Что отвечает на вопрос что делать что сделать
Совершенный и несовершенный вид глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Основные определения
Сначала вспомним, что такое глагол.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
что будет делать? споет.
Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:
завершенное и единовременное (прочитал, прошел)
незавершенное и повторяемое (живет, делает).
Какие бывают виды глаголов в русском языке:
Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?
У глаголов совершенного вида есть две временные формы:
будущее простое время.
В любой временной форме они называют:
действие, которое ограничено каким-либо пределом;
результат, законченность действия или отдельного этапа.
Примеры глаголов совершенного вида:
что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.
что сделать? закрыть, оплатить, выступить;
что сделать? обозначить, ответить, упростить.
Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?
У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:
будущее сложное время.
действие в протяженности, без указания на его предел;
В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.
Примеры глаголов несовершенного вида:
что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;
что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.
что делать? говорить, красить, бегать;
что делать? тащить, идти.
Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.
Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:
Образование видов глаголов
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.
Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.
Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.
Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.
Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.
При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опаздывать, изложить — излагать, защитить — защищать.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Определить вид глагола
Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:
Как определить вид глагола
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делали?
Примеры: готовить, готовит, готовили.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделали?
Примеры: обнять, обнимет, обняли.
Подставить слово «буду».
К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.
К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».
Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.
Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.
Такие видовые пары различаются способом словообразования:
Через суффикса: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.
Через приставку: готовить — приготовить, звать — назвать, работать — переработать, говорить — поговорить, читать — дочитать.
Видовые пары глаголов могут различаться:
засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.
что делать? ловить — что сделать? поймать;
Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:
Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.
Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.
Неопределенная форма глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие глагола
Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
Примеры глаголов:
что будет делать? споет.
Шесть форм глаголов:
Понятие неопределенной формы глагола
Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.
Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
Примеры глаголов в неопределенной форме:
что делать? играть, читать ;
Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.
Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:
-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );
-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).
В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Основа инфинитива
В русской морфологии у глагола различают:
основу настоящего времени;
Основа инфинитива служит формообразующим началом:
Для глаголов прошедшего времени:
ползать — ползал, ползала, ползало, ползали;
подвезти — подвез, подвезла, подвезло, подвезли;
Для глаголов условного наклонения:
ползал бы, ползала бы, ползало бы, ползали бы;
подвез бы, подвезла бы, подвезло бы, подвезли бы;
Для действительных причастий прошедшего времени:
Для страдательных причастий прошедшего времени:
Для деепричастий совершенного вида:
Образование инфинитива
Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.
Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:
-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).
Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.
беречь — корень/нулевое окончание;
пренебречь — корень/нулевое окончание;
привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;
запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.
Грамматические признаки инфинитива
Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.
У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:
Вид — совершенный, несовершенный;
Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.
Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.
Возвратность — возвратные, невозвратные.
Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:
-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;
-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.
Переходность — переходные, непереходные.
Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.
После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:
качать (кого?) ребенка.
Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.
Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.
Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:
Бабушка решила приготовить пирог.
Пирог должен скоро приготовиться.
Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.
Слова, которые отвечают на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал?»
Цель: познакомить учащихся со словами, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? Что делал? Что сделал?
— формировать умение выделять глаголы из группы слов;
— развивать умение ставить вопросы к глаголам и другим частям речи;
— воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
— воспитывать умение работать в паре;
— формировать умения работать с интерактивными средствами обучения.
— конверт со словами на каждой парте для парной работы;
— изображение 3-х домиков на доске;
— карточки со словами и вопросами;
— интерактивная доска Smart Boаrd, ПК, видеопроектор;
— электронное учебное пособие для начальной школы “Русский язык – 1”, авторы Р.А. Байтингер, Ю.Г. Молоков, С.В. Самойленко, О.И. Шайдурова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005.
— учебное пособие “Здравствуй, дядюшка Глагол”, автор Рик Т.Г.
I. Организационный момент.
1 ученик организует класс:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.
У: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. У нас сегодня очень важная тема, поэтому давайте работать внимательно. А тем, кто будет очень хорошо и активно работать, я поставлю пятерки.
II. Создание проблемной ситуации.
У: Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах?
Д: Нужно разговаривать тихо, внимательно выслушивать друг друга, уважать чужую точку зрения.
У: У вас на партах лежат конверты, в которых вы найдете таблички со словами. У детей на партах конверты со словами.
чёрная
трусливый
маленькая
девочка
рисует
прыгал
заяц
собака
убежала
У: Ваше задание: разделить данные слова на 3 группы. Даю вам 2 минуты на это задание. Приступайте к работе.
Дети делят слова на 3 группы у себя на парте, работая парами. Учитель в это время проверяет, как дети выполняют задание. Потом вывешивает на доску слова, такие же как и в конвертах у детей и 3 домика для этих слов.
III. Актуализация знаний.
У: На доске 3 домика. Давайте проверим, как же вы разделили слова.
У: По какому признаку вы делили эти слова на группы?
У: Какие слова вы поселили в 1-й домик?
Д: Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
Учитель прикрепляет на крышу первого домика табличку со словами
Дети по-одному выходят к доске и расставляют карточки со словами (девочка, заяц, собака).
У: А какие слова поселили во 2-й домик?
Д: Слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Учитель прикрепляет на крышу второго домика табличку со словами:
КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?
Дети по-одному выходят к доске и расставляют карточки со словами (чёрная, трусливый, маленькая).
IV. Подводящий к проблеме диалог.
У: Теперь нам нужно оставшиеся слова поселить в 3-й домик. Итак, давайте повторим. В 1-м домике слова, которые отвечают на вопросы…?
Во 2-м домике живут слова, которые отвечают на вопросы…?
V. Решение проблемы.
У: Так какая у нас возникла проблема?
Д: Мы не знаем, на какой вопрос отвечает третья группа слов.
У: Давайте подумаем, а на какой вопрос отвечают слова третьего домика?
Если учащиеся не могут определить вопрос, учитель подводящим диалогом провоцирует их на правильный ответ, предлагая выполнить указанные действия: рисует, прыгал, убежала.
Учащиеся высказывают предположения и коллективно выбирают правильный ответ:
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
Учитель прикрепляет на крышу третьего домика табличку со словами
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
Учащиеся также прикрепляют на 3 домик карточки со словами (рисует, прыгал, убежала).
У: Итак, по какому признаку делили слова?
Повторяют вопросы к каждому слову из группы глаголов.
У: Посмотрите, у кого все правильно? Молодцы! Кто допустил ошибку, переложите слова правильно. Учащиеся перекладывают слова на парте, если допустили ошибку.
VI. Формулирование темы и целей урока.
У: Какие из 3-х групп слов мы уже изучили?
Д: Группу слов, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО? И группу слов, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
У: А третья группа слов нам знакома?
У: Так как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?
Д: Слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
У: Эту группу слов еще называют глаголами.
На доске учитель вывешивает тему урока, название части речи и вопросы.
У: Ребята, мы сегодня будем учиться подбирать вопросы к словам данной группы и выделять глаголы среди других слов. Откройте тетради, отступите 2 строки, запишите число.
В это время учитель убирает с доски 2 домика, оставляет 3-й.
VII. Создание проблемной ситуации №2.
У: Ребята, запишите посередине вашей страницы вопросы новой группы слов, которые мы сегодня начали изучать.
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЛ?
ЧТО СДЕЛАЛ?
У: Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
У: А слова, которые отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Д: Признак предмета.
У: Так, что мы ещё не знаем о новой группе слов?
Д: Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
Дети выполняют действия, которые обозначают слова 3-го домика или предложил учитель (помашите рукой, плывите, полетели).
VIII. Решение проблемы.
У: Что вы выполняли?
У: Так что обозначают слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
На доске появляется запись:
IX. Первичное закрепление нового материала.
На интерактивной доске 3 группы слов.
У: Составьте предложения, используя слова 1, 2 и 3 столбиков. Один ученик соединит слова, а второй запишет на доске предложение. Все остальные ребята пишут в своих тетрадях.
Дети соединяют слова по смыслу, чтобы получились предложения.
Чёрная собака убежала.
Трусливый заяц прыгал.
При выполнении данного задания учащиеся повторяют правила написания предложения на письме: первое слово и имена собственные в предложении пишутся с большой буквы, в конце ставим точку или соответствующий интонационный знак.
У: Вам задание на физминутку: запомнить, какие действия мы будем выполнять.
Каждый день на уроках
Делаем зарядку.
(ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Приседать и вставать, (присесть)
Прыгать и скакать. (прыжки)
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите – ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
У: Какие действия мы сейчас выполняли?
Д: Качались, кружились, шагали, садились, приседали, вставали, прыгали и т.д.
XI. Обобщение нового материала.
У: Так с какой группой слов мы познакомились?
Д: Со словами, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? Обозначают действия предмета.
У: Верно, но у этой группы слов есть еще и другие вопросы, например:
ЧТО ДЕЛАЛА?
ЧТО СДЕЛАЛА?
ЧТО ДЕЛАЛИ?
ЧТО СДЕЛАЛИ?
ЧТО СДЕЛАЕТ? и т.д.
XII. Продуктивное задание на рефлексию по новому материалу.
У: А теперь давайте мы попробуем подобрать вопрос к словам. Хотите поиграть в игру?
Проводится работа с электронным учебным пособием для начальной школы “Русский язык – 1”, авторы Р.А.Байтингер, Ю.Г. Молоков, С.В.Самойленко, О.И.Шайдурова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005.
Дети работают у доски. Подбирают правильный вопрос к глаголам. Авторы пособия задействуют сюжеты и героев сказок, что особо нравится младшим школьникам.
У: Молодцы! А теперь вам нужно подобрать нужный глагол к вопросу, то есть сделать задание, противоположное предыдущему. На экране появляется слово и вопрос к нему. Нужно выбрать один из четырех глаголов, чтобы правильно ответить на соответствующий вопрос. И если вы всё сделаете правильно, то перед вами откроется мозаика!
В качестве электронного пособия для работы на интерактивной доске, учитель может использовать любое, которым располагает. Важно, чтобы при выполнении заданий учащиеся отрабатывали умения подбирать вопрос к глаголам и глаголы к вопросам!
У: Посмотрите, как хорошо вы выполнили задание, но мы с вами все равно будем продолжать изучать слова, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? Вот теперь я вижу, что вы действительно многие поняли, как подбирать вопросы к глаголам.
Еще я хочу представить вашему вниманию замечательную книгу Татьяны Геннадьевны Рик “Здравствуй, дядюшка Глагол!”. Она автор еще 2 книг: “Здравствуйте, Имя существительное!” и “Доброе утро, Имя прилагательное!”, с которыми мы уже знакомы. Надеюсь, и данная книга вызовет у вас интерес.
Ребята, вы сегодня молодцы! Очень хорошо поработали!
Учитель выставляет отметки.
XIII. Домашнее задание.
У: Ребята, домашним заданием для вас будет творческое по желанию на выбор:
1. Вспомните, какие прекрасные рисунки имени существительного и имени прилагательного вы выполнили. Теперь нарисуйте глагол или какое-нибудь действие.
Посмотрите, как представляет себе Глагол Т.Г.Рик.
2. Придумайте сказку.
3. Сочините стихотворение о глаголе
Обязательное задание: упр. 83. учебника.
На доске изображение дерева. Учащиеся прикрепляют листочки: зеленые – я легко справился с заданиями, я понял новую тему; желтые – я испытывал затруднения при выполнении заданий; красные – мне было трудно, нужно еще поработать над темой.
Вопросы глаголов
Глагол как самостоятельная часть речи, обозначающая действие или состояние, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что сделает? что будет делать? что делал? что сделал? и пр.
Чтобы правильно задать вопрос к глаголу, исходим из того, что эта самостоятельная часть речи обозначает действие или состояние. Его начальной формой является инфинитив.
Вопросы к глаголу в форме инфинитива
Инфинитив, или неопределенная форма глагола, обозначает действие безотносительно к лицу и ко времени его протекания. Его важным постоянным грамматическим признаком является совершенный или несовершенный вид. В зависимости от видовой принадлежности к неопределенной форме глагола ставятся вопросы:
Мне надо (что сделать?) узнать его намерения.
Родину (что делать?) любить — это значит (что делать?) беречь её богатства.
Чтобы поставить вопрос к глаголу в какой-либо грамматической форме, далее необходимо выяснить наклонение. В русском языке различают изъявительное, повелительное и условное наклонение глагола, каждое из которых обладает своими специфичными признаками.
Рассмотрим характерные вопросы глаголов, которые можно поставить к словам этой части речи в форме одного из трех наклонений.
Вопросы к глаголам изъявительного наклонения
Глаголы несовершенного вида изменяются по лицам и числам в формах настоящего и будущего времени. В соответствии с видовой принадлежностью к личным формам глагола настоящего времени зададим соответствующие вопросы:
Глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а образуют формы простого будущего времени, которые отвечают на вопросы:
Глаголы несовершенного вида образуют формы сложного будущего времени с участием вспомогательного слова «быть», которое приобретает личные формы, в сочетании с неопределённой формой смыслового глагола. В постановке вопросов используются те же личные формы глагола «быть»:
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают уже состоявшееся действие, которое произошло до момента речи о нём. В формах прошедшего времени глаголы не имеют лица, а изменяются по родам и числам. В соответствии с их видовой и родовой принадлежностью и категорией числа к глаголу в форме прошедшего времени поставим следующие вопросы:
Вопросы к глаголу в повелительном наклонении
Глагол в форме повелительного наклонения обозначает побуждение к действию в виде совета, просьбы, пожелания, приказа, запрета и пр. Слова этой части речи имеют грамматические формы только 2 лица единственного или множественного числа.
В соответствии с видовыми различиями к глаголу в формах повелительного наклонения следует задать вопросы:
Вопросы к глаголу в форме условного наклонения
Глагол в форме условного наклонения выражает возможность действия или состояния при соблюдении некоторых необходимых условий. Такое слово напоминает форму прошедшего времени, к которой присоединяется частица «бы». Соответственно глагол в форме условного наклонения не имеет категории времени и лица, а изменяется по родам и числам и отвечает на те же вопросы, но с участием формообразующей частицы:
Вопросы к безличным глаголам
Безличные глаголы обозначают действие или состояние человека или природы, не связанное с действующим лицом. По грамматической форме они совпадают с формами 3 лица единственного числа настоящего, прошедшего или будущего времени глагола изъявительного наклонения или условного. В соответствии с категорией вида и времени к безличному глаголу ставятся вопросы:
Итак, в русском языке глагол отвечает на вопросы в полном соответствии с его грамматической формой вида, наклонения, времени, лица, числа и рода.