они должны действовать строго в рамках закона о выборах, иначе ЧПСГ могут быть отстранены от участия в работе комиссии, а наблюдатель и иные лица могут быть удалены из помещения для голосования (пункт 12 статьи 64).

    Сергей Подъяпольский

1) Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. М: Норма, 2006. С. 159.

2) Если не оговорено иное, то автор ссылается на нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12 июня 2002 года, с изменениями и дополнениями.

4) Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса).

Источник

Что означает чсг на выборах

Что означает чсг на выборах

Что означает чсг на выборах

ВЫБОРЫ В ЛЕНОБЛАСТИ запись закреплена

ЧПСГ VS НАБЛЮДАТЕЛЬ

От кандидатов стали часто поступать вопросы:
— когда можно идти назначать наблюдателей
— и кто такие ЧПСГ.

Давайте разбираться вместе, попробую объяснить по-простому, поэтому извиняюсь, если юридически будет не очень красиво)

1) Любая избирательная комиссия ИКМО, ТИК, УИК состоит из:
— членов комиссии с правом решающего голоса (ЧПРГ), с ними можно ознакомиться здесь https://vk.cc/9CeMu4
— и членов комиссии с правом совещательного голоса (ЧПСГ), которых со дня предоставления документов для регистрации (то есть, подписных листов, протокола, уведомления об открытии счета) кандидаты вправе назначить в ТИК/ИКМО (одного человека), а если кандидат будет зарегистрирован, то с момента начала работы участковых комиссий (это ближе к сентябрю), ещё по по одному в каждую УИК в округе.

2) О разнице в правах советую прочитать в статьях 25-27,29 ФЗ №67.
Но, если кратко, до дня голосования ЧПСГ сможет:
— присутствовать на заседаниях ТИК/ИКМО, на которых, например, будут рассматриваться все жалобы и заявления по округу кандидата
— участвовать в обсуждении вопросов повестки, ставить вопросы на голосование
— брать копии документов
— ЧПСГ ТИК/ИКМО также в день голосования сможет присутствовать на всех УИКах в рамках округа, и в случае возникновения непростых ситуаций помогать.

3) В сам день выборов в участковой избирательной комиссии у ЧПСГ гораздо больше прав, чем у наблюдателей, ближе к сентябрю выложу презентацию (либо приходите на лекции), поэтому данному статусу отдается обычно предпочтение при назначении. Кроме того, списки наблюдателей (максимум 2 человека) в отличие от ЧПСГ кандидат, например, должен подать не позднее, чем за 3 дня до дня голосования в ТИК/ИКМО, и реализовывать свои права наблюдатели могут только в день голосования.

Источник

Памятка членам участковых избирательных комиссий (уик) с совещательным голосом

НазваниеПамятка членам участковых избирательных комиссий (уик) с совещательным голосом
ТипПамятка

filling-form.ru > бланк заявлений > Памятка

Версия 5 от 14 февраля 2009

1. Действия до начала голосования

ПАМЯТКА ЧЛЕНАМ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ (УИК)
С СОВЕЩАТЕЛЬНЫМ ГОЛОСОМ

Каждый кандидат на пост главы города и каждое избирательное объединение, выдвинувшее список в горсовет, вправе назначать по одному члену каждой УИК с совещательным голосом (далее – ЧСГ) с момента регистрации кандидата (списка), т.е. в нашем случае – уже с конца января. Крайнего срока нет – ЧСГ можно назначить хоть в день выборов или накануне. Его можно в любое время заменить.

Закон ЗАПРЕЩАЕТ ВАМ БЫТЬ ЧСГ, если Вы не гражданин РФ; если у Вас есть иностранное гражданство или вид на жительство; если Вы признаны недееспособным; если Вы младше 18 лет; если Вы депутат любого уровня, сенатор, мэр или губернатор; если Вы судья или прокурор, работник аппарата избирательной комиссии, если Вы доверенное лицо кандидата или избирательного объединения; если Вы занимаете командную должность в военной части, военной организации или военном учреждении.

Член комиссии с совещательным голосом обладает более широкими правами, чем наблюдатель, начиная с того, что он может участвовать в работе комиссии с момента её создания (29 января) и до её роспуска (10 дней после опубликования итогов выборов). Наблюдатель может присутствовать в УИК только в дни досрочного голосования, голосования и подсчёта голосов (со среды 25 февраля по понедельник 2 марта).

Член УИК с совещательным голосом может в меру своих сил и прав контролировать процесс досрочного голосования, может контролировать размещение информационных материалов о кандидатах в помещении УИК, знакомиться со всеми документами комиссии и следить за соблюдением законных процедур на её заседаниях.

ЭТАПЫ РАБОТЫ УИК

29 января, Чт – решением ТИК сформирован персональный состав УИКов Долгопрудного и назначены их председатели

3-4 февраля, Вт-Ср – приблизительный срок проведения первого, организационного заседания УИК, избрание зампреда и секретаря УИК

8 февраля, Вс – крайний срок передачи ТИКОм в УИКи списков избирателей

8 февраля, Вс – с этого дня УИК предоставляет избирателям возможность ознакомиться со списками и уточнить их

23 февраля, Пн – крайний срок передачи ТИКом в УИКи избирательных бюллетеней.

25 февраля, Ср – крайний срок включения в списки избирателей, находящихся в местах временного пребывания (больницы и т.п.)

25-28 февраля, Ср-Сб – досрочное голосование в УИК

28 февраля, Сб – подписание УИКом списка избирателей

28 февраля, Сб, 19.00 – не позже этого времени председатель ЦИК сообщает в ТИК по телефону число избирателей в списке, в том числе – включенных в список по месту временного пребывания.

ПОДГОТОВКА. ЗАКОНЫ И ИНСТРУКЦИИ

1. Попробуйте добыть (купить, взять в штабе, скачать из Интернета) два закона:

Поправки июля – ноября 2008 года, не отражённые в печатной версии закона (последнее издание издательства «Ось-89» – в синей обложке – июнь 2008), прямого отношения к Вашим делам не имеют, но если хотите – распечатайте их с адреса http://www.politika.su/vybory/d-zoog06.doc и вложите в книжку.

б) Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» (№ 101/2006-ОЗ от 11 июля 2006). В последней версии можно скачать по адресу http://www.dolgoprudny.ru/doc/z101v7b.doc (официально он не издавался, разве что избиркомами для внутренних нужд).

2. Перед первым визитом в УИК пробегите глазами хотя бы оглавления обоих законов, возможно, Вам придётся на них ссылаться. Законы во многом дублируют друг друга. Ссылаться обычно лучше на федеральный: во-первых он имеет бОльшую юридическую силу, во-вторых – к нему председатели УИК более привычны, т.к. он применяется на выборах всех уровней.

Отметьте закладками как минимум две статьи федерального закона:

– ст.29, пункты 20, 22, 23 – это Ваши полномочия и права;

– ст.28, это фактически – регламент работы комиссии и принятия ею решений.

3. На практике главная настольная книга председателя и секретаря УИК – это не закон (прочитать и запомнить его целиком не в силах даже они), а «Рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии при проведении муниципальных выборов». Эту 100-страничную книжечку подготовил и распространил по УИКам Мособлизбирком. В ней содержатся чуть ли не поминутные должностные инструкции, что и как должен делать УИК, и ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Именно в неё председатель и секретарь будут заглядывать в разных спорных ситуациях.

– полномочия члена УИК с совещательным голосом – стр.7-8

– права журналистов – кто и по каким документам признаётся представителем СМИ и что он вправе делать на участке – стр.20-21

– права наблюдателя, в т.ч. во время досрочного голосования – стр.21-22

– досрочное голосование (последовательность действий комиссии) – стр.22-23

– работа участка в день голосования – стр.23-25, с ответами на вопросы – до стр.31

– голосование на дому – стр.31-34

– подведение итогов (подсчёт) – стр.34-46

– проверка контрольных соотношений – стр.40 и 96-97

– передача протоколов в ТИК, повторный подсчёт голосов – стр.46-48

– примерный план работы УИК с начала до конца работы (повестки первых 10-ти заседаний, образцы решений) – стр.62-69

ВАШИ ПРАВА

Будьте готовы продемонстрировать УИКу нормы законов о Ваших правах – пункты 22, 23 25 статьи 29 федерального закона и пункты 18, 19, 21 статьи 19 областного, стр.7-8 Рабочего блокнота.

Член УИК с совещательным голосом обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса за пятью основными исключениями. Он НЕ ВПРАВЕ:

а) выдавать и подписывать бюллетени;

б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;

в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;

г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;

д) составлять протоколы об административных правонарушениях.

При этом он вправе присутствовать при всех этих избирательных действиях.
Теперь о том, что он ВПРАВЕ. Закон специально оговаривает, что члены УИК с совещательным голосом (как и с решающим):

а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;

б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;

в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;

д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;

е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

2. Документ о том, что избирательное объединение / кандидат назначают Вас ЧСГ. Подпись должна быть соответственно уполномоченного представителя объединения (в этом случае на документе должна быть печать) или кандидата в мэры. Копию, на которой Вам распишутся в его приёме. Пару копий на случай, если его потеряют.

3. Ваше заявление о согласии быть ЧСГ с подтверждением, что закон не запрещает Вам занимать эту должность

Эти три документа Вам надо предъявить на участке и потребовать от председателя (секретаря), чтоб Вам выдали удостоверение.

4. Возьмите в штабе данные по избирательному участку (адрес и телефон, какие дома включает, состав комиссии).

Схему прохода к участку на карте города см. по адресу http://dolgopa.org/index.php?ids=633

5. Координаты Вашего избирательного штаба, вышестоящей комиссии – ТИК г.Долгопрудного (пл.Собина, 3. Тел. 408-72-00, доб.23-11, 22-95), Прокуратуры (Советская, 5. Тел. 408-82-46), милиции (Циолковского, 30. Тел. 408-82-18, 408-58-65).

6. Блокнот для записей и несколько ручек. Удобную папку для бумаг. Часы и калькулятор не помешают.

7. Тексты законов о выборах – федерального и областного.

Если есть лёгкий ноутбук или смартфон – скачайте на него оба закона, чтобы при необходимости найти нужные нормы контекстным поиском.

8. При возможности – фотоаппарат (он может оказаться единственным средством снять копию с нужного документа) и диктофон.

9. Бланки актов, жалоб, заявлений (ВЗЯТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ШТАБЕ), чистые листы A4 и КОПИРКУ – чтобы писать документы сразу в 2-3 экземплярах.

10. Жёсткую папку или большую книгу – возможно, придётся писать на коленях.

ПЕРВЫЙ ВИЗИТ

1. Будьте готовы, что по официальному телефону комиссии Вам никто ничего не скажет, и придётся прийти «знакомиться» пешком.

2. Вам потребуется красноречие и знание закона, чтобы доказать, что Вы вправе участвовать в работе комиссии уже сейчас – а не только в день голосования, как это обычно делают ЧСГ. Ссылайтесь на пункт 20 статьи 29 федерального закона и пункт 15 статьи 19 закона областного.

3. Познакомьтесь с председателем и секретарём комиссии.

4. Выясните число избирателей, приписанных к участку.

5. Если УИК уже получил из ТИК бюллетени – выясните их число.

6. Выясните у председателя или того, кого застанете в комиссии, график её заседаний. Закон обязывает УИК уведомлять Вас о заседаниях заранее (п.23 ст.29 федерального закона, п.19 ст.19 областного).

Будьте готовы, что Вам «не смогут дозвониться», чтобы пригласить на заседание УИК. Звоните в комиссию сами, если надо – несколько раз в день.

Учтите, что значительная часть текущей работы комиссии (например, досрочное голосование) происходит вне рамок заседания, а Вы как член комиссии вправе находиться в ней в течение всего рабочего времени (не только в часы приёма).

7. Познакомьтесь с членами УИК с решающим голосом от дружественных партий. Они могут Вам помочь (в каждой комиссии есть представители четырёх парламентских партий – КПРФ, ЛДПР, ЕР, СР, но на практике все партии кроме КПРФ чаще всего назначают в УИКи тех, кого им рекомендует администрация того учреждения, где расположена комиссия). Ближе к дню выборов обменяйтесь координатами с наблюдателями и ЧСГ от Вашего избирательного объединения и его союзников.

ВАШИ ЗАДАЧИ

1. Передача бюллетеней

Постарайтесь присутствовать при передаче ТИКом УИКу избирательных бюллетеней. Число бюллетеней должно быть в пределах от 70% до 100,5% числа избирателей, зарегистрированных на участке на день передачи бюллетеней. Бюллетени должны пересчитываться, а бракованные – откладываться в сторону, о них составляется специальный акт. Право ЧСГ присутствовать при передаче бюллетеней и подписывать акты об их передаче, выбраковке и уничтожении закреплено в п.15 ст.63 федерального закона и п.13 ст.57 областного. Бюллетени должны храниться в опечатанном и охраняемом помещении УИК – проверьте выполнение этого требования закона (п.14 ст.57 областного закона).

2. Оформление помещения для голосования

Закон подробно регулирует размещение информационных плакатов на избирательном участке (п.3-8 ст.56 федерального закона, п.3-9 ст.56 областного). В частности, Сведения о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов размещаются в информационных материалах в порядке, определяемом при утверждении формы и списка избирательных бюллетеней. Это значит, что плакаты об избирательных объединениях (а этих плакатов будет пять) должны висеть в одном и том же помещении (а не один в зале, другой в предбаннике) один за другим в том же порядке, как в бюллетене слева направо: СР, ГС, ЛДПР, ЕР, КПРФ.

На стенде должен быть образец заполнения бюллетеней – мэрского и списочного, но фамилии и названия объединений в нём должны быть вымышленными и не совпадать с данными реальных участников выборов.

На стенде вывешиваются выдержки из Уголовного и Административного кодексов об ответственности за нарушение избирательных прав.

Места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования (кабинки) и ящики (урны) для голосования должны одновременно находиться в поле зрения членов УИК и наблюдателей (п.11 ст.61 федерального, п.12 ст.56 областного закона). Примерную схему размещения оборудования на избирательном участке см. на стр.18 Рабочего блокнота.

Если на участке зарегистрировано 1000 и менее избирателей, на нём должна быть 1 кабинка и 1 урна, от 1001 до 2000 избирателей – минимум 2 кабины и 1 урна, свыше 2000 – 3 кабины и 2 урны. Количество переносных ящиков определяет сам УИК.

3. Досрочное голосование

Досрочное голосование – один из способов обеспечения нужного администрации результата выборов. Закон (ст.65 федерального, ст.59 областного) перечисляет уважительные причины для досрочного голосования. Это: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья. Избиратель, желающий проголосовать досрочно, должен подать об этом письменное заявление с указанием причины. Избирательная комиссия вправе проверить причину и в случае её неподтверждения обязана отказать избирателю в выдаче бюллетеня. Вы вправе взяться за такую проверку или, по крайней мере, сообщить в свой избирательный штаб, что люди голосуют не называя уважительных причин, чтобы там могли написать жалобу.

Избиратель должен самостоятельно заполнить бюллетень и вложить его в конверт, который заклеивается, на месте склейки ставятся подписи двух членов УИК с решающим голосом и Ваша подпись, если Вы этого пожелаете. Эти подписи заверяются печатью УИК и подписью самого избирателя. Конверты хранятся у секретаря УИК, извлекать из них бюллетени будут перед началом голосования 1 марта.

В списке избирателей напротив фамилии каждого досрочно проголосовавшего избирателя ставится пометка «Проголосовал досрочно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *