Что отвечает на вопрос что сделано

Вопросы деепричастий

Деепричастие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и в зави­си­мо­сти от совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? что сде­лав­ши?

Деепричастие — это глагольная форма

В рус­ском язы­ке гла­гол обра­зу­ет две осо­бые фор­мы: при­ча­стие и дее­при­ча­стие.

Роса, свер­кая на солн­це, ярко бле­стит в траве.

Слово «свер­кая» — это дее­при­ча­стие. Оно обра­зо­ва­но от одно­ко­рен­но­го гла­го­ла «свер­кать». Как и про­из­во­дя­щий гла­гол, оно обла­да­ет его харак­тер­ны­ми признаками:

Деепричастие обо­зна­ча­ет допол­ни­тель­ное дей­ствие по отно­ше­нию к глаголу-сказуемому:

Роса бле­стит и в то же вре­мя свер­ка­ет.

Как и наре­чие, дее­при­ча­стие «свер­кая» не изме­ня­ет­ся и с зави­си­мы­ми сло­ва­ми явля­ет­ся обсто­я­тель­ством в предложении:

бле­стит (как?) свер­кая на солн­це.

Что отвечает на вопрос что сделано

Чтобы раз­ли­чить дее­при­ча­стие сре­ди слов дру­гих частей речи и их форм, к нему зада­ют­ся спе­ци­аль­ные вопросы.

Вопросы к деепричастию

Вопросы, на кото­рые отве­ча­ет дее­при­ча­стие, зави­сят от грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Деепричастия обра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида.

Что отвечает на вопрос что сделано

Рассмотрим более деталь­но, на какие вопро­сы отве­ча­ет дее­при­ча­стие в рус­ском языке.

Деепричастия совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, кото­рое пред­ше­ству­ет основ­но­му дей­ствию, и отве­ча­ют на вопро­сы: что сде­лав? что сделавши?

Написав пись­мо, Анна закле­и­ла конверт.

Понаблюдаем:

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое про­ис­хо­дит одно­вре­мен­но с основ­ным дей­стви­ем, выра­жен­ным глаголом-сказуемым:

Прогуливаясь по лесу, мы наде­ем­ся отыс­кать ред­кие растения.

Деепричастия несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни воз­врат­ных и невоз­врат­ных гла­го­лов с такой же видо­вой при­над­леж­но­стью и отве­ча­ют на вопрос что делая?

Задав вопро­сы к дее­при­ча­стию, поупраж­ня­ем­ся с помо­щью сле­ду­ю­щих при­ме­ров предложений.

Примеры

Рано (что сде­лав?) поужи­нав, мы вышли про­гу­лять­ся по бере­гу озера.

Быстро (что сде­лав?) прыг­нув, кот Васька пой­мал мышь.

Степан, (что сде­лав­ши?) сло­мав­ши вет­ку, отбро­сил её в сторону.

В кух­ню, (что делая?) мяу­кая, при­шла голод­ная кош­ка Марфа.

Антонина, (что делая?) про­ща­ясь, обе­ща­ла зай­ти завтра.

Плющ, (что делая?) цеп­ля­ясь, упор­но пол­зет вверх по стене дома.

Источник

Содержание статьи:

В русском языке существует много различных правил, которые необходимо знать, чтобы грамотно писать. К моему огромному удивлению, очень многие, даже те, кто начинает работать копирайтерами, не помнят элементарных из них. Несчастный мягкий знак после буквы «Т» — одно из них.

Что общего у всех этих предложений? В каждом из них есть глагол, оканчивающийся на –ться. Давайте зададим вопросы к этим глаголам:

Как вы видите, в данном случае, мы можем поставить вопросы что делать? что сделать? Это вопросы так называемой неопределенной формы глагола (инфинитива).

Рассмотрим примеры других предложений:

Это вопросы глаголов 3-го лица. Обратите внимание на то, что в них не содержится мягкого знака и в окончаниях глаголов –тся его тоже нет.

Что делать? Что сделать?

Что (с)делает? Что (с)делают?

Заберётся, забирается, заберутся, забираются

Ознакомившись с несколькими примерами, вы должны были заметить определенную логику.

Итак, подведем итоги. Отчего же зависит правописание –тся и –ться в глаголах? Правильно. От поставленного вопроса. И важно научиться делать это правильно, потому что от того, какой вопрос вы поставите, будет зависеть то, как вы напишите глагол.

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, пишется –ться (с буквой «Ь»).

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется –тся (без буквы «Ь»).

Бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее и поставить вопрос к глаголу невозможно.

Учиться всегда пригодится. Не годится ей молодиться.

Выделенные глаголы стоят в форме 3 лица единственного числа (перед ними мысленно можно поставить местоимения он или она) и пишутся без буквы Ь.

Стоит немного попрактиковаться, чтобы понять, что это правило русского языка довольно простое и наличие или отсутствие мягкого знака весьма логично.

Но трудности правописания мягкого знака могут возникать и в других формах глаголов. Поэтому давайте посмотрим, в каких еще случаях мягкий знак будет писаться всегда.

Мягкий знак пишется всегда:

Зная это, необходимо учесть и следующие правила:

Рекомендуется выполнить несколько упражнений для закрепления этих правил.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

Источник

Деепричастие — признаки и примеры

Что отвечает на вопрос что сделано

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие деепричастия

Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Деепричастие отвечает на вопросы:

Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.

Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:

называют признак действия (каким образом оно совершается).

Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.

Грамматические признаки деепричастий

Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:

Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).

Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).

Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.

Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.

Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.

Признаки наречий:

Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.

В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.

Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:

Обозначает добавочное к основному действие.

Образуется от глагола, сохраняя его признаки.

Вид (совершенный и несовершенный).

Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.

Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Деепричастие образует словосочетания:

Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.

В предложении бывает только обстоятельством.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

И еще подробнее про образование деепричастий:

Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.

От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.

Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.

От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):

Синтаксическая роль деепричастия

В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.

Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.

При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:

Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:

Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:

Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.

Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.

Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.

План разбора деепричастия

Часть речи. Общее значение.

начальная форма (неопределенная форма глагола);

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).

Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.

Пример 1

Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.

Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).

Пример 2

Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.

Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.

Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).

Вопросы для самопроверки

Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.

Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?

Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?

Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.

Источник

Какая часть речи отвечает на вопросы «что делая», «что сделав»?

Что делая? — это какая часть речи?

Что отвечает на вопрос что сделано

Нет такой части речи, которая отвечала бы на вопросы Что сделав? и Что делая?

Есть только форма глагола, причем особая. Это ДЕЕПРИЧАСТИЕ.

Например, гуляя, прибежав, задумавшись, осмысливая.

Она совмещает в себе признаки глагола, а также наречия.

Что отвечает на вопрос что сделано

На вопрос «что делая?», «что сделав?» в русском языке отвечает такая часть речи как деепричастие.

Что отвечает на вопрос что сделано

На подобные вопросы отвечает деепричастие (в школьной программе часть речи, а вообще одна из форм глагола). Деепричастие обозначает добавочное действие при основном. Например.

Он лепил пельмени, посматривая (что делая?) на нее с улыбкой.

Что отвечает на вопрос что сделано

Гуляя по Ботаническому, я любовался сочной зеленью и красивым цветением чайных роз.

Я любовался, и при этом еще гулял.

Что отвечает на вопрос что сделано

деепричастие в настоящем и прошлом времени

Что отвечает на вопрос что сделано

Речь идет о деепричастии.

Под деепричастием понимают форму глагола, которая не спрягается. Деепричастия объединяет в себе грамматические свойства двух частей речи: наречия и глагола. Так же как и глагол деепричастие имеет вид и залог, может быть переходным или непереходным, возвратным и невозвратным.

Так же как и у наречия, у деепричастия нет формы словоизменения, также у них одинаковая часть примыкания.

Примеры предложений с деепричастием:

Что отвечает на вопрос что сделано

Что отвечает на вопрос что сделано

Что делая, или что сделав? на эти вопросы отвечает форма глагола, называемая деепричастием. Пример деепричастия из рассказа А.П.Чехова:

Что отвечает на вопрос что сделано

Что отвечает на вопрос что сделано

Что отвечает на вопрос что сделано

Эта часть речи зовется деепричастием, хотя многие называют и их глаголами. Но всё же это немного разные с точки зрения языковых норм понятия. Вместе со словами, связанными с деепричастием, это слово составляет деепричастный оборот, который на письме выделяется запятыми. Например:

Делая уроки, она вспомнила о своём однокласснике.

Что отвечает на вопрос что сделано

Эта часть речи называется ДЕЕПРИЧАСТИЕ. Отвечает на вопрос «Что сделав», «Что делая». Деепричастие является формой глагола. Приведу пример: Гуляя на улице я забыла о времени и опоздала на занятие по фитнесу.

Что отвечает на вопрос что сделано

Что отвечает на вопрос что сделано

Насколько известно мне из школьных уроков по русскому языку на вопросы что делая? что сделав? отвечает глагол.

Что отвечает на вопрос что сделано

На такие вопросы отвечает часть речи, которая называется деепричастие. Это такая самостоятельная часть речи, её так же ещё называют особой формой глагола, которая может обозначать какое-либо добавочное действие, дополняя тем самым основное действие самого глагола.

Что отвечает на вопрос что сделано

На данные вопросы отвечает такая часть речи,как числительное.

Дабы у вас в дальнейшем не было вопросов,я поясню:

Числительное-это часть речи,которая называет количество предметов,число,поря­ дковые номера тех или иных предметов.Отвечает на вопросы «Который?»,»Сколько?­ «.

Числительные разделяются на разряды:

1)Количественные-обо­ значают кол-во предметов(Пять,десят­ ь,два,пять сотых. )

3)Порядковые-обознач­ ают порядок(второе,треть­ е. )

Что отвечает на вопрос что сделано

Что отвечает на вопрос что сделано

Чтобы убедиться в этом, попробуем иначе задать вопрос в указанных словосочетаниях: работа (какова?) выполнена, подарок (каков?) упакован, предложение (каково?) составлено.

Таким образом, можно утверждать, что на вопрос «что сделано?» отвечает такая часть речи как краткое страдательное причастие.

Источник

Урок «Слова, которые отвечают на вопрос «что будет делать?», «что сделает?»»

Русский язык 2 класс

Тема: Слова, которые отвечают на вопрос что будет делать? что сделает?

Тип урока: Урок открытия нового знания

Учитель: Смирнова Людмила Сергеевна

Цель урока: определение особенностей образования и изменения глаголов будущего времени.

Образовательная – провести наблюдение за образованием двух форм глаголов будущего времени; установить их зависимость от вида глагола (вопросов в начальной форме); определить особенности изменения глаголов будущего времени.

Развивающая – развивать умение выявлять глаголы по освоенным признакам, характеризовать и сравнивать их формы; совершенствовать умение строить высказывания, участвовать в обсуждении вопросов, соблюдать правила сотрудничества.

Оснащение: презентация, карточки для самостоятельной работы; учебник «Русский язык» В.И. Бычков, З.М.Беляева,А.В.Рыбакова.-Чув.книжн.изд-во,2014.

Осуществлять целенаправленные наблюдения под руководством учителя, извлекать из них информацию, размышлять над ней; читать учебный текст, находить новые сведения, соотносить их с известными и использовать в практических целях.

Коллективно ставить, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия. Выполнять необходимые действия для её решения, в том числе понимать и выполнять инструкции; осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий и их результата.

Развиваем умение слушать собеседников, высказывать свою точку зрения; умение работать в паре.

Формируются способности оценивать свои трудности, готовность совместно с учителем искать пути их преодоления.

Предметные результаты: умение распознавать глаголы будущего времени в тексте; различать простую и сложную формы; изменять глаголы будущего времени по лицам.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера!

И я вам, ребята, хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.

Ребята, я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и записывать отгадки.

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл

Кто в густом лесу живёт

И с куста малину рвет

А как вьюга засвистит,

Он в берлоге крепко спит?(медведь)

Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду:

Серым стал косой зверёк

Кто узнал пусть назовёт.(заяц)

Что обозначают эти слова? На какой вопрос отвечают?(предметы – кто?, все одушевленные)

III. Целеполагание (в сотворчестве с учащимися).

Прочитайте в парах по очереди стихотворение на карточке и подчеркните карандашом строчку стихотворения, в которой заключена главная мысль.Слайд

Какова главная мысль стихотворения? (в окружающем нас мире всё обозначено словами)

С какой группой слов мы знакомились в последнее время? (действия)

На какой вопрос отвечают слова, называющие действие? Когда могут происходить действия? Все ли мы знаем?

Чтение предложений, выписываем слова, обозначающие действие Слайд

1.Витя напишет сочинение.
2.Витя будет писать сочинение.

3.Витя написал сочинение.
4.Витя пишет сочинение.

А теперь найдем слова-действия, которые нам не знакомы. Поставим вопросы к этим слова

Что сделает? Напишет.

Что будет делать? Будет писать.

-какое действие они обозначают?(действие, которое происходить в будущем)

-Давайте точнее назовем тему нашего урока( Слова-действия, которые произойдут в будущем).Слайд

-Какие цели мы поставим на урок?

1.Как образуются слова, обозначающие действие в будущем?

2.Находить слова-действия, которые произойдут в будущем в предложениях.

3.Задавать вопросы к словам-действиям, которые произойдут в будущем.. Слайд

— О ком говорится в каждом предложении? (О Вите)

-Что говорится о Вите в первом предложении?(Что он напишет)

-во втором? (Что он будет писать)

— в третьем?(Что он написал)

-В четвертом?(Что он пишет).

-Значит, эти слова говорят о действиях Вити.

1. Выберите предложение, в котором Витя выполняет свое действие сейчас, в данный момент.( 4-е)

-Поставим вопрос к этому слову.

2. –Выберите предложение, в котором Витя уже давно выполнил свое действие в прошлом.( 1-е)

Поставим вопрос к этому глаголу.

Что сделал? Написал.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, то отвечает на вопрос Что сделал? Что делал?

V. Открытие нового знания.

— Сравним слова напишет и будет писать.

-Чем они отличаются? На какие вопросы отвечают?

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

VII. Применение нового знания.

Работа по учебнику упр.5 стр.125- выписать слова-действия, отвечающие на вопрос что делаю? что делаем? что делают? и образовать слово-действие в будущем.( на доске и в тетрадях)

-Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска.

Ластиком буду стирать, а ручкой _____буду писать.(завтра)

Рыбы уплывут, а птицы________улетят.(завтра)

Платье будут шить, а шарф____будут вязать.(завтра)

( если правильно назвали время действия –хлопок, неправильно – поднимают руку и исправляют).

От данных имён существительных образовать глаголы трёх времён.

прош. в. наст. в. буд. в.

крик __________________ __________________ __________________

треск __________________ __________________ ___________________

зелень __________________ __________________ ___________________

3. Творческое задание.(работа в парах)

Впишите в текст подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок, и определите время глаголов.

____________ месяц май. _____________ листья у березы, рябины, ольхи, сирени. Скоро _________ яблони, акации._______ песня соловья. _____________ ласточки, малиновки. Птицы__________ гнезда. У них _____________ птенцы.

Слова для справок: льется, вьют, прилетят, зацветут, появятся, наступил, зазеленеют.

-Достигли ли мы цели урока?

Выберите любое из слов и продолжите предложение

-Умею (отличать слова-действия от других слов)

-могу (изменять слова-действия по временам)

-Умею(определить время слов-действий)

-Знаю( две формы слов будущих действий)

Оцените свою работу на уроке. У вас есть стикеры с солнышком. Нарисуйте солнышку улыбку, на сколько комфортно вы себя чувствовали на уроке.

Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик,

если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый смайлик,

если вам ещё понадобится помощь – смайлик с книгой.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

Приём «Золотые Капельки»

У ребят на парте жёлтые смайлики.

У. – Как вы думаете, на что похожи ваши смайлики?

Д. – На золотые капельки дождя.

У. – Разместите их под той тучкой, из которой бы упали ваши капельки.

На тучках написано: «было легко и интересно»

У.- Поднимите руку, кто разместил капельки под последней тучкой.

У.- Что значит «надо постараться»?

Д. – Повторить правило, выполнять упражнения из учебника, попросить помощи учителя, одноклассников, родителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *