Что отталкивает людей в общении
10 вещей, которые отталкивают окружающих людей
Все мы стремимся занимать в обществе не последнее место, быть принятыми и любимыми. Но, часто сами того не замечая, люди отталкивают от себя окружающих, из-за некоторых особенностей поведения. Давайте рассмотрим 10 вещей, которые отталкивают людей и создают серьезные проблемы во взаимоотношениях.
1. Зависть.
Всем нам известно, что зависть никого не красит. Да, зависть может подстегнуть человека к действию, но когда она пропитана горечью и злобой, она отравляет лишь того человека, который впустил ее в свою душу. Зависть отталкивает, делает людей неприятными в общении. Как правило, с завистниками никто не делится хорошими новостями, да и о плохих событиях стараются молчать. Зависть – это порок, который разрушает не только человека изнутри, но и его социальные связи. Даже отношения с самыми близкими родственниками часто рушатся от зависти и соперничества.
2. Излишняя эмоциональность.
Когда человек не может держать под контролем свои эмоции, он не только отталкивает людей, но и сам часто страдает от последствий бурления чувств. Эмоции сами по себе не являются чем-то негативным, но если они начинают управлять поведением человека, он становится непредсказуемым. Людям сложно общаться с чрезмерно эмоциональными личностями, и они стараются подсознательно избегать таких сильных энергетических выбросов.
3. Жалобы.
Жаловаться на жизнь, проблемы, тупики и даже на самого себя могут абсолютно все люди. Но, разница лишь в том, что некоторые делают это своей привычкой и жалуются на все, даже на самих себя. Конечно же, периодически необходимо кому-то излить душу, но это не должно быть системой, если мы хотим привлекать в свою жизнь положительные события и притягивать хороших людей.
4. Сплетни.
Сплетни – это как вредное лакомство. Послушать интересно, а после становится тошно. Именно поэтому никто не любит сплетни – они несут в себе негативную энергию, которая отравляет душу и разум. Поэтому, любители смаковать подробности чужой жизни часто не имеют ни с кем близких, теплых отношений. Люди подсознательно защищают себя и свою частную жизнь от сплетников, ведь они понимают, что с таким же успех могут начать обсуждать и их.
5. Обидчивость.
Никому не интересно общаться с человеком, которого очень легко ранить или обидеть. Почему? А потому, что такое общение приносит слишком много негатива. Общение с такими людьми вынуждает человека не быть собой, а играть какую-то роль, чтобы не задеть чувства ранимой личности. Поэтому, обидчивые и легко ранимые люди часто остаются наедине со своими разбитыми чувствами.
6. Отсутствие толерантности.
Сегодня во всем мире около 7 миллиардов людей согласно официальным данным. Сколько их на самом деле – не знает точно никто. Но, суть не в этом, а в том, что каждый человек уникален и имеет свои взгляды, предпочтения, жизненную позицию и вкусы. Поэтому, так важно развивать в себе толерантность и учится терпимо относится к тому, что мнения и взгляды других людей отличаются. Люди, которые не умеют терпимо относиться к несоответствиям окружающих, часто остаются одни со своей самоуверенностью и уникальностью.
7. Безответственность.
Безответственный человек не надежен – ему сложно доверять. А без доверия невозможно успешно выстраивать отношения в современном мире. Понимание ответственности за свои слова и поступки дает нам не только уверенность в себе и своем завтрашнем дне, но и легкость в построении отношений. Поэтому, безответственные люди не могут рассчитывать на то, что люди будут к ним тянуться. Если у человека есть привычка отлынивать от ответственности, перекладывать ее на кого-то другого и не отвечать за свои поступки и слова, его ожидает крах во многих сферах жизни.
8. Страсть к спорам.
Как правило, страсть к спорам присутствует у тех людей, которые не способны на принятие. Кроме этого, привычка спорить говорит о моральной незрелости человека, который не способен выходить за границу своего собственного ума и мнения. Спорщики отталкивают тем, что пытаются, пусть даже и аргументировано, навязать свое мнение.
9. Невежливость.
Вежливые слова способны угасить любой конфликт, сгладить проблемную ситуацию в общении, растопить лед между людьми. И наоборот, невежливость может спровоцировать конфликт на пустом месте и отдалить людей. Чтобы притягивать в свою жизнь людей, нельзя позволять себе невежливость, даже ответную.
10. Злопамятность.
Никому не будет приятно, если находящиеся рядом люди будут напоминать о прошлых промахах и ошибках. Если человек копит в себе плохие воспоминания, он просто не сможет не говорить об этом. Забывая обиды и ошибки других людей, мы открываем им свое сердце. И наоборот, если человек все это копит в себе, и при удобном случае выплескивает очередную порцию негатива, у него будут серьезные проблемы в отношениях с окружающими людьми.
10 привычек, которые отталкивают от вас людей
Человек – хозяин своих привычек. Он способен выстроить такой стиль жизни, который приведет его к самым заветным мечтам. Избрав же неправильную линию поведения, может собственными руками разрушить былые достижения, оттолкнув людей, которые все это время служили ему поддержкой. Как сохранить авторитет и симпатию в глазах окружения? Предлагаем рассмотреть 10 отталкивающих черт характера, которые пора искоренить.
Что чаще всего отталкивает людей от вас
1. Привычка разыгрывать «жертву обстоятельств»
Когда человек все время жалуется на жизнь, это отравляет пространство вокруг, окружающим банально хочется спрятаться от волны тлена и пессимизма. Но нытье – не больше чем признак слабости, которую пора искоренить! Возьмите штурвал корабля в свои руки, начните концентрироваться на поиске решения, включите волну творчества – и мир вокруг преобразится.
2. Постоянный поиск одобрения
Когда вы стараетесь изо всех сил, только бы доказать миру, какой вы хороший и эксклюзивный, – вам обязательно дадут по носу. Никому не по нраву задаваки, которые ищут одобрения и похвалы, будто не имеют внутреннего стержня. Хотите доказать, что вы не пустое место? Откажитесь от собственной важности и необходимости всем нравиться. Вы уникальны сами по себе, примите это как данность.
3. Привычка осуждать инакомыслящих
Кто-то с вами не согласен, отстаивает противоположную точку зрения? Не спешите давить человека своим мнением, выплескивая ведро сарказма, дабы наказать за «глупость». Люди имеют право мыслить иначе, жить по другим законам и преследовать непонятные для вашего ума цели. Старайтесь не лезть в чужую жизнь, тратьте внутреннюю энергию на себя и свои цели.
4. Отсутствие эмоционального контроля
5. Привычка все принимать на свой счет
Начальник наорал за опоздание, а вы приняли на свой счет? Искренняя улыбка кажется похожей на ухмылку? Прекратите вращать вселенную вокруг своей драгоценной персоны, мир гораздо проще, чем вы думаете. У начальника мог выдаться сложный день, лицо коллеги перекосить после похода к стоматологу, так причем тут ваше высочество? Не принимайте чужие слова и поступки на свой счет, счастливее будете.
6. Зависть
Когда человек, вместо того, чтобы жить своими достижениями, сует нос в чужую жизнь, пытаясь сравнивать свои недостатки с чужими достоинствами, – это и есть зависть. Но кто сказал, что другие – всегда соперники? И как насчет соревноваться исключительно с самим собой, сравнивая успехи прошлого с показателями дня сегодняшнего. Прекратите принижать результаты своего труда, учитесь уважать себя.
7. Привычка копить страдания
Тяжело поддерживать общение с тем, кто полностью сконцентрирован на боли и трагедиях прошлого. Отпускать обиды и страхи нелегко, в душе всегда остается боль потери, присутствует дурацкое чувство вины. Примите это, скажите испытаниям спасибо за то, кем вы стали сейчас. А затем постарайтесь освободить место для нового счастливого будущего.
8. Одержимость негативом
9. Привычка стремиться к идеалу
Старый добрый перфекционизм сопровождает человека не только в деловой самореализации, но и при поиске друзей. Важно помнить, в мире не существует ничего на 100% свершенного, будь-то друг или любимый человек, все будут обладать определенным набором недостатков. Учитесь принимать людей с их темной стороной. Помните, вы и сами обладаете изощренным набором достоинств и недостатков.
10. Отсутствие эмпатии
Одна из самых отталкивающих вещей в дружбе – отсутствие сопереживания, когда человеку трудно поставить себя на место другого. Помните, именно эмпатия делает нас людьми, помогает понять эмоции другого и его страхи. Не втаптывайте в грязь чужие чувства, не высмеивайте мечты. В конце концов, люди живые, им тоже бывает больно и одиноко, им нужна чья-то поддержка.
У каждого своя цель и свой жизненный путь, важно не растерять внутренний свет, попытаться реализовать то лучшее, что сохранила в себе душа. Будьте вежливы и терпимы в общении, концентрируйтесь на позитивном и помните: каждый заслуживает немного любви!
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ:
Привычки в общении, которые отталкивают от тебя людей
Но так же, как хороший навык общения может тебе помочь, плохой принесёт тебе множество неприятностей, которые оттолкнут от тебя людей. Есть немало привычек в общении, которые вызовут у людей негодование, злость и другие негативные эмоции.
Использование местоимения «я» вместо «мы» в ситуациях, требующих командного подхода
Эта проблема нередко встречается как на работе, так и в отношениях. Нет ничего плохого в том, чтобы отстаивать свою точку зрения, но представь себя на месте других людей, когда тебе говорят: «Я так считаю, и это правильно» или «Я думаю, что нам всем будет лучше» и так далее. Никому не нравится следовать за мнением других людей, находиться в подчинённом положении, как бы люди это ни скрывали. То же самое касается и отношений, когда ты решаешь за девушку, что для неё будет лучше.
Концентрация на чём-то другом во время разговора
Сейчас у каждого есть смартфон, и многие люди утыкаются в него, не замечая ничего вокруг. Если ты один из них — поздравляем: ты зомби. Если ты просто уткнулся в него и не реагируешь на события вокруг, ты лишь усложняешь свою жизнь. Однако когда ты делаешь это во время разговора (неважно, намеренно или случайно), ты показываешь, что общение у тебя не в приоритете, и твой собеседник считает, что он навязывается или тебе просто скучно, но ты не знаешь, как его вежливо отшить.
Но хуже просто не смотреть на собеседника во время разговора или даже отвернуться от него. С точки зрения языка тела это означает «ты мне неприятен», «мне некомфортно смотреть тебе в глаза» или «мне на тебя плевать — когда ты уже уйдёшь». Ты прямо показываешь собеседнику, что недоволен его компанией.
Перебивание
Перебивать — это плохая привычка большинства людей. Неважно, хочется тебе прямо сейчас высказать своё мнение, выразить недовольство, ответить на вопрос или ты просто боишься, что забудешь умную мысль, которая начала от тебя ускользать, и её нужно срочно озвучить, — не перебивай собеседника. Таким образом ты показываешь, что твоё слово сильнее его, и он может потерпеть, а ты — нет. Приятно бы тебе было услышать во время разговора что-то вроде: «Да-да, конечно — можешь помолчать? Мне нужно высказаться, а ты тут вставляешь свои никому не нужные слова»? Перебивание как раз и говорит это.
Неуместный язык тела
Язык тела так же важен, как и речь, и вкупе они дополняют друг друга, лучше описывая ситуации. Но у некоторых людей с этим перебор. К примеру, тебе стоит избегать гримас неодобрения, ведь так ты показываешь собеседнику, что тебе противно то, о чём он говорит. Скрещивание рук или ног подсознательно даёт сигнал собеседнику замолчать. Даже слишком частые кивки, что в теории говорит об одобрении или показывает твоё понимание, могут вызвать негодование, так как это можно интерпретировать как заискивание. Более подробно о языке тела мы писали в статье по ссылке ниже.
Краткие ответы
Краткость — сестра таланта, но только в определённых ситуациях. Вспомни, что ты чувствовал, когда говорил своей девушке что-то важное, а в ответ получал только «ммм» или «да»? Скорее всего, возмущение или злость, ведь ты ожидал чего-то большего, осмысленного ответа.
Такие короткие ответы нужны в армии, когда тебе задают чёткий вопрос, но не в обычном общении. И не нужно произносить их как робот, без интонации — это вызовет ещё большее негодование у собеседника, в голове которого твой ответ будет звучать как «можно от меня отстать?»
Демонстрация своих интеллектуальных возможностей
Не только ты, но и другие люди хотят выглядеть умными. И когда они говорят что-то, что считают важным, а в ответ слышат, что ты всё это знаешь (при этом ты не забываешь добавить про школьную программу или про то, что этого не знают только самые последние алкоголики), ты показываешь собеседнику, что считаешь его тупицей. Даже если для тебя это очень простая информация, не нужно кичиться своими знаниями — это отталкивает людей. Никто не любит зазнаек.
Доминирование эмоций над разумом
Это частая проблема, которая рушит даже самый тёплый разговор. Стоит тебе поддаться своим эмоциям и начать говорить в возмущённом или истерическом тоне, использовать чрезмерно активный язык тела и тем более резкие слова — и всё, ты потеряешь расположение собеседника, ведь он либо подумает, что ты не можешь совладать с собой, либо тоже перейдёт из разумного в эмоциональный разговор.
Много разговоров о себе
Когда люди спрашивают тебя, как дела, они обычно ожидают услышать что-то вроде «нормально», а не тираду на час с нытьём. Да, это лицемерие, но таково наше общество. В таких случаях или когда ты просто начинаешь рассказывать о своей жизни или жизни своих родных и друзей (особенно если собеседники с ними не знакомы), это отталкивает их, ведь из вежливости им приходится выслушивать истории о людях, судьбы которых им совершенно безразличны.
Использование фраз, показывающих приоритетность твоего мнения
Если ты видишь, что человек занят, но всё равно обращаешься к нему со словами «Я понимаю, что тебе сейчас некогда, но мне срочно нужно», таким образом ты демонстрируешь, что твои проблемы в приоритете. Еще хуже — сказать нечто вроде «Это сейчас важнее, чем то, что ты делаешь». Это достаточно простой способ испортить к себе отношение собеседника, ведь так ты покажешь ему, что то, что он сейчас делает, нелепо и незначительно, в то время как твои проблемы действительно важны.
Неуверенные ответы
Люди любят слышать чёткие ответы на свои вопросы. Отвечая «ну я не знаю» или «я вообще в этом не уверен, не знаю, да или нет», ты показываешь им, что не в силах дать ответ на элементарные вопросы. А раз так, то на тебя нельзя положиться, и это отталкивает ещё сильнее.
Даже если вопрос застал тебя врасплох, не нужно мямлить, глотать слова, показывать, как ты нервничаешь. Если нужна отсрочка ответа, просто скажи «мне нужно это обдумать» или «я подумаю и дам ответ позже», чтобы собеседник видел твою силу.
10 самых отталкивающих качеств личности
Ежедневно мы сталкиваемся с большим количеством людей, и волей-неволей некоторые из них нам приходятся не по душе. Наверняка среди ваших знакомых есть такие, которых бы вы хотели видеть, слышать, в целом, встречать как можно реже.
Почему так происходит? Во-первых, сразу отметим, что неприязнь на пустом месте не возникает. Всегда есть какая-то причина. Во-вторых, эта причина более чем конкретна, и вот список самых главных причин, по которым тот или иной человек может вас отталкивать:
Тем не менее здесь мы хотели бы представить 10 самых отталкивающих качеств, которые неприятно замечать в других людях. Итак, поехали!
Нарциссизм (самолюбование)
Нарциссизм – это качество, при котором человек концентрирует на своей личности все, что происходит вокруг, полагая, что все блага созданы исключительно для его комфорта. Как правило, такой человек словно «высасывает» из вас энергию, силы, эмоции, ничего не отдавая взамен, потому что такая категория людей не способна на эмпатию, сопереживание.
Как вы думаете: люди рождаются нарциссами или становятся? Ответ очевиден – становятся, причем происходит это вследствие неправильного воспитания со стороны родителей, и здесь выявлены два случая:
Поэтому, будучи родителями, будьте аккуратны и придерживайтесь золотой середины, выстраивая отношения со своим ребенком, будьте чутки и внимательны. А мы переходим к следующему качеству.
Лживость
Никто не любит, когда ему лгут, то есть намеренно искажают факты действительности, преследуя собственные цели и стремления. Ниже представлены причины, заставляющие людей делать выбор в пользу лжи:
Кстати, наша онлайн-программа «Профайлинг» может стать отличным помощником на пути распознавания лжи. Помимо этого, всего за 5 недель вы научитесь анализировать мимику, жесты, поступки людей, понимать, искренны они с вами или нет, распознавать манипуляции и делать еще много других полезных вещей.
Обычно ложь – напарник лицемерия. Давайте рассмотрим особенности этой черты.
Лицемерие
Открытое выражение своей позиции, мыслей ради достижения гуманных целей – антипод определения лицемерия, т.е. лицемерие служит неким инструментом, пропитанным ложью и неискренностью, для достижения корыстных, лишенных нравственности результатов.
При этом нужно отличать поведение, не лишенное неискренности в целях сохранения благополучной обстановки, и лицемерие. Если преподаватель в университете вам неприятен, согласитесь, будет нерационально открыто ему это показывать. Деликатное обращение, воспитанность и уважение никто не отменял, а вот заискивание, восхваление преподавателя, явное открытое подчеркивание вашей благосклонности и расположенности – лицемерие чистой воды.
Некоторые люди полагают, что сегодня лицемерие встречается чаще, потому что появилось больше меркантильного интереса, поиска материальной выгоды. Также всегда активно обсуждался вопрос религиозного лицемерия. А как считаете вы, верны ли эти дискуссии? Оставляйте свое мнение в комментариях.
Еще одним отталкивающим качеством является скупость или жадность.
Жадность
На самом деле, жадность есть почти в каждом из нас, только степень её проявления у всех разная. Иначе говоря, человек умеющий контролировать свою жадность, заглушать её, не прослывет жадным.
Жадность, представляющая собой желание присвоения как можно большего количества материальных и других благ, бывает двух типов:
Стоит ли испытывать негативные чувства по отношению к жадине? Скорее, такие люди заслуживают жалости, ведь они не понимают истинных ценностей жизни, им не свойственен разумный альтруизм, желание поделиться с ближним. Придерживаетесь ли вы подобной точки зрения? Будем рады увидеть ваши ответы в комментариях.
Помимо указанных качеств, явно отталкивающей чертой является зависть.
Зависть
Можете ли вы назвать себя завистливым человеком? Если затрудняетесь ответить на этот вопрос, подумайте о том, чем обладает ваш знакомый, но чего не достает вам (дорогая машина, авторитет на работе, замечательная жена/муж и т.п.) и проследите, что вы при этом чувствуете. Если вам неприятен чужой успех, скорее, вы завистливы.
Оказывается, во время зависти у человека особенно активно работают зеркальные нейроны в теменной доле, что означает желание повторить действие, ситуацию, состояние, отсюда и возникает это чувство. Но что более неприятно – сопровождается оно злобой.
Между прочим, у разных народов зависть трактуется по-разному. На латинском зависть звучит как livor, что также означает «синева». Хотя у русского народа принята фраза «позеленел от зависти». В Китае, кстати сказать, зависть – это «болезнь красных глаз». А с каким цветом у вас ассоциируется зависть?
Следующим пунктом хотелось бы объединить два смежных качества: наглость и невоспитанность.
Наглость и невоспитанность
Либо хамство, бесцеремонность – слова, выражающие неуместное поведение людей в обществе и являющиеся приграничными по значению с наглостью.
Говорят, что наглость – второе счастье, но действительно ли это так? Конечно, человеку не следует забиваться в угол, быть подавленным, придумывать какие-то страхи, но существует грань между тем, что называется уверенностью, и тем, что называется наглостью. Уверенный человек в том числе уверен благодаря тому, что знает, как держаться на людях, что такое хорошие манеры и как держать тон, т.е. он воспитан. Вспомните, наверняка, вы сталкивались с ситуациями невоспитанности и наглости, и это вызывало у вас негативные эмоции.
Неблагодарность
Еще Габриэль Гарсиа Маркес отметил: «Людская неблагодарность не знает границ». Безусловно, мы часто сталкиваемся с неблагодарными людьми, но что мы знаем об этом качестве?
Неблагодарность может быть двух видов:
Безусловно, черная неблагодарность – характеристика деморализованной личности с искривленной картиной ценностей. Таких людей нужно попросту сторониться.
Что же ещё может нас оттолкнуть от человека?
Отсутствие чувства юмора
Конечно! Неумение шутить либо понимать шутки и все воспринимать всерьёз. Никто не любит пессимистов, зануд, люди хотят улыбаться, веселиться и наслаждаться жизнью, а разве можно делать это без смеха и подзадоривания?
Если у вас есть проблемы с чувством юмора, советуем вам посмотреть этот видеоролик:
Также не забывайте, что хорошее чувство юмора возможно, только если человек достаточно эрудирован. Поэтому следующим отталкивающим качеством хотелось бы упомянуть тупость.
Тупость
Да, как бы грубо это ни звучало, но никому не нравится разговаривать с человеком, который вас не понимает в силу своей глупости. Ведь мы инициируем беседу, чтобы найти отклик, поддержку в нашем собеседнике, своего рода эмпатию, и когда мы ее не получаем, а видим пустой взгляд и хлопающие ресницы, чувствуем фрустрацию. Поэтому старайтесь избегать глупых людей и сами стремитесь быть умными и интересными.
Кстати, если вы заинтересовались практикой коммуникаций и хотели бы лучше взаимодействовать с людьми, можете пройти нашу онлайн-программу «Лучшие коммуникативные техники». Освоив 72 коммуникативные техники, вы заметите, как ваше общение с окружением стало более эффективным и приятным.
Безусловно, это не весь список отталкивающих качеств. Часто, когда людей спрашиваешь о самых плохих качествах человека, они упоминают агрессию, любопытство, жестокость, трусость и т.д. Возможно, мы чего-то не упомянули, поэтому будем ждать ваших дополнений в комментариях, и друзья, помните, мир любит хороших людей.
Как вы отталкиваете от себя людей (и как перестать это делать)
Стиль общения можно сравнить с призмой, через которую просвечивают наши чувства, наше состояние. Несовершенная призма искривляет и затемняет внутренний образ. Подлинному же общению противопоказаны любые искажения душевных лучей. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открыться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Для создания общения надо в первую очередь научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения. Какие же они?
Автор: Cepгeй Владимиpoвич Пeтpyшин, доктор психологических наук, доцент Кaзaнcкoго федерального университета, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.
Проявление любви связано прежде всего с общением, его качеством, богатством и разнообразием. Для того, чтобы оно состоялось, у нас все уже есть — наша неповторимая личность. Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой ценной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами, бездонными вселенными, которые скрыты в каждом человеке. Для этого надо совсем немного: суметь открыть себя другому человеку.
В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открыться.
Как часто мы своим поведением не сообщаем дорогому нам человеку, что он нам дорог. Порой даже тратим массу усилий, чтобы скрыть это. Сами же ждем, что он за этим «закрытым» поведением увидит, поймет и примет нас. Такое не всегда под силу даже опытному психологу.
Есть боксеры, которые защищаются тем, что держат соперника на длинной дистанции, не дают ему приблизиться к себе. Этого спортсмена действительно не достать. Стиль общения некоторых людей мало чем отличается от тактики подобных боксеров. Представьте ощущения, если человек, с которым вы разговариваете:
Возникает чувство, будто собеседник удерживает вас на расстоянии. Он воспринимается как равнодушная, скрытая и холодная личность, какие бы искренние и теплые чувства ни испытывал к вам.
Кто-то достигает безопасности лишь в «ближнем бою». Это человек, переходящий сразу на «ты», откручивающий у вас пуговицу и похлопывающий по плечу. Такое чрезмерное «проламывание» дистанции в общении также может вызвать неприятные ощущения, восприниматься как излишняя навязчивость или фамильярность.
Вот несколько средств, которые довольно быстро делают нас недосягаемыми для дружеского разговора:
В этом случае мы, возможно, произведем авторитетное впечатление. Да, нас выслушают, но дружить вряд ли захотят. «Где уж нам», — подумают.
Не менее успешно можно остаться одному и «опускаясь вниз», занижая себя, демонстрируя скромность, малозначимость.
«Человек-невидимка» — это, пожалуй, самый эффективный защитный стиль из всех, которые гарантируют полное одиночество. По сути человек сам себя делает незаметным для окружающих. Он:
Стиль общения можно сравнить с призмой, через которую просвечивают наши чувства, наше состояние. Несовершенная призма искривляет и затемняет внутренний образ. Подлинному же общению противопоказаны любые искажения душевных лучей. Для этого стоит постараться убрать в себе все, что мешает прямому и искреннему нашему свету. Сколько их, несостоявшихся дружб, только из-за того, что люди прятали от другого свою доброжелательность, прикрываясь грубостью, напускным весельем, деланным равнодушием. Только осознав личный вклад в построение своей стены одиночества, можно начать изменять свою жизнь.
Не сошлись характерами
При разрушении наших отношений проявляется одна закономерность. Общая картина примерно такова: успешное начало — накопление отрицательного запаса — переполнение — разрыв. Одновременно с началом отношений мы словно включаем механизм их уничтожения. Чаще всего мы питаемся отношениями, съедаем то хорошее, что они нам дают. Затем остается пустота. У каждого есть свои способы быть несчастливым в отношениях. Вот коллекция таких принципов:
Принцип тайны — вступая в отношения, иметь от другого какие-либо тайны. Что-то недоговаривать, о чем-то умалчивать. В принципе даже неважно, есть ли серьезные основания для таких секретов. Сама тайна — это всегда мина замедленного действия. Когда наша связь переполняется тайнами, разрыв неминуем.
Принцип оценки — отношения развиваются до тех пор, пока я не созрею до того, чтобы дать другому оценку. Наконец-то понять, что представляет собой этот человек. После того как мы наклеиваем на него ярлык, он становится неинтересен. Дальше мы уже начинаем подтверждать эту оценку, находя все новые и новые доказательства своей «правоты».
Принцип родственных душ — общаясь с другим, я вдруг начинаю замечать, как мы схожи. Это вызывает восторг и эмоциональный прилив. «Наконец-то я нашел(а) человека, который меня во всем понимает. Какое счастье, что мы встретились!» Эта ориентация на сходство характеров в дальнейшем служит сильным барьером в развитии отношений. Отныне любое несовпадение во взглядах начинает восприниматься болезненно (даже по поводу футбольной команды). Как только мы набираем достаточное количество расхождений взглядов на те или иные вещи, то следует фраза: «Я думал(а), а он(а)-то, оказывается…»
Принцип создания образа — вхождение в отношения осуществляется через какую-то роль. Ту, которая, по нашему мнению, преподносит нас в выгодном свете. Это может быть роль «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», творческой личности или специалиста. Считая, что сами по себе мы малоинтересны, общение строится на материале этой роли. Отношения и поддерживаются до тех пор, пока мы чувствуем себя прикрытыми этой ролью. На самом деле образ закрывает отношения. При их развитии начнут проступать наши реальные черты, а это-то и пугает. Разоблачение воспринимается как сигнал к уходу.
Принцип теста — общаясь с людьми, иметь четкое представление о том, как они должны себя вести в том или ином случае. Считать себя обладателем свода внутренних правил, которому другие люди должны следовать. Мысленно подразумевается, что все живут по этим же правилам (или, по крайней мере, должны, чтобы заслужить мое уважение). Общаясь с такими людьми, совершаешь прогулку по минному полю. К концу прогулки уже успеваешь сделать столько «ошибок»! Естественно, что правила, которые вы должны выполнять, вам не сообщаются. Вы должны быть постоянно настороже и верно угадывать. Иначе — разрыв.
Принцип исполнения желаний — хорошо чувствуя, что ждет от тебя другой, оправдывать все его ожидания. Срабатывает детская логика — если я буду хороший(-ая) (то есть буду оправдывать ожидания родителей), то меня будут любить. Это детское желание «быть хорошими» вступает в противоречие с личными желаниями. Не все желания другого нравятся, копится негативный запас. Вслух об этом, конечно, не сообщается, но в один прекрасный день ничего не понимающий человек слышит от тебя, что ты порываешь с ним отношения.
Общее условие для срабатывания наших механизмов разрушения — недоговоренность и закрытость, боязнь заниматься «выяснениями этих отношений». Это же конфликты, споры, ссоры — брр! Лучше молча и «по-хорошему» разойтись. Избегание выяснения отношений имеет строго определенную цель. Таким уходом от открытого общения мы сохраняем сложившееся представление о мире, о себе, о других. В этом случае я могу быть спокоен и уверен в своих представлениях, мой внутренний кокон ничто не задевает.
Выясняя же отношения, я должен соотносить свои взгляды на совместную жизнь с теми, которые есть у моего партнера. А вдруг у меня все не так правильно и надо жить по-другому? И не он, а я должен пересматривать себя? Любая перестройка всегда болезненна. Гораздо проще расстаться с этим человеком, сохранив свой жизненный стереотип. Это естественная психологическая защита, срабатывающая чисто автоматически. Что ей можно противопоставить? Есть ряд правил, позволяющих не допускать превращения выяснения отношений в ссору.
Не накапливайте негативные переживания. По мере возникновения перерабатывайте их в совместном общении. Можно не обращать внимания на мелкий дождик, но накопившая грозовой заряд туча способна многое смести на своем пути: так разбитая чашка становится источником катастрофы. Остается только горькая мысль: «Неужели все расстроилось из-за какого-то пустяка?»
Выяснение должно происходить здесь и сейчас. Выяснение конкретного поступка в конкретной ситуации. Забыть расхожие формулировки: «Ты всегда так делаешь», «Ты опять так поступил», загоняющие собеседника в тупик и вызывающие чувство вины.
Говорить на языке чувств и переживаний, а не атакующих оценочных суждений. На «дурака» всегда получают «сам дурак». Легче принимается, если говорить не о человеке, а о своих переживаниях по поводу него: «Когда ты так сделал(а), мне стало больно». Тут нечего возразить. Не скажешь же: «Ты так не чувствуешь». Главное условие эффективного общения — уважение личности в форме принятия ее уникальности и непохожести на нас. Как верно подметил один психолог, смысл любой ссоры в том, что мы говорим друг другу: «Ты не такой, каким бы я хотел тебя видеть».
Представьте, что вы нашли на улице сто рублей. Неплохо, но вам и в голову не придет требовать такого каждый день. В отношениях такая просьба считается естественной: «Хочу, чтобы ты для меня всегда был хорош». Любые отношения развиваются волнообразно. В сложные периоды охлаждения чувств просто нужно знать, что такое должно быть. Единственное, что можно тут сделать, — предпринимать тактичные попытки сближения.
Гений общения
Не всякий разговор можно назвать общением — как далеко не каждого человека можно назвать личностью. Выделим несколько уровней контактов с окружающими.
Уровень первый. Эта ситуация всем знакома: начальник — подчиненный, офицер — солдат и т. д. Жесткая, безличная, ролевая форма контактов, определяемая словом «управление». При таком контакте существует некто «сверху» и кто-то «снизу». «Нижний» выполняет задания «верхнего». Управлять другим означает использовать его в контакте как средство. Есть управление открытое, а есть скрытое.
Часто гением общения называют человека, способного открыто управлять другими. «Наш начальник от любого добьется того, чего хочет», — с восторгом говорят о таком. На психологическом языке такой тип человека получил название «манипулятор». Однако при всех своих внешних успехах манипулятор часто глубоко несчастен. Происходит это потому, что он лишен близких отношений с людьми.
Для скрытого управления наиболее благоприятны закрытые отношения. Но справедливо и обратное: если у нас закрытое общение, мы неосознанно манипулируем друг другом. Когда я делаю «шахматный ход», используя в качестве фигуры своего друга, жену, ребенка (какие бы благородные цели я ни преследовал), я разрушаю, съедаю наши отношения. Манипуляции в общении с близкими людьми никогда не прощаются.
Второй уровень, где позиции более равны, называется коммуникацией. Типичные ситуации: на кухне, в компании за столом, в транспорте. Основная проблема при таком общении — выбор общей темы. Внешне это может походить на словесный хоккей: тема вброшена (скажем, «машины»), и вся компания начинает «гонять ее по кругу». Исчерпав одну, подыскиваем другую. В коммуникации наша личность уже проявляется, но в малой степени. Коммуникабельный человек с любым найдет общий язык, будет принят в каждой компании, сразу отыщет интересную всем тему для разговора. Всем коммуникабельными быть не дано, но общительным может быть каждый.
Третий уровень нашего условного деления контактов носит название обслуживания. Здесь мы уже не используем другого человека как средство, а сами становимся для него таковым. Наглядный пример этого уровня — психологическая помощь. Приходит человек со своей проблемой, которую психолог старается помочь ему разрешить. Однако человека, способного дать вам мудрый совет, выслушать и помочь разобраться в себе, тоже рано называть гением общения. Он гений обслуживания. Это уровень уже более глубокий, чем управление или коммуникация. Но все-таки это еще не собственно общение.
Четвертый, высший уровень наших контактов — общение. Это взаимосвязь равносвободных и равноуникальных субъектов». Цель его всегда одна — другой человек. Это не взаимообмен информацией, общение касается внеинформативных феноменов: смысла жизни, ценностей и направленностей личности, ее идеалов и стремлений. Психологический механизм общения — это переживание, слитое воедино с пониманием, а не чисто рассудочные передача и прием информации.
Способного к этому человека и следует назвать гением общения. В литературе описан такой тип — князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот». Сила открытости этого человека была для других столь велика, что те, с кем он успевал хоть немного поговорить, становились его союзниками или друзьями.
Общение — это уже не столько техника, сколько искусство. Открыто проявлять свою неповторимость и принимать ее в собеседнике — это и есть секрет настоящего общения.