Что отвечать на собеседовании про недостатки
Как рассказать о своих слабых сторонах и не лишиться шанса на оффер
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Для чего работодатели спрашивают про слабые стороны?
На интервью такой вопрос задают по нескольким причинам:
Чтобы не испортить положительное впечатление, нужно понимать, что можно говорить о своих слабых сторонах, а о чем лучше умолчать.
О чем лучше умолчать
Не стоит говорить о тех своих отрицательных качествах и недостатках, которые могут негативно сказаться на выполнении ваших обязанностей. Например:
Кроме того, работодатели отрицательно оценят стандартные заготовки: «я перфекционист и трудоголик», «сильно увлечен работой и нет времени на отдых», — а также качества, которые могут помешать выполнять работу на высоком уровне на любой должности: «я не очень пунктуальна», «мне сложно соблюдать дедлайны», «я не люблю, когда меня критикуют».
И конечно, не стоит говорить о том, что у вас нет недостатков: помните, что способность к самоанализу — очень важное качество, которое ценят в соискателях.
Как лучше говорить о своих слабых сторонах
Расскажите честно работодателю о том, каких навыков у вас нет (или они недостаточно сильные), какого опыта у вас не хватает, чтобы выполнять вашу работу на более высоком уровне. Вместе с этим расскажите о том, что вы понимаете, как над этим работать и, возможно, уже начали это делать.
Если вы знаете, что у вас не хватает каких-то навыков или опыта, указанного в вакансии, вы можете сказать об этом на интервью как о своей слабой стороне. Но обязательно добавьте, что вы знаете, как этот навык быстро освоить, и что у вас были аналогичные примеры в прошлом.
Также можно рассказать о своих качествах, которые негативно влияют на вашу работу, но вы понимаете, как это влияние снизить:
Можно рассказать о достаточно «безобидных» слабых сторонах, которые, скорее всего, никак влияют на успешность вашей работы, например:
Что еще важно учитывать
При рассказе о своих слабых сторонах оставайтесь спокойным и уверенным, не извиняйтесь и не смущайтесь. Слабые стороны есть у всех, и очень важно, что вы о них знаете, умеете о них говорить и понимаете, как над ними работать. Кроме того, говорите честно о своих слабых сторонах. Любые попытки придумать работодатель быстро обнаружит, и это может быть причиной отказа в приеме на работу.
Теперь вопрос о ваших слабых сторонах не застанет вас врасплох. Еще до собеседования продумайте ответ на него, это поможет вам создать положительное впечатление о себе и получить желаемую работу.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫
10 неудобных вопросов на собеседовании (и ответы на них)
Мы опросили соискателей и выяснили, какие вопросы на собеседовании им доставляют больше всего проблем. Оказалось, что кандидатам сложнее всего рассказать о личных недостатках и представить свое профессиональное будущее лет этак через пять. Разберемся, как же отвечать на каверзные вопросы рекрутеров.
Самые неудобные для соискателей вопросы
1. Расскажите о себе
Считается, что с помощью этого вопроса можно узнать о приоритетах кандидата в жизни: люди в первую очередь говорят о том, что их больше волнует. Как правило, работодателя прежде всего интересует ваше образование и опыт работы, ему неинтересно слушать о хобби. Расскажите обо всем понемногу: и об образовании, и об увлечениях. Ничего страшного, если вы попросите интервьюера конкретизировать свой вопрос: пусть он уточнит, о чем именно вам нужно рассказать — о своем профессиональном опыте или о чем-то личном. Подробнее
2. Расскажите о своих недостатках
Вопрос уже давно неоригинальный. В ответ можете проявить свое чувство юмора, но лучше ответить нейтрально типа «у меня есть, конечно, недостатки, но они никак не влияют на работу». А настоящие недостатки не выдавать ни под каким предлогом.Подробнее
3. Расскажите о своих достижениях
Такой вопрос — проверка самооценки и благоразумия. Учтите, что если вы претендуете на руководящую должность, этот вопрос будет вам обязательно задан. Расскажите о том, что вы, например, увеличили продажи, удачно реализовали проект, повысили квалификацию, получили золотой кубок. Главное — не переборщить. Конечно, не все могут похвастаться сверхдостижениями. Если написанное выше не про вас, то скажите, что на предыдущем месте работы вы освоили новую компьютерную программу или повысили уровень иностранного языка — это тоже неплохо. Подробнее
4. Почему вы ушли с прежнего места работы?
Работодатель хочет знать, что вас не устраивало на прежней работе и чего вы ждете от новой. Говорите правду. Но при этом имейте в виду: крайне нежелательно ссылаться на плохие отношения с бывшим начальником или коллегами. И еще одно «но»: прежде чем ссылаться на отсутствие карьерного роста и рутину на старом месте, убедитесь, что с карьерным ростом и интересными задачами в новой компании все в порядке. О желании получать больше лучше говорить в последнюю очередь, как бы между прочим, мол, деньги — не единственная причина моего трудоустройства. Многие работодатели почему-то любят думать, что все хорошие сотрудники работают скорее за идею. Подробнее
5. На какую зарплату вы претендуете?
Другими словами, может ли компания вас купить и удерживать какое-то время у себя. Смело называйте сумму, которая на 10-15% выше прежней зарплаты, максимум — 30%.
6. Кем вы видите себя через пять лет?
Вопрос может быть очень неудобным, если сейчас вы устраиваетесь на одну должность, а в перспективе видите себя кем-то совершенно другим. Или вообще не представляете, чем будете заниматься хотя бы через год. А вы представьте и ответьте хотя бы себе. Ну, а для кадровиков идеальным ответом будет, что вы хотите и дальше работать в этой же стезе, вырасти как профессионал и продвинуться по карьерной лестнице. Подробнее
7. Что вы знаете о нашей компании?
Вопрос сложен только для ленивых. Какой-то минимум о компании нужно знать обязательно, хотя бы ознакомьтесь с ее сайтом. Подробнее
8. Почему вы хотите работать у нас?
Обычно это продолжение вопроса «о нашей компании» — попытка окончательно сбить кандидата с толку и вытянуть из него какую-то тайную причину трудоустройства. О деньгах сначала лучше промолчать. Начните издалека — польстите немного: компания много лет на рынке, а это говорит о стабильности (вам именно это и нужно), компания — лидер в своей сфере или новатор (вам очень хочется освоить передовой опыт), интересно поработать в такой-то сфере, устраивают должность и обязанности, удобное расположение офиса и тому подобное. Подробнее
9. Как долго вы планируете у нас работать?
То есть какие у вас цели и мотивы и насколько вы правдивы. «Чтобы ответить на этот вопрос, я должен поработать немного и понять, нравится ли мне коллектив, интересные ли задачи приходится решать, близка ли мне атмосфера в коллективе. Если все понравится, то наше сотрудничество будет долгим и взаимовыгодным», — примерно в таком духе должен звучать ваш ответ.
10. Как вы относитесь к большим производственным нагрузкам?
Скорее всего вас готовят к переработкам. Задайте встречный вопрос: «А что, возможны переработки? По сколько часов? Сколько раз в месяц?». Если вас все устроит, уверенно говорите, что к «большим производственным нагрузкам» готовы.
Правильно рассказываем о своих достоинствах и недостатках на собеседовании
О каких личных качествах можно сообщить потенциальному работодателю, а какие лучше не упоминать.
Так устроена человеческая природа — мы не умеем себя хвалить и тем более критиковать. А эти навыки необходимы. Особенно, если вы хотите успешно пройти собеседование и найти работу.
Work.ua предлагает вам научиться правильно доносить информацию о своих плюсах и минусах потенциальному работодателю.
Что хотят услышать рекрутеры
Задавая вопрос о положительных и отрицательных качествах, менеджер по подбору персонала не ждет, что кандидат повторит рассказ о себе или перечислит слишком уж личные черты характера (к примеру, я добрый, отзывчивый, не пью, не курю).
На собеседовании охарактеризовать самого себя вас могут попросить по-разному:
Нужно быть готовым к любому развитию событий. Поэтому заранее продумайте как минимум 3 своих плюса и 3 минуса, сопоставьте их с требованиями работодателя. Приведенные ниже рекомендации помогут в этом.
Как говорить о своих сильных сторонах
На собеседовании ответ на вопрос «Расскажите о ваших положительных и отрицательных качествах» следует начинать именно с сильных сторон, которые позволили вам стать успешным и в жизни, и в профессии. Накануне интервью подготовьтесь. С помощью несложных техник определите все лучшее в себе и свяжите эти качества с требованиями вакансии.
1. Составьте список ваших главных достоинств из 10 пунктов. Подойдите творчески к этому заданию, избавьтесь от своего скромного внутреннего редактора и напишите все свои сильные черты характера. Выбирайте те, которыми действительно обладаете.
2. Внимательно изучите вакансию, постарайтесь понять сотрудник, с каким набором качеств нужен на позицию, на которую вы претендуете. Соотнесите себя с ним. Акцентируйте внимание на своих знаниях и опыте в той или иной сфере, а уже потом упомяните о личном.
3. Ограничьте список ваших положительных сторон до трех-пяти пунктов. Выберите то, что вам будет наиболее комфортно обсуждать.
4. Каждое сильное качество проиллюстрируйте примером. И желательно не одним. Чем больше у вас в запасе будет таких позитивных характеристик себя, тем лучше. Рекрутеры могут попросить рассказать еще и еще.
Вот несколько вариантов, как можно построить ответ.
«У меня аналитический склад ума, я пишу грамотно, интересно, в разных стилях и жанрах. Если нужно, с юмором. Также создаю уникальный контент, причем не только текстовый, но и графический. У меня большой опыт интервьюирования. Кстати, интервью — мой любимый жанр. Потому что он предполагает новые знакомства и общение, а я общительный человек».
«Я умею ладить с людьми. Могу найти общий язык практически с любым человеком, и неважно, сколько ему лет, и какую должность он занимает. Еще мне нравится, когда с помощью разговора можно достичь определенного результата: избежать конфликта или убедить собеседника что-то купить. Например, на прежнем месте работы я. (рассказать, как вам удается достигать поставленных целей при помощи коммуникации)».
«Своей сильной стороной я считаю умение находить неординарные пути выхода из сложных ситуаций. Я всегда оптимистично смотрю на мир. И так же пытаюсь относиться к проблемам. Они меня не пугают, а, наоборот, мобилизуют. Могу привести такой пример. (рассказать реальную историю)».
Как говорить о своих слабых сторонах
Отвечая на вопрос об отрицательных качествах, вам не нужно называть абстрактные или «хорошие» недостатки. Ваша задача — показать, что вы осознаете свои недочеты, умеете с ними бороться и работать. Такая презентация может произвести положительное впечатление на работодателя больше, чем список ваших заслуг.
«Я дотошный и скрупулезный. Многие считают это моим недостатком. Но для меня как для аналитика важно проверять все данные до мелочей, анализировать все детали. Я не успокоюсь, пока не сделаю этого. В моей практике был случай… (привести пример, когда ваша дотошность помогла обнаружить какую-то ошибку)».
2. Обозначьте, что работаете с недостатками. Признайтесь, да, у вас есть отрицательные качества, но вы делаете все, чтобы их исправить.
«Я плохой оратор. Когда приходится выступать перед большим количеством людей, я теряюсь. Понимаю, что для журналиста это очень большой недостаток, поэтому уже месяц я хожу на курсы ораторского искусства. До Цицерона мне пока далеко, но успехи есть».
3. Компенсируйте отрицательные качества, если понимаете, что их нельзя обратить в плюс, и бороться с ними бесполезно.
«Я сова. Люблю поспать подольше. Поэтому могу опаздывать на работу. Но я не против задержаться в офисе, чтобы выполнить все запланированные на день задачи. Во второй половине дня я наиболее продуктивен, поэтому обычно я все успеваю сделать и никогда не срываю сроков».
Как не нужно отвечать
Если HR-менеджер не просит вас назвать сильные и слабые стороны, то по своей инициативе не заводите об этом разговор. Но если вопрос прозвучал, то отвечайте быстро. Не стоит молчать и смущаться. Но помните, вы не на исповеди, не выливайте на рекрутера все свои положительные и отрицательные качества.
Если попытаться сформулировать базовое правило эффективного ответа на вопрос о достоинствах и недостатках, то оно будет таким: «Говорите правду, только правду и ничего, кроме правды». Зрелый человек знает, что у него есть как сильные, так и слабые стороны, и он не стесняется это признать. И тем более не будет врать и юлить по поводу своей персоны.
BOSSHUNT
Примеры ответов на вопрос: Какие ваши слабые стороны?
Какая ваша слабая сторона?
— Честность.
— Не думаю, что честность — это слабость.
— А мне плевать, что вы думаете.
Дети и дураки всегда говорят правду, — гласит старинная мудрость. Вывод ясен: взрослые и мудрые люди правду никогда не говорят. Тем более на собеседовании.
Говорить о своих слабых сторонах всегда трудно. Согласитесь, мало кто признается откровенно в своих недостатках на собеседовании. Поэтому, большинство кандидатов считают такой вопрос бессмысленным. Тем не менее интервьюеры продолжают задавать его, заранее зная, что вряд ли получат честный ответ. Они хотят выяснить, есть ли у кандидата слабые стороны, которые могут помешать ему успешно выполнять задачи на новой должности.
Что можно, а что нельзя отвечать, если HR-менеджер спрашивает: «Какие ваши слабые стороны?»
Нельзя:
1. Не стоит рассказывать о своих личных качествах, которые характеризуют вас с невыгодной стороны. Например, неуверенность в себе, низкая самооценка, скромность, вспыльчивость, эмоциональность, невнимательность, нетерпимость и т. д.
2. Не стоит выбирать личные качества, которые затрагивают этические вопросы. Например,
3. Не стоит показывать свое негативное отношение к предыдущей работе или руководителю. Например,
4. Не стоит выбирать слабую сторону касаемо компетенций, которые важны для выполнения работы на вашей позиции. Например,
Как выбрать «хорошую» слабую сторону?
Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных. Франсуа де Ларошфуко
1. Выберите слабую сторону, которая не будет препятствием для получения предложения о работе. Изучите требования вакансии и не упоминайте то, что как-то связано с необходимыми навыками или качествами для этой работы. Расскажите, как планируете ее развивать. Например,
2. Выберите слабую сторону, которая является незначительной и вы сможете улучшить ее в кратчайшие сроки. Расскажите об усилиях, которые вы предпринимаете для самосовершенствования. Например,
Можно:
Людей без недостатков не бывает. Привлечение внимания к недостаткам повышает их значимость, особенно если сопровождается попыткой замаскировать или скрыть слабое место.
Примеры ответов на вопрос: Какие ваши слабые стороны?
Кейс «Обратная связь»
Попросите своих родных, друзей и коллег ответить на вопрос: Назовите мои слабые стороны.
Уверяю вас, что вы получите совершенно неожиданные результаты. Используйте самые интересные ответы для собеседования.
Как ответить на самый сложный вопрос рекрутера ‒ о недостатках
Вопрос о слабых сторонах входит в тройку самых сложных на собеседовании. Зачем его задают и как ответить, чтобы понравиться рекрутеру ещё больше ‒ собрали 7 способов рассказать о своих недостатках так, чтобы сразу пригласили на работу
Мы опросили почти 1700 пользователей из разных регионов России, чтобы выяснить ‒ какой вопрос на собеседовании вызывает наибольшие затруднения у соискателей.
В тройку самых сложных вошли вопросы:
Чтобы ответить на вопрос о своих преимуществах перед другими кандидатами, подумай заранее ‒ какие твои навыки будут полезны именно этой компании. Только не отвечай, пожалуйста, что ты ответственный, работоспособный и коммуникабельный ‒ этот ответ давно набил оскомину эйчарам.
На вопрос о планах советуем отвечать так: хочу профессионально развиваться и участвовать в топовых проектах компании. О карьерных перспективах рассказывать не стоит: ты пока плохо представляешь, как с этим в компании.
А вот третий вопрос ‒ о слабых сторонах ‒ это, скорее, проверка адекватности соискателя. Конечно, ни один рекрутер не ждёт, что ты раскроешь душу и назовёшь все свои недостатки.
С другой стороны, такие ответы, как «Мой самый большой недостаток ‒ излишний перфекционизм» или «Я забываю о времени, когда работаю» ‒ выглядят глупым кокетством и насквозь фальшивы.
Отвечай так: сначала назови свою небольшую слабость, а потом расскажи, что ты делаешь, чтобы работа не страдала. Мы собрали для тебя семь подходящих ответов ‒ выбирай и смело иди на собеседование.
Мне трудно отказывать кому-либо
Некоторые люди просто не умеют говорить «Нет» ‒ и это на самом деле проблема. Если тебе трудно отказаться от нового проекта или от «пустяковой» просьбы коллеги, в конце концов может оказаться, что ты взял на себя слишком много и не успеваешь ничего.
Если считаешь, что твоя самая большая слабость ‒ неумение отказывать, расскажи об этом как об истории успеха: как брал все рабочие задачи, почти дошел до выгорания, но вовремя спохватился. Теперь ведёшь ежедневник или используешь приложение, где сразу видно ‒ какие проекты в работе и насколько ты загружен.
Я слишком эмоционально реагирую на недовольство клиентов
Бывает, что клиенты жалуются на качество продукта только потому, что неправильно его используют. При этом некоторые откровенно грубят.
Когда общаешься с такими клиентами, трудно сохранять хладнокровие. Расскажи пару забавных случаев из практики, когда претензии были абсолютно необоснованными ‒ например, пользователь забывал снять защитную плёнку с экрана и жаловался на качество изображения. Добавь, что сначала такие претензии выбивали тебя из колеи, но потом ты научился не принимать резкие высказывания слишком близко к сердцу и понял, что лучше всего решить проблему помогают спокойные наводящие вопросы.
Сейчас грубые клиенты не могут тебя расстроить ‒ ты понял, что покупатель злится не на тебя, а на то, что продукт не оправдал его ожидания. Если выяснить, где что-то пошло не так ‒ претензии снимаются и клиент рассыпается в благодарностях.
В вакансии обычно прописаны максимальные требования к соискателю. Но обрати внимание: некоторые навыки указаны как ключевые, а некоторые как желательные.
Ничего страшного, если тебе не хватает дополнительных компетенций или опыта работы. Главное, чтобы с ключевыми навыками было всё в порядке, а остальное можно изучить по ходу дела.
Мне не хватает уверенности в себе
Неуверенность в собственных силах может повлиять на результаты работы: люди с низкой самооценкой отказываются от задач, которые им вполне по силам, и стесняются высказывать свои идеи.
Не бойся признаться, что у тебя были сложности с самооценкой. Расскажи, как ты боролся с комплексом неполноценности: например, вёл дневник успехов или читал книги по саморазвитию. Добавь, что сейчас ты адекватно оцениваешь свои возможности и компетенции.
Трудно находить общий язык с некоторыми коллегами
Способность работать в команде, находить общий язык с самыми разными психологическими типами людей ‒ это очень важный «гибкий навык». Если испытываешь трудности в общении с коллегами ‒ страдает твоя эффективность.
Расскажи, с какими коллегами тебе труднее всего достичь взаимопонимания. Например, раньше ты не доверял «рывковым» коллегам ‒ тем, кто выполняет задачу в последний момент, а до этого как будто ничего не делает. Однако ты понял: у каждого свой темп, а лучшие результаты человек показывает тогда, когда ему психологически комфортно.
Поэтому сейчас спокойно относишься к такому стилю работы и это никак не влияет на твоё отношение к коллеге.
Не всегда получается разграничить работу и личную жизнь
Стирание границ между личной жизнью и работой ‒ частая проблема удалёнщиков. Сначала ты поддаёшься искушению сделать какие-то личные дела в рабочее время, а потом работаешь, вместо того чтобы отдыхать.
Постепенно обнаруживается, что все мысли только о работе, а времени на семью и хобби не осталось.
Если с тобой было так же, обязательно расскажи об этом, а главное ‒ о том, как решил проблему. Как ты восстановил баланс между работой и личной жизнью ‒ установил рабочие часы? включил время на семью и хобби в расписание? решил работать только в офисе?
Кстати, эта информация пригодится работодателю: лучше сразу договориться, сможешь ли задерживаться после работы или поработать в выходной.
Мне нравятся чёткие инструкции
Есть такие сотрудники, которые уверенно чувствуют себя только тогда, когда у них есть чёткие инструкции: расписаны сроки, задачи и способ их выполнения. Если такому работнику поставить только цель ‒ он теряется и не знает, как её достичь.
Тут всё зависит от должности. Некоторым специалистам запрещено отходить от инструкции, а некоторым ‒ наоборот, предоставляют полную свободу действий. Если тебе трудно принимать решения, но приходится делать это каждый день ‒ расскажи, как научился самостоятельности, какие трудности преодолел и каких успехов достиг.