Что ответить на типун тебе на язык
Что означает выражение «Типун тебе на язык! «
ТИПУН ТЕБЕ НА ЯЗЫК! Выражение — типун тебе на язык! — теперь это простая брань, но некогда тоже было заклинанием, в какой роли и еще сохранилось в Олонецком крае (Куликовский. Словарь областного Олонецкого наречия, столбец 72)» (Зеленин Д. К. Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии // Сборн. музея антропологии и этнографии. 1930, Л., 9, с. 13).
когда человеку говорят «Типун тебе на язык!», это означает, что он сказал что–то неприятное, недоброе или что высказанное им предположение не должно сбыться. Есть версия, что выражение «типун тебе на язык» появилось во времена Древней Руси, когда предателей, шпионов, «стукачей» и болтунов жестоко казнили — заливали им в рот (на язык) расплавленный свинец. Самим словом «типун» называется хрящеватый нарост на кончике языка у птиц — он помогает пернатым склёвывать зёрна и другую пищу. Из–за воспаления типун может разрастаться, и орнитологи считают это симптомом птичьей болезни, похожей на дифтерию.
В толковом словаре Владимира Даля выражение «типун тебе на язык» помечено как «бранное»: его употребляли в ответ на «вздорную болтовню», для «острастки». (Было такое суеверие: по аналогии с птичьим типуном так же называли болезненный твёрдый прыщик на языке человека, якобы появляющийся после того, как человек солгал.) В современной речи выражение «типун тебе на язык» уже не является ругательным или оскорбительным, а, напротив, приобрело иронический оттенок.
Про «типун» на языке, самую вкусную яичницу на свете и другие истории протоиерея Стефана Павленко
Митрофорный протоиерей Стефан Павленко служит в храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших в городе Бурлингейме, в Калифорнии. Это наша новая беседа с ним. Предыдущие здесь: Как обновляются иконы и сбываются пророчества, Об одной «ошибке» в судьбе святителя Иоанна Шанхайского и другие истории, Люди старой России.
Митрофорный протоиерей Стефан Павленко
Я – просто батюшка, которому владыка Антоний исповедался
Сегодня я хочу поделиться с вами, дорогие читатели портала «Православия.ру», своими воспоминаниями об архиепископе Антонии (Медведеве; 1908–2000). Сам я родился в 1947-м году, служу у Престола Божия уже 50 лет, и мне не хочется, чтобы мои воспоминания о таком замечательном архипастыре, каким был владыка Антоний, просто канули в Лету.
Долгие годы я был его духовником, но вообще-то мне стыдно называть себя так, потому что – ну какой же я ему духовник?! Он был духовным гигантом, богословом, он был старцем, а я и рядом с ним не стоял. Я – просто батюшка, которому он исповедался.
Исповедался владыка Антоний всегда очень трепетно, искренне, глубоко – мне страшно было видеть, как он исповедуется, – словно я поднимался вместе с ним на несвойственную мне самому духовную высоту. Для меня это было поучительно и назидательно: его глубокое смирение и то влияние, которое он оказывал на меня – тогда еще совсем молодого и постепенно стареющего священника.
Сначала я жил в Сан-Франциско, и владыка мог исповедаться мне при любой возможности, потом я жил в Бурлингейме – полчаса езды до Сан-Франциско. В жизни бывают всякие трудности, сложности, не всегда все шло гладко, и владыка имел свои понятия и представления о том, как он должен себя вести. Какие-то вещи могли его печалить – у него была очень чуткая совесть, и он желал служить Церкви на очень высоких духовных началах.
Архиепископ Антоний (Медведев)
Архипастырь любви
Владыка Антоний (Медведев) был одним из последних архиереев – свидетелей жизни блаженного Митрополита Антония (Храповицкого; 1863–1936), самого первого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Владыка Антоний был с ним в Белграде, знал его, помнил его заветы. Митрополит Антоний (Храповицкий) был архипастырем любви, и наш владыка был продолжателем этого архипастырства любви. Он любил свою паству, своих священнослужителей, переживал их трудности и скорби вместе с ними.
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Он любил свою паству, своих священнослужителей, переживал их трудности и скорби вместе с ними
Духовным отцом владыки был архимандрит Амвросий (Курганов; 1894–1933), бывший Оптинский послушник, а потом настоятель русско-сербского Милькова монастыря, расположенного недалеко от столицы Сербии – Белграда. Владыка Антоний написал о нем книгу «Немноголетний старец», но чтобы понять старца – нужно самому быть старцем. И владыка Антоний был старцем – он был совершенно духовным человеком. В нем совсем не было светскости. Мне трудно об этом говорить, потому что я не такой. Да, он был старец, но очень простой, очень смиренный старец.
Митрополит Антоний (Храповицкий) с братией Милькова монастыря в 1926-м году. Настоятель Амвросий (Курганов) по правую руку от Митрополита Антония (Храповицкого). Будущий архиепископ Антоний (Медведев), тогда молодой послушник, – в первом ряду, посередине.
У него не имелось ничего личного: он жил Богом и для Бога
У владыки появлялись иподиаконы, только когда это требовалось для его архиерейского служения, но для себя, как для человека, он не принимал ничьих услуг и обходился без келейника: сам себе стирал, готовил, сам себя полностью обслуживал. Он служил Церкви и пастве, не имея никакого личного времени – у него не имелось ничего личного: он жил Богом и для Бога.
Он мог позвонить мне в час ночи:
– Добрый вечер! А ты, что, – спишь?!
– Ну ладно, прости, спи дальше!
– Владыко, а что случилось? Я вам нужен?
– Ты можешь сейчас приехать в канцелярию?
– Если нужно – приеду!
И я тут же летел к нему, и он разбирал какой-то вопрос, а потом говорил:
– Ну, ты же, наверное, хочешь позавтракать?
И он жарил яичницу с луком – я вкуснее ничего не ел! Жарил картошку – угощал вкуснейшей жареной картошкой. Сам ел очень мало – был строгим постником.
Он не принимал ничьих услуг и сам себе стирал, готовил, сам себя полностью обслуживал
На Страстной Седмице вообще почти ничего не ел, как-то помню, ему принесли какую-то постную еду, поставили под дверями – он к ней не притронулся, так и унесли все целое. Причем свой строгий пост держал очень незаметно, никогда не выставлялся.
Сначала он жил в том же здании, где был приют Святителя Тихона Задонского, а потом для епархии и жительства епархиального архиерея купили небольшой домик, поближе к новому собору. Этот домик ничем не отличался от других домов района: там обычно несколько комнат на первом и несколько на втором этаже. На первом обычно кухня, столовая, гостиная, на втором – спальни.
Так и у владыки на первом этаже были небольшая кухонька, столовая-гостиная, канцелярия, на втором – его келлия, маленькая, как каморка: кровать, шкаф и аналой с иконами. Он всегда заботливо теплил лампадку перед образами.
Приют Святителя Тихона Задонского
Приют Святителя Тихона Задонского /p>
Как архиерей, он был властным
Как человек, он был смиреннейшим, а как архиерей – властным: если он говорил, что будет так-то и так-то, то все и было так-то. Он хотел, чтобы для служения Богу все было самым лучшим, самым превосходным – полным исполнением всей ответственности перед Господом.
Главным для него было церковное богослужение и воспитание детей в православной вере. Он сам ездил по приходским школам, принимал участие в экзаменах, в выпускных вечерах – для него одной из главных забот было сохранение в детях русской православной культуры.
Выпуск православной гимназии в 1970-м году – вверху фото архиепископа Антония (Медведева)
Пожалуй, он даже видел ангелов!
Владыка Антоний был молитвенником. Любой священник, который сослужил ему на литургии, видел, что он совершенно уходил в духовный мир. И многие священники так и говорили:
– Мы чувствуем, что он уходит в духовный мир!
Владыка весь просто сливался с богослужением. Возможно, ему был открыт ангельский мир – пожалуй, он даже видел ангелов!
При этом он был совершенно трезвенным человеком: никакой экзальтации, никаких экзальтированных движений, – всегда ровен и прост. У некоторых священнослужителей бывают какие-то необычные движения, изменения голоса – экзальтация, у него ничего этого не было.
«Типун» на языке
На следующий день у меня на языке появилась настоящий «типун», который несколько дней меня беспокоил
Чтобы вы поняли, что значит слово архипастыря, Князя Церкви, я расскажу вам один несколько забавный случай, который, однако, тогда для меня не был забавным. Как-то раз я сказал владыке Антонию нечто несуразное, язык мой меня сильно подвел, и я ляпнул что-то такое, чем владыка был недоволен, и он мне ответил в шутку русской присказкой:
– Типун тебе на язык!
И что вы думаете?! На следующий день у меня на языке появилась такая язвочка, которой не было ни до, ни после в моей жизни. Такой настоящий «типун», который несколько дней меня беспокоил, потом прошел сам собой. Вот что значит слово архиерея.
Вся моя жизнь связана с тем, что владыка обо мне молился
У него была неразвлекаемая молитва. Вся моя жизнь связана с тем, что владыка обо мне молился. Несмотря на все мои грехи и погрешности, я – митрофорный протоиерей с двумя крестами, и стал тем, кем я, недостойный, стал, не по своим заслугам, а только благодаря молитвам владыки Антония.
Я очень любил владыку. Когда он что-то просил – я всеми силами старался это исполнить. А с другой стороны, если я звонил и говорил: «Владыко святый, мы с матушкой хотим съездить к родителям», – он всегда нас отпускал, всегда отзывался на все просьбы, никогда не отказывал. Если он видел, что ты стараешься, трудишься для Церкви – во всем тебя поддерживал.
Протоиерей Стефан Павленко и матушка Татьяна (справа от него)
Блаженны миротворцы
Владыка унаследовал Западно-Американскую епархию и стоял во главе епархии больше, чем кто-либо из архипастырей на американской земле – 32 года.
Чтобы научить нас, в чем состоит воля Божия, Господь наш Иисус Христос дал нам 9 кратких поучений – это «Заповеди Блаженства», где указаны добродетели, награждаемые блаженством. Они идут по возрастающей: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, и наконец – блаженны миротворцы: это очень и очень высокая – седьмая ступень.
Не каждому дано стать миротворцем, а владыка Антоний был миротворцем – он примирял людей
Не каждому дано стать миротворцем, если нет этого духовного дара, то даже при горячем желании может ничего не получиться, а владыка Антоний был миротворцем – он примирял людей. Это был ему Богом дарованный талант. Он был очень мудрым и величайшим миротворцем.
Когда он унаследовал епархию – в ней имелись разногласия, обиды, нестроения, был целый ряд приходов, которые по разным причинам отделились. И владыка Антоний все эти приходы примирил и вернул в епархию. Кроме того, слились два кадетских объединения и две скаутские организации, были открыты англоязычные миссии, больница для престарелых и первый православный лицей – в честь Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.
Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом
Владыка Антоний был главным вдохновителем прославления великого святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотоворца, именно владыка возглавил открытие его святых мощей в 1993-м году и провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы святителю.
Когда владыка составлял эту службу, он расспрашивал о святителе Иоанне тех, кто хорошо его знал и помнил. Я был тогда вместе с ним в канцелярии и сказал ему:
– Владыко святый, я очень люблю такие строки из Псалтири: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Нельзя ли куда-нибудь в службу вставить эти слова?
И владыка Антоний вставил их в главную молитву, которая читается в конце акафиста святителю Иоанну Шанхайскому. Словами этой молитвы я и хочу закончить свой сегодняшний рассказ:
О святителю чудне Иоанне. Призри на убожество словес наших, обаче от любве тебе приносимое, и помози нам, угодниче Божий, поне отныне очищати себе от всякия скверны плоти и духа, работающе Господеви со страхом и радующеся Ему с трепетом.
Последняя фотография святителя Иоанна Шанхайского с выпускниками православной гимназии 1966 года
Значение и происхождение фразеологизма «Типун тебе на язык»
Русский язык всегда был велик и могуч. Если на Руси хотели пожелать кому-то добра или худа, за словом в карман не лезли. Немало образных выражений родилось из подобных пожеланий.
Что имели в виду, когда говорили «Типун тебе на язык!», и что эта фраза значит теперь? Настало время разобраться.
Значение фразеологизма
Данный фразеологизм используют, когда боятся, что выраженная кем-то пугающая или неприятная мысль воплотится в реальности.
В наши дни никто, конечно же, не хочет, чтобы у говорящего на самом деле что-нибудь вскочило на языке, а вот в недалёком прошлом выражение имело вполне прямой и конкретный смысл: «Пусть у тебя во рту болячка появится, чтобы не болтал всякие глупости!».
В каких случаях уместно употребить идиому? Ну, например, когда соседка делает неблагоприятные прогнозы о будущем ваших детей: «Детки-то у тебя какие смирные. Ничего, лет через десять будешь бегать – искать их по всему городу».
Или когда завистливый конкурент пророчит крах хорошо начатому бизнесу. И тому, и другому предсказателю хочется сказать: «Типун тебе на язык! Молчи, не каркай, а то и вправду сбудется».
Происхождение фразеологизма
У лингвистов есть несколько предположений о том, откуда появилось в нашем языке слово «типун». В этимологическом словаре М. Фасмера находим гипотезу, согласно которой «типун» происходит от немецкого «пипс» («болезнь»).
Ф. Милошич предполагает, что за основу взято общеславянское обозначение шишки, выпуклости («пип», «пипоть»). В словаре В. Даля зафиксирован глагол «типать» — то есть «клевать», «щипать». Он образован от названия твёрдой части птичьего языка, с помощью которой куры и им подобные перемалывают проглоченные зёрна.
Типуном именуется чрезмерно разросшееся уплотнение, которое можно расценивать как заболевание домашней птицы.
Со второй половины 16-го столетия типунами стали называть гнойные язвочки на языке. Причиной их появления считали сквернословие и любую другую словесную невоздержанность, нечистоту.
Если человек сплетничает, злословит, клевещет, желает другим зла, лжёт и переиначивает чужие высказывания, ему не миновать болячек во рту. В это твёрдо верили наши предки.
Пожелание типуна на язык имеет бранный характер и происходит от языческого ритуала отпугивания злых духов. Однако представление о вещественном воплощении всего недоброго и расплате за это отразилось и в народно-православной картине мира.
Скверные уста и нечистый язык, с точки зрения простых людей, вполне заслуживали сиюминутного наказания «здесь и сейчас». Чтобы неповадно было.
В наши дни принято трактовать явления с материальной точки зрения. Появление типунов, называемое в медицине глосситом, связывают с плохим уходом за полостью рта.
Причиной воспалений и нагноений могут стать грязные руки, немытые фрукты и овощи, семечки подсолнуха, а также механические повреждения нёба, губ, языка, дёсен, слизистой.
Иногда глоссит даёт человеку сигнал о наличии в организме серьёзных заболеваний, поэтому при появлении типунов лучше бежать не к гадалке, а к доктору.
Уплотнение на языке следует своевременно залечить, чтобы не дать инфекции распространиться и перейти в хроническую форму.
Чистота рта – залог здоровья. Но и о чистоте уст позаботиться, пожалуй, стоит: от неё ведь зависит здоровье духовное.
Синонимы
Когда мы хотим попросить кого-то не предрекать неудачу заранее, можно использовать одно из следующих выражений:
Иностранцы останавливают невоздержанных на язык людей так:
Грубо, но весьма доходчиво. Никому ведь не хочется слышать плохое в свой адрес. Что ж, это всего лишь означает, что люди не перестали верить в силу слов.
Иной раз лучше держать рот на замке, чем чувствовать, как болит во рту типун, в негодовании ниспосланный кем-то нам на язык.
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Сайт Михаила Кожаева
Одна жизнь — тысяча возможностей
Продолжения пословиц
Сослуживица Амели по кафе на Монмартре, испытывая её жениха, заметила, что знание пословиц свидетельствует об определённом уровне человека. Знаешь пословицы – значит, ты уже что-то из себя представляешь. При этом пословицы – уникальный мир со своими законами, ассоциативными рядами и трансформаторскими возможностями. Никогда же в обыденной жизни не подумаешь, что «нос» – это взятка. А ведь это действительно так, потому что слово «нос» образовано от однокоренного «подносить», «подношение». Стало быть, «остаться с носом» – значит, в частности, принести две тысячи человеку, который обещал оформить тебе техосмотр, а он отнекивается: мол, проверки, сейчас с этим туго и вообще никак помочь не могу!
Так же странно будет узнать значение выражения «разгорелся сыр бор». К молочному продукту всё это не имеет никакого отношения, а вот к сырости – самое прямое! Стоял сырой-пресырой бор, а тут вдруг взял – и ни с того ни с сего загорелся. К сожалению, мы мало задумываемся о происхождении и значении тех или иных пословиц. А ещё чаще не можем их продолжить, поскольку многие образцы известны нам исключительно в усечённом виде. Например, латинская поговорка «В здоровом теле здоровый дух» заканчивается правдой жизни — «большая редкость», что позволило поэту Игорю Иртеньеву срифмовать: «В здоровом теле здоровый дух — на самом деле одно из двух». Вот о неожиданных продолжениях подобных пословиц мы сегодня и поговорим.
Типун тебе на язык и прочие проклятия
Все мы знаем, что ругаться не хорошо, а желать кому-то страданий и болезней – вообще последнее дело. Тем не менее народная молва именно призыванием болезней на физиологические элементы речевого аппарата пытается остановить людей, говорящих что-то ещё более непристойное. Выражение «типун тебе на язык» – из этой серии. Не раздувая тайны, скажем, что типун – это своего рода язва, точнее затвердение на кончике языка птиц. Интереснее другое – у этой пословицы есть продолжение, связанное с пожеланием простуды, чтобы человек не разговаривал, а лишь сипел. И в полном виде такой колдуний заговор звучит так: «Типун тебе на язык, сип тебе на кадык!». «Широк человек, я бы сузил!» – присоединяемся мы к Достоевскому и желаем всем доброго здоровья!
Не случайно всякие психотропные зелья называют в народе дурью: потому что дурят сознание и его владельца! Но есть и другое выражение – «губа не дура»! Смысл его всем ясен: губа не дура, знает, чем лучше полакомиться. Но есть и продолжение: «Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко!». Снова мы сталкиваемся с широчайшими познаниями русского народа в физиологическом устройстве речевого аппарата. Велик и могуч язык, не лопатка!
Но в жизни редко бывает, чтобы не было дур. Хотя бы одна, но найдётся. Причём очевидно, что скрытая, или, лучше сказать, скрывающая. Не бывает же такого, что знакомишься: «Я Миша», а тебе в ответ: «Очень приятно, дура». Вот и в пословицах дуры тоже скрытные. И, казалось бы, скрываться бы им в неизвестных диалектах – так нет, у всех на виду практически! «Мал золотник, да дорог, велика фигура, да дура!». Вот так неожиданное продолжение, ничего не скажешь.
Как бы странно это ни прозвучало, но – в продолжении темы… Все мы знаем выражение «ума палата». Палата ассоциируется у нас с просторной светлицей где-нибудь в сказочном или реальном, но старинном русском дворце. И мы думаем, что «ума палата» – это про умного человека. Но как бывает велика фигура, да дура, так и «ума палата, да разума маловато»! Или, как гласит миниатюра статьи: «Ума палата, да ключ потерян». Так что когда вас в следующий раз попытаются похвалить первой частью пословицы – задумайтесь!
«Ты давай, ближе к делу!» или «Короче, Склифосовский!» – так говорят, когда просят собеседника подойти к сути дела, обозначить соль своей речи, а то семь вёрст до небес и всё лесом… Сложно сказать, куда направлялся и что хотел сделать человек, которого по опять же неизвестной причине остановила белая коза, – но вот только собеседник оборвал его рассказ фразой: «Ты ближе к делу, а он про козу белу»! С другой стороны, с такого болтуна – какой спрос!
Так за спрос морду бьют?
Бабушка надвое сказала!
Уверен, что все слышали это выражение, но вот что именно бабушка говорила, мы как-то и не задумываемся. Ну не могла же она сказать внуку, например: вероятность выпадения на красное – чуть меньше чем фифти-фифти! Или: префлоп на малом блайнде дал им примерно равные шансы! Наверняка бабушка имела в виду что-то совсем иное. И интуиция нам подсказывает, что её пророчества касались, скорее всего, природных циклов, урожая, погоды или счастья в браке. Бинго – речь о погоде: «Бабушка ещё надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет»! Что и говорить – мудрая бабушка: все возможные варианты заранее учла!
Молодо – зелено, или Гладко на бумаге
Так что знание пословиц – багаж, действительно, важный. Да взять хотя бы соблазнение девушек – как начнёшь пословицами сыпать и видишь, как у неё грудь поднимается от томительного предвкушения поговорок, фразеологизмов и ещё одной синекдохи утром в душе. Поэтому крайне полезно вовремя и в тему продолжить пословицу, если прозвучало только её начало. Причём во многих сферах жизни. Например:
«Молодо – зелено: погулять велено!» (и она сразу соглашается побыть с тобой ещё пять минут, а там и до поцелуя недалеко).
«Рука руку моет, а обе белы бывают» (и тебе как-то легче завысить на бумаге стоимость аппарата МРТ на пятнадцать миллионов, когда тебе в гараж закатывают 570-й «Лексус»).
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» (и начальник уже меньше злится за то, что ты не вписался в бюджет по проекту: жизнь ведь, всякие непредвиденные расходы бывают).
Кстати, про бумаги и овраги. Пословицы создаёт народ. Но в данном случае известен конкретный его представитель. Описывая в песне причины неудач русских войск в Крымской войне, Лев Толстой сочинил указанные строки: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить!». Граф имел в виду планы военного начальства, которые на бумаге выглядели простыми и легко реализуемыми, а в жизни столкнулись с объективными препятствиями. Так и в повседневности – не всегда успеваешь сообразить, что ответить. Особенно когда даже не догадываешься, что у пословицы есть продолжение.
Так что единственный совет – больше читайте, учитесь и образовывайтесь! Девушки любят умных мужчин, а мужчины – умных девушек. Другими словами, и совет дал, и про любовь сказал – что ж, совет да любовь, увидимся вновь!
Популярные статьи «Автоответчика»
Типун на языке: симптомы «народного проклятия»
Записаться на прием
Типун на языке: симптомы «народного проклятия»
Записаться на прием
Откуда взялся типун на языке
Изначально типун считался птичьей болезнью. Все пернатые имеют на клюве нарост, который помогает им клевать пищу. Иногда он воспаляется, что сопровождается симптомами, похожими на дифтерию. Это и есть типун. Люди же называют так твердый прыщик на языке, который появляется в результате повреждений или ослабленного иммунитета. Конечно, для этого заболевания есть и медицинский термин – глоссит.
Причиной возникновения типуна может быть механическое повреждение языка или ослабленный другой болезнью иммунитет.
В первом случае воспаление может появиться после травмирования языка (к примеру, рыбной косточкой или семечкой), укуса насекомого, ожога. Поцарапать поверхность можно даже леденцом. Во втором случае глосситом может сопровождаться простуда, проблемы с ЖКТ, дисбактериоз, инфекционные заболевания, глистная инвазия.
Часто язвочки на языке возникают на фоне стоматологических заболеваний или неправильно установленных пломб, коронок или брекетов. В таком случае нужно обратиться к стоматологу за исправлением дефектов. Другой выход — предпочесть металлическим брекетам элайнеры Invisalign : они не травмируют слизистую, действуя мягко и бережно.
Есть также неочевидные, но не менее важные причины заболевания:
Также типун может быть спровоцирован аллергической реакцией на определенную пищу или средства гигиены. Это еще раз доказывает: выбрать элайнеры – значит позаботиться о своем здоровье: они гипоаллергенны, легки в обращении и не нарушают обычную качественную гигиену полости рта.
Как правило, симптомы глоссита не заставляют себя ждать. Человеку становится больно жевать и глотать, разговаривать, язык опухает, немеет, становится рыхлым и меняет цвет. Если не заняться лечением сразу, может начаться воспаление глубоких тканей языка, появляются гнойники. На поздней стадии глоссит может распространиться на губы, щеки и горло. Кстати, несмотря на это, он является незаразным заболеванием. Но вряд ли с язвами во рту вам захочется с кем-то целоваться.
Типун на языке: лечение
Хорошая новость в том, что избавиться от типуна на языке можно в домашних условиях. Главное, не пытаться прижигать его, а воспользоваться следующими методами:
Если глоссит вызван другими болезнями, нужно, прежде всего, вылечить их. Тогда и язык придет в норму.
Если не удается справиться с болезнью в домашних условиях, можно обратиться к медикаментозному лечению. Доктор посоветует вам препараты в зависимости от причины возникновения типуна. Запущенный глоссит, скорее всего, придется лечить антибиотиками.
Хотя типун на языке, на первый взгляд, – болезнь нетяжелая, если вовремя не начать лечение, она может привести к осложнениям и затянуться надолго. Поэтому лучше всего ее предотвратить. Для этого следует вести здоровый образ жизни, правильно питаться, укреплять иммунитет, тщательно выполнять гигиенические процедуры, а также хорошо подумать, прежде чем соврать или сказать что-то нехорошее.