Что означает черный смех
Правда ли, что любовь к черному юмору – признак высокого интеллекта?
Возможно, многим это покажется странным, но за любовью к черному юмору на самом деле скрываются довольно интересные мыслительные процессы. Вообще, юмор – одна из тех вещей, которую довольно трудно характеризовать. Не удивительно, что особенно сложно дела обстоят с черным юмором – самой «крайней» форме юмора, построенной на парадоксах и представлении серьезных, совсем не смешных вещей таким образом, чтобы они казались веселыми и смешными. Результаты исследования Венского медицинского университета 2017 года показали, что к черному юмору тяготеют далеко не все, однако те, кто его любят – самые обычные люди, а не сумасшедшие, как о них можно подумать. Некоторые полагают, что черный юмор – неплохой способ избавляться от собственных страхов, но в ходе исследования ученые пришли к выводу, что любовь к черному юмору просто-напросто может означать, что вы очень умны, а еще скорее всего эмоционально стабильны.
Кадр из мультсериала Рик и Морти. Любители черного юмора отзываются о сериале положительно
Что такое черный юмор?
Согласно работе, опубликованной в журнале Cognitive Processing, то, как наш мозг обрабатывает шутки является сложной задачей, зависящей от когнитивных и эмоциональных аспектов. Предположительно, эти аспекты влияют на основные мыслительные процессы, лежащие в основе обработки мозгом шуточной информации. Как пишут авторы научной работы, целью исследования являлось обнаружение отличительных групп испытуемых, чей мозг обрабатывал «черные шутки». Исследователей интересовали их интеллектуальные способности, отсутствие/наличие нарушений настроения и агрессивности. В общей сложности в эксперименте приняли участие 156 взрослых испытуемых, которым было предложено оценить мультфильмы с черным юмором.
Кадр из из уже культового мультсериала «Южный парк».
Чтобы всегда быть в курсе последних научных открытий в области популярной науки и высоких технологий, подписывайтесь на наш канал в Google News.
Модели обработки юмора
Юмор часто использует категории и структуры мышления, организованные в виде фреймов (от английского frame – основа, структура), к которым относятся конкретные образы, понятия или планирование. В процессе обработки юмора эти категории и структуры мышления часто «семантически реанализируются и реорганизуются путем отображения элементов одного фрейма в другой.» Этот процесс «смены фреймов» часто рассматривают как основу обработки юмора, поскольку он «требует набора и интеграции фоновых знаний о фреймах, используемых в шутке.»
Говоря простыми словами, читая анекдот «Моими налогами занимается бухгалтер, потому это экономит время. Прошлой весной это сэкономило мне десять лет!», вы отчетливо видите, как первое предложение рисует образ занятого профессионала, который платит бухгалтеру за то, что тот оплачивает его налоги. Читатель сразу же вспоминает все, что ему известно о деловых отношениях. Однако слово «годы» в последнем предложении вызывает переосмысление слова «время» как времени, проведенного в тюрьме, вызывая смещение первоначального фрейма «занятой профессионал» на фрейм «мошенник – бизнесмен».
Как пишет издание Big Think, автор комикса – популярный немецкий юморист Ули Штайн, а реакция испытуемых на его 12 шаржей или карикатур, легла в основу исследования. Рисунки были взяты из коллекции Штейна под названием Das Schwarze Buch («Черная книга»). Шутки касались смерти (50%), болезней (17%), физических недостатков (25%) или лечения (8%). Испытуемым было предложено оценить следующие аспекты шаржей:
Результаты исследования показали, что люди, которые больше всего понимали шутки и которым понравились шаржи, оказались наиболее образованными, наименее беспокойными и наименее агрессивными личностями с преимущественно высоким IQ. Очевидно, если вы умны и умеете управлять собственными эмоциями, черный юмор вам понравится.
Но что же касается тех, кому черный юмор кажется непонятным или оскорбительным? Как пишут авторы научной работы, черный юмор не любят люди со средним IQ, образованием, стабильной психикой и умеренной склонностью к агрессии. Все это, вероятно, может объяснить еще одну причину, по которой люди, которым нравится черный юмор, все время хихикают: мы умнее остальных (шутка). А вам нравится черный юмор? Ответ будем ждать здесь!
Семь видов смеха: хорошо смеется кто?
Шутка, острота, сарказм. Юмор бывает разным, и далеко не все его формы на самом деле несут нам заряд позитива. Если вы (или над вами) шутят, но вам совсем невесело — давайте попробуем разобраться, почему так происходит.
Врачам давно известно, что смех способствует укреплению здоровья: он укрепляет иммунную систему и во многих случаях ускоряет выздоровление.
«В далеком 1964 году редактор Норман Казинс узнал, что ему осталось жить несколько месяцев, — рассказывает психоаналитик Джеральд Шеневольф. — Но вместо того, чтобы приводить в порядок юридические и финансовые дела, он снял комнату в отеле и стал смотреть комедии. Через несколько месяцев выяснилось, что он здоров».
Но смех смеху рознь.
Так что не всякий юмор способен исцелять. Поразмышляв над системой Фрейда, доктор Шеневольф решил выстроить на ее основе свою собственную. Ведь каждый вид смеха имеет свою мотивацию и свое значение.
1. Злой юмор
То, что Фрейд обозначил как «подражательный». Мы смеемся над кем-то, кого считаем ниже нас. Часто такой смех обусловлен нашими предрассудками, тем, как мы относимся к той или иной группе людей. Когда, например, мы смеемся над теми, кто отличается от нас расой, цветом кожи или политическими взглядами.
Объектами таких шуток часто бывают те, кого общество не принимает и делает их «козлами отпущения». Такой юмор, разумеется, не имеет целебных свойств. Он только способствует появлению в обществе предрассудков и стереотипов.
2. Хихиканье
Такой тип смеха ассоциируется с детьми или подростками, но встречается и среди взрослых. Специфика такого смеха в том, что он очень заразителен. Человек может даже не понимать, почему и над чем он смеется. Он смеется просто потому что его «заразило» смехом собеседника. Такой смех может быть средством снятия напряжения после тяжелого дня.
3. Шутки
Как говорил Фрейд, шутки помогают нарушать правила, ломать барьеры дозволенного. И в таких шутках всегда присутствует доля злобы. Такой юмор связан с нашими постыдными удовольствиями. Когда мы используем черный юмор, мы подсознательно удовлетворяем себя, не только выходя за рамки дозволенного, но и бросая вызов собеседнику, тем самым подпитывая свое эго.
4. Самоирония
Есть такие люди, которые всегда делают самих себя объектами своих шуток. Чаще всего они любят выставлять себя неуклюжими идиотами, которые вечно что-то ляпнут не к месту или спросят какую-нибудь глупость. Обычно это связано с недостатком внимания.
Чтобы привлечь его к себе, ребенок может специально сказать за семейным ужином какую-нибудь глупость, чтобы все засмеялись. Такое поведение часто переносится и во взрослую жизнь. Однако оно не делает людей счастливыми. Поскольку на самом деле такие люди нуждаются в уважении и внимании.
5. Сатира
Высшая форма юмора. В совершенстве ей овладели такие великие умы, как Шекспир или Гоголь. Она часто используется в детских сказках: например, когда Королева в «Алисе в Стране чудес» показана до смешного самовлюбленной и эгоистичной со своими выкриками «Казнить!», когда кто-то говорит или делает что-то, что ему не нравится.
Сатира действительно лечит и позволяет людям сплотиться против тирана в борьбе за правду, поскольку является способом не напрямую говорить правду. Впрочем, сатиру можно считать и следствием бессознательного гнева.
6. Льстивый смех
Используется, чтобы подлизаться к кому-нибудь: подчиненный смеется над шутками своего начальника, даже если они глупые и несмешные. Если вы влюбились, то вы всегда будете смеяться над шутками возлюбленного. Поскольку такой юмор связан с обманом, отнесем его скорее к манипуляциям: он не способствует выходу каких-либо эмоций.
7. Целительный смех
Фрейд назвал его «комическим». В этом случае мы смеемся не над кем-то, а вместе с ним. Яркий пример — немое кино с Чарли Чаплиным. Мы смеемся над его персонажами. Потому что мы их любим, потому что мы на них похожи.
У всех у нас были в жизни провалы, и когда мы смеемся над тем, как неудачник Чарли Чаплина получает тортом в лицо, мы смеемся над собой, снимая тем самым напряжение. Иногда такой юмор может буквально спасать жизни, как в истории выше упомянутого Нормана Казинса.
#пронауку: склонность к черному юмору говорит о высоком интеллекте
Психологи считают, что чувство юмора можно наследовать генетически, но в большей степени оно зависит от окружения и интеллектуального развития человека. Максимум, что может передаться по наследству, — это высокая умственная работоспособность и склонность к обучению. Добрые шутки позволяют людям избегать конфликтов, налаживать отношения, повышать экстравертные качества и самооценку. Чувство юмора помогает позитивно смотреть на происходящее, легче преодолевать проблемы и справляться со стрессом.
Чтобы быстро придумать что-то смешное, нужно обладать эрудицией, отличаться скоростью реакции и эмоциональной вовлеченностью. Осознание шуток — тоже сложный процесс восприятия вербальной и невербальной информации, который зависит от когнитивных возможностей.
Как шутки делают нас умнее
Доказана и обратная связь юмора и интеллекта. Шутники сами часто смеются, а смех запускает выработку гормонов удовольствия: нейробиологи убеждены, что нейромедиатор допамин активизирует когнитивные функции и повышает интеллектуальные способности. Благодаря выработке гормонов удовольствия не только повышается настроение, но и задействуется больше нервных окончаний, в результате чего усиливаются креативные возможности и улучшается память. Исследования подтверждают, что чем больше сотрудники веселятся, тем меньше у них шансов прийти к эмоциональному выгоранию. Юмор — мощный инструмент, который многие успешные лидеры используют для сплочения коллектива, при этом веселые люди тоже часто становятся хорошими руководителями, потому что умеют держать внимание аудитории и создавать приятную атмосферу.
Чем черный юмор отличается от обычного
Почему любовь к агрессии говорит о ее отсутствии
Ульрике Виллингер, профессор венского Австрийского медицинского университета, провел исследование, в котором участвовали 156 совершеннолетних: 80 мужчин и 76 женщин. Все они смотрели мультфильмы с жестокими сценами, а после прошли тесты на IQ, вербальный и невербальный интеллект, агрессивность и нарушение настроения. Кластерный анализ вывел три группы зрителей: в первой люди умеренно воспринимали черный юмор, они же отличались средними показателями склонности к агрессии, невысоким интеллектом и эмоциональной устойчивостью. Участники из второй группы негативно отнеслись к злым шуткам, при этом были склонны к нестабильности настроения и высокой агрессивности. Представители третьей группы с удовольствием посмеялись над жестокими сценами и получили наивысшие оценки в тестах на интеллект и самые низкие — по шкале склонности к агрессивному поведению. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cognitive Processing: пол и возраст не повлиял на результаты эксперимента — главными стали небольшие различия в уровне образования. Ульрике Виллингер уточнил, что эмоциональная нестабильность и высокая агрессивность приводят к снижению уровня удовольствия от черного юмора, в то время как недостаток интеллекта заставляет людей воспринимать такие шутки слишком поверхностно, поэтому они им не нравятся.
Как черный юмор отталкивает людей
Несмотря на очевидную связь черного юмора и интеллекта, психологи указывают на проблемы любителей злобно пошутить, которые возникают в общении. Сарказм и насмешки часто отталкивают людей, портят им настроение и вызывают ответную агрессию. 1500 человек в возрасте 18–98 лет приняли участие в интернет-опросе на тему шуток, которые могут разрушить отношения. Черный юмор занял шестое место в рейтинге после физиологических тем, злой самоиронии и сюрреалистических острот. «Юмор всегда был важен в вопросах совместимости, поэтому мы вдохновились таким обширным исследованием», — говорит Грант Лэнгстон, генеральный директор компании eHarmony, которая создала опросник. Он также отметил, что вывод никого не удивил: по результатам тестов, у пары гораздо больше шансов на счастливые долгосрочные отношения, если партнеры любят шутки на одни и те же темы, а уж безобидные это анекдоты, сарказм или черный юмор, значения не имеет.
Глава 1. Феномен чёрного юмора
Природа смеха
Прежде чем анализировать особенности чёрного юмора, следует разобраться в самой природе смеха.
Момент возникновения в истории человечества смеха как реакции на драматические события скрыт от нас завесой времени. Уже издавна у многих народов существовал ритуал осмеяния смерти. Смех был магическим средством создания жизни. Смеялись ради возрождения убитого зверя в надежде на возможность его второй поимки и неистощимость пищевых ресурсов. Смеялись и для продления жизни своего сообщества: египетские кочевники хоронили умерших под непрерывный смех, сарды смеялись, принося в жертву своих стариков, финикийцы – умерщвляя своих детей, фракийцы – когда кто-нибудь из них был при смерти [25].
Осмеяние уродств, страданий, и смерти было неотъемлемой частью народного балагана, русского лубка, ёрничания скоморохов и шутов. Естественный интерес к смерти и другим «черным» сторонам жизни являлся и остаётся одним из способов освоения действительности, а смех позволяет отстраниться от пугающих событий, преодолеть страх перед ними, почувствовать себя при этом более сильным, смелым и неуязвимым.
В шутке висельника над предстоящей ему смертью из известного примера Фрейда, где приговоренный по дороге на висельницу замечает: «Вот так неделя начинается» (или в другом переводе «Ну вроде эта неделя начинается хорошо») [35] присутствует остроумие, т.е. показана изощренность мысли, изобретательность в нахождении ярких, острых и смешных выражений. Так смех выступает антиподом зла, представленного тягостной для человека мыслью о смерти. Смех являет собой высший и наиболее соответствующий существу человека способ противостояния злу, понимаемому широко [13].
Несмотря на неприятие некоторыми подобного юмора, история его существования свидетельствует о том, что у людей, по всей вероятности, есть в нём потребность. В отличие от других представителей животного мира человек – это смеющееся животное: animal ridens. Существует довольно много теорий, стремящихся объяснить феномен смеха. По одной из них, смех относится к рефлексам человека. Уникальность этого рефлекса, заключается в том, что очевидной биологической целесообразности он не имеет, ибо никак не связан с борьбой за выживание [34, с. 12]. Кажется, что его единственной функцией служит снятие напряжения, однако именно в этом и проявляется та самая целесообразность. Известно, что длительное нервное напряжение вызывает угасание жизненных сил и даже порой приводит к смерти. Смех в этом случае может послужить одним из способов разрядки. Удачная шутка в коллективе, к примеру, может предотвратить конфликт. Таким образом, смех также является полноправной защитной функцией homo sapiens.
О формах комического
Юмор тесно связан с другими смежными явлениями, такими как: ирония, сарказм, сатира, шутка, анекдот. Будучи связанными общими функциями и способами выражения, эти явления, тем не менее, имеют ярко выраженный индивидуальный характер.
Соотношение данных смежных явлений можно показать в виде диаграммы, представляющей собой пересекающиеся окружности, имеющие общую область.
Шутка отличается от других видов комического тем, что располагает гораздо бóльшими возможностями, поскольку не нуждается в специфическом предварительном контексте. Одной из разновидностей шутки является анекдот. Для анекдота характерны анонимность, малоформатность и определенное структурно-композиционное строение, которое зчастую выглядит следующим образом: 1) стадия завязки, 2) стадия развития ситуации, 3) стадия развязки [24].
Что касается иронии и юмора, то многие исследователи признали иронию как вид юмора, занимающий место между сатирой и пародией (Т.Ю. Чубарян, В.И. Карасик, В.Я. Пропп, В.В. Дементьев, Е.Я. Шмелева, А.Д. Шмелев); как стилистический прием, как форму «оценочного, критического, эмоционального освоения действительности» (С.И. Походня); как феномен культуры, категорию эстетическую, нравственную (Ю.Б. Борев, В.М. Пивоев); как вид тропа (О.С. Ахманова) и как вид языковой манипуляции (О.П. Ермакова) [11, с. 6].
Соотношение иронии и юмора неоднозначно: ирония может трактоваться как противоположное юмору явление и как его составная часть. По мнению А.Л. Горностаевой, ирония является специфической разновидностью юмора, но в какой-то степени выходит за его рамки, так как юмор всегда направлен на выявление смешного, а ирония далеко не всегда содержит в себе комическое. В то же время, одной из первоначальных функций иронии в английском дискурсе, как и юмора, является защитная функция. Иронизирование в сложной ситуации помогает скрыть истинные чувства, такие, как смущение, обида, страх и отчаяние, предотвратить критику, а также избежать обострения отношений между собеседниками, сохранить лицо. Все это в конечном итоге способствует созданию комфортной атмосферы и взаимопониманию между собеседниками.
Ирония, как форма комического, занимает промежуточное положение между юмором и сатирой. Если ирония выражает скрытую насмешку и чувство превосходства, то сатира – это злорадный, уничтожающий, разоблачительный смех. Сатира более очевидна, чем ирония, ее цель – клеймить и обличать [11, с. 13]. Сатира, осмеивая предмет изображения, раскрывает его внутреннюю несостоятельность, несоответствия своей природе или предназначению. В европейских литературах последних столетий именно этот тип сатиры получил наибольшее распространение. Его история и теория еще разработаны слабо, что, однако, не мешает обозначать основные характерные черты сатиры этого типа. От юмора сатира принципиально отличается природой и смыслом смеха. Для юмора смех – самоцель, задача писателя-юмориста или отправителя сообщения – развеселить читателя или реципиента. Для сатиры смех – средство развенчания недостатков, орудие бичевания человеческих пороков и проявлений социального зла. В отличие от юмора, сатире свойственны суровость и тенденциозная страстность. Юмор обычно предполагает двойственное отношение к своему предмету – он может быть довольно снисходителен по отношению к осмеиваемому. Сатира же отличается безоговорочным неприятием своего предмета. При этом, ее эстетическая сверхзадача – обличая, возбуждать воспоминания о прекрасном (добре, истине, красоте), оскорбляемом пошлостью, пороком, глупостью [4].
Тем не менее, ирония и сатира могут существовать совместно и дополнять друг друга. Сарказм, тесно граничащий с иронией, концентрирует в себе язвительность, остроту высказывания и часто направлен на то, чтобы уколоть собеседника. По нашему мнению, сарказм иногда выходит за рамки иронии и приближается к «черному юмору» [11, с. 13].
Таким образом, по своим форме и функциям категории комического чрезвычайно разнообразны, но, при этом, они зачастую пересекаются, и границы между ними бывают едва различимыми.
Природа чёрного юмора
Черный юмор, в отличие от других видов юмора, вызывает не только удовольствие. Он порождает двойственную реакцию – после того, как история рассказана, её развлекательный аспект заставляет слушающих засмеяться, однако впоследствии они могут ужаснуться описываемым событиям и даже застыдиться своей первоначальной реакции.
В своей жизни человек сталкивается с явлениями, которые разум отказывается принимать. Зачастую люди отвергают жестокую сторону реальности и в то же время пытаются примириться с ней. Механизмом защиты от «развития негативного аффекта», по выражению Фрейда, и у взрослых, и у детей, в данном случае становится насмешливое отношение к «жестокостям» и «непонятностям» жизни. Превращение негативного аффекта в источник юмористического удовольствия является победой разума над «неразумностью» бытия. По мнению Фрейда, «мрачный юмор» перед лицом смерти, является высшим проявлением мужества и душевного величия человека [35].
Чёрный юмор касается негативных аспектов существования человека. Самой неприятной является мысль о смерти, которую невозможно избежать. Другими компонентами семантического поля черного юмора могут выступать болезни, увечья, несчастья, унижения, сексуальная несостоятельность, неудачи, нехватка различного рода: пищи, удобств, самоутверждения, недостаток свободы, расизм и репрессии. Так боль осознания своей беспомощности или неполноценности, превращенная в смех, теряет своё разрушительное воздействие.
Под одним названием «чёрный юмор» могут объединяться как серьёзные политические, вызванные к жизни реальными событиями анекдоты о репрессиях, политических гонениях, фашистских зверствах и т.п., так и скабрёзные шутки на сексуальные темы, а также детские стишки, описывающие подчёркнуто нереальную действительность. Будь чёрный юмор представлен как одно многоликое или же раздробленное на отдельные категории, классы, виды, явление, он остается сложным феноменом, и его оценка в значительной степени несёт на себе печать субъективности. В одних он представляет собой циничное глумление над человеческими ценностями, в других – помогает притупить страх смерти, эмоционально преодолеть унижения, дискриминацию. Он одновременно позволяет посмотреть на предмет отстранённым взглядом, увидеть в нём не замечаемые ранее и диалектические противоречия и, представив в смешном виде то, что до этого вызывало страх и боль, вырваться, преодолеть угнетённое состояние духа и выжить [34, с. 14].
По мнению российского исследователя В. И. Карасика, по способу взаимодействия с окружающей действительностью «чёрные» шутки можно разделить на два вида. В обществах с устоявшимися традициями и стабильной социальной структурой (например, викторианская Англия или Россия XIX века) функция юмора состоит в том, чтобы вносить в упорядоченный образ жизни безвредную долю хаоса и абсурда. И, наоборот, в тех случаях, когда само общество пребывает в состоянии хаоса и безумия, он становится одним из средств привнесения в него гармонии и порядка [20, с. 143].
Таким образом, чёрный юмор – горькая усмешка человека по поводу своего жалкого положения в реальном мире. Благодаря такому феномену, люди могут не столько подавить то, что трудно принять разумом, сколько представить это таким образом, чтобы можно было взглянуть реальности в лицо и, возвысившись над ситуацией с помощью юмора, одержать над ней личную победу.