Что отвергает пушкин в поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина
Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.
Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас
Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.
Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.
Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.
Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что
…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.
Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит
Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.
В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но
…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.
Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.
Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.
Конспект урока литературы в 9 классе «Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина»
Урок литературы в 9 классе
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
Цели : проследить развитие сквозной темы европейской поэзии в творчестве
А.С.Пушкина, отметить философский аспект в её реализации;
развивать навыки чтения и анализа поэтического текста;
воспитывать читательскую культуру школьников.
Оборудование : презентация к уроку, тексты стихотворений, карточки с заданиями для групп А, Б, В, Г, Д, учебник.
Такова тема нашего урока сегодня. Мы не только проследим её развитие, но и продолжим формировать навыки литературного анализа, выразительного чтения, будем учиться понимать образный язык Пушкина. (Запись в тетрадях темы и эпиграфов)
( Диалогическая форма стихотворения передает конфликтность точек зрения книгопродавца и поэта на вопросы искусства. Мы встречаемся с образом поэта – романтика, который предъявляет высокие требования к искусству, говорит о бескорыстности своего творчества., а книгопродавец привык всё обращать в пучок «наличных ассигнаций».)
— Какие три аспекта творчества отвергает поэт, почему?
— Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения?
( Три аспекта творчества отвергает поэт:
1) ради денег;
2) ради славы;
3) ради женщины.
Разочаровавшись в своем творчестве (ни толпа, ни возлюбленная не в состоянии его постичь), поэт выбирает свободу.)
Но чтобы быть свободным, надо продавать свой труд:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Так оказались связаны свобода и зависимость от публики.
— Какие требования предъявляет время?
Наш век – торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава? – Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
— Но если поэт согласится с требованиями жестокого времени?
(Поэт перестанет быть собой. )
— Что становится воплощением этого?
(Вторжение прозы в финальную реплику стихотворения:
“ Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся”.)
Учитель: Только человеческими силами невозможно защитить поэзию от наступления жестокой людской пошлости, и потому поиск высшей защиты для творческой свободы искусства и приводит к появлению философских мотивов в стихотворениях Пушкина о поэте и поэзии.
Б) Стихотворение «Поэт» (1827) (чтение наизусть подготовленным учеником).
— Как построено стихотворение? (2 части)
— Как сказывается различие двух частей, их контраст при чтении? (Поэт в 1 части ничем не выделяется из толпы людей: те же «суетные заботы», «малодушие», «хладный сон» сердца в 1 части, НО во 2 части «божественный глагол» пробуждает в поэте и гордый дух, и понимание своего предназначения. Поэт бежит от «забав мира» в мир вдохновения, чтобы поэзией поднимать и человеческие души на «божественную» высоту)
— Сравните рифму в 1 и 2 частях (Перекрёстная сменилась опоясывающей).
— Какова роль союзов в начале каждой части? ( ПОКА – это временное состояние поэта; НО — любимый союз А.Пушкина, после него начинается настоящее преображение поэта).
— На что обречён поэт даром Божьим? («Дикий и суровый», он бежит «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы», чтобы творить в уединении, превратить «звуки и смятение» сердца в понятные человеку стихи).
— Это дар или испытание? (И то, и другое, но поэт не выбирает, это его избрал Бог будить и возвышать словом души людей).
В) Стихотворение «Пророк»(1826) (чтение наизусть подготовленным учеником).
— Почему именно на этого человека пал выбор? ( Он был “духовной жаждою томим”, не удовлетворялся лишь благами материального мира. “Перепутье”, где его встретил Серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.)
— В чем особенность построения стихотворения? (Линейная композиция, сюжетность, использование анафоры как этапов превращения поэта в пророка).
— Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения? (В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека, язык и сердце. И миссия ангела – преобразовать тело будущего пророка. Операция эта к концу становится все более мучительной и кровавой: если к глазам он прикасается “перстами легкими как сон”, то для того, чтобы вынуть сердце, он мечом рассекает грудь.)
— Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения? ( Глаза будущего пророка стали “вещими” и стали похожи на глаза “испуганной орлицы”: слишком многое они увидели. И слышать он стал то, что недоступно для человеческого слуха: из высот, глубин, далей приходят к нему звуки:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Грешный язык (и “празднословный и лукавый”) заменен жалом мудрой змеи – беспощадная истина отныне будет вещаться этим языком. Человеческое сердце тоже, оказывается, не годится для выполнения новой миссии: слишком нежное, “трепетное”. Вместо него в грудь водвинут “угль, пылающий огнем”. Жар и свет этого сердца необходимы новому преображенному существу для смелого провозглашения своих пророчеств, высоту и силу которым придает воля Бога:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
— Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар? (стихотворение называется не “Поэт”, а “Пророк”.) ( Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Пророк “поправляет” мир – поэт отражает мир. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова (может быть тогда, когда он становится боговдохновенным?) Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе.)
Г) Стихотворение «Поэту» (1830) (чтение наизусть подготовленным учеником). В сонете “Поэту” (1830г.) Пушкин, называя поэта “царем” (именно как царь, поэт должен жить один и ни от кого не зависеть), не только провозглашает свободу поэта (“дорогою свободной”), но и вводит существенное ограничение этой свободы:
… Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
— В чем видит поэт истинное призвание поэзии?
— Автор снова рисует романтическое двоемирие. Сравните лексику, изображающую мир толпы и мир поэта («Минутный шум», «суд глупца», «толпа холодная» И «свободный ум», «плоды любимых дум», «подвиг благородный»).
— Так кто или что является мерилом художественной ценности творения? (Сам поэт – ведь он избранник Божий. Так стихотворение «Поэту» идейно продолжает мысли «Пророка».
Д) Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (чтение наизусть подготовленным учеником). В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 г. написано его знаменитое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое принято называть просто “Памятником”.
— Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы? ( У Пушкина в трактовке своей поэзии как памятника были блестящие предшественники: это древнеримский поэт Гораций, эпиграфом из которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.)
— Что имеется в виду? ( Независимость и свобода свойственны пушкинской поэзии.)
— Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?
Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию – “заветная лира”. В этом имени – задушевность и любовь.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
— В чем видит Пушкин главную причину своей долгой жизни в народе, источник его любви? 1) В добре (“чувствах добрых”), которое пробуждает его поэзия. Добро – это абсолютное качество великой поэзии. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку “Звуки новые для песен я обрел”, более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравственной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой источник своей посмертной славы.
— Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете его смысл? ( В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмыслие, надо быть послушным “веленью Божию” и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.)
5. Домашнее задание: 1) прочитать стихотворения А.Пушкина «На холмах Грузии…», «К***», «Я вас любил…», 2) выучить наизусть «На холмах Грузии…», подготовить историю его создания; 4) проследить развитие чувства любви в поэзии Пушкина.
1 группа Приложение
“ Разговор книгопродавца с поэтом”(1824)
1. Стихотворение написано в форме диалога. Чем объясняется этот выбор?
2. Какие три аспекта творчества отвергает поэт, почему?
3. Какой ответ является содержательной кульминацией стихотворения?
4. Какие требования предъявляет время?
5. Но что случится, если поэт согласиться с требованиями жестокого времени?
1. Как построено стихотворение?
2. Как сказывается различие двух частей, их контраст при чтении?
3. Сравните рифму в 1 и 2 частях .
4. Какова роль союзов в начале каждой части?
5. На что обречён поэт даром Божьим? Это дар или испытание?
1. Почему именно на этого человека пал выбор?
2. В чем особенность построения стихотворения?
3. Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения? Как это, по-вашему, обусловлено идейным смыслом стихотворения?
4. Что происходит с органами чувств и телом человека в момент преображения?
5. Кого же представил Пушкин в своем герое: далекого библейского пророка или поэта, принявшего пророческий дар?
1. Определите жанр стихотворения.
2. Почему автор называет поэта царём?
3. В чем видит поэт истинное призвание поэзии?
4. Сравните лексику, изображающую мир толпы и мир поэта.
5. Так кто или что является мерилом художественной ценности творения?
5 группа Стихотворение
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
1. Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы?
2. С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник?
3. Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?
4. В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии?
«Назначение поэзии и образ поэта в лирике Пушкина»
Семья поэта
В семье Пушкиных было большое количество талантливых людей. Василий Львович, приходившийся поэту дядей, прекрасно слагал стихи, благодаря чему приобрел известность в широких кругах. Отец, Сергей Львович, превосходно владел французским языком.
В доме всегда было много гостей, и во время долгих вечеров отец Пушкина читал публике собственные стихи на французском. Однако к воспитанию детей родители Александра подходили с меньшим энтузиазмом. Маленький Пушкин большую часть детства провел под опекой воспитателей, крепостного дядьки Никиты Козлова, а также любимой няни — Арины Родионовны. Образы людей, с которыми поэт жил столько времени, впоследствии стали прототипами множества героев его произведений. Арина Родионовна оказала большое влияние на формирование личности Александра Сергеевича, поспособствовала поэтичности восприятия окружающего мира. Из ее уст маленький Пушкин услышал большое количество интереснейших фольклорных образцов. В дальнейшем они легли в основу некоторых его произведений.
Сказки Пушкина носят отпечаток рассказов, услышанных в детстве от Арины Родионовны. Впоследствии они приобрели большую популярность как у детей, так и у взрослых. Сказки Пушкина переведены на другие языки и изданы в разных странах мира.
Студенческий период
Информация о Пушкине включает в себя важный раздел о жизни поэта в лицее. Осенью 1811 года Александр Сергеевич начал обучение в Царскосельском лицее. Творческая атмосфера помогала поэту развивать свой талант. Уже в 1814 году «Вестник Европы» публикует сатирическое стихотворение «К другу стихотворцу», автором которого стал юный Пушкин. Через несколько месяцев читатели знакомятся со вторым произведением Александра Сергеевича, обеспечившим громкий триумф, – «Воспоминания в Царском селе».
Среди друзей поэт славился начитанностью, поразительной осведомленностью в различных аспектах русской и французской литературы. В стихотворениях, написанных в лицейские годы, прослеживается влияние литературных наставников. Произведения Александра Сергеевича наполнены радостью, негой и любовью. Но романтическая мечтательность вскоре сменяется унылыми элегистическими нотами. Начинают появляться первые жалобы, разочарования и обиды на жизнь.
Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина
Восстань, пророк, и виждь, и внемли…
А. С. Пушкин
Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина.
Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, характеристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни поэта, в жизни общества.
Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.
Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, получая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в мировоззрении поэта.
Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое поприще. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».
В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г.
«Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представитель «непосвященной» толпы — книгопродавец. Взгляд автора на литературу, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии.
С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»
Делиться не был я готов С толпою пламенным восторгом.
«Какое дело свету. Я всем чужой!» — восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:
Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет.
И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба — и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, чтобы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, которую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Поэт выделяется из общей массы. Поэт — избранник, но избранничество достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.
В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно выполнять свою миссию.
Характерно, что если в других стихотворениях Пушкин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврейский Бог, Серафим.
Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрачной пустыне» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Посланник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слышит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул».
Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще высокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит.
Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей своим поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного избрания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон,
В заботы суетного света Он малодушно погружен…
Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого коснется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы…
Поэт внутренне независим.
В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уверенностью говорит о высоком предназначении поэта.
В таких произведениях, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» автор провозглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, «черни», понимая под этим словом «светскую чернь», людей глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв поэта «идти дорогою свободной» вовсе не означает, что Пушкин выступает проповедником «искусства для искусства».
В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин проводит резкую границу между поэтом и толпой. Поэт одинок среди людей, так как толпа не в состоянии понять его высоких устремлений:
Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.
Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.
Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:
Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветр она бесплотна —
Какая польза нам от ней.
Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает растущее раздражение поэта. Поэт не приемлет этот враждебный ему мир:
Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас!
В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистического искусства, связанного с запросами общественной жизни.
В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Автор анализирует те качества своей поэзии, благодаря которым он будет «любезен» народу. Поэзия Пушкина гуманна и справедлива; на протяжении всего творчества поэт остается верен идеалу свободы:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Поэзия Пушкина — это своеобразный духовный «нерукотворный» памятник, который переживет века. Именно этот памятник и станет предметом народного преклонения: «К нему не зарастет народная тропа», потому что всё творчество поэта было посвящено идеалу духовной свободы и независимости.
Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоззрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой гражданственности, свободы.
Рецензия
Сочинение об образе поэта и теме творчества в жизни общества и людей последовательно и верно раскрывает взгляд А. С.
Пушкина на роль поэта и поэзии, видевшего свое предназначение в том, что выражено им в строках: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа». Части сочинения соразмерны.
Работа композиционно завершена, отличается точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций, грамотным, уместным цитированием.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи в соответствии с требованиями к особенностям жанра.
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Творчество после окончания лицея
По окончании лицея в 1817 году Александра Сергеевича ожидала служба в Коллегии иностранных дел. Поселившись в Петербурге, Пушкин окунается в мир светских развлечений. В то же время он активно участвует в общественно-литературной жизни города.
В этот период прослеживается вольная нотка в произведениях поэта. В своих стихах он руководствуется музой высокой гражданской лирики. Творения Пушкина в этот период пропитаны революционной чувствительностью. Послание «К Чаадаеву» является ярким тому доказательством.
Стихи Александра Сергеевича положили начало поэтической поэзии декабристов. За революционный настрой Пушкин даже чуть не поплатился свободой. Благодаря ходатайству друзей наказание решили смягчить, но судьба распорядилась иначе. Поэт серьезно заболел и был отправлен близкими на курорты Кавказа и Крыма. Здесь зарождается величайшее произведение Александра Сергеевича – «Евгений Онегин». Во время южной ссылки на Александра Сергеевича повлияли природа Кавказа и солнечное Крымское побережье. Безусловно, это сказалась на написанных им стихотворениях. Пример тому — творение «Погасло дневное светило…», которое было создано в пути из Феодосии.
Период ссылки сыграл не последнюю роль в творческом становлении поэта. В это время происходило его бурное интеллектуальное развитие посредством упорной работы, чтения и глубоких раздумий.
Стихотворения, неугодные власти, и новая ссылка
Между тем слава поэта росла с каждым изданным произведением. Имя Пушкина вызывает у читателей восторг и благоговение. Новые творения получают мощные отклики в сердцах поклонников его таланта. Вольные стихи Пушкина находились под запретом, тем не менее, с ними успело ознакомиться бесчисленное количество людей. Это стало поводом для перехвата одного из частных писем поэта. Император Александр I нашел в строках этого послания неприемлемую тематику, в связи с чем Александр Сергеевич был отправлен в ссылку «далекого северного уезда».
В период новой ссылки происходит открытие важного этапа художественного становления Пушкина. В своем послании другу он писал, что развитие духовных сил достигло своего апогея: «Я могу творить». Именно в это время происходит работа над произведением «Борис Годунов».
«Образ Пушкина в творчестве русских писателей и художников»
Обращались к пушкинской тематике И. Репин в содружестве с И. К. Айвазовским, И. Н. Крамской. Однако их создания не вносили существенной лепты в отображение и в разработку образа поэта. Картины на отдельные сюжеты биографии Пушкина знакомили зрителя с эпизодами жизни поэта, но мало прибавляли к пониманию его характера. Удачной, по отзывам того времени, признавалась лишь фигура поэта на картине Репина и Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря» (1887 года). «Задавшись целью воссоздать Пушкина полным увлечения и надежды юношей, г. Репин, нужно ему отдать справедливость, блистательно исполнил эту нелегкую задачу,— о (1887, № 263).— Он (Репин.-—Е. В.) дает нам Пушкина не с теми чертами лица, которые запечатлелись в памяти каждого из нас по циркулирующим в публике портретам, а таким, каким действительно можно и должно представить себе Пушкина юношей». В еще более восторженных тонах оценил созданный Репиным портрет поэта критик «Всемирной иллюстрации»: «.Пушкин Репина — чудо живописи. Видно, что с любовью и, может быть, благоговением писал Репин.фигуру поэта. Светлые глаза Пушкина обращены к морю, и художник сумел показать нам в них огонь мысли в тот момент, когда в мозгу поэта отпечатлевается образ моря и ои стоит перед волнующеюся стихией, охваченный сладостной тоской, стоит «звучных дум полн», как выразился о нем другой современный нам поэт».
В год столетнего юбилея появилось немало новых изобразительных интерпретаций образа поэта. Большинство из них копировали и составляли вариации на темы портрета О. Кипренского и гравюрного варианта портрета работы Н. Уткина. Весьма удачным признан офорт В. В. Матэ. Сравнивая новую интерпретацию пушкинского облика с гравюрой Уткина, между которыми разрыв в семьдесят два года, Е. В. Павлова отмечает знаменательные различия в манере художников, в технике, а также в отношении к поэту. У Матэ Пушкин выглядит его современником, дистанция времени не ощущается, не подчеркивается, хотя «.приблизив Пушкина к своему времени, Матэ утерял что-то очень важное, быть может, самую суть портрета Кипренского»1, в котором акцентировалось возвышенное, поэтическое в облике поэта.
К 1899 году относится создание первого богато иллюстрированного собрания сочинений поэта в трех томах. Оно открывалось акварелью В. А. Серова «Пушкин в парке». Этот портрет явился этапным, определив возможности нового подхода к пушкинской иконографии, к толкованию образа поэта и к воссозданию его в живописи. Поэт в осеннем парке сидит на скамье. Весь рисунок, однако, преисполнен движения. Прочитывая его, искусствовед Е. В. Павлова проницательно замечает, как неровны, стремительны, направлены под острыми углами друг к другу штрихи, мазки, удары кисти. Скамейка, на которой сидит поэт, стоит по диагонали к плоскости листа, Пушкин расположен по диагонали к скамейке, с наклоном влево, а стволы деревьев разделяют лист наклоном вправо. Таким образом, фигура поэта располагается в центре пересечения разнонаправленных линий, что усиливает динамический эффект. «Ничего застывшего, все в движении в этом рисунке: несущиеся облака, листья, клонящиеся ветви деревьев, развевающиеся волосы и галстук поэта, даже стремительно приподнятая голова и взгляд, обращенный в сторону. Художник воссоздал облик Пушкина с таким артистизмом и легкостью, как будто писал его с натуры»1. Рисунок, согретый индивидуальным авторским отношением, передает целую гамму переживаний самого поэта, которому неуютно, одиноко в мире, а также в нетрадиционно решенном образе отчетливо выражается сопереживание, сочувствие Пушкину.
Подготовка к юбилейным празднествам 1899 года вызвала энтузиазм стихотворцев, посвятивших поэту немало поэтических произведений. Однако популярность получили в основном те из них, в которых культивировалась официозная трактовка его облика и творчества. Превалировали утверждения, что поэт был верноподданным, защитником монархии, истым верующим. Таким поэта стремились представить прежде всего молодому поколению. В стихах «Пушкин для русских детей» второразрядный поэт П. Потехин, к примеру, писал:
Согласно официально признанной легенде, поэт не только жил благодаря заботам о нем государя-императора, но и творил лишь благодаря божественному благоволению, тому вдохновению, что даровалось за непротивление и набожность. В стихотворении Трефолева, так и озаглавленном «Пушкин в духовно-нравственном отношении», утверждалось:
.влекомый вдохновеньем, Молитвы он перелагал, И сам усердно, с умиленьем Он Слово Божие читал. Поэты этого направления усердно возглашали, что Пушкин и только он их предтеча.
* Не для житейского волненья, * Не для корысти, не для битв, * Ты был рожден для вдохновенья, * Для звуков чистых и молитв.
Майский номер журнала «Мир искусства» за 1899 год был целиком посвящен Пушкину. В нем выступили символисты с доказательствами своих прав на монопольное обладание пушкинским наследием. Они утверждали, что «Праздник. пушкинской поэзии со всей искренностью и радостью будет отпразднован лишь в одном из литературных переулков, именно в том, где обитают поклонники символизма и эстетики». Именно они, символисты, могут считаться единственными наследниками Пушкина, который, по словам Н. Минского, провозглашал «красоту», постигаемую иррациональным путем, равнодушную к злу и добру.
От каких посягательств защищали пушкинскую музу символисты? Прежде всего их пугала «нахлынувшая волна демократического варварства», то есть распространение грамотности в массах крестьянства и рабочих. Д. Мережковский, уверявший, что Пушкин явился духовным предтечей декаданса конца XIX века, пропагандировал образ Пушкина-аристократа, который провозгласил: «Не для житейского волненья.»
«Но жаль,— добавляет Мережковский,— что эти слова не слышит чернь. Ее звериные уши не созданы для откровенности гениев. Не должно об этом говорить на площадях; надо уйти в святое место. И поэт ушел».
Утилитаристы и педагоги привязываются к его стихам: «чувства добрые я лирой пробуждал», между тем как исповедующие «искусство для искусства» декламируют обращение Пушкина к толпе:
* Подите прочь — какое дело * Поэту мирному до вас!»
Тенденции к дроблению образа поэта на множественность его ипостасей и обличий, различных по идеологической и мировоззренческой направленности трактовок облика и творчества Пушкина усилились в первые годы нового века.
Цензура и пристальный контроль
В 1826 году следствие установило, что Пушкин непричастен к делу декабристов, поэтому Николай I вызывает его из ссылки. Между тем император заявляет, что будет личным цензором поэта. С этого момента жизнь и произведения Александра Сергеевича находятся под тайным надзором полиции. Позже он признает, что «свобода», дарованная Николаем I, ничем не лучше «неволи» Александра I. Затевать какие-либо споры по поводу цензуры с императором было бессмысленно.
Пушкин был крайне удручен сложившейся в стране атмосферой. Период реформ, возникновение общественных проблем диктовали поэту необходимость новых средств литературного выражения, в связи с этим требовалось время на их создание. Информация о Пушкине сообщает лишь об одном законченном произведении в тот период — это поэма «Полтава».
Лирика Пушкина
Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной…
Каждый «взыскательный художник» в своей жизни пытается достигнуть того, чтобы его помнили, не забыли. И великий русский писатель А.С. Пушкин, как истинный творец, делает что-то значимое, большое, важное для всего человечества, хочет, чтобы окружающие его люди осознали значение, миссию поэта в мире, поняли его творчество, надеется, что «в лете не потонет строфа, слагаемая» им, ведь творец живёт лишь тогда, когда живёт его поэзия.
И «строфа» такого писателя «в Лете не потонет», главное для которого – духовность, потому истинный поэт всю жизнь свою «духовной жаждою томим». Истинно этим «божественный посланник» отличается от других людей, всего народа, толпы, для которых важнейшими ценностями, определяющими всё существование человечества, являются материальные блага, «злато»:
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Поэтому «чернь тупая» старается извлечь из всего выгоду для себя, пользу:
Как ветер, песнь его свободна,
Зато, как ветер, и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
А пророк это человек бескорыстный, не требующий «за чувства воздаянье», ведь «блажен, кто молча был поэт». А бескорыстие делает человека независимым от благ материальных, страстей, «злата», то есть свободным.
Итак, лишь поэзия бескорыстного, независимого художника, который является человеком высшей духовности, «в Лете не потонет». И такой творец способен своими произведениями. Пробуждать «чувства добрые» в людях: сострадание, милосердие «молодые сыновья» которых «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов», к юным девам, цветущими «для прихоти бесчувственной злодея», к друзьям, проводящим свои дни в заточении, «во глубине сибирских руд», «в мрачных пропастях земли». И поэт, сострадая сосланным декабристам, многие из которых были его лицейскими друзьями, старается помочь им советом, добрым словом (Бог помочь вам, друзья мои…), призывает хранить «гордое терпенье», надежду, верить, что «придёт желанная пора».
Итак, поэзия юного творца будет жить вечно, который пробуждает в людях чувства добрые»: н только надежду, веру, сострадание, милосердие к ближнему, сочувствие всем, кому тяжело, трудно в жизни, но любовь к Родине, будущим поколениям, «к отеческим гробам», друзьям, женщине. Получается, что А.С. Пушкин философски рассуждает даже и от чувства любви. Ведь для поэта это доброе, искреннее, теплое чувство, это дар для каждого любящего человека, творец верит в то, что когда-нибудь его посетит истинная любовь:
И, может быть, — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
И поэт уверен, что в тот период своей жизни он испытает истинное блаженство. Но и в обыденное время творец наслаждается тем, что он существует в этом мире, «небес избранник» хочет жить, «чтоб мыслить и страдать». Ведь для пророка вовсе не важны сиюминутные радости, поэтому смысл жизни «взыскательного художника» заключается в том, чтобы мучаться, ведь страдания воспитывают душу, волю человека, делают его способным сочувствовать другим.
Итак, люди не забудут, будут чтить такого поэта, который пытается найти истину, ответить на вопрос о смысле жизни людей, говорит о высших ценностях человечества.
Но уважать такого творца будут лишь следующие поколения, потомки «небес избранника», ведь он является пророком, так как сам Бог исполнил его «волею» своей, одарил сердцем, которое, как «угль, пылающий огнем», «вещими зеницами», способностью «глаголом жечь сердца людей». Поэтому творчество поэта пророческое, и современникам порой очень трудно понять, поэзию «небес избранника». Но были люди, которые чтили, любили, понимали и уважали поэта А.С. Пушкина и во время его недолгой жизни. Это были декабристы, многие из которых являлись лицейскими друзьями творца. Они делились с ним своим мировоззрением, наслаждались его обществом, глубоко верили его словам, которые пробуждали в декабристах веру, надежду в то, что «придет желанная пора», «оковы тяжкие падут», «Россия вспрянет ото сна». Ведь эти слова «небес избранника», сказанные от всего сердца и души, были добрыми и искренними. Так, со всей нежностью и любовью поэт желает своим товарищам счастья, удачи:
Бог помочь вам, друзья мои…
Итак, истинного творца будут чтить не только будущие поколения, но и его современники, пусть даже немногие.
Но почему же сам поэт А.С. Пушкин глубоко верит в то, что творчество его «в Лете не потонет»? Да ведь « взыскательный художник» писал не ради сиюминутной славы, «злата», материальных благ, а «из вдохновенья». Поэт верил в то, что устами его говорит Бог («и бога глас ко мне воззвал…»), «небес избранник» осознавал свою великую миссию, порученную ему всевышним создателем мира:
Глаголом жги сердца людей.
Таким образом, поэт, который пишет «из вдохновенья, не из платы», не ждет «за чувство воздаянья», осознает свою миссию, порученную Богом, будет жить вечно в душах и сердцах людей, будущие поколения и даже некоторые современники поймут его творчество.
Но «чернь тупая» во все времена будет «плевать» на поэзию «божественного посланника», бранить его. Но истинный художник всегда остается «тверд, спокоен», уверен в себе.
Итак, А.С. Пушкин, как истинный творец, «небес избранник», будет жить вечно, поэзия его почитаема до сегодняшних дней, люди любят, уважают и ценят, она никогда «в Лете не потонет». Ведь стихотворения великого писателя А.С. Пушкина в каждом, кто их воспринимает душою, сердцем, пробуждают прекрасное возвышенное желание: делать добро, оставить после себя хоть маленький след, но красивый, приятный и добрый.
Информация о работе «Лирика Пушкина»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 5494 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта
… ряду всех других определений Пушкин избрал слово «неподкупный»: «неподкупный голос». Таким и остался навеки Пушкин в нашей памяти. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина – «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что же было предметом его поэзии? Всё стало её предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…»[24] …
Любовная лирика Пушкина
… ощущение жизненной полноты. Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудрённого опытом человека. …
Личное и историческое в лирике Пушкина
… недоумевает, почему русский народ, завоевавший свободу для многих народов, в своей стране остается рабом. Автор размышляет о том, когда же это рабство кончится. Вольнолюбивая лирика Пушкина не могла не быть замеченной самодержавной властью. Пушкин был сослан на юг страны. Его огорчило то, что царь не последовал его советам. Он разочаровался в силе поэзии. Через четыре года Пушкина направляют под …
Основные мотивы лирики Пушкина
… году: …А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел… Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою”. Так же в лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов. Рассматривая эту тему в …
Пушкин и Гончарова
Несмотря на свои частые увлечения разными девушками, встретив Наталью Гончарову, поэт остепенился. Наталья была знаменитой красавицей, имела много поклонников, в связи с чем на ухаживания Александра Сергеевича первое время отвечала уклончиво. Лишь спустя два года после знакомства Пушкин сумел добиться расположения Гончаровой, и она стала его женой.
Самой «урожайной» на произведения явилась осень 1830 года. Наконец было положено окончание «Евгению Онегину», которому поэт посвятил восемь лет. Происходит издание «Повестей Белкина», «Маленьких трагедий», повести «Домик в Коломне».
«Медный всадник»
Образ Пушкина неразрывно связан с грандиозной поэмой «Медный всадник». Это произведение представляет собой повествование о прошлом, настоящем и будущем государства Российского. Оно преисполнено философского смысла и исторического значения. Описание противоречивого образа столицы повлияло на творчество многих поэтов XIX-XX веков.
Своими талантливыми произведениями, преисполненными глубокого смысла, Александр Сергеевич Пушкин открыл новую эпоху в русской литературе. Его стихотворения оказали воздействие на других поэтов-последователей.
Огромную роль в воспитании личности играют произведения Александра Сергеевича. Не зря в школьных классах размещают фото Пушкина, ведь он был настоящим мастером художественного слова и создателем современного литературного языка.
Сочинение: Образ поэта в лирике Пушкина — Сочинение
Образ поэта в лирике А. С. Пушкина
И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Так А.С. Пушкин писал в стихотворении «Осень» в 1833 году. Наверное, нет в русской литературе поэта, который бы столь трепетно относился к творчеству, к божественным минутам вдохновенья. Тема поэта и поэзии была очень значимой в творчестве А.С.
Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы свободы, творчества, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания, назначения поэта в общественной жизни. Хотя сам образ поэта претерпел у А.С. Пушкина определенную эволюцию.
В ранней лирике А.С. Пушкина поэт — грустный певец любви и печали, у него «тихий глас», взор его «потухших глаз» исполнен тоски, звук свирели его прост и уныл. Этот образ поэта, созданный в духе сентиментализма, можно назвать в определенной степени условным (стихотворение «Певец»),
Далее мы видим образ поэта-гражданина, трибуна, призванного бороться с общественными пороками (послание «Лицинию», ода «Вольность», стихотворение «Деревня»).
Затем для А.С. Пушкина характерна романтическая трактовка данной темы: поэт — гордый и независимый человек, который тоскует «в забавах мира». Он чуждается людской молвы и не поклоняется «народному кумиру», стремясь уединиться на «берегах пустынных волн» (стихотворение «Поэт»), Причастность к тайнам поэзии хранит певца в трудных обстоятельствах жизни (стихотворение «Арион»),
В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Пророк». В основу данного стихотворения положен рассказ библейского пророка Исайи о том, как Бог наделил его вещим даром. «Пророк» — программное произведение в творчестве Пушкина.
«Стихотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь автора выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне.
Несмотря на архаический образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.
Пророк, по представлениям древних, — истолкователь воли божества. Он беспристрастно судит о настоящем и предсказывает будущее. Пророк всегда выступает защитником угнетенных.
Кроме того, он должен обладать неотъемлемыми друг от друга свойствами — всеведением, всезнанием, то есть высшим знанием законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком, горячим сердцем, небывалой силой страстной убежденности в правоте своего дела.
В момент творческого вдохновения все суетное, мелкое, приземленное должно исчезнуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении.
Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческого познания, радость всевидящей мудрости.
Человек готов к подвигу, готов нести людям свет правды: вместо «грешного» языка в уста его вложено «жало мудрыя змеи». Здесь дано острое ощущение физической боли («В уста замершие мои Вложил десницею кровавой»).
И наконец, человек лишается «сердца трепетного». Через мучение, через страдание человек становится пророком»:
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Особую торжественность речи придают архаизмы и славянизмы («перст судьбы», «зеница», «десница», «виждь и внемли»), фразы-инверсии, синтаксические повторы с союзом «и».
Продолжая традицию романтиков, Пушкин утверждает внутреннюю свободу поэта, его независимость от мнений толпы. «Поэт заявляет о своей непричастности к толпе, отказывается как-либо служить ей, он служит только искусству, богу Аполлону. Поэзия — таинство, священнодействие, «народ непосвященный» не понимает и не достоин понять ее смысла»:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Так Пушкин писал в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Сходные мотивы звучат и в стихотворении «Поэту» (1830). В этом стихотворении автор утверждает мысль об избранности поэта, о праве его жить в соответствии со своими собственными представлениями об идеале. Пушкин сравнивает художника с царем:
Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
В данных стихотворениях очень важен мотив внутреннего стоицизма, терпения, мужества и силы духа поэта, которого «бранит» толпа. Поэт и его душа — это алтарь, посвященный Богу, и именно осознание этого поддерживает художника. Сам же процесс творчества — это «благородный подвиг», совершаемый во имя любви.
В 30-е годы тема творчества рассматривается в реалистическом плане — Пушкин называет поэзию «трудом» (стихотворение «Труд»), видит высокое и поэтическое в повседневности. Предметом творчества, по мнению поэта, должна стать обычная жизнь людей, скромная русская природа.
Пушкин отстаивает свое право на реализм в стихотворении «Румяный критик мой, насмешник толстопузый». Очень важным в данной теме является мотив памятника, творческого наследия личности. Этот же мотив звучит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836).
Это произведение стало поэтическим завещанием поэта. «Это стихотворение восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворения составляет судьба поэта, осмысленная на фоне исторического движения.
Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, о счастье свободы. Вместе с тем, оно полно горького предчувствия скорой гибели, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом.
Кто же дает поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», потому что он — голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пушкин вводит народную тему — «К нему не зарастет народная тропа»». Поэзия станет достоянием всей страны:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык.
Поэт гордится тем, что его поэзия взывала к свободе и добрым чувствам:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
«Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого хвала, обида и клевета — временное и суетное. Он писал не ради «венца»». Строго следуя истине, муза поэта преданно служила свободе, красоте, добру и справедливости.
Таким образом, творчество Пушкина — это бескорыстное, беззаветное служение музам. Пушкин призван был быть не неукротимым исследователем действительности, а живым откровением тайны поэзии на Руси. И избранный поэтом путь оправдывался его натурой и призванием.