Что отвечает за реакцию человека
Что отвечает за реакцию человека
МЫ РАБОТАЕМ :
Москва пр.Андропова 17 корп.1
Скорость реакции – это один из важнейших показателей работы организма человека. Быстрая реакция, концентрация внимания и координация движений позволяют чувствовать себя хозяином своей жизни. От скорости принятия решений зависит собственная безопасность человека. Она тесно связанна с реагированием и оценкой ситуации, а так же и со скоростью реакции человека, без которой в этом мире не обойтись.
Быстрая реакция востребована в различных видах спорта, где каждый хочет быть быстрее, выше, сильнее: в фуболе и настольном теннисе, в фехтовании и волейболе, в боксе и различных видах единоборств. Результаты спортсменов во многом зависят от того, насколько своевременно и рационально спортсмен стартует или реагирует на динамику происходящих вокруг него событий.
Быстрая реакция необходима и людям разных видов профессий – это водители, летчики, врачи, а так же представители других профессий, от которых зависит жизнь человека. В современном мире с черепашьей скоростью реакции жить сложно, а люди с хорошей реакцией ценятся больше, им отдает предпочтение работодатель, ставя на ответственные, высокооплачиваемые участки работы.
Многим хочется иметь быструю реакцию, благодаря которой можно эффективно действовать, как в критических, так и в простых жизненных ситуациях, молниеносно и безопасно достигая желаемого результата. Возникает резонный вопрос: Как развить этот нужный навык и научиться быстро и правильно реагировать в любых ситуациях?
Способы развития скорости реакции
Для того чтобы укрепить и усилить скорость реакции люди использует разные способы:
Секреты скорости или что нужно знать
Как сознательно тренировать рефлекторные составляющие реакции?
Таким образом, динамическое равновесие переводит тело в неустойчивое положение. Эквилибристика дает мощнейшие результаты, помещая нас в активный режим выживания, включая концентрацию внимания и другие скрытые механизмы возможностей управления нашим возможностями.
Также рекомендуем:
Москва пр.Андропова 17 корп.1
© Танцующий Стул ® 2010-2021
Активный сидячий образ жизни ®
Профессиональные важные качества: время реакции
Определение быстроты реакции
Есть ли человек, который не слышал словосочетание «быстрота реакции»? Сколько раз мы в последний момент «спасали» кружки и тарелки? Сколько раз она определяла результат соревнований, эстафет и конкурсов? С любым человеком и дома, и на улице в любую минуту могут случиться неожиданности, и тогда
его здоровье будет напрямую зависеть от быстроты реакции. Но требуется она не только для обычной жизни. Это профессионально-важное качество для космонавтов, летчиков, моряков, военных, спортсменов, водителей, операторов. Сотни профессий, тысячи ситуаций, ежедневно.
Наверное, у многих возникает желание узнать быстроту своей реакции или получить ответ на вопрос: «Смогу ли я сравняться с Шумахером». Смогу ли я стать летчиком или просто немного увеличить быcтроту реакции?
Что для этого надо сделать?
Для начала её надо измерить. Нетрудно догадаться, что быстрота или скорость реакции измеряется временем, точнее – временем простой условнорефлекторной реакции.
Измеряют его, и сложными приборами – хронорефлексометрами,
и очень простыми и доступными средствами, например, школьной линейкой. Кстати, не менее точно.
Помните, … всё гениальное – просто.
Измерение простой условнорефлекторной реакции
Простая условнорефлекторная реакция осуществляется как простое движение в ответ на простой сигнал. Соотношение сигнал – движение задается инструкцией, произносимой лаборантом.
Инструкция
«Вам предлагается тест измерения времени реакции с помощью школьной линейки. Требуется поймать её
в свободном падении.
Измерение производится стоя. Ведущую руку (для правшей – правую) держать на уровне груди. Большой
и указательный палец необходимо максимально сблизить, но не касаться поверхности линейки. Нулевая отметка должна располагаться на уровне верхнего края указательного пальца. Как только Вы увидите, что линейка падает Вам следует её схватить. Никакой дополнительной команды подаваться не будет.
Измерение проводится 3 раза. Готовы? Будьте внимательны.»
Процедура проведения
Измерение проводится вдвоём. Показания считываются у верхней границы указательного пальца.
Интерпретация результатов измерений
После измерения вычисляется среднее арифметическое трёх измерений и сравнивается с нормами.
Нормы
Время реакции
Высокий уровень развития параметра
Средний уровень развития параметра (норма)
Низкий уровень развития параметра
Видеофайл «Измерение времени реакции»
А теперь информация для тех, кто всё-таки хочет получить ответы на вопросы.
Как перевести сантиметры в миллисекунды?
Чем ограничена скорость реакции человека
Скорость реакции человека определяется работой нервной системы. Когда человек реагирует на очень сильное раздражение, опасное для жизни, например, когда отдергивает руку от горячего предмета –
в действие вступает простой рефлекс, в котором головной мозг не принимает участия. От рецептора сигнал
по нервному волокну идет в спинной мозг и затем сразу к мышце, проходя всего по трем нервным клеткам – чувствительному нейрону, вставочному нейрону в спинном мозге и двигательному нейрону. Скорость нервного импульса по отросткам нервных клеток здесь – несколько десятков метров/сек. Определяющим является время синаптической передачи – порядка 0,1 сек.
Сначала человек отдергивает руку, а затем чувствует боль. Это связано с тем, что от болевых рецепторов в
мозг сигнал идет по нервным волокнам другого типа с меньшей скоростью.
Если речь идет о реакции человека на летящий в него камень, то здесь тоже рефлекторная реакция: глаз передает сигнал о быстром движении не только в отделы головного мозга, где они обрабатываются (и мы понимаем: «летит камень»), но и по специальным нервным путям – к мышцам, что обеспечивает быструю реакцию избегания – ухода в сторону, отпрыгивания и т.п.
Если речь идет о реакции при игре в теннис, то постепенное улучшение реакции связано с формированием стереотипных рефлексов, позволяющих реагировать без участия коры больших полушарий (без размышления), и, главное, такие реакции осуществляются без обратной связи, то есть не происходит постоянной корректировки движения. А когда мы только учимся делать новое движение, идет сложное взаимодействие: мышце подается сигнал о действии, от нее обратно поступает сигнал о результате действия,
и идет корректировка, т.е. мышца движется под постоянным контролем, на что требуется много времени.
Во всех этих процессах участвуют разные области мозжечка и некоторые другие структуры головного мозга.
Как повысить скорость реакции
В этом Вам может помочь упражнение:
Игра в хлопушки.
Первый партнер становится и располагает открытую ладонь так, чтобы второму было удобно по ней бить. Например, становится боком ко второму, открытую ладонь держит перед собой. Второй партнер бьет по
ладони первого в произвольные моменты времени. Задача первого – убрать ладонь, задача второго – попасть. Можно вести счет. Затем партнеры меняются. Принцип, заложенный в этой игре можно перенести на другие технические действия, например, на подсечки и уходы от ударов ног по нижнему уровню.
Известно, что подсознательная реакция, связанная с правым полушарием головного мозга, намного быстрее сознательной, связанной с левым полушарием. Логично предположить, что именно в подсознании должны
быть заложены ответные действия на определенный раздражитель. А это достигается путем многократного повторения движений на тренировках. Всего нужно набрать около 5–10 тыс. повторений, причем за раз не имеет смысла делать более 300 повторений. 300 цифра достаточно большая, в основном получается
не более 200 движений за тренировку, тогда выходит, что для подсознательного усвоения двигательного шаблона требуется в идеале около двух месяцев. Двигательные реакции должны осуществляться на уровне условных рефлексов, а для этого, как видите, необходима серьезная тренировка.
Нейроны и нейромедиаторы
Химические цепочки
Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).
Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.
Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств
Рассмотрим, что происходит при изменении уровней нейромедиаторов мозга на примере трех из них (серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).
Серотонин
Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в головном мозге приводит к депрессии, импульсивным и агрессивным формам поведения, насилию, и даже самоубийствам. Лекарственные вещества под названием антидепрессанты создают блок на пути обратного захвата серотонина, тем самым несколько увеличивая время его нахождения в пространстве синапса. Как итог, в целом увеличивается количество серотонина, участвующего в передаче сигналов с нейрона на нейрон, и депрессия со временем проходит.
В последние годы ведутся бурные дискуссии вокруг психического расстройства, носящего название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ, ADHD). Это расстройство, как правило, диагностируется в детском возрасте. Таким детям очень сложно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, они совершенно не могут сидеть, не двигаясь; они постоянно находятся в движении, импульсивны и чрезмерно активны. К сожалению, СДВГ диагностируют у все большего числа детей, и многие из них получают лекарства, увеличивающие деятельность медиатора дофамина. Это помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным, и поэтому более способным последовательно выполнять задания.
Наркотическое вещество, известное как «экстази» или МДМА, также изменяет уровень серотонина в мозге, но намного более радикально. Он заставляет выделяющие серотонин нейроны выплескивать все содержимое сразу, затапливая этим химикатом весь мозг, что, конечно, вызывает ощущение чрезвычайного счастья и гиперактивность (чрезмерную двигательную активность). Однако, за это приходится расплачиваться позже. После того как экстази израсходовал весь мозговой запас серотонина, включаются компенсаторные механизмы, быстро разрушающие избыток нейромедиатора в мозге. После того, как спустя несколько часов действие наркотика заканчивается, человек, вероятно, будет чувствовать себя подавленным. Этот период «депрессии» продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить запасы и обеспечить нормальный уровень медиатора. Повторное использование на этом фоне экстази может привести к глубокой депрессии или другим проблемам, которые будут тянуться в течение долгого времени.
Дофамин
Ученые обнаружили, что люди с расстройством психики, известным как шизофрения, фактически чрезмерно чувствительны к дофамину в мозге. Как следствие, при лечении шизофрении используются лекарства, которые блокируют дофаминовые в головном мозге, таким образом, ограничивая воздействие этого нейромедиатора.
С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, увеличивают уровень дофамина, заставляя нейроны его высвобождать, и препятствуя его обратному захвату. В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов при лечении некоторых заболеваний, например, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Тем не менее, иногда люди абсолютно необдуманно неправильно используют эти вещества, пытаясь обеспечить себе повышенный уровень бодрствования и способность решать любые задачи.
Гамма-аминомасляная кислота
Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является главным медиатором, чья роль заключается в передаче нейронам команды «стоп». Исследователи полагают, что определенные типы эпилепсии, которые характеризуются повторными припадками, затрагивающими сознание человека и его двигательную сферу, могут являться результатом снижения содержания ГАМК в головном мозге. Передающая система мозга, не имея адекватного «тормоза», входит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают сильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому приступу. Ученые полагают, что за разрушение слишком большого количества ГАМК могут быть ответственны мозговые ферменты, в связи с чем появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время показало их эффективность в лечении не только эпилепсии, но и некоторых других нарушений работы мозга.
Гормоны
Химическое взаимодействие
Что отвечает за реакцию человека
Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. [1]
Умственная работоспособность проявляется в способности человека воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и действовать. Параметрами умственной работоспособности являются память, внимание, скорость передачи информации. Многочисленные исследования показывают, что устойчивость и адекватность этих показателей во многом зависит от уровня физической тренированности организма. Следует учесть, что умственный труд протекает в условиях малой двигательной интенсивности. Это способствует развитию процессов торможения в коре больших полушарий, возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности, ухудшения общего самочувствия. У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств. К их числу следует отнести общую выносливость, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональная устойчивость. [2]
Существенным фактором, влияющим на уровень и динамику работоспособности, являются специфические особенности каждой конкретной деятельности. Состояние работоспособности оценивается по физиологическим показателям функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность.
В первом приближении изменение работоспособности отражается в колебаниях производительности труда и скорости работы. Однако изменения производительности непосредственно отражают лишь изменения в выполнении установленного задания, а не изменения способности к его выполнению, производительность труда может зависеть не только от работоспособности, но и от многих условий работы.
Следовательно, производительность труда нельзя отождествлять с работоспособностью. Вместе с тем и производительность и работоспособность характеризуются результатом работы, ее количеством и качеством. Поэтому интегральными показателями работоспособности могут быть данные почасовой производительности и качества работы. Во время трудовой деятельности функциональная способность организма и производительность труда закономерно изменяются на протяжении рабочей смены. Изменения работоспособности в течение рабочего дня имеют несколько фаз или сменяющих друг друга состояний человека.
Фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций.
Продолжительность фазы устойчивой работоспособности может быть 2 – 2,5 ч и более в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, физической тяжести и гигиенических условии работы.
Фаза снижения работоспособности. Падение работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека. Наблюдаемое к обеденному перерыву падение работоспособности проявляется в ухудшении состояния сердечно-сосудистой системы, увеличении времени протекания рефлексов, снижении внимания, появлении лишних движений, ошибочных реакций, замедлении скорости решения задач.
Рассмотренная динамика работоспособности весьма характерна. Встречающиеся отклонения от типичной классической кривой работоспособности большей или меньшей выраженности свидетельствуют о наличии неблагоприятных внешних причин, на устранение которых должны быть направлены усилия физиологов труда. При этом главной задачей является продление фазы устойчивой работоспособности.
Оценка профессиональной работоспособности осуществляется обычно с помощью комплекса наиболее адекватных психофизиологических показателей с учетом вида трудовой деятельности, уровня рабочего напряжения, степени тренированности и индивидуальных особенностей организма. При этом чаще всего исследуются состояние сердечно- сосудистой, мышечной системы, ВНД и т. д. [3]
Для оценки физической выносливости и работоспособности человека предложено множество критериев и показателей. В последнее время большинство исследователей стремятся использовать показатели, прямо показывающие уровень определенного вида работоспособности, применяя в исследованиях тесты и показатели, принятые в качестве стандартных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
При оценке умственной работоспособности человека решающее значение должны играть прямые показатели умственной работы, главными слагаемыми которой являются скорость и точность реакций, помехоустойчивость и объем перерабатываемой информации. Указанные показатели определяются по результатам выполнения различных проб и тестов, из которых наиболее общепринятыми являются тесты с кольцами Ландольта, корректурная проба и др. [4]
Внимание- направленность и сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
Критериями внимания являются:
1) внешние реакции- моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности), вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);
2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности, ее организации и контроле;
3) увеличение продуктивности деятельности («внимательное» действие эффективнее по сравнению с «невнимательным»);
4) избирательность (селективность) информации;
5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания. [6]
Психофизиологическая теория Т. Рибо. Он утверждал, что внимание связано с эмоциями и вызывается ими. Интенсивность и продолжительность как произвольного, так и непроизвольного внимания определяется интенсивностью и продолжительностью эмоций, связанных с объектом. Рибо связывал внимание также и с физиологическими изменениями организма (сосудистые, дыхательные и др.реакции). Состояние внимания связано с движениями (лица, туловища, конечностей и т.п.), которые поддерживают и усиливают состояние сознания.
Концепция внимания П.Я. Гальперина. Основные положения концепции:
Виды внимания. Классификация видов внимания:
По степени активности: 1) непроизвольное, 2) произвольное и 3) послепроизвольное внимание.
По происхождению: 1) природное, 2) социальное.
По использованию средств: 1) непосредственное, 2) опосредованное.
По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее (интеллектуальное).
Внимание социально обусловленное- складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты.
Внимание непосредственное- не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.
Внимание опосредованное- регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Свойствами внимания являются:
Механизмы внимания. Физиологической основой внимания является общая активация мозга, связанная с деятельностью ретикулярной формации. В деятельности мозга выделяют несколько стадий или уровней, которые в разной степени обеспечивают внимание. Важнейшей основой внимания является достижение определенного функционального состояния мозга.
Внимание состоит в реакции ориентирования на какой-то стимул или объект. Для того, чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Т.е. внимание носит рефлекторный характер и возникает в результате особого ориентировочного рефлекса.
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. В нервной системе одни из возникающих возбуждений оказываются настолько сильными, что выступают в роли главенствующих, подавляющих все прочие. Это основное возбуждение принято называть доминантой, все прочие очаги в нервной системе – субдоминанты. Т.о., важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты, открытый Ухтомским А.А.
Доминанта – временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. Доминантный (господствующий) в данный момент времени очаг возбуждения, обеспечивающий выполнение какой-либо деятельности, притягивает к себе возбуждение из других центров и одновременно подавляет их, что блокирует посторонние, не относящиеся к выполняемой деятельности, раздражители, и, вместе с тем, усиливает энергию возбуждения основного доминантного очага. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, благодаря ей создаются условия для высокой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Так, человек, увлеченный работой, не замечает голода, посторонних шумов, голосов других людей. Доминанта является физиологической основой внимания.
Таким образом, внимание осуществляет контроль поведения и поддерживает устойчивость активности. [7]
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается. [8]
Факторы, влияющие на внимание:
1-я группа факторов связана с характером раздражителя. Это
факторы силы, новизны, необычности, контраст, внезапность. Например, скорее замечается движущийся объект, нежели статичный.
2-я группа факторов связана с соотношением характера раздражителя и потребностей человека. Привлекает внимание то, что значимо для человека, его деятельности и личности. Имеют значение особенности личности (опыт, эмоциональное состояние, установки и пр.).
3-я группа факторов связана с особенностями организации деятельности субъекта. Внимание всегда привлечено к действию, направленному на определенную цель. Поэтому для привлечения внимания важны: понимание цели, организация деятельности и условия ее протекания. [6]
Индивидуальные особенности внимания. Поскольку внимание обладает различными независимыми друг от друга свойствами и зависит от многих личностных факторов, а также от обучения и воспитания, то люди могут значительно отличаться по отдельным свойствам внимания, образуя индивидуальные типы:
1) широкое и узкое внимание (в зависимости от объема), 2) хорошо и плохо распределяемое, 3) быстро или медленно переключаемое, 4) концентрированное или флюктуирующее, 5) устойчивое и неустойчивое. [6]
Временные нарушения внимания типичны при утомлении или влиянии сильных эмоций. Достаточно устойчивое сохранение отклоняющего от нормы определенного соотношения основных характеристик внимания, приводящее к невнимательности, может быть как личностно-возрастной особенностью человека, так и следствием различных заболеваний.
Повышенная непроизвольная переключаемость внимания с низкими возможностями концентрации свойственна детям дошкольного возраста, но может возникать и у взрослых на фоне астении при различных заболеваниях или при переутомлении.
Повышенная концентрация на своих мыслях с трудностями переключения на другие виды деятельности свойственна некоторым лицам умственного труда, но подобные свойства внимания встречаются и у больных с навязчивыми и сверхценными идеями.
Все разнообразие ослабления внимания в патологии объединяют термином «гипопрозексия», Напротив, при гиперпрозексии внимание крайне усиливается: происходит своеобразное «прилипание» внимания к определенным мыслям или представлениям, причем больные могут это даже осознавать (повышенная избирательность внимания). [5]
Функциональная асимметрия полушарий – неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга. В психологическом словаре дается более развернутое определение: функциональная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других – правое полушарие. Рассматривают в двух аспектах: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в обеспечении психической деятельности человека. В классическом университетском учебнике по нейропсихологии (под редакцией Е.Д. Хомской, 2005) даются следующие определения обсуждаемым понятиям. Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга. Функциональная специфичность больших полушарий – специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными межполушарными закономерностями. На наш взгляд под «функциональной межполушарной асимметрией головного мозга» следует понимать неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга в моторной, сенсорной и психической деятельности человека и животных. [9,11]
У человека описано несколько видов асимметрий, в том числе и в отношении полушарий головного мозга. Для мозга выделяют пары: кора – подкорка, лоб – затылок, левое – правое. По функциональным особенностям различают:
— межполушарную асимметрию – временное доминирование активности структур одного полушария, связанное с типом решаемых задач;
— функциональную специализацию полушарий – предпочтение каждым полушарием обрабатывать информацию определенного типа.
Кроме этого различают асимметрию:
— морфологическую – выражается в неодинаковом строении двух гемисфер;
— биохимическую – проявляется в разном уровне содержания биологически активных веществ в левом и правом полушарии головного мозга;
— психофизиологическую – реализуется в различии физиологических и психологических параметров, обусловленных своеобразием работы каждого полушария. При этом психофизиологическая асимметрия делится на:
— моторную – совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности;
— сенсорную – совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств.
— когнитивную и эмоционально – мотивационную (психическая) – обусловлены специфичностью восприятия информации и различным способом ее обработки.
При этом необходимо отметить, что сенсорные, моторные и психические асимметрии, проявляются не изолированно, а только в целостной нервно- психической деятельности. Считают, что психические процессы, зависимые от правого полушария мозга включают в себя сенсорные асимметрии, а психические процессы, зависимые от левого полушария, соотносятся с двигательными асимметриями. [9]
Асимметрия полушарий и подкорковых структур сопряжена с асимметрией вегетативной нервной системы. Периферические симпатические структуры по числу и общей массе ганглиев и нервных проводников преобладают слева, а парасимпатические – справа. Показано, что асимметрия расположения органов находится под генным контролем и реализуется через последовательность сигнальных молекул. [9]
Сенсорная асимметрия является более четкой и постоянной характеристикой деятельности центральных систем. Этот вид асимметрии сохраняется и закрепляется в течение всей жизни. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, причем в ведущее быстрее, а ее обработка и хранение происходит в полушарии, адаптированном к данному виду информации. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность – у не ведущей руки. Была обнаружена тактильная асимметрия.
Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый ловит предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший и контрастный. Однако более устойчивым видом сенсорной асимметрии считается слуховая асимметрия, так как зрительная асимметрия нивелируется после 30-35 лет, а слуховая – после 40-50 лет жизни.
Распределение высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) – определяется как психическая асимметрия. Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правого полушария. [10]
В настоящее время принято считать, что левое полушарие у людей специализируется на вербально – символических функциях, работает как планирующий, аналитический, последовательный процессор, оперирует дискретными понятиями, соответствующими целыми классами объектов, устанавливая отношения между ними, обрабатывает информацию последовательно, сопоставляя детали, систематизируя, преобразуя, перекодируя их в речь и письмо. Лингвистические и математические функции также сосредоточены преимущественно или исключительно в пределах левого полушария, традиционно рассматриваемое как доминантное. Левое полушарие использует топологическую систему опознания, состоящую в том, что в нем создается схематическое изображение предмета, отражающее его основные функциональные признаки. Индивидуализированное восприятие объекта осуществляется правым полушарием. Только вместе лево- и правополушарные стратегии формируют функциональную гностическую систему.
Правое полушарие специализируется на пространственно – синтетических функциях, работает оппозиционно: обеспечивает целостное, синтетическое, аналоговое описание мира, сравнивая объекты параллельно по многим параметрам. Правая гемисфера может ощущать, познавать, интегрировать раздражения разных модальностей, решать задачи требующие понимания слов и их ассоциаций с объектами внешней среды. Оно играет преимущественную роль в восприятии пространства и топографических взаимоотношений. При поражении правого полушария нарушается восприятие схемы тела. Музыкальные способности человека в основном определяются также функционированием правого полушария. По другим данным анализ музыкальных произведений обеспечивается активностью обоих полушарий. [9]
Предполагается, что механизмы внимания также находятся в правом полушарии. Если левое полушарие обрабатывает осознанную информацию, то правое – неосознанную. Правое полушарие отвечает за гомеостаз, поэтому обеспечивает биологическую адаптацию, а левое – социальную. В восприятии пространственно-временных взаимоотношений полушария мозга функционируют асимметрично: правое – в настоящем времени с опорой на прошлое, левое – в настоящем с обращенностью в будущее. [12]
Активизацию правого полушария связывают с появлением отрицательных эмоций, а левого – положительных. Восприятие эмоциональных сигналов находится в основном под контролем правого полушария. При его поражении становится невозможным распознавание эмоционального настроения собеседника, распознавание лицевой экспрессии эмоций, теряется способность выразить или передать свое состояние интонацией голоса. [9]
При изучении функциональной межполушарной асимметрии долгое время преобладало представление о ФМА как об устойчивом, постоянном (стационарном) нейрофизиологическом феномене. Однако на основании исследований последних лет (методами регистрации электрической активности мозга, биохимического картирования, локального мозгового кровотока) был сформулирован новый концептуальный подход к феномену функциональной межполушарной асимметрии как к динамической функциональной асимметрии, под которой подразумеваются неустойчивые, флуктуирующие различия в деятельности симметричных образований головного мозга. Так, В.Ф. Фокиным (2003) был сформулирован ряд положений о динамических свойствах функциональной межполушарной асимметрии. Во- первых, динамика и инверсия межполушарных отношений наблюдается при стрессе различного происхождения. При напряженных адаптивных процессах активируются структуры правого полушария, что приводит к изменению характеристик высших психических функций и активации вегетативных реакций. Активность правой гемисферы часто усиливается при различных заболеваниях, а левой снижается. В смене знака межполушарной асимметрии могут играть роль биоритмические процессы. Автор считает, что реализация большинства высших психических функций осуществляется успешнее при более высокой активности левого полушария. Активация правого ухудшает психологические характеристики человека, но активирует проявление вегетативных реакций. Предполагается, что подобные изменения межполушарных отношений могут сопровождать человека всю его жизнь, особенно в критические возрастные периоды. [9]
Если кратко суммировать изложенное выше, то можно сказать, что
Для левого полушария характерно:
— последовательная обработка информации, сопоставление деталей, систематизирует, перекодирует информацию в речь и письмо;
— моторные (двигательные) психические процессы;
— функционирует в настоящем с обращенностью в прошлое;
— выше исходная точность восприятия времени и пространства;
— моторные и сенсорные функции представлены фокально, что позволяет формировать точные сенсомоторные координации и более благоприятно на этапе совершенствования навыков;
— при доминировании левого полушария высок риск развития сердечно – сосудистых заболеваний;
— доминирование левого полушария ограничивает симпатическую активность;
— на левое полушарие большее воздействие оказывает парасимпатический отдел вегетативной нервной системы;
— в левом полушарии и стриатуме преобладает активность стриопаллидарного пути и информация оценивается как положительная (система информационного подкрепления);
— активация левого полушария вызывает положительные эмоции и оно более уязвимо при возникновении отрицательных эмоций;
— левое полушарие связано со специфическими активирующими системами мозга, с дофаминэргической системой;
— доминирует в регуляции психофизиологических функций;
— оно обуславливает высокое качество физической и психической деятельности, что способствует развитию состояния напряжения и перенапряжения систем регуляции.
Для правого полушария характерны следующие особенности:
— работает в аналоговом режиме, осуществляет целостное восприятие, сравнивает объекты по многим параметрам;
— контролирует сенсорные психические процессы;
— функционирует в настоящем с опорой на будущее;
— моторные и сенсорные функции представлены диффузно, образ ритма движения более устойчив к угасанию;
— «симпатическое» полушарие – его доминирование ведет к истощению нервной системы и нарушению регуляции различных функций;
— в париетальной области правого полушария находятся центральные механизмы вегетативной регуляции;
— на правое полушарие большее воздействие оказывает левая, доминирующая часть симпатической системы;
— в правом стриатуме преобладает активность стрионигрального пути, поэтому информация оценивается как отрицательная (находится система биологического подкрепления);
— правое миндалевидное тело контролирует преимущественно изменение эмоционального состояния;
— активация правого полушария вызывает отрицательные эмоции;
— активация правого полушария приводит к увеличению ЧСС;
— оно является ведущим в процессах адаптации и стресса.[9]
Считают, что именно за счет мощных транскаллозальных связей в значительной мере, определяются межполушарные взаимоотношения. При этом на основании ряда проведенных исследований следует, что характер этих влияний преимущественно тормозный, осуществляемый ГАМК – эргическими нейронами.
Межполушарные связи осуществляются также через переднюю спайку и спайку свода. Первая соединяет передние медиальные участки коры височных долей и супраростральные участки лобной коры обоих полушарий, а спайка свода (гиппокампова комиссура) – гиппокампальные образования, ножки свода, а также височную кору левого и правого полушарий. [9]
Организация межполушарного взаимодействия в онтогенезе осуществляется в три основные этапа. На первом (от внутриутробного периода до 2–3 лет) основополагающими являются межполушарные связи на уровне ствола мозга (спайки гипоталамо – диэнцефальной области) и базальных ядер. В этот период закладывается основа различных видов асимметрий (двигательных, сенсорных, вегетативных, биохимических), определяющих соматический и психический статус ребенка, взаимосвязь моторной и сенсорной сфер, путем организации горизонтальных и вертикальных сенсомоторных связей. Период от 3 до 7–8 лет характеризуется выступающей на первый план активизацией межгиппокампальных комиссуральных систем, которые играют ведущую роль в организации межполушарного обеспечения полисенсорной, межмодальной, эмоционально – мотивационной интеграции. На этом этапе развития начинают функционировать механизмы межполушарного переноса, стабилизируются взаимоотношения двигательных и сенсорных асимметрий между гемисферами, устанавливается ведущая роль левого полушария в моторных функциях. На третьем этапе (7–15 лет) приоритетное значение приобретает становление комплекса транскаллозальных связей, обеспечивающих межполушарную организацию произвольной регуляции и когнитивных стилей личности. Достижение морфологической и функциональной зрелости мозолистого тела обусловливает иерархию и устойчивость уже достигнутых в ходе развития ступеней. Это обеспечивает организацию психических процессов на наиболее важном для социальной адаптации регуляторном уровне, уровне когнитивных стилей личности, базовых произвольных детерминант отражения себя в окружающем мире и через окружающий мир. Главная функция мозолистого тела на этом этапе – контроль за нижерасположенными комиссуральными системами, обеспечение межфронтального взаимодействия закрепление ведущей роли лобных отделов какого-либо из полушарий в различных аспектах психической деятельности человека. [9]
В настоящий момент описаны различные виды взаимодействия полушарий: сотрудничество (распределение нагрузки между полушариями), компарация (сравнение информации, полученной разными полушариями), метаконтроль (контроль не всегда осуществляет то полушарие, которое эффективнее перерабатывает информацию), суммация при перцептивных переносах, межполушарный перенос, интерференция, возбуждение и торможение. Например, полушарие, доминирующее в задании, оказывает тормозное влияние на другое полушарие, усиливая межполушарные различия, подавляя исключительно идентичные процессы в соседнем полушарии. Предполагается, что правое полушарие играет значительную роль в обеспечении межполушарного взаимодействия, именно правая гемисфера запускает и контролирует функционирование комиссуральной системы мозга. [9]
Работоспособность определяет потенциальные возможности человека выполнять определенную деятельность и добиваться хороших результатов. Умственная работоспособность позволяет оперировать информацией, принимать решения, действовать. Различные внешние и внутренние факторы влияют на работоспособность. К внутренним факторам в том числе относится внимание.
Внимание рассматривается как психический процесс, обеспечивающий направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах, образах, мыслях и чувствах самого человека. При изучении теоретических аспектов выяснилось, что продолжительность внимания определяется интенсивностью и длительностью эмоций. Так же оно осуществляет контроль поведения и поддерживает устойчивость активности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.
Функциональная асимметрия предполагает неравнозначное участие полушарий в обработке информации. Например, правое полушарие обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, переработку неосознанной информации, предполагается, что в нем расположены механизмы внимания, оно имеет большое значение в межполушарном взаимодействии, а левое воспринимает информацию по частям, активирует физическую и психическую деятельность. Анализ межполушарных взаимодействий показал, что это единая интегративная, целостно работающая система, формирующаяся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Таким образом внимание, межполушарные взаимодействия играют важную роль в обеспечении работоспособности.