Что оценивает медицинская сестра организуя процесс обучения пациента
Конспект лекции по МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела» на тему «Обучение в сестринском деле»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Понятие обучение в сестринском деле. Цель сестринской педагогики.
Задачи обучения в сестринском деле.
Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
Факторы, способствующие эффективному обучению.
Способы обучения: индивидуальные, коллективные.
Этапы учебного процесса.
Оценка эффективности обучения.
Медицинская сестра для пациента не только специалист, но и педагог- воспитатель, владеющий и соблюдающий принципы медицинской этики, деонтологии, биоэтики, отличающийся культурой общения и высоким творческим потенциалом.
Обучение – это часть лечебного процесса.
Цель сестринской педагогики обеспечить достойную жизнь пациента в новых для него условиях, в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Процесс обучения пациента/родственников зависит от профессионализма м/с, ее опыта, знаний и умений.
Задачи обучения в СД:
— удовлетворять нарушенные потребности пациента;
— адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни;
— пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
— словесный информация излагается устно (лекция, беседа, рассказ);
— наглядный (слайд презентации таблицы, видео фильмы, предметы ухода за больными, фантомы);
Выбор метода обучения зависит от следующих условий:
— от состояния пациента/родственников
— времени, которым располагает м/с;
— наличия средств обучения.
это действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении.
— желание и готовность пациента/родственников;
— способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития, состояние здоровья);
— окружающая обстановка (время, тишина, температура, освещение, мебель).
Обучение может протекать в формальной обстановке в ЛПО или дома у пациента при патронаже или неформальной, когда м/с, в свободное от работы время, беседует с людьми на волнующие их темы, например о гепатитах ВИЧ инфекции.
Этапы обучения пациента:
Обучение проводить во время процедуры, чтобы пациент/родственник мог наблюдать за процессом, принимать в нем участие, задавать вопросы, поощрять пациента/родственников на всех этапах обучения.
Личностные качества медсестры в педагогической деятельности
Общительность, тактичность, профессионализм, наблюдательность, доброта, отзывчивость, настойчивость, терпимость, ответственность, чувство юмора.
Обучение в сестринском деле
Важные понятия:
— Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения;
— Повседневная деятельность – деятельность, выполняемая пациентом в течение обычного дня: прием пищи, одевание купание, чистка зубов, приведение себя в порядок и т.д.;
— Сферы обучения – области, в которых происходи процесс обучения: познавательная, эмоциональная и психомоторная;
— Цель обучения – заявление о том, что человек намерен сделать, чтобы достичь определенного результата. Цель должна соответствовать возможностям человека и не противоречить его внутренним ценностям.
Введение лекции:
«Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть педагогическими приемами. Так как в современном обществе существует потребность в качественной сестринской помощи, необходимо обучать медицинских сестер основам педагогики.
В настоящее время роль среднего медицинского персонала заключается в использовании современных технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения по таким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и др. Медицинские сестры должны иметь представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, школах, в семьях, и т.д.»
Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования.
В качестве примера можно привести организацию так называемых «диабет-школ», целью которых является не только пополнение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем заболевании и его лечении, изменение образа жизни и умение управлять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекции, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.
Основными задачами школ сестринского обучения являются:
1) развитие сестринского дела в ЛПУ;
2) внедрение современных сестринских технологии в практическое здравоохранение;
3) медицинское просвещение населения;
4) представление медицинской, психологической и социальной помощи больным и их семьям;
5) изменение стиля общения медицинской сестры и пациента с авторитарного на стиль сотрудничества;
6) повышение престижа профессии медицинской сестры;
7) увеличение роли пациента в решении проблем со здоровьем;
8) повышение активности населения по формированию здорового образа жизни.
Новые технологии, современные подходы к лечению дали возможность людям, страдающим различными, иногда тяжелыми заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. Изменилась роль пациента в преодолении своего недуга, больной стал непосредственным участником лечебного процесса. Медицинская сестра должна обучать его новым навыкам. Особое значение приобретает терапевтическое обучение, которое становится важной частью ежедневной работы медицинской сестры.
— способность пациента справляться с заболеванием, контролировать ситуацию;
— представления пациента о здоровье, его социально-культурный уровень;
— потребности пациента независимо от того, нарушены они или нет.
Терапевтическое обучение является частью ежедневной жизни пациента, затрагивает его семью, родственников и друзей. Качественное терапевтическое обучение должно включать в себя предоставление пациенту необходимой информации и обязательную психологическую поддержку самого пациента, его семьи и родственников. Это длительный непрерывный процесс, учитывающий образ жизни пациента и особенности его личности.
Функции медицинской сестры как преподавателя состоят:
1) в выявлении потребности в обучении у пациента или его близких;
2) мотивации обучения;
3) передаче знаний пациенту;
4) выработке умений у пациента;
5) формировании у пациента устойчивых навыков.
Кроме того, медицинская сестра в процессе обучения должна:
— соотносить свое профессиональное поведение и заболевание пациента;
— учитывать индивидуальные особенности пациента и его семьи;
— проявлять сочувствие к пациенту;
— осознавать потребности пациента;
— учитывать эмоциональное состояние пациента, его представления о заболевании и лечении;
— обучать пациента навыкам управления лечебным процессом;
— помогать пациентам управлять своим образом жизни;
— оценивать процесс обучения и предоставлять необходимую информацию.
Медицинская сестра обучает пациентов и членов их семей конкретным навыкам само- и взаимоухода, уходу за ребенком, приему лекарств, правилам подготовки к исследованиям, рациональному питанию, умению выбирать адекватную физическую нагрузку.
Она должна стать полноправным членом команды специалистов, объединенной общей целью и ориентированной на нужды пациентов, каждый член которой в зависимости от индивидуальной компетенции вносит свой вклад в лечебный процесс. Обучение пациентов должно проводиться специально подготовленным медицинским персоналом с использованием эффективных учебных программ по долговременному ведению хронических больных.
Таким образом, обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни.
Медицинская сестра, занимающаяся обучением пациента и его родственников, должна соответствовать довольно высоким требованиям.
1. Ей должны быть присущи лучшие общечеловеческие качества: отзывчивость, сердечность, способность понять проблемы пациента и сопереживать ему, доброта, терпимость.
2. Она должна иметь соответствующий уровень интеллектуального и культурного развития, т.е. обладать грамотной речью, внутренней и внешней культурой, чувством юмора, профессиональными знаниями и умениями, широким кругозором.
3. От медицинской сестры требуется высокая внутренняя дисциплина, умение работать над собой, что проявляется в умении контролировать свои эмоции, настроить себя на задушевность, конфиденциальность, самостоятельностью в действиях, настойчивостью, самообладанием, активностью, трудолюбием и ответственностью
4. Медицинская сестра должна обладать педагогическими способностями: умением выбрать оптимальный метод воздействия на пациента, мотивировать обучение, используя жизненные ценности, организовать учебный процесс; иметь педагогический такт.
Другими словами, медицинская сестра должна:
Таким образом, поведение и внешний вид медицинской сестры должны внушать пациенту уверенность в том, что она все знает и умеет, готова передать ему свои знания и умения.
Задачами обучения в сестринском деле являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.
Обучение, как правило, происходит в трех сферах : познавательной, эмоциональной и психомоторной.
Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.
Эмоциональная (чувственная) сфера заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.
Методами обучения являются:
Выделяют несколько видов учебных занятий:
Важным компонентом обучения являются средства обучения.
Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:
— натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);
— средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);
— изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).
Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.
Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.
Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.
Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д.
Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.
Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения.
Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.
Для того чтобы обучение пациента или его близких было максимально эффективным, медицинской сестре необходимо учитывать множество факторов. В первую очередь ей требуется правильно оценить потребность пациента и/или его семьи в обучении, мотивировать их, оценить исходный уровень знаний и умений пациента, учесть факторы, влияющие на способность к обучению.
Затем медицинской сестре необходимо разумно организовать обучение: продумать его содержание, выбрать место и время обучения, создать благоприятную обстановку, использовать разнообразные педагогические приемы и, наконец, оценить качество обучения.
Каждый человек испытывает потребность иметь жизненные ценности (карьера, семья, материальное благополучие). Но потребности в жизни и здоровье присущи всем людям. Сестринское обучение позволяет во многом удовлетворить их. При обследовании медицинская сестра выявляет, что именно пациент знает о своем заболевании, какие повседневные манипуляции он не умеет выполнять. Однако, чтобы простимулировать пациента или его близких к обучению, его необходимо мотивировать.
Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Но в каждом случае должен присутствовать познавательный интерес, без которого эффективное обучение невозможно. Например, обучение человека, не страдающего сахарным диабетом и не имеющего больных родственников, технике введения инсулина не будет успешным, так как он не испытывает интереса к обучению, ему это просто не нужно. Мотивами к обучению могут быть сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния (своего или близких), необходимость осуществлять самоуход. Для медицинской сестры важно суметь заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений и навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.
Готовность пациента к обучению зависит:
Особое значение имеет оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Если человек уже имеет представление о своем заболевании, режиме активности, диете, профилактике, рецидивах, то его обучение будет более успешным. Но в то же время если имеющаяся информация не будет совпадать с той, которую ему сообщает медицинская сестра, то эффективность обучения снижается. Важно учитывать мнение пациента о новой информации и его отношение к тому, что нужно изменить в своем поведении.
Например, если пациент всегда был уверен в том, что упитанное не является признаком здоровья, то ему трудно будет принять информацию о разгрузочных диетах.
На усвоение информации влияет и прошлый опыт пациента. Если у человека на фоне приема гипотензивных препаратов часто возникают гипертонические кризы, то ему трудно будет изменить свое отношение к ним, чтобы добиться успеха, и наоборот, если противорецидивное лечение ранее было успешным, то больного будет легче научить правильно питаться и выполнять адекватную физическую и эмоциональную нагрузку.
Обучение должно удовлетворять нескольким условиям: быть доступным, последовательным, интересным, научным (т.е. отражать современные официальные взгляды на изучаемый вопрос).
Необходимую информацию медицинская сестра должна давать небольшими блоками от простого к более сложному.
Желательно проводить занятия в отдельной проветренной комнате в тишине при достаточном освещении и оптимальной температуре. Задания должны быть понятными и однозначными, например наложить манжетку на плечо, набрать в шприц 12 ЕД инсулина, опереться правой рукой на плечо медицинской сестры.
Темп обучения подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями к обучению и знакомого с изучаемой манипуляцией он будет гораздо выше, чем для человека, совершенно несведующего в изучаемых вопросах. В любом случае переходить к следующему блоку информации медицинская сестра может только после того, как пациент полностью усвоил предыдущий.
Обучение всегда начинается с более простых повседневных навыков (перемещение в постели, по палате, прием пиши, умывание, пользование мочеприемником), затем переходят к более сложным (измерение АД, введение инсулина, пользование индивидуальной коляской). Необходимо избегать сложных медицинских терминов. Если их необходимо использовать, термины разъясняют и рекомендуют пациенту записывать в виде словарика. Объяснения желательно подкреплять большим количеством примеров.
Можно и желательно использовать в обучении специальную медицинскую литературу, инструменты. Кроме того, медицинская сестра может обучить пациентов вести дневник наблюдения, в котором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и выделенной жидкости. Если пациенту трудно запоминать даты и сроки, его обучают отмечать их в календаре.
В течение всего процесса обучения медицинская сестра должна поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении, что может выражаться похвалой, одобрением, перспективой (например, возможным снижением дозы лекарства при скрупулезном соблюдении диеты или питьевого режима).
Лекции для студентов по ПМ04 МДК04.01. Педагогика в сестринском деле
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Педагогика в сестринском деле
Студент должен знать:
обучение – функция сестринского дела;
сферы обучения и способы обучения;
условия эффективности обучения;
этапы учебного процесса:
оценка исходного уровня знаний;
реализация плана обучения;
оценка результатов обучения.
оценить потребность в обучении;
оценить исходный уровень знаний;
оценить способность к обучению;
определить содержание обучения;
составить индивидуальный план обучения и реализовать его;
оценить качество и эффективность обучения.
Вопросы для самоподготовки
Определение обучения в сестринском деле.
Задачи обучения в сестринском деле.
Понятие формальных и неформальных методов обучения.
Мотивация к обучению.
Способность, определение, виды.
Готовность пациента к усвоению информации.
Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.
Индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения
Деятельность, выполняемая пациентом в течение дня: приём пищи, одевание, купание, чистка зубов, приведение себя в порядок и т. д.
Области, в которых происходит процесс обучения: познавательная, чувственная, и психомоторная.
Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к тому или иному исследованию, приёму лекарственных средств (например, технике введения инсулина), в третьих – рациональному (диетическому) питанию.
Обучая пациентов, сестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни.
Обучение может протекать в формальной обстановке, когда сестра обучает новым приёмам выполнения привычных (повседневных) действий (умывание, ходьба, одевание и т. д. Но может протекать и в неформальной, когда сестра, при выполнении своих повседневных обязанностей, беседует о волнующих людей проблемах, предоставляя необходимую для соблюдения здорового образа жизни информацию.
В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные у других специалистов (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры).
Обучение происходит в трёх сферах:
познавательная – человек узнаёт и понимает новые факты, анализирует информацию, отличая важную информацию от информации, не имеющей значения ;
эмоциональная – человек получив новую информацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;
психомоторная – человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам движения; способен изменить двигательную реакцию в нестандартной ситуации; уверенно выполняет необходимые действия; готов выполнять часть действия психологически, физически и эмоционально.
словесный (устное изложение, рассказ, беседа…)
Требования к медицинской сестре в процессе обучения
отзывчивость и сердечность;
способность понять проблемы пациента;
высокий профессионализм, грамотная речь;
умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
умение настроить себя на задушевность и конфиденциальность;
умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
мотивировать обучение, используя жизненные ситуации
Большое значение имеет способность медсестёр к организации учебного процесса.
Способность – это психологическая особенность человека, от которой зависит успех приобретения знания, умений и навыков, необходимых для определённого рода деятельности.
Организаторские способности – способность организовывать учебный процесс, быть лидером, выделять цели, задачи.
Коммуникабельность – проявляется в налаживании взаимоотношений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.
Конструктивность – проявляется в умении проэктировать развитие обучающего процесса (как дать тот или иной материал и в каком объёме).
Экспрессивность – проявляется в умении выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.
Обучение пациента на дому или в ЛПУ относится к формальной обстановке, когда медсестра обучает пациента привычным навыкам, например: умыванию, одеванию, приёму пищи.
Неформальная обстановка складывается, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах, например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и т.д.
Личные черты медсестры, необходимые в педагогической деятельности
(которые студенты – медики должны в себе развивать)
внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде её больше быть не может)
высокая профессиональная подготовка
Условия эффективности обучения
Обучение эффективно при следующих условиях:
наличие чёткой цели и мотивации к получению знаний;
доброжелательное отношение сестры к обучающимся (пациентам и членам их семей);
создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями;
обязательная практическая отработка полученных знаний и умений.
Обучающиеся лучше понимают и запоминают, если сестра:
использует технику эффективного общения;
выслушивает все, что ей говорят или о чём спрашивают;
относится к обучаемым терпеливо;
хвалит за успехи в обучении;
делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.
Чтобы обучение было эффективным, медсестра должна учитывать четыре
желание и готовность к обучению;
мотивация к обучению
способность к обучению;
Желание и готовность к обучению зависят от умственных способностей пациента и от его внимания. Если человек не может сосредоточиться, то обучение следует отменить или отложить. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда – всё это мешает усвоению материала и требует от сестры особых навыков.
Планируя обучение, сестра должна оценить желание и готовность пациента к обучению.
Мотив – (от французского – двигать) побудительная причина, повод к какому-то действию.
Мотивы делят на три группы:
социальные (пациент и общество);
мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть познавательный интерес;
мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша: как бы не пытались обучить его действовать по алгоритму, он будет действовать по-своему). Переучивать не нужно.
Способность к обучению от стадии и уровня общения развития (ребёнок, престарелый и т. д.).
Прежде чем начать обучение, сестра должна оценить уровень развития познавательных способностей человека, чтобы выбрать способ обучения, соответствующий его уровню развития. Важными критериями оценки способности к обучению являются возраст пациента, его физическое состояние (слабость, истощение и т. п.), при котором обучение может оказаться невозможным или неэффективным, расположенность к общению, объём движений, степень подвижности и. т. д.
Окружающая обстановка также является одним из важных условий успешного обучения. Начиная обучение, сестра должна оценить количество обучаемых (групповое обучение не всегда эффективно), необходимость в уединении, температуру воздуха, освещение, шум, вентиляция, мебель).
Сестра должна знать и понимать значимость каждого этапа учебного процесса:
оценка исходного уровня знаний и умений пациента и (или) его родственников;
определение целей, планирование содержания, методы и сферы обучения;
реализация плана обучения;
оценка результатов обучения.
Оценка исходного уровня
Оценка исходного уровня знаний и умений предусматривает определение уровня имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение к информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз. Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении специфическим навыкам, например, таким, как застёгивать пуговицы, надевание обуви, приём пищи и т. д.
Определение целей, планирование содержания
Правильно поставленная цель содержит три компонента:
что предстоит сделать пациенту (например, «должен пройти», «должен знать», «должен уметь» и т. д.) – результат обучения ;
временные рамки : даты или интервал времени – «критерий» (например, «через 20мин. после завтрака», «через неделю» и т. д.).
кто или с помощью кого, или каких приспособлений оказывает помощь – «условие» (например, «с помощью медсестры», «на костылях», «самостоятельно» и т. п.).
Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович научится ходить на костылях через 5 дней самостоятельно». При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович продемонстрирует умение пользоваться калоприемником сразу же после обучения»
При формировании целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович поймет, почему ему нужно ограничить углеводы, сладкое сразу же после моей беседы».
При определении целей в эмоциональной сфере обучения используют глаголы, ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений и ощущений: «Иван Петрович адекватно будет реагировать на наличие у него колостомы после моих бесед через пять дней».
Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день и т. д.) и продолжительность обучения. Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательных эмоций. В первую очередь обучают человека не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.
Для каждого обучающего мотивация индивидуальна. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво, выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
соответствующим подбором содержания информации, она должна быть доступна, последовательна, интересна с элементами новизны, обязательно открыта для пациента или его окружения (семья, друзья, общество);
разнообразием форм обучения:
деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры),
Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента. Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем, его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович будет одеваться самостоятельно через неделю». При этом она планирует, что вначале он научиться надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь – рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.
Расскажите, что необходимо изучить.
Попросите всё повторить.
Покажите всё, что необходимо.
Пусть пациент продемонстрирует всё сