Что означает чалма на голове у индусов
Тюрбан
Многие мужчины в Индии носят тюрбан. Тюрбан носят не ради моды, а потому что он имеет большое значение в жизни индийцев. Это головной убор, который в основном состоит из длинного куска ткани, обернутого вокруг головы. Обычная длина тюрбана — 5 метров. Каждый раз его обертывают вокруг головы заново.
Тюрбан, более известный как pagri, изначально предназначался для того, чтобы держать голову в прохладе. Это был действенный способ спастись от палящего солнца. Чтобы справиться с жаркими климатическими условиями, этот длинный кусок ткани замачивали в воде на ночь, а затем повязывали утром. Многочисленные слои тюрбана держались во влажном состоянии в течение всего дня и тем самым доставляли большое облегчение.
В различных регионах стиль драпировки тюрбана отличается. Особенно популярны тюрбаны Rajasthani — тюрбаны сикхов. Людям на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Южной Азии тюрбан известен как чалмы. Современные тюрбаны бывают различных размеров, цветов и форм. В западных странах тюрбаны шьют в основном наподобие шляп, чтобы их можно было легко носить и снимать.
Тюрбан сикхов
Особое место занимает тюрбан в религии сикхов. Людям, которые присоединяются к Халса Пантх (добродетельный социальный порядок в сикхизме), запрещено стричь волосы. Мужчины сикхи носят тюрбан, чтобы укладывать свои длинные волосы. Именно в религии сикхов тюрбан известен как дастар, который считается очень уважительным словом в Индии и символизирует честь, самоуважение, храбрость, духовность и верность долгу.
Тюрбан Раджастана
Самом большой штат Индии Раджастан богат разнообразием тюрбанов. В Раджастане, когда вы путешествуете из одного города в другой, можно встретить мужчин, одетых в совершенно разные тюрбаны. Есть определенные местности в этом штате, где размер тюрбана указывает на должность и статус человека в обществе.
Тюрбан в мусульманском сообществе
В исламе носить тюрбан считается обычным делом. Большинство ученых в мусульманских странах носят тюрбан. Таким образом тюрбан считается важным головным убором среди мусульман.
История тюрбана и чалмы
Тюрбан – это мужской и одновременно женский головной убор. Широкое распространение получил в Северной Африке, на Аравийском полуострове, Индии и во многих азиатских странах. Моден он и в России.
Часто тюрбан называют чалмой. В настоящее время тюрбаны пользуются популярностью среди европейских женщин. Известные дизайнеры на своих показах дополняют образы моделей этим головным убором.
Простейшая чалма – несшитый кусок ткани, длинное полотнище материи, наматываемое в виде тюрбана вокруг тюбетейки или кулоха. Представляет собой шарф из легкого материала, которой многократно оборачивается поверх волос вокруг головы. Чалма была распространена по всему Востоку– от Египта до Индии, особенно у мусульманских народов. Однако она известна здесь с глубокой древности. В тот период этот головной убор носили мужчины-мусульмане.
Обязательным условием наматывания тюрбана являлся открытый лоб.
В исламе предметы одежды всегда, так или иначе, регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, начиная с головы, должна соответствовать мурувве — древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придается особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема — ученый). Они ссылаются на хадисы — предания о деяниях и изречениях Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел одевать чалму.
В одном из хадисов говорится, что он, читая проповеди в мечети, одевал черную чалму и ее конец спускался на плечи. Хадисы расходятся насчет сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.
При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространенным стал черный цвет чалмы. С тех пор ее размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — желтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.
Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приемах и других торжественных церемониях во дворце, причем, как правило, сидел, ибо пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к народу верховный правитель носил другую, значительно облегченную чалму. У эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные, полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.
Востоковед и языковед, академик Н.Я.Марр утверждал, что в мире существовало не менее тысячи (!) способов повязывания чалмы. В современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма разнообразны. У нее различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы.
В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков тюрбаном (слово персидского происхождения) называют чалму. Европейцы приняли название чалмы – «тюрбан» за название цветка семейства лилейных, так оно и вошло во все европейские языки, в том числе через французский – в русский.
В странах Персидского залива чалма больше всего распространена в Омане. В Судане все население предпочитает белую чалму. Помимо чалмы-имамы в странах Аравийского полуострова носят кашаду – это вид чалмы, сделанной из тонкого разукрашенного золотыми узорами шелка. Ее повязывают поверх небольшой шапочки фина или иракия, как правило, люди среднего или пожилого возраста.
В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы, которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять принадлежность ее хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в черную — жители юга страны.
Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.
Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зеленые или черные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.
В толпе снуют мальчуганы с повязками на головах. Это обычно дети священнослужителей. Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму просто повязывают в мечети.
В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты.
Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от 90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую гамму этих платков — по крайней мере, 20-25 различных видов. Они отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие – с широким бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.
В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племен носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.
Но самая колоритная чалма сегодня, несомненно, у туарегов — народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах.
В развернутом виде длина ее полотнища достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз.
Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь. Она – символ храбрости и мужества предков. Еще в начале ХХ века туареги – вольные жители сахарских просторов в своих устрашающих тагельмустах на верблюдах, вооруженные мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги на караванные пути.
Сегодня орнаментированные туарегские мечи, сработанные ремесленниками, можно купить в местной сувенирной лавке, верховые верблюды мирно щиплют пустынную колючку возле шатров кочевников, но тагельмуст по-прежнему носят все взрослые туареги.
По местному поверью этот головной убор оберегает «от сглаза и злого духа». Поэтому туареги не расстаются с ним на улице и даже дома, в кругу семьи. Зато туарегские женщины, в отличие от других мусульманок Алжира, ходят с непокрытой головой.
Отдавая дань традиции, некоторые лидеры арабских стран для своих встреч с народом и в поездках по стране облачаются в национальной костюм с традиционной чалмой.
Со временем тюрбаны перекочевали в гардеробы женщин и мужчин всех сословий и национальностей.
В конце 1790 годов тюрбаны стали носить египтянки. Примерно в тот же период в Средней Азии их запрещали носить поденщикам и нищим. Тюрбан использовался как в парадной одежде, так и в домашней.
В 1600-е года тюрбаны в Европе носили знатные мужчины и женщины, пока это не стало массовой тенденцией и среди простого люда. Тюрбан носил, например, поэт Александр Поуп.
К концу 1700-х годов европейские женщины переняли и адаптировали отдельные элементы платья из Османской империи, они стали частью их сложных костюмов. На маскарады модницы отправлялись в прическах с эффектным тюрбаном (à la turque). Этот головной убор был украшен жемчугом или драгоценными камнями, цветами или перьями; эти дорогостоящие детали должны были подчеркивать богатство и высокий социальный статус владельцев.
В течение второй половины XVIII века форма тюрбана сильно варьировалась.
Мария Антуанетта (рисунок справа):
С его легкой руки в конце XIX – начале XX века тюрбан становится самым популярным и одновременно универсальным головным убором. Он одинаково органично смотрится с вечерним платьем и с костюмом для прогулок, с меховой накидкой и с легким летним платьем.
В XX этот головной убор стал появляться на телеэкранах, чаще всего его использовали актрисы немого кино. Необычно повязанный на голову шарф и яркий макияж показывали истинную красоту лица героинь фильмов.
В 1970 годах в моду вошли тюрбаны, повязанные поверх распущенных волос. Тогда же на прилавках магазинов появились шапки-тюрбаны, которые молодые девушки использовали для создания повседневного образа.
В тот период этот аксессуар предпочитали такие актрисы, как Барбара Стрейзанд, Бьянка Джаггер и Ава Гардер. Они повязывали тюрбаны для выхода на светские мероприятия.
Некоторое время спустя тюрбаны вышли из моды. Но в 2000 году они вновь вернулись сначала на подиумы, а затем на городские улицы. Очень часто тюрбаны надевали звезды, благодаря которым головной убор вновь стал популярен.
Сикхи: первый народ, который начал носить в Индии подштанники и дал женщине права
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Народ учеников
«Сикх» означает «ученик», и неспроста: этот народ сначала появился как секта, объединившая в себе черты ислама и индуизма и просто личной философии основателя, гуру Нанака Дэва. Поскольку за такое «вероотступничество» можно было получить и от мусульман, и от индуистов, очень быстро, независимо от кастового происхождения, ситуация повернулась в сторону того, что каждый мужчина из сикхов стал воином. Если вспомнить, что большинство сикхов — земледельцы, получается картина, похожая на общину казаков Юга России. Только со своей отдельной казацкой религией.
Нанак Дэв известен тем, что начал говорить молитвы на родном для него и тех, кто вокруг него, пенджаби и допустил к общественной религиозной жизни женщин. Набожных женщин сикхов можно увидеть при храме, сохраняющими обувь паломников. Что же делают мужчины? Они перед тем, как войти, моют ступеньку или две лестницы в храм. Один из первых гуру сикхов после Нанака запретил убивать вдов или принуждать их к самоубийству вслед за мужем и разрешил выходить им снова замуж. Первые гуру сикхи также объявили, что для сикхов внутри храма нет каст и каждый делит пищу со своими братьями и сёстрами. Так и повелось.
Вера сикхов причудлива и содержит много непонятных запретов. Запрещено удалять волосы с лица. Это, кстати, та причина, по которой знаменитая бородатая девушка по имени Харнаам Каур приняла сикхизм: она устала бороться и с волосами на лице, и с родственниками, требующими от неё проходить болезненные процедуры по длительному удалению волос. Теперь на все претензии у неё один ответ: моя вера не разрешает! Что касается мужчин-сикхов, то, чтобы борода не мешала, они особым образом подворачивают её и повязывают на затылке.
Сикхи не стригут волос. Мужчины укладывают их особым образом под свои знаменитые, из шестиметровой полосы ткани, тюрбаны. Сикхи не носят золотых украшений: воин носит железо.
Сикхам запрещено просить подаяние и подавать подаяние. Деньги — это то, что можно получать за работу и выплачивать, но не дарить. Если сикх хочет помочь бедняку, он купит продуктов или одежды.
Один из ранних гуру сикхов, Говинд, ввёл правила для тех сикхов, которые входят в боевое братство: два правила касались волос на голове и лице, ещё два правила предписывали всегда носить кинжал на поясе и гребень в волосах и, наконец, пятое правило ввело обязательное ношение нижнего белья. Говинд также запретил сикхам пить, курить, жевать табак и прикасаться к мусульманкам как женщинам (последнее защищало предотвращало военные изнасилования). Именно при Говинде женщины сикхов стали носить мужские имена и прибавлять к ним «Коур», а мужчины добавляли к своим именам «Сингх».
О том, как трудно следовать своим же правилам
Среди высших добродетелей сикхов — трудолюбие. И действительно, фермеры из сикхов — самые богатые и самые продуктивные. Мало того, что они успевают заниматься своими полями, они ещё и параллельно нанимаются на обработку чужих угодий. Сикхи не знают праздности. В армии они — усердные служаки, в городе — обладатели сотен разных профессий; они никогда не садятся на пособие по безработице (отказ от милостыни!) и никто не видел сикха, лежащего на диване в ожидании работы мечты, пока его жена убивается, пытаясь накормить семью.
В то же время именно этот народ, проповедующий милосердие и отказ от злобы, известен как начавший немало войн с соседями, огнём и мечом прошедший по североиндийской земле. Сикхи должны быть едины — но много раз в былые времена вожди сикхов вели своих воинов на воинов других вождей.
В конце двадцатого века по Индии прокатилась толпа погромов и массовых убийств — индуисты нападали на сикхов. Это было местью за убийство Индиры Ганди. Индиру Ганди также убили из мести, уже сикхи — за кровавое подавления мятежа сикхов-сепаратистов. Но и мятежники не были исполнены человеколюбия и спокойно резали мусульман. Если бы сикхи следовали собственным лозунгам о милосердии, вся эта кровавая цепочка прервалась бы где-то в самом начале.
Чистота, вполне обычная бытовая чистота, является частью религиозных мировоззрений сикхов, необходимым условием жизни всякого верующего. Тем не менее — чистота важна для всех, а почти вся работа по её поддержанию ложится на плечи женщин. Омовение ступеней храма и мойка автомобиля — одни из немногих исключений. Легко гордо сообщать, как тебе важна чистота и как чисто ты живёшь, если на самом деле эту чистоту создают тебе чужие руки, а тебе достаточно оценивать с видом судьи конечный результат! Кстати, именно из-за принципа чистоты женщинам сикхов запрещено наносить на лицо макияж.
Трудолюбив средний сикх тоже не за счёт одних своих сил. У большинства земледельцев хватает батраков. С другой стороны, в Индии благословен всякий, кто создаёт рабочие места для армии бедняков.
Всё же, вопреки своей кровавой истории, последние годы сикхи — один из самых миролюбивых народов. Живут они не только в Индии, но и в англоязычных странах; например, министр обороны в Канаде — сикх. А молодые парни-сикхи последнее время завоевали Инстаграм как фэшн-блогеры. И это несмотря на бороды и неизменные синие тюрбаны — те самые, которые некогда использовались их предками как универсальное хранилище документов, денег и предметов обихода, которые понадобятся в военном походе. Сохраняя традиции, сикхи, как их знаменитые гуру когда-то, продолжают смотреть в будущее и прокладывать новые пути.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Призыв к жизни – вот что являет собой смысл чалмы»
Известный мусульманский и общественный деятель, автор «БИЗНЕС Online» Рустам Батыр сегодня пишет о том, что в небытие может уйти один из важнейших кусочков пазла национального и духовного самосознания татарского народа — традиция носить чалму. Хотя участие в сохранении этой древнейшей традиции татар может принять любой без исключения. И для подобного абсолютно не нужно быть муллой.
«Крайне важно, в том числе и на визуальном уровне, подчеркнуть, что Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная, ибо утрата этих ориентиров в конечном итоге ударит по всем нам, по будущему наших народов»
В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ УКРЕПЛЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ РОССИИ
Как должен выглядеть современный религиозный деятель? Вопрос этот, конечно же, не уровня Стратегии татарского народа, но из той же серии. Вместе с тем он до сих пор не имеет однозначного решения. Так, часть наших деятелей ислама одеваются на публичные мероприятия в чапан и чалму, а часть надевает в лучшем случае тюбетейку, а то и просто приходит в обычном деловом костюме и галстуке.
Почему этот вопрос так значим?
Когда на параде 9 Мая, или ежегодном послании президента Федеральному Собранию, или на каком-то ином общественно значимом собрании присутствуют религиозные деятели в подчеркнуто мусульманских одеждах, то тем самым обозначается наличие мусульман в стране. Это достаточно важная декларация в контексте задач укрепления федеративных принципов построения России. Неспроста же региональные лидеры национальных республик (Рустам Минниханов, Рамзан Кадыров, Радий Хабиров) прибегают, по сути, к тому же приему и время от времени появляются на публике в одежде, выполненной в национальных традициях своих народов. Крайне важно, в том числе и на визуальном уровне, подчеркнуть, что Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная, ибо утрата этих ориентиров в конечном итоге ударит по всем нам, по будущему наших народов.
С другой стороны, религиозным деятелям необходимо быть ближе к своей пастве. А искусственность их облачения, ряженность отталкивает многих людей. Чалма и чапан, надетые как маскарадный костюм по случаю, исключают исламских духовников из естественности жизни, воздвигают дополнительную преграду между ними и теми, к кому обращено их духовное слово. Вот почему многие имамы избегают быть чалмоносцами и даже на пятничные службы приходят без чалмы. Многим прихожанам на самом деле это нравится. Мулла таким образом становится ближе к народу.
Как видим, у обеих позиций есть своя логика и аргументация. И определить, какая из двух точек зрения более выгодна нашему народу в стратегической перспективе, непросто. Вместе с тем правильный выбор можно сделать, только опираясь на глубокое понимание того, между чем мы выбираем. Апологетикой галстука сегодня заниматься незачем. Он и так неплохо себя чувствует. А вот объяснить, в чем состоит глубинный смысл чалмы, пожалуй, стоит, ибо подавляющее большинство татар о нем, увы, уже и не подозревают.
В ЧЕМ СОСТОИТ ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ ЧАЛМЫ
Обычай носить чалму имеет древние корни. Мусульманская традиция возводит его к самому Пророку. Еще на заре ислама, когда молодая община верующих стремилась вырваться из гнета враждебного языческого окружения, Пророк, как повествует предание, обращаясь к своим ученикам, гласил: «Разница между нами и многобожниками — чалма, повязанная поверх тюбетейки». Известный ханафитский ученый Мулла аль-Кари в своем трактате, посвященном данной теме, насчитывает 121 хадис, побуждающий надевать чалму. А некоторые мусульманские экзегеты, в частности Ибн-Касир, усматривают указание на нее и в Св. Коране (3:125). Другими словами, этот головной убор имеет для мусульман глубокое каноническое обоснование.
Поэтому неслучайно, что практика его ношения была распространена и бережно передавалась из поколения в поколение у многих мусульманских народов мира, в том числе и у татар. Мотив значимости чалмы, кстати, отражен и в знаменитой народной легенде про трех сподвижников Пророка, которым он среди трех важных вещей вручил и ее, отправляя их с миссией ислама на земли древних булгар. Сегодня это старинное предание увековечено на булгарской земле в памятном скульптурном монументе, включающем в себя среди прочего образ чалмы, и обыграно в логотипах некоторых мусульманских организаций (Болгарской исламской академии, духовного собрания мусульман России).
Раньше наш народ был более религиозен и чувствовать свою причастность к традиции Пророка хотели многие, поэтому чалму носили представители совершенно разных слоев мусульманского сообщества, а не только те, кого нынче принято называть религиозными деятелями. Связано это было и с глубоким пониманием транслируемых ею смыслов. В наши же дни люди, далекие от религиозных истоков культуры своего народа, уже давно не понимают их. Они полагают, что чалма — лишь экзотический наряд мусульманских священнослужителей. А между тем чалма — не просто повязка на голове. Чалма — олицетворение особой жизненной философии, предполагающей максимальную полноту проживания жизни. Именно поэтому этот головной убор де-факто всегда был внешним сопровождением ценностей традиционного ислама, проистекающих в том числе и из суфийской традиции, в которой семантика чалмы осознавалась с предельной ясностью. Кстати, сказанное отчасти объясняет, почему в странах Персидского залива, где преобладает идеология салафизма, ненавидящего суфизм, местные шейхи уклоняются носить чалму, подменяя ее платком (куфией) с обручем (эгалем).
«НЕ СПРАШИВАЙ, ПО КОМ ЗВУЧИТ АЗАН: ОН ЗВУЧИТ ПО ТЕБЕ!»
Семантика чалмы смысловым ансамблем коррелирует с мусульманским обрядом имянаречения (исем кушу), во время которого над новорожденным провозглашается азан и икамат, т. е. формулы призыва на обязательную (фард) молитву мусульман. Возникает вопрос: какая же молитва имеется в виду, ведь во время обряда никакого намаза не читают? Ответ кого-то поначалу может даже шокировать: речь идет о похоронной (джаназа) молитве. Казалось бы, какое отношение она имеет к новорожденному? И вот тут мы подходим к глубинной сути понимания этого обряда, а вместе с ним и раскрытию семантики чалмы.
Согласно исламским канонам, между икаматом (т. е. призывом на обязательный намаз) и самой молитвой (напомню, что джаназа намаз по статусу — фард, т. е. обязательный) не должно быть никакого временного зазора. А поскольку между похоронной молитвой и призывом на нее, который звучит во время обряда имянаречения, успевает втиснуться вся человеческая жизнь, смысл этого заключается в том, чтобы помочь людям с предельной ясностью осознать: отведенный нам на этой земле отрезок времени — всего лишь крохотное мгновение, мельком вспыхнувшее перед уходом в небытие, тотальную неизвестность. А значит, нужно торопиться жить. Второго шанса не будет. Уже прозвучал азан, призыв на нашу похоронную молитву, и потому мой саван, свернутый в чалму, всегда со мной. В любой момент ангел Азраил готов прийти по мою душу, и, стало быть, очередной понедельник может для меня и не наступить, а потому уже сейчас не стоит растрачивать себя на никчемное времяпрепровождение, пустую и мелочную суету. Перефразируя Эрнеста Хемингуэя, здесь можно было бы сказать: «Не спрашивай, по ком звучит азан: он звучит по тебе!»
ЗА БОЛГАРСКУЮ АКАДЕМИЮ СТАНОВИТСЯ СТРАШНО И ГРУСТНО
Утрата таких смысловых ориентиров во многом обуславливает те многочисленные духовные пороки, которыми болеют многие индивидуумы современного потребительского общества, впавшие в настоящий экзистенциальный сомнамбулизм. В конечном итоге это близорукое забытье порождает ненасытный гедонизм и саморазрушение человека через вседозволенность, которые в своем крайнем выражении кристаллизуются в изувеченные судьбы наркоманов, распавшиеся семьи алкоголиков и растоптанные личности проституток.
Мусульманские религиозные деятели носят чалму не потому, что она является отличительным признаком некой особой касты избранных жрецов. Просто они поневоле остались во многом последними хранителями религиозных традиций татарского народа, которые в эпоху воинствующего атеизма кровавыми клещами жестоких репрессий выдирались из тела нации. Наши имамы, в том числе и таким способом, актуализируют ее величайшую гуманистическую, жизнеутверждающую философию. И при этом никому из них и в голову не придет говорить, что чалма — это какая-то религиозная обязанность ислама или верный признак богобоязненности и благочестия. Подобный бред придумывают и инкриминируют им светские татары, совершенно не знающие религии собственного народа. Любой из нас без исключения может принять участие в сохранении этой древнейшей традиции татар. И для подобного абсолютно не нужно быть муллой.
Но, конечно же, никто, кроме религиозных деятелей (и единичных представителей тарикатов), носить чалму из современных татар не станет. А значит, в небытие может уйти один из важнейших кусочков пазла национального и духовного самосознания нашего народа.
Да, ислам нужно осовременивать (хотя, к слову, для этого не надо ничего придумывать нового, достаточно лишь вернуться к истоку нашей духовной традиции). Но это осовременивание должно быть вдумчивым. Как бы вместе с водой не выплеснуть и ребенка. Особенно это актуально на фоне угроз, исходящих от глобализированного мира, который штампует человечество по единым безликим шаблонам. Важно понимать, что народ сохраняет не только язык, но и многие другие элементы культурного кода. И среди них национальная одежда играет не последнюю роль. Вспомним Махатму Ганди, который всегда принципиально одевался в национальное, что среди прочего помогло ему изменить настроения масс, придать им нужный мобилизационный импульс, который в итоге и позволил индийцам сбросить со своей шеи британскую колониальную удавку.
Мы вряд ли сможем сохраниться как народ, если станем игнорировать разные грани родной традиции, будь то национальные блюда, праздники или одежда. Поэтому когда видишь фотографии с торжественной линейки по случаю начала нового учебного года в Болгарской исламской академии, где из татар, кроме муфтия Татарстана, чалму не надел больше никто, то становится немного грустно. Грустно и страшно за будущее татарского народа. Если традицию чалмы не берегут даже на святой болгарской земле, то о каких религиозных традициях мы вообще говорим?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции