Что ответить на оправдание
Вас критикуют? Как отвечать на »наезды»: 8 ситуаций
Как правильно реагировать на критику и сохранять уверенность в себе
Элис Мьюир психолог, сертифицированный Британским психологическим обществом, преподаватель, тренер, автор и коуч по персональному росту
Одна из вещей, с которыми сложнее всего справиться, сохраняя ассертивное поведение, — это критика. Она может ранить ваши чувства и задевать самоуважение. Иногда критика настолько расстраивает, что вы принимаете даже несправедливые замечания и переживаете по этому поводу. Учимся правильно реагировать на критические замечания начальника и коллег.
На самом деле критические замечания бывают как реалистичными и справедливыми, так и необоснованными. Критиковать можно тактично или грубо, наедине или перед аудиторией. И случается, что человек ведет себя неправильно. В некоторых случаях такое поведение становится стандартной моделью. Остановимся на нескольких способах реагирования на критику: справедливую и несправедливую.
Как реагировать на справедливую критику
Принять критику. Самое простое — согласиться с замечаниями без демонстрации чувства вины, оправданий или извинений. Мы все совершаем ошибки, и лучшее, что можно сделать, это признать ошибку, исправить ее, сделать нужные выводы и двигаться дальше. Говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Руководитель: «Вы не слишком хорошо справились с заданием».
Вы: «Да, согласен. Попробую переделать».
Попросить дополнительную информацию. Еще один вариант — принять негативный отзыв, но сразу же попросить дополнительную информацию у критикующего. Задавайте любые уточняющие вопросы — абсолютно любые — по поводу услышанного. На самом деле совершенно не важно, о чем вы спрашиваете, — с помощью этого приема вы «разбавляете» критику и демонстрируете, что уверены в себе и контролируете ситуацию.
Руководитель: «Вы не очень хорошо провели встречу».
Вы: «Да, получилось не слишком эффективно. На ваш взгляд, проблемы возникли в начале встречи или позже?»
Что делать, если критика несправедлива?
В силу различных причин незаслуженная критика ранит сильнее, чем справедливые замечания. Ознакомьтесь с тремя видами реакции на несправедливую кри-тику, не забывая, что жизнь бывает несправедлива ко всем. Тогда неприятная ситуация пройдет менее болезненно.
Не соглашаться с критикой. Главное — оставаться спокойным и дружелюбным. Сделайте небольшую паузу, а затем мягко не согласитесь с замечанием. Например:
Коллега: «Вы вечно опаздываете на встречи».
Вы: «Ну что вы, я не вечно опаздываю. Возможно, такое случилось один или два раза, но определенно я опаздываю не всегда».
Попросить дополнительную информацию. Вы можете дружелюбно и с энтузиазмом задавать уточняющие вопросы, чтобы получить дополнительную информацию, пока ваш критик не пожалеет, что он вообще поднял эту тему!
Избегать прямого ответа. Постарайтесь уклониться от прямого ответа, завуалируйте ситуацию, пусть она станет неясной; ничего не отрицайте и не подтверждайте, не давайте вашему критику информацию, за которую он мог бы зацепиться. Так его замечания не попадут в цель. Со стороны все выглядит, словно критика принята, но не оказала на вас практически никакого эффекта. Такое поведение отбивает охоту незаслуженно критиковать вас в будущем.
Немного практики, и вы сможете овладеть этим искусством. Такие слова, как «возможно», «вероятно», «может быть», сделают неопределенной любую тему. Или попробуйте отвечать, используя следующие фразы: «Возможно, вы правы, всякое случается. », «Сложно сказать наверняка. », «В ваших словах есть доля истины. »
Как быть со скрытой критикой?
Иногда коллеги или руководители высказывают замечания и претензии открыто, и с этим бывает довольно сложно справиться. Но время от времени все мы сталкиваемся со скрытой критикой — манипуляциями и непрямой агрессией. Порой люди даже не отдают себе отчета в том, что произносят оскорбительные и неприятные вещи. Вы знаете, как это бывает. Вот несколько примеров:
— Не беспокойтесь, оставьте все как есть. Я сам об этом позабочусь.
— Вы уверены, что ваш способ лучший?
— Разве вы еще не закончили отчет?
Комментарии подобного рода обычно произносят дружелюбно, иногда даже с улыбкой, но при этом возникает смутное ощущение, что вас раскритиковали, хотя вы в этом не вполне уверены. Такой вот «улыбающийся убийца». Вы теряетесь в поисках ответа, а тем временем момент упущен. Или, возможно, вы, инстинктивно чувствуя, что на вас нападают, демонстрируете раздражение и гнев. Однако собеседник тут же принимает изумленный вид и говорит что-то вроде:
— Что? Что я сказал? — Я вовсе не имел этого в виду. вы слишком остро реагируете.
— Вы все придумали. так обидчивы. у вас проблема с восприятием.
Такие замечания заставляют человека ощущать свою незначительность и подрывают его уверенность в себе. Помните, подобные критические комментарии в ваш адрес могут войти в привычку, если вы будете это позволять, поскольку доказать, что они являются оскорблением или агрессией, достаточно трудно. Так как же на них реагировать?
Лучший способ — спокойно, бесстрастно и не угрожая дать собеседнику понять, что вы отлично понимаете подоплеку его высказываний. Получив такой отпор один раз, большинство людей отступят и вряд ли захотят повторить этот фокус. Коллеги ведут себя с вами оскорбительно только тогда, когда вы спускаете им это. Прежде чем перенести подобную ситуацию в реальность, отрепетируйте свое поведение. Однако прибегайте к этому способу, только если ваша реакция не вызовет нежелательных последствий.
Можно согласиться с замечанием — открыто, но достаточно бесстрастно, и сопроводить спокойным комментарием, как в примере 1 из следующей таблицы.
На неясное утверждение вы можете ответить не менее неопределенной фразой. Так вы завуалированно признаете скрытую критику, как в примерах 2 и 3. Уклонение от прямого ответа «разоружит» вашего оппонента и даже разочарует, поскольку он не поймет, достигла ли его критика цели.
Вот примеры разных видов реакции на три случая скрытой критики, описанных ранее.
Обращение к сёстрам (Декабрь 2021).
Table of Contents:
И в то время как пар практически выливается из ваших ушей при этих слабых оправданиях, сложно точно знать, как реагировать. Между необходимостью просто выполнить работу как можно быстрее и чувством сочувствия к тому, что, возможно, у вашего сотрудника действительно слишком много проектов на ее тарелке, вы, вероятно, отвечаете какой-то версией: «Это нормально. Я просто позабочусь об этом.
Хватит говорить «Это нормально»
То же самое произошло, когда кто-то не знал, как набрать номера для определенного отчета, не мог заставить клиента перезвонить или просто слишком помешался на ночи, чтобы вовремя прийти в офис на следующее утро. Я попаду в ту же ловушку и повторю это снова: «Все в порядке», хотя эти оправдания были далеко не приемлемы.
Вместо этого выражайте разочарование
Вам не нужно использовать эти точные слова, но вы должны выразить чувство разочарования, когда сотрудник дает неприемлемое оправдание. Объясните, как именно то, что она сделала (или не сделала), повлияло на вас, команду и компанию в целом: «Я действительно рассчитывала на то, что к сегодняшнему утру будет закончен месячный бюджет, Меган. Поскольку у нас его нет, остальная часть команды действительно должна будет изо всех сил пытаться вытянуть эти цифры ».
Не бойтесь задавать вопросы
После долгих тренировок я узнал, что не могу позволить разговору прекратиться после того, как услышал и признал оправдание сотрудника. Вместо этого вы должны использовать каждое оправдание как шанс покопаться, задать вопросы и определить причину проблемы.
Если сотрудник настаивает на том, что у него не было времени для выполнения проекта, спросите: «Когда вы начали этот проект?», «Когда вам был назначен этот проект?» И «Как вы расставили приоритеты в своем времени?» Или когда один из сотрудников говорит: «Никто из финансового отдела не отправит мне электронное письмо обратно», скажите: «Вы пытались позвонить?» или «Вы сообщили об этой проблеме мне или другому менеджеру?»
Это нормально, чтобы выразить озабоченность, тоже
В зависимости от ответов, которые вы получите на эти вопросы, также есть шанс, что вы столкнетесь с некоторыми законными проблемами, которые необходимо решить. Может быть сложно отделить сотрудника, у которого действительно нет необходимых ресурсов для завершения проекта, от сотрудника, который просто не приложит усилий, чтобы попросить о помощи, но вы, как менеджер, должны копать и узнать.
Установите ожидания на следующий раз
После того, как вы разберетесь с объяснениями, мотивациями и более глубокими проблемами, установите четкие ожидания на будущее.
Например, если у вашего сотрудника возникают проблемы с организацией своего времени, назовите несколько хороших стратегий управления временем и в течение нескольких недель проследите, чтобы убедиться, что он все еще в пути. Если ваш сотрудник «просто не знал, как» выполнить задачу, убедитесь, что она осведомлена о ресурсах, доступных ей в других отделах компании, и что она понимает, что, как ожидается, она предпримет инициативу для отслеживания этих ресурсов, вместо этого ожидания крайнего срока, чтобы пройти только, чтобы передать вину.
Когда сотрудник приходит к вам с оправданием, не просто отмахивайтесь от него и надейтесь, что это больше не повторится. Копайтесь, задавайте сложные вопросы и покажите своим сотрудникам, что вы серьезно относитесь к их работе и успеху. Со временем вы дадите понять, что не согласитесь на что-то меньшее, чем лучшее, а ваши сотрудники поймут, что оправданий нет.
Национальное событие сегодня, но вы должны праздновать его в течение всего года.
Как бороться с 5 наиболее негативными типами сотрудников
То, что вам говорят, что вы слишком квалифицированы для работы, которую вы хотите, разочаровывает. Вот, как прийти в норму и показать, что вы хорошо подходите.
В чём разница между оправданием и объяснением ситуации
Ситуации, когда необходимо попросить прощения, случаются с каждым. И после слов извинения следует то, что показывает настоящее отношение человека к этой проблеме: он либо объясняет проблему в деталях, либо пытается оправдаться.
Как же различить, что есть что? Как самой не стать жертвой и научиться объяснять свое поведение, а не оправдываться за промахи? Мы задали этот вопрос психологам 🙌
Для начала давай разберем оба слова по по составу.
Оправдание — от слова «правда». А правда, знаешь ли, у каждого своя. Каждый человек воспринимает любое событие, пропуская его через призму своего личного опыта. А опыт у каждого свой. Нет на свете двух людей, родившихся в один миг у одних родителей, видящих один предмет из одной точки. Даже близнецы видят мир по-разному.
Поэтому нет никакого смысла доказывать другому свою правоту, а тем более оправдываться. Мало того, что правды не существует, так ты еще и попадаешь в позицию жертвы. Это слабая позиция. Ты как бы говоришь нападающему: «Я хорошая, но слабая, пожалей меня». Так ведет себя ребенок.
В каких ситуациях тебе приходится так оправдываться и за что? Перед родителями, учителями, друзьями? Виновата ты или нет, лучше не оправдываться, а объяснить, почему эта ситуация стала возможной, привести аргументы — объективные факты, а не фантазии.
Объяснить — от слова «ясность». Если ты считаешь, что нападают на тебя незаслуженно, аргументируй свою позицию, внеси ясность, а не оправдывайся: «Да, я опоздала, у меня на это были объективные причины — автобус сломался». Если же ты действительно опоздала на урок по своей вине, то не надо ни оправдываться, ни объясняться, а лучше признай это: «Да я опоздала, я проспала».
Вот это уже взрослая позиция, которая показывает, что ты готова взять на себя ответственность. И кроме того, повинную голову не рубят 🙂
Объяснение — самый здоровый и экологичный вариант в общении. Объяснить — значит, высказать свое мнение, аргументировать его, но и быть готовой услышать мнение другого, оставаясь при этом спокойной. Оправдание отличается тем, что оно очень сильно эмоционально заряжено, ведь доказать свою правоту хочется любым способом. Но чем больше ты оправдываешься, тем больше сомнений возникает. В результате это приводит к обиде и разочарованию.
Если ты ловишь себя на том, что хочется оправдаться, скорее всего, тобой манипулируют, используя твое чувство вины.
Если ты действительно считаешь, что виновата, ты всегда можешь извиниться и дальше объяснить, в чем дело: это и будет взрослая позиция, когда ты можешь взять на себя ответственность.
Даже если тебя пытаются обвинить в чем-то, и человек настроен решительно, не пугайся, и не пытайся сразу оправдаться. Ты всегда можешь спокойно сказать: «Я понимаю, вам кажется, что я виновата, но я хотела бы объяснить свою позицию». Обычно это сразу снижает градус агрессии.
Помни: оправдание — это позиция ребенка, объяснение — это позиция взрослого.
Оправдываться приходится, если в разговоре ты чувствуешь себя виноватым, приниженным, неуверенным, изначально находишься в позиции «жертвы» и «слабой стороны». Тебе стыдно, тебе кажется, что тебе не верят, а значит, нужно привести более весомый аргумент, оправдывающий твое поведение или поступок. Чаще всего мы оправдываемся из страха вызвать недовольство человека или пытаемся таким образом избежать наказания за свой проступок.
Объяснение — это желание расставить все на свои места, привести факты, а не аргументы, объясняющие твой поступок. По внутренним ощущениям оно противоположно оправданию: здесь ты чувствуешь свою правоту, свою значимость, в разговоре ощущаешь себя на равных. Тебе не стыдно за свой поступок и ты боишься из-за него испортить отношения. Ты уверен в том, что сделал все правильно. А значит, наказания за провинность быть не может.
«Не виноватая я!». Как мы оправдываем себя и почему не стоит этого делать
Люди оправдываются, даже не чувствуя за собой вину. По словам психологов, оправдания повышают самооценку и оберегают нас от депрессии. В то же время, исследования ученых из университета Флориды доказали, что отговорки снижают качество выполнения любой работы.
Оправдание как способ защиты
С помощью оправданий мы пытаемся доказать свою невиновность и защититься от нападок. Люди всеми силами пытаются уйти от ответственности и освободить себя от чувства вины. В этом случае психологи рекомендуют не торопиться с отговорками и проанализировать ситуацию. Если вы действительно виноваты, то стоит привести разумные аргументы.
Оправдание как привычка
У некоторых людей постоянные оправдания входят в привычку. Это результат низкой самооценки и страха оказаться в позиции жертвы. Уверенные в себе личности редко оправдываются даже перед собой.
Подмена понятий
Всем знакома ситуация, когда вы действительно виноваты, но вместо того чтобы признать свою ошибку, начинаете оправдываться. Разберем на примере:
Оправдания на комплименты
Многие люди не привыкли к искреннему вниманию со стороны окружающих, поэтому оправдываются в ответ на комплименты. Часто можно услышать такой диалог:
«Как хорошо ты выглядишь!»
«Ой, нет, это платье старое.»
Причин тому несколько: это и скрытая агрессия, уровень которой очень высок в нашей стране, и острый дефицит позитивного внимания друг к другу, который заложен глубоко в культуре и идет от недостатка внимания к ребенку в семье.
Как перестать оправдываться
Нужно запомнить несколько простых правил:
Мы сами отвечаем за наши поступки, слова и действия. В том, что происходит с нами, нет ничьей вины. Иногда поступать определенным образом нас заставляют жизненные обстоятельства. Но, так или иначе, это наш выбор и наше решение. За него нужно нести ответ.
Оправдания не несут существенной пользы. Они ничего не меняют и не помогают нам справиться с ситуацией.
Не унижение, а уважение: как извиниться так, чтобы не потерять достоинства
Существует проблема
Никто не идеален. Лидеры не являются исключением. К сожалению, признавать это люди не любят, особенно если занимают руководящую должность.
К сожалению, слишком много руководителей приносят поверхностные извинения, при этом они нисколько не раскаиваются. И подчиненные это отлично видят. Извинение ради извинения противоречит этике и оскорбляет тех, кто уже обижен. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали серьезно, важно знать, что ошибки нужно признавать искренне и в полной мере. От поведения руководителя в таких ситуациях зависит и доверие коллектива к нему в будущем.
Здесь приводится восемь способов извиниться правильно в следующий раз, когда вы ошибетесь.
Признайте свою ошибку
Если обвинять других или оправдывать свои действия, это только уменьшит силу извинений и подорвет ваш авторитет. Использование оправданий лишь усилит чувства неприятия, враждебности, гнева и боли. Просто искренне признайте свою ошибку. Признайте, что вы должны были сделать по-другому, и пообещайте внести изменения в будущем.
Будьте первыми, кто извинится
Если ошибка или проступок были результатом совместных усилий или сотрудничества людей, будьте первым, кто извинится. Когда вы ломаете лед в отношениях, то даете прекрасный пример другим делать то же самое. Вы также создаете ситуацию ожидания, что другие виновные должны извиниться, когда по их упущению допущены ошибки. Это показывает, что у вас есть смелость и уверенность в своих решениях. Наконец, это дает мужество другим, которые считают, что извинения могут быть восприняты неверно.
Подумайте над своими словами
Прежде чем спешить с извинениями, подумайте, как получатель будет интерпретировать ваши слова и ситуацию в целом.
То, что руководитель говорит, признавая ошибку, может повлиять на доверие, которое он завоевывает в отношениях с сотрудниками. Если вы не будете внимательно относиться к своим словам, то можете лишь добавить к обиде оскорбление и еще больше поставить под угрозу вашу взаимосвязь.
Простое «извините» проходит долгий путь. Произнесенное искренне, содержательно, оно резонирует с вашей командой, позволяет сотрудникам почувствовать подлинность вашего сожаления. В любом другом случае это демонстрация вашего равнодушия и эгоизма.
Будьте конкретными
Знайте, за что вы извиняетесь, прежде чем это сделать. Не спешите признавать ошибку без вдумчивой оценки всех фактов. Пострадавший должен знать, что вы полностью понимаете, за что вы извиняетесь. Ведь если вы на самом деле не виноваты, то извиняться не за что. А взятие на себя чужой вины покажет, что вы человек слабый и уступчивый. Но если вы действительно ошиблись, честно скажите, что именно вы сделали не так.
Сделайте это лично
Способ извинения так же важен, как и само сообщение. Распознайте, когда ошибка требует личного признания, и не полагайтесь на технологии, чтобы выполнить свою тяжелую обязанность. Посмотрите в глаза и извинитесь. Никаких электронных писем, смс или сообщений в мессенджере.
Если личное общение невозможно, позвоните. Позвольте обиженному человеку услышать ваш голос и признать вашу искренность. Только не прячьтесь за ширмой, это выглядит как нежелание разговаривать. А честно говоря, им и является.
Не откладывайте
Иногда, когда люди совершают ошибку, они склонны откладывать свои извинения, чтобы избавиться от смущения или дать время для сглаживания ситуации. Редко кто выполняет неприятные обязанности как положено.
Когда вы слишком долго собираетесь, чтобы извиниться, это вызывает лишь дополнительное огорчение и разочарование. Если вы не можете извиниться лицом к лицу, не тяните. Возьмите телефон и немедленно установите контакт. Если ничего не помогло, напишите красноречивое рукописное письмо.
Вопросы доверия
Разорвать цикл
Иногда лидеры признают, что обидели кого-то, о чем они сожалеют. Проблема в том, что они не знают, насколько их действия были оскорбительными и как предотвратить их повторение.
Обратная связь может стать вашим лучшим инструментом. Обратитесь к человеку, которому вы доверяете. Пусть он выслушает ситуацию и поможет вам лучше понять ее с точки зрения обиженных. Возможно, ваша ошибка имела непредвиденные последствия, не сразу очевидные. Кто-то другой может помочь вам увидеть это с другой позиции.
Все мы делаем ошибки, даже руководители. Признание ошибок демонстрирует ответственность и зрелость лидера. Извинения позволяют строить более крепкие, заслуживающие доверия отношения с теми, кого мы возглавляем. Они помогают нам расти на работе как профессионалам и как лидерам.
Извинения дают нам возможность продемонстрировать нашу человеческую, более привлекательную сторону тем, на кого мы хотим повлиять. Самоконтроль служит отличным примером для команды и создает безопасное пространство для того, чтобы подчиненные могли делать то же самое.