Что отвечать на прошу молитв

Ключи к ответу на молитву

Войди в волю Божью

В Послании к Римлянам говорится: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». (Рим10:9). Очень важно исповедовать, то есть провозглашать вслух, что Иисус Христос ваш Господь. Пригласите Иисуса Христа в свое сердце, и Он станет вашим Заступником, Господом, Спасителем и Ходатаем. Тогда, когда вы будете молиться, Он будет ходатайствовать за вашу просьбу перед Отцом Небесным. Призовите прямо сейчас громко вслух Иисуса Христа в свою жизнь.
Скажите: «Дорогой Господь Иисус! Я благодарю Тебя за то, что Ты умер за мои грехи и на третий день воскрес из мертвых, чтобы оправдать меня и стать моим Ходатаем перед Всемогущим Богом. Прости меня за все мои грехи, за все зло, которое я делал(а) в своей жизни. Очисть меня от этих грехов и их разрушающих последствий, пожалуйста. Иисус Христос, войди в мое сердце, стань моим Господом и Спасителем! Я с великой благодарностью принимаю Твое прощение и спасение».
Если вы призвали Иисуса Христа в свое сердце, то вы сделали первый шаг к новой жизни, в которой Бог будет заботиться о вас и отвечать на ваши молитвы. Теперь вы можете использовать в молитве имя Иисуса Христа.
Когда мы принимаем Христа своим Господом, то, исповедуя свои согрешения, мы можем быть уверены в том, что Он прощает нас, поэтому после покаяния мы с полным правом можем поблагодарить Господа за прощение. Бог всегда будет отвечать на такую молитву, потому что она основана на том, что Он нам обещал.
Сегодня мир полон зла и насилия, и нет такого человека на земле, который бы не был душевно ранен другими людьми. Не мало людей очень серьезно пострадало от предательства, насилия, воровства, обмана и многого другого. В сердцах таких людей «живет» непрощение, ненависть к обидчикам и желание отомстить. Но что Господь Иисус Христос говорит по этому поводу? «… если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15). Из слов Христа мы видим, что прощение Богом наших грехов, напрямую зависит от того, прощаем ли мы своих обидчиков. Если мы отказываемся их простить, то и Бог не будет прощать наши грехи, а это означает, что непрощенный грех отделит нас от Бога и не даст придти ответу на нашу молитву прошения. Когда мы это понимаем, то принимаем решение простить тех, кто поступил с нами несправедливо. Ведь мы не хотим из-за них лишиться ответов на наши молитвы, потому что понимаем, что нам дороже Божьи благословения, чем ненависть к обидчикам. Когда мы принимаем решение простить, как бы трудно это нам не далось, тогда Бог Сам разберется с ними. Господь через Свое Слово говорит нам: « Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». (Рим.12:19).
Если вы примите решение прощать, бороться с грехом с помощью молитвы покаяния, просить в молитве благ у Отца Небесного во имя Иисуса Христа на основании того, что обещал Бог, и благодарить Его за ответ на молитву, то у вас не будет ни одного препятствия для ответа! В таком случае вы обязательно увидите ответы на свои молитвы!
Да благословит вас Господь! Пусть ваша жизнь изменится. Пусть Дух и жизнь Всемогущего Бога наполнит ваше сердце. Да разрушатся проклятия в вашей жизни и придут благословения. Пусть ваши глаза увидят то, что Бог приготовил для вас. Да даст Он вам благодать и мудрость войти и пребывать в Его совершенной воле. Господь очень любит вас!

Источник

Молитва – и в соцсетях молитва?

Что отвечать на прошу молитв

Есть такое выражение: «Можешь помочь — помоги, не можешь — помолись, не можешь помолиться — воздохни об этом человеке, и Господь примет твое воздыхание». Но это, казалось бы, о ситуациях, когда нас непосредственно просят помочь. А что если просьбу о молитвенной помощи вы видите в социальной сети? Наш корреспондент Олеся Дубовская поговорила с теми, кто вовлекает в молитву даже не десятки и сотни, а тысячи совершенно не знакомых друг с другом людей, живущих порой на разных континентах.

Социальные сети — мощнейший инструмент объединения людей и воздействия на массовое сознание. Кто-то видит в них лишь «заразу», поглощающую время и энергию человека, но есть и те, кто считает, что пространство сетевых сообществ содержит в себе прекрасные возможности для проповеди, благотворительной деятельности и взаимоподдержки — ведь в нем люди могут моментально откликнуться на чью-то беду. И если несколько десятилетий назад было затруднительно в короткие сроки «подключить» к общей молитве о конкретном человеке большое количество людей, то сейчас для этого достаточно опубликовать короткий текст с просьбой о молитвенной помощи.

По моим наблюдениям, самыми популярными на сегодняшний день площадками для молитвенной поддержки являются социальные сети Facebook, Instagram и ВКонтакте. Обозначают свое участие в молитвенной помощи пользователи по-разному. Кто-то оставляет в комментариях слова молитвы, кто-то ставит крестик, кто-то обращает просьбу к Богу, внешне никак не проявляя своего участия. К слову, для тех, кто считает письменные проявления отклика на молитву демонстративностью, стоит заметить, что сам факт появления сотен неравнодушных комментариев порой укрепляет страждущего в мысли, что он не один со своей бедой, и помогает побороть отчаяние.

Вполне возможно, что отклик на молитвенную просьбу становится для кого-то из пользователей соцсетей первым осознанным шагом к Богу. Как отмечает руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков, «с уверенностью об этом можно говорить, только если ты знаком с конкретным человеком, пришедшим ко Христу таким образом, но такая молитва определенно обладает большим миссионерским эффектом».

А вот то, что социальные сети приводят человека в храм, отец Дионисий может даже засвидетельствовать. По вторникам он проводит просветительские беседы с мирянами, и немалая часть людей, которая их посещает, узнала об этих встречах именно из социальных сетей. Конечно, не все из них сразу становятся прихожанами храмов, но так или иначе делают первый шаг к Богу — многие.

Саратовец Игорь Михайлов, прихожанин храма во имя преподобного Серафима Саровского, почти каждый день размещает в своем Instagram-блоге фото с текстом-просьбой о молитвенной поддержке: «Просим Ваших молитв о р.Б…» и краткое описание ситуации. На его персональную страницу подписано несколько тысяч человек из разных регионов России и из других стран. Поэтому вполне можно себе представить, какое количество людей вовлекается в совместную молитву. «Конечно, бывает разное… — говорит Игорь. — И нужно помнить о том, что молитва не обеспечивает выздоровление — болящий человек, о котором молится множество людей, может, напротив, очень скоро переступить порог смерти. Один Господь знает, что для нас ко благу и когда нас забрать из земной жизни, а мы, грешные, лишь плачем и просим Его помощи».

Конечно, не всегда, видя в новостной ленте заметку с просьбой помолиться, мы находимся дома, у икон. Мы можем быть, например, на работе или в общественном транспорте. Понятно, что в таком случае, возможно, не будет того внутреннего внимания, какое бывает при молитве дома или в храме. Но, даже сказав всего несколько слов, человек может вложить в них всю свою душу — и Господь ответит. Так считает протоиерей Димитрий Климов. «Если просьба о молитве застала нас, когда мы куда-то спешим, можно просто обратиться к Богу кратко: “Господи, помилуй раба Твоего…”, — поясняет священник. — И это тоже будет молитвой».

Отец Димитрий служит в Свято-Никольском соборе города Калач-на-Дону Волгоградской области. Он ведет блог в Facebook и активно откликается на многочисленные просьбы о молитвенной поддержке, записывая для поминовения имена людей, о которых необходимо помолиться. На вопрос о минусах данного явления священник ответил нам так: «Я считаю, что многие люди не понимают, где уместно размещать просьбы о молитвенной помощи, а где — неуместно. Лучше всего публиковать их в специально созданных для этой цели группах в социальных сетях».

Просьбы о молитве можно встретить и на персональной странице в Facebook саратовского священника Андрея Мизюка. Впервые с явлением молитвенной поддержки он столкнулся на православных форумах в Интернете. Такие темы строго модерировались, потому что нередко это переходило в просьбы о финансовой помощи, которые, из-за риска мошенничества, не разрешались правилами. Однако и духовной поддержки просили многие. Как считает сам отец Андрей, «в этом есть определенный смысл, поскольку в реальной жизни человеку иногда просто некого попросить о молитве. И в этом случае ему могут помочь виртуальные друзья. А почему нет? Иногда это тоже выход».

Открыв аккаунт в Facebook, священник нередко писал о своем повседневном служении, в котором часто приходится сталкиваться с человеческой болью и сложными жизненными ситуациями. Писал просто для того, чтобы поделиться своими переживаниями. А делясь этим, постепенно понимал, что во многих случаях не в силах чем-либо практически помочь людям, оказавшимся в беде, а в силах — только молиться и попросить об этом других людей. Так на странице отца Андрея стали появляться короткие просьбы о молитвенной поддержке, люди стали вовлекаться в этот процесс.

Вот уже более пяти лет этот батюшка окормляет Перинатальный центр Саратова. Там, где на свет является жизнь, он нередко крестит детей, которые сразу после рождения оказываются на пороге смерти. Есть ли в его опыте истории, когда по молитвам родителей, близких ребенка и незнакомых людей ко Господу происходили чудеса? «Разумеется, — отвечает священник. — Особенно запомнился случай, когда мне пришлось ехать в роддом глубокой ночью, потому что надежды на то, что ребенок, появившийся на свет в результате экстренных родов, доживет до утра, практически не оставалось. Это была горячая просьба родителей и родственников. Врачи вошли в положение и пустили меня среди ночи в реанимацию, чтобы я крестил мальчика. Сегодня ему уже два года. Он выжил — безусловно, это чудо. В ту ночь я написал сообщение, в котором очень просил молитв о том, чтобы мне успеть попасть в родильный дом до того, как младенец отойдет ко Господу. Тогда отозвалось много людей — из разных городов и даже стран. И эта поддержка реально чувствовалась на расстоянии. Это было настоящее участие, настоящее сопереживание».

В процессе этих бесед нам стало очевидно, что все, кто рассказывает на своих сетевых страницах о болящих и страждущих, находят живой отклик у своих подписчиков — а значит, сопереживание друг другу в нас не утратилось. Объединение сотен и даже тысяч людей в общей молитве за одного человека дает надежду, и этот человек действительно может быть исцелен Господом. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18,19–20).

Газета «Православная вера» № 02 (598)

Источник

Почему Бог не отвечает на наши молитвы

Что отвечать на прошу молитв

Мы все так или иначе чего-то просим у Бога. Просим по-разному и в разных случаях. Просим, когда оказываемся в каких-то сложных жизненных ситуациях и обстоятельствах, когда нам помощь Божия особенно нужна; иногда просим у Бога что-то, оказавшись в таком положении, когда, кроме Него, нам и помочь-то никто не может; порой просим Его о чем-то, когда должны были бы что-то сделать сами, но делать этого не хочется.

Что отвечать на прошу молитв

Игумен Нектарий (Морозов)

И конечно, каждый день, если мы читаем утренние и вечерние молитвы, если мы ходим в храм, мы просим о самом важном – просим о том, чтобы Господь нас помиловал, спас, просим о том, чтобы дал нам все потребное для нашей земной жизни и для нашего вечного благобытия.

Когда человек чего-то ждет от Бога, то, во-первых, исполнение этого прошения бывает очень важным само по себе, а во-вторых, это очень значимо для нас, как отклик на наши молитвы, как свидетельство о том, что Бог действительно есть, что Он слышит нас, что Он милосерд и по Своему милосердию и любви наши прошения исполняет. И вместе с тем практически постоянно приходится слышать вопрос: почему я молюсь, но Господь не исполняет моих просьб? Почему я молюсь, и Господь как бы не слышит меня? Вот об этом я и хотел бы немного поговорить.

Во-первых, наверное, прежде чем судить о том, слышит ли нас Господь или же не слышит и милосерд Он или же немилосерд из-за того, что не исполняет наших просьб, нужно бывает разобраться: а действительно ли мы просим то, что нам полезно, что нам необходимо, что послужит ко благу и не причинит вреда? Часто бывает так, что мы «вымаливаем» у Бога что-либо по страсти, по неразумию – и при этом хотим, чтобы Господь исполнил нашу молитву во что бы то ни стало.

Конечно, человек церковный, имеющий определенный опыт христианской жизни, скорее всего, не будет просить о том, что напрямую греховно и вредно. Не будет требовать, чтобы Господь кому-то за него отомстил, не будет искать того, чтобы Господь помог ему удовлетворить какую-то постыдную страсть; не будет молиться о том, что является проявлением корыстолюбия, сребролюбия, тщеславия. И тем не менее даже если порой мы просим у Бога о вещах каких-то, на первый взгляд, богоугодных, то нужно всегда поразмыслить: а точно ли это в настоящий момент полезно нам?

Что отвечать на прошу молитвПорой мы просим о том, чтобы Господь дал нам возможность жить спокойно, бесскорбно и предаваться подвигам христианского благочестия без помех – чтобы нам не мешали в этом ни наши близкие, ни наши ближние, ни какие-то обстоятельства нашей жизни, ни работа. И Господь нам этого не дает, а если мы попытаемся уразуметь почему, то поймем, что как раз все то, что является помехой, и выявляет некое намерение, стремление нашего сердца: действительно ли мы так хотим того, чему оно «мешает»? И если хотим, то все эти помехи удастся преодолеть.

А кроме того свойство помех таково, что посредством преодоления мы стяжеваем опыт, приобретаем христианское мужество и становимся искусными в духовной жизни.

Если бы Господь Сам устранял те помехи, которые есть на нашем пути, то что бы тогда оставалось делать нам? Получать «готовое спасение»? Но оно таковым не бывает, потому что надо всей своей жизнью доказать, что мы его действительно ищем, жаждем. Это спасение должно стать для нас как бы «родным», «нашим». И для кого-то оно действительно становится родным, а для кого-то так и остается чем-то чужим.

Ну и конечно, то, что мы порой воспринимаем как помехи, нередко является тем, мимо чего Господь не хотел бы, чтобы мы проходили. Так например, «помехами» мы очень часто считаем людей ― людей, которые о чем-то просят, людей, которые о чем-то говорят, людей, которые требуют внимания к себе, но на самом деле наше спасение через этих людей и совершается. Вот лишь один из распространенных примеров того, из-за чего Господь может не откликаться на наши молитвы.

И таких вещей на самом деле очень много, вещей, которых мы ждем от Бога и которые нам в данный момент на самом деле не нужны или даже противопоказаны. И поэтому просить-то, может быть, и надо, но вместе с тем надо Богу доверять и надеяться на то, что Его мудрость и любовь помогут избрать то, что нам действительно полезно, и не дать нам того, что вредно.

Бывает и по-другому. Бывает так, что мы просим о том, что нам действительно необходимо – о том насущном, без чего не обойтись. И опять-таки Господь почему-то нас «не слышит» и почему-то нам этого не дает. В таком случае всегда бывает необходимо проверить расположение сердца, с которым мы молитву Богу возносим.

Вот, например, говорит преподобный Исаак Сирин о том, что молитва злопамятного подобна сеянию на камне. И действительно, если человек злопамятен, если держит на кого-то обиду, не говоря уж о том, что желает кому-то зла, то сколько бы он ни молился – даже если он молиться будет часами, днями, ночами, сутками напролет,– никакой пользы эта молитва приносить не будет, и человек только лишь, как говорят, преуспеет на горшее: пребывая в такой молитве и не понимая, что между ним и Богом стоит его желание зла другому человеку, он будет ожесточаться и приходить в еще худшее состояние.

Но не только злопамятность, а и всякая другая страсть, с которой христианин не хочет бороться, которую он любит, которую он принимает, которую он не отвергает и не отторгает от сердца, тоже встает между ним и Богом, как стена, когда он приступает к молитве. Одно дело, когда мы молимся с осознанием своего страстного состояния, когда кто-то из нас говорит: «Господи, я понимаю, что грешен и в этом, и в том, и прошу Тебя, чтобы Ты мне помог с этими грехами справиться, но, помимо этого, прошу еще и о том, чего требует в этот момент мое сердце».

Другое дело, когда мы оставляем все, что Сам Бог считает первостепенным, то есть борьбу со страстями, и просим о чем-то, что беспокоит нас, забывая о том, что в нашей жизни, скажем так, беспокоит Бога. В таком случае молитва наша тоже очень часто остается без ответа.

Есть и еще одна причина, почему Господь не исполняет наших прошений. Но здесь, наверное, нужно говорить именно о тех случаях, когда мы молимся о чем-то, хотя и нужном, но тем не менее житейском. Просим о том, чтобы Господь исцелил болезнь, помог нам в каких-то семейных или рабочих обстоятельствах.

Что отвечать на прошу молитв

Порой бывает так, что одни верующие люди об этом просят как о чем-то само собой разумеющемся, а другие люди, также церковной жизнью живущие, говорят: а надо ли у Бога об этом просить? Ведь это же не что-то необходимое для нашего спасения и, наверное, нужно просто стараться приобрести то, в чем мы нуждаемся, справиться с тем, с чем нужно справиться, избавиться от того, от чего нужно избавиться, если речь идет о каких-то житейских вопросах. И не беспокоить по этому поводу Бога. Как правильно здесь рассудить?

Преподобный Исаак Сирин говорит, что наша молитва должна быть сообразна с нашей жизнью. Если нас что-то беспокоит, то это что-то, нас беспокоящее, обязательно должно обращаться в повод для молитвы. Если мы можем о чем-то не беспокоиться – например, если мы болеем и совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно об этом не молиться, а просто поблагодарить Бога за то, что Он нам эту болезнь послал. Если мы живем в нищете и тоже совершенно по этому поводу не переживаем,– наверное, можно не молиться о том, чтобы Господь послал нам работу или кого-то, кто бы нам помог. Но чаще бывает иначе. Мы сталкиваемся с каким-то житейским испытанием и приходим и в смятение, и в состояние скорби, печали. А раз так, то, значит, обязательно Богу помолиться надо.

И вот бывает так, что человек усердно молится, а помощь не приходит и ничего в жизни не меняется. И опять-таки задает он вопрос: «Господи, где Ты и почему Ты не отвечаешь на мою молитву? Или хуже я всех людей?». От такой мысли христианин приходит порой в состояние не смирения, а уныния. А порой и еще какие-то, худшие мысли закрадываются в сердце человека.

А причина неисполнения прошения здесь часто бывает одна и та же: Господь не дает просимого, чтобы не уподобились мы тем самым прокаженным, которые, будучи очищенными, тотчас же радостно удалились по своим делам и не возвратились, чтобы поблагодарить. Господь заранее знает нашу неблагодарность, нашу легкомысленность и ведает, что мы, получив просимое, тотчас же от Него отойдем в сторону или, по крайней мере, уже не будем молиться столь же усердно.

И вот за эту нашу потенциальную неблагодарность Господь оставляет нас пребывать в состоянии прошения, потому что сама эта молитва – молитва прошения – уже нашей душе определенную пользу приносит. И вместе с тем страшный вред нам могло бы причинить неблагодарное оставление молитвы после исполнения просимого.

Тот же преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого дара, который Господь бы дал человеку и который остался бы потом не умноженным, кроме того дара, за который человек бывает неблагодарен. Господь готов не только давать, но и давать гораздо больше, чем дал однажды, но если мы Его не благодарим за то, что Он дал, то рука Божия как бы закрывается и мы уже ничего не получаем, чтобы это полученное нам не обратилось в осуждение.

Что отвечать на прошу молитв

И поэтому, когда мы о чем-то просим, в чем испытываем потребность по-житейски, надо обязательно испытать свое сердце и спросить себя: а буду ли я Богу благодарен, когда Он мне даст то, в чем я сейчас так нуждаюсь? И если мы не можем себе дать однозначный ответ, то, наверное, можно проверить себя еще так: а бываю ли я благодарен в таких случаях людям?

Ведь человек, который умеет быть благодарным людям, скорее всего будет благодарен и Богу. И наоборот, человек, который бывает неблагодарным по отношению к тем людям, которые для него делают что-то благое, и Богу будет точно так же неблагодарен.

Если говорить о тех утренних и вечерних молитвах, которые мы читаем каждый день, и о тех прошениях, с которыми мы в них обращаемся к Богу, то на самом деле, наверное, нужно удивиться вот чему. Мы просим, читая ежедневное правило, о вещах самых важных, самых великих – о том, о чем просили Бога святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, преподобный Макарий Египетский и другие великие святые, потому что молимся их словами. Понятно, что о чем-то пустом, суетном они просить не могли и молились о спасении и о тех добродетелях, которые для спасения человеку потребны.

И возникает вопрос: почему мы каждый день об этом просим, но у нас никак то, о чем мы просим, не появляется? Ведь совершенно очевидно, что святые, которым эти молитвы принадлежат, просимое от Бога в конце концов получили – стяжали эти добродетели не только своими трудами, но и по благодати и по милости Божией.

Очень хорошо говорил об этом в своих поучениях святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он спрашивал: если ты молишься Богу, но при этом самого себя не слышишь, то имеешь ли ты право надеяться на то, что тебя услышит Господь? По-другому можно было бы сказать, что наша «неуслышанность» в молитве имеет свои причины в том, что мы сами не понимаем и не берем на себя труд понять, насколько действительно нуждаемся в тех духовных дарах, которые у Бога в утренних и вечерних молитвах испрашиваем.

Ну и, наверное, очень важно сказать о том главном правиле, которое нужно иметь в виду, когда мы вообще к молитве Богу приступаем. Преподобный Миос Киликийский говорил, что послушание дается за послушание: Бог слушает тех, кто слушается Его. Вот, в сущности, самый главный ответ. Наша жизнь, далекая не только от духа евангельского, но даже от стремления следовать на деле евангельским заповедям, бывает самым великим препятствием к тому, чтобы Бог наши молитвы исполнил.

И наоборот, если жизнь человека всецело посвящена тому, чтобы заповеди Божии здесь, на земле, исполнить, то Господь всю жизнь такого человека просто превращает в чудо, потому что осуществляет все, что только он ни попросит. Вот знаете, родители, которые видят, что их ребенок все делает, чтобы им угодить,– и учится замечательно, и убирается дома, и следит за собой,– как правило, на своего ребенка не нарадуются и готовы бывают ему сделать любой подарок, о котором он попросит, а может быть, даже и не попросит, а они сами догадаются, что ему это нужно. Почему? Потому что они не боятся его испортить и хотят хоть чем-то вознаградить его усердие. Так бывает и с нами: Господь не вознаграждает либо потому, что нечего вознаграждать, либо потому, что это послужит к нашему вреду, а не к нашей пользе.

Ну и еще, наверное, нужно раз за разом самим себе и другим напоминать такую простую истину. Когда мы что-то у Бога просим, никогда не надо усиливаться что-то выпросить. Кроме, пожалуй, одной ситуации: когда мы просим о прощении и спасении нас и наших ближних. В этой молитве можно и колени стереть, и сердце сокрушить, и ничего не будет лишним.

Во всех остальных случаях, когда мы просим о чем-либо, обязательно нужно добавлять те слова, которые добавлял в своей молитве Сам Господь: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Это настолько должно соединиться с духом нашей молитвы, чтобы мы могли порой эти слова и не произносить, но они как бы сами собой подразумевались. И, как ни странно, именно это оставление исполнения нашей молитвы на усмотрение Божие – наш отказ от того, чтобы настаивать на том, что мы хотели бы для себя попросить, является зачастую залогом того, что Господь нашу молитву исполнит. Впрочем, исполнит, возможно, совсем не так, как мы того ожидали.

Мы просим, если перефразировать евангельские слова, не рыбу, а змею – Господь же дает нам рыбу, просим мы камень – Он дает нам хлеб. А на самом деле мы постоянно просим и змею, и камней, и еще что-то более вредное для себя, но если говорим при этом: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь», то Господь дает нам то, в чем мы на самом деле нуждаемся.

Что отвечать на прошу молитв

Вопросы после беседы

– Уже в двух духовных книгах я встретила такой совет: когда молишься сам, нужно дать возможность Богу сказать что-то тебе, то есть, как я понимаю, не только говорить в одну сторону, а как-то слышать и ответ от Него. Как практически этого достичь? Медленнее молиться или что делать?

– Я думаю, что здесь, скорее всего, идет речь о том совете, который дал митрополит Антоний Сурожский одной старой монахине и который затем цитировался многими авторами. Но дело в том, что этот совет, неправильно понимаемый, многим людям приносит существенный духовный вред, потому что человек, следуя ему, подчас не просто старается дать в своей душе действовать и говорить Богу, а начинает нетерпеливо ждать некоего ответа. А когда человек что-то подобное сильно ждет, то, как правило, приходит враг и дает ему то, что он ждет, а вернее, то, что человек принимает за ожидаемое. И таким образом нетрудно обмануться.

Этого ответа ждать не надо, просто в молитве должно быть как можно меньше человеческого «я». Господь наполняет Собою все, кроме того места, которое занимает человек: ничто в мире – ни растения, ни животные, ни неживая природа – не может «выталкивать» из себя Бога, а человек может. Только в человеке Господь постоянно встречает сопротивление. За каждым всенощным бдением мы слышим возглас: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши». Что значат эти слова: «во святых почиваеши»? То, что Господь может как бы отдохнуть в сердцах святых, потому что святые с Ним не борются. А мы постоянно с Богом боремся. И когда гордый и страстный человек встает на молитву и о чем-то просит Бога, то он во всем этом имеет настолько много самого себя, что эта масса требований и условий не оставляет Богу места в его жизни и в его молитве. Если же мы оставляем Богу место в нас действовать, если действительно хотим поступить так, как желает того Господь, то ответ последует – не в этот момент что-то будет сказано или открыто, а вся последующая жизнь будет ответом на эту молитву.

Если же говорить о совете митрополита Антония, то он давал этот совет пожилой монахине, которая старалась не молиться постоянно Иисусовой молитвой, а именно твердить ее. И он понял, что она настолько надеялась на частоту повторения этой молитвы, на свое усердие в ней и прилагала столько сил, чтобы твердить ее безостановочно, что, судя по всему, молитва как таковая совершенно от этого ушла. Она уже не была тем покаянным деланием, которым по существу должна являться. И он сказал что-то вроде: остановись и дай Богу как-то действовать, а не только сама все время что-то делай. И когда она из этого круга, в котором, как белка в колесе, крутилась, на мгновение вышла, то ее усердие и ревность, которые, безусловно, имели место, и стали основанием того, чтобы Господь действительно ее сердце успокоил. А если взять сейчас «человека с улицы», который о Боге даже не думает, и дать ему совет, который дал митрополит Антоний этой женщине – вот ты сядь в кресло, ни о чем не думай, и ты услышишь ответ от Бога в своем сердце,– я не знаю, что услышит человек. Она потому и услышала, что она все время Его искала, но не знала, что для этого нужно упраздниться от самой себя хотя бы на мгновение.

– Если молишься и вдруг зазвонил телефон, то что делать?

– Лучше всего, как показывает опыт, в большинстве случаев выключать телефон, начиная молиться, то есть сделать так, чтобы этот выбор просто перед нами не стоял. Бывают исключения: допустим, если мы знаем, что у нас есть кто-то из наших родных и близких, кто тяжело болен и в любой момент может нам позвонить и попросить о помощи. Да, наверное, тогда можно телефон не отключать.

Если мы заняты каким-то делом – по церковному послушанию, на работе, по долгу – и у нас выдалось время помолиться, но мы знаем, что нас в любой момент могут потребовать вернуться к делу, то да, тоже надо быть готовым прервать молитву и подойти к телефону, потому что мы молимся, воспользовавшись этим свободным временем. Если же мы дома и ничто нас не связывает, то надо отключать телефон и молиться без оглядки на него.

– А если не телефон звонит, а кто-то из близких зовет в этот момент?

– Что касается близких… Если что-то с близким человеком случилось в этой квартире, то, конечно, надо оставить молитву и идти ему помогать. Но надо своих близких научить, что в это время просто не нужно вас беспокоить без действительной нужды, что нужно отнестись с уважением к тому, что вашей душе необходимо, тем более что время молитвы не такое уж продолжительное: не три, не четыре и не пять часов она, к сожалению, у нас занимает, а гораздо меньше.

– А если во время молитвы начинаешь вспоминать свои грехи, то как быть?

– Продолжать молитву, молясь, в том числе, и о прощении этих грехов. Бросаться и тотчас записывать их, чтобы затем исповедовать, не надо. Ничего страшного: если нам напоминает об этих грехах Господь, то Он напомнит и после молитвы, то есть не даст о них забыть.

Что отвечать на прошу молитв

– Можно ли слушать молитвы в аудиозаписи? Сейчас есть разнообразные диски с утренним и вечерним правилом, последованием ко Причащению…

– Для кого, в первую очередь, предназначены эти аудиозаписи? В первую очередь, для людей слепых и слабовидящих; еще для людей неграмотных (таких, правда, мало, но им тоже подходит такой вариант); для человека, который лежит в состоянии тяжелой болезни и не в силах подняться и помолиться; ну и, наверное, для тех людей, которые настолько расслаблены, что для них молитва – это что-то невозможное, и слушание молитв в потенциале может постепенно привести их к молитве на практике, в реальности.

Мне приходилось неоднократно видеть людей, которые первый раз приходили в храм на службу после того, как посмотрели пасхальное богослужение по телевизору – и такое, конечно, бывает. Но в принципе, если мы не слепые, не больные и не совсем расслабленные, то, конечно, надо молиться самим. И слушание молитв в этом случае не заменяет собственной молитвы. Наверное, человек, желающий лучше узнать псалмы, может слушать запись псалмов – это вполне будет уместно. Но именно с целью ознакомительной, а не вместо чтения Псалтири. Поэтому лучше для себя традиционный способ молитвы избирать.

– Скажите, пожалуйста, если человека не знаешь, а просят за него молиться, как это правильно делать? Трудно, когда почти не имеешь представления, о ком молишься…

– Преподобный Варсонофий Великий, когда ему подобные вопросы задавали, говорил, что не надо брать на себя именно некий подвиг молитвы о незнакомом, неизвестном нам человеке, а достаточно хотя бы однажды обратиться к Богу с прошением о том, чтобы Господь этого человека помиловал. Если же наша жизнь такова, что мы часто молимся о разных людях – и о знакомых, и о незнакомых, и это уже какое-то сроднившееся с нашей жизнью занятие, то, наверное, можно молиться и более постоянно, но тогда и вопрос такой не возникнет. По существу же Вы исполните просьбу о молитве, если помолитесь хотя бы однажды.

– Вот у меня тоже возникает этот вопрос: как молиться? Просит кто-то помолиться об общем знакомом, а знаешь, что знакомый этот, допустим, алкоголик, наркоман, экстрасенс. Нужно ли брать благословение для того, чтобы молиться о таком человеке или же можно не спрашивать?

– Я прошу прощения, это совершенно разные вещи – алкоголик, наркоман и экстрасенс. Что касается наркомана или алкоголика, то если есть возможность задать вопрос об этом священнику, которому исповедуешься, и взять благословение на такой молитвенный подвиг, ради этого человека подъемлемый, лучше это сделать.

Единственное, что нужно всегда иметь в виду, – это когда мы о человеке, в такой бездне пребывающем, молимся, Господь может каким-то образом потребовать, чтобы мы за эту молитву в своей жизни ответили, потому что когда мы просто молимся, это имеет одну силу, а когда мы готовы молиться за этого человека, невзирая на те или иные скорби, на нас обрушивающиеся, тогда, конечно, совершенно другую силу наша молитва имеет.

А что касается молитвы за экстрасенсов, я думаю, не стоит на себя такое брать, и в том числе даже не стоит на это спрашивать благословения священника, потому что, как правило, ничего хорошего из этого не получается. Можно просто сказать: «Господи, спаси этого человека и отведи его от этого заблуждения, а меня, грешного, помилуй». Но брать на себя регулярную молитву о нем не стоит.

25 сентября в 19.30 состоится презентация книги игумена Нектария (Морозова) «Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *