Что означает число в русском языке
Число (лингвистика)
Разделение на единственное и множественное число, возможно, является пережитком той отдалённой эпохи, когда счёт редко применялся на практике, и выражаемых грамматически форм, означавших «один» и «много», было достаточно в большинстве практических случаев.
Например, в древнерусском языке существовало двойственное число, остатки которого прослеживаются для парных объектов, таких как «уши», «плечи» и т. п. и при использовании некоторых слов с числительными до 4: два дома, три дома, четыре дома, но пять домов… и т. п.
К числу языков, имеющих двойственное число, относятся арабский, словенский, исландский и другие, а также многие древние языки: старославянский, древнегреческий, готский, санскрит и другие.
Языки, не имеющие грамматической категории числа, тем не менее обладают всеми возможностями для передачи смысла количества. Обычно это делается добавлением слов, аналогичных русским «один», «два», «несколько», «каждый», «много» и так далее. В русском языке количественный смысл может передаваться обоими способами либо их сочетанием: «блохи малы», «каждая блоха мала», «все блохи малы». В некоторых языках, например, венгерском, множественное число не сочетается с другими способами выражения количества: virág «цветок»; virágok «цветки»; hat virág «шесть цветков».
В русском языке, наряду с единственным и множественным числами, имеются следующие явления числового характера:
В русском языке множественное число без числительных и иных слов, поясняющих количество, может иметь следующие значения:
Наличие разных значений у множественного числа нередко используется для введения в заблуждение, например: «врачи считают наше лекарство лучшим средством от бессонницы».
Имеются различные способы представления множественного числа:
Некоторые авторы считают выражением множественного числа также счётные слова (нумеративы, классификаторы), например, в выражениях «сорок голов скота», «три корочки хлеба» слова «голов», «корочки» являются нумеративами. Эта точка зрения не является общепринятой.
Значение слова «число»
1. Понятие, служащее выражением количества, при помощи которого производится счет. Простые числа. Целое число. Положительные числа. Теория чисел (наука о целых числах).
2. День месяца в порядковом ряду других дней. В первых числах августа. □ — То было ровно шесть лет тому, весной, тридцать первого марта, — заметьте число, господа, — накануне… — Первого апреля! — закричал юноша в завитках. Достоевский, Ползунков. — Кто знает, какое сегодня число? Никандров, Седой Каспий.
3. Количество кого-, чего-л. Эти заводы — числом десять — занимают собой площадь в шестьсот тысяч десятин. Мамин-Сибиряк, Сестры. У меня есть одна слабость: мне хочется возможно большее число людей приохотить к писательству. Паустовский, Кара-Бугаз.
4. Состав, ряд, совокупность кого-, чего-л. [Чертокуцкий] служил прежде в одном из кавалерийских полков, был один из числа значительных и видных офицеров. Гоголь, Коляска. Дом ее принадлежал к числу приятнейших в городе. Тургенев, Дворянское гнездо. Я был в числе писателей, встречавших Назыма Хикмета на аэродроме. Сельвинский, Я буду говорить о стихах.
5. Лингв. Грамматическая категория, выражающая морфологическими средствами языка единичность или множественность предметов или лиц. Множественное число. Двойственное число.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ЧИСЛО’, а́, мн. чи́сла, сел, ckам, ср. 1. Понятие, служащее выражением количества, то, при помощи чего производится счет предметов и явлений (мат.). Целое ч. Дробное ч. Именованное ч. Простое ч. (см. простой 1 в 1 знач.). Теория чисел (отдел математики, изучающий общие свойства чисел). 2. То же, что цифра в 1 знач. (старин.). 3. Тот или иной день месяца в его порядковом ряду, месте (при названии месяца слово «число» в речи обычно опускается, напр. «первое мая» вм. «первое число мая»). Первого числа (т. е. в первый день месяца) он возвращается из отпуска. Какое сегодня ч.? Какого числа твой день рождения? Пометить письмо задним числом (см. задний), завтрашним, вчерашним числом. Июня третьего числа коляска легкая в дорогу его по почте понесла. Пушкин. В последних числах сентября. в деревне скучно, грязь, ненастье. Пушкин. 4. только ед., кого-чего. Количество (кого-чего-н., считаемого отдельными особями, единицами, штуками). Собралось большое ч. гостей. Ч. книг в библиотеке сильно возросло. Круглым числом (см. круглый в 3 знач.). Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле. Грибоедов. 5. только ед. Совокупность, ряд известного количества кого-чего-н. А смешивать два эти ремесла есть тьма искусников; я не из их числа. Грибоедов. В числе присутствующих не оказалось ни одного математика. Все дружно принялись за работу, и новички в том числе. 6. Грамматическая категория, показывающая, об одном или о большем числе предметов идет речь (грам.). Единственное ч. Двойственное ч. (указывает на два предмета). Множественное ч. (указывает на число предметов больше одного или, в языках, имеющих формы двойственного числа, — на число предметов больше двух). Изменяться в роде, числе и падеже. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
число́
1. основное понятие математики, знак, выражающий количество, состоящий из одной или нескольких цифр ◆ Множество целых чисел.
2. о счётных объектах — количество ◆ Число пользователей Интернета растёт с каждым днём.
3. дата, день календарного месяца ◆ Какое сегодня число?
4. лингв. в ряде естественных языков — грамматическая категория имени и глагола, позволяющая выразить единичность или множественность ◆ Глагол здесь стоит в единственном числе.
5. истор. перепись населения (употреблялось во времена первой переписи, проведённой татаро-монголами)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поребрик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Пишите
Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели
Число как морфологический признак существительного
Число — морфологический признак, связанный с указанием на количество объектов. Большинство существительных имеет формы единственного и множественного числа, т.е. изменяется по числам. Некоторые существительные имеют формы только единственного или только множественного числа, т.е. число для них — постоянный признак.
С точки зрения обозначения количества объектов в русском языке представлены существительные счетные (обозначаемые ими реалии можно посчитать штуками) и несчетные.
Счетные существительные, как правило, имеют формы обеих чисел: форма единственного числа у них обозначает один предмет (стол), а форма множественного — множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа (столы — множество предметов, каждый из которых стол).
Среди счетных существительных представлены:
1) конкретные существительные, обозначающие дискретные предметы:
а) «нормальные» существительные с формами обоих чисел (стол);
б) существительные типа сани, у которых как по отношению к одному предмету, так и по отношению к множеству предметов употребляется форма множественного числа (одни сани — множество саней);
2) абстрактные существительные (в меньшей своей части): мысль — мысли, звук — звуки;
3) собирательные существительные типа армия: у них форма множественного числа обозначает противопоставленные единицы (ср.: реформа армии — на операцию брошено пять армий).
Счетные существительные обозначают, как уже сказано, реалии, которые можно посчитать штуками. Однако есть существительные, которые обозначают реалии, существующие или только в количестве один, или только в количестве два и более:
1) слова, обозначающие уникальные, единичные реалии (Москва, Луна в значении спутника Земли) имеют преимущественно форму единственного числа; надо иметь при этом в виду, что среди собственных есть слова типа Сокольники, у которых форма множественного числа не имеет значения множества предметов и обозначает один объект;
2) слова, обозначающие реалии, включающие несколько объектов, каждый их которых имеет свое название: только мн. число имеет слово супруги в значении супружеская пара (супруг + супруга, а не супруг + супруг или супруга + супруга).
Счетным противопоставлены несчетные существительные, обозначающие реалии, лишенные идеи счета. Несчетные существительные не сочетаются с количественными числительными. Это вещественные существительные, большинство абстрактных и большинство собирательных существительных. Эти слова имеют формы только единственного или только множественного числа, однако ни то, ни другое числовое оформление не несет смысловой нагрузки, связанной с идеей количества:
Несчетные существительные только единственного числа могут иметь соотнесенные с ними существительные множественного числа, однако при их употреблении наблюдается сдвиг в значении, между этими «формами» нет отношений «один предмет» — «много предметов, каждый из которых называется формой единственного числа». Так, в русском языке представлен следующий возможный сдвиг в значении:
1) для вещественных:
а) разные сорта: вино — вина,
б) большие пространства, занятые данным веществом: снег — снега;
2) для абстрактных — конкретные проявления абстрактного признака: красота пейзажа — красоты пейзажа.
Такие случаи описываются как разные слова.
Типы оформления по числу
Таким образом, в русском языке представлены следующие типы оформления по числу:
1) счетные конкретные существительные с формами обоих чисел (дом — дома),
2) счетные конкретные существительные с формами одного из чисел (Ленинград, супруги); форма единственного или множественного числа передает присущее ей числовое значение (ед. ч. — один предмет, мн.ч. — множество предметов),
3) счетные конкретные существительные, у которых для обозначения и одного, и множества объектов представлены формы множественного числа (ворота),
4) счетные конкретные собственные имена, у которых употребляется мн. число для обозначения одного объекта (Сокольники),
5) несчетные с формой только единственного числа (молоко),
6) несчетные с формой только множественного числа (сливки),
Способы выражения числа
Морфологический признак числа имеет следующее выражение:
1) внутрисловное — окончания самого существительного; эти окончания указывают на форму числа и у существительных, имеющих формы единственного и множественного числа (мам-а — мам-ы), и у существительных, имеющих формы только единственного (листв-а) или только множественного числа (ножниц-ы).
2) внесловное — окончания согласованного определения и сказуемого; внесловное выражение числа имеют все существительные, в том числе неизменяемые (нов-ое / нов-ые пальто),
Дополнительно к этому у некоторых существительных используются следующие приемы:
— образование форм единственного и множественного числа от разных основ — супплетивизм (человек— □ — люд-и, ребенок— □ — дет-и),
— наращение основы: лист— □ — листьj-я,
— усечение основы: дворянин- □ — дворян-е,
— чередование суффиксов: тел-енок — тел-ят-а.
Разные значения одного слова могут иметь разные формы множественного числа, например: лист— □ — лист-ы, листьj-я.
Разные значения одного слова могут быть по-разному охарактеризованы с точки зрения числа. Так, слово лес в значении ‘совокупность деревьев’ изменяется по числам, а в значении ‘строительный материал’ является словом только единственного числа.
Форма единственного числа может быть употреблена для обозначения не конкретного объекта, а целого класса объектов, например: Книга — лучший подарок.
См. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
Что означают, цифры 1,2,3,4,5. В учебнике по Русскому языку, над словом?
Сразу видно, что многие давненько не открывали учебники русского языка.
В 9 лет Вы ещё не все разборы умеете выполнять, потому что не изучали пока в школе порядок и правила их выполнения.
1 – разбор фонетический, в начальной школе его называют звуко-буквенным, если ещё не изучали, то в 4 классе с ним встретитесь.
2 –разбор слова по составу (с 5-го класса его называют морфемным, так как корень, приставка, суффикс, окончание – это морфемы). Этот разбор Вы уже выполняете. Но эта же цифра обозначает ещё и разбор словообразовательный, с ним вы познакомитесь позже.
3 – морфологический разбор слова, то есть разбор слова как части речи. С этим разбором, если ещё незнакомы, то в 4 классе познакомитесь, а в 5, 6, 7 будете знать о частях речи больше, поэтому и разбор будет усложняться.
4 – синтаксический разбор предложения. Эта цифра ставится после последнего слова в предложении.
5 – лексический разбор слова. Его начинают выполнять с 5 класса.
6 – орфографический разбор слова. Надо объяснить все орфограммы, которые в слове есть, а орфограммы – это такие места в слове, которые требуют применения орфографического правила.
7 – пунктуационный разбор предложения или его части. Цифра ставится или в конце предложения (тогда надо объяснить все знаки препинания в нём) или после какого-либо знака (в таком случае объясняется постановка этого знака или этого знака и парного с ним, но о парных знаках узнают в 7 классе).
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Культура речи
Цифра в публицистическом тексте. Часть 1
Цифра – неотъемлемый элемент современного публицистического текста. Цифры зачастую красноречивее фактов говорят о событиях повседневной жизни. Оперируя десятью цифрами, можно выразить беспредельное множество чисел – количественных характеристик, без которых сегодня немыслимы публикации на темы экономики, статистики, финансовой политики. Без цифр нельзя представить и хронику спортивных соревнований.
В то же время включение цифры в словесный текст часто приводит к очевидным ошибкам, которые не всегда можно объяснить невниманием, небрежностью или незнанием школьной грамматики. Корни многих наших затруднений лежат значительно глубже. Их следует искать в формировании языкового сознания, в особенностях восприятия текста, в истории языка, в истории нашей письменности, на которой мы остановимся подробнее.
До XVIII века в русской письменности для обозначения количества пользовались буквами славянского алфавита, которые на письме выделялись титлами, точками и подстрочными знаками. До нас дошли цифровые алфавиты, которые регламентировали употребление цифровых знаков и таблиц, облегчавших счет. Сохранилась, например, таблица умножения от единицы до ста – “Счет греческих купцов” в рукописи Псалтыри XVII века. Буквенная система была сложной, при чтении цифр возникали трудности. Она была пригодной лишь для простейших счетных операций и передачи элементарных математических представлений.
Освоение новой цифровой системы, принятой в Европе еще в XVII веке, шло в русле реформы Петра I, заменившей церковно-славянский шрифт на гражданский. Впервые арабские цифры, которыми мы пользуемся по сей день, были применены в “Арифметике” Леонтия Магницкого (1703 г.), и, несмотря на то что церковь объявила нововведение ересью, буквенная система с этого времени стала вытесняться из обихода новым написанием цифр. Рисунок арабских цифр гармонично сочетался с начертанием букв гражданского шрифта, которым с 1708 г. стали печататься все художественные и мануфактурные (технические) книги.
Формирование имени числительного – части речи, служащей для обозначения количества, шло параллельно с развитием математических представлений – от первичных (о единицах счета) до представлений множества. “Грамматическое строение современных русских числительных ярко отражает приемы приспособления архаической морфологии к новым формам мышления” [1].
Первоначально числа от одного до девяти воспринимались как имена или предметы счета. Первым числом, обозначавшим отвлеченное понятие, было число “десять”. Предметно осознавалось и число “сто”, подтверждение чему находим в древних памятниках письменности: “…купил Александр посадник четвертую часть, а дал на ней двадцать рублев и сто» [2]. Число-предел “тысяча” было единицей счета и одновременно означало “земское войско”. Для обозначения десяти тысяч, следующей ступени осознания количества, воспользовались словом “тьма” (взято душ более тьмы), параллельно понимавшимся как “бесчисленный”, “несметный”. Число “тьма” изображалось условным значком – кружком, внутри которого ставились буквы, соответствовавшие количеству единиц. “Миллион” – тысяча тысяч – не был освоен как счетная единица древнерусским языком. Из однокоренных с ним слов в “Материалах для словаря древнерусского языка” И. И. Срезневского приведена только “миля” – мера расстояния: “За Римом, за пядесятъ миль” (памятник XV века). “Миллион”, “миллиард” и другие обозначения больших количеств утвердились в русском языке лишь в эпоху Петра I. Новые числовые понятия осваивались путем привлечения выработанных языком грамматических категорий рода, падежа, в некоторых случаях числа имен существительных и прилагательных.
К началу XVIII века русская письменность располагала двумя способами выразить количественные значения – словом и цифрой.
Казалось бы, выбор между словом и цифрой при обозначении числового значения не должен представлять особой сложности, тем более что выбор этот оговорен правилами, принятыми издательской практикой. В них, заметим, просматриваются традиционные для русской письменности представления о том, как следует изображать количество на письме. Числа в пределах первого десятка, легко осознаваемые предметно, рекомендуется изображать словом. Словесная форма используется также для всех количественных значений в текстах художественной и близкой к ней литературы, где точность передачи количества не играет, как правило, решающей роли. В случаях, когда важно сообщить точное числовое значение в литературе научной и технической, предпочтение отдается цифре. Однако жанровое и стилистическое своеобразие журналистских публикаций, активные поиски выразительной формы представления в тексте фактического материала часто создают предпосылки для отхода от общепринятых рекомендаций и делают выбор между словом и цифрой практически важной задачей.
Цифра, включенная в словесный текст, прерывая ряд слов, всегда останавливает на себе внимание. Цифра “бросается в глаза” зачастую еще до прочтения всей фразы. На первый план выступает не содержательная информация, а выразительная сторона количественной характеристики явления. Не случайно цифры так часто включают в заголовочные элементы публикаций – собственно заголовки, начальные фразы, выделенные шрифтом, лид. “Оптический эффект” цифры хорошо известен составителям рекламных текстов. Специальные исследования позволили им, например, выработать рекомендации по назначению предельных цен. В пределах от 1 до 9,99 рекомендуют обозначение цен цифрами, оканчивающимися только на 5 и 9. В пределах от 10 до 99,99 рекомендуется круглая цифра или оканчивающаяся на 50.
Включенная в словесный текст, цифра подчиняется законам, на основе которых формируется целостность словесного текста. Увидев цифру в тексте, мы всегда мысленно произносим ее в именительном падеже и лишь при дальнейшем продвижении по тексту понимаем, что падеж надо изменить. Приходится останавливаться, возвращаться к началу фразы – процесс восприятия замедляется и усложняется, тем более что склонение многозначных числительных – камень преткновения для многих, даже для опытных дикторов. Несмотря на то что в устной речи существует явная тенденция к упрощению склонения числительных, правила письменной речи пока остаются неизменными. Практическая рекомендация в этом случае очевидна: надо так построить фразу, чтобы числовое значение входило в нее в именительном падеже.
До недавнего времени самым большим числом, которое встречалось в газетных публикациях, был миллиард. Сейчас мы свободно оперируем числом триллион. Будут ли в ближайшее время освоены языком газеты следующие числовые разряды – квадриллион, септиллион и другие, сказать трудно. Однако очевидно, что цифры с пятнадцатью и более нулями трудно прочитать и тем более трудно осознать. Их цифровая запись может служить лишь привлечению внимания, значение же нуждается в специальной расшифровке.
Примеры, взятые нами из журнальной подборки, представляются убедительными: “29 700 000 000 000 рублей, или 24,4 процента всех денежных средств россиян, было затрачено ими на покупку иностранной валюты в минувшем январе”.
“17 000 000 000 000 рублей – именно столько, по словам вице-премьера, расcчитывало получить государство в виде акцизов. «.
Существующая в практике смешанная буквенно-цифровая запись больших количественных значений упрощает их написание и облегчает восприятие информации. Сравним заголовок и текст приведенной ниже заметки:
“МОСКОВСКИЕ СЫЩИКИ
НЕ ДАЛИ ПОХИТИТЬ
20 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ
Оперативники из Управления по борьбе с экономическими преступлениями (ГУЭП) не дали группе жуликов облегчить Сбербанк на 20 000 000 000 рублей”.
Буквенно-цифровая запись в заголовке читается легче.
Трудности представляет и образование многозначных порядковых числительных. Так, заголовок “1 100 000 000-й гражданин”, бесспорно, привлечет к себе внимание, но каждый испытает затруднение при попытке прочитать его вслух или изобразить на письме словами. (Предоставляем читателю возможность самому проделать этот простейший лингвистический эксперимент!)
Литература
1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 315.
2. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1903, Т. З. С. 844.
Текущий рейтинг: