Что означает черный камень в мекке
Черный камень в Каабе — что это такое, почему ему поклоняются мусульмане?
Кааба – святыня исламского мира – представляет собой постройку в виде куба внутри Заповедной Мечети (Масджис аль-Харам). Наверное, это наиважнейшее место, которое обязан посетить мусульманин при совершении хаджа – одного из пяти столпов ислама. Согласно легенде, первую Каабу построил изгнанник из рая Адам.
Во время всемирного потопа по разным сведениям та Кааба либо вознеслась на небо, либо была уничтожена. В восстановленной Авраамом и его сыном Измаилом Каабе был установлен Черный камень (аль-Хаджар аль-Асвад). История его загадочна, легенд существует множество. Поклонение Черному камню – необходимая часть хаджа.
Черный камень — что это?
Черный камень представляет собой несколько кусков породы темного цвета размером приблизительно 16 на 20 см, соединенных между собой цементом и вставленных в массивную оправу из серебра. Он расположен в восточном углу Каабы на высоте полутора метров.
По некоторым предположениям, Черный камень представляет собой метеорит. Эта версия подтверждается тем, что ориентировочно в тысяче километров от Мекки есть метеоритный кратер. Достоверно датировать его ученые не сумели. Одни уверены в том, что метеорит упал за несколько тысяч лет до нашей эры, прочие – что всего несколько сотен лет тому назад.
Большинство склоняется к тому, что самый знаменитый и почитаемый камень в мире – это смесь из метеорита и расплавленных горных пород. Подтверждением этому служит неоднородность камня: он содержит осколки кварца, расплавленный песок и т. д.
Однако все вышеперечисленные версии происхождения имеют вес в глазах материалиста. Для истинного мусульманина Черный камень – дар Всевышнего, кусочек потерянного рая. Аль-Хаджар аль-Асвад – святыня, переданная правоверным руками Адама, Авраама, Мухаммада, практически цель хаджа.
История происхождения и легенды, связанные с камнем
Первая Кааба, построенная еще прародителем Адамом, во времена потопа разрушилась (или вознеслась на небо). Заново отстроить мечеть взялся Авраам (Ибрахим) со своим сыном Измаилом. В помощь им взамен строительных лесов был дан летающий валун, который сохранился до настоящего времени, хранит на своей поверхности следы ног Авраама и также находится в Каабе.
По окончании строительства Аврааму потребовался еще один камень, отмечающий начало тавафа – ритуального шествия вокруг Каабы. По преданию, до изгнания, находясь в раю, прародитель вместе с ангелами обходил небесный храм семь раз. Авраам желал того же и на погрязшей в грехе земле. Тогда архангел Гавриил (Джибраэль) принес ему Черный камень с одной из соседних гор.
По другой версии, Черный камень был дан Аллахом Адаму при его изгнании из рая для того, чтобы он очистил свою душу. Или он сам его взял как напоминание об утраченном рае и небесной Каабе. Кто-то считает, что после грехопадения аль-Хаджар аль-Асвадом стал ангел-хранитель Адама, другие – что это целый сонм ангелов, отправленных на землю для защиты Каабы, Мекки или даже всего исламского мира в целом.
По легенде, изначально цвет Черного камня мусульман был белоснежным, блеск его был виден за несколько дней пути от Мекки, но под влиянием грехов человечества святыня потемнела. Ученые же предполагают, что потемнела она от впитанных благовоний и мирра, которым его помазывали поклонявшиеся ему до возникновения ислама язычники.
В начале 7-го века Кааба снова начала ветшать, и отцы города решили ее отремонтировать. Для этого необходимо было перенести высокочтимый камень в другое место. Между влиятельными семьями Мекки (курайшитами) разгорелся горячий спор за право сделать это, чуть не переросший в кровопролитие. Тогда пророк Мухаммад решил проблему оригинальным и всех устроившим способом: он расстелил на земле одежду, положил на нее аль-Хаджар аль-Асвад, и главы семейств, взявшись за края, вместе перенесли камень.
В дальнейшем камень претерпел множество злоключений – был разбит снарядом из катапульты во время осады Мекки в последней четверти 7-го века, был неоднократно украден, осквернен. Его пытались сделать объектом языческого поклонения, предметом для совершения магических действий. Сейчас он состоит из нескольких обломков, находящихся в оправе, которая закреплена гвоздями из серебра.
Как бы то ни было, мусульмане свято верят в сверхъестественное происхождение аль-Хаджар аль-Асвада и почитают его за то, что:
Внешний вид и состав породы
Исследовать аль-Хаджар аль-Асвад не представляется возможным. Для правоверных мусульман это объект поклонения, а никак не изучения. К нему можно прикоснуться, поцеловать, посмотреть на фото или видео, но не более.
Некоторые ученые склоняются к космической природе артефакта. Свое умозаключение они обосновывают тем, что химический анализ песка вокруг Мекки показывает повышенное содержание иридия – вещества, содержащегося в метеоритах.
Другие деятели науки не согласны с такими выводами. Они не признают в Черном камне ни железный, ни каменный метеорит и выдвигают версию, что это осколок неизвестной до сего времени вулканической породы. Основываются они на том, что по преданию аль-Хаджар аль-Асвад может плавать. Так или иначе без детального изучения камня говорить о его природе бесполезно.
Почему мусульмане поклоняются этому камню?
Существует несколько причин, почему последователи ислама поклоняются Черному камню. Во-первых, считается, что его принес из рая прародитель Адам. То есть целовать аль-Хаджар аль-Асвад – значит целовать частицу рая. Согласно хадисам (преданиям), Черный камень – это «правая рука» Аллаха. Таким образом, человек, поцеловавший или дотронувшийся до аль-Хаджар аль-Асвада, здоровается и прикладывает лоб к длани Всевышнего. То есть праведник, коснувшийся аль-Хаджар аль-Асвада и поцеловавший его, осуществил предварительную встречу с Творцом.
Хадисы утверждают, что камень в конце времен будет выступать в защиту тех, кто целовал его и прикасался к нему. Прикосновение к аль-Хаджар аль-Асваду способно исцелить любые болезни.
Какими бы качествами ни наделяли свою святыню верующие, сколько бы легенд о нем ни ходило, хадисы и лидеры магометанства говорят о том, что аль-Хаджар Аль-асвад – свидетель жизненного пути пророка Мухаммада. Как сказал однажды Умар ибн аль-Хаттаб (один из десяти ближайших сподвижников пророка Мухаммада): «Я знаю, что ты просто камень, который не может ни навредить, ни принести пользы, когда бы я не видел целующего тебя Пророка, то не целовал тебя». Мусульманские вероучители с ним полностью согласны.
Черный камень в Мекке
На всей земле множество значимых мест и достопримечательностей с многолетней историей для каждой культуры и религии. В Исламе особое значение имеет Мекка, священный город, который, по словам мусульман, хранит Всевышний Аллах. Ведь именно здесь, родился пророк Мухаммад (с.а.в.). Именно здесь ежегодно собирается более четырех миллионов паломников. Именно здесь каждый мусульманин мечтает посетить Дом Бога и ощутить связь с Господом.
Одной из чудодейственных реликвий является черный камень. Расположен он на святой земле храма Кааба, находящегося в Заповедной Мечети.
Какова же история черного камня в Каабе и в чем его значение для мусульман? По преданию этот храм был возведён для Адама (а.с.). Его тоска по жизни в Раю была столь сильной и горькой, что Всевышний пожалел его и создал такой же храм, как и на небесах, и спустил его на землю. У Адама появилась копия райского сооружения. Но после Великого потопа строение и место, на котором она была, были смыты и потеряны.
После чего пророк Авраам решил заново отстроить храм. Приближенный к Богу ангел Джабраил помог ему и спустил с небес на землю необычный плоский черный камень. Он был подвешен в невесомости и взлетал и опускался на любое расстояние. Таким образом он выполнял роль своеобразного леса.
Этот черный камень находится в Мекке и по сей день, хоть уже и не обладает невероятными левитирующими свойствами. И все мусульмане молятся о том, чтобы хотя бы единожды посетить этот город и увидеть воочию священный камень.
Почему камень Каабы стал черным?
По словам предания, черный камень оказался на земле, когда пророк Ибрахим (а.с.) уже достраивал храм в Мекке. Ему нужен был какой-то ориентир, который бы точно определял место для начала священного ритуала – семикратного обхода вокруг храма. Он вспоминал события, которые происходили в Раю. Ангелы и сам Адам проходили семь кругов вокруг храма. Поэтому Ибрахим (а.с.) хотел воссоздать этот ритуал, поэтому ангел Джабраил (а.с.) помог ему.
Существует легенда, которая повествует, что черным камнем является ангел-хранитель первого человека на земле. Якобы после грехопадения Адама (а.с.) его обратили в камень. А когда ангел спустил черный камень на землю Мекки, он начал ослеплять ярким белым светом.
По преданию камень Каабы в храме впитывает все грехи мусульман, тем самым темнея и превращаясь в черный камень.
На данный момент ученые всё ещё не раскрыли тайну состава этого камня. Но существуют две основные версии: это либо кусок от вулканической породы, которая ещё не известная человечеству, либо – метеорит, который упал в Мекке. Такая загадочность привлекает не только верующих, но и множество туристов.
Такая необычная достопримечательность всегда вызывала интерес у народа. У черного камня в Каабе есть такая история. Когда храм нуждался в ремонте, племенные семьи курайшитов хотели разобрать камень на кусочки и перенести его. Это привело к ожесточенному спору. Но Мухаммад (с.а.в.) принял верное решение и исправил положение. Он постелил на землю свой плащ, завернул в него камень. А каждый старейшина древнейших родов должен был взять за край плащ и перенести камень таким образом на другое место.
Теперь в это священное место верующие совершают паломничество, называемое хаджем. Там все мусульмане должны семь раз обойти вокруг Каабы. Он обозначает гармонию и подчинение всего живого одной системе, которая воплощена в Господе.
Чёрный камень Каабы – аль-Хаджар аль-асвад
Наверное, каждый человек, который побывал в хадже, видел священную Каабу, которая находится внутри мечети под названием «аль-Харам» (Запретная мечеть), и вокруг которой совершают обхождение все паломники. А кто-то видел её в разных картинках на телефоне или в социальных сетях.
Да, это Кааба, покрытая чёрным материалом, которую многие ошибочно считают одним большим камнем. Однако это священная Кааба, главная святыня мусульман. Вот в его стенах и расположен знаменитый «аль-Хаджар аль-асвад».
Очень многие мусульмане, подходя к Каабе, стремятся поцеловать и обнять её, и обратиться к Аллаху с мольбой в таком состоянии. Но есть особый камень в углу Каабы, он чёрного цвета и вокруг серебряный круг, внутри которого он находится, а от касания людей он уже стал как ямка в углу святыни.
«Аль-Хаджар аль-асвад» (Чёрный камень) или «аль-Хаджар аль-асаад» (камень счастья), как любят говорить мекканцы, самый ценный камень в мире. А та сторона Каабы, в которой находится этот камень, самый лучший и достойный угол – «рукн аль-Хаджар аль-асвад». Поэтому его целуют, ставят на него лоб, касаются его руками, дабы получить благодать. Он расположен где-то в полутора метрах от земли в углу Каабы.
Кто первым поставил Чёрный камень в стену Каабы
Первым построил Каабу Пророк Адам (мир ему). Это согласно мнению Саида ибн аль-Мусайиба, Ибн аль-Джавзи, Ибн Хаджара аль-Аскаляний. Есть и другие мнения учёных, что первым священную Каабу построил Пророк Ибрахим (мир ему).
Но мнение, что Пророк Адам (мир ему) первый построил её – более вероятное, потому как Всевышний Аллах в Коране сказал:
وَعَهِدْنا إِلى إِبْراهِيمَ وَ إِسْماعِيلَ أَنْ طَهِّرا بَيْتِيَ
Смысл: «И мы возложили на Ибрахима и Исмаиля (сына Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклонялись люди, помимо Аллаха) Мой дом (т.е. священную Каабу)» («аль-Бакара», 125). То есть Кааба уже существовала ещё до рождения пророка Ибрахима (мир ему), но во время всемирного потопа, случившегося в эпоху пророка Нуха (мир ему), она была вознесена, а Чёрный камень был скрыт в горе Абу Кубайс.
Во времена пророка Ибрахима (мир ему) он заново отстроил его по повелению Аллаха. Построив Каабу, Ибрахим (мир ему) обнаружил, что не хватает камня в одном из углов, который указывает начало круга при обходе Каабы. Тогда со стороны горы он услышал голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» (т.е. во мне) и раскрылась. Рассказали, что ангел Джибриль (мир ему) достал этот камень и принёс его пророку Ибрахиму (мир ему), вот так завершилось строение Каабы.
Оказывается, изначально этот камень был белым, а чёрным он стал из-за грехов сыновей Адама (людей). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
نزل الحجر الأسود من الجنة وهو أشد بياضاً من اللبن، فسودته خطايا بني آدم
«Чёрный камень ниспосылался из Рая, будучи очень белым, и он стал чёрным из-за людских грехов» (ат-Тирмизий).
В последующем разные народы и племена пытались своровать этот камень, а другие пытались присвоить себе. В этом нет ничего необычного, потому как все мусульмане всех времён знали, что этот камень из Рая, а тот, приобретал его, имел авторитет и почтение в обществе.
Однако волю и решение Аллаха никто не сможет изменить, и последние бану Хузаа за-брали его у племени Джурхум и поставили обратно. А когда курайшиты времени Посланника Аллаха (мир ему и благословение) решили отреставрировать Каабу, то сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был удостоен чести принять участие в установлении этого камня в угол Каабы. После этого и до сегодняшнего дня были ещё реставрации и некоторые реконструкции Каабы.
Достоинство Чёрного камня
Это величайший камень, принесённый из Рая, который человек может увидеть воочию и до которого он может дотронуться. Помимо того, что этот камень в углу главной святыни всех мусульман, есть и изречения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о его достоинстве. В хадисе сказано:
الحجر الأسود من حجارة الجنة
«Чёрный камень – это камень из Рая» (ат-Тирмизий, достоверный хадис).
В другом хадисе говорится:
إن الركن والمقام ياقوتتان من ياقوت الجنة طمس الله تعالى نورهما ولو لم يطمس نورهما لأضاءتا ما بين المشرق والمغرب
«Поистине, Рукн (т.е. Чёрный камень) и макам (камень, на котором стоял Ибрахим, когда строил Каабу) Ибрахима (мир ему) – драгоценные камни (яхонт) из драгоценных камней Рая, и Аллах скрыл их сияния. Если бы Аллах не скрыл это, то они озарили бы запад и восток (весь мир)» (ат-Тирмизий, Ахмад).
Экспертиза камня
Один британец, когда услышал, что Пророк (мир ему и благословение) говорил, что это камень из Рая, решил проверить. Он изучил арабский язык, вылетел в Мекку и с помощью принадлежностей взял частицы камня и увёз их на экспертизу. То, что он узнал, поразило его, и он принял Ислам, потому как утвердился в том, что данный камень не имеет аналогов на этой земле по своему составу и т.д. Этот человек не был мусульманином, ему не было смысла врать в поддержку Ислама. А также принять другую веру очень сложно, и для этого должны быть очень сильные аргументы, а этому человеку Аллах раскрыл эти убедительные аргументы и наставил посредством этого на путь Ислама.
Чёрный камень – лучшее лекарство
Этот камень исцеляет любую болезнь, кроме смерти. В хадисе сказано:
لولا ما مس الحجر من أنجاس الجاهلية ما مسه ذو عاهة إلا شفي وما على الأرض شيء من الجنة غيره
«Если бы этого камня не коснулась нечисть джахилийи (доисламских времён невежества, т.е. руки многобожников), то больной (физические болезни или порча), который дотронулся бы его, непременно исцелился бы, и нет на земле ничего из Рая, кроме этого камня» (Ахмад, ат-Тирмизий).
Целование и касание Чёрного камня
Целовать этот прекрасный камень – значит целовать частичку из Рая. Миллиарды и миллиарды мусульман до сегодняшнего дня и до Дня Суда почитают этот камень, как завещали нам Посланники и Пророки Аллаха (мир им), четыре праведных халифа и праведные предки (саляфу салих). Поистине, это есть чудо, чудо от Самого Аллаха и знамение для всех разумеющих.
Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) подошёл к этому камню и поцеловал его, а далее сказал: «Я знаю, что ты просто камень, который не вредит и не приносит пользу (т.е. сам по себе), и если бы я не увидел, что Пророк (мир ему и благословение) целовал тебя, то я не поцеловал тебя» (аль-Бухари).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إن لهذا الحجر لسانًا وشفتين يشهد لمن استلمه يوم القيامة بحق
«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его» (привёл Ибн Хузайма в книге «Сахих»).
Это милость Аллаха и ходатай в день Великого Суда. Да сделает нас Аллах из числа паломников, совершающих хадж на священную землю. Аминь!
Ибн Мухаммад
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кааба
Кааба в Мекке или аль-Кааба – так называется главная святыня мусульманского мира. Именно в сторону нее все молящиеся мусульмане обращаются во время совершения намаза, это называется обратиться в направлении киблы.
Также к Священной Каабе каждый год мусульмане всего мира совершают паломничество в рамках Хаджа, и это паломничество является важной частью мусульманского ритуала.
В мусульманском мире считают, что Камень Каабы на земле воплощает находящуюся на небесах ал-Каабу.
Кааба располагается в самом центре ал-Масджид ал-Харам, Запретной Мечети, которая является главной мечетью Саудовский Аравии.
Внешний вид
Кааба в Мекке – это здание из камня, которое достигает пятнадцати метров в высоту и имеет основание 12 метров на 10 метров, своими углами Кааба указывает в стороны света.
Каждый угол священной Каабы имеет свое название:
Сверху Каабу покрывает черное полотно или кисва, представляющее собой сшитые вместе полотнища черного цвета. На данном полотне вышиты аяты Священной книги Коран, которые располагаются по бордюру, а также вышиты внутри медальонов. Это аяты Священной Книги Коран, которые имеют отношение к вопросам Хаджа и самой Каабы.
В северо-восточной стене здания расположена дверь, которую также скрывает покрывало. Эта дверь расположена высоко над землей на высоте около двух метров. Для того, чтобы попасть внутрь для очищения Каабы или во время ее посещения, к данной двери приставляют специальную лестницу.
Кааба внутри
Внутри Каабы расположены три колонны, также внутри размещено много светильников и ламп, которые украшены росписью эмалью. Внутри Каабы хранят дарственные свитки Священной Книги Коран.
Между местом, где располагается черный камень Каабы, и дверью есть часть стены, которая носит название «ал-мультазам». Возле этой части стены мусульмане произносят молитву, от Пророка ﷺ передаются слабые хадисы, что в этом месте (между дверью и камнем) он ﷺ прикоснулся к Каабе грудью, лицом и руками и делал дуа. То же самое достоверно передается от некоторых сподвижников, поэтому можно так делать. Можно говорить любое дуа, хотя от сподвижников передается конкретное дуа.
Северо-западная стена имеет водосток, который выступает с крыши и отделан позолотой. Этот сток для воды носит название «мизаб ар-рахма» или «ал-мизаб».
Кибла – это та часть Каабы, которая расположена между ал-мизрабом и западным углом здания Каабы.
Ал-хатим – это полукруглая стенка, расположенная у северо-восточной стены Каабы, с помощью ал-хатим отгораживается хиджр Исмаил или ал-хиджр, так называют то место, в которое не заходят паломники, когда обходят Каабу семь раз, совершая таваф во время хаджа. Во времена Ибрахима ал-хиджр являлось частью самой Каабы.
Вокруг Каабы
На видео выше можно увидеть прямую трансляцию в онлайн режиме Каабы.
Вокруг Каабы вымощена дорожка, и по этой дорожке паломники ритуально обходят святилище – этот ритуальный обход носит название «таваф».
Практически напротив того места, где расположен «черный камень», располагается Замзам – священный источник.
Когда Пророк Мухаммад ﷺ был молод, внутри здания ал-Каабы в Мекке стоял идол божества по имени Хубала, который являлся покровителем Мекки. Вокруг Каабы в то время находились триста шестьдесят идолов разных божеств, которых почитали в Аравии в разных ее районах и землях. Стены Каабы изнутри были покрыты, как сказано в легенде, изображениями персонажей из Евангелия и Библии.
Тайна «черного камня Каабы»
Напротив «места Ибрахима» в углу Каабы заложен черный камень «Хаджар аль-Асвад». «Черный камень» является ничем иным, как белым яхонтом, который был принесен на землю из Рая, когда Бог даровал его пророку Адаму. Но камень стал черным из-за людских пороков и грехов.
Поклоняются ли мусульмане черному камню или Каабе?
Ответ на этот вопрос очевиден: мусульмане не поклоняются ни черному камню, ни Каабе. Черный камень служит лишь откуда должен начинаться обход (таваф) вокруг Священного Дома для обрядов хаджа. Также Кааба указывает мусульманам в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза.
История создания
Неизвестно, когда точно была возведена Кааба, и существует несколько разных точек зрения, по одной из таких точек зрения заслуга в строительстве Каабы принадлежит Пророку Адаму, который был первым человеком на Земле и создателем Каабы.
По этой версии, первое здание над этим камнем построил сам пророк Адам, по разным источникам, это было некое сооружение или палатка. Но самый первый вариант ал-Каабы был возведен его сыном Сифом или Шисом.
Далее Кааба подверглась разрушению, и только после того, как сын Ибрахима Исмаил поселился в Мекке, Ибрагим получил от Всевышнего Аллаха повеление восстановить основание, на котором стояла Кааба.
В достоверном хадисе сказано, что сын пророка Ибрахима приносил ему камни, а сам Ибрахим строил стены, и в самом конце строительства сын Ибрахима поднял камень, чтобы отец смог встать на него и закончить строительство, и в этом камне отпечатались следы пророка Ибрахима.
Значение
Мекканские суры Священной книги Коран упоминают, что Всевышний Аллах является Господином аль-Каабы, которую называют «ал-байт ал-мамур» или «ал-байт». В Священной Книге Коран верующих называют «народом Каабы» или «ахл ал-байт», а саму Каабу называют «древним Домом» или «ал-байт ал-атик».
Кааба приобрела для ислама еще большее значение, когда в Медине объявили Каабу киблой, то есть тем направлением, куда должны обращаться молящиеся во время совершения намаза, хотя до того момента молящиеся верующие должны были обращаться лицом в направлении Иерусалима.
Именно Каабе принадлежит заслуга в становлении ислама как религии самостоятельной и отдельной, имеющий аравийские корни.
Очищение от идолов
Перед Пророком Мухаммадом ﷺ встала задача очистить Каабу от идолов и освободить от неверующих. После того, как в 628 году в аль-Худайбии был заключен договор между мекканцами и мусульманами, последним было дано право совершать к Каабе паломничество. Во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ мусульманами было совершено малое паломничество, которое состоялось в 629 году, и уже в 630 году мусульмане заняли Мекку, и тогда они уничтожили всех идолов, которые стояли снаружи Каабы. Также были уничтожены росписи на стенах.
Сподвижник Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр в 630 году совершил первый за всю историю ислама полноценный мусульманский хадж, и в связи с таким событием было ниспослано откровение Пророку ﷺ, которое установило правила совершения хаджа. Также в данном откровении было объявлено о том, что с многобожниками произошел полный разрыв. В этом откровении был введен запрет на то, чтобы язычники принимали участие в хадже. Посланник Аллаха ﷺ также совершит паломничество в 631 году, и это паломничество стало последним для него.
Реконструкции
Реконструкции вокруг здания Каабы велись как при жизни Пророка Мухаммада ﷺ, так и на протяжении последующей истории ислама территория вокруг Каабы реконструировалась и расширялась мечеть у Кааабы.
Каабу перестраивали по разным версиям от пяти до двенадцати раз за все время ее существования: причинами ее разрушения были и пожары, и потопы, и военные действия. Заботились о Каабе по очереди те племена, которые проживали в Мекке. За время своего существования Кааба неоднократно приходила в ветхое состояние и подвергалась разрушениям со стороны паводковых вод.
Реконструкция при курайшитах
В самом начале шестого века племя курайшитов, из которого происходил сам Посланник Аллаха ﷺ, осуществили ремонт Каабы. Руководил ремонтными работами мастер из Византии, который оказался в Мекке случайно, попав в кораблекрушение в Красном море.
Существует хадис, который рассказывает, что Посланник Аллаха ﷺ в возрасте двадцати пяти лет принимал участие в работах по ремонту Каабы. Во времена Пророка Мухаммеда ﷺ, еще до начала его пророческой миссии, была совершена самая известная из реконструкций Каабы, и именно Пророк Мухаммед ﷺ, приняв правильное решение, сумел спасти от кровопролития арабские племена. Когда разразился спор о том, кому после реконструкции вставлять «черный камень» в стену Каабы, было принято решение, что это должен сделать Мухаммед ﷺ, однако спор не утихал, поскольку теперь старейшины решили выяснять, кому принадлежит право нести этот камень к Каабе. И тогда Пророк Мухаммед ﷺ предложил неожиданное решение: он предложил положить камень на плащ, а старейшинам нести его вместе, взявшись за концы плаща.
Реконструкция храма при Пророке Мухаммеде ﷺ известна еще и тем, что при этой реконструкции форма Каабы, которая до этого момента была прямоугольной, изменилась на квадратную форму. Примечателен также тот факт, что курайшиты не соглашались использовать для оплаты работ по реконструкции и материалов для храма деньги, которые были заработаны нечестным путем, то есть путем азартных игр или грабежей, а также путем проституции и ростовщичества. Однако в процессе сбора средств было установлено, что люди настолько стали грешными и погрязли в стяжательстве, что нужной суммы не получается собрать только «чистыми» деньгами. В результате нехватки средств здание святыни и было укорочено, поэтому оно и приобрело квадратную форму. После этого попытки вернуть Каабе прямоугольную форму предпринимались не раз, но в итоге здание осталось кубическим.
Реконструкция после эры Пророка ﷺ – Абдулла ибн аз-Зубайр
В тридцатые годы седьмого века, когда во главе халифата находился халиф Умар, были уничтожены дома, которые находились рядом с Каабой, и вместо них в этом месте построили мечеть, которая получила название Запретная мечеть или ал-Масджид ал-Харам.
После того, как в 683 году Мекка была обстреляна войсками Омейядов, воевавших против Абдуллаха ибн аз-Зубайра, который объявил себя халифом, Абдуллах заявил, что продолжит замысел Посланника Аллаха ﷺ и выполнит его, сделает перестройку Каабы, чтобы вернуть святыне ее древний вид, который храм имел еще при Ибрахиме. Тогда здание Каабы расширили, а также включили в ее состав аль-хиджр.
После того, как в 693 году был разгромлен Ибн аз-Зубайр, святыня снова вернула себе тот вид, который был у нее прежде и который сохраняется до сих пор.
Исторические события, связанные с Каабой
Когда Мекку в 929 году захватили карматы, представлявшие крупное религиозно-политическое учение в халифате конца девятого начала десятого веков в период правления Аббасидов, они забрали с собой «черный камень», и только спустя двадцать лет удалось вернуть «черный камень» на его законное место.
С течением времени территория вокруг храма застраивалась самыми разными сооружениями, в число которых входили и кафедры основных мазхабов ислама. Эти кафедры были убраны, когда саудовские правители в пятидесятых-шестидесятых годах проводили крупный ремонт храма.
Правила посещения Каабы
Поскольку количество паломников огромное, а здание храма очень маленькое, посещение самого храма невозможно, поэтому войти и находиться внутри Каабы может быть разрешено только особым людям, но и для них двери Каабы открываются только два раза в год. Эти люди могут изнутри увидеть святыню только во время церемоний омовения, проходящих перед хаджем и перед началом священного месяца Рамадан. Совершающие хадж паломники могут прикоснуться к святыне, но посещение храма возможно только для мусульман, а представителям других религий невозможно попасть в эти святые места.
Будет ли разрушена когда-нибудь Кааба?
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)