Что оценивается на уроке

Способы оценивания на уроках

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что оценивается на урокеЧто оценивается на урокеЧто оценивается на урокеЧто оценивается на уроке Что оценивается на уроке Доклад, учителя 4 «Г» класса Вакулиной С.В.

«Способы оценивания на уроках»

Цель : создание системы оценивания учащихся, адекватной современным направлениям модернизации образования

Создать систему оценивания:

1) направленную на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке;

2) дающую возможность учитывать действительную динамику учения и обучения учащихся;

3) ориентированную на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу учащихся

1) Принцип положительной установки

Очень важна позитивная педагогическая оценка любого результата – адресная похвала при хорошем результате и перспективная, направленная на будущий успех оценка при плохом. При этом необходимо искренне верить в потенциал каждого ребенка, в обязательную положительную динамику его достижений.

2) Принцип комптентностного оценивания

При текущем контроле необходимо оценивать не только фактические знания, но и поощрять личностные достижения учащихся, оценивать образованность ребенка по результатам его собственного продвижения, способствовать развитию рефлексивных умений и самооценки учащихся.

3) Принцип непрерывности

Необходим постоянный, непрерывный контроль, позволяющий не выпадать из образовательного процесса слабым учащимся и быть в постоянном мотивационном тонусе отличникам.
Традиционный урок помимо изучения новой темы включает четыре этапа: организационный (готовность к уроку); проверка домашнего задания; повторение и практическая работа. Особенность методики состоит в том, что на каждом из этих этапов все учащиеся получают отметку и фиксируют её в оценочном листе . При подведении итогов урока каждая отметка суммируется и определяется итоговая, которая выставляется в журнал.
Отметки за этапы урока учащиеся выставляют на уроке в ходе само- и взаимопроверки по пяти критериям, это упрощает процесс оценивания. На этапе введения в учебный процесс данного метода критерии задаются учителем, в дальнейшем к этой работе привлекаются учащиеся.
Например: на этапе проверки готовности к уроку выявляется наличие у детей учебных принадлежностей: 1) дневник, 2) рабочая тетрадь, 3) учебник и 4)-5) необходимые для урока специальные материалы.
Этап повторения знаний можно проводить в различной форме. Чаще всего это карточки, математические диктанты, примеры для устного счета, при изучении темы опорные слова, правила, памятки.

На этапе проверки домашнего задания формы работы могут быть разными, в зависимости от выполненного задания. Оценивается каждая работа, в оценивании участвуют все учащиеся, используется метод взаимопроверки.
При проверке практической работы на уроке критериями оценивания в ряде случаев являются требования к качеству работы, чистописание, аккуратность чертежей и подчеркиваний.
Формы и способы оценивания деятельности учащихся на уроках.

1. Рейтинговая контрольная, самостоятельная работа, диктант.

Данная форма оценивания содержит две составляющие: определение результата в виде суммы баллов и определение рейтинга (кто на каком месте). Публикация рейтинга важна для родителей и детей. Их волнует не только то, продвигается ли ребенок в усвоении знаний, какими темпами это происходит, но и каковы его результаты по сравнению с другими детьми.

Рейтинговая контрольная работа, самостоятельная работа, диктант используется нечасто. Как итоговая работа, она может быть проведена в конце изучения большой темы и в конце четверти.

2. Формы работ и виды заданий, не требующие внешней оценки.

Любому человеку неприятно получать оценку, если она невысокая. Конечно, и у ученика портится настроение и он, пусть на короткое время, но выбивается из рабочего ритма и теряет оптимистический настрой. Поэтому работа должна показывать ученику, верно или неверно он ее выполнил, если при такой оценке отсутствует внешний оцениватель, оценка становится поддерживающей. Она способствует исправлению ошибки и принятию нового учебного задания. Человек готов сделать шаг дальше, оценка создает условия для прогрессивного движения.

3. Развернутая устная и письменная оценка учителя.

«Итоговые письма» учителя . Одной из первых форм оценивания школьника становится устная и письменная оценка учителя. Этой формой можно пользоваться на этапе пробы, тренировки, предъявления результата. По возможности каждую работу ученика учитель сопровождает устным комментированием. Если ученик пробует или тренируется, особенно важно отметить первые шаги. Это, во-первых, помогает ученику понять свое действие, во-вторых, учитель показывает важность учебного действия самому ребенку и другим ученикам, поддерживая мотивацию к учению. В каждой работе ученика учитель в первую очередь обращает внимание на то, что уже получилось.

4. «Подиум». Места для презентации детских работ.

Кроме мест для вывешивания детских работ в ответственном пространстве, есть другие места для представления детьми своих выполненных работ. Так, попробовав или потренировавшись в каком-либо задании, ученик может выполнить его на центральной доске, может перед классом рассказать о том, как он делал задание, показать его выполнение на листе бумаги. Такое место и будет местом презентации детских работ, показа выполненных заданий. Ответственное пространство не задается учителем, но инициируется им.

5. «Рефлексивная карта» ученика.

Ученики в рабочих тетрадях, по мере выполнения классной работы на полях рисуют пометки:

! – знаю или умею хорошо;

? – пока самостоятельно не выполняю.

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!».

Учитель видит, какую пометку поставил ученик, это очень помогает в планировании дальнейшей работе с учащимися.

Перед уроками у каждого ученика нарисована на отдельном листе лесенка, на которой ученик рисует маленького человечка и какую оценку он себе выставляет. Каждый урок соответствует своему цвету. В конце рабочего дня ученик сдает свою лесенку учителю, а учитель рядом выставляет свои оценки ученику, объясняя и комментируя каждую оценку.

Русский язык, математика (оценка «4»)

7. Дерево успеха – прямо на доске учитель рисует дерево с широко расставленными ветками, ребенок по окончанию урока выбирает листочек соответствующего цвета и самостоятельно крепит листочек на дереве. Этим способом проверяется и самооценка ребенка, как личности. Чем ниже ученик прикрепил листок тем неувереннее он чувствует себя в данной аудитории.

Источник

Оценивание работы обучающихся на уроке. Приемы и возможности…

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Оценивание работы обучающихся на уроке.

Приемы и возможности…

Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко;

нас никогда не принимают по нашей реальной ценности.

А вот фразы, прозвучавшие на уроке другого учителя: «Отлично поработали вместе!», «Прекрасный ответ!», Хороший вопрос!», «Ты сегодня очень внимательна!», «Очень точный ответ. Тебя было приятно слушать!»

Как вы думаете – у кого из учителей эмоциональная атмосфера урока была лучше?

Но школьная жизнь не мармелад в сахаре. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Как говорить о последней? Ситуация: ребенок сдал плохую работу. Ошибок больше, чем обычно. Сравните ряд замечаний:- Ты сделал неправильно и получил свою… по справедливости! – Работа плохая, вот к чему приводит лень! – Говорили тебе: больше занимайся! И вот результат! – Ты меня очень огорчил этой работой. – Работа хуже, чем обычно. Наверное ты неважно себя чувствовал.

Две последние формулировки более психологически приемлемые, потому что в первых двух формулировках учитель с учениками психологически как бы по разные стороны баррикад, в последних же он как бы оправдывает ученика, дает ему возможность самому оценить свой труд, сделать вывод о необходимости больше стараться и работать и т.п.

Обязательно нужно разъяснять критерии оценивания. Уверенность не самого сильного ученика может быть разбита напрочь голосом учителя: «Три». Обида, вызванная «несправедливой» отметкой, помнится долго. Учить знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки. Не так важно, прочтет учитель их вслух или вывесит на стене. В первые дни работы в новом классе необходимо обсудить проблему оценки. Первые отметки называются вслух, обосновываются, а в журнал и в дневник попадают только по желанию учащихся. Полезно, чтобы ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с оценкой учителя. Могут оценивать работу и одноклассники. Например такое оценивание может выглядеть как дробь. Прием вводится на период согласования критериев отметки. А через некоторое время числитель и знаменатель чаще совпадают. Другая причина введения приема – чтобы приучить к регулярному оцениванию своего труда.

В некоторых случаях учитель ставит отметку в кредит. Спорная четверка. Предмет волнений и надежд. Учитель: «По отметкам та на «4» не дотягиваешь. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь… Это так? Если это так, то давай попробуем поставить тебе высокую отметку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы».

Проблема оценивания кратких ответов с места, дополнений, удачных реплик и вопросов… Высокую оценку вроде не за что ставить, а подкрепить успех нужно. Одно из решений – введение своей валюты. В младших классах, например, за удачный ответ дают детям красный кружок. Накопил пять красных кружков – получай большой. Накопил пять больших – получай «5» за активную работу. В старших классах могут быть введены «таланты» или «абсолюты», они могут быть учтены при выставлении спорной оценки или давать право на дополнительную оценку на уроке или… Данный прием вводится на некоторое время, когда требуется «расшевелить» пассивный класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема. Высший пилотаж урока – это увлеченная работа учеников без «материальной подкормки». Интерес побеждает все.

Данные приемы оценивания поддерживают интерес ученика, помогают стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения. А учителю позволяют делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.

Последнее слово: если оркестр играет в разнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.

Источник

Методическое пособие «Новый взгляд на оценивание обучения»

методическое пособие составлено в помощь учителям общеобразовательных школ. Собран материал по стратегиям формативного оценивания на уроках

Содержимое разработки

КГУ «средняя общеобразовательная школа – лицей № 37»

Новый взгляд на оценивание обучения.

«Качество системы образования не может быть

выше качества работающих в ней учителей»

Майкл Барбер, профессор,

эксперт в области международных

исследований в сфере образования

Второй приоритет в оценивании – наблюдение – при котором может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно при наблюдении можно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др. Главная функция учителя на данном этапе заключается не только в том, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации.

Третий приоритет в оценивании – четкие критерии оценивания. Во-первых, отметка в массовой школе по-прежнему выставляется за урок, за упражнение, самостоятельную работу, устный ответ и т.д., а не за достигнутый учащимся результат деятельности, иными словами, отсутствует практика использования критериального подхода к оцениванию результатов деятельности. Кроме того, при такой системе оценивания ученик практически не осознаёт, за отсутствие какого знания, умения, компетентности он реально получил отметку. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. При внедрении новых подходов в обучении, критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они вырабатываются ими совместно. Критериями являются планируемые результаты, соответствующие учебным целям на каждом из этапов урока, которые развивают объективность и критичность мышления у учащихся, контроль и коррекцию, которые формируют ряд регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Перед каждым учителем встает задача развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Самоанализ результатов учебной деятельности для обучающихся является необходимым условием достижения личностных результатов, развития учебно-познавательных компетенций, лидерских качеств. В практике моей работы очень эффективным элементом для оценивания является оценочный лист учащегося. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, перечень формируемых умений, требования к данному блоку. Каждый ученик следуя индивидуальному маршрутному листу работы, самостоятельно выставляет себе баллы, имеет инструкции для каждого этапа урока, четкие временные рамки – которые развивают навыки самостоятельного обучения. Ученик, с помощью такого вида оценивания, учится самостоятельно определять работу по устранению вопросов и недочетов в своей учебной деятельности. После проверки я фиксирую свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно.

Четвертый приоритет- комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Только применение различных современных методов оценивания деятельности обучающихся может обеспечить им интерес к обучению. Для реализации идей Программы «Новых подходов в обучении», оценивание провожу используя различные формы: лист оценивания, «Экран успеваемости» устные комментарии, стикеры, игра « Светафор», которые помогают реализовать идеи модуля « ОдО и ОО» [2, с 165]

«Назовем несколько способов оценивания:

Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества).

Завершив работу ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь (это прием рекомендуется для докладов тренировочных контрольных работ, сочинений, лабораторных и практических работ, индивидуальных и особых домашних заданий).

Кредит доверия. В некоторых случаях учитель ставит отметку в «кредит».

Формула знакомства с критериями оценивания. Очень часто у учащихся обиды на необъективность выставления отметок, не выдаются письменные работы, чтобы учащиеся видели свои ошибки, необоснованность отметок, занижения их, а это исходит из того, что учащиеся незнакомы с критериями.» [3]

В заключении своего выступлении, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас задумался вот над эпиграфом моего выступления«Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Так как мы учим оценивать наших учащихся на уроке, так они умеют оценивать. Таким образом, оценка очень важное средство воспитания у детей способности к самооцениванию, к нравственно достойному признанию своих недостатков и критическому оцениванию своих успехов.

Вывод: Современная система оценивания должна позволять:

сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями;

быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса;

способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.

Главным в работе учитель считать личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.

Применять различные виды оценочных шкал, широкое использование тестов и других методик оценивания.

Учителю обеспечивать процедуру самооценки учащимися своих достижений.

Виды оценивания на уроке (Развитие критического мышления):

Оценивание результатов собственной учебной деятельности на каждом этапе урока позволит ученикам самостоятельно планировать работу по устранению ошибок. Известны методы контроля: устный опрос, письменный контроль, диктант, зачет, самостоятельная работа, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, тест. Существуют еще и нетрадиционные методы контроля. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Кроме традиционных методов контроля (педагогических тестов, ВОУД, ЕНТ), предлагаются новые: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи. У каждого результата есть свои критерии оценки деятельности (критерий деятельности). КД предназначены для того, чтобы сказать о качестве и стандар­тах достижения, которые должны быть продемонстрированы учащимися для достижения результата. В каждом крите­рии оценки деятельности должно быть ясно указано, что должен де­лать ученик и на каком уровне.

Примерные критерии оценивания:

1. Насколько выполнено домашнее задание;

2. Активность работы на уроке;

3. Как понял тему урока;

4. Как отвечал на вопросы учителя;

5. Дисциплина на уроке;

6. Работа в группе (сотрудничество);

Критерии оценивания проектной деятельности:

Источник

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УРОКА

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО.

Выполнила: учитель начальных классов

Марина Николаевна Гулина
2020-2021 уч.год

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В. А. Сухомлинский.

Система образования XX века прошла три этапа:

I – школа – знаний (конец 1950-х начало 1960-х) наука развивалась интенсивно, а возможности школы оставались прежние.

III – 1990 – е годы XX века, возникла идея адаптивной школы, накапливавшей и передающей опыт эмоциональной, творческой деятельности личности учащихся на базе применения алгоритма действия и модулирования знаний.

Три постулата современного урока:

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Критерии оценки качества урока (ФГОС)

Теоретическая подготовка учителя:

Нацеленность урока на комплексное формирование предметных и метапредметных умений учеников;

Знание предмета (фактические ошибки, путаница в понятиях);

Установление межпредметных связей;

Речевые ошибки и недочеты.

Логика развертывания урока:

— постановка учебной задачи (обеспечение появления у детей познавательного мотива, желания что-то узнать, открыть, научиться чему-то, понимание того, что именно нужно выяснить или освоить);

— организация путей решения задачи и ее решение (разработка учителем заданий, предполагающих выполнение учениками определенных действий (анализа, сравнения, синтеза, классификации, обобщения) для приобретения недостающих знаний);

— выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;

— формирование (запланированное формирование) предметных и метапредметных умений на сознательной основе (включение содержания обучения в контекст жизненных (познавательных) задач);

— рефлексия (оценка и контроль) (формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу);

— воспитание личностных качеств школьников.

2 – реализовано полно

1 – реализовано частично

Принципы постановки учебной задачи:

Вводимое понятие должно быть предельно общим с тем, чтобы последующие этапы работы с понятием выступали как конкретизация, уточнение исходного понятия.

Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию необходимости его появления.

Не вводить знание в готовом виде: создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.

Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должны появляться не до, а после всей работы по поиску и обсуждению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правила, а каждому ребенку формулировать своими словами.

Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.)

знание и использование приемов постановки учебных задач

(Например, создание проблемных ситуаций: обсуждение двух и более точек зрения, высказанных учениками; создание ситуаций открытого незнания; столкновение с ситуацией, когда не работает изученное правило; выбор из нескольких решений нужного; оценка способа действия ученика, выполнение заданий с недостающими данными и т.д.)

организация активной деятельности детей на уроке по освоению нового материала или на уроке закрепления , целью которого является формирование или совершенствование конкретных умений;

использование учителем оптимальных для класса заданий, форм работы, дидактического материала для достижения поставленной задачи урока.

6. Знание психологии школьников

какой степени трудности необходимы знания

тип ребенка по учебной деятельности

оптимальная смена видов деятельности

умение диагностировать и прогнозировать

7. Атмосфера сотрудничества на уроке детей с учителем и друг с другом

— общая атмосфера на уроке;

— обеспечение комфортного состояния учащихся на уроке (поощрение учителем за любое высказывание; ведение диалога (дискуссии); организация групповой работы; отсутствие авторитарного воздействия на учащихся (навязывание своего мнения учителем, подавление инициативы ученика, категоричность в жестах, взглядах, интонации, отрицание идеи).

8. Учет владения школьниками знаниями и умениями

опора на усвоенные учениками знания;

осуществление помощи при выполнении заданий в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся; (организация работы в парах, группах для решения выдвинутой учебной задачи или для контроля (взаимопроверка, самооценка, сравнение самооценки с оценкой одноклассника, учителя);

интерес детей к работе на уроке;

активность учащихся на уроке (внешняя форма активности детей не является ее показателем).

Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий. Урок проводит учитель и от его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а, следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения. Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта.
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать постоянно новые, нестандартные проблемы. Признаком времени также является регулярное повышение профессионализма и мобильности учителя.

Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л. Н. Толстого, являются «любовь к делу и любовь к ученикам».

Из практики для учителя:

Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:
1. Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
2. Объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;
3. Сформированность и тренинг способов умственных действий учащихся;
4. Вклад в формирование личностных качеств школьника и, в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
5. Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.

Рассмотрим более подробно организационные основания урока: Работают все, и работает каждый; Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого; Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям; Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение; Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Таким образом: э ффективность урока определяется степенью соответствия достигнутых результатов и поставленных целей. Конечный результат урока нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получили на данном уроке. Важен не только конечный результат сам по себе, но и пути его достижения, прежде всего характер отношений между учителем и учениками, ибо знания, умения и навыки могут быть получены на основе как авторитарных отношений, калечащих душу ребенка, так и на основе отношений сотрудничества. Важно оценить не только знания, умения и навыки как таковые, но и то: получены ли они путем передачи учебной информации и последующим ее закреплением учителем или последний обучал детей собственной деятельности по овладению содержанием учебного предмета на основе их самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности.

Конечный результат складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся входе проведения урока

Общие требования к современному уроку

(Вопросы для самоанализа урока)

Все ли было грамотно в плане (конспекте) урока, правильно ли была отражена сущность изучаемого явления.

Удалось ли органично соединить обучение школьников с развитием у них познавательного интереса и готовности приобретать конкретные знания и умения, добиваться решения возникших вопросов, с воспитаем других личностных качеств (другими словами, удалось ли способствовать

— появлению у детей намеченных личностных качеств;

— формированию наряду с предметными умениями универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных, коммуникативных).

3. Получился ли урок целостным, завершенным, ясна ли логика движения мысли ученика, логика его действий, полнокровен ли урок, то есть достаточно ли использованы возможности, представляемые темой (учебным материалом), для развития психических процессов детей (мышления, памяти, воображения…), их эмоциональный сферы, умения учиться, реализован ли системно – деятельностный подход к обучению в целом.

4.Удалось ли отвести себе (учителю) в уроке роль человека, не только спрашивающего, объясняющего, оценивающего школьников, но и активно участвующего в коллективном познавательном деле, интересно ли было ученикам на уроке.

Требования к современному уроку

1. Дидактические требования

2. Организационные требования

3. Психологические требования

4. Гигиенические требования

1. Дидактические требования:

формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов,

определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков.

реализация на уроке принципов дидактики : научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, наглядности и др.

организационная чёткость, рациональное использование всех 45 минут урока;

чёткая формулирование совместно с учащимися темы, учебной цели и конкретных заданий урока;

гибкая, но чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока.

использование различных типов уроков (урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений, применение знаний, навыков и умений, комбинированный урок и т.д.).

проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

предусмотрение отдельных средств психолого – педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;

соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.).

планирование урока в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями учащихся ;

проведение урока с учётом «сильных» и «слабых» учеников;

дифференцированный подход к «сильным» и «слабым» ученикам.

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

1. Информационная: Что и чему будем учиться?

2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?

3. Мотивационная: Зачем нам это надо?

4. Коммуникативная: С кем и где?

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру:

проверки домашнего задания

актуализации субъектного опыта учащихся

изучения новых знаний и способов деятельности

первичной проверки понимания изученного

обобщения и систематизации

контроля и самоконтроля

информации о домашнем задании

подведения итогов занятия

Основные этапы современного урока:

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

Проверка домашнего задания.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

Постановка цели занятия перед учащимися.

Формирование новых знаний.

Закрепление полученных знаний.

Банк слагаемых для реализации повышения качества обучения:

1. Личностно-ориентированный подход.

2. Создание ситуации успеха.

3. Активная личностная позиция учителя совместно с обучающимся.

4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому.

5.Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих обучающихся.

6. Вовлекать родителей в учебный процесс.

7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение.

8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительной деятельности.

9. Обучение через диалог.

10. Обучение через интерес.

11. Психологическое единство с классом.

12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено только отметкой.

13. Мотивация познавательной деятельности.

14. Дифференциация заданий.

15.Разнообразие форм организации учебного процесса.

16. Использование психолого-педагогических характеристик обучающихся.

Правила совместного общения на уроке:

НЕ произносить резких, категоричных суждений.

НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо.

НЕ пренебрегать мнением других.

НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.

НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо.

Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.

Выражать благодарность в адрес присутствующих.

Показатели культуры урока:

Предметно-вещевое обставление урока, интерьер классной комнаты.

Эмоциональная окрашенность урока.

Культурологические нормы деятельности учителя на уроке:

Создание «высоких» условий обучения

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, быть открытым ко всем проявлениям жизни, удивляться жизни и преклонять колена перед ее поразительными закономерностями

Этапы философского восхождения к истине:

Фиксируется этап обыденной действительности.

Определяется научное явление, скрытое в данном факте.

Осмысливается социальное значение этого явления для жизни людей.

Дается оценка научного осмысления и научного решения с точки зрения историко-культурного развития человечества.

Выявляется общая закономерность жизни в факте, явлении, научном положении.

Просматривается возможный личностный смысл общего закона жизни для каждого человека в его повседневной жизни.

Критерии эффективности современного урока:

Обучение через открытие.

Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Педагог позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Вопросы анкеты «Стиль учителя»:

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

3) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2) не вмешивается в мою работу

3) дает четкие указания

4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо

2) затрудняюсь ответить

3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

Преобладание 2-го варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

П реобладание 3 варианта ответа говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

для меня это важно и интересно …

я получил конкретные рекомендации…

мне было трудно (не понравилось) …

моя оценка психологической атмосферы…

для меня было недостаточно…

Уроку – 350 лет, но главным ресурсом развития урока в любое время становится сам учитель.

Параметры, которые не должны являться главными показателями качества урока.
• Объём написанного учениками в тетрадях.
• Количество выставленных ученикам отметок.
• Количество упражнений, выполненных за урок.
• Устная или письменная форма выполняемых заданий.
• Однотипность или разнотипность содержания урока.
• Наличие традиционных этапов урока.
• Распределение времени по различным этапам.
• Использование большого (малого) количества наглядных пособий.
• Использование для работы на уроке учебника.

Методы и формы современного урока

Если говорить о конкретных методиках, обучающих УУД, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
1. Метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта. Классификация проектов по продолжительности. Мини — проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2. Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
— развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— овладевать практическими способами работы с информацией;
— проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разно уровневые задания.

3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)
Здоровьесберегающие обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
— Опирается на природ сообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
— Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека) ; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
— Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

4. Портфолио
Основными задачами применения портфолио являются:
— повышение качества образования в школе;
— поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;
— систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
— формирование адекватной самооценки у обучающихся;
— формирование умение учиться — ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;
— создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

• полное внимание к однокласснику; • серьезное отношение к мыслям, чувствам других; терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку»). Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Конечно, я не исключаю в своей практике и другие формы и приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
Урок – игра,

урок – исследования и др.

Хочется закончить свое выступление словами

« Современный урок – основа эффективного и качественного образования»

Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение. П. Щедровицкий

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя. В.А.Сухомлинский

Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Ушинский

В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *