Что ответить начальнику на хамство достойно
Что ответить начальнику на хамство достойно
Грубость и хамство на работе — две вещи, которые преследуют человечество с момента возникновения корпоративных отношений в их современном представлении. Даже когда начальник, подчинённый или коллеги перестали быть разделены сословными классами между собой, рано или поздно возникают конфликты. От них не застрахован ни один коллектив, и крайне важно научиться противостоять неподобающему, грубому и оскорбительному поведению.
Сейчас мы поговорим о том, как реагировать на хамство на работе. В чём его глубинные причины, и какие существуют методы борьбы с хамством начальника или дорогих коллег по кабинету.
Причины хамства сотрудника на работе — объясняют психологи
Каждый случай деструктивного поведения индивидуален, но чаще всего речь пойдёт о неких внутренних проблемах, которые выплёскиваются грубым вербальным способом:
Социальная психология США гласит, что как минимум 80% компаний, где допускается неуставное поведение сотрудников, страдает от корпоративного саботажа. Не имея возможности решить внутренние конфликты, работники отказываются выполнять свои ежедневные обязанности, приводя фирму к серьёзному материальному ущербу.
Почему хамит руководитель?
Хамство начальника на работе получило несколько другой «анамнез». Здесь, помимо непосредственных психологических проблем накладывается ряд служебных факторов:
Как бороться с хамством на работе — 10 эффективных методов
Мы отобрали проверенные временем тактики поведения, которые помогут разрешить конфликт на любой стадии, или хотя бы минимизировать последствия неподобающего поведения.
СПОСОБ №1 Полное игнорирование грубияна
На секунду представьте, что перед вами не коллега, которого вы знаете много лет, а обычный уличный попрошайка или подвыпивший интеллигент, решивший узнать про зятя для будущей тёщи. Вряд ли вы станете что-то доказывать такому персонажу — просто сложите руки на груди, внимательно посмотрите в окно, в монитор компьютера, куда угодно, только не на оппонента.
СПОСОБ №2 Манипуляция в ответ на агрессию
«Да, я именно такой мерзавец, каким ты меня назвал!» Желающий раскрутить конфликт человек меньше всего ожидает услышать подтверждение собственных слов, в большинстве ситуаций ответ поставит его в крайне некомфортное положение. Закончится всё быстро — от вас отстанут, возможно даже на долгие месяцы, многие подсознательно боятся манипуляций.
СПОСОБ №3 Буду спокоен, как удав
«Я тебя услышал, пожалуйста, передай мне вон ту зелёную папку». Выводим игнорирование на более высокий вербальный уровень — продолжайте делать свою работу, как будто ничего не произошло. Даже если эта самая папка прилетит на стол, сопровождаясь громким криком, просто откройте её молча, возьмите необходимый бланк и многозначительно посмотрите на коллегу.
СПОСОБ №4 Иногда лучше отшутиться
Срываясь на крик, любой из нас делает предварительный глубокий вдох — вот в этот момент нужно произнести знакомую шутку, чтобы желающие «прочистить горло» тоже засмеялись. Высший пилотаж — поднять агрессора на смех в глазах других сотрудников, но для этого придётся быть душой компании и точно знать, какой короткий анекдот сможет быстро всех рассмешить.
СПОСОБ №5 Чихал я на ваши проблемы
Имитируйте внезапный приступ чихания, повторяя после каждого раза: «Прости, не понял, что ты сказал? А можно ещё раз?» Воспримут это, естественно, как ответное издевательство. Здесь важно «дожать» оппонента до точки кипения, чтобы он окончательно потерял лицо, уйдя в истерику, либо вовремя опомнился, насколько неуместным было его поведение.
СПОСОБ №6 Капитан Очевидность
«Ты отвратительный хам и грубиян». Говорить такое нужно с тремя обязательными условиями. Во-первых, произносите фразу твёрдым металлическим голосом, глядя обидчику прямо в глаза несколько секунд. Во-вторых, убедитесь, что вас услышит максимально возможное количество людей вокруг. В-третьих, не дожидайтесь реакции, уходите, звонко топнув ногой.
СПОСОБ №7 Бюрократическое занудство
«В 666 пункте должностной инструкции указано, что в ответ на неподобающее поведение я имею право написать на коллегу служебную записку». И тут же приступайте к её написанию. Первые несколько минут агрессор вам не поверит, но инстинкт самосохранения возьмёт верх, особенно, если будете громко проговаривать вслух каждое слово на бумажке.
СПОСОБ №8 Шок-контент
«М-да, директор был прав. от тебя, дурака, и не такого можно ожидать. » Для пущей драматургии закатите глаза, укоризненно покачайте головой и ещё раз упомяните имя начальника. Никто в своём уме не пойдёт выяснять был такой разговор или нет, а если уровень экзальтации зашкаливает, прямо направьтесь к кабинету руководителя, предложив проверить.
СПОСОБ №9 Джентльмен из позапрошлого века
«Батенька, вы, право слово, неправы». Не стесняйтесь переводить накал конфликта в абсурдную плоскость, реагируя гипертрофированной вежливостью. Как минимум, гарантированно удастся сбить провокатора с привычной «системы координат». Максимум — через какое-то время он придёт извиняться сам, возможно, вполне искренне раскаявшись в содеянном.
СПОСОБ №10 Не на того напали
Если по-хорошему сослуживец не понимает, попробуйте победить его же методами. Парируйте колкости ещё более обидными фразами, припомните прошлые «косяки». Результат при удачном стечении обстоятельств будет на стороне того, кто дольше продержится. Правда, в глазах остальных коллег вы навсегда превратитесь в точно такого же хама и грубияна.
Что делать, если вам начали хамить в офисе? Советы бывалых
Рассмотрим восемь правил успешного разрешения конфликта на рабочем месте:
Наконец, большинство неприятных разговоров потребуют максимального запаса выдержки и умения надолго удерживать уверенную интонацию голоса. Важно сохранять чувство собственного достоинства, какими бы стрессовыми ни казались ситуации — они уйдут, а работа останется.
Заключение
Безусловно, хамство коллеги на работе — не самый позитивный опыт, но даже из серьёзных конфликтов всегда можно выйти с минимальными потерями.
Резюмируя сказанное, подчеркнём:
Помните, что рабочий коллектив — это живой организм. Здоровая атмосфера внутри него способствует не только правильным отношениям, но и продуктивному делопроизводству.
Автор: Юлия Тришкина эксперт, руководитель отдела
С уважением, команда Moscow Business School
10 методов, как реагировать на грубость
Автор: pikacho · Опубликовано 14.02.2016 · Обновлено 09.10.2019
Любому из нас приходится иногда сталкиваться с человеческой грубостью и выслушивать в свой адрес обидные слова и выражения. У кого-то напряженная обстановка царит дома, а кому-то сильно не повезло с работой, где преобладает скандальная атмосфера, готовая в любой момент взорваться потоком брани и оскорблений. Так как отвечать на грубость и хамство?
Зачем нужно отвечать на грубость, а не молчать?
Психологи установили, что каждая агрессивная выходка со стороны порождает в нормальном человеке аутоагрессию, со временем выливающуюся в депрессивное настроение, снижение работоспособности, заниженную самооценку и т.п. Такая реакция организма не несет с собой ничего хорошего, а, следовательно, нужно учиться эффективной защите от проявлений чужеродной агрессии и правильной реакции на нее.
Причины грубого поведения
Одной из наиболее частых причин грубых нападок на человека является его недостаточно развитая психологическая сила. Такие люди гораздо чаще становятся жертвами хамства, чем сильные и уверенные в себе индивидуумы. Хамы и грубияны отличаются довольно хорошо развитым чутьем и никогда не станут связываться с тем, кто сможет дать им достойный ответ.
Если же перед ними человек из другой категории, то почему бы не позабавить себя и не сказать ему что-нибудь грубое. Чаще всего в число обиженных попадают следующие типы людей:
В данной ситуации реакция на грубость может быть разной, но предварительно следует поработать над собственной самооценкой и уверенностью, чтобы не быть постоянной жертвой плохо воспитанных граждан. Обретение внутренней силы навсегда избавит от сторонней агрессии, ведь сильный человек не может быть объектом для нападок.
Как отвечать на грубость достойно и красиво — 10 методов
Метод «Спокойствие»
При столкновении с потенциальными обидчиками никогда не следует демонстрировать им свою растерянность. Выражайте мысли четко и твердо, и не произносите никаких слов в свое оправдание и защиту. Интонация голоса должна быть максимально спокойной и расслабленной, так как именно она быстрее всего выбьет хама из колеи. Своими нападками он хочет вывести свою жертву из себя, чтобы получить подзарядку порцией негативной энергии. Не нужно доставлять грубияну такой радости.
Например, на гневные слова раздраженной кондукторши об отсутствии у нее сдачи с крупной купюры, нужно спокойно переспросить, чтобы она снова повторила свою речь, а потом вежливо, но настойчиво попросить решить ее эту проблему.
Метод «Психологическое айкидо»
Применение данной защитной методики основывается на использовании отрицательной энергетики грубияна против него самого. Оппоненту необходимо соглашаться с критическими замечаниями в свой адрес, запутывая и доводя до абсурда взаимное общение. Можно даже подхваливать противника за своевременную и полезную критику. Овладение методом требует определенной практики и разрыва существующих поведенческих шаблонов.
В качестве наглядного примера можно привести следующий диалог:
Грубиян: «Куда прешь! У тебя что, глаз нет?! Не видишь, здесь очередь стоит!»
Оппонент: «А у меня и, правда, нет глаз, а вы такой внимательный, сразу это заметили и указали на мой промах».
Грубиян: «Мы же все стоим, а ты чего лезешь вперед?!»
Оппонент: «Ну, да, все стоят, а я лезу, самый умный тут нашелся»… и далее в таком стиле.
Как правило, бывает достаточно двух или трех взаимных перепалок, чтобы психологически дезориентировать противника. К тому же, окружающие люди могут серьезно помочь вам, оценив всю нелепость и комичность ситуации. Хаму придется ретироваться в своих намерениях, и он едва ли станет еще продолжать.
Метод «Юмор»
Намереваясь произнести что-нибудь плохое, человек напрягается и старается набрать воздуха в дыхательные пути. Если в это время попробовать его рассмешить, он расслабится, и первый порыв гнева пройдет. Можно также улыбаться и отпускать комплименты оппоненту.
Например, секретарь, войдя в кабинет директора, случайно спотыкается и падает, опрокидывая чашки с подноса. Глядя на гневное лицо шефа, женщина говорит ему, что он просто сногсшибателен, намекая на причину падения. Подобная шутка вызывает смех у присутствующих и улыбку директора, вместо ожидаемого разноса.
Метод «Констатация»
В некоторых ситуациях можно усмирить хама, просто назвав его прилюдно тем, кем он является на самом деле. В частности, можно прямо сказать: «Вы — грубиян», а можно сориентироваться по ситуации и подключить собственное воображение и фантазию.
Например, на грубость, адресованную в ответ на вашу забывчивость, можно посетовать, что, к сожалению, таблеток от хамства еще не изобрели.
Метод «Чихание»
Является эффективной ответной реакцией в том случае, когда хамский монолог грозит затянуться надолго. Если ваш оппонент все больше распаляется и никак не может остановиться, необходимо ему в этом помочь. До поры, до времени слушайте молча, пока хам не возомнит себя полным хозяином положения. Потом нарочито громко чихните, и в мгновение затишья, скажите, что у вас аллергическая реакция на разную чушь. Далее вежливо попросите оппонента продолжать свою речь.
В ответ на обидные замечания можно использовать еще такие фразы:
«Это все?»
«Ну, и что?»
«Вы, случайно, не оговорились?»
«Поверьте, хамство вам совершенно не к лицу»
«Зачем вы стремитесь выглядеть хуже, чем на самом деле»
«У меня нет времени разбираться в ваших комплексах» и т.п.
Другой причиной хамства являются люди, которые без него просто не могут жить. Они сознательно выбрали подобный стиль общения с окружающими и чувствуют себя при этом вполне комфортно. В ответ на такие модели поведения эффективны будут следующие методики.
Метод «Настойчивая вежливость и безграничное терпение»
Основным правилом при общении с хроническим грубияном будет абсолютная вежливость и терпимость. Главное, не сорваться в ответ на хамские выходки и не поддаваться на провокации, становясь лишь ведомым. Надо помнить, что основная цель хама вызвать в сопернике ответную реакцию, тогда как, не получая ее, он теряет подпитку к дальнейшим действиям. Улыбка и внешняя доброжелательность настолько непривычны для него, что могут абсолютно выбить из колеи.
Подобный сценарий для человека, привыкшего к грубому обхождению, совершенно нетипичен, так что у вежливого оппонента есть возможность взять ситуацию в свои руки. Если у противника имеется серьезная зацикленность на негативе, можно попробовать также общаться вежливо, но произносить слова более громко, чем обычно. Такая нестандартная выходка может заставить его примолкнуть.
