Что означает черкесский флаг

Происхождение черкесского флага

Что означает черкесский флаг

Самир Хотко.
Доктор исторических наук

К тому времени, когда Черкесия оказалась втянута в вековое соперничество держав за Кавказ, она прошла долгий путь социального и полити­ческого развития. Черкесию можно с полным на то основанием определить как конфедеративное государственное образование, в котором происходили консолидационные процессы, направленные на форми­рование национального госу­дар­ства. Отражением этойглав­ной тенденции в общест­венной жизни адыгов стало появление общенационального флага.

Что означает черкесский флаг
В исторической литературе часто встречается утверждение, что флаг независимой Черкесии был изобретен Д. Уркартом (David Urquhart, 1805 — 1877), секретарем британского посольства в Стамбуле, который в этот период начал свою карьеру одного из наиболее влиятельных политических деятелей Британской империи. Сам Д. Уркарт подчеркивал, что авторство и даже сама идея создания флага принадлежит ему. Знамя в трех экземплярах было прислано Уркартом в Черкесию в июне 1836 г.: «Дауд-бей (мусульманский псев­доним Уркарта, прим. С. Х.) прислал для шапсуг, натухайцев и абазехов три одноцветных флага, имеющих посередине белый круг с тремя черными стрелами, это был, по его словам, флаг независимости, присланный королем черкесам»1. В докладной записке начальника штаба войск Кавказской линии (февраль 1839 г.) отмечается, что «флаг этот называли Делиберти»2. Название «Делиберти», очевидно, восходит к «The Liberty», то есть, «Свобода».

Что означает черкесский флагГерб «Кабардинской земли» 1672 г. См.: РГАДА. Ф. 135. ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ. Ед. хр. 401. «Титулярник» 1672 г. («Большая государственная книга»).

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что как единственный трехдневный визит Д. Ур­карта в Черкесию в 1834 г., так и последующие англо-черкесские контакты осуществлялись через посредство и в определенной степени руководство полномочного черкесского представителя в Османской Турции Сефербея Заноко (1789 — 1859). По крайней мере, без санкции «посла Черкесии» Д. Уркарт не должен был бы брать на себя столь важное дело. Согласно Дж. Бэллу, флаг получил в Черкесии название Санджак-Шериф, то есть так, как назывался главный флаг Османской империи. Его привез из Турции некий молодой человек Хатажук, приближенный известного военачальника Шурухуко Тугуза. Хранился флаг в ауле главного кадия области Натхокуадж Мехмета-эфенди 3. Эд. Спенсер сообщал, что первый экземпляр флага был вышит руками черкесской княжны, проживающей в Стамбуле.

Название Санджак-Шериф означает «Священное знамя» или «Знамя пророка» (санджак — тур. знамя, провинция, государство; шериф — араб. знатный, благородный)4. Константин Базили, один из основоположников российской шко­лы востоковедения, писал: «Сан­джак-Шериф был сперва чалмой одного из магометовых воинов, потом сделался первым знаменем исламизма и халифов; он перешел к турецким султанам вместе с халифатом после завоевания Каира Селимом I. Его выносят обыкновенно в лагерь, когда сам султан или верховный визирь предводительствует армией»5.

Представление данного флага как символа священной, религиозной борьбы сопряжено с идеей газавата (в арабской традиции так именовались сражения и походы с участием пророка Мухаммада): с 20-х годов XIX в. сопротивление царской агрессии считалось черкесами газаватом6. О практике жалования султанского знамени черкесским вождям сообщал в 1812 г. подполковник Буцковский, отметивший, что старший князь Бесленея Мурзабек Каноков имеет «султанское знамя, около коего в военное время собираются все подвластные ему народы»7.

С. Заноко, по всей видимости, имеет прямое отношение к созданию флага. Исторические генеалогические корни адыгского флага связаны со зна­менем вали (старшего князя, пщы­шхуэ) Кабарды Кучука Джан­хотова, на котором изображены «две скрещенные стрелы, обращенные острием верх, и три звезды — символ объединенной Кабарды»8. В свою очередь, флаг Джанхотова восходит к гербу «Кабардинской земли», созданному для «Царского титулярника» 1672 г.9.

Что означает черкесский флагКеллогг М. К. (Miner Kilbourne Kellogg, 1814 — 1889). Портрет Зефир-Бея (Сефер-Бея Зана), известного черкес-­ ского вождя, аристократа, военного лидера и дипломата. Константинополь, 1845 г.

Таким образом, составленный западноадыгским князем в Стамбуле (при весьма вероятном участии Д. Уркарта) флаг независимой Черкесии 1836 г. восходит к гербу Кабарды, со­ставленному в Москве в 1672 г. Е. В. Пчелов отмечает, что в отличие от многих гербов «Царского титулярника» «кабардинская эмблема вообще отличается подчеркнуто геральдизированным характером; примечательно наличие в ней центрального щитка (с полумесяцем), имеющего чисто ге­ральдическую форму»10. Данный элемент есть только еще у одного герба этого геральдического свода — у герба «турского салтана». «Сходство геральдических щитков и основных эмблем заставляет думать, — отмечает Е.В. Пчелов, — что прообразом для кабардинского герба послужил турецкий. Основанием для этого было то, что Кабарда, как и Турция, относилась к исламскому миру. А так как она обладала большой самостоятельностью (а не была включена в состав собственно Русского государства, подобно территориям бывших ордынских ханств), то, по сути, представляла собой единственную мусульманскую землю, находившуюся под верховной эгидой русских царей. Это и было отражено в ее гербе»11. Происхождение второго элемента герба «Кабардинской земли» — скрещенных стрел — Е. В. Пчелов объяснить не смог, но подчеркнул существование такого элемента на гербе «Государь Иверские земли» этого же гербовника. Исследователь подчеркивает вероятность того, что эта эмблема (скрещенные стрелы) могла бытовать в адыгской среде, «в том числе, и в роде князей Черкасских, представители которого в какой-то степени могли оказать влияние на создание кабардинской эмблемы “Титулярника”»12.

Родственно и политически связанный13 с кабардинской знатью Сефербей Зан мог использовать местный генеалогический опыт при создании общечеркесского флага. Скрещенные стрелы могут символизировать присягу национального единения. У адыгов существовала традиция принесения клятвы в священном месте, во время которой стороны в знак нерушимости договора ломали стрелу. Так, после принесения клятвы и при скреплении договора кабардинцы ломали стрелы и оставляли их в знак нерушимости слова в Татартупе14.

С. Заноко являлся единственным полномочным черкесским лидером, способным санкционировать создание флага. Дж. Бэлл подчеркивает то обстоятельство, что отбытие Сефербея в Стамбул не было его личным делом, но что предварительно он объездил все области Черкесии и заручился поддержкой «вождей и влиятельных персон, чтобы добиться своего назначения в качестве посла, коему поручено будет обеспечить краю помощь зарубежной державы»15.

Российский посол в Турции Бутенев в письме барону Розену, командующему Кавказским корпусом, подчеркивал это важнейшее обстоятельство: «Он (Сефербей, прим. С. Х.) имел у себя письменно род полномочий, скрепленных печа­тями около 200 горских узде­ней и начальников»16. Период, когда Сефербей совершил объезд различных районов Чер­кесии, по всей видимости, относится к лету и осени 1831 г. В это время он упоминается в состав руководителей народного собрания, которое перемещалось из района Майкопа на Большой Зеленчук, с целью консолидировать все население и привести его к присяге17.

Согласно русскому источ­нику, английский посол лорд Понсонби вел переговоры с князем Сефер-беем, который прибыл в Константинополь в качестве «уполномоченного старшин двенадцати кавказских племен для переговоров с турецким правительством и английскими представителями в турецкой столице». Согласно Дж. Бэллу, «лига, послом которой был на­значен Сефер-Бей, состояла

из следующих двенадцати провинций: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай»18. Кабардинцы здесь не названы, но они были одной из ведущих сил черкесского сопротивления, поскольку в большом числе (более 60 аулов) мигрировали из подавленной А. П. Ермоловым Кабарды в Западную Чер­кесию в 1822 — 1825 гг. Упо­мянутое у Бэлла общество Те­бердех («тебердинцы» русских источников) состояло из этих кабардинских хаджиретов. Наиболее крупный аба­зинский округ Башилбай был представлен в этом отношении (т.е., в наделении полномочия­ми С. Заноко) не только абазинскими старшинами, но и кабардинскими князьями. Кабардинцы были участниками всех абадзехских собраний.

Поскольку С. Заноко являлся де-факто послом при султан­ском дворе, то санкционировать он должен был именно такое знамя, которое подчерки­вало статус Черкесии как го­сударства в составе Османской империи. Княжеская и старшинская (тфокотльская) элиты воспринимали данный статус как наи­более действенный механизм обеспечения факти­ческой независимости своей ро­дины.

1 Шамиль — ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси, 1953. С. 108 — 109.
2 Там же. С. 178.
3 Там же. С. 117, 131.
4 Миллер А. Ф. Мустафа-паша Байрактар. М., 1947. С. 498.
5 Базили К. Очерки Константинополя. М., 2006. С. 61.
6 Адыгские песни времен Кавказской войны. Нальчик, 2005. С. 77, 311.
7 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 414. Д. 300. Л. 83.
8 Максидов А. А. Знамена кабардинских князей и дворян // Генеалогия Северного Кавказа. Нальчик, 2003. N 5. С. 142. Рис. 4.
9 Пчелов Е. В. Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI — начала XX века. Нальчик, 2007. С. 49.
10 Там же. С. 51.
11 Там же. С. 51–52.
12 Там же. С. 52.
13 Его отец, основатель города и крепости Анапа Мехмед-
Гирей Зан являлся родным дядей Атажуки Хамурзина, валия Большой Кабарды. См.: Кабардино-русские отношения. Т. II. М., 1957. С. 370.
14 Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994. С. 136.
15 Бэлл Дж. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837 — 1839 годов. Нальчик, 2007. Т. 2. С. 174.
16 Шамиль… С. 101.
17 Дело о восстании абазехов и других горских племен // Российский государственный военно-исторический архив.
Ф. 13454. Оп. 6. Д. 42. Л. 79.
18 Бэлл Дж. Дневник… Т. 1. С. 338.
19 Там же. С. 354; Шамиль… С. 136 — 137.

Источник

День черкесского флага

25 апреля черкесы всего мира отмечают День черкесского флага. В Карачаево-Черкесии, Адыгее и Кабардино-Балкарии и черкесская общественность организует конные переходы, автопробеги, танцевальные игры, спортивные состязания и другие праздничные мероприятия. «Кавказский узел» собрал информацию о символике флага адыгов, истории его возникновения и о некоторых традициях празднования Дня черкесского флага.

Символика черкесского флага

Черкесский флаг является одним из главных символов адыгского (черкесского) народа. Он представляет из себя зелёное прямоугольное поле, на котором изображены три скрещённые золотые стрелы и 12 золотых звёзд.

Символика флага – звезды, стрелы, сочетание цветов – трактуется по-разному.

Наиболее распространенная трактовка 12 звезд состоит в том, что они символизируют 12 основных черкесских племен (субэтносов): абадзехи, бесленеи, бжедуги, жанеи, кабардеи (кабардинцы), мамхеги, махоши, натухаи, темиргой, убыхи, хатукаи, шапсуги.

По одной из версий, три перекрещенные стрелы символизируют три главных княжеских рода.

Другая версия гласит, что три перекрещенные стрелы являются символом единства и мира. В мирное время черкесы, принадлежавшие к элитарному воинскому сословию, обычно носили с собой три стрелы в колчане: стрелы, направленные наконечником вверх, означали мир, а перекрещенные стрелы – единение. Они восходят к символике, связанной с героем нартского эпоса Тлепшем, покровителем кузнечного ремесла.

История флага

Что означает черкесский флагО происхождении черкесского флага высказываются различные версии, хотя все они относят появление этого символа к 1830-м годам.

Существует версия, приведенная корреспонденту «Кавказского узла» журналисткой газеты «Черкесс Хэку» Диной Куштовой, в соответствии с которой флаг был предложен черкесским князем Заном Сефер-беем. Также есть мнение, что этот флаг был впервые доставлен в район долины Шерегеш (совр. Сочи) британским агентом Джеймсом С. Беллом в 1837-1840 годах.

После выхода Адыгейской автономной области из состава Краснодарского края и провозглашения самостоятельного субъекта Федерации – Республики Адыгея он в марте 1992 года был утверждён Верховным Советом республики в качестве её государственного флага.

День черкесского флага

Что означает черкесский флагПо традиции празднование дня флага начинается с конного перехода или автопробега и завершается Адыгэ Джэгу (черкесское танцевальное игрище).

День черкесского флага в первый раз отмечался 25 апреля 2010 года, когда праздновалось его 180-летие. Как сообщил один из организаторов праздника, помощник члена Совета Федерации Асфар Куек, дата 25 апреля выбрана произвольно, «хотелось провести праздник весной, поскольку именно это время года символизирует рождение».

25 апреля 2011 года День черкесского флага широко отмечался в Адыгее и Карачаево-Черкесии.

В Карачаево-Черкесии праздничные мероприятия были пресечены полицией. В 10.00 около 15 представителей черкесской молодежи начали конный переход из аула Жако Хабезского района Карачаево-Черкесии в Черкесск. По дороге всадников начали останавливали сотрудники полиции. В город Черкесск им запретили въезжать на лошадях. Всадники въехали в город через лесной массив, но совершить церимониальный круг почета и передать флаг участникам празднования полиция не позволила. Флаг все же был передан участникам праздника, а традиционное черкесское мероприятие «Адыгэ Джэгу» началось с опозданием на 2 часа. Праздничные танцы прошли организованно, без каких-либо инцидентов.

В Грузии праздник был организован Черкесским культурным центром и проходил в Национальной библиотеке. На мероприятии присутствовали сотрудники центра, ученые, общественность Грузии, студенческая молодежь.

25 апреля 2015 года более 100 машин участвовали в Кабардино-Балкарии в автопробеге в честь Дня черкесского флага. Автопробег проходит по маршруту Нальчик, Чегем 1, Дыгулыбгуей, Баксан, Альтуд, Прохладный, Майский, Джулат, Арик, Терек, Александровская, Аргудан, Старый Черек, Нижний Черек, Кахун, Нарткала, Урвань, Нальчик.

Однако «Адыгэ Хасэ» Кабардино-Балкарии и Координационный совет адыгских общественных организаций отказались от участия в автопробеге в честь Дня черкесского флага в Нальчике, поскольку власти потребовали поименный список участников пробега.

Также в Тбилисском государственном университете прошла выставка работ черкесских художников, а также прошла презентация книги «Черкесия — боль моя».

В 2016 году мероприятия в День черкесского флага прошли более масштабно, чем в прошлые годы: общественным движением «Молодежное Адыгэ Хасэ» и движением «Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент» были организованы в Хабезском районе автопробег, в Черкесске – шествие, Адыгэ Джэгу (национальные танцы) и церемония зажжения свечей по контуру флага.

День черкесского флага отмечается в более чем 50 странах мира, где проживают потомки черкесских эмигрантов.

Примечания

Автор: Кавказский Узел

Источник

Адыгский флаг. Откуда он?

Популярное сегодня среди адыгов знамя с изображе­нием 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из 74 тысяч из истори­ческой ситуации девятнадца­того века. Историк Р. Трахо в своей книге «Черкесы», которая вышла в свет в Мюн­хене в 1956 году, пишет: «… Петербургская Конвен­ция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черке­сы подчинились «Великому свободному собранию». Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Тур­цию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобили­зацию. Символом черкесского единства служил националь­ный флаг 1830 года зелено­го цвета с тремя скрещен­ными стрелами и 12 звезда­ми по количеству основных племен и округов Объединен­ной Черкесии…».

Что означает черкесский флаг Нам кажется, будет инте­ресно читателям узнать о том, как было встречено зна­мя адыгами, тем более имея под рукой воспоминание ан­гличанина Эдмунда Спен­сера «Путешествие в Черкесию», которое, вышло отдельной книгой в Лондоне в 1839 году. На первой стра­нице книги есть цветная ил­люстрация черкесского зна­мени. Автор пишет: «…После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, тысячи великолеп­ных, красивых, статных воинов поскакали навстречу, и через несколько секунд мы были окружены сотнями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужест­венный вождь Херсис Султун-оглу развернул велико­лепное национальное знамя, которое он получил из Стам­була, разрисованное прек­расными руками черкесской княжны, занимавшей высо­кое положение в Турецкой империи. При виде этого, столь долго ожидаемого на­ционального флага, тысячи мечей взлетели в воздух, и единый, несмолкаемый воз­глас радости исторгся из душ этой огромной массы людей. Никогда не было такого ве­личайшего выражения энту­зиазма, ни столько твердой решимости, выраженной на­родом, защищать их отече­ство. Их общая опасность пробудила в их душах впер­вые осознание необходимости, союза, этого первого и столь необходимо­го элемента нужного им успеха победы. Каждый мужчина перед всей своей страной поклялся никогда не подчиняться русским, не вхо­дить с ними ни в какие-либо торговые отношения, не под­держивать никакие отноше­ния с ними ни под каким предлогом».

Символы, которые обозначены на национальном флаге адыгов, трактуют по-разному. Одни объясняют исходя из исламской символики (зеленый фон и звездочки), другие считают связанной с политической организацией адыгских племен в первой половине девятнадцатого века (12 адыг­ских племен и стрелы — их боевое единство). Некоторые в трех стрелах видят три метко бьющие стрелы нарта Тлепша, достающие врага в небе, под водой и под зем­лей. Но мы склонны видеть в национальном флаге более глубокий смысл, для объя­снения которого мы обратим­ся к истории.

Знакомство с малоазийскими археологическими ма­териалами эпохи бронзы (вре­мя хеттского царства) дает возможность предположить, что композиционная и смыс­ловая основа «эдыге бэракъ» (флага) была возрождена черкесами девятнадцатого века из древней адыгско-хетской символики. Медные, бронзовые и золотые хеттские штандарты в виде овальных ажурных дисков культуры Аладжа-Гуюк 11- го тысячелетия до н. э., ко­торую археологи производят с Северо-Западного Кавказа от Майкопской культуры, и более усложненный, как мож­но предположить, герб с солярно-решетчатой основой периода Хеттского царства 11-го тысячелетия до н. э., послужили исходным материалом для творческой пе­реработки адыгами герба девятнадцатого века.

Что означает черкесский флагСемантика штандарта, изображенного на рисунке (современная сувенирная плакетка из Турции), может быть такова: овал по гори­зонтали, помещенный между концами двузубой вилки, это солнечный диск в солнечной ладье. Сюжет солнца в ладье в древности был распростра­нен среди солнцепоклонни­ков всего земного шара. Основу сеточного заполнения внутреннего пространства овала составляет прямоу­гольная решетка с тремя вертикальными и горизон­тальными пересечениями.

Двенадцать пилообразных окончаний диагональных ли­ний, проведенных через пе­рекрестия прямоугольной ре­шетки (11-ое обломано в древности) символизируют 12 месяцев солнечного кален­даря. То же повторяется в решетке: перекрестия дают 9 восьмилучевых звездочек, плюс три подвешенных ро­зетки в виде прямоугольных крестов, вписанных в окруж­ность. Подвески прикреплены на кольцах под тремя цент­ральными верховыми «пика­ми», у которых вместо ост­рия – антропоморфные фи­гурки- с зооморфными голо­вами.

Геральдически хаттско-хеттский штандарт можно истолковать как царский скипетр, соединяющий в се­бе племенные гербы древних народов, составивших еще в энеолите (IV тысячелетие до н. э.) ядро союза май­копских племен. Овал сол­нечного диска – символ атыхов, древнейших горных ско­товодов – солнцепоклонников Северо-Западного Кавказа. Неслучайно и имя главного языческого бога «Тхашхо» и само слово бог по-адыгски «тхьа» и этнонимы «адыгэ» (атыгэ, атхьэ) лингвисты производят от «тыгъэ» — солнце.

Двенадцать пик по внеш­ней дуге овала выражают ха­рактер племени ариев (вер­нее, протоариев), известных своей воинственностью и пришедших из Западной Европы еще в IV тысячеле­тии до н. э. на Северный Кавказ.

Какое – же отношение имеет сюжет «Адыгэ бэракъ» XIX века к скипетру древнехаттского царя? От овала сол­нечного диска оставлена лишь внешняя дуга, по ко­торой оставлены 9 звез­дочек, соединяющих в себе шаро-крестообразные фигуры с копьевидными окончаниями и восьмилучевые звездочки в центре по внутренней дуге — напоми­нание о трех языческих бо­жествах и одновременно за­вершение солнечного кален­даря. Перекрестие из трех стрел есть максимальное упрощение сложной решет­ки древнего скипетра, в которой прямоугольная, из­начально хаттская мирная земледельческая часть опу­щена, но, напротив, в силу военно-политической ситуа­ции подчеркнута воинствен­ная «арийская» часть и да­же прямолинейно обозначе­на в виде оперений и нако­нечников стрел.

Пятиконечные звездочки – это графическое реше­ние скульптурной формы 12 пикообразных оконча­ний древнего герба.

Остается догадаться о том, как древняя геральди­ка майкопцев Кавказа и Алиджевцев Анатолии по­пала к черкесам XIX века. Для этого есть несколько способов, но главными из них явились палеография (древние письмена), в част­ности, иероглифическая над­пись плиты из Кархемиша (находка начала XX века), где сообщается о переселе­нии атхов и хаттов с Север­ного Кавказа в Малую Азию, и, конечно, археоло­гия. На речке Хатыпс (пра­вый верхний приток Псекупса) найдена позднечеркесская керамика с майкопско-хаттскими решетками, наре­занными под основаниями ручек амфор и кувшинов. Эту символику «шитхальцы» (т.п. Белореченская архео­логическая культура поздне-средиевековых адыгов) по­заимствовали из более глу­боких слоев эпохи бронзы этого же памятника.

Мы знаем из различных источников, что знамен у адыгов было много, от обще­национальных до этнических групп. Но, несомненно, са­мым дорогим было и остает­ся первое, объединяющее знамя 1830 года, именно под этим флагом адыги защища­ли свое отечество. Прошло более 160 лет со дня принятия первого национального флага и мы, адыги, вновь стоим перед исторической проблемой объединения. По­этому сейчас национальное знамя зеленого цвета с тре­мя скрещенными стрелами и12 звездами вновь попу­лярно среди адыгов и в Адыгее, и в Кабарде, и в Черкесии, и в Шапсугии, а также у нашей диаспоры за рубежом. Поэтому нам ка­жется, что не было никакой необходимости объявлять конкурс на «изобретение» нового национального знаме­ни. Существует единое, объединяющее знамя для всех адыгов мира и хватит. Мы, конечно, считаем, что над Адыгеей, Кабардой, Черкесией и Шапсугией должен развеваться только единый флаг черкесов 1830 года. А любые попытки водрузить над нашими республиками иной флаг, мы расцениваем как неуважение к памяти пред­ков, которые отдали жизни за свободу своего отечества под этим флагом.

Нурби ЛОВПАЧЕ,

кандидат исторических наук,

Асфар КУЕК,

кандидат филологических наук,

ведущий науч­ный сотрудник

благотворительного Фонда «Историческая Родина»

Источник

Что означает черкесский флагСеверный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Что означает черкесский флаг

Самир Хотко: «Создание адыгского флага связано с общечеркесской миссией Сефербея Заноко».

День адыгского флага относится к числу по-настоящему народных праздников, который сопровождают и шествия конников, и автопробеги, и джегу, и онлайн-флешмобы. Однако, на самом деле, наши знания об адыгском флаге ограничены. Из года в год виртуальное пространство наполняется цитатами из книги англичанина Э.Спенсера «Путешествия в Черкесию» о том, как флаг впервые появился в Черкесии, множатся попытки интерпретаций символов черкесского флага – 12 звезд и трех скрещенных стрел.

О том, кто на самом деле автор черкесского флага, о геральдических истоках его символов, о миссии князя Сефербея Заноко в Османской империи я поговорила с историком Самиром Хотко, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником АРИГИ.

— НН: В западной академической литературе существует устойчивая позиция: автором черкесского флага является англичанин Дэвид Уркварт, секретарь английского посольства в Стамбуле. Существует знаменитая речь Уркварта, где он называет флаг Черкесии флагом свободы, а себя его автором. К сожалению, это дает основания для публикации провокационных и деструктивных статей, касающихся якобы неадыгского авторства черкесского флага. Самир, подвергалась ли речь Уркварта анализу как исторический источник? Не преувеличено ли его участие в «черкесском вопросе», ведь он был в Черкесии всего один раз? Как можно оценивать заявление о его авторстве с критических позиций источниковедческого анализа?

— Действительно, в исторической литературе часто встречается утверждение, что флаг Черкесии был изобретен Д. Урквартом (1805–1877). Уркварт начал свою дипломатическую карьеру как один из наиболее влиятельных политических деятелей Британской империи. Действительно, сам Д. Уркварт подчеркивал, что авторство и даже сама идея создания флага принадлежит ему.

В исторических документах есть сведения о том, что знамя в трех экземплярах было прислано Урквартом в Черкесию в июне 1836 г.. В одном из документов говорится, что Дауд-бей, это мусульманский псевдоним Уркварта, прислал для шапсугов, натухайцев и абазехов три одноцветных флага, имеющих посередине белый круг с тремя черными стрелами, это был, по его словам, флаг независимости, присланный английским королем черкесам.

Однако полагаться только на эти сведения в отрыве от общего историко-политического контекста означает упрощать ситуацию и сбрасывать со счетов одну из мощных фигур национально-освободительной борьбы Сефербея Заноко. А контекст заключается в том, что единственный трехдневный визит Д. Уркварта в Черкесию в 1834 г., так и последующие англо-черкесские контакты осуществлялись именно через него, через полномочного черкесского представителя в Османской Турции Сефербея Заноко (1789–1859).

Очевидно, что без санкции «посла Черкесии» Д. Уркварт априори не взял бы на себя ответственность за столь важное дело.

НН. Тем более, что не стоит переоценивать идейное влияние англичан, хотя оно и было одним из факторов, влияющих на внешнеполитическую ситуацию Черкесии. В той же западной академической литературе есть меткие замечания о том, что черкесская элита не были наивна, оценивая сложность геополитического и стратегического контекстов, в которой ей суждено было действовать.

СХ. Согласно другому английскому источнику, Дж. Бэллу, флаг получил в Черкесии название Санджак-Шериф, то есть так, как назывался главный флаг Османской империи. Его привез из Турции некий молодой человек Хатажук, приближенный известного военачальника Шурухуко Тугуза. Хранился флаг в ауле главного кадия области Натхокуадж Мехмета-эфенди. С. Заноко, по всей видимости, имеет прямое отношение к созданию флага.

НН. Эдмунд Спенсер, перу которого принадлежит самое эмоциональное описание того, как встречали черкесский флаг в Черкесии в 1836г., кстати, крайне лаконичен относительно подробностей, кто именно его автор, кто его доставил и кто его сшил. Он сообщает, что первый экземпляр флага был вышит высокопоставленной черкесской княжной, проживающей в Стамбуле. Как, на ваш взгляд, можно трактовать название «санджак-шериф»? Санджак – слово турецкого происхождения, а шериф – арабского.

НН. Три стрелы и 12 звезд на черкесском флаге…Число трактовок этих символов растет с каждым годом. Есть среди них вполне убедительные, а есть фантастические. Если уйти из области предположений в область конкретики, есть ли в черкесской геральдике реальные символы, к которым можно было бы возвести традицию изображения стрел и звезд на знаменах?

СХ. Исторические генеалогические корни адыгского флага связаны со знаменем вали (старшего князя, пщышхуэ) Кабарды Кучука Джанхотова. На его знамени изображены «две скрещенные стрелы, обращенные острием верх, и три звезды — символ объединенной Кабарды». В свою очередь, флаг Джанхотова восходит к гербу «Кабардинской земли», созданному для «Царского титулярника» 1672 г.

Таким образом, составленный западноадыгским князем Заноко в Стамбуле (не исключаю при этом участие Д. Уркарта) флаг Черкесии 1836 г. восходит к гербу Кабарды, составленному в Москве в 1672 г.

Современный исследователь Е.В. Пчелов отмечает, что вероятно прообразом для кабардинского герба послужил турецкий. «Основанием для этого было то, что Кабарда, как и Турция, относилась к исламскому миру. А так как она обладала большой самостоятельностью (а не была включена в состав собственно Русского государства, подобно территориям бывших ордынских ханств), то, по сути, представляла собой единственную мусульманскую землю, находившуюся под верховной эгидой русских царей. Это и было отражено в ее гербе». Пчелов считает, что изображение скрещенных стрел могло бытовать в адыгской среде, «в том числе, и в роде князей Черкасских, представители которого в какой-то степени могли оказать влияние на создание кабардинской эмблемы “Титулярника”».

НН. Поскольку Сефербей Заноко был через родство по отцу двоюродным братом Атажуки Хамурзина, валия Большой Кабарды, то становится понятным, что кабардинская геральдическая традиция была ему знакома. Что касается ритуального использования стрел, то об этом красноречиво писали многие, например, адыгский историк и фольклорист Шора Ногмов в своей «Истории адыхейского народа».

СХ. Действительно, Сефербей Заноко мог использовать местный генеалогический опыт при создании общечеркесского флага. Скрещенные стрелы могут символизировать присягу национального единения. Шора Ногмов, вы правы, писал, что у адыгов существовала традиция принесения клятвы в священном месте, во время которой стороны в знак нерушимости договора ломали стрелу.

Повторюсь, С. Заноко являлся единственным полномочным черкесским лидером,, способным санкционировать создание флага. Дж. Бэлл подчеркивает то обстоятельство, что отбытие Сефербея в Стамбул не было его личным делом, но что предварительно он летом и осенью 1831 г. объехал все области Черкесии и заручился поддержкой «вождей и влиятельных персон».

Российский посол в Турции Бутенев в письме барону Розену, командующему Кавказским корпусом, подчеркивал это важнейшее обстоятельство: «Он имел у себя письменно род полномочий, скрепленных печатями около 200 горских узденей и начальников».

НН. В одной из своих статей вы, Самир, пишете, что согласно русским источникам английский посол лорд Понсонби вел переговоры с князем Сефербеем в Стамбуле не как с частным лицом, а как с уполномоченным «старшин двенадцати кавказских племен для переговоров с турецким правительством и английскими представителями в турецкой столице». Известны ли названия этих двенадцати племен?

СХ. Это подтверждается и английскими источниками. Согласно Дж. Бэллу, «лига, послом которой был назначен Сефир-Бей, состояла из следующих двенадцати провинций: Натухач, Шапсуг, Абазак, Псадуг, Темиргуй, Хатукой, Макош, Бесни, Башилбай, Тебердех, Браки и Карачай».

И хотя Бэлл не называет кабардинцев, они были одной из ведущих сил черкесского сопротивления, поскольку в большом количестве (более 60 аулов) мигрировали из подавленной А.П. Ермоловым Кабарды в Западную Черкесию в 1822–1825 гг.

Упомянутое у Бэлла общество Тебердех («тебердинцы» русских источников) состояло из этих кабардинских хаджиретов. Наиболее крупный абазинский округ Башилбай был представлен в этом отношении (т.е., в наделении полномочиями С. Заноко) не только абазинскими старшинами, но и кабардинскими князьями. Кабардинцы были участниками всех абадзехских собраний.

Таким образом, создание флага адыгов связано прежде всего с общечеркесской миссией Сефербея Заноко, а геральдические истоки восходят к истории Черкесии, к истории князей Черкасских и их службы в Российском государстве.

Герб «Кабардинской земли» 1672 г. См.: РГАДА. Ф. 135. ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ. Ед. хр. 401. «Титулярник» 1672 г. («Большая государственная книга»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *