Что ответить на вопрос откуда мой номер
«Откуда у вас мой номер?»
Как избавиться от назойливой телефонной рекламы
Звонок, который не вы заказывали
Вам звонят с незнакомого номера и вежливо осведомляются, есть ли у вас минутка поговорить. Вы соглашаетесь – ведь незнакомец (а чаще незнакомка) назвал вас по имени. После этого голос на той стороне провода предлагает вам кредит в банке, услуги оздоровительного центра или косметического салона.
Первая реакция абонента на подобный звонок – возмущение: «Откуда у вас мой номер?»
Иногда оператор на самом деле не знает, кому именно он звонит. В этом случае в начале разговора он не назовёт вас по имени или замаскирует своё незнание вежливой фразой вроде: «Как я могу к вам обращаться?» Это значит, что у него на руках – «слепая» база номеров или же номера генерируются случайным подбором.
Вариант второй – звонящий называет вас по имени, то есть, ему известно, по крайней мере, сочетание телефонного номера и имени владельца. Прекращайте разговор и начинайте вспоминать, где вы сами «наследили».
Именные телефонные базы формируются в магазинах, банках, центрах разнообразных услуг – везде, где вы сами при оформлении скидочной карты вписали в клеточки фамилию-имя-отчество, дату рождения, номер телефона и адрес электронной почты. Подписывая подобный листок, вы дали магазину (банку, косметическому салону) согласие на обработку ваших персональных данных. В обмен вы, конечно, получите скидку, но ещё и некоторое количество рекламы в смс и в почту. И, увы, риск того, что сведения о вас «уйдут» кому-то ещё.
Так что хотите иметь меньше проблем – думайте каждый раз, когда заполняете форму на очередную скидочную карту и уж, конечно, не вывешивайте номер телефона в соцсетях.
Продай друга… за 500 рублей
Если же вы были осторожны, а именные звонки не стихают, возможно, Ваш телефон дал банку/ магазину/косметическому салону… кто-то из ваших друзей.
«Приведи друга, и получи скидку» – вознаграждения по таким акциям колеблются от 500 до 190 000 рублей (последнюю сумму обещает выплатить одна строительная компания, если ваш друг купит у них квартиру).
Количество компаний, которые проводили у себя подобные акции, оказалось неожиданно велико – и среди них банки, сотовый оператор, службы по доставке еды, магазины продуктов. Тонкость в том, что некоторые фирмы проводят «вербовку друзей» с нарушением закона.
Что законно, а что – нет
До тех пор, пока условия акции предлагают просто отправить другу приглашение, специальный номер или промокод, которым тот вправе воспользоваться или нет, – по закону, всё чисто.
Но, например, «Ситибанк» и «Тинькофф-банк» предлагают заполнить форму, в которой нужно указать номер телефона друга. В «Ситибанке» такая форма заявки – единственно возможная, в «Тинькофф» можно отправить другу код, либо «указать номер телефона друга в специальном разделе сайта банка». А передача телефона – это уже передача персональных данных. По закону, без согласия самого человека делать это нельзя.
На сайте Ситибанка есть формулировка мелким шрифтом: «я подтверждаю, что рекомендованное мной лицо представило разрешение на передачу и обработку моих персональных данных АО КБ «Ситибанк»». Охотник за скидками сам отвечает за то, есть у него разрешение на передачу данных или нет. Но в формулировке опечатка («моих» вместо «своих»), так что попытка переложить ответственность вряд ли удастся.
При этом попытки жертвы рекламы выяснить – кто конкретно сдал твой телефон банку, не удаются – например, Тинькофф-банк ссылается на желание участника акции остаться анонимным.
Как избавиться от нежелательных звонков
Способ легкий, но неюридический. Иногда люди, называющие себя представителями компании, с извинениями и обещаниями исключить вас из списков обзвона появляются, стоит только рассказать о вашей ситуации в соцсетях (для надёжности, затэгировав компанию). Но такой способ работает только с крупными юрлицами, которые отслеживают упоминания о себе в соцсетях (а это далеко не все фирмы). К тому же, строго говоря, переписка с подобными обещаниями юридическим документом не является. Так что, если звонки после неё прекратились, – вам почти повезло.
Способ юридический суровый. Запрашиваете у оператора распечатку звонков. Открываете форму электронного обращения на сайте прокуратуры и пишете жалобу, что с таких-то номеров в такие-то дни вам совершали нарушающие закон звонки с рекламой фирмы такой-то. Отдельными файлами присоединяете к жалобе фотографии всех документов, которые у вас есть – распечатку звонков и, если есть, милицейские материалы о том, кому принадлежит беспокоивший вас номер.
Дальше объясняться про то, какое отношение они имеют к конкретному «звонарю», банк или фирма будут перед прокуратурой. И если не докажут, что отношения не имели, им не поздоровиться, даже если прокуратура не доведёт дело до суда. Скорее всего, фирме при этом будет уже слегка не до вас.
Способ дотошный, нудный. Уведомите нежеланного собеседника, что своим звонком вам он нарушает закон. Разговаривать с конкретной «девочкой на телефоне» при этом бесполезно – решений о прекращении обзвона она не принимает, а даже наоборот – скорее всего, её заработок напрямую зависит от количества привлечённых клиентов, так что бесконечные «метания по базе» она продолжит. Грамотное письмо обижающему вас рекламодателю выглядит так:
«В компанию N (юридический адрес) от такого-то (номер телефона) уведомление.
Такого-то числа, с такого-то номера мне был совершён звонок с рекламой ваших услуг. Довожу до вашего сведения, что подобные действия являются нарушением закона «О персональных данных»и закона «О рекламе». Прошу впредь мне больше не звонить».
Заказное письмо такого содержания с описанием вложения, нужно отправить на юридический адрес компании, которую вам рекламировали, а также на фактический, если они не совпадают.
На подобное письмо компания должна ответить, в идеале извиниться и прекратить звонки.
Если ситуация критическая. Звонки продолжаются, компания не ответила, либо ответила, что ни с какой рекламой вам не звонила.
Тогда запрашиваете у своего сотового оператора распечатку звонков и пишете заявление в полицию с просьбой определить владельцев номеров, с которых вас бомбардируют рекламой. Определив владельца конкретного номера (даже если он не оформлен на компанию), можно подавать в суд. Но при составлении искового заявления лучше привлечь к делу юриста.
Ситуацию комментирует юрист Наталия Кудрявцева:
Согласно ст. 3 Федерального закона N 152-ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», персональные данные – любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных). Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данными, совершаемая с использованием средств автоматизации или без таковых. Обработка персональных данных включает сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу ст. 7 Федерального закона «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ст. 15 Федерального закона «О персональных данных» установлено, что обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
Оператор обязан немедленно прекратить обработку его персональных данных по требованию субъекта.
Таким образом, если вам звонят и точно знают, что телефон принадлежит вам (то есть, называют ФИО, или обращаются так, что становится понятно, что звонивший в курсе, кому именно он звонит), – это прямое нарушение ФЗ «О персональных данных». Аналогичное нарушение допускают и те, кто раздает «телефоны друзей» за некие бонусы, и те, кто эти телефоны собирает, систематизирует, создает базы и занимается обзвоном.
Более того, вне зависимости от того, каким образом оператором получен номер телефона абонента (подарок друга, собственная база, набран наугад…), обзвон абонентов с рекламными предложениями любого характера являются правонарушением.
Согласно пункту 1 статьи 3 «Закона о рекламе», рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; электросвязь – любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Информация, передаваемая посредством использования сетей электросвязи, является индивидуализированной по способу распространения, так как направляется определенным абонентам.
Ст. 14.3 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» N 195-ФЗ предусмотрено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Скриншот страницы с сервисом «Ситибанка»
Рисунки: Дмитрий Петров
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Где вы взяли мой номер и откуда знаете мое имя? Что отвечают неизвестные абоненты
Любому, у кого имеется мобильный телефон, по крайней мере один раз звонили с неизвестного номера и предлагали воспользоваться «невероятно выгодным предложением»: пройти бесплатное обследование в медицинском центре, получить беспроцентную кредитную карту, прийти на презентацию чудо-пылесосов с бесплатным фуршетом и т.д.
И речь идет не о тех случаях, когда гражданин сам заранее изучил предлагаемую продукцию и оставил свои данные, чтобы ему перезвонили, а о тех, когда предложение поступает от компаний, о которых абонент впервые слышит, при этом звонящий называет его по имени (либо по имени и отчеству) и заявляет, что у них есть персональное предложение именно для вас, хотя вы вообще не интересовались их продукцией.
Откуда же представляющиеся сотрудниками этих компаний люди берут ваши данные? Что они отвечают, если резко прервать телефонную презентацию этим вопросом? И почему иногда такая беседа может быть опасна?
«Откуда у вас мои данные?»
Чаще всего такой вопрос просто игнорируется – несмотря на то что звонит живой человек, пока он сбивающимся голосом не прочитает с бумажки все, что должен, он попросту не станет реагировать ни на какие раздражители. Как правило, обзвоны совершают за мизерную плату люди, которых просто не берут на нормальную работу. Получив текст, список номеров с именами и телефон, они начинают один за другим обзванивать сотни граждан, которые, естественно, их звонками не очень довольны. Такие операторы не знают, откуда у них ваш номер, и им это по большому счету все равно. Они поработают с месяц, если повезет – получат за это время 500–1000 рублей и пойдут искать другой источник заработка.
В других случаях, когда на том конце провода оператор, проработавший несколько лет и получающий на несколько тысяч рублей в месяц больше, он сможет что-то вам ответить. Но толку от этого будет не больше, чем в первом варианте. Вам ответят, что «Ваши данные предоставлены отделом маркетинга», «Вы числитесь в базе как клиент с золотым статусом» «После презентации я уточню и еще раз перезвоню», либо просто «Откуда? От верблюда!».
Откуда на самом деле у этих компаний ваши данные
На самом деле чаще всего базы передаются недобросовестными работниками других организаций. Вспомните, как сообщали свои данные в банке, либо в салоне сотовой связи при оформлении SIM-карты. Несмотря на то что сами организации гарантируют конфиденциальность информации клиента, кто-то из сотрудников может преступить закон и передать ее третьим лицам. Кроме того, вы наверняка слышали о крупных хакерских атаках, в результате которых данные просто похищались.
От самих же граждан чаще всего можно услышать версию, что информацию «сливают» сами сотовые операторы или банки. Лично я сомневаюсь в том, что они могут передавать информацию рекламщикам, ведь выгода от такой подпольной сделки незначительна, и вряд ли компании станут рисковать своей репутацией.
Некоторые считают, что информация может быть добыта из баз данных «Почты России», или вовсе – «Госуслуг», но подтверждения этому нет. Да и опасно взламывать государственные базы данных, просто чтобы навязчиво обзванивать людей и предлагать им что-либо приобрести.
Очень часто номера и данные предоставляют знакомые абонентов – им ранее точно так же звонили, предлагали товар и в завершение попросили дать номера и имена родных и близких, которых, по их мнению, должно заинтересовать «суперпредложение». Некоторые действительно думают, что делают доброе дело, давая номера незнакомцу, другим просто неудобно закончить разговор, полностью отказав оператору, который только что так старался, делая презентацию.
Почему бывает опасно соглашаться на «выгодное предложение» от неизвестного абонента
Случаи, когда товар действительно нужен гражданину, а конкретный продукт качественный и предлагается по выгодной цене, происходят очень редко. Так что, скорее всего, заинтересовавшийся предложением гражданин просто потеряет свое время или потратит деньги на ненужную покупку. Но бывает и так, что звонят недобросовестные компании или вовсе мошенники.
Например, бесчисленное количество организаций, представляющихся продавцами «чудодейственной» косметики, побывав на бесплатной презентации которой можно на утро с удивлением обнаружить, что вы вчера взяли большой кредит на покупку по факту дешевых косметических средств на основе синтетических жиров и вазелина, содержащих при этом различные аллергены, канцерогены, мутагены и т.д.
Еще один способ использования баз с именами и телефонами граждан – сбор более подробной информации, в первую очередь паспортных данных, под предлогом участия в розыгрыше, получения персональной карты и т. д. Данные могут быть использованы для изготовления поддельных документов, которые используются для дальнейших преступных целей (открытие счетов для отмывания средств, получение кредитов на чужое имя).
Поэтому лучше не общаться со звонящими вам представителями компаний, если вы не запрашивали входящий звонок от них. Если вы хотите дополнить публикацию или высказать свое мнение – добро пожаловать в обсуждение. Спасибо за внимание!
Как в Сбербанке обманывают пенсионеров – можно узнать здесь.
Как оригинально ответить на вопрос: «Откуда у вас мой номер, кто дал»?
Как остроумно ответить на вопрос: «Кто тебе дал мой номер?»?
Как ответить на вопрос: «Откуда у тебя мой номер телефона?»?
Оригинальных ответов не так много приходит в голову.
Угалал подбором. Всего-то 8 цифр.
С Авито. Сразу понял, что это ты.
Я тоже рад тебя слышать.
Знакомый. Сказал, что если я не перезвоню, то ты этого не переживешь.
Вышел в астрал, а там твои визитки раздают.
Ты кредит брал? Коллекторы всем твой номер раздают.
«От туда». Написала раздельно, а при ответе можно произнести раздельно.
«Откуда номер он не помнит, за то я помню, как ты мне его втюхивал».
«Вскрыл базу номеров».
«Тот, кто дал мне ваш номер, уже не жилец».
«Я его так долго искал, столько номеров по порядку пришлось прозвонить, начиная с 0000001».
«Что мне будет, если я скажу?».
«Я уже за вас волнуюсь, вы забыли, как свой номер мне давали».
«Звонит не кто, а что, я автоответчик, и номер ваш у меня высветился автоматически».
Очень резонный вопрос, если в трубке слышится незнакомый голос, есть основания и для тревоги, и для опасения, и для удивления.
Откуда у вас мой номер, кто дал?
«Откуда у вас мой номер, кто дал?»
Вопрос может быть оправдан, если вопрошающий человек, например, незнаком или не давал о себе никакой информации. Но отвечать серьезно на серьезный вопрос совсем необязательно. Можно добавить небольшую толику шутки, чтобы разрядить напряженную ситуацию.
Откуда у тебя мой номер телефона?
Отвечаем, примерно, так:
Ответить на вопросы типа «Кто вам дал мой номер?», «Где вы мой номер взяли?», «Откуда у тебя взялся мой номер?» хочется и чётко, и в то же время смешно, если ситуация корректна для шутки.
Начну с анекдота. Вызвали в полицию Шерлока Холмса, Штирлица и Мюллера. Дают им задание: «В соседней комнате лежит скелет. Нужно определить, сколько ему лет. Кто первый?» Шерлок Холмс говорит: «Я, конечно!» Зашёл в комнату, минут через 5 вышел оттуда, и говорит: «Скелету 200 лет».
Откуда у Вас мой номер?!
Всем привет дорогие пукабушки 😉
Сегодня, я поделюсь с Вами как избежать подобного, какие меры можно предпринять и почему откуда у этих людей наших данные?
За все нужно платить?
Многие из нас, часто пользуются интернетом, я бы сказал некоторые жить без него не могут.
Когда мы ищем что либо на просторах Google или Yandex (не знаю кто ещё им пользуется)
База данных CRM — это все сведения о клиентах, которые компания собирает для использования в своей системе управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Например, такая база данных может включать в себя следующую информацию о клиентах:
-имя контакта, номер телефона, название и адрес электронной почты, ссылки
-на аккаунты в социальных сетях, дескриптор Skype;
-записи об активности, например, недавних посещениях веб-сайта;
-дата первого контакта, продажи и последнего разговора;
-заказы, сделанные клиентом, их стоимость;
источники лидов и их результаты;
Способы сбора информации
Информация для баз данных может быть получена из внутренних и внешних источников. Основа большинства CRM — внутренние данные. Объем таких баз данных зависит от степени контакта компании с клиентом и законодательства (некоторые данные можно собирать лишь с разрешения источника). Собранную информацию можно хранить и использовать для собственных нужд, а также продавать (не все) через партнеров, агентов и дистрибьюторов.Внутренние данные можно собирать из различных источников:
-Отдел маркетинга может собирать данные о профилях клиентов, каналах привлечения, совершенных покупках, запросах о товаре, размере, а также о сегменте рынка.
-Отделу продаж доступны сведения об истории покупок (время, суммы, регулярность), контактные данные, адреса счетов, критерии покупки (гарантия, дополнительное обслуживание, акции), реакция на рекламные предложения и потребительские предпочтения клиентов.
-Служба поддержки ведет учет истории обслуживания, уровней удовлетворенности клиентов, условиях обслуживания, жалоб на проблемы и способы их решения.
-Финансовый отдел имеет доступ к данным об истории платежей, механизмах оплаты, кредиторской и дебиторской задолженности.
-Веб-мастер может собирать данные о потоке клиентов.
Внешние данные могут быть взяты из самых разных источников — от покупки в Facebook до использования государственных баз данных о населении и бизнесе. Можно также заказать услугу по сбору данных по конкретной целевой аудитории у консалтинговых и маркетинговых исследовательских агентств. Данные из внешних источников принято делить на три группы:Данные скомпилированного списка, собранные бюро списков или поставщиками списков. Такие компании собирают информацию из различных домашних, деловых и государственных источников. Например, в налоговой отчетности, годовых отчетах предприятий и гарантийных картах. Эти сведения можно как покупать, так и арендовать на определенный период
И как вы поняли это все законно, так как все прописано в политике конфиденциальности, которую многие даже не читают 😅
Мой вам совет: использовать не нужную вам почту, и не использовать свой номер личный.
Я собираюсь подробного рода информацию, если у тебе есть что интересненькое напиши мне и я опубликую это у себя в телеграмм канале подписав тебя автором😊
P. S. Вся информация была взята из личного опыта, решил написать эту статью так как многие этого не знают, надеюсь было познавательно.
Всем добра и хорошего вечера😉
«Миша, все хуйня». Я не понимаю, чем твоя информация может помочь. Вот две абсолютно полярные ситуации:
1. Я свой номер не менял года с 2003. За эти 15 лет я его оставил ну, наверное, просто уже везде. Да и нельзя его не оставлять прям вообще нигде. Зачастую обратная связь обязательна. Так что утечка будет в любом случае.
Я для разовых регистраций использую. ТС, внимание. Временную почту.
Погугли, ты удивишься)))
Еще бы правильно научиться писать слово пикабушники, а то пУкабушников изобрёл каких то. Да, я не скрываю, что все пукают, но зачем же обзываться?
У меня завелись собственные хейтеры?🤔
Отбор эмбрионов, направленный на обеспечение интеллекта детей. Реальная услуга с сомнительными результатами
В специальном отчете, опубликованном в New England Journal of Medicine, возникают серьезные вопросы о преимуществах, рисках и этичности новой услуги, которую авторы называют «отбор эмбрионов на основе полигенных оценок» или ESPS. Услуга позволяет пациентам с экстракорпоральным оплодотворением отбирать эмбрионы с целью выбора более здоровых и даже более умных детей.
В отчете под названием «Проблемы с использованием полигенных оценок для отбора эмбрионов» многонациональная группа исследователей описывает ограничения услуги. Они также предупреждают, что пациенты и даже клиницисты по экстракорпоральному оплодотворению могут подумать, что эта услуга более эффективна и менее рискованна, чем она есть на самом деле.
Авторы подчеркивают, что, поскольку один и тот же ген часто влияет на множество разных признаков, выбор одного признака может привести к непреднамеренному отбору неблагоприятных признаков. Они также предупреждают, что использование сервиса может изменить демографические характеристики населения, усугубить социально-экономическое неравенство и обесценить определенные черты характера.
Если ESPS по-прежнему будет доступен для пациентов с ЭКО, исследователи призывают Федеральную торговую комиссию США разработать и обеспечить соблюдение стандартов ответственного обмена информацией об услуге. Авторы также призывают к общественному обсуждению этичного использования технологии и необходимости ее регулирования.
Несовершенный способ обеспечить здоровых детей
Полигенные оценки – это прогнозы индивидуального здоровья и других признаков, полученных в результате исследований генома. Было показано, что у взрослых полигенные оценки частично предсказывают эти исходы. Однако их предсказательная сила значительно снижается при сравнении эмбрионов друг с другом, поясняют авторы отчета.
«Полигенные оценки являются лишь слабыми предикторами большинства индивидуальных результатов у взрослых, особенно социальных и поведенческих черт, и есть несколько факторов, которые еще больше снижают их предсказательную силу в контексте отбора эмбрионов», – сказал соавтор отчета Патрик Терли. «Полигенные оценки предназначены для работы в иных условиях, чем клиника ЭКО. Эти слабые предикторы будут работать еще хуже при выборе эмбрионов».
Терли, который является директором Центра поведенческой и медицинской геномики в Центра экономических и социальных исследований Дорнсайф при Университете Южной Калифорнии, и его коллеги по исследованию изучали, является ли ESPS более эффективным для обеспечения здоровья в будущем, чем случайный отбор эмбрионов. Для этого они смоделировали ожидаемую разницу в риске будущего человека для нескольких заболеваний, сравнивая использование ESPS для выбора эмбриона с выбором одного жизнеспособного эмбриона случайным образом из 10. Они обнаружили, что в большинстве случаев снижение риска заболеваемости, который предлагает услуга, очень мал и весьма неопределенен.
В настоящее время несколько компаний работают с клиниками ЭКО, чтобы предложить услуги пациентам, которые хотят выбрать эмбрион с меньшими рисками развития диабета, рака, сердечных заболеваний, болезни Альцгеймера, воспалительного заболевания кишечника и шизофрении. Одна компания также предлагает услугу по отбору эмбрионов в соответствии с их прогнозируемым уровнем образования, семейным доходом и когнитивными способностями.
Недостатки службы подбора
Чтобы ESPS работал, полигенные оценки должны давать, по крайней мере, умеренно точные прогнозы относительно того, разовьются ли у выбранных эмбрионов определенный признак или нет. Исследования, в которых генерируются полигенные оценки, иногда предполагают умеренные или даже большие различия в фактических результатах между людьми с высокими и низкими оценками, но эти различия основаны на выборке людей из разных семей. Как отмечают Терли и его коллеги, ESPS обычно включает в себя сравнение членов одной семьи, что значительно снижает его прогностическую способность.
Кроме того, в исследованиях, которые производят полигенные оценки, участвуют люди со схожим происхождением и в основном европейские предки. В результате большинство построенных сегодня полигенных оценок будут менее предсказуемыми для людей других предков.
Наконец, оценки предсказательной силы полигенных показателей обычно предполагают очень похожие среды для поколения, включенного в исходное исследование, и поколения, которое родится в результате ESPS. Но к тому времени, когда эмбрион, выбранный службой, станет взрослым, человек может оказаться в совершенно ином окружении.
Широкое использование ESPS сопряжено и с другими рисками. Например, исследователи предупреждают, что использование услуги может усугубить существующие проблемы со здоровьем и другие диспропорции, поскольку она в основном доступна только относительно богатым и в настоящее время лучше всего работает среди тех, кто имеет европейское происхождение. Это также может усилить предрассудки и дискриминацию, сигнализируя о том, что существующие люди с чертами, против которых делают отбор родители, менее ценны.
«В некоторых странах есть органы власти, которые решают, на какие признаки эмбрионов можно тестировать», – сказала Мишель Н. Мейер, доцент кафедры биоэтики и юрист Geisinger Health System и соавтор специального доклада. «Но в США существует сильная юридическая и этическая традиция рассматривать репродуктивные решения как вопрос личного индивидуального выбора. В краткосрочной перспективе FTC должна помочь установить, что считается адекватным доказательством в поддержку заявлений об ожидаемых преимуществах ESPS и что считается адекватным раскрытием информации в данном контексте».
Исследователи также призывают профессиональные медицинские сообщества разработать политику и рекомендации, а сами компании – продемонстрировать, что информация, которую они предоставляют различным клиентам, является полной, точной и понятной.
Они также говорят, что в обществе необходимо обсудить, могут ли существующие правовые рамки адекватно обеспечивать точную информацию о ESPS, и следует ли принять ограничения на использование услуги.
«Многие индивидуальные репродуктивные решения, принимаемые на протяжении поколений, могут иметь глубокие социальные последствия», – сказал соавтор отчета Дэниел Дж. Бенджамин,. «В совокупности эти решения могут изменить демографические характеристики населения, усугубить неравенство и обесценить черты, против которых отбираются».
Больше околонаучного на канале t.me/everScience.
Скуратов. Наверняка любому, кто хоть на школьном уровне изучал историю России, при этой фамилии представит одиозного и неоднозначного Малюту Скуратова. Любимый опричник Ивана Грозного, кат, учинивший Новгородский погром, убийца митрополита Филиппа. Мало, кто из исторических деятелей удостоен такого внимания в литературе. «Пскопской живодер» Башлачева упомянут в «Абсолютном вахтере», «День опричника» открыт посвящением ему, а Булгаков удостоил Малюте почетное место на бале у Сатаны:
«Все их имена спутались в голове, лица слепились в одну громадную лепешку, и только одно сидело мучительно в памяти лицо, окаймлённое действительно огненной бородой, лицо Малюты Скуратова».
Юрий родился в Улан-Уде 3 июня 1952 года. После окончания школы поступил в Свердловский юридический институт и закончил его с отличием. После чего отслужил срочную, поступил и закончил аспирантуру, стал кандидатом юридических наук. Спустя еще десять лет защитил работу на степень доктора юридических наук. И стал всего в 35 лет доктором и профессором, самым молодым в истории СССР.
Как видим, перед нами, как минимум, очень умный, эрудированный и неординарный человек.
Преподавал в альма-матер, а в 1989 на работу в аппарат ЦК КПСС лектором, консультантом, заместителем заведующего отделом по законодательным инициативам и правовым вопросам. После распада СССР Юрий, в отличие от многих коллег, не остался за бортом новой власти, а стал старшим консультантом по правовым вопросам руководителя Межреспубликанской службы безопасности, министра безопасности РФ. Думаю это связано с тем, что Юрий не был аппаратчиком, не работал в реальной юридической практике, а был эдакий книжный червь, который занимался наукой и не лез в дворцовые интриги.
Наверняка этими же соображениями руководствовались в 1995 году, когда, неожиданно для всех, в том числе и для Скуратова, его кандидатуру выдвинули на вакантное место Генерального Прокурора. В то время в России вокруг президента Ельцина сформировалась т. н. «Семья». Куда входили не только его родственники, но и многие другие влиятельные, денежные люди, которые занимались далеко не всегда законными делами. Пользуясь тем, что «сильный уральский мужик» периодически делает «сильный ход Президента», уходя в запой или попадая под капельницу с инфарктом. Тогда любили СМИ использовать изящный эвфемизм про то, что «Президент работает с документами», но все понимали, что документам 40 градусов как минимум. Неприятно вспоминать все это, но это наша история.
Помогли и свердловские связи. Это сейчас в Москве питерские сидят, а тогда были свердловские. Вот в «Семье» и порешали, посадим Скуратова, чувак чистой воды теоретик, будет себе законы кропать, теоретически рассуждать о том, как должно быть, а кому нужно будет таскать каштаны из огня. И 24 октября 1995 года кандидатура Юрия Ильича была утверждена Совфедом.
Только вот на Месте Генерального Прокурора он повел себя не так, как ожидали его наставники. Я же говорю, человек был ученый и теоретик, а не ковровый интриган. Он был наивен, полагал, что Прокуратура «это орган, где не только языком можно» ®,
что она независима от исполнительной власти и закон равен для всех. И начал бурную деятельность. А уж нарушений было, сколько душе угодно. Достаточно вспомнить ту же коробку из –под ксерокса с полумиллионом долларов. Знаменитая пирамида ГКО, обрушение которой вызвало дефолт 1998 года. Тогда Скуратов завел дело против 780 чиновников высокого и самого вского уровня, начиная с рыжего любителя демократии. Дело Mabetex затронуло даже Управляющих по делам Президента России, а дело «Аэрофлота» задело самого серого кардинала того времени – БАБ-а.
Такая деятельность не могла понравиться. Слишком глубоко копал, не под того копал. Видимо встал и вопрос, как снять его с поста, где она развел не в меру ретивую деятельность. Грохнуть – слишком громко, станет героем, да и не факт, что тогда поднимется такой общественный резонанс, что полетят и очень большие головы. Снять просто – тоже не дело, тогда все поймут, что сняли по беспределу. А вот устроить скандал, поймать на компромате – вот то, что надо. Схема опробованная и прекрасно зарекомендовавшая себя. Пососала писю девочка другу Биллу – и попал он как кур во щи, чуть импичмент не объявили, и про дальнейшую карьеру забыть можно, будет всю оставшуюся жизнь открывать приюты для беременных кошек. И это Президент США, а тут какой-то Генеральный Прокурор.
18 марта 1999 года по государственному телеканалу «РТР» в рамках ночного выпуска программы «Вести был показан документальный фильм «Трое в постели», где «человек, похожий на генерального прокурора» куролесил с двумя девочками. Настоящее homevideo, как бы сказали сейчас. Хоть и плохого качества, но стал бы хитом Порнохаба
Передачу вел одиозный Сергей Доренко, которого любят сравнивать с господином Киселевым и Соловьевым. Хотя тут сравнение некорректное. Да, все эти товарищи серьезные агитаторы и уверенные пропагандисты. Дело нужное, кто бы ни отрицал, но идеология есть у любого суверенного (и не очень) государства. И ее, так или иначе, вбивают в голову. Наивны и те, кто отрицает, что они не ведутся они на эту пропаганду, они ведутся на другую. Другое дело, что Киселев и Соловьев дуют в одну дуду, а вот Доренко играл по разным фронтам, достаточно вспомнить, как она топил сначала против Лужкова, а потом за него. Кто занес – туда и повернет.
Доренко и ввел оборот знаменитую фразу «Человек, похожий на Генерального Прокурора». Не смотря на то, что тогда не был так распространён интернет, не было соцсетей, фраза стала по-настоящему крылатой и стала настоящим мемом.
Увидев это занимательное кино, Юрий Ильич начал, кто бы сомневался, отрицать свое участие в роли актера фильма жанра ХХХ. Мол, подставили, это подделка, я вообще сплю только с женой, все это происки врагов. Да никто и не сомневается, что это подстава и что подсунули враги. Вот только вот скажу свое личное мнение по этому поводу. Я, практически на все сто процентов, уверен, что с девками зажигал именно он. Седина в голову, бес в ребро, дело житейское. Наверняка про некоторые шалости человека, похожего на Скуратова знали кому нужно, а когда прижало – пленку пустили в оборот. Просто не надо забывать того, что написано в Библии:
«Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому:
потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший;»
Человек забрался высоко и думал, что он высший. Но жестоко ошибался, за ним наблюдали еще более высшие. Вот и погорел на этом, впрочем, не в первый на этой земле. Просто, прежде чем тыкать пальцем в чужую грязь, надо иметь самому палец, отмытый добела.
Была сделана экспертиза, которая выяснила, что голос господина Скуратова Ю. И. и голос человека «похожего на Генерального Прокурора» совпадает. Но окончательного заключения так и не было получено. Но хватило и этого, чтобы освободить его с должности Генерального Прокурора по решению Совета Федерации, и это решение было подтверждено Конституционным Судом.
Мифы и легенды в которые верила советская детвора
Городских легенд и мифов, в которые верили дети из СССР было превеликое множество; пожалуй в каждом дворе рассказывали что-то своё — но вместе с тем, было и несколько общих для всего СССР мифов и легенд — лезвия в жвачке, взорванный картошкой «Запорожец» и многие другие.
Изучая такие мифы, всегда умиляешься некоторой наивности, с которой всё это было придумано, как понимаешь и то, что очень многие мифы были придуманы просто из-за бедности и информационного вакуума, в котором жили люди в СССР.
Точно так же, как и старые народные сказки — многие из этих мифов описывают лучшее будущее, в котором хотелось бы жить людям.
1. Деньги за сигаретный пепел
Среди советских мальчишек ходила легенда, что тому, кто соберет полную банку сигаретного пепла, дадут много денег. Логика была простой — раз дают деньги за макулатуру и металлолом, то почему не могут давать и за пепел? Сдавать банку нужно было в аптеку — согласно легенде, пепел якобы использовался для приготовления каких-то редких лекарств.
Легенда варьировалась в зависимости от двора, в котором её рассказывали — где-то говорили, что нужно принести аж трехлитровую банку пепла, а где-то утверждали, что хватит и литровой банки.
Разным было и обещанное вознаграждение — где-то говорили про 50, 100 или даже про 1000 рублей, а где-то утверждали, что за такую банку дают не деньги, но ценный приз — пневматическую винтовку, резиновую лодку либо велосипед «Орленок» (на выбор).
Довольно вредная легенда, корни которой можно хорошо проследить — она была запущена советскими идеологами, что вливали детям в уши россказни про «загнивающий запад». Суть легенды была в следующем — редкие в СССР иностранцы любили выменивать у советских детей значки и другие сувениры на жвачку (что была в СССР жутким дефицитом), и по рассказам советских идеологов — в такой жвачке якобы обязательно должны быть лезвия. Мол, не просто так же иностранцы сюда приехали, им надо обязательно совершить диверсию!
В легенду верили далеко не все, но тем не менее — какой-то процент пионеров в нее верил, отчего у детей появилась привычка разламывать жвачку перед употреблением пополам — чтобы узнать, есть ли внутри лезвие. Привычка сохранялась до начала девяностых годов.
3. Ругательства в песнях «The Beatles»
Легенда, распространенная в маленьких городках и поселках в шестидесятые-семидесятые годы. Якобы в песнях западных групп, что так любит советская молодежь, на самом деле содержатся страшные ругательства, обидные слова про Ленина, Сталина, примкнувшего к ним Шепилова, а также поклеп на Директиву по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Якобы это такой хитрый план Запада, который не мытьем так катанием хочет уничтожить СССР изнутри.
Точно так же, как и легенда про лезвия в жвачке, это была целиком рукотворная легенда, спущенная «сверху» в рамках борьбы с западной музыкой.
Разумеется, образованные люди в неё не верили, но существовал целый пласт людей, на жизненном щите которых было начертан девиз «Слабоумие и Отвага» — вот такие нападали на музицирующую молодежь с криками — «дурачье, что вы поете, вы же сами не знаете, что поете, вы марионетки в руках западных кукловодов!»
Не знаю, откуда взялся этот миф — но он был распространен даже в начале девяностых годов, уже после распада СССР. Зародился миф, видимо, где-то в семидесятые годы, когда на рынке появились массовые недорогие фотокамеры вроде «Вилия-авто», и фотоделом стало заниматься всё больше народу.
Среди детей ходили слухи, что существует такая «красная пленка» — и якобы все люди, сфотографированные на нее, получаются на фото без одежды. Обязательно находились свидетели, у которых был дальний знакомый, у которого был фотоаппарат с такой «красной пленкой», а кто-то даже называл магазины, в которые 1 или 2 раза в год в очень ограниченном количестве эту пленку завозят.
Ещё пацаны из восьмидесятых любили так троллить одноклассниц — делали щелчок обычным фотоаппаратом, после чего кричали — «ну всё, ты снята на красную пленку!», чем доводили девчонок до слез.
5. Миллион долларов за мешок сушеных комаров
Этот миф был тоже про Запад, но в отличие от лезвий в жвачке и ругательств в песнях — показывал, скорее, не коварство заграницы, а зажиточность жизни за пределами СССР. Якобы в странах Запада существуют фирмы, которые дают за большой полотняный мешок комаров целый миллион долларов — согласно мифу, сушеные комары используются в приготовлении очень дорогих лекарственных средств.
Единственное условие для получения миллиона — комаров обязательно должен был быть целый мешок, и ни граммом меньше. В отдельных дворах даже всерьез обсуждали бизнес-план, как можно набрать этот мешок — нужно надеть специальную защиту (вроде той, что носят пасечники), взять несколько пылесосов и поехать собирать ими комаров на таежные болота.
Слабым местом бизнес-плана было то, что в тайге отсутствовали розетки для подключения пылесосов.
6. «Запорожец», взорванный картошкой
Разумеется, ничего плохого картошка автомобилю причинить не могла, но миф гулял еще и в девяностые годы.
7. Чёрная «Волга-убийца»
Мрачная дворовая легенда, рассказывать которую любили по вечерам во дворах и в пионерлагерях после отбоя — чтобы было страшнее. Якобы по всему СССР ездит страшная чёрная «Волга» (в других версиях легенды — абсолютно чёрный автобус «ЛАЗ»), откуда выходят вежливые люди и заманивают внутрь детей шоколадками, конфетами и обещаниями показать цветные мультики. Глупые дети садятся в «Волгу», и больше их никто никогда не видит.
Как отличить «Волгу-убийцу» от простой черной «Волги»? На её номере обязательно будут буквы «ССД» — что расшифровывается не иначе, как «смерть советским детям». В общем, не лишним будет присматриваться ко всем черным «Волгам», черным автобусам и всем другим автомобилям, на чьем номере будут буквы «ССД».
Не знаю, откуда взялась эта легенда — возможно, что какой-то маньяк однажды действительно украл ребенка на автомобиле, а народная молва приписала автомобилю черный цвет, номер «ССД» и таинственную организацию, которая стоит за всем этим.
8. Автомобиль в подарок за сигаретные пачки
Под крышкой пачки советских сигарет «Космос» печатались какие-то непонятные цифры, их можно было найти, если разорвать крышку — цифры были напечатаны на одном из технологических язычков, с помощью которых склеивалась крышка пачки. Скорее всего, цифры были частью технологического процесса и обозначали листы картона или что-то такое, но в СССР ходили упорные слухи, что если собрать из этих цифр какую-то комбинацию, то можно было получить ценный приз.
Призы назывались разные — спортивный велосипед «Турист», мотоцикл «Днепр» с коляской или даже автомобиль — «Москвич» или «Жигули» на выбор.
Масла в огонь легенды подливало то, что цифры были «запрятаны» глубоко под крышку, что добавляло всему процессу «секретности» — о возможном выигрыше знали только избранные, кто знал, где искать зарытое сокровище.
Перед свиданием исландцы ВСЕГДА задаются вопросом: «А не с родственником ли я пытаюсь закрутить роман?» Ответ ищут на специальном сайте
Как вам такая кул стори?
Похоже больше на абсурдный сценарий ужасной комедии с Адамом Сэндлером, герой которого случайно женился на своей кузине. Или что-то в таком духе.
Кадр из кого-то фильма с Адамом Сэндлером
Но на нашей большой планете есть места, где такой вариант развития событий не кажется абсурдным. Например, в Исландии.
Небольшой размер государства и малое население влияют и на культуру свиданий в стране.
Так, исландцы практически никогда не хотят на первые свиданки в общественные места, предпочитая им поездки на природу, встречи дома и т.п. В противном случае ты обязательно наткнешься на родственника, друга или бывшую учительницу, и уже на следующий день твою личную жизнь будет гарантировано обсуждать полстраны.
Так себе перспектива.
Такое положение дел сделало страну объектом для шуток во всем мире.
Иностранцы постоянно достают бедных исландцев с вопросами типа «А знаешь ли ты лично президента страны?» или «Правда ли, что вы все знакомы друг с другом?» и т.п. Вокруг страны стали формироваться совсем нелепые слухи и мифы, часть которых дошла и до нас:
Помните, лет пять-семь назад в социальных сетях активно ходила «новость» о том, что Исландия готова платить иностранным мужчинам, чтобы они переехали на остров и женились на местных девушках? Правительство якобы приняло соответствующую стратегию для расширения генетического разнообразия страны.
Конечно, ничего подобного политики не принимали, однако это не помешало некоторым иностранцам принять всё за чистую монету. При этом «добровольцы» со всего мира неустанно начали бомбардировать личные страницы исландских девушек в Фейсбуке сообщениями о готовности переехать и жениться на них. За соответствующие деньги.
Очередная волна популярности островного государства в интернете поднялась в начале 10-х. Тогда иностранные СМИ написали о появлении в Исландии приложения для смартфона, которое помогает пользователю определить, не с родственником ли тот пытается закрутить «шуры-муры».
Так, американский журнал The Wired выпустил статью о разработке в Исландии приложения для смартфона от «случайного инцеста«. Похожий материалы был и в Huffington Post. Но дальше всех пошли BBC, сделавшие целый видеорепортаж об этом приложении.
Как выглядело «анти-инцест» приложение в ролике BBC?
Согласно видео, вы и ваша потенциальная вторая половинка после того, как почувствовали соответствующую необходимость во время свидания, авторизовываетесь в приложении на своих смартфонах и далее соприкасаетесь вашими трубками.
Если в смартфоне высвечивается надпись «Зеленый свет (телефон натурально подсвечивается зеленым). Бери быка за рога!», это значит, вы не родственники, всё в порядке, можете со спокойной совестью знакомиться, так сказать, ближе. Если телефоны засветились красным, близкого общения лучше избегать: ваше родственные связи слишком явные.
«Зеленый свет! Бери быка за рога»
Какая степень родства считается допустимой для исландца, если речь заходит об интимных отношениях?
Тут каждый решает сам))
Как бы там ни было, после серии материалов в СМИ в 2013 году информация о приложении практически больше не всплывала, что странно, учитывая его мемность.
А всё дело в том, что само по себе приложение оказалось пранком. Ну или не совсем. Короче, обо всем по порядку.
В Исландии и правда используют ресурс, чтобы определить степень родства со своим потенциальным партнером
Но речь идет не о приложении для смартфона, а о веб-портале под названием «Исландская Книга», разработанном компанией deCODE genetics в 2003 году.
По своей сути сайт представляет собой огромную оцифрованную базу данных об Исландии и ее жителях. Она основана на родословных книгах, исторических трудах о заселении острова и прочих документов. Возраст некоторых из них, к слову, достигает почти 1000 лет.
Стартовая страница «Исландской книги»
На сайте могут авторизоваться только граждане Исландии. В личном кабинете пользователь получает доступ к своему генеалогическому древу и краткой информации о всех известных родственниках. Иными словами ты можешь посмотреть не только, на ком был женат твой прадедушка, но и кем он работал, где жил и где умер.
Портал позволяет по интересному сортировать имеющуюся информацию о родословной. Например, можно выяснить самое популярное в вашем древе имя или кто из родичей больше всего прожил, сколько в роду было женщин, сколько мужчин.
Однако большинство людей, особенно молодежь, заходит на страницу только по одной причине: на портале ты можешь вписать имя любого гражданина Исландии и сайт любезно покажет степень родства между вами. В теории каждый исландец может узнать о степени своих родственных связей хоть с президентом страны хоть с уборщиком из забегаловки напротив.
Примерно так выглядит виртуальное генеалогическое древо на примере исландки Sigríður Magnúsdóttir
Практически каждый юноша или девушка в Исландии пользуется этим порталом, чтобы случайно не оказаться на месте Адама Сэндлера из упомянутого в начале фильма-претендента на Золотую Малину. У рядового исландца портал всегда под рукой как условный Instagram или Facebook.
Но если есть только сайт, откуда пошла байка о приложении для смартфона, которое показано в ролике BBC?
В 2013 году, когда «Исландской книге» исполнилось 10 лет, в deCODE genetics решили не игнорировать памятную дату.
Компания запустила конкурс на создание мобильного приложения в честь юбилея, которое позволило бы отразить специфику сайта в более современном формате. По задумке приложение должно было стать неким промо деятельности deCODE genetics, в частности, в вопросе популяризации генной инженерии.
Самой креативной оказалась команда Sad Engineer Studios, которая предложила создать dating app на основе данных «Исландской Книги». Фишкой их идеи стало то, что мы и видим в ролике BBC: прикладывая телефоны друг к другу, авторизованные пользователи сразу узнают, являются ли они близкими родственниками или нет.
На момент создания приложения парни из S.E. Studios еще учились в университете
Еще не понимая, чем это обернётся, deCODE genetics поддержали именно этот шутливый вариант приложения для телефона.
Авторы выпустили даже юмористический промо-ролик под названием «Потрите телефоны друг друга, прежде чем начнете тереться в кровати«. Там же был представлен и гениальный слоган приложения: «Исландская книга. Потому что никто не хочет обрюхатить родную сестру».
Видео и стало своеобразной точкой отсчета информационного безумия 2013 года вокруг Исландии. Именно за него зацепились международные медиа, которые начали выпускать ироничные материалы о приложении.
Для чего на самом деле deCODE genetics создали «Исландскую книгу»?
Для её реализации исследователи компании постоянно изучают ДНК исландцев: любой гражданин может сдать кровь по желанию, если хочет поспособствовать достижению амбициозной цели.
Пробирки с кровью в хранилище компании
На сегодняшний день в хранилищах deCODE genetics есть образцы крови почти каждого второго ныне живущего исландца.
Однако в самой компании признаются, что этого ДНК-материала недостаточно, чтобы делать какие-то глобальные выводы. Поэтому deCODE genetics периодически запускает сайд-проекты, которые бы мотивировали и других исландцев сдать кровь для изучения.
Так в 2018 году компания создала портал, где сдавшие свою кровь девушки могли узнать о наличии у себя мутаций генов, которые увеличивают риск заболеть раком груди. На сегодняшний день, это позволило более 1000 человек узнать об их предрасположенности к недугу.
Что же касается всей истории с «анти-инцест» приложением, то в компании уже устали разговаривать со СМИ об этом, по сути, мало значимом для них проекте.
Кари Стефаннсона, врача, основателя deCODE genetics и «Исландской книги», выпускника Гарварда и профессора неврологии, изрядно выводит из себя, что из года в год медиа беспокоят его расспросами о приложении вместо обсуждения актуальной деятельности компании.
Это Кари. Он смотрит на тебя, будто ты хочешь спросить его об «анти-инцест» приложении
Люди позволили нам изучать их гены. Следовательно, у них должен быть доступ в каком-то виде к переданному нам материалу. С тех пор, как мы открыли доступ к «Исландской Книге», сайт стал одним из самых популярных порталов в Исландии. Люди заходят, потому что им любопытно, хотя лично я никогда не пользовался его возможностями.
В будущем Кари Стефаннсон надеется, что работа компании в содействии с местной системой здравоохранения позволит каждому исландцу иметь свободный доступ к своему генетическому риск-профилю: по его задумке один клик по экрану телефона позволит пользователю получить доступ ко всей информации о предрасположенностях к тем или иным болезням.
Старичок Кари не исключает, что это станет обыденностью в жизни исландцев уже в ближайшие 15 лет. А на вопрос, не сожалеет ли он, что работа deCODE genetics известна в мире в первую очередь за «анти-инцест» приложение для смартфона он отвечает так:
Пограничники ГДР обливают водой гражданских из ФРГ, которые рушат пограничную стену, 1989 год
В Исландии почти всей стране разрешили работать меньше после эксперимента с сокращённой рабочей неделей
[Прим. автора: картинку можно увеличить, если не видно. Данные на ней взяты отсюда]
Эксперимент провели по инициативе городского совета Рейкьявика и правительства Исландии в ответ на предложения профсоюзов и некоммерческих организаций. В рамках эксперимента в разных организациях продолжительность рабочей недели сократили с 40 часов до 35-36 часов без снижения зарплаты.
Масштабы испытаний и разнообразие рабочих мест позволили доказать эффективность сокращенной рабочей недели как для работников, так и для организаций. Производительность труда сотрудников осталась на прежнем уровне или выросла. При этом благополучие людей улучшилось по нескольким показателям: от уровня стресса и выгорания до здоровья и баланса между работой и жизнью.
После эксперимента исландские профсоюзы добились сокращения рабочей недели для десятков тысяч людей по всей стране(при населении около 370 тыс чел). Сейчас 86% трудоспособного населения Исландии или перешли на сокращенную рабочую неделю, или же получили право сократить рабочее время.
Напомню, что в Испании некоторые компании тоже уже перешли на 4-дневную рабочую неделю. Первой стала компания Software Delsol. В левой партии Испании «Мас Паис» уверяют, что благодаря этому в компании сократилось число прогулов, производительность выросла, а «рабочие говорят, что стали счастливее». В конце января власти Испании принципиально одобрили идею «Мас Паис», предложившей в рамках пилотного проекта сократить рабочую неделю с 40 до 32 часов. В «Мас Паис» допускают, что проект может начаться уже осенью.
Также отмечу, что в августе 2019 г. японский офис Microsoft в качестве эксперимента на месяц перешел на 4-дневную рабочую неделю без сокращения зарплаты и уменьшения отпуска. По сравнению с августом 2018 г., продуктивность увеличилась почти на 40%. При этом компания сэкономила на потреблении энергии (оно снизилось на 23%) и на бумаге (сотрудники печатали на 58% документов меньше).
При обсуждении было выявлено, что резкое обязательное уменьшение продолжительности рабочей недели несет в себе риски, но одновременно имеет и положительные аспекты.
Так, сокращение продолжительности рабочей недели может, к примеру, привести к увеличению издержек на рабочую силу, а также себестоимости продукции.
Вместе с тем, уменьшение продолжительности рабочего времени при сохранении уровня оплаты труда может способствовать охране здоровья работника, повышению эффективности труда и профессиональной трудоспособности, личностному и профессиональному развитию, более гармоничному сочетанию семейных и производственных обязанностей, высвобождению времени на спорт, культуру, отдых.
Также сообщаем, что согласно Трудовому кодексу РФ при взаимном согласии работодателя и работника, последнему может быть установлен гибкий режим рабочего времени (статья 102 Кодекса). На основании данной нормы при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по
соглашению сторон.
Минимальный порог продолжительности рабочего времени Трудовым кодексом РФ не установлен.
Vsauce: будущее разума
Майкл вдохновился книгой Билла Гейтса «Как избежать климатической катастрофы» и записал видео в сотрудничестве с ним и его командой. Раскрывается тема серьёзных проблем, возникающих перед развивающимися цивилизациями, которые можно назвать «Гиперобъектами», успешное решение которых может оказаться «Великим фильтром» для любых разумных цивилизаций, коей является и наша, человеческая. А одним из таких «Гиперобъектов» сегодня является глобальное изменение климата. Майкл рассматривает, как работает мышление людей в социальном плане и как, казалось бы, его изъяны в виде когнитивных искажений, на самом деле помогают нам приходить к консенсусу в ходе общественных обсуждений важных вопросов, используя эффект «мудрости толпы». И возможно ли в будущем становление демархии в обществе, как формы управления, при которой случайным образом выбираются люди для формирования подобия «присяжных», чтобы получать информацию от экспертов и затем вместе обсуждать её и принимать решения или выносить рекомендации по обозначенным вопросам.
Мы теряем мозг: почему выживает глупейший
Происхождение человеческого мозга относится к главным загадкам эволюции и к одной из наиболее дискуссионных тем в биологической науке. Почему в какой-то момент времени эволюция поддержала развитие мозга у одной из ветвей приматов? Почему мозг так стремительно вырос за столь короткий период? И почему в течение 30 000 лет мозг homo sapiens постоянно теряет в весе?
Чтобы ответить на эти вопросы, придется обратиться к интересным метаморфозам, происходившим с древнейшими предками человечества миллионы лет назад. До появления человека эволюция совершалась традиционным способом. «Топливо» эволюции — полиморфизм, вариабельность, изменчивость внутри одного вида. Если внешние условия обитания не изменялись, признаки вида сохранялись более-менее консервативно, если же условия претерпевали изменения, то полиморфизм позволял выжить тем существам, у которых оказывались более пригодные для изменившихся условий качества. А вот когда изменчивость признаков не перекрывала изменившихся условий, популяция вымирала. Естественный отбор — это вечное противостояние множественности признаков и давления среды. Сумели животные отыскать себе еду — хорошо, не сумели — вымерли. Есть возможность размножаться — хорошо, нет — все опять же вымерли.
Лобная доля, ставшая морфологической основой человеческого интеллекта, изначально имела задачу торможения животных инстинктов.
Только благодаря любной доле человек способен отказаться от еды, поделившись ею с ближним и поддержав тем самым отношения внутри социума. И этому есть одно простое доказательство.
Все знают, что некоторые дамы, слишком сильно озабоченные похудением, стараются есть как можно меньше, и при достижении веса около 40 кг у них нередко начинается болезнь под названием анорексия. Больных анорексией заставить есть практически невозможно, и современная медицина бессильна помочь этим несчастным. В итоге эти женщины безвременно уходят из жизни. Зато лет 60 назад, когда медицина была не столь гуманной, больным анорексией вводили острый скальпель в нижнюю часть височной области и отсекали лобную долю. Через некоторое время у пациенток восстанавливался аппетит и менструальный цикл и они возвращались к нормальной жизни. Ну или почти нормальной. Та часть мозга, которая вопреки животным инстинктам давала нам возможность отказаться от еды, переставала работать и мысль о неприятии еды человека больше не посещала.
Лобная доля поддерживала общественные связи у древних гоминид. Кто оказывался не способен делиться едой, того съедали самого или изгоняли. Поэтому всего за несколько миллионов лет лобные области мозга очень быстро выросли и однажды стали основой разума.
Человек — естественная часть природы, и долгое время эволюция человеческого мозга шла по тем же биологическим законам. Шла она не то чтобы очень быстро, да и само появление приматов (около 65 млн лет назад) нельзя считать какой-то вершиной эволюции — это не что иное, как приспособление млекопитающих к жизни на деревьях. Настоящая человеческая история в обезьяньем мире началась в тот момент, когда возникли необычные условия, то есть та самая переходная среда, которая в корне изменила характер эволюции человеческого мозга. Понятно, что ни с того ни с сего столь серьезные перемены, приведшие в конечном итоге к появлению homo sapiens, произойти не могли. Чтобы объяснить причину этих революционных преобразований, масса теоретиков склоняется к разным формам так называемой речесоциально-трудовой теории. Дескать, человек стал общаться, стал трудиться, и тогда мозг начал радикальным образом меняться. Однако эта теория не выдерживает даже поверхностной критики. Сейчас известно много видов животных, использующих орудия, системы сложных коммуникаций и развитую структуру сообществ, но это так и не привело к появлению крупного мозга. Так что же произошло?
РАЙ НАХОДИЛСЯ В АФРИКЕ.
Судя по всему, архетип человеческого мозга сформировался в определенной уникальной среде в результате длительного биологического процесса. В какой-то момент времени, примерно 15 млн лет назад, на востоке Африки сложились очень благоприятные условия для жизни любых млекопитающих. Тогда в субтропиках или в тропиках, в полузатопленных местах, в неглубоких проточных водоемах в огромных количествах размножались какие-то вкусные и питательные животные — беспозвоночные или рыбы. На этих существах паразитировало огромное количество птиц и других животных. Среди последних и оказались наши далекие предки — тогда они были чуть поменьше современных шимпанзе. И в наши дни в Норвегии можно увидеть, как во время нереста сельди медведи заходят на задних лапах вводу и, стоя там по грудь, черпают лапами икру и едят ее, пока не насытятся. Вот и нашим предкам достаточно было войти в воду и слегка почерпать лапками, чтобы наесться.
Такой полуводный образ жизни, кстати, хорошо объясняет происхождение двуногости. Понятно, что чем дальше животное может зайти в воду, тем больше оно сможет собрать там пищи. Но заходить на глубину на четвереньках неудобно, поэтому и норвежские медведи, и многие современные приматы вступают в воду, стоя на двух ногах. При этом передвижение на двух ногах освободило передние конечности, которые тоже пригодились. Поскольку, как уже говорилось, водные животные стали обильной пищей птицам, последние активно размножались, а значит, несли яйца. Чтобы доставать яйца из гнезд и употреблять в пищу, предкам человека нужны были руки.
Если фрукты для лазящих животных легкодоступны, то получение белковой пищи дается приматам с большим трудом. В погоне за мясом современные обезьяны охотятся даже на других обезьян. А вот в «африканском раю», сложившемся 15 млн лет назад, с высококачественной белковой пищей у тогдашних приматов не было никаких проблем: икра и птичьи яйца находились почти на расстоянии вытянутой руки. Все это привело к формированию группы животных, практически выпавших из системы отбора: зачем меняться, если условия среды близки к райским? Однако, как известно, при избытке пищи животных вообще ничего не интересует, кроме размножения. Обилие еды, таким образом, усилило конкуренцию при размножении и, как следствие, стало причиной гонки за доминантность.
МЫСЛЬ ИЗРЕЧЁННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ
Одним из последствий сложившейся ситуации стала речь, которая, по-видимому, зародилась как раз в «райский» период. Речь могла возникнуть как способ организации совместных действий, а начиналась, возможно, с простых звуков или, например, пения, как у современных гиббонов. Кстати, у гиббонов в мозге есть такие же поля, как и в мозге человека, и именно там у нас локализуется речь. Далее на этой базе уже возникла речь, используемая не как средство общения, а как средство имитации. Можно было впечатлить самку реальными успехами на охоте и обильной добычей, что добавляло самцу привлекательности, увеличивая шансы на передачу своего генома будущим поколениям. А можно было ей об этом просто рассказать и заполучить в ее глазах те же лавры победителя, не прилагая реальных усилий. В биологическом мире все поддерживается именно в такой пропорции: чем меньше действий и больше биологического результата — тем эффективней событие. Поэтому имитация действия с помощью речи стала бесценным качеством у архаичных антропоидов. Речь стала выгодным продуктом, и на нее начал действовать интенсивный отбор, поскольку она позволяла достигать результата в размножении. По сути дела, речь возникла как форма обмана, а обман был эффективен и тогда, и в наши дни.
АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Получается, что в стабильной социальной группе любых ранних и поздних гоминид действовал непреложный закон искусственного отбора. И именно в этом заключена квинтэссенция эволюции мозга человека.
Никакой эволюции и естественного отбора не хватило бы, чтобы всего за 4,5 млн лет наш мозг проделал путь от мозга шимпанзе к мозгу homo sapiens. Но если происходит селекция по социальному принципу, эволюция невероятно ускоряется. Благодаря жесточайшему внутреннему искусственному отбору.
Вот вопрос: что трудно отнять даже у любимой собаки? Конечно, вкусную еду — кусок колбасы или косточку. В животном мире пищей не принято делиться — наоборот, животные стараются отнять еду друг у друга любым способом. Украл — значит, наелся, наелся — значит, получил преимущество в размножении. В человеческом же социуме едой принято делиться. И вот, как выяснилось, нижняя часть лобной области человеческого мозга потребовалась нам для того, чтобы мы могли отказаться от пищи. Иными словами, лобная область, считающаяся морфологической основой интеллекта, исторически развивалась не для того, чтобы думать о высоком или играть в шахматы. Не было в те далекие времена ни «высокого», ни шахмат. Главной задачей этой части мозга стало торможение животных инстинктов. Ибо только делясь едой, можно было поддержать взаимодействие и общение в группе.
ПЛОД ПИРРОВОЙ ПОБЕДЫ
Человечество расселялось по планете, наращивая объем мозга, и наконец на историческую сцену вышли две крупные группы — неандертальцы и кроманьонцы. У представителей обеих групп мозг достиг огромного размера — 1560−1600 г. Однако при том что мозг по массе был одинаков, стратегия поведения и результаты отбора оказались разные. Неандертальцы были мощными, сильными, умными существами, которые селились очень маленькими семьями. Они придумывали орудия и вообще, возможно, были более интеллектуальными, чем homo sapiens sapiens. Но отбор, связанный с поддержанием бесконфликтных ситуаций в группах, на них не действовал. А кроманьонцы, похоже, были туповатыми, ограниченными, но их мозг прошел больший путь социализации. Жестокий отбор приспособил их к общественному образу жизни. Каков же оказался результат конкуренции? Когда на трех жуков нападает банда муравьев, она их уничтожает. Примерно так же кроманьонцы расправились с неандертальцами. И дальше мы, сапиенсы, пожали печальные плоды своей победы. 30 000 лет назад социальный отбор, который тогда, в условиях конкуренции, требовал колоссальных усилий со стороны сапиенсов, прекратился. И ситуация вернулась в каком-то смысле к началу пути: ускорился отбор людей по социальной адаптированности, только теперь отдельные слишком умные «изгои» не могли повлиять на ситуацию — общество стало слишком большим. А безынициативные особи с посредственными данными, способные к плодотворному общению и коллективным действиям, получали преимущество. Кто мог выполнять правила игры в группе, какими бы они ни были идиотскими, получал возможность размножиться и перенести геном в следующее поколение. Кто нарушал правила — тот не размножался. Так мозг постепенно и уменьшился с 1600 до 1300 г, и надо сказать, что подобный регресс не наблюдался ни у одного вида за всю историю гоминид.
Есть ли у мозга шансы на биологический прогресс? Скорее всего нет, по крайней мере до тех пор, пока действие биологического отбора будет подменяться искусственным социальным отбором. Преференции получают наиболее общественно адаптированные люди, а наличие маленького мозга в большинстве случаев им не мешает.