Что ответить на опоздание
Рейтинг самых популярных оправданий опаздывающих сотрудников
В результате опроса 400 представителей российских предприятий и организаций Исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob.ru (www.superjob.ru) составил рейтинг наиболее частых оправданий, с помощью которых сотрудники пытаются объяснить свои опоздания на работу.
Итак, наиболее популярное объяснение несвоевременного появления в офисе, по словам работодателей, – поздний подъём с кровати (15%): «Сотрудник перепутал день с ночью и проспал»; «Проспал работу, потому что поругался с мамой и не ночевал дома, 54 часа без сна на момент написания объяснительной».
На втором месте – автомобильные пробки (10%): «Сотрудник живёт в двух метрах от офиса. На вопрос, почему он опоздал, он с честными глазами ответил: «Пробки».
Болезни и плохое самочувствие задерживают в пути на работу 7% сотрудников. Далее следуют проблемы с родственниками («Жена вчера обувь спрятала, чтобы я в гараж не пошел с друзьями, а сегодня утром забыла вернуть, пришлось звонить и искать»), забывчивость («Подумал, что сегодня выходной»), проблемы с домашними питомцами («Черепаха простудилась, всю ночь кашляла и не дала выспаться»). Эти варианты набрали по 6% голосов опрошенных.
4% работодателей сообщает, что наиболее часто их опаздывающие сотрудники жалуются на неприятности с транспортом: «Был в воскресенье на рыбалке, в речке утонула машина, добирался до города пешком». Столько же россиян (4%) не удосуживается придумать какое-либо объяснение случившемуся, ограничиваясь фразами вроде: «Так вышло»; «Ничего не могу об этом сказать».
Алкогольное опьянение и проблемы с будильником в качестве оправдания применяются в 3% случаев. По 2% голосов набрали такие оправдания сотрудников, как «нечего надеть», «застрял(а) в лифте», «виновата погода», «забыл(а) ключи».
«Было довольно много разных вариантов, всех не вспомнишь», – говорят работодатели (8%), затруднившиеся с ответом. И лишь 4% представителей компаний гордо сообщает, что их сотрудники не опаздывают, а значит, не придумывают оправданий: «А у нас опоздания – 100 руб. за минуту. Правда, эти деньги идут на кофе, чай, сладости для сотрудников. Зато никто не опаздывает! За 10 минут до работы все уже на месте. Большинство…»
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 1-6 декабря 2009 года
Исследуемая совокупность: представители организаций и предприятий, ответственные за работу с персоналом
Размер выборки: 400 респондентов
Вопрос:
«Назовите, пожалуйста, самое популярное оправдание, которое озвучивают Ваши сотрудники, опаздывающие на работу?»
Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать несколько вариантов ответа):
Как бороться с опаздывающими сотрудниками?
Объективно или субъективно?
«К сожалению, опоздание на работу – одно из самых распространенных явлений в профессиональной деятельности, – говорит директор по персоналу Агропромышленной группы «Молочный продукт» Лариса Чабыкина. – В первом приближении причины можно разделить на объективные и субъективные».
К первым относятся те, на возникновение которых человек не может повлиять в достаточной для их устранения степени. Они могут быть связаны:
Субъективные причины гораздо разнообразнее и сложнее, так как в их основе лежат психологические факторы:
Управление по целям
«Прежде чем назначить лекарство, всегда необходимо установить диагноз – продолжает Лариса. – Открыть человеку «вторичные выгоды» его поступков, найти более безопасный и общественно приемлемый способ реализовать подсознательные стремления в другом, более подходящем стиле поведения – мы говорим о субъективных причинах. Если рассматривать опыт западного менеджмента, который имеет место и в российском бизнесе, то решение проблемы во многих случаях – перестать придавать первостепенное значение опозданиям. Некоторой части персонала разрешили трудиться в режиме «домашнего офиса», связываясь с компанией по Интернету, либо сделали гибкий график рабочего дня. От этого выиграли и совы, получившие возможность регулировать распорядок в соответствии со своим жизненным ритмом, и жаворонки, для которых расчистились дороги к работе.
Поскольку на первый план выходят такие показатели, как результат, скорость и инновации, для руководителя важнее, что именно делает его подчиненный, насколько он успешен и сколь велик его потенциал. В последнее время одним из главных принципов организации работы становится МВО (management by objective) – управление по целям. Главное – к какому сроку и насколько качественно человек выполнил задание, а не во сколько начал работу».
Однако подобный стиль отодвигает на задний план корпоративные ритуалы. Как поступать организациям, где приход на работу в точно обозначенное время является делом принципа для руководителя, корпоративной культуры и производственной необходимости? На практике наиболее распространена стратегия «око за око»: опоздавший получает выговор и/или лишается премии; ему также могут предложить задержаться после работы на соответствующее или умноженное на коэффициент время. Иногда фамилии провинившихся и/или их объяснительные вывешиваются на стендах. Другими словами, тем или иным способом используется негативная мотивация.
«Да, у работодателя есть как моральные, так и юридические основания наказать нарушителя трудовой дисциплины, – комментирует Лариса Чабыкина. – Подписывая трудовой договор, будущий сотрудник берет на себя обязательство не только выполнять соответствующую трудовую функцию, но и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка. Однако останавливая свой выбор на какой-либо стратегии, направляя корпоративную политику, нельзя приступать к ее воплощению, не спрогнозировав возможные результаты и побочные эффекты».
Во-первых, опоздания нужно зафиксировать, то есть обязать это сделать кого-либо из сотрудников, которые, как правило, без энтузиазма относятся к участию в «карательных мероприятиях». В результате мы получаем:
Пути решения
Конечно, с определенной категорией работников и на определенных предприятиях «жесткий» метод является единственно возможным, но чаще более эффективными оказываются другие стратегии. По мнению Ларисы, «проблему можно решить, закупив компьютерную систему, автоматически фиксирующую время прибытия сотрудника на работу и ухода с нее. Но прежде чем что-либо предпринимать, лучше все-таки провести предварительную разведку и продумать варианты действий. С помощью анализа статистики по опозданиям за последний год и непосредственного общения с регулярно опаздывающими могут быть выявлены закономерности, которые подскажут оптимальное решение.
Вторая стратегия – создание условий, а лучше – некой «приманки», чтобы работникам было удобно, комфортно, а самое главное, интересно выполнять свои обязательства перед компанией. Пусть персонал совершает подвиги на работе, а не при попытках вовремя попасть к началу рабочего дня. Вспомним, что работодатель, подписывая трудовой договор, обязуется не только оплатить труд человека, но и создать для этого условия. Скажем, если предприятие расположено в нескольких километрах от ближайшей остановки общественного транспорта, работники, не имеющие собственного авто, будут опаздывать регулярно. В таком случае проще нанять или приобрести служебный автобус, чем вести бесконечный поиск «дисциплинированных» сотрудников.
Третий вариант – позитивная мотивация своевременного прихода на работу. Человек должен понимать, что с него не только спросят за нарушение трудовой дисциплины, но и отблагодарят за ее соблюдение. В конце концов, дисциплинированные работники экономят предприятию и деньги, и время, а также задают тон для других. Премировать сотрудников за добросовестное отношение к работе и трудовой дисциплине – это наименьшее, что может в данном случае сделать работодатель, но желательно разработать систему мотивации.
Стратегия номер четыре – воздействие через коллектив. Если его костяк – ответственные работники, профессионалы, то проблем с опозданиями возникнуть не должно. Однако при этом также необходимо комбинировать негативную мотивацию с позитивной. Например, если из общего фонда заработной платы при опозданиях изымается какая-то сумма, соразмерную надбавку следует назначить и в том случае, если все сотрудники соблюдают трудовую дисциплину. Решение работодателя распространять наказание не только на нарушителя трудовой дисциплины, но и на его наставника, руководителя или даже весь коллектив, как правило, приводит к тому, что опоздания будут скрываться от руководства».
В любом случае универсального средства против опозданий не придумано, все сугубо индивидуально. И все же несколько моментов можно прописать.
Рекомендации руководителю
Советы для тех, кто опаздывает
Предварительный просчет потраченного времени – еще один способ, разработанный биологом Александром Любищевым, о котором Даниил Гранин написал документальную повесть «Эта странная жизнь». На протяжении 50 лет он хронометрировал и записывал все, чем занимался. Он доказал, что когда многие говорят: «Я работаю 18 часов в сутки» – скорее всего, они просыпаются в 8 утра и засыпают в час ночи, тогда как эффективно потраченного времени набирается обычно 2-3 (максимум – 7-8) часа в день.
«Подробный аудит времени хотя бы в течение некоторого периода полезен, потому что человек задумывается о целесообразности своих занятий и начинает контролировать, что он сейчас делает и что ему это дает, – уверена Лариса Чабыкина. – Это обязательно приводит к повышению пунктуальности и ускорению ритма жизни. Естественно, шаблонное копирование методик может не сработать, но рациональное зерно есть в каждой. По моему глубокому убеждению, борьба с опозданиями должна быть составной частью корпоративной политики каждой компании».
Дело принципа
И напоследок еще несколько правил.
Роль компании в формировании дисциплины на рабочем месте сложно переоценить, ведь, как известно, кот из дома – мыши в пляс. Но если корпоративная политика действительно работает, а не является формальностью, если сотрудники знают о своих обязанностях, в том числе и дисциплинарного порядка, они будут их соблюдать. Работодателю всегда нужно обозначать свою позицию кандидатам еще в процессе трудоустройства, рассказывать о существующих правилах внутреннего распорядка, ценностях, культуре, что считается хорошим, а что – плохим, что поощряется, а что – нет.
В какой степени быть обязательным, стоит ли перестать опаздывать или перейти на свободный график – каждый решает сам. В любом случае на кону стоит ваша профессиональная репутация, потому что все вокруг – партнеры, коллеги, начальство – прежде всего ценят уважение к себе самому, своей компании и бизнесу. Никому не хочется иметь дело с вечно спешащим и, тем не менее, вечно опаздывающим человеком.
9 смешных переписок с людьми, которые опаздывают, но изо всех сил стараются объяснить, что они не виноваты
Привет, дорогой друг!
Среда уже наступила, а значит впереди новые успехи, события, встречи. Именно поэтому я придумал новые смс-переписки, которые, по моему плану, должны вызвать у тебя улыбку.
У тебя есть знакомый или друг, который постоянно опаздывает и выдумывает всяческие поводы, которые помешали ему быть вовремя? Если тебе сразу пришел кто-то на ум, обязательно перешли ему эту статью, она его точно позабавит. Хотя есть и другой вариант развития событий — в его арсенале появятся дополнительные причины как оправдать то, что он опоздал. В общем, забавные сообщения от людей, которые постоянно опаздывают, но изо всех сил стараются объяснить, что они не виноваты.
Для чего нужна машина? Большинство ответят, что личный транспорт позволяет быть более мобильным, перемещаться быстрее и с ним просто удобнее. Однако, есть те, кто увидит совсем другие преимущества автомобиля.
Как правило, небольшое опоздание не сильно влияет на ситуацию. Скорее, они больше раздражают окружающих. Существует лишь пара событий, опоздать на которые невозможно, потому что они не начнутся без тебя.
Сообщать об опоздании так, чтобы еще больше не разозлить твоего друга, это — настоящее искусство. К сожалению, владеют таким навыком далеко не все.
У нас сложился такой стереотип, что девушки обязательно опаздывают, хотя я встречал среди опоздунов лиц обоего пола. Многим девушкам такие посылы в их адрес не нравятся, хотя опять же, я встречал и девушек, которые считают это своим законным правом.
Опоздания на самолет/поезд/рейсовый автобус, наверно, стоит отнести к самым обидным. Как правило, такие события довольно редкие, поэтому к ним готовишься заранее. Рисуешь в воображении путешествие, дорогу, смену действительности, а никак не разочарование от отсутствия навыка тайм-менеджмента.
А вы замечали, что если ты опаздываешь, и у тебя спрашивают: «Через сколько ты будешь?», то ты уменьшаешь реальное время? Если я буду через 15 минут, на вопрос хочется ответить — 5-7 минут. Почему? Думаю, это интересная тема для очередного расследования британских ученых.
Кстати, если вы чувствуете, что при любом раскладе опоздаете, стоит попробовать придумать изящные оправдания. Чем интереснее будет вариант, тем больше вероятность, что тот, кто вас ожидает, посмеется над ситуацией, а не разозлится.
Кстати, если тебя предупредили об опоздании заранее, то, думаю, это не так страшно, особенно, если у тебя есть возможность перестроить свои планы. Правда, это получается далеко не всегда.
Сейчас задумался, а есть ли вообще разница между небольшим и огромным опозданием? Если посмотреть со стороны эмоций, то наверное нет. Ведь ты уже разозлился, поэтому какая разница, опоздал человек на несколько минут или, скажем, еще в другом городе.
Спасибо, что дочитали до конца! Рассказывайте о случаях, в которых ваши друзья опаздывали и какие оправдания они вам писали. Ставьте лайки, а так же обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Как бороться с опозданиями сотрудников: 9 проверенных методов
Есть сферы бизнеса, где свободный график для сотрудников допустим или даже приветствуется ⏤ например, в разработке программного обеспечения и во многих творческих профессиях. Однако в подавляющем большинстве случаев от сотрудников все же требуется дисциплина и пунктуальность. Но иногда несоблюдение рабочего графика становится не просто единичными случаями, а системой. И тогда с этим точно надо что-то делать.
Содержание статьи
Существует 2 типа мер для борьбы с опозданиями сотрудников:
Наказания эффективнее, но негативно влияют на лояльность и не работают с некоторыми типами личности. Поощрительные меры намного лучше оцениваются сотрудниками, но действуют слабее и их эффект не долгосрочен (к хорошему, как известно, быстро привыкают).
Иногда тот факт, что в компании не принято опаздывать, не сразу укладывается в голове у некоторых сотрудников. В этом случае бывает достаточно просто поговорить с нарушителем дисциплины и попросить его не опаздывать.
Виктория Демидова, директор по развитию Adamos Logistic:
«Опоздания ⏤ извечный бич современного общества, так как с каждым годом и с каждым витком развития прогресса отвлекающих факторов все больше (гаджеты, соцсети и так далее). В нашей компании есть правила и стандарты, которые все сотрудники неукоснительно должны выполнять. И одно из правил (ценностей) ⏤ это отсутствие опозданий. Мы делаем на этом большой акцент еще на собеседовании. Также наблюдаем за будущим сотрудником во время стажировки и испытательного срока. И, если человек не соответствует нашим ценностям, то мы мирно расстаемся, желая друг другу всего хорошего. Все люди разные: разное воспитание, разное восприятие жизни. Я считаю, что если человек не может себя организовать, то навряд ли он сможет хорошо выполнять свои должностные обязанности (начиная от обычных должностей и, конечно же, заканчивая руководящими). Бороться и наказывать? Бесполезно. Так как это точно не приведет к повышению эффективности сотрудника. Если для вас и вашей компании это важный критерий, то говорите о нем на входе, цитируйте, транслируйте, и, конечно же, выполняйте сами».
Найдите причину опозданий сотрудников
Если вам мешают систематические опоздания, оптимальным будет начать с выяснения причин. Иногда такое поведение свидетельствует о профессиональном выгорании или сильном переутомлении. В этом случае поможет отправка сотрудника в отпуск или пересмотр его нагрузки и обязанностей.
В другом случае могут сказываться биоритмы человека: так, патологическая «сова» вряд ли долго продержится в графике с 7.00 до 17.00. Уместно будет пересмотреть график для конкретного сотрудника и сместить его на более поздние часы, если это допустимо для его должности.
Также часто опаздывают те сотрудники, которым сложно и долго добираться до рабочего места. Здесь снова может помочь перенос рабочего графика на чуть более позднее время или договоренность отработать упущенное ввиду опоздания время.
Как бороться с опозданиями сотрудников
Рассмотрим основные способы борьбы с опозданиями сотрудников. Первые 4 являются традиционными способами и могут сделать персонал пунктуальнее через негативную мотивацию. Но имейте ввиду, чо использовании «кнута» пропорционально снижает удовлетворенность и лояльность сотрудников. В случае, если это недопустимо для ваших сотрудников, вы можете использовать еще 6 поощрительных методов борьбы с опозданиями. Ознакомимся с каждым из них подробнее.
1. Денежные штрафы
Это один из самых популярных в России методов. Причем он может иметь как прямую форму, когда сотрудник платит за каждое опоздание или по итогам месяца из зарплаты удерживается сумма за все опоздания, так и косвенную. Например, непунктуальный коллега угощает обедом всех остальных или делает взнос в общий фонд, который потом может использоваться для поощрения более собранных сотрудников.
Главный принцип метода: опоздания в конечном итоге сказываются на финансах.
Плюсы этого метода в том, что последствия ощущаются сразу. Есть прямая причинно-следственная связь: «опоздал ⏤ потерял в деньгах», а значит это эффективно.
Но есть и минусы: налагать штраф за опоздание в России незаконно. Придется искать способы легализации штрафов. Например, вычитать сумму штрафа из премии или 13-й зарплаты, если она есть. Часто штрафные санкции отрицательно сказываются на лояльности и не всем подходят (некоторые сотрудники готовы в прямом смысле платить за свои опоздания, и это не исправит ситуацию и точно не улучшит дисциплину в коллективе).
Александр Иванов, системный администратор кафе-магазина LavkaLavka:
«В рознице опоздания недопустимы. Я понимаю, если в офис опоздал, в пробку попал, то вечером можно на это же время задержаться. Но в общепите и рознице заведение должно быть открыто вовремя, чтобы не потерять клиента.
У нас были и систематические опоздания сотрудников: мы должны открыться в 9:00, а продавец к этому времени не появился. Я стоял в 9:00 у дверей и ждал сотрудника с ключами. Гости заведения так же могут «поцеловать дверь» и уйти. Я и мои коллеги как минимум раз в месяц сталкивались с такой ситуацией, для нас это недопустимо. Сначала просто разговаривали, но пока не наказали рублем, слова не помогали. Финансовое наказание сработало почти на 100%. Первое время точно, но позже нарушения появились снова.
Чтобы автоматизировать контроль над сотрудниками, я рассматривал разные системы и изначально думал про proximity-карты. Но выбрал отпечаток пальца – это надежнее, его не передашь, как карточку, чтобы за тебя «пикнули». Система сама заполняет табель и показывает кто, когда и на сколько опоздал.
К сожалению, работники не очень организованы: с утра все отмечаются, а вечером многие уже забывают. Планирую перейти от отпечатков к системе распознавания лиц, тут уж точно никто мимо неопознанным не пройдет. Это позволит полностью исключить сотрудников из схемы формирования табеля: как система посчитает, так и оплатим».
2. Отработка опозданий
Еще один популярный способ: обеспечить выработку нужного количества часов ⏤ обговорить с сотрудником отработку опозданий. Тут есть юридические нюансы: чтобы сотрудник не пытался представить это неоплаченной переработкой, лучше обезопасить себя, прописав такую возможность в трудовом договоре.
Сотрудник должен оставаться на своем рабочем месте после окончания рабочего дня столько же, на сколько он опоздал. Но есть примеры, когда работодатель использует своего рода прогрессирующую отработку, то есть в случае первого опоздания, скажем, на 5 минут, сотрудник остается также на 5 минут. В случае второго нарушения на 5 минут ⏤ остается уже на 10 минут и так далее.
Из плюсов можно отметить, что есть люди, для которых такое смещение графика будет удобным, и, хотя вы возможно не добьетесь пунктуальности, свое время по факту сотрудник отработает.
Минусом этого метода является то, что реализуем он только в том бизнесе, где нет жестких требований к началу рабочего дня. Также он довольно негативно сказывается на отношении сотрудника к компании и руководству, формирует отрицательное отношение к действительно необходимым переработкам. Никто не захочет остаться ни на минуту после официального окончания рабочего дня, по принципу «ровно в шесть встал и ушел».
3. Объяснительные о причинах опоздания
Объяснительные записки ⏤ наследие советской бюрократической системы, но несмотря на древность метода, при определенных условиях они хорошо помогают решить вопрос с опозданиями сотрудников. В случае опоздания попросите работника написать подробную и обстоятельную объяснительную. Главное не подходить к этому формально и не принимать записки с общими фразами вроде «по семейным обстоятельствам» или «проспал».
Плюсы метода в том, что он довольно прост и дешев, но при этом действенен.
Минус ⏤ как и вся негативная мотивация, он вызывает протест и снижает лояльность сотрудников, но если не публиковать объяснительные, то этот отрицательный момент не так велик.
4. Социальный фактор
Не столь очевидный и прямой способ как бороться с опозданиями сотрудников ⏤ подключение общественного мнения, давления социума и желания иметь определенный статус. При использовании этого метода часто применяются различные аналоги досок позора. Например, раз в неделю самому опаздывающему сотруднику передают «Кубок непунктуальности», который он должен поставить на своем рабочем месте на всеобщем обозрении. Этот метод очень неприятен и, если вы все-таки решитесь его применять, то делать это нужно с большой осторожностью.
Некоторые работодатели вывешивают на доске с полезной информацией объяснительные опоздавших сотрудников для усиления эффекта.
Еще один вариант ⏤ сделать опоздание даже одного сотрудника проблемой для всего отдела, чтобы коллектив самостоятельно отрегулировал трудовую дисциплину.
Похожий метод ⏤ соревнования в пунктуальности с другими отделами. Кроме того, можно попробовать налагать санкции на руководителей за опоздания их подчиненных.
Плюс в том, что человек существо социальное, поэтому подобный метод обычно хорошо действует. Тем не менее находятся те, кто умеет игнорировать даже такое воздействие.
Социальные методы работают недолго ⏤ это минус, через несколько месяцев их придется обновлять. Кроме того, такое публичное порицание крайне негативно сказывается на лояльности сотрудников и на климате в коллективе. А в случае, если вы сделаете ответственными за опоздания всю команду, существует риск, что весь коллектив будет играть против вас, покрывая друг друга.
5. Бесплатные завтраки незадолго до начала рабочего дня
Если рабочий день начинается в 10:00, можно ввести бесплатные завтраки для сотрудников с 9:00 до 9:45. Это не только простимулирует сотрудников приходить пораньше, но и станет бонусом в соцпакете компании. Есть более скромный по затратам аналог: можно выкладывать в общем доступе бесплатные фрукты, соки и сладкие угощения и убирать их ровно к началу рабочего дня.
Плюсы: это повышает лояльность сотрудников.
Минусы: такой метод может стать для компании дополнительным видом расходов. Всех приходить на завтраки не заставишь, а значит, кто-то может продолжить опаздывать.
6. Премии и грамоты для пунктуальных
В противовес денежным штрафом и переходящим позорным кубкам, можно ввести небольшие поощрительные меры для тех сотрудников, которые приходят вовремя. Поощрение может выражаться в небольшой денежной премии, почетной грамоте, разрешении уходить по пятницам на час раньше, даже в подарочном сертификате на вкусный ужин в хорошем ресторане или в дополнительном отгуле.
Плюсы: хорошо сказывается на климате в коллективе, не сильно затратный метод.
Минус: не поможет в борьбе с вечно опаздывающими.
7. Планерки
В самом начале рабочего дня (или за 10-15 минут до начала) можно проводить десятиминутную встречу с непосредственным руководителем опаздывающего. На встрече можно обсудить рабочие вопросы, предстоящие задачи или текущие договоренности. Такие мини-совещания обычно положительно влияют на мотивацию и укрепляют отношения сотрудника и руководителя.
Плюсы: это не только простимулирует сотрудников не опаздывать, но и поможет всему коллективу лучше спланировать свой рабочий день и сразу настроиться на рабочий лад.
Минусы: такие совещания не всем по душе и руководителю самому важно будет соблюдать дисциплину.
8. Гибкий и индивидуальный график рабочего дня
Если на работу можно прийти в любое время с 08:00 до 11:00, то и конец рабочего дня должен сдвигаться в соответствии с этим ⏤ с 17:00 до 20:00. Такой вариант подходит не для всех компаний, но для обычных офисных сотрудников, как правило, хорошо работает.
Для ценных сотрудников можно разработать индивидуальный график, если у них есть в этом потребность. Помимо снижения количества опозданий, такая практика может простимулировать других сотрудников и новичков лучше работать, чтобы получить те же привилегии.
Плюс: хорошая мотивация.
Минус: метод подойдет только для некоторых видов бизнеса.
9. Корпоративный транспорт и оплата парковки
Если офис находится далеко от общественного транспорта, можно запустить корпоративный автобус от ближайшей остановки/метро до предприятия. Если около офиса есть платные парковки, можно оплачивать их тем сотрудникам, которые приехали за 15-30 минут до начала рабочего дня.
Плюсы и минусы тут примерно как с завтраками: с одной стороны, хорошо работает, но не для всех, и для компании может влететь в копеечку.
Александр Замыслов, генеральный директор компании «Телевизионные технологии»:
«У нас бизнес, связанный с общественными коммуникациями. Сотрудники делятся на две группы: те, у кого график с 9:00 до 18:00, и креативный класс, который ни от кого не зависит и работает по плавающему графику ⏤ кому как удобно. Те, кто работает с контрагентами, банками и организациями, вынуждены придерживаться их расписания. Но это не значит, что мои сотрудники должны приходить к 9:00, если им в 9:00 в этот день делать нечего. Накануне вечером на брифинге мы утверждаем план работ и приоритетность, а дальше уже каждый сам решает, во сколько ему нужно прийти. Мне важно, чтобы в конце дня план работ был выполнен. Учитывать время, проведенное коллегой на рабочем месте, некогда и незачем ⏤ важны результаты. Тем более, что какую-то часть работы можно делать дистанционно. Штрафы могут быть применены для тех, кто систематически не выполняет план работы. Но и они почти не налагаются ⏤ скорее, встает вопрос о расставании с сотрудником. Сначала пытаемся помочь ему с организацией работы, и если это не помогает ⏤ проще расстаться, чем штрафовать и тратить на это ресурсы компании. Нам нужны веселые и радостные сотрудники, а не рабы на галерах. Люди, боящиеся штрафов, ⏤ плохие сотрудники».
Заключение
Соблюдение трудовой дисциплины должно быть частью корпоративной культуры и поддерживаться на всех уровнях, включая владельцев бизнеса ⏤ только тогда получится снизить количество опозданий. Поэтому для начала стоит избавиться от вредного убеждения, что начальство задерживается, а не опаздывает. Если вы сами склонны к опозданиям, вряд ли вам удастся заставить сотрудников приходить вовремя.
Важно бороться не с сотрудниками, а с опозданиями, чтобы избежать лишней конфронтации и проблем с лояльностью коллектива. Самый эффективный метод ⏤ устранение причин опозданий и создание условий для соблюдения трудовой дисциплины.
Прежде чем решать, как бороться с опозданиями сотрудников, можно провести анализ, чьи опоздания критичны, а чьи допустимы. Опоздание продавца или менеджера, который открывает магазин, негативно скажется на деле, а опоздание маркетолога не повлечет таких последствий.