Проиллюстрировать поведение сторон можно на следующем примере:
Продавщица: «Женщина, долго вы еще будете здесь все рассматривать?! Покупаете или нет?»
Покупатель: «Будьте добры, покажите еще вон ту кофточку».
Продавщица: «Сколько можно! Я что здесь, девочка на побегушках?!»
Покупатель (вежливо, но гораздо громче): «Будьте добры, покажите вон ту кофточку».
Метод «Занудливость»
Придется кстати для людей работающих администраторами в различных интернет-проектах. Не секрет, что некоторые пользователи хронически пренебрегают установленными правилами, а потом обрушивают всю свою неадекватность на администраторов. Когда разумных доводов у человека нет, начинается откровенное хамство.
Конечно, можно просто забанить строптивого пользователя, а можно сделать «сухое» замечание казенным языком. Вскоре интерес у воинственно настроенного противника остынет, и он прекратит выпускать пар. На практике такое общение может выглядеть следующим образом:
Участник форума: «По какой причине я получил бан?! Это что за самоуправство! Творите, что в голову взбредет!»
Администратор форума: «Вы нарушили правило №2 внутреннего регламента, от такого-то числа. Согласно пункту 3-му этого правила, вам полагается бан на три ближайших недели».
Участник форума: «Не было у меня никаких нарушений, это все ваши выдумки. Мои фотки самые классные, а вы ничего в это не смыслите!»
Администратор форума: «За оскорбительные высказывания в адрес администрации срок бана будет продлен еще на 10 дней».
Метод «Шокирование»
Для разрыва стереотипного поведения хама можно попробовать разорвать его привычный шаблон, путем шокирования. Для этого, в ответ на грубое замечание нужно отвечать что-то, совершенно не относящееся к делу, сбивая, тем самым противника с толка. Например, на грубость продавца, можно поинтересоваться с каким счетом закончился вчерашний футбольный матч.
Кроме вышеописанных методов для достойного ответа грубиянам можно заготовить следующие фразы:
«Жаль, но вы далеко не оригинальны»
«Ну, вот, а все так хорошо начиналось»
«Что-то мне расхотелось продолжать наше дальнейшее общение»
«Жаль, что не услышал от вас ничего оригинального»
«Не слишком остроумно, но есть к чему стремиться»
«Оценил глубину ваших мыслительных способностей» и т.п.
Еще одной причиной хамства является страх обидчика перед оппонентом. В этой ситуации он стремится напасть первым, маскируя свою неуверенность, трусость и зависть перед более успешными людьми. Хамство, в данном случае, служит лишь своеобразной маскировкой и прикрытием.
Метод «Забота о ежике»
Мысленно представьте ежика, который имеет колючие иглы, но, в то же время, является всего лишь маленьким, испуганным зверьком. Проведите ассоциацию со своим обидчиком, принимая по отношению к нему снисходительную и покровительственную позицию. Кроме того, в данной ситуации хорошо подойдут вышеописанные способы «Спокойствие» и «Психологическое айкидо». Из дополнительных фраз можно взять на вооружение следующие:
«У вас все еще обязательно получится»
«Что еще у вас на душе?»
«Вам хочется меня обидеть? А зачем?»
«Хамство никому ни к лицу, а уж вам и подавно»
«Благодарю за пристальное внимание к моей персоне» и т.п.
Метод «Игнорирование»
Данный способ психологической защиты является универсальным для всех причин внешней агрессии. Иногда молчание, действительно, золото. Особенно, это касается тех ситуаций, когда вам нет никакой нужды общаться с обидчиком, или вы чувствуете, что эмоционально не готовы к схватке с ним, а также в тех случаях, когда перед вами находится явно психически нездоровый человек.
Игнорирование очень эффективно помогает против любого вида хамства, если осуществлять его правильно. В частности, не нужно проявлять никаких эмоций, чтобы обидчик вдруг не подумал, что вы молча проглатываете обиду, и он будет распаляться все больше и больше. Все должно выглядеть таким образом, будто бы перед вами пустое место, а вам — такому успешному и удачливому человеку, совершенно некогда обращать внимание на всякие досадные помехи и мелочи.
Хватит молчать! 4 идеальных способа ответить своему начальнику на грубость
Больше никакого произвола на работе.
До сих пор в современных российских реалиях люди сталкиваются с трудностями на работе, связанными с пренебрежительным отношением их начальства. В нашей стране руководители могут запросто повышать голос на своих сотрудников, игнорировать их переработки или просто ставить сомнительные ультиматумы с угрозами потери рабочего места.
Тем временем на Западе такое обращение становится редкостью, и за подобные выходки руководство компаний и организаций может серьезно пострадать и понести репутационные потери. Мы посчитали, что пора и нам наконец перестать трепетать перед руководством и в любой непонятной ситуации начать говорить все, что мы о нем думаем.
Итак, перед тобой шесть фраз, которые может произнести твое сомнительное начальство и четыре способа правильно отреагировать на них.
Какие реплики от твоего начальства пора перестать пропускать мимо ушей?
1. «Ты не стоишь своих денег»
Когда ты слышишь такое от своего начальника, в голове сразу появляется мысль хлопнуть дверью и больше никогда не появляться в этом офисе. Это крайне неуважительная формулировка, вызывающая ассоциации скорее с рынком, где уместно торговаться друг с другом за товар.
«Эта картина не стоит своих денег!», — говорят так, обращаясь к продавцу.
Слышать такое всегда обидно, поскольку все мы считаем себя, скорее, недооцененными.
2. «Тебе повезло, что я дал тебе эту работу»
Услышав такую фразу, начинает невольно казаться, что твой руководитель когда-то взял на себя роль благодетеля, который в свое время приютил оборванца из неблагополучного района, и теперь требует ему подчиняться в благодарность за все, что он сделал.
Однако люди, участвующие в трудовых отношениях, играют несколько другие роли, а их отношения должны быть построены на взаимном уважении.
3. «Твоя работа — делать то, что я тебе скажу»
На самом деле твоя работа — это делать то, что входит в область твоих обязанностей. Важно помнить, что твой работодатель нанимал тебя не в качестве универсального слуги, а на конкретную позицию, например, менеджера по работе с клиентами.
Поэтому в твой пул обязанностей никак не входит мыть полы в коридоре после рабочей смены. Особенно, если тебя просят сделать это в приказном тоне.
4. «Ты задержишься после работы, пока не сделаешь все, что не успел»
Если твой начальник не понимает, что ты не настолько работоспособен, как китайский кибердиктор, работающий 24 часа в сутки, это еще один важный повод задуматься.
К тому же, если в твоем трудовом договоре есть строка о том, что рабочий день включает в себя восемь часов, так оно и должно быть. Твой руководитель просто не может заставить тебя задерживаться. В противном случае он нарушает трудовое законодательство.
5. «Да что с тобой не так, идиот?!»
Если ты сталкивался или сталкиваешься сейчас с таким обращением на работе, самое время отнестись к этому пункту серьезно. Сразу скажем, что ты можешь забить на эту фразу только в том случае, если твой начальник — это ты сам, а произнес ты ее самому себе, совершив какую-то ошибку.
Но если ты услышал такое от своего работодателя, молчать никак нельзя.
6. «Я больше не могу терпеть это дерьмо!»
Ну, и ты уже порядком натерпелся от начальства, которое позволяет относиться к своим сотрудникам, как к рабам. Время давать ответку.
Каким способом можно ответить такому начальству?
1. Прежде всего, скажи спокойно о том, что ты не приемлешь такого отношения к себе
Если ты вдруг обнаружил, что твой руководитель время от времени апеллирует перечисленными выше фразами, сначала сообщи ему о том, что не допускаешь такого отношения к себе. Не нужно при этом сильно повышать голос и показывать свои эмоции, но тон должен быть твердым, уверенным и максимально серьезным.
Стоит четко понимать, что, во-первых, его стиль общения влияет на тебя далеко не так, как мотивирующие семинары Тони Роббинса, а ровно наоборот.
Во-вторых, такое отношение даже не всегда допустимо в семьях, а в рамках трудового коллектива и вовсе неприемлемо. Вполне вероятно, что после твоих слов руководитель прозреет и станет извиняться на коленях. Однако, если этого не произошло, попробуй поступить следующим образом.
2. Обратись в отдел кадров
Если ты работаешь компании, которая заботится о комфорте и профессиональном росте своих сотрудников, стоит обратиться в отдел кадров и сообщить о неподобающем поведении своего руководителя.
Объяснив всю ситуацию, с ним могут провести серьезную беседу в присутствии высшего руководства, отправить на тренинг по коммуникациям, или тебе просто могут предложить работу в другом отделе.
Однако если никого выше твоего начальника в этой организации нет, и отдел кадров полностью ему подконтролен, перейдем к следующему пункту.
3. Поставь руководителю жесткий ультиматум
Итак, если ты не готов терпеть грубого отношения со стороны своего начальника, а отдел кадров бессилен, одним из эффективных методов решения вашего конфликта может быть жесткий ультиматум с твоей стороны.
Скажи своему боссу, что если он не перестанет тебя оскорблять / повышать на тебя голос / грубо разговаривать / относиться к тебе подобным образом, ты будешь вынужден уволиться, потому что не потерпишь такого обращения.
Однако ты должен понимать, что в таком случае у тебя есть реальный шанс лишиться рабочего места. Если ты не готов прощаться со своей работой в силу различных обстоятельств (кредит, ипотека, всепоглощающий страх), подумай об этом шаге дважды.
4. Увольняйся
Если ты все-таки решился на этот шаг, поверь, такой вариант намного лучше ежедневной тирании начальства, из-за которой ты будешь находиться в ежеминутном стрессе и состоянии нарастающей депрессии.
Бывают ситуации, когда человека невозможно исправить, и в этом случае нет ничего лучше того, чтобы попрощаться с ним.
Однако если у тебя еще есть надежда на то, что все можно исправить, когда-то мы рассказывали о семи способах ужиться с тяжелым начальством. Эти советы должны тебе пригодиться.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
«Шевели ляжками». Что ответить начальнику-хаму и как защищаться от нахалов в жизни
Хамство вводит в ступор. Тебе смачно нагрубили на улице, а ты не знаешь, как правильно отреагировать и потом весь день злишься от обиды. А если тебе хамит человек, от которого ты зависишь? Как охладить слишком вспыльчивого начальника, отучить дерзить подростков и как помочь ребёнку, которого унижает учитель? Об этом amic.ru рассказала барнаульский психолог Людмила Слободчикова. Самое интересное: хамство бывает разным – ситуативным, имиджевым, элитным. Как следует себя вести в каждом из этих случаев и какие ошибки не стоит допускать – читайте в нашем материале.
Что такое хамство?
– Людмила, как правильно реагировать на хамство? Реально ли с ним бороться?
– Бороться с ним крайне сложно, а подчас невозможно. Что такое хамство? Это пренебрежение нормами нравственной гигиены. Оно может проявляться в грубости, оскорблении, насмешке и так далее. Может начинаться с самого простого – повышения голоса и сопровождаться физической агрессией, когда не только, к примеру, обозвали, но и толкнули, что-то отобрали.
Хамство бывает ситуативным и постоянным. И в зависимости от того, с чем вы столкнулись, нужно выбирать тактику поведения. Ситуативное хамство – это когда мы с человеком встретились однажды – в автобусе, в кафе, в магазине, в поликлинике – и вряд ли когда-нибудь ещё увидимся. Постоянное – это когда вы регулярно пересекаетесь с обидчиком (в классе, в рабочем коллективе, в семье), и хамство является показателем конфликтных отношений.
– И что делать при ситуативном хамстве? Например, ребёнок закапризничал. А кто-то мимо проходящий бросает: «Нарожали, а воспитывать не хотят!»
– В этом случае самая верная тактика поведения – проигнорировать. Если при ситуативном хамстве мы начнём вступать в диалог, «качать права», то только усилим конфликтную ситуацию. Объясню почему.
В психологии есть такое направление, как транзактный анализ. Согласно ему каждый из нас бывает в позиции родителя, взрослого и ребёнка. Человек, который хамит, изо всех сил старается занять позицию критикующего родителя, который устанавливает правила и нормы, диктует их другим: «Что вы лезете?», «Вы здесь не стояли!», «Что вы себе позволяете?» Для него хамство – способ показать свою силу и значимость. И если мы тоже займём позицию критикующего родителя и начнём вразумлять, получится, что мы попытаемся поставить хама в позицию ребёнка. А он, наоборот, пытается из роли ребёнка выпрыгнуть. Что мы получим? Он взорвётся ещё сильнее. А возможно, станет вовсе неуправляемым, и дело дойдёт до рукоприкладства.
Самая конструктивная позиция – позиция взрослого. Он не опустится до выяснения отношений с незнакомым человеком. Он, скорее всего, проигнорирует эту ситуацию и отойдёт в сторону, так как понимает, что с паровозом или ледоколом связываться не стоит. Для него хам – человек повышенной опасности. И тратить на него свои жизненные ресурсы не стоит.
А если нахамить в ответ?
– А если дать понять человеку, что его поведение неприятно? Попросить: «Не хамите мне». Будет прок?
– Никакого. С одной стороны, это может ещё сильнее разозлить вашего оппонента: «Да я ещё не хамил!» А с другой – он просто может не понять, что вы имеете в виду.
Для кого-то хамство – это когда уже летят маты, но для кого-то даже и маты норма. Однажды я наблюдала, как папа общался сыном. Малышу на вид не больше двух лет. И папа ему говорил: «Шевели ляжками». Мне было и неприятно, и неловко это видеть. Между тем, наверняка, такое поведение в их семье воспринимается как нормальное. Такой своеобразный стиль общения. Поэтому не надо говорить: «Не хамите мне», так как в этом случае мы оперируем категориями, которые невозможно пощупать, потрогать, оценить, потому что для каждого хамство – это своё.
А если мы говорим: «Не надо со мной так разговаривать. Меня это оскорбляет и обижает», это уже понятно. Кроме того, такая реакция хороша тем, что вы рассказываете о своих чувствах, а не даёте негативную оценку поведению человека, называя то, что он делает, хамством.
– Понятно, с хамами лучше не связываться вообще. Но что делать со своими эмоциями? Как справиться с чувством обиды?
– Необходимо понять, что хамство не относится к вам лично. Мы часто на него реагируем как на личное оскорбление: меня унизили и превратили в ничто. На самом деле всё наоборот. Это ваш обидчик находится в состоянии слабого «Я». Внутренне он чрезвычайно уязвим и с помощью хамства защищается, пытается самоутвердиться за чужой счёт, показать свою силу, то есть компенсирует свою слабость. Хамство – это показатель того, что у этого человека психологические проблемы, ровно такие же, как проблемы со здоровьем.
Детям я это объясняю с помощью примера с очками. Говорю им: «Я ношу очки. Ты будешь на меня обижаться за это?» Ответ детей: «Нет». Спрашиваю: «Почему?». Они объясняют: «Потому что вы их носите, так как у вас плохое зрение. Они вам помогают лучше видеть». Вот и на человека, который хамит, тоже обижаться не стоит. Просто с ним не всё в порядке.
Что делать, если хамит учитель?
– А если от хамства взрослого страдает ребёнок? Например, учитель в ответ на просьбу ученика что-то объяснить, начинает демонстративно удивляться его «тупости».
– Это острая и распространённая проблема. Начинается она с самого элементарного. Ученик забыл дома тетрадку. Учитель у него спрашивает: «А голову ты дома не забыл?» или «А где ты её забыл? На рояле?» Это издёвка, которая не допустима. Соблюдение в школе этического кодекса – это задача № 1.
Сейчас я как раз работаю с несколькими детьми, у которых из-за хамства учителей занижена самооценка и появилась высокая школьная тревожность. Вот один из примеров. Ученик пятого класса. В начальной школе ребёнок был почти круглым отличником, а теперь сплошные двойки по одному из предметов. Оказывается, причина в конфликте с педагогом. Он вызвал ребёнка к доске, а тот выполнил задание с ошибками. Учитель объяснил, исправил и спрашивает: «Ты понял?» – «Нет, не понял». Учитель поворачивается к классу: «Ребята, вы поняли?» Они хором: «Да!» Учитель: «Я не понимаю, в чём дело. Все поняли, один ты не понял. Садись». У ребёнка настолько подавленное состояние, что он даже поплакать не может. Дошло до суицидальных намерений.
Скрытое хамство со стороны учителей в современной школе стало чуть ли не нормой жизни. И когда учителя таким образом общаются с детьми, они провоцируют травлю ребёнка в классе, поскольку они дают детям образец взаимодействия. Если учитель позволяет так себя вести, другие дети начинают ему подражать.
– Как в этом случае помочь ребёнку?
– Выяснять отношения с учителем ребёнку, скорее всего, будет не под силу. Поэтому я учу разным психологическим приёмам, цель которых сделать так, чтобы школьник перестал остро реагировать на выпады педагога. Первое и главное: «Это относится не к тебе лично, это вообще проблема учителя. Скорее всего, у него просто началось профессиональное выгорание (а хамство у учителей может быть показателем выгорания). Раньше в классе было 25 детей, сейчас 35. Он работает в две смены. Он просто напросто вымотался и уже не в состоянии контролировать какие-то моменты. Пойми, что он уставший. Ты же не будешь ко мне придираться за то, что я ношу очки? Вот и на него такого вымотанного не реагируй. Будь сильнее его. Ты идёшь в школу зачем? За знаниями. И постарайся получить от этого учителя максимум, хотя это супертрудно».
Как отвечать на хамство начальника
– А если хамит руководитель? Тоже не реагировать?
– В данном случае мы говорим о хамстве элиты, или кастовом хамстве, которое тоже сейчас процветает. Руководители чувствуют свою силу, власть и хамят, чтобы показать ваше ничтожество. Отвечать хамством на хамство начальнику нельзя. От этого он ещё сильнее взорвётся: «Да кто ты такой, чтобы мне указывать?» Или доведёт до увольнения. Попробуйте занять позицию человека, который управляет ситуацией. Вам что-то сказали едкое, а вы задаёте вопрос: «А почему вы так решили?», «Почему вы себе позволяете так со мной разговаривать?»
– А вопрос «почему» не подольёт масла в огонь?
– А как бы вы на него ответили?
– Меня бы он как минимум охладил.
– Это и нужно — охладить начальника. И чаще всего они замолкают, и продолжения конфликта не происходит.
Как отучить хамить ребёнка
– Недавно мне сын сказал: «Ты что, мама, ку-ку?» и ещё «Ты что, с дуба рухнула?» Как в этом случае поступить, чтобы такое поведение ребёнка не закрепилось?
– Если ребёнок совсем маленький, лучше никак не реагировать. Если мы будем фиксировать внимание на этих фразах, малыш их точно запомнит. А так велика вероятность, что он всё забудет. Если ребенок постарше, ближе к школьному возрасту, объясните ему значение этих фраз и скажите, что вам неприятно их слышать.
– А если ты имеешь дело с подростком и он тебе осознанно хамит?
– Понимаю, что очень хочется ответить: «Как ты смеешь? Ты еще…» Нот всё же постарайтесь сдержаться. Дело в том, что человека в состоянии аффекта (а хам – это человек в состоянии аффекта) переубеждать бесполезно. Он всё равно не услышит, так как не готов к взаимодействию.
Поэтому нужно установить паузу, выйти из ситуации и через некоторое время, когда вы увидели, что всё уравновесилось, спросите у подростка: «А что ты мне хотел этим сказать?», «А что ты от меня хотел получить?» И в конце концов вместе проговорите, что если бы ребёнок по-другому с вами говорил, вы бы его лучше поняли.
– Мне кажется, что у подростков хамство выступает как показатель взрослости. Вот он такой остроумный, умеет дерзить, поддевать.
– Мы здесь встречаемся с имиджевым хамством. Это «модно», «круто». Если вы столкнулись с подобным в семье, объясните ребёнку, что самая распространённая причина хамства – низкая самооценка. Вполне возможно, это на него повлияет.
Фактор деградации
– Некоторые современные юмористические шоу, кажется, полностью построены на цинизме и хамстве. Видела эпизод в одной из популярных передач: человек приглашён в качестве гостя, а его цинично высмеивают со сцены. И его эмоции, переживания, даже слёзы показывают крупным планом. И ведь люди, от которых это исходит, – современные герои, на которых ориентируются.
– Эти шоу, с позиции психологии, педагогики и социально-психологического взросления, – ужас ужасный. Хамство становится нормой поведения, потому что всё, что транслируют СМИ, воспринимается как правильное, которому можно подражать, это в тренде. Вообще у нас с хамством можно столкнуться на каждом шагу, оно исходит от людей самого разного статуса. Это серьёзные маячки, которые свидетельствуют о неблагополучных изменениях в нашем обществе, о его деградации.
Это интересно:
В России с хамством начали бороться даже на законодательном уровне. В конце 2020 года в Госдуме приняли так называемый закон о хамстве. Касается он чиновников – тех самых, от которых, как говорит психолог, исходит «хамство элиты». Согласно новому закону, теперь представителей власти будут наказывать за оскорбление граждан: либо дисквалифицировать на срок от года до двух лет, либо штрафовать на сумму от 50 до 150 тысяч рублей.
«С хамством необходимо бороться, от кого бы оно ни исходило», – объяснил необходимость принятия этого закона спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он подчеркнул, что борьбу начали с чиновников, так как они представляют власть и им больше дано, а значит, с них больше должен быть спрос. «Но нам надо принимать законы и решения, которые бы и хамство, и оскорбления привели к минимуму», – сказал Володин.