Что ответить на критику
Как правильно реагировать на критику: 6 способов ответить с достоинством
Советы психологов, что стоит сделать перед тем, как ответить оппоненту, и как лучше всего реагировать на критику.
Здесь и далее фото pexels.com
Чего-чего, а дефицита в критиках в нашем современном мире нет. Кажется, что бы ты ни сделал и ни сказал, кому-то это обязательно придется не по нраву.
Но как воспринимать критику без драк и отделять полезные советы от зависти и троллинга? Именно об этом мы сегодня и поговорим.
1 Слушай, прежде чем говорить
Когда тебя критикуют, твоей первой реакцией, скорее всего, станет попытка защитить свои действия или убеждения. Но, пожалуйста, не бросайся сразу же в бой. Постарайся сначала внимательно послушать, что именно тебе говорит собеседник, прежде чем ему ответить.
Сделай глубокий вдох. Попытка начать говорить, не слушая, что именно тебе сказали, может обострить ситуацию. Если другой человек не чувствует, что его услышали, он может еще больше расстроиться, и это затруднит вашу коммуникацию.
Да, без сомнения, нужна стойкость, чтобы продолжать слушать то, что тебе не очень приятно. Но сделай это, чтобы до конца выслушать точку зрения оппонента и постараться ее понять.
Чем лучше ты представишь его позицию, тем убедительнее сможешь подобрать аргументы. И да, привычка давать собеседнику высказаться, не перебивая его, — отличительная черта сильных и воспитанных людей. Ты ведь один из них, не так ли?
2 Задавай вопросы
Когда придет время отвечать, начни с вопросов. Да, мы знаем, что легко перейти в этот момент в режим атаки, но, будь добр, не делай этого. Помни, что уточняющие вопросы помогают держаться подальше от сильных или конфронтационных формулировок и утверждений.
Профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон говорит: «Задавая искренние вопросы, мотивированные любопытством и заботой, вы показываете, что другие люди и их мнение важны». Задавай вопросы, чтобы прояснить ситуацию и убедиться в том, что ты правильно понял человека.
Попроси обратной связи ровным и спокойным голосом без истерических ноток и задай тон для цивилизованного и продуктивного диалога.
3 Опирайся на факты
В ситуациях, когда между двумя людьми возникают трения, полезно сосредоточиться на фактах. У каждой истории есть три стороны: твоя, сторона оппонента и то, что на самом деле произошло. Люди ценят стремление других быть объективными даже потому, что им самим трудно быть такими.
Поэтому еще раз повторимся, старайся сохранять спокойствие и придерживаться фактов. Но не будь жестким. Если оппонент признал свою неправоту, прими его извинения. Это поможет показать другому человеку, что тебя волнует то, что он чувствует и говорит, а не только твоя правота.
4 Общайся по телефону или лично, чтобы избежать недопонимания
Слова легко могут быть неверно истолкованы в электронном письме или сообщении. Бывает трудно подобрать правильный тон и четко передать свои намерения с помощью письменного слова, даже если ты используешь эмоджи.
Возьми трубку или поговори с человеком лично, чтобы он мог тебя слышать и видеть. То, как ты реагируешь, так же важно, как и то, что именно ты говоришь.
5 Поговори с третьей стороной, чтобы получить перспективу
Перспектива обычно приходит задним числом, но постарайся получить ее своевременно. Если у тебя есть возможность и ты чувствуешь себя комфортно, поделись ситуацией с коллегой, другом или членом семьи.
Этот третий человек может взглянуть на возникшие обстоятельства более объективно, чем ты. Он может задавать вопросы, которые заставят тебя по-другому оценить положение.
Перспектива способна сделать сценарий менее личным, позволит тебе реагировать более эффективно и подскажет, как правильно реагировать на критику в свой адрес.
6 Поразмышляй над ситуацией, которая привела к критике
В дополнение к тому, чтобы получить чью-то точку зрения на ситуацию, постарайся увидеть ее четче самостоятельно. Рассмотри свою позицию, мнение критика и аргументы третьей стороны. Возможно, ты сможешь определить то, что вызвало такую реакцию оппонента. Кстати, иногда чья-то критика не имеет к тебе никакого отношения.
Например, если незнакомец критикует тебя в социальных сетях, иногда лучше не отвечать. В других случаях не будь пренебрежителен и не думай, что это чья-то чужая проблема. Будь воспитанным человеком. Слушай. Задавай вопросы. Вежливо отвечай.
Как относиться к критикам: 5 главных правил
1. Научись отличать троллей от помощников
Как правильно реагировать на критику? В первую очередь, постарайся отделить зерна от плевел и понять, кто именно не одобряет твои поступки или позицию. Помни, что в некоторых случаях задача критика не заставить тебя поступать так, как хочет он, а попытаться помочь тебе.
Сделать это не всегда просто, поэтому подумай о компетентности, опыте и отношении к тебе того человека, который критикует что-то, сделанное или сказанное тобой. Возможно, после такого размышления тебе захочется не атаковать этого человека, а поблагодарить. Или проигнорировать. Результат будет целиком зависеть от твоей индивидуальной ситуации.
2. Признай тот факт, что люди разные
Да, это было, есть и будет так. Кто-то искренне верит, что синий цвет — самый лучший, другого он сильно бесит, а третий принимает его исключительно в сочетании с белым. И заметь, в приведенном выше примере глупо сказать, что один из них прав, а остальные нет.
Поэтому, прежде чем расстраиваться или злиться на критику, вспомни о том, что человек, давший тебе ее, отличается от тебя и имеет право быть другим. А ты, в свою очередь, не обязан жить по его принципам. В этом и весь фокус — мы свободные люди.
3. Взгляни на свою точку зрения еще раз
Хотя мы постоянно слышим, как важно защищать свои принципы и убеждения, правда в том, что они нередко меняются. И иногда — в хорошую и полезную для нас сторону.
Представим, что ты зависим от алкоголя, но отказываешься признать этот факт. И вот близкий человек начинает критиковать твой образ жизни, упоминая о чрезмерных затратах, проблемах на рабочем и личном фронте, которые у тебя появились из-за этой вредной привычки, и ты начинаешь сомневаться — может, ты и впрямь пьешь слишком много?
Когда аргументы собеседника звучат для тебя убедительно, не отказывайся от возможности поразмыслить о них под разными углами и подумать еще раз — а за то ли ты борешься?
Как правильно реагировать на критику?
«Ты молодец, сделал(а) все просто чудесно!» Хорошо бы слышать только такие слова. Но в реальности редкий день обходится без критики. Нам делают замечания на работе, дома, в транспорте, да где угодно. Поскольку критики не избежать, нужно научиться правильно реагировать на нее. В этой статье мы подробно разберем, как отвечать на критику в свой адрес.
Почему нас задевает критика?
Критика заставляет чувствовать, что наши старания не ценят, а нас самих считают хуже, чем мы есть. Это вызывает негативные эмоции – злость, обиду. Такая реакция заложена природой.
Но не стоит поддаваться эмоциям. Все мы знаем истории, когда одно замечание приводит к драке, семейному скандалу или увольнению с работы. Чтобы не попадать в неприятные ситуации, нужно знать, как правильно реагировать на критику в свой адрес. Более того, критика может быть очень полезной. Она может указать на объективные недочеты и поможет в дальнейшем не допускать этих ошибок.
Больше всего критика задевает перфекционистов и не очень уверенных в себе людей.
Люди, не очень уверенные в себе, могут негативно воспринимать замечания на свой счет. С одной стороны, заниженная самооценка стимулирует их двигаться вперед, развиваться. Но переживания из-за критики отнимают много душевных сил и могут тормозить развитие. Поэтому важно знать, как правильно реагировать на критику, чтобы она шла только на пользу и не выбивала из колеи.
Виды критики
Критика может быть справедливой, отчасти справедливой и несправедливой. Рассмотрим разные виды и далее разберем, как адекватно реагировать на критику на работе, дома и где угодно.
В тексте про дизайн интерьера были опечатки, будьте внимательнее. (Опечатки действительно были).
Критика обоснована – опечатки в тексте были.
У вас в текстах всегда куча опечаток. (Опечатки были в одном тексте, но в других не было).
Критика отчасти обоснована – в одном тексте действительно были опечатки. Но обобщение «всегда куча опечаток» не обосновано.
У вас в текстах всегда куча опечаток. (Опечаток не было).
Опечаток не было – критика ничем не обоснована.
Как понять, справедлива критика или нет?
Обобщения («вы плохой работник», «ты ничего не понимаешь»), переход на личности (критика не конкретного поступка, а вашей личности) – всегда несправедливы.
Как реагировать на справедливую критику?
Справедливая критика – это большая ценность. Именно она помогает вырасти как профессионал и как личность. Чтобы вынести из критики пользу, следуйте таким советам:
Не поддавайтесь эмоциям, даже если ваш собеседник кипятится. Аккуратно переводите разговор в конструктивное русло. Задавайте вопросы, предлагайте решение проблемы.
Пример 1.
Клиент: вы совершенно не разобрались в теме, когда писали текст!
Вы: пожалуйста, уточните, какие именно фактические ошибки есть в тексте? Я ориентировался на обзоры продукта, которые есть в открытых источниках. Возможно, в них отражены не все важные особенности продукта.
Клиент: продукт А не совместим с продуктом Б!
Вы: понял, исправлю эту информацию. Какие-то еще фактические ошибки встретились в тексте?
Клиент: вроде нет, но про совместимость нужно исправить.
Вы: да, в течение часа исправлю текст и вышлю вам.
Пояснение: клиент заметил одну ошибку, которая очень его расстроила. Возможно, реакция клиента не совсем адекватна. Но ошибка действительно есть. Ее нужно исправить.
Пример 2.
Клиент: вы сорвали все сроки. Как так можно, я же ждал работу раньше!
Вы: да, я прислал первую часть макетов на день позже. Но на дедлайн по всем макетам это не повлияет, к 20 сентября будут готовы. Можно разбить работу на более мелкие этапы. Например, следующие 5 макетов пришлю к 10-му числу.
Клиент: да, пришлите к 10-му!
Пояснение: вы сорвали дедлайн, это действительно проблема. Поскольку из разговора ясно, что клиент очень щепетильно относится к срокам сдачи проекта, предложите сдавать работу поэтапно, чтобы ему было спокойнее.
Как реагировать на несправедливую критику?
Здесь многое зависит от того, кто именно вас критикует и насколько важны вам отношения с этим человеком.
Рассмотрим разные варианты:
Пропустить мимо ушей. Особенно если это слова случайного прохожего или водителя в соседнем авто.
Как не обращать внимания на несправедливую критику?
Бывает, что кто-то постоянно к вам придирается без причины. В этом случае возможен такой вариант реагирования, как игнорирование. Например, используйте психологический прием «аквариум». Представьте, что вы находитесь за стеклом, и обидные слова оппонента до вас не долетают. Не вслушиваясь, кивайте, поддакивайте, и при этом продолжайте делать по-своему. Этот вариант подходит скорее для бытовых ситуаций.
Но есть более смелый и действенный прием. Спросите напрямую – «Почему вы постоянно делаете мне замечания?» Если цель критики человека – манипуляция (он хочет заставить вас чувствовать себя виноватым, некомпетентным) – таким вопросом вы раскроете манипуляцию, и в дальнейшем она станет невозможной.
Пример 1.
Клиент: текст надо переписать, он ужасен! Вы хоть сами его читали?
Вы: пожалуйста, уточните, что именно не устраивает в тексте?
Клиент: да все не устраивает!
Вы: посмотрите, пожалуйста, заголовок текста, если ли какие-то пожелания по нему?
Вы: первый абзац текста? В нем что-то нужно поправить?
Клиент: нет, не надо!
Вы: давайте посмотрим второй абзац, нужно ли здесь что-то отредактировать.
Клиент: ладно, оставьте так уже.
Пояснение: клиенту что-то не понравилось, но он не может сказать, что именно. Или у него просто плохое настроение. Или он не хотел оплачивать работу. Как бы то ни было, причину недовольства клиент сформулировать не может, значит, критику сложно назвать справедливой.
Пример 2.
Клиент: товарищ программист, халтурно работаете!
Вы: пожалуйста, уточните, что не устроило в работе? Все функции, прописанные в техническом задании, готовы и работают корректно.
Клиент: а где комментирование на сайте? Функции такой вообще нет!
Вы: добавления функции комментирования не было в техническом задании. Если она необходима, можно внедрить, по стоимости будет около Х рублей, займет ориентировочно неделю.
Пояснение: клиент просто не до конца разобрался в вашей работе. Такое часто бывает. Нужно пояснить (или напомнить), что входит в услугу, а что – нет.
Что нельзя делать в ответ на критику?
Как быстро успокоиться, если вас критикуют?
Чтобы научиться спокойно реагировать на критику, нужно в первую очередь уметь быстро брать себя в руки. Прежде чем что-то сказать или сделать:
Отвлекитесь любым способом, если есть такой шанс. Даже в офисе можно ненадолго покинуть кабинет.
Пусть даже самый суровый критикан, сам того не зная, станет вашим помощником. И даст вам возможность еще больше прокачаться в профессиональном и личностном плане.
Как воспринимать критику: 5 простых шагов
Определить источник критики
Первое, на чем стоит остановиться, получая критику, — ответить на вопрос, кем приходится вам человек, ее выражающий. Он важен для вас или просто мимо проходил? Самым правильным способом будет реагировать на критику тех людей, с которыми вас связывают прочные постоянные отношения, которые хорошо вас знают и дорожат вами — как работником, другом, партнером или приятелем — и в целом позитивно к вам настроены. Бессмысленно анализировать анонимные негативные комментарии в интернете, бытовое хамство полуслучайных людей и прохожих, мнение о вашей жизни дальних родственников и друзей друзей, чей жизненный опыт не вызывает у вас доверия.
Современное интернет-пространство устроено так, что любой человек может безнаказанно обидеть, оставить колкий комментарий, не задумываясь о чувствах других. И самым неправильным будет распаляться на такие огульные отрицательные замечания. Это точно не критика, а скорее бестактность или даже хамство. Критика, даже жесткая, всегда предполагает возможности для улучшения и потенциал роста. А какого роста можно добиться после комментария «никчемная профессия» или «уродливое лицо»? Такие замечания — показатель эмоционального состояния говорящего, а не критика, и уважающий вас человек никогда не будет разбрасываться такими жестокими формулировками.
Троллинг — это всегда троллинг, адекватной критики от чужих и равнодушных к вам людей ждать не стоит. Проходить мимо негативных замечаний от посторонних людей необходимо в первую очередь для собственного спокойствия — троллям все равно, на кого нападать, их интересует только собственный выброс негатива.
Когда источник критики установлен и вызывает у вас доверие, подумайте о том, в каких отношениях вы с человеком, который вас критикует, и как часто он это делает. В ситуации с работодателем критиковать вашу работу — его задача. Коллеги часто критикуют нас тогда, когда мы боремся за зону ответственности и пытаемся договориться об иерархии в кризисные рабочие моменты. Родители и старшие родственники часто критикуют нас иерархически и по привычке — еще с момента, когда учили нас завязывать шнурки. И работа с их критикой — это работа по установке личных границ. Партнеры и друзья через критику говорят о личных границах и сообщают пожелания в отношениях, настаивают на своих предпочтениях и нередко хотят нас изменить — здесь важно, чтобы критика никогда не перетекала в споры «кто виноват?» и попытки переложить ответственность друг на друга в сложных ситуациях. Источник критики нужно обязательно принимать во внимание для успешного выполнения следующего шага.
Отделить эмоциональное от рационального
Критиковать — это отдельное искусство деликатности и такта, которое не развито в отечественной публичной сфере. Этому не учат в школе и университете, еще реже конструктивной критике можно научиться на работе: многие люди на руководящих должностях злоупотребляют сложившейся иерархией и патологически неправильно общаются с людьми, которые от них зависят. Другие не умеют строить общение, кроме как в пассивно-агрессивной форме, которая противоречит идее конструктивной критики.
Главный навык для человека, получающего критику, — найти в замечании рациональное зерно и сконцентрироваться на нем, а не на эмоциональной оболочке. Это совсем не значит, что нужно игнорировать тон разговора и настроение собеседника, но важнее всего установить, что в его послании — факт, а что — отношение человека.
Далеко не все наши собеседники могут составить корректную фразу «Меня обижает, что ты часто опаздываешь», зато готовы давать резкие замечания о нашем поведении в бескомпромиссной и саркастичной форме: «Ты, как всегда, кстати». Обидеться на такое очень легко, если принимать эмоциональную часть послания на свой счет, но страдать от такой обиды будет чаще всего критикуемый. Поэтому если критика сообщается вам в эмоционально неприемлемой форме (крики, ругань, агрессивные нападки в присутствии посторонних, обидные замечания), обязательно проговорите это со второй стороной.
Не защищаться, а задавать вопросы
Два главных метода в общении с критиком — уточняющие вопросы и фиксация на деталях, они помогают разобрать часто с первого взгляда категоричное послание на составляющие, с которыми можно работать. «Ты сделал совершенно не так, как я говорил» — критика неподробная, которая не дает возможностей для роста, исправления ошибок и ничего не объясняет. В идеале же критика должна стать инструкцией — готовыми рекомендациями, направленными на результат, которые можно начинать воплощать прямо сейчас.
Помогите вашему собеседнику раскрыть неясную формулировку и дать общий комментарий, ведь вся критика нужна, чтобы что-то улучшить: рабочий результат, личные отношения, эмоциональный климат. Что можно было бы сделать иначе? Где начался сбой? Как достичь лучшего с такими ограниченными ресурсами? Как преодолеть следующий кризис быстрее? Все эти вопросы помогают перенести внимание с выяснения отношений на практическую сторону: как прямо сейчас можно исправить то, что уже случилось, и имеет ли это смысл. Подробными и наводящими вопросами мы переводим внимание с ошибки на методы ее исправления, а главное — на то, возможно ли исправить эту ошибку и как относиться к негативному результату, как не повторить его в следующий раз.
Очень часто нас критикуют не за реальную ситуацию, а в ответ на совершенно другие действия, и уточняющие вопросы помогают это прояснить. В близких отношениях критика мелочей нередко используется, чтобы получить эмоциональную разрядку. Часто бывает, что руководители не умеют объяснять задачу, а потом склонны винить сотрудников в самодеятельности. Если это рабочий разговор, всегда держите под рукой ручку и бумагу, задавая уточняющие вопросы и записывая замечания коллег и руководства. Концентрируйтесь на действиях, которые от вас ждут, и на деталях, которые помешали эффективному выполнению работы. Вместе обсуждайте, как преодолеть эту же проблему в следующий раз.
В момент такого двустороннего диалога не только уходит нервозность, но и может вскрыться системная менеджерская проблема: неэффективный расход времени, нереалистичные цели, неясность разделения функций и полномочий. Независимо от выбранного метода руководства, рабочий комментарий должен всегда быть направлен на улучшение рабочей ситуации, а не на коррекцию вашего характера, поведения и внешнего вида.
То же касается и личных отношений. В эмоциональном замечании «Почему я снова должна делать это одна?» есть запрос на помощь и участие, но постановка вопроса в виде претензии часто мешает нам это видеть. Как я могу тебе сейчас помочь? Чего ты от меня сейчас ждешь? Может быть, есть что-то еще, что тебя расстраивает? Это вопросы, которые помогают нам понять ожидания другого человека и сдвигают фокус с недовольства друг другом на диалог, где ответственность разделяется на двоих, а все дальнейшие действия становятся предметом общих договоренностей.
Обратить внимание на выбор слов и контекст критики
Мотивация критиковать нас может быть разная у каждого человека в зависимости от природы наших связей. Для коллег и начальства это логичная часть обратной связи, для родственников — возможность позаботиться, для детей — попытка обозначить свои границы. Каждый критик выберет свои формулировки и свою ситуацию для этого.
Попытайтесь донести до окружающих, что подвергать критике вашу работу или конкретную ситуацию всегда лучше в личном разговоре. Оценочные прилагательные — «поверхностный», «плоский», «примитивный», «неэффективный» — на деле всегда проигрывают рекомендациям и катастрофически понижают мотивацию меняться к лучшему. Короткие и обрывочные отзывы всегда хуже подробных — закладывайте время на встречах для обстоятельного критического разбора, особенно если работа трудная и вам необходим взгляд со стороны. Детальный анализ одного параграфа текста, одних переговоров, одной встречи, одной таблицы, одного разговора всегда дает больше практической пользы, чем общий коллективный разговор. Если вы слышите критику в свой адрес и хотите использовать ее себе во благо, вежливо настаивайте, чтобы она была подробной.
Помните также, что часто критиковать нашу работу могут люди (заказчики, коллеги, боссы), не имеющие никакого понимания, что им на самом деле нужно. Поэтому перед началом работы с новыми людьми или сложным заданием попросите подробный план, утвердите его предварительно и двигайтесь по нему без отклонений. Или попросите четкие референсы — понятный образец для подражания, на который легко равняться. Если в коллективе есть свод правил, апеллируйте к нему, защищая свою точку зрения.
Если же в личных отношениях не хватает каких-то базовых договоренностей о деньгах, свободном времени, общем досуге, воспитании детей, работе, распределении обязанностей, сексе, постоянная критика от партнера — сигнал того, что пора начать давно необходимый диалог. Подумайте о глубинных мотивах близких людей: непомытая тарелка, постоянно включенный телефон, длинный рабочий день, забытая покупка из списка никогда сами по себе не являются причинами для критики, тем более системной.
Выработать общий порядок действий
Бессмысленно критиковать то, что невозможно улучшить, или обесценивать другого человека согласно своим предпочтениям. «Тебе не идет короткая стрижка», «Почему ты говоришь так медленно?» и «У тебя нет математических способностей» — это не критика, а обидные замечания. Стрижка уже короткая (и она у другого человека, а не у вас и не обязана вам нравиться), человек разговаривает так, как разговаривает, а по мановению руки коллега не превратится из гуманитария в математика. Критикуя других, нужно всегда помнить о том, что есть вещи, которые критикуемый изменить не в состоянии.
Принимая же критику, нужно задумываться о том, за что вас критикуют: за конкретный результат или за вашу личность, внешность и взгляды. Отделите предпочтения других от того, что вам подвластно и что вы можете изменить. Звук вашего голоса, тип фигуры и способности — величина постоянная, и критика не должна основываться на них. Если вы учитесь, привыкайте задавать наставнику вопросы о том, что сделало бы вашу работу полной. Если работаете, придумайте действенную систему критики и поощрений, которая работает именно с вами. Если критика поступает от подчиненных и коллег, это часто сигнал того, что вам, несмотря на более высокое положение, есть в чем работать над собой, — и регулярным простым давлением ситуацию не решить. Не бойтесь использовать сказанное в ваш адрес как старт для личных изменений: в делегировании власти, переговорах, более понятных инструкциях для подчиненных. То, что многие люди зависят от вас, не означает, что вам никогда не надо меняться или не нужно идти им навстречу.
Золотое правило реакции на критику — не отвечать моментально — срабатывает и в случае горизонтальных, и в случае вертикальных отношений. Не отвечайте на рабочие письма первое, что приходит в голову, не критикуйте других на сильных эмоциях или в плохом настроении, старайтесь перенести критический разговор на удобное вам время, когда вы спокойны, а не тревожитесь. И помните, что критика никогда не может быть направлена в пустоту: исходя из нее, всегда можно учиться новому, найти новое решение или попробовать неочевидный метод в отношениях или работе.
Понимать, что ты уязвим, можешь ошибаться, но стремишься к лучшему — первый этап на пути принятия часто трудной и неудобной критики. Осознание уязвимости и неидеальности как раз и помогает перестроиться с постоянной обороны и самооправдания за недочеты на начало совместной работы с окружающими по улучшению своих действий. Ведь критика — это обратная связь и потраченное на сотрудничество с вами время, за которое в любом случае стоит быть благодарным, даже если отношения себя исчерпали. Если критика со стороны систематически расстраивает вас настолько, что рациональное зерно в ней не находится, а критический разбор раз за разом оставляет ощущение раздавленного достоинства — это хороший стартовый запрос, с которым можно работать в компании терапевта.