Что ответить про работу
Как ответить на вопрос: «Почему вы меняете работу?» на собеседовании
Недавно меня спросили, как нужно отвечать на вопрос интервью: «Почему вы меняете работу?» Один из соискателей предложил такой вариант:
«Я верю в перемены. Я всегда бросаю себе вызов, чтобы проверить себя. Это помогает мне улучшить мои навыки и чувствовать себя более уверенным. Поэтому, я всегда ищу перемены, и пытаюсь улучшить свои навыки».
Вот еще один ответ:
«Я ищу возможности для роста и развития своих способностей, опыта и лидерских навыков, принимая все новые и новые вызовы».
Эти оба ответа достаточно хороши, но я хотела бы предложить посмотреть на них глазами рекрутера…
Если вы пришли на собеседование, значит, вас что-то не устраивает
По мнению рекрутеров, кандидаты, которые счастливы на своей работе, не ходят на интервью. Принимая приглашение на собеседование, вы, тем самым, говорите о том, что вам чего-то не хватает в вашем нынешнем положении. Иными словами, ваш работодатель не дает вам того, что вы хотите. Поэтому, чтобы правильно ответить на вопрос, необходимо озвучить то, чего вам не хватает. Однако это не означает, что вы должны облить грязью своего нынешнего работодателя.
«Я рад, что вы спросили. Мне действительно нравится мой нынешний работодатель. Я многому научился, и он много сделал для меня. Но я хочу и дальше развиваться как профессионал. Я хочу улучшить свои навыки в … К сожалению, моя компания не может помочь мне в развитии моей карьеры – ее возможности ограничены на данном этапе. Поэтому, я вынужден изучать другие позиции, чтобы достичь поставленных целей в плане профессионального роста».
Этот ответ показывает, что вы хотите развиваться как профессионал. Он также дает возможность рекрутеру понять, чего вы хотите достичь в своей карьере. И, что очень важно, он показывает ваш профессионализм. Вы же, со своей стороны, просто даете честный ответ на вопрос, почему вы хотите уйти.
Как отвечать на вопрос «Почему вам нужна эта работа?» на собеседовании
Кертис Питерсон недавно посетил собеседование на должность руководителя отдела цифрового маркетинга в компании SmartFile, расположенной в Индианаполисе. Когда рекрутер задал ему решающий вопрос: «Почему вам нужна эта работа?», Питерсон ответил: «Я хочу получить эту работу, потому что мне всегда нравилось создавать и продавать сайты, даже когда я был ребенком. Я занимался этим, когда AltaVista считалась неплохой поисковой системой. В тот момент мне было 10 или 11 лет. Меня всегда интересовал цифровой маркетинг, но я не знал, что можно зарабатывать деньги, привлекая на сайт посетителей».
Питерсон достиг своей цели и получил работу.
Его ответ содержал все то, что хочет услышать каждый рекрутер, задающий этот вопрос. На самом деле он спрашивает, кто вы, что вы можете дать компании и способны ли вы вписаться в коллектив.
Таким образом, идеальный ответ содержит целых три компонента. Наверняка вы понимаете, о чем идет речь. Прежде всего, не стоит говорить, что вам просто нужна работа. Такой ответ демонстрирует полное отсутствие заинтересованности. Кроме того, собеседник может подумать, что вы покинете компанию, как только подвернется что-то более стоящее.
Докажите, что ваши навыки соответствуют требованиям
Помните, что ваши навыки и способности должны удовлетворять нуждам компании.
Обратитесь к описанию вакансии, чтобы определить требования работодателя и подготовить ответ, которого от вас ждут.
Продемонстрируйте энтузиазм
Дон С. Рид, владелец компании Reid Ready Life Coaching, расположенной в Климентоне, штат Нью-Джерси, советует сообщить собеседнику о том, что вы готовы использовать ключевые навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей, а в случае необходимости способны приобрести новые навыки в кратчайшие сроки.
Помните, что на самом деле работодатель не просит вас рассказывать о своих потребностях и желаниях. Он хочет знать, какую пользу вы можете принести. Даже если вас необычайно увлекают новые перспективы, не забудьте правильно расставить акценты, доказав, что вы нужны компании.
Найдите способ рассказать о своих долгосрочных планах, чтобы развеять все сомнения. Убедите работодателя в том, что ему не придется заботиться о том, чтобы вас удержать.
Скажите: «Я рад, что в новой должности я получу возможность использовать специализированные навыки работы с компьютером. Я стремлюсь расти и развиваться вместе с компанией и вижу для себя долгосрочные перспективы».
Продемонстрируйте свое соответствие корпоративной культуре
При подготовке к собеседованию опросите знакомых, которые уже работают в целевой компании, и прочтите последние новости о ней, чтобы сформировать свое представление. Установите связи и упомяните о них в своем ответе.
На собеседовании: 30 умных ответов на сложные вопросы работодателя
Как не попасть в ловушку и показать себя в выгодном свете при устройстве на работу.
Почти каждый из нас не понаслышке знает, какой это стресс – собеседование. Особенно когда HR-менеджер или сам руководитель задают каверзные вопросы. Одни хотят завести вас в тупик, другие – понять, как вы мыслите и ведете себя в стрессовых ситуациях. Какой бы ни была причина, вам наверняка захочется быть готовыми дать достойный ответ.
В своей книге «301 умный ответ на сложные вопросы на собеседовании» («301 Smart Answers to Tough Interview Questions») Вики Оливер отмечает, что для того, чтобы выйти из разговора с работодателем победителем, нужно «уничтожить» конкурентов». А Шана Лебовиц, обозреватель Business Insider, советует говорить размеренно и противостоять желанию опускать руки. Это несколько ключевых моментов, которые эксперты рекомендуют учитывать в процессе ответа на вопросы.
Ниже вы найдете 30 сложных вопросов, которые могут встретиться вам на собеседовании, и варианты достойных ответов из вышеупомянутой книги Вики Оливер.
Обратите внимание: примеры ниже предназначены для того, чтобы вы могли сориентироваться в сложной ситуации. Нет никакой гарантии, что ответы будут работать для всех в абсолютно любой ситуации. Помните, что самое главное на собеседовании – честность.
Опыт работы и образование
Почему вы не закончили университет?
— Ответ: Я должен был определиться с будущей специальностью, когда мне было всего 18. В школе мне одинаково нравились все уроки гуманитарного профиля, и я не мог решить, чему отдать приоритет.
В университете, в котором я учился, не было такого понятия, как «общеобразовательный гуманитарный факультет». Весь этот процесс принятия решений поставил меня в затруднительное положение: я ясно понимал, что от выбранной специальности зависит выбор моей будущей карьеры.
Тогда я поехал домой и поговорил с родителями насчет моей проблемы. Мама предложила взять академический отпуск, чтобы я мог найти себя. В итоге я попал в очень талантливую группу режиссеров-документалистов. Первый документальный фильм, над которым я работал, был представлен на кинофестивале «Сандэнс». Захваченный волнением и очарованием мира документального кино, я так и не вернулся к учебе.
Как вы думаете, почему вы подходите для этой работы? Кажется, у вас даже нет опыта.
— Ответ: Пусть в моей трудовой не так много записей – у меня богатый жизненный опыт. Моя деятельность на мероприятиях различного уровня в качестве волонтера демонстрирует мою способность общаться с людьми разных возрастов. Это стрессовая работа, которая зачастую подразумевает взаимодействие с разгневанными клиентами.
Я также помог своей школе запустить программу стажировки, которую возглавляли и родители, и выпускники. Для этого потребовались управленческие навыки, умение разбираться в людях и проявление настойчивости.
Думаю, мои навыки могут быть полезными во время работы на должности HR-менеджера в вашей компании.
Ваша основная специальность – философия. Как это помогло вам в вашей карьере?
— Ответ: Нельзя сказать, что философия подготовила меня к карьере архитектора. Но она заставила меня задуматься о личных приоритетах и перспективах. После двух лет попыток выяснить, что делать со своей жизнью, я наконец определился, когда на выходных съездил в город N. Я был совершенно очарован архитектурой, которая меня окружала.
Я приехал домой, изучил архитектурные академии по всей стране и был принят в одну из лучших. И я не жалею о сделанном выборе – это работа моей мечты.
Почему вы сделали такой продолжительный перерыв в работе? И почему вы хотите начать именно сейчас?
— Ответ: Когда у меня родились близнецы, мой муж сутками пропадал на работе, а я занималась детьми. В то время я очень скучала по своей работе. К счастью, я так и не ушла из мира бизнеса: во время декрета я регулярно проводила консультации с несколькими бывшими клиентами.
Вы часто меняли место работы. Почему я должен позволять вам экспериментировать за мой счет?
— Ответ: Я считаю, что в результате таких «передвижений» я приобрел много навыков, которые помогают мне творчески решать проблемы.
Судя по вашему резюме, вы работали в компании «Х» целых 4 года – и это здорово. Но за это время вы так и не получили повышение. Почему?
— Ответ: «Х» – отличная компания, и отчасти благодаря вкладу моей команды сегодня она процветает. Но так было не всегда. В течение первых двух лет моей работы наблюдалась большая текучка – людей увольняли направо и налево. Так что, можно сказать, зависнуть на этом рабочем месте на 4 года уже было достижением.
Как только компания начала меняться, начальнику предложили перспективную должность в конкурирующей организации, и «Х» потребовалось целых полгода, чтобы найти достойную замену. Новое руководство захотело привлечь к работе своих людей. Я крепко держался за свою должность и, думаю, был готов для повышения, но, уверен: тот период был не самым подходящим для этого. Из прежнего коллектива почти никого не осталось, и, по сути, никто не мог за меня поручиться.
Каверзные вопросы
— Ответ: Я чрезвычайно нетерпелив. Я жду, что мои сотрудники проявят себя сразу на первом же задании. И если они терпят неудачу, я прекращаю делегировать обязанности и выполняю всю работу сам. Однако, чтобы компенсировать свою слабую сторону, я начал готовить своих людей именно к тому, чего я от них жду.
Почему я должен нанять именно вас?
— Ответ: Как мы уже говорили, скорее всего, ваша компания будет работать лучше, если полностью переделать веб-сайт. Для первого сайта он вполне неплох… Он предоставляет всю необходимую информацию, которую ваши клиенты должны знать о вашем бизнесе.
Но я согласен с вашей собственной оценкой и думаю, что ваш сайт может быть еще лучше. Вам нужна техническая помощь со ссылками, и я знаю, как найти ключевые слова и фразы, которые приведут на ваш сайт намного больше трафика.
Я создал двадцать веб-сайтов для разных компаний, одна из которых вращается в аналогичной сфере. Я хотел бы показать вам его, чтобы вы могли понять, какие перспективы у вашего собственного. Может, мы взглянем на него прямо сейчас?
Как зовут вашего бывшего начальника? Как вы думаете, что он (она) ответит, если попросить его(ее) назвать ваши сильные и слабые стороны?
— Ответ: [Мой бывший руководитель] часто говорил мне, что я был преданным и усердным работником с большим количеством энергии. Он также отмечал, что у меня «много талантов», но [бывшая компания], вероятно, не то место, где я могу раскрыть свой потенциал в полной силе.
Наше рекламное агентство специализируется на телерекламе. Но судя по вашему резюме, у вас гораздо больше опыта работы с печатными изданиями. Другие кандидаты имеют больше знаний именно в телевизионной среде. Почему я должен отдать должность вам, а не кому-то другому, кто обладает знаниями и навыками, которые мы действительно ищем?
— Ответ: Я десять лет работал в сфере рекламы с небольшими магазинчиками, которые не сотрудничают с телевидением на такой же регулярной основе, как более крупные игроки. Но одна вещь, которую я уяснил в процессе работы, состоит в том, что печатные издания и телевидение – это всего лишь инструменты. То, что мы предлагаем клиентам, – это наши идеи. И сильная, креативная идея будет работать так же красиво на телевидении, как и в печати.
Так что, несмотря на то, что у меня гораздо меньше роликов на ТВ, чем у остальных кандидатов, надеюсь, вы согласитесь, что мои идеи могут быть сильнее. Наймите меня за мои идеи. И если вы сделаете это – обещаю вам, что они без проблем будут транслироваться на ТВ.
Вопросы об амбициях и карьерных целях
Будете ли вы претендовать на мое место?
— Ответ: Быть может, лет через 20 лет, когда вы будете управлять всей компанией и вам понадобится хороший, верный сотрудник, который поможет вам управлять этим отделом!
Что будет, если вы проработаете здесь 5 лет и не получите повышения по службе? Немногим сотрудникам это удается. Разве вам не кажется это демотивирующим?
— Ответ: Я считаю себя человеком амбициозным, но в то же время очень практичным. Пока я продолжаю учиться и расти в своей должности, я буду счастливым человеком. Однако я прекрасно понимаю, что разные компании продвигают людей с разной скоростью, и я уверен, что работа на вас сохранит мою мотивацию на несколько лет вперед.
Если вы знали, что дела в вашей компании идут негладко, почему вы не ушли раньше?
— Ответ: Я так усердно работал, чтобы сохранить свою должность во время массовых сокращений, что у меня просто не было времени подыскивать другие варианты. Со всеми этими изменениями, происходящими в нашей сфере, увольнения – это образ жизни. По крайней мере, я сделал это, как только смог!
Если бы вы управляли компанией, которая производит X, а рынок активно торгует этим продуктом, что бы вы сделали?
— Ответ: Я бы искал новые рынки сбыта и в то же время подталкивал бы инженеров к изменению продукта, чтобы сделать его более конкурентоспособным для основной целевой аудитории.
Согласно вашему резюме, вас дважды увольняли. Что вы чувствовали?
— Ответ: После того как оправлялся от шока, я чувствовал себя морально сильнее. Да, меня увольняли целых два раза, но мне всегда удавалось приходить в себя и находить работу в более перспективных компаниях, которая требовала больше ответственности, но приносила больше дохода.
Вы говорите мне, что теперь, когда вам около 40, вы бы хотели начать с позиции начального уровня?
— Ответ: Иногда нужно сделать шаг назад, чтобы продвинуть свою карьеру на два шага вперед. Должность начального уровня позволит мне изучить ваш бизнес с нуля. Дело в том, что работа, которой я посвятил большую часть своей жизни, настолько отличается от вашей, что я хотел бы получить возможность начать в этой области все сначала. И я уверен: сокращение зарплаты будет этого стоить.
На какой самый большой риск вы шли за последние годы? Что сработало, а что – нет?
— Ответ: Я работал в крупной глобальной PR-фирме с размеренной, комфортной корпоративной жизнью. Мы покидали офис каждый вечер ровно в 18.00, а нашими клиентами были крупные биотехнологические компании, которые действительно доверяли руководству нашей фирмы.
Через пару лет я почувствовал, что не узнаю ничего нового, и, признаюсь, мне стало скучно. Я думал, что если бы я устроился на работу в компанию поменьше, я бы чувствовал себя более востребованным.
Я перешел в небольшую фирму, которая существовала на рынке PR-услуг всего 5 лет. И это стало колоссальной ошибкой. Высшее руководство порой вело себя не совсем профессионально – у него не было контактов с местными газетами, телевидением и радиостанциями, которые были просто необходимы для должного обслуживания клиентов.
Конечно, я воспользовался своими связями – и я был единственным человеком во всей компании, у которого они были! Мы давали обещания клиентам, которые заранее не могли выполнить. Это было полным провалом.
Через полгода я позвонил на предыдущее место работы и попросил вернуть мне прежнюю должность. К счастью, они не заменили меня.
Они, конечно, пожурили меня за мою «лояльность», но все-таки с радостью приняли меня назад. Я вновь работаю там и благодарен стечению обстоятельств, но мне скучно. вот почему я сейчас говорю с вами.
Какие риски и недостатки вы видите в должности, на которую претендуете?
— Ответ: Я думаю, что ввиду существования филиала компании, расположенной на другом конце земного шара, есть небольшой риск того, что у сотрудника не будет возможности регулярно взаимодействовать с ключевыми лицами, принимающими решения. С другой стороны, видеосвязь, электронная почта и другие достижения технологического процесса помогут преодолеть эти трудности.
Согласно вашему резюме, вы стажировались в небольшой компании, занимающейся инвестиционным банкингом. Вы работали с ними на полную ставку? Что произошло?
— Ответ: Да, я очень хорошо справился со своей стажировкой, и изначально предполагал, что попаду в штат компании после окончания колледжа. Однако руководство резко сократило количество новых сотрудников. Так получилось, что прошлым летом они вовсе не принимали стажеров к себе в штат.
Но я очень любила там работать, и сегодня я захватила с собой несколько документов, которые покажут, что моя практика принесла компании свои плоды. И я вовсе не расстроена, что мне не удалось туда попасть, – верьте или нет, я считаю удачным этот новый поворот событий.
Как вы опишете работу своей мечты?
— Ответ: Работа моей мечты – это работа на этой должности. Поэтому я и обратился к вам. Я рад возможности помочь вашему агентству по продвижению настроить и улучшить программы лояльности.
Сколько лыж арендуются каждый год?
— Ответ: В США проживают около 330 млн человек. Предположим, что количество лыж составляет 15% от этого числа, или 49,5 миллиона. Допустим, 40 175 000 – купленные лыжи, а 9 325 000 – арендованные. Добавим сюда количество туристов, которые катаются на лыжах, скажем, 1 миллион. Таким образом, общее число арендаторов составило бы 10 325 000 человек.
Теперь давайте представим, что арендаторы, которые живут в стране, совершают три поездки в год, поэтому три раза по 9 325 000 равно 27 975 000, и не забудем добавить миллион туристов. Получится 28 975 000 пар лыж.
Если бы вы нанимали кого-то на эту должность, какие качества вы бы искали?
— Ответ: Думаю, я бы рассматривал кандидатов с тремя основными талантами:
1. Способность решать проблемы.
2. Способность развивать крепкие рабочие отношения.
3. Возможность закрывать сделки.
Кандидат, который обладает всеми тремя, станет идеальным помощником бизнес-директора. Позвольте мне рассказать вам немного о моем прошлом.
Что бы вы сделали, если бы хотели нанять для себя женщину и даже знали бы идеального кандидата, но ваш начальник рассматривал бы на должность только мужчин?
— Ответ: Я бы порекомендовал провести тестирование. Нанял бы каждого кандидата на условиях внештатной работы сроком на две недели и посмотрел бы, кто справлялся со своими обязанностями лучше.
Представьте, что вы работаете с кем-то, кто приписывает себе все ваши гениальные идеи. Как бы вы справились с этой ситуацией?
— Ответ: Во-первых, я бы постарался публично приписать ему те идеи, автором которых он являлся. Порой такая «щедрость» побуждает другого человека платить тем же.
Если бы это не решило проблему, я постарался бы выработать алгоритм, согласно которому каждый из нас представлял бы боссам идеи, которые были общими. Если бы и это не сработало, я бы открыто обсудил с ним ситуацию.
Однако если бы человеком, который присвоил себе мои идеи, оказался мой начальник, я бы действовал куда осторожнее. В какой-то степени я считаю, что моя работа состоит в том, чтобы руководство было счастливо. А если бы меня вознаграждали за мои идеи премиями и повышением по службе, был бы счастлив и я.
Wavebreakmedia Ltd / Getty Images
Сколько часов в неделю вы уделяете работе и почему?
— Ответ: Я работаю большую часть своего времени. А в свободные часы я стараюсь найти способы «повысить ценность» каждого задания – как моего, так и фирмы в целом. Когда клиенты читают наши отчеты, я хочу, чтобы они думали, что ни одна другая компания не смогла бы написать их лучше, чем наша.
В чем вы лучше: во взаимодействии с руководством или с подчиненными?
— Ответ: Если сотрудник не умеет прислушиваться к своему начальству и эффективно выполнять его требования, ему редко выпадает возможность самому выступать в роли руководителя. К счастью, с моими навыками самодисциплины все в порядке – у меня никогда не было просроченных заданий.
Mike Watson Images / Getty Images
Приведите пример наиболее сложной ситуации, с которой вам пришлось столкнуться на работе.
— Ответ: Меня наняла женщина, которая планировала оставить должность. Она фактически сделала меня «козлом отпущения» по ряду заданий. В итоге я просто приносил выполненные задания именно в тот день, в который они были нужны боссу, а когда звонили менеджеры – просил их контролировать ту женщину. Такая политика избавила меня от неприятностей с моим боссом и ее начальством.
Давайте обсудим случаи, когда вы пропускали важные дедлайны.
— Ответ: Я бы с удовольствием, но, честно говоря, такого никогда не было.
James Woodson / Getty Images
Что важнее: быть удачливым или обладать большим количеством навыков?
— Ответ: Я думаю, что удача важнее, хотя опыт создает больше возможностей. Конечно, на моей прежней работе вера босса в мои силы убедила тех, кто принимает решения в нашей фирме, в том, что я действительно могу делать эту работу. В то же время я четко понимаю: я оказался в нужном месте в нужное время.
Как вы думаете, когда вы достигнете пика в своей карьере?
— Ответ: Я из семьи выносливых, психически и физически здоровых людей, и поэтому, признаюсь, я даже не думал о «пике» своей карьеры. При всем при этом я считаю, что важно хоть немного заниматься самопознанием и уметь признавать, когда твои лучшие времена остались позади.
Ответы на собеседовании
Один из секретов успешного прохождения собеседования — подготовка ответов на распространенные вопросы. Это поможет чувствовать себя увереннее, не придумывать ничего на ходу, быть готовым к «неудобным» вопросам. Конечно, универсальных ответов для всех соискателей быть не может, но некоторые рекомендации и примеры помогут Вам, опираясь на свой профессиональный бэкграунд, качественно подготовиться и произвести положительное впечатление на рекрутера.
1. Что Вы можете рассказать о себе?
Этот вопрос очень часто задается в ходе интервью, потому от Вас потребуется подготовить лаконичную, но при этом информативную самопрезентацию. По сути, это рассказ о том, почему именно Вы подходите на данную должность, описание Ваших преимуществ. Именно он отвечает за первое впечатление, которое о Вас сложится у рекрутера.
Что может включать в себя такой рассказ:
Пример рассказа о себе на собеседовании
«Меня зовут Дмитрий Никитенко, мне 27 лет. Я женат, ребёнку 2 года. Окончил
Московский политехнический университет по специальности «Программное обеспечение
информационных систем». Затем 7 лет проработал в данной сфере, и теперь хочу
попробовать свои силы в компании международного уровня. Я с детства очень увлекался
компьютерами, и программирование всегда было чем-то невероятно интересным для
меня. Именно поэтому я выбрал эту специальность. Ваша вакансия меня очень
заинтересовала, потому что работа у Вас будет для меня бесценным опытом работы в
данном ИТ-направлении. Я также считаю эту вакансию очень перспективной и хорошо
оцениваю возможности своего профессионального роста. Насчет личных качеств скажу,
что я легко адаптируюсь к новым и сложным задачам, а также очень общителен и легко
воспринимаю критику. Всегда люблю учиться и узнавать о новых технологиях и
возможностях. Увлекаюсь компьютерными играми, читаю специализированную
литературу. На этом, наверное, все. Буду рад ответить на ваши вопросы».
Вся эта информация должна продемонстрировать, что Вы — идеальный кандидат.
Рекомендуется не только продумать, но и прорепетировать рассказ о себе, чтобы Ваш рассказ в итоге был без запинок и слов-паразитов, чтобы слушать Вас было интересно.
2. Почему мы должны взять именно Вас?
В данном случае Ваш ответ во многом будет схож с рассказом о себе. Цель такая же — дать понять рекрутеру, что Вы лучше других подходите для закрытия вакансии, что Ваши компетенции релевантны требованиям работодателя и принесут пользу компании.
Обратите внимание: при ответе на данный вопрос категорически нельзя говорить что-то негативное о компании или принижать других кандидатов: «Вы неправильно продвигаете проект, я смогу сделать все как надо», «Лучше меня Вы никого не найдете», «Я гораздо умнее, чем все мои коллеги».
Что же можно и нужно говорить:
Конечно, чтобы сформировать удачный ответ, нужно ознакомиться с информацией о компании, узнать, что именно работодателю нужно от кандидата на должность, с какими задачами Вы сможете помочь.
3. Почему Вы уволились с предыдущего места работы?
Это один из «неудобных» вопросов, которые, скорее всего, Вам зададут на собеседовании. В зависимости от Вашей ситуации нужно обдумать ответ, который устроит рекрутера и не выставит Вас в негативном свете. Будьте готовы и к тому, что Вас могут попросить объяснить причины увольнения со всех компаний, перечисленных в опыте работы за последнюю пару лет.
Конечно, стоит избегать отрицательных причин ухода с прошлых мест работы. Потому такие фразы, как «Я плохо справлялся со своими обязанностями» или «Не получилось совмещать работу и учебу», точно не подойдут. Вам нужно продумать такой ответ, который и устроит рекрутера и не будет при этом откровенно неправдивым.
Какие причины наиболее «безопасны»:
Обратите внимание: не говорите плохо о своем бывшем коллективе и начальнике.
Это может создать впечатление о Вас как о конфликтном человеке. Хорошим тоном будет в своем ответе не только рассказать о причине увольнения, но и хорошо отозваться о старом месте работы и выразить свое искреннее желание работать в новой компании. Такой комплексный ответ удовлетворит рекрутера.
Если Вы хотите скрыть истинную причину ухода из компании, тогда тем более необходимо тщательно подготовить ответ на этот вопрос, чтобы говорить четко и уверенно, чтобы не возникло дополнительных вопросов или подозрений.
4. Каковы Ваши сильные и слабые стороны?
Если с сильными сторонами еще более-менее все понятно, то как быть со слабыми? Ведь любая из них может испортить о Вас мнение, а клише вроде «Я слишком сильно люблю работать» опытного рекрутера не впечатлит.
Тут важно отметить, что нельзя говорить, что у Вас нет слабых сторон. У каждого специалиста есть свои недостатки, и отличительная черта хорошего специалиста в том, что он свои слабые стороны понимает, анализирует и прорабатывает. Потому, отвечая на этот вопрос, важно еще и рассказать, как Вы работаете над исправлением недостатков. Например:
О чем не стоит говорить: о своей низкой самооценке, конфликтности, невнимательности — такие черты даже при условии Вашей работы над собой создадут негативное впечатление.
Также среди недостатков нельзя называть отсутствие какой-либо из компетенций, которые важны для желаемой должности (например, для позиции важно знание английского языка, а Вы говорите, что знаете его плохо).
Что касается сильных сторон, то постарайтесь, опять же, избегать клише вроде «коммуникабельности» и «стрессоустойчивости»: расскажите о своих навыках, опыте, качествах чуть более оригинально, подкрепляя их примерами из профессионального опыта (или из периода обучения, если Вы — начинающий специалист).
Также в этом вопросе важно обратиться к тексту вакансии, понять, каких именно компетенций от Вас ждут, и исходя из этого выстраивать свой ответ. Лучше не перечисляйте те сильные стороны, которые к желаемой должности отношения не имеют.
5. Почему Вы хотите работать у нас?
Для подготовки к этому вопросу необходимо будет, опять же, заранее изучить информацию о компании. При этом «У Вас устраивающая меня зарплата» или «Ваш офис находится близко к моему дому» не подойдут. Нужно убедить рекрутера, что Вы искренне заинтересованы в работе в компании, что у Вас есть определенная мотивация.
Какой же может быть причина:
Будет хорошо, если свой ответ Вы подкрепите словами и о том, чем Вас заинтересовала вакансия и почему Вы удачно подходите под ее требования. Ведь это тоже одна из причин, почему Вы хотите работать именно в этом месте.
6. Кем Вы видите себя через 5 лет?
Традиционный вопрос для собеседования. Вместо 5 лет могут быть и 3 года, и 10, но суть тут одна — узнать о Ваших планах, о наличии или отсутствии карьерной стратегии. Тут при ответе нужно быть как можно более конкретным (без расплывчатых формулировок вроде «Возможно, я сменю сферу деятельности» или «Все зависит от обстоятельств»), но при этом не быть непоколебимым («Я обязан в течение 2 лет получить повышение»). И, конечно, точно нельзя говорить, что Вы в долгосрочной перспективе ничего не планируете.
Что можно рассказывать о своих планах на ближайшие годы:
Кроме того, не забывайте, что ответ должен быть реалистичным.
Не стоит говорить, что Вы хотите добиться каких-то запредельных высот, чтобы не показать себя слишком самоуверенным. Стоит также изучить информацию о компании, чтобы понять, с какой скоростью там можно продвигаться в карьере и какие возможности для сотрудников вообще имеются.
7. Какую зарплату Вы хотите получать?
Это один из вопросов, к которым нужно подходить аккуратно и с умом. Нужно не просто назвать размер желаемой зарплаты, но и обосновать его. А для этого необходимо изучить рынок труда, оценить свои способности, узнать, сколько платят людям Вашей специальности у Вас в регионе.
Если завысите цифру — это может стоить Вам предложения о работе, если занизите — в итоге не будете получать достойную плату или создадите впечатление не очень ценного сотрудника, готового работать за копейки.
Некоторые рекрутеры сами называют ту сумму, которую готовы Вам платить, но так происходит далеко не всегда. Чаще всего все же спрашивают, чтобы знать, могут ли себе «позволить» такого сотрудника.
Ваша задача — продумать заранее справедливый размер желаемой оплаты своего труда.
8. Каковы Ваши профессиональные достижения?
Свои достижения Вы наверняка уже описывали в резюме, но нужно быть готовым к тому, чтобы уметь перессказать информацию оттуда, при этом менее сухо и с примерами. Вас могут спросить не обо всех достижениях, а лишь об одном — самом главном. Также вопрос может звучать как «Чем Вы гордитесь больше всего?» или «Какой вклад Вы внесли на прошлом месте работы?» — это все о профессиональных достижениях.
Заранее подумайте о том, каких результатов Вы добились на профессиональном поприще. Выпишите их и выберите наиболее значимые и релевантные. Помните, что они должны иметь прямое отношение к должности, на которую Вы претендуете. При ответе оперируйте фактами и цифрами, вносите побольше конкретики, чтобы было ясно видно, что Вы — специалист, нацеленный на результат.
Например, Вы повысили продажи в своей старой компании на n-ное количество процентов или сформировали с нуля команду из определенного количества человек, организовали столько-то успешных конференций, добились подписания ряда важных контрактов.
Важно: не рассказывайте о достижениях из личной жизни, они вряд ли дадут рекрутеру полезную информацию о Вас как о специалисте.
9. Как Вы справляетесь с конфликтными ситуациями?
Такой вопрос часто встречается в поведенческом интервью. Задается он с целью разузнать больше о Ваших навыках общения и умении справляться со стрессовыми ситуациями. Ведь компании нужны те, кто умеет работать в команде и сглаживать острые углы.
Вас могут попросить гипотетически представить, что у Вас произошел конфликт с коллегой/работодателем/клиентом, или же привести реальный пример, когда такая трудная ситуация возникала у Вас на рабочем месте. Хотя в любом случае такой пример понадобится, чтобы продемонстрировать, что Вы с таким уже сталкивались.
Как отвечать на вопрос про конфликты:
Нельзя рассказывать о том, как Вы просто проигнорировали проблемную ситуацию и ничего не предприняли, либо же о том, что Вы не смогли остаться спокойным и накричали на кого-то.
Наоборот, необходимо показать, как какие-то Ваши действия помогли решить проблему.
Постарайтесь также не давать общий ответ вроде «Я всегда спокоен в ходе конфликтов», «Я привык работать в стрессе» или «Никогда особо ни с кем не конфликтовал». Для этого и нужна подготовка к собеседованию — чтобы вспомнить подходящий, показательный пример.
10. Как Вы развиваете себя как специалиста?
Считается, что хороший специалист никогда не перестает обучаться. Подумайте над тем, какими способами Вы поддерживаете свои навыки на должном уровне. Это могут быть:
Возможно, Вы в карьере предпочитаете браться за нестандартные задачи и осваивать новые подходы — это тоже можно указать, желательно с примерами.