Что отвечает за ориентацию
Как развить левое полушарие мозга
Содержание
Мозг, как грецкий орех или земной шар, состоит из двух полушарий, однако о том, какую функцию выполняет каждое из них, известно далеко не многим. Выясним раз и навсегда, за что отвечают правое и левое полушарие и как добиться от них слаженной работы.
За что отвечает левое полушарие мозга
Считается, что правое полушарие отвечает за левую часть тела, а также за ориентацию в пространстве, творчество, образное мышление, выражение и считывание эмоций, понимание метафор и иронии, фантазию и интуицию. Левое, в свою очередь, отвечает за правую половину тела, а ещё за ряд способностей:
Поскольку левое полушарие отвечает за правую часть тела, а подавляющее большинство людей — правши, существует мнение, что левое полушарие у них и так достаточно развито. Однако факты говорят об обратном. Согласно примерным подсчётам, левое полушарие доминирует только у 30% населения. У большинства влияние полушарий всё же оказывается смешанным.
Существуют разнообразные тесты, позволяющие определить доминирующее полушарие, однако прибегать к ним совершенно необязательно. Правополушарные люди имеют свои особенности. Так, если вы тяготеете к гуманитарным наукам, обладаете богатым воображением, но при этом довольно рассеяны, не в ладах с тайм-менеджментом и регулярно наводите бардак, то ваше доминирующее полушарие — правое. Значит, над развитием левого стоит обязательно поработать.
Как развивать левое полушарие мозга
Развитие левого полушария решает проблему рассеянного внимания, помогает концентрироваться, запоминать и ясно выражать свои мысли. Развитие правого полушария добавит вашим решениям креативности, позволит задействовать интуицию и научит ориентироваться в пространстве.
Какие упражнения помогут добиться результатов? Поскольку основная специфика левого полушария — логическое мышление, обобщение и анализ, то и упражнения, направленные на его формирование, будут включать в себя всевозможные логические задачи. Работу правого полушария можно улучшить с помощью более абстрактных и творческих упражнений — визуализации (представления образов), сочинения историй, рисования или письма левой рукой. Кроме того, стоит уделить внимание развитию межполушарных связей — именно они позволяют половинкам мозга действовать слаженно и эффективно.
Упражнения для взрослых
Тренируйте мозг с помощью тела. К нейрогимнастике относят разминку для рук и пальцев. Она благотворно влияет на память и внимание и помогает скоординировать работу мозга, синхронизируя деятельность обеих его половин.
Существуют и отдельныеa упражнения для развития памяти. Тоже возьмите их себе на заметку.
Решение математических примеров, задач, а также другие манипуляции с цифрами улучшают работу левого полушария и помогают развить концентрацию внимания.
Изучение теории множеств и кругов Эйлера помогает последовательно и логично мыслить, а также принимать взвешенные решения. Для тренировки попробуйте изобразить с помощью кругов Эйлера связь между следующими множествами: спортсмены, футболисты, китайцы.
Научитесь структурировать и запоминать прочитанное с помощью интеллект-карт. Это приучает мозг иначе воспринимать информацию, структурировать её сразу, в момент восприятия, и несколько меняет мышление.
Привычные действия непривычной рукой
Попробуйте, например, чистить зубы или пользоваться смартфоном нерабочей рукой (левой, если вы правша, и наоборот). Это задействует правое полушарие, помогая развить нестандартное мышление.
Кроме того, полезно будет играть в шахматы и изучать иностранные языки.
Упражнения для детей
Упражнения для детей отличаются от тренировок для взрослых в основном уровнем сложности.
Научите ребёнка одной рукой рукой держаться за нос, а другой — за противоположное ухо и менять руки местами по хлопку.
Подготовьте как можно больше простых примеров в одно действие: на сложение, умножение, вычитание и деление. Пусть ребёнок тренируется считать на скорость. Это поможет ему стать внимательнее и думать быстрее.
Поиск логических ошибок в тексте, решение головоломок и логических задач — это то, что также повлияет на развитие левого полушария. Можно играть и в более подвижные игры вроде «съедобное — несъедобное». Попробуйте посчитать, сколько ошибок допустил художник на картинке ниже.
Просите ребёнка называть предметы своими именами вместо «вот эта штука» и давать развёрнутое определение привычным бытовым вещам. Вы удивитесь, но некоторые предметы заставят и взрослых напрячь мозги. Что такое утюг, бутерброд, смеситель?
Для развития межполушарных связей предложите детям рисовать одну картинку двумя руками сразу. И весело, и полезно!
Развитие мозга
Чтобы развить способность мыслить логически, научиться концентрировать внимание, лучше понимать причинно-следственные связи и хорошо запоминать, обязательно развивайте левое полушарие с помощью специальных упражнений. Считайте, решайте логические задачки и головоломки, разгадывайте детективные истории и делайте нейрогимнастику. Всё это улучшит работу левого полушария.
Часть указанных упражнений, а также многие другие включены в «Курсы развития памяти». Тренируйте мозг вместе с нами.
Нейрофизиология ориентации в пространстве
Ориентация в пространстве является довольно сложным процессом, проходящем в определённых отделах мозга, генерирующих и обрабатывающих при этом множество импульсов от разных нервных клеток. У отдельных людей скорость обработки такой информации, как и её качество, также различаются. Несмотря на то, что сама физиология обработки данных о местоположении у всех в принципе одинакова, большую роль играет также наследственность, количество определённых нейронов, эффективность работы тех частей мозга, в которых хранятся сведения об ориентирах и ментальные карты местности, а также от тренированности, так как часть нейронов, отвечающих за ориентацию в пространстве начинают работать только по мере накопления опыта.
Большой вклад в изучение этого механизма внесли норвежцы Эдвард Мозер и Май-Бритт Мозер, получившие Нобелевскую премию в 2014 году по физиологии и медицине. Практические исследования они проводили на крысах, изучали также и малые народы, у представителей которых традиционно внутренняя система навигации работает лучше, чем у людей, живущих современным укладом жизни. Механизм ориентирования довольно интересен и сложен, я позволил себе в некоторой мере перенести его и на туризм/альпинизм/спелеологию, соотнося данные. Сам принцип работы мозга для определения местоположения в пространстве у нас с крысами практически одинаков.
В нашем мозгу существует своеобразный архив с картами. Конечно, эти карты не являются топографическими. Это ментальные карты, своеобразные отпечатки местности. У человека они, в первую очередь, откладываются за счёт визуальных образов, но, тем не менее, мозг старается собирать любую другую информацию, которая поможет впоследствии сориентироваться – запахи, звуки, осязательные впечатления и прочее подобное. При этом ориентиров может быть не очень много, но они должны быть как можно более чёткими. Таким образом формируется ментальная карта местности, пользование которой происходит инстинктивно и комплексно. У людей, который имеют дело на местности с картами, схемами, кроки – ментальная карта, по мере опыта, дополняется уже этими элементами, так как содержит чёткие указания, где искать ориентир.
Архив с ментальными картами для ориентации в пространстве находится в гиппокампе, парной структуре, расположенной в височных отделах полушарий мозга. В числе прочего, гиппокамп как раз и отвечает за пространственное мышление, обрабатывая поступающую в него информацию, связанную с положением в пространстве или на местности. При этом в нём хранятся не только ментальные карты местности, но и информация о том, что происходило в определённых их точках.
Механизм, который закладывает ментальное описание к точкам, вероятнее всего, был сформирован как необходимый инструмент самосохранения. Все потенциально опасные, исходя из полученного опыта, элементы местности, будут чётко зафиксированы (в случае, если механизм формирования сигналов и гиппокамп работают исправно) и при приближении к такому месту формируют сигнал тревоги. Закладывается не только описание опасных точек, но и наоборот, такие точки, которые вызвали определённые эмоции и ассоциации. Хорошая стоянка, место для удачной охоты и рыбалки, место, где нашёл что-то интересное и тому подобное. Воспоминание об эмоциях или сигнал тревоги возникают немедленно после определения местоположения, при условии, если такие воспоминания были записаны.
На самом деле механизм работает ещё сложнее. Для того, чтобы организм быстрее обучался, в гиппокампе включается система аналогий. Т.е., происходит подсознательное сравнение того, что видишь, с теми эмоциями и тревогами, которые каким-то образом связаны с похожей местностью, ориентирами или другими элементами ментальной карты – звуками, запахами и их сочетанием. Грохот лавины или камнепада, опасный участок на скале или леднике, треск льда на реке и тому подобное. Такое самообучение также связано с механизмом самосохранения организма.
Сигналы, формирующие представление об ориентации в пространстве, которые обрабатывает и переносит на ментальную карту гиппокамп, формирует примыкающая сверху к гиппокампу энторинальная кора, в которой и находятся те нейроны, которые отвечают за навигацию. В самом же гиппокампе находится только нейрон местоположения. Он активизируется только при нахождении хозяина в том месте, которое отмечено на ментальной карте одной точкой. Т.е., в этом случае не происходит расчётов и анализа поступающей информации, которая нужна для ориентирования – человек абсолютно точно знает, где он находиться, так как существует абсолютный ориентир для этого. Палатка в лагере, место работы, жилище и тому подобное. Ориентир при этом имеет чётко осознанное положение в окружающем пространстве, так, например, мы знаем, какое положение палатка занимает в долине реки, и знаем основные направления и элементы рельефа, которые её окружают – в определённых пределах, конечно.
В энторинальной коре находится три типа нейронов, отвечающих за навигацию. Они, в свою очередь, являются физиологической основой ориентации в пространстве. Все расчёты по ним происходят в энторинальной коре и передаются в гиппокамп, который переносит полученную информацию на ментальную карту.
Решётчатые нервные клетки, один из типов нейронов, отвечающий за ориентацию, посылают сигналы в гиппокамп из разных точек пространства, которые они воспринимают как ориентиры. При условии нескольких ориентиров задействуются разные группы решётчатых нейронов, создавая вместе что-то типа аналога координатной сетки. При этом в мозгу начинает работать на основе этих ориентиров система восприятия расстояния. Т.е., осуществляется расчёт расстояния между ориентирами и от ориентиров до человека (животного). Расстояние не считается в километрах или часах передвижения, восприятие носит исключительно интуитивный характер и может переводиться в километраж только при условии, если в гиппокампе ментальная карта местности носит элементы хорошо запомнившейся топографической карты и/или когда-либо человеком происходило измерение расстояния на этом участке местности. При этом относительно чётко известного расстояния между одними объектами достаточно для того, чтобы мозг начал считать на этой основе примерное расстояние к другим объектам, просто соотнося их на основе субъективных впечатлений.
Подсчёт шагов во время движения, практикуемый некоторыми туристами старой закалки, позволяет создать более чёткую ментальную карту. Мозг при этом подсознательно часть расстояния до объектов, особенно небольших, начинает оценивать и в шагах, формируя подробную ментальную карту. Та же самая картина происходит, когда мы на скале или в пещере провешиваем перила. Впоследствии мозг начинает расценивать расстояния на аналогичном рельефе длинами верёвки. Т.е, мозг быстро начинает воспринимать расстояние исходя из способа перемещения и его характера. Количество шагов, верёвок, ходок, дней передвижения и тому подобное.
Другой тип нейронов, граничные клетки, активизируются в энторинальной коре при приближении к стенам или пропастям – т.е., к препятствиям. При этом, в той или иной мере активация происходит до касания препятствия – это носит в том числе и элемент самозащиты организма. Также подобные препятствия заносятся в ментальную карту, что позволяет попробовать лучше передвигаться в условиях недостаточной видимости. В своей собственной квартире, где выключен свет и абсолютно темно, мы можем передвигаться довольно свободно – это результат работы как граничных, так и решётчатых нервных клеток, которые составляют наиподробнейшую ментальную карту.
Оба этих вида нейронов, и решётчатые, и граничные, постоянно взаимодействуют с нейронами положения головы. Эти нейроны позволяют проецировать ментальную карту на местность куда более точно, здесь даже можно провести некоторую условную аналогию с компасом. Например, находясь в здании, многие люди легко показывают направление в сторону какого-либо здания или объекта на улице, не видимого в окно и находящегося в удалении. Т.е., в этом случае используется не зрение, а ментальная карта, которая показывает направление на объект. В аналогичном случае многие люди в лесу (а животные тем более), довольно легко находят обратное направление. Также и при восхождении на вершину мы почти в любой момент представляем, какое положение мы занимаем относительно долины и других вершин, при этом независимо от того, как мы перемещаемся по отношению к своей. Опытный спелеолог, даже в условиях скудного освещения, болтаясь на верёвке, интуитивно представляет расположение ходов, уступов и залов, если он их уже видел до этого (представляет достаточно хорошо, чтобы знать примерное, или даже точное, направление к ним). Вероятно, что момент потери ориентации, когда человек начинает блудить в незнакомом месте (пошёл с дороги в лес за грибами, например), наступает тогда, когда происходит сбой в работе нейронов направления. Если в этот момент решётчатые клетки не активизируются при наличии знакомых ориентиров, то сгиппокамп не может определить местоположение по своей ментальной карте.
Сбой ориентации в знакомом месте вызван обычно реакцией нейронов решётчатых клеток, когда либо полностью пропадают или скрываются от восприятия ориентиры, уже запечатлённые на ментальной карте, либо они просто замещаются другими.
Кроме определения местоположения и проецирования его на ментальную карту, гиппокамп фильтрует и пересчитывает противоречивые навигационные данные, поступающие из энторинальной коры, выбирая из них наиболее вероятные.
Механизм активизации нейронов, отвечающих за ориентацию в пространстве, применительно к людям изучен плохо, как и пока не известна его эффективность. Например, крыса способна найти путь к своей норе в абсолютной темноте, при условии, если видела этот путь, хотя бы один раз. Насколько такое возможно у людей? Представители малых народов могут длительное время перемещаться по однообразной, не имеющей ориентиров, местности, если проходили по ней с кем-нибудь до этого. При этом, в наше время молодые люди таких народов утрачивают эту способность, полагаясь во время передвижения больше на GPS-навигатор. А в пещерах, если у спелеолога гаснет свет, сохранившаяся ментальная карта практически не позволяет перемещаться в подземном пространстве – т.е., так же существует определённая зависимость от привычной, сформированной эволюцией, среды обитания.
Если рассматривать крыс, то у них граничные нейроны начинают функционировать с самого рождения, а решётчатые включаются только по мере накопления опыта. Т.е., несмотря на то, что фактор наследственности тоже играет свою роль, у людей, даже если предки обладали отличной внутренней навигационной системой, потомки могут её не иметь, так как решётчатым нейронам просто нет необходимости задействовать свой потенциал или же этому не способствуют условия – постоянное пользование GPS-навигатором тому пример.
Также ментальная карта достаточно чётко может быть привязана к определённому виду местности, в том случае, если чёткие ориентиры отсутствуют. Можно несколько раз без проблем ходить летом по одному и тому же маршруту, но заблудиться на нем же зимой – т.е., могут быть покрыты снегом и невидимы ориентиры, присущие только тёплому времени года. Аналогично могут быть закрыты листвой деревьев те ориентиры, которые были отмечены на ментальной карте в зимнее время года.
Ментальные карты имеют свойство затираться со временем, если ими не пользуются. В конце концов, на ней остаются только грубые и чёткие ориентиры. Сложно сказать, дольше ли хранятся ментальные карты у человека, по сравнению с животными, так как продолжительность жизни у них сильно отличается.
В целом, функционирование гиппокампа не только человека, но и животных, на сегодняшний день пока остаётся плохо изученным. Эдвард Мозер и Май-Бритт Мозер проделали колоссальную и долгую работу, но до полного понимания действия механизмов памяти работать учёным предстоит ещё долго.
Могут ли родители, врачи или общество повлиять на сексуальную ориентацию ребенка
Про гомосексуальность, причины ее формирования и возможность изменения сексуальной ориентации под внешними воздействиями накоплено большое количество научных данных. Большинство из них противоречит устоявшимся в обществе представлениям и демонстрирует, что гомосексуальность обусловлена биологией человека, является частью нормы и не требует медицинского вмешательства.
Сексуальная ориентация, как правило, рассматривается в контексте трех категорий: гетеросексуальность, гомосексуальность и бисексуальность, которые выражаются в форме эмоционального, романтического и сексуального влечения к противоположному, своему или обоим полам соответственно.
В научном сообществе на данный момент считают, что человек не имеет контроля над собственной сексуальной ориентацией и что она определяется его биологическими данными: генетикой, особенностями эмбрионального развития и множеством случайностей биологического характера.
Крупные медицинские организации, которые придерживаются научного подхода, например Всемирная организация здравоохранения и Американская психологическая ассоциация, считают гомосексуальность вариантом нормы и не причисляют к психическому расстройству. Более того, они берут на себя обязательство по искоренению стигматизации гомосексуальности и репаративной терапии, направленной на изменение ориентации. Американская психиатрическая ассоциация называет практики по изменению ориентации неэффективными и опасными.
Сексуальная ориентация человека начинает формироваться еще в утробе матери. Британский и американский нейробиолог Симон ЛеВэй пишет в своей книге, что весь процесс протекает как «каскадная последовательность взаимодействий между генами, половыми гормонами и клетками развивающегося тела и мозга».
Другой ученый, Чарльз Розелли, занимается изучением воздействия половых гормонов на мозг. В своей статье он пишет, что развитие плода по мужскому типу начинается с экспрессии гена SRY, расположенного на Y-хромосоме. К седьмой-восьмой неделе пренатального периода, когда формируются яички, в растущем организме начинает вырабатываться тестостерон и антимюллеров гормон (АМГ). В то время как тестостерон способствует строительству мужского организма, АМГ разрушает части плода, из которых потенциально (не будь мужских гормонов) стала бы формироваться женская половая система. В женском организме экспрессии гена SRY не происходит, и за выработку гормонов, которые определяют дальнейшее развитие тела и мозга по женскому типу, а именно эстрадиола, отвечают яичники.
Существует несколько естественно-научных теорий, которые объясняют возможные причины гомосексуальности: генетическая, гормональная и теория иммунизации матери или порядка рождения братьев. Описания этих теорий в работах Розелли и ЛеВэй совпадают.
Как показывают семейные и близнецовые исследования, гомосексуальность может быть обусловлена генетически. В одной работе было показано, что 40 процентов случаев вариативности сексуальной ориентации у мужчин определяется генами, у женщин — в 20 процентах.
Другая теория основывается на воздействии половых гормонов на ребенка во время пренатального развития и нескольких месяцев после рождения. Когда ЛеВэй в своей книге пишет, что процесс формирования сексуальной ориентации «происходит не в абсолютной изоляции от внешней среды», он в первую очередь имеет в виду материнский организм. В редких случаях атипичного гормонального фона матери, вызванного врожденными заболеваниями, дети рождаются с измененной сексуальной идентичностью или ориентацией, но так происходит далеко не всегда. Это означает, что гормоны не могут считаться единственной причиной.
В периоды скачков уровня тестостерона в крови плода, которые естественным образом случаются между вторым и шестым месяцами беременности и с первого по третий месяц после рождения, наблюдаются процессы формирования межполовых различий в отдельных областях мозга. У мальчиков уровень тестостерона в эти периоды значительно выше, чем у девочек. Считается, что эти отличия между мужским и женским головным мозгом, помимо всего прочего, отвечают за межполовые различия в сексуальной ориентации. Область мозга, которой приписывают ответственность за ориентацию человека, называется INAH3, и у гомосексуальных мужчин она примерно в два раза меньше, чем у гетеросексуальных. Подобного различия не наблюдается у гетеро- и гомосексуальных женщин.
Кроме отличий в нейроанатомии, есть и другие физиологические маркеры, связанные с тем, что плод по неопределенным причинам подвергается воздействию нехарактерного для своего пола количества мужских гормонов. Такими маркерами, например, считаются функции внутреннего уха и областей в мозге, отвечающих за слух. Показатели, которыми измеряются оба фактора (OAEs и AEPs), обычно выше у гетеросексуальных женщин, чем у гетеросексуальных мужчин, а у гомосексуальных женщин смещены в мужскую сторону. У гомосексуальных мужчин изменений функций внутреннего уха не обнаружено, зато показатели функций слуховых областей мозга превышают показатели гетеросексуальных мужчин.
Еще одним маркером, демонстрирующим уровень тестостерона в крови плода, считают пальцевый индекс или соотношение указательного к безымянному пальцу. У гетеросексуальных мужчин этот показатель меньше, чем у гетеросексуальных женщин, то есть обычно у мужчин безымянный палец в среднем длиннее указательного, а у женщин наоборот. Несколько исследований показали, что у гомосексуальных женщин пальцевый индекс ближе к индексу гетеросексуальных мужчин. Как и в случае с показателями слуховых областей мозга, пальцевый индекс у гомосексуальных мужчин оказывался «более мужским», чем у гетеросексуальных.
Несмотря на то, что ученые еще находятся в процессе понимания всей картины влияния половых гормонов на растущий мозг, считается, что они играют существенную роль в развитии сексуальной ориентации человека.
Теория иммунизации матери или порядка рождения братьев рассказывает, что вероятность рождения гомосексуалом возрастает с ростом числа старших биологических братьев в семье. Объяснение заключается в том, что у некоторых матерей иммунная система вырабатывает антитела к Y-фактору, который принимает участие в формировании мозга по мужскому типу. Антитела накапливаются в организме матери, и с каждой последующей беременностью вероятность того, что мальчик родится гомосексуалом, увеличивается примерно на 33 процента.
Исследователи также изучали, каким образом сексуальная ориентация родителей может повлиять на формирование ориентации ребенка. Согласно имеющимся данным, представленным в мета-анализе за 2014 год, дети, растущие в однополых семьях, не вырастают гомосексуалами чаще, чем дети гетеросексуальных родителей.
ЛеВэй пишет, что еще в детском возрасте, до того, как гомосексуальность станет очевидной самому человеку и его окружению, гомосексуальные люди в среднем отличаются от своих гетеросексуальных сверстников.
На сайте просветительского проекта Иллюминатор, который помогает родителям разобраться в вопросах сексуальной ориентации, гендерной идентичности и половых признаков, опубликовано интервью мамы гомосексуала из России. Наталья рассказывает, что замечала непохожесть сына на других, еще когда он был маленький. ЛеВэй называет таких детей “pre-gay”: «Они в каком-то смысле ведут себя нетипично, нонконформистски в том, что касается связанного с гендером поведения». При этом автор предостерегает от стереотипных представлений о поведении гомосексуалов.
«Когда ему было лет десять, до меня, наконец, дошло, что это не просто тонко чувствующая натура, а гомосексуальность», — продолжает Наталья. Научные данные подтверждают, что осознание, вместе с более выраженными поведенческими проявлениями гомосексуальности, приходит примерно во время пубертатного возраста.
«. именно в этот период, с десяти лет, а может и раньше, он начал осознавать это в себе, понимать, насколько он другой. И теперь я понимаю, как ему было страшно. Ведь осознать это, понять – это же просто космическое одиночество. Если бы я могла вернуть время, когда ему было лет девять-десять, я бы сказала, что с ним все в порядке, что всякое бывает в жизни. Что люди разные, и это нормально», — говорит Наталья.
До полного научного понимания всех процессов формирования гомосексуальности еще предстоит много исследовательской работы. Однако уже сейчас научное сообщество пришло к консенсусу и признает врожденность гомосексуальности, а также считает ее нормальной, естественной вариацией сексуальной ориентации человека с точки зрения психического и физического здоровья. Что еще более важно, научными исследованиями не подтверждается ни возможность, ни психологическая безопасность попыток изменения сексуальной ориентации человека (в любом направлении) под воздействием внешних стимулов, давления со стороны семьи или общества.