Что ответили русские татарам
В 1237г татары сказали русским- Сдавайтесь. Нас орда! Что ответили русские?
Если вы о жителях Маленького горда Козельска,которые долгое время сдерживали неприятельскую орду- то они на призыв сдаться гордо ответили- когда нас не будет тог всё ваше будет.
и не смотря на многочисленные попытки штурма- так и не сдались врагам.
На мой взгляд такой призыв можно отнести к национализму. Что значит русским стать татарами? Это значит стать мусульманами, соблюдать все обычаи татарского народа и говорить только по татарски. Это значит отказаться от своих корней, своей культуры, своих предков. По моему такой призыв враждебен и безнравственен. Вице-премьеру Татарстана наверное близка идеология фашистского руководства Украины.
Кстати, словами «писателя» больше всего были потрясены и обескуражены мусульманские муфтии.
– Есть понятие «антисемитизм», и обличенных в нем наказывают. Пора уже так же применять понятие «антиславизм» или «антитюркизм» по отношению к тем, кто насмехается над другими национальностями, – заметил муфтий, глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС Фарид-хазрат Салман. – В Священном писании сказано: «Не позволено насмехаться одному над другим». И это входит в учение ислама. С подобными воззрениями человек не имеет никакого морального права занимать должность лидера, чтобы крымскотатарская диаспора не потеряла свое лицо в России.
Пришлось немного повозиться и выяснить, что же это за «лидер». Как выяснилось, Эрнст Кудусов – «царь не настоящий». Ни офиса, ни телефона у «возглавляемого» им землячества нет. Также и почта, указанная на сайте «Москва-Крым», где Кудусов занимает должность главного редактора, оказалась фикцией.
А настоящий представитель крымскотатарской диаспоры (в Москве), вообще заявил, что Кудусов – самозванец и провокатор.
– Он не глава московского землячества крымских татар, нет такой организации просто, – заявил лидер московской общины крымских татар Мустафа Мухтеремов. – Ее зарегистрировали в 1994 году три человека, и после этого нужно было три раза перерегистрировать, никто этого не делал. Но до сих пор так его называют. Вот он и заявил под этой должностью кучу гадостей про русский народ. Он просто провокатор.
И действительно я к ним с большей настороженностью отношусь не скрываю, хоть и пытаюсь в себе это побороть
Навязанное стереотипное мышление
Лично на меня повлияло всё-таки всякие пословицы, поговорки про них, когда мой разум ещё был не достаточно окрепшим, например:
Да и чего скрывать у многих основные аргументы, если против то «он же татарин», значит злой, жадный, завистливый, жестокий. это есть в обществе чё тут скрывать, и даже побаиваются) это им должно льстить
Лично моё стереотипное мышление изменилось отчасти когда я на пляже увидел дружную компанию татар(взрослые и дети), которые распивали свои народные песни(хоть я смысла их не понимал, но чувствовался какой то позитив), отдых был пристойно-культурным и каким то сплоченным, я даже про себя подумал здорово(русские могли тоже чему то поучиться)
Без татар не было бы России: топ-10 событий татарского мира
Журналист KazanFirst Ильнур Ярхамов вспоминает, как в уходящем году переживали за поправки в Конституцию России, боролись с коронавирусом, смотрели и ругались на сериал «Зулейха открывает глаза», а затем начали готовиться к Всероссийской переписи населения.
Татары и поправки в Конституцию России
Президент России Владимир Путин в январе прошлого года предложил ряд поправок, дополнений и новшеств в Конституцию Российской Федерации. Чтобы проработать реформу, создали специальную рабочую группу. От Татарстана туда вошёл председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин и специалист по конституционному и административному праву, доцент КФУ Евгений Султанов. Увы, но авторитетному политическому практику и ученому-правоведу компанию в рабочей группе составили танцоры, музыканты, спортсмены, актёры.
Член рабочей группы и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский предложил несколько поправок в 68-ую статью Конституции:
Предложения Пиотровского не совсем понял Фарид Мухаметшин, попросив его быть четче в формулировках. Председатель Госсовета на встрече рабочей группы рассказал Путину, что учителя родных языков опасаются, будет ли возможность у татар, чувашей и удмуртов изучать свои родные языки? Президент заверил, что новые поправки Пиотровского гарантируют такую возможность и волноваться не о чем.
13 марта депутаты парламента Татарстана рассмотрели поправки, которые вносятся в Конституцию России. В целом, Госсовет поддержал изменения. За поправки проголосовали 78 депутатов. 7 депутатов воздержались. А татарский писатель и народный избранник Ркаил Зайдулла был единственным, кто проголосовал против.
Депутаты Госсовета, и в первую очередь депутаты от «Единой России» выразили, что поправки они поддерживают. Но грядущие изменения в основной закон страны у них вызывают «конституционные страхи».
Вклад татар в борьбу с коронавирусом
38-летний Ринат Максютов возглавляет научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в Новосибирске. Пост руководителя он занял осенью 2016 года. До этого он был заведующим лаборатории диагностики и репозитария ДНК вируса натуральной оспы.
Молодой ученый автор и соавтор более 70 научных работ, в том числе 10 патентов в России. До своего назначения он был заместителем директора «Вектор» по научной работе.
Чем же важен для нас сегодня этот научный центр «Вектор»? Как только в мире стали появляться первые сведения о коронавирусе Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения определило центр «Вектор» как одну из референс-лабораторий в борьбе с болезнью.
Таких лабораторий в Европе на сегодня только шесть. Они есть в Германии, Нидерландах, Великобритании и во Франции. Шестая в России — научный центр «Вектор».
Статус референс-лаборатории позволяет «Вектору» Всемирной организации здравоохранения предлагать текущие рекомендации.
Молодой ученый родился в Татарстане. В Ульяновске отучился в Государственной сельскохозяйственной академии. С юности брал призовые места на биологических олимпиадах.
Затем направился работать в исследовательский центр вирусологии и микробиологии во Владимирской области. Иматдинов защитил диссертацию, посвященную вирусу лихорадки долины Рифт в Африке. Своё исследование он подготовил тогда, когда ему было всего 24 года.
Сериал «Зулейха открывает глаза»
В целом татарская интеллигенция многосерийный фильм, который транслировали на канале «Россия» в середине апреля 2020 года, восприняла критически. Таковым мнение было после первых просмотренных серий. Татарская публика и так была возмущена книгой Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», а тут замаячила перспектива, что всё из книги будет воплощено на экране и показано на всю страну.
Но татарскую аудиторию ждал сюрприз, концовка сериала была существенно изменена, переработана, стала менее провокационной. Отношение к сериалу у некоторой части аудитории соответственно тоже поменялось.
Явное недовольство показанным сериалом демонстрировал руководитель автономии татар Москвы Фарит Фарисов. Он показанный сериал поставил в один ряд с сериалом «Золотая Орда».
Тем временем «Зулейха» стала одним из самых популярных сериалов 2020 года.
Во время трансляции средняя доля совершеннолетней аудитории составила 21,1% при рекордном среднем рейтинге в 7,4%. В день премьеры первый эпизод проекта показал лучший старт среди всех сериалов. Его средняя доля была 21,4% при рейтинге 7,9%.
Дискуссия с башкирами, ногайцами, сибирскими татарами
В преддверии переписи населения в соцсетях и в СМИ активизировалась острая полемика между татарами и группами общественников и экспертов, которые поддерживают локальные этногеографические проекты, ставящие под сомнение единство татарской нации.
Подобным этногеографическим проектом являются общественники и активисты «юртовские ногайцы» в Астраханской области. Их тезисы сводятся к тому, чтобы в предстоящей переписи в России юртовцы записывались именно как ногайцы, а не татары. Их юртовский диалект татарского языка объявляется диалектом ногайского языка. Хотя на слух для татароязычного человека практически ни чем не отличается от татарского литературного языка. Похожим проектом является внедрение искусственного «северо-западного диалекта» башкирского языка, которые якобы распространён среди жителей Северо-Запада Башкортостана. Хотя на самом деле речь идёт о татарском языке. В тоже время со стороны башкирских политтехнологов идёт пропагандистская работа среди татарского населения Северо-Запада Башкирии, что они якобы на самом деле принадлежат башкирским племенам и родам, поэтому их настоящая этническая идентичность не татары, а башкиры.
Точно такие же действия предпринимаются по отношению к татарам Сибири. Так же заявляется об их особом этногенезе, не имеющим никакой связи с этногенезом у татар Волго-Уралья, пропагандируется их искусственно сконструированный сибирскотатарский диалект, который на самом деле является самостоятельным языком.
100-летие празднование ТАССР
В прошедшем году Татарстан праздновал сто лет со дня своего образования в далёком 1920 году, когда 27 мая Декрет об образовании ТАССР, подписанный Владимиром Лениным, Михаилом Калининым и Авелем Енукидзе.
К сожалению, пандемия сильно подкорректировала культурно-массовые мероприятия по празднованию 100-летия образования ТАССР. Знаковым стала специальная сессия Госсовета Татарстана, проведенная 27 мая, где с трибуны председатель Госсовета Фарид Мухаметшин выступил с докладом, как республика проходила через непростые и переломные исторические периоды на протяжении века. Председатель Госсовета совершил небольшой экскурс в столетнюю историю. Республика вместе со страной пережила сложнейшие годы первых пятилеток, репрессии конца 1930-х годов, Великую Отечественную войну, перестройку и распад СССР.
Мухаметшин рассказал о некоторых важных моментах, которые были запечатлены в Декрете об образовании ТАССР.
Ещё в самом начале образования ТАССР лидеры молодого региона поднимали перед федеральным центром вопрос о повышении статуса автономий, уравнивании их с союзными республиками. Здесь Мухаметшин вспоминает выступления Мирсаида Султан-Галиева в Наркомнаце РСФСР в начале 1920-х годов. А затем отмечает, что в 1923-1924 годах случился разгром сторонников Султан-Галиева. Поэтому все те немногие завоевания, что были в сфере национальной политики в ТАССР, были фактически свернуты.
Но самым эмоционально-притягательными были слова ведущего Кирилла Клеймёнова перед репортажем о праздновании «100-летия ТАССР» в Казани на «Первом канале».
Руководитель парламента Мухаметшин на сессии Госсовета напомнил, что в 2020 году также круглый юбилей Декларации о государственном суверенитете. Документу и всем сопутствующим ему событиям исполняется 30 лет.
Едва не закрывшийся Институт истории имени Марджани
Татарский мир пристально наблюдал за событиями, связанными с институтом истории имени Шигабутдина Марджани. Сегодня можно выдохнуть, организация будет жить и дальше. Никакое закрытие институту больше не грозит.
Напомним, что был подготовлен проект, что институт истории вернётся в состав Академии наук Татарстана, где он был ещё 6 лет назад. Возвращение должно было сопровождаться слиянием с институтом археологии имени Альфреда Халикова.
Петицию в поддержку института истории на сегодня подписали более 1800 человек. В поддержку института истории выступила член-коррепондент РАН и ученый-тюрколог Анна Дыбо. Поддержал главный научный сотрудник Института российской истории РАН Вадим Трепавлов, всемирно известный астрофизик Рашид Сюняев.
Говорят, что общее число ученых, подписавших письмо достигает 90 человек. География тех, кому небезразлична судьба института поражает. Это и Европа, и США и страны СНГ.
Экспертный клуб «Татарский квадрат»
Участники экспертного клуба «Татарский квадрат» подвели итоги цикла семинаров, посвященных татарской нации, общественно-политическим процессам в Татарстане и среди татар в XX веке, процессам нациостроительства татар и нынешнему положению народа в XXI веке.
В рамках проекта «Татары мира» были опубликованы видеоматериалы с заседаний клуба «Татарский квадрта» посвящённые проблематике «советская татарская нация», «татарская постнация», татары и сталинская коллективизация, Татарстан и татары на рубеже 80-90ых годов и при Путине.
«Татарский квадрат» является своеобразным ответом на запрос татар в помощи отстаивать свою этническую идентичность в России, за пределами республики.
Комиссия по татарскому языку
Публично идея о создании такой комиссии была озвучена на высоком республиканском уровне Госсоветником Татарстана Минтимером Шаймиевым. Это было ещё в марте этого года, когда парламент обсуждал поправки в Конституцию России.
Вице-спикер Марат Ахметов возглавил комиссию по татарскому языку. Что он думает? Какие у него планы? Какие у него мысли по поводу татарского языка и его будущего?
В первую очередь Марат Ахметов заявляет, что нужно перебороть потребительское отношение к языку. Знание человеком своего родного языка должно считаться его духовным преимуществом. В тоже время он признаётся, что значительная часть татар уже в своём общении перешла на русский язык. Сама комиссия должна будет минимум два раза в год проводить официальные заседания и выездные рабочие встречи в районах Татарстана.
В соцсетях и на страницах некоторых СМИ уже прозвучали упрёки, что в эту комиссию в основном вошли чиновники и представитель науки и татарской интеллигенции далеко немолодого возраста.
Марат Ахметов пообещал, что комиссия по татарскому языку будет привлекать молодых и одарённых людей к своей работе. Также он говорит об изменении методики преподавания татарского языка, что нужно усилить речевую, литературную составляющую. При этом упрощать грамматику.
Статья Минниханов о татарах
Президент отмечает, что конкретные недоброжелатели по отношению к татарскому народу ему известны.
В целом, программная статья стала идеологической предтечей к принятой в этом году Стратегии татарского народа.
Принятие Стратегии
Обратим внимание, что ранее и глава Нацсобрания Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев, и другие активные разработчики во время общественных дискуссий заявляли, что готовят документ, который называется Стратегия развития татарского народа.
Принятый же документ называется «Татары: стратегия действия».
Почему вдруг решили отказаться от «развития» и оставили только «действия»? Можно предположить. Если поднять все многочисленные письма, обращения и статьи татар со всего мира, которые направлялись в Казань (и их еще недавно легко было найти на сайте ВКТ, а некоторые есть до сих пор), то обнаруживается, что они по большей части состоят из пожеланий или призывав что-то сделать, действовать. Отсюда у разработчиков Стратегии, видимо, и появился этот неожиданный с точки зрения высокой концентрации смысла текст. Сложно не согласиться, что татарам действия нужны в первую очередь.
Стратегия получилась таким своеобразным манифестом. Наверняка у многих уже есть своё отношение к этому документу. Кто-то может его критиковать, считать, что какие-то моменты, упомянутые в документе, он знает лучше. Люди имеют полное право на то, что у них было своё, личное отношение к этому документу.
Но прежде чем критиковать документ, я ответил для себя на несколько вопросов.
Во-первых, согласен ли я с ответом на главный вопрос Стратегии – кто он, современный татарин? Что значит быть татарином? Я – да.
Возможно, уверенное «да» на отдельные из пунктов скажет не каждый – все люди разные. Разделять ценности, гордиться богатым культурным наследием, стремиться к образованию и прогрессу, быть патриотом своей Родины, стремиться к достижению своей цели… С чем вы лично не согласитесь?
Мы же обратим внимание, что в тексте Стратегии каждый татарин может найти что-то для себя. Мы, например, заметили некоторые моменты, которыми могут вооружиться татарские активисты в разных регионах России, да и вообще те, кому небезразлична судьба своего народа.
Во-первых, акцент только на локальные татарские идентичности неизбежно ведёт к растворению в доминирующих культурах. А как мы понимаем, такая проблема есть. Все-таки формула «сила – в единстве» имеет определенную и вполне практичную логику.
Во-вторых, в документе однозначно говорится, что нельзя представлять ошибочным существование национально-территориальных образований. Здесь, видимо, имеются в виду и татарские общественные организации и автономии, и вообще национальные регионы. В документе делается предостережение, что не стоит ударяться в политику. Нужно решить для себя, что важнее – программные лозунги и хайп или действия.
В-третьих, Стратегия призывает татар избавиться от конформизма, равнодушия, стремления «плыть по течению».
В-четвёртых, единство татар не зависит только места проживания, владениям татарским языком, имущественным и должностным положением, отношением к религии, принадлежностью к конфессиям и убеждениям.
«Аульная культура»: на самом деле русским не хватает своей деревни
Политика Российской империи привела к противоположным последствиям для русской и татарской деревни
Слова об «аульской культуре» татар, оброненные одним из университетских преподавателей, задели многих. Хотя сам преподаватель уже извинился, обсуждение эпизода продолжается в социальных сетях. Общественно-политическая ситуация в Татарстане и без того накалена спором вокруг преподавания татарского языка. Любая «мелочь» усугубляет конфликт все сильнее и сильнее. «Реальное время» уже публиковало текст нашего колумниста с критикой тезиса о деревенском характере татарской культуры. Сегодня наш обозреватель делает экскурс в социальную историю русских и татар, чтобы понять происхождение бытующего стереотипа.
Чем могут обидеть друг друга два городских народа с крестьянским прошлым
В России сложно кого-то оскорбить указанием на его деревенское происхождение. На 1914 год в европейской части страны сельское население составляло 85,6%, а городское 14,4%. Учитывая, что в период Гражданской войны на городское население пришлась основная доля эмигрантов, а оставшиеся горожане спасались в деревне от голода и холода, у нас сложно найти людей, чьи прадеды и прабабушки вообще никак не причастны к сельской жизни.
Хотя доля татар в населении Казани до революции оставалась невелика, татары были самым урбанизированным из нерусских народов Поволжья, Урала и Сибири. Крупные торгово-ремесленные татарские слободы находились во множестве городов. Их воздействие распространялось на все сельское население. С конца XIX века все больше татар работало в современном фабрично-заводском производстве, пополняя ряды нарождающегося российского пролетариата.
Советская индустриализация окончательно выровняла соотношение татар и русских в городах Татарстана. Почему же на уровне стереотипов постулат о «сельском характере татарской культуры» оказался так живуч? Ладно, если одни этим пытаются обидеть, но ведь и те, кому адресовано послание, обижаются. В самой татарской аудитории часто говорится, что татарам не хватает «современной городской культуры». За несоответствие этому стандарту качества критикуется татарская эстрада и другие явления.
На одном краю пропасти оказался европеизированный мир дворянских усадеб и привилегированных городских слоев. С другого края был несчастный мужик в своей крепостной беспросветности. Фото diletant.media
К началу XX века русская деревня стала проблемой для всех
Несмотря на урбанизацию, деревня значит для татар куда больше, чем для русских. И этому есть исторические объяснения. Действительно, Иван Грозный уничтожил последние очаги татарской городской культуры, захватив Казань и Астрахань (Крым развивался отдельно). До Грозного Тамерлан разрушил большинство золотоордынских городов на Волге. Но эта история не исчерпывается перечнем татарских национальных трагедий. Русские разговоры об «аульности» татар — это обратная сторона других русских разговоров о том, что свою деревню русский народ потерял, что старые дома пустуют, новые не строятся, сельскохозяйственные земли вновь зарастают сорняком и лесом. Территория, протяженностью которой так гордились, уходит сама.
Русские вышли абсолютными победителями в войне за наследие Золотой Орды. Построили одну из самых больших империй в истории человечества. Однако всему этому была цена. Заплатила ее русская деревня, обращенная в крепостное состояние, и крестьяне, доведенные до состояния рабов. Решающим моментом стали экстремальные реформы Петра I, когда русское общество разорвали между двумя полюсами. На одном краю пропасти оказался европеизированный мир дворянских усадеб и привилегированных городских слоев. С другого края был несчастный мужик в своей крепостной беспросветности.
За века крепостничества русская деревня стала настоящей проблемой. Все государственные и общественные институты поздней Российской империи относились к ней так, словно это больной человек, у которого вот-вот случится обострение недуга. Государственная власть пыталась решить вопрос малоземелья, нараставший вместе с ростом населения. Церковь пыталась вдохнуть новую жизнь в православный приход, где духовенство давно стало кастой исполнителей обрядов, а нравственное воздействие на народ было скорее исключением. Интеллигенция переживала по поводу невежества крестьянских масс.
Политика Петра I привела татар к парадоксальным результатам
Совершенно к другим результатам за XVIII—XIX века пришла татарская деревня. Она тоже испытывала прессинг со стороны государства и успела обрасти множеством хозяйственных проблем. Но ее статус цитадели национальной культуры не подвергался сомнению. Татарское общество оказалось более солидарным и не знало такого разрыва между элитой и простыми людьми.
Совершенно к другим результатам за XVIII—XIX века пришла татарская деревня
В первые века после завоевания Казанского ханства сохранялась социальная группа служилых татар, которая могла претендовать на привилегированный статус. Недаром в документах XVI—XVII веков разные группы населения татарской деревни назвались разными терминами, созвучными названиям современных народов. Население, обязанное нести службу, носило название «татар». Податное население, платившее налог ясак, называлось «чувашами». Однако русское правительство не стремилось усиливать прослойку местных феодалов, поэтому ясачные люди не принадлежали служилым в качестве крепостных. По подсчетам историка социальных отношений в Поволжье Евгения Ивановича Чернышева (1894—1979), в 1646 году свои крестьяне были только у 27,7% татарских помещиков Казанского уезда и у 24,1% служилых татар Свияжского уезда. «И служилые, и ясачные татары давление крепостного права больше ощущали со стороны государства, чем в отношениях между собой», — писал Чернышев.
Еще меньше стало расслоение татар после Петровских реформ. В ходе политики по укрупнению сословий множество мелких служилых людей (и в том числе татар) не попали в число привилегированного «шляхетства» (термин «дворянство» станет использоваться чуть позже). Они стали государственными крестьянами. Парадоксальным образом сработал царский указ 3 ноября 1713 года, запрещавший помещикам-мусульманам владеть православными крепостными. Власти на местах трактовали его, как запрет татарским князьям и мурзам владеть землей вообще. Сословие служилых татар покидает историческую арену, а выходцы из него пополняют ряды купечества и ученого мусульманского духовенства. Восстановление прав татарского дворянства при Екатерине II сыграло скорее символическое значение и не изменило ситуации в корне.
Довершили процесс попытки массовой христианизации татар при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Из этого испытания татарская деревня вышла сплоченным самоуправляющимся обществом, со своей интеллектуальной элитой, и единой культурой, которая объединяла всех: от бедного батрака до имама, учившегося в Бухаре.
Почему марийки предпочитали татарское платье русскому
Русским катастрофически не хватало полутонов между блеском высшего общества и неприглядностью помещичьей деревни. То есть со средним классом в нашей стране не заладилось уже очень давно. Были, конечно, по всей стране рассеяны старообрядцы. Как и татары, они жили параллельной жизнью с остальной страной, имели параллельную интеллектуальную элиту и культуру, пронизывающую все общество. Но за это их и преследовало государство. Где-то далеко на южных рубежах империи и в Сибири были казаки, сочетавшие личную свободу и самоуправление с земледельческим трудом. На севере были поморы. Центр страны оставался помещичьим или крепостным.
Когда в 90-е годы стали вспоминать Россию, которую мы потеряли, бестселлером стал роман Ивана Шмелева «Лето Господне», где описывается жизнь мещанско-купеческой Москвы глазами маленького мальчика. Но и этот мир простых горожан, сохранявших национальные традиции в относительно комфортной среде, оказался зажатым между двумя крайностями русской жизни. В Первую русскую революцию 1905—1907 годов городской средний класс в массе поддержал монархические организации. Лавочники из Черной сотни стали объектом насмешек со стороны прогрессивной интеллигенции. В следующих двух революциях судьбу страны решали совсем другие силы, а слово «слобода», означающее малоэтажную городскую Русь, многие так и употребляют в уничижительном смысле. «Лето Господне» писалось в эмиграции как реквием по несостоявшейся России.
Тюркские богачки одеваются в общем одинаково с бедными женщинами и только совершенствуют сложившиеся формы
Наличие болезненного разрыва в русской среде и отсутствие такого у татар, явственно чувствовали соседи двух народов — волжские финно-угры. В XIX веке они еще не мыслили культурологическими категориями, но этнограф Иван Николаевич Смирнов (1856—1904) заметил, что марийские модницы интуитивно предпочитали татарское платье русскому. «Русский женский костюм не может соперничать с тюркским по силе влияния. Импонируют, вызывают подражание всегда идеальные, лучшие образцы данного костюма, такие образцы, в которых участвует и богатство, и вкус. Тюркские богачки одеваются в общем одинаково с бедными женщинами и только совершенствуют сложившиеся формы. У русских богатые женщины уже больше столетия покинули национальный костюм, а в костюме бедных женщин впечатление от формы стирается впечатлением от неблестящего обыкновенного материала», — писал Смирнов.
Трудный выбор между татарской эстрадой и русским шансоном
Неудивительно, что когда настала пора миллионам бывших крестьян переселяться в города, русские быстрее утратили связь со своей деревенской почвой. Из страны изб Россия превратилась в страну панельных многоэтажек. Новая жизнь принесла новые радости и горести. Тосковать о прошлом — удел любителей. Старые деревенские песни заменил репертуар советских композиторов и поэтов, писавших в народном стиле о том, как течет река Волга. Сейчас на эту нишу претендует русский шансон, сплавленный из мелодий блатной Одессы и упрощенной бардовской поэзии. Даже если захочется горожанину спеть что-то из народного, скорее всего, это будет песня про казаков с Терека и Дона, а не про Кострому, Нижний Новгород и Смоленск.
Татары, перебравшись в большие города, сохранили крепкий тыл на селе. И хотя некоторые комплексуют по этому поводу, никому и в голову не придет отрицать, что именно благодаря родным аулам татарский народ успешно пережил много трудных испытаний.
Как быть русским? На этот счет существуют разные мнения. Можно принять себя как городской народ, где национальная культура — это культура элиты (Пушкина, Чайковского, Кандинского). Можно заново переоткрывать родную народную традицию и делать ее актуальной современными средствами. Между этими позициями уже идет и будет продолжаться полемика. Но отсутствие «своего аула» у русских — это болезненный факт национальной психологии, который требует реакции. Возможно, не имея внятного ответа, некоторые начинают испытывать чувство зависти к соседям, у которых аул есть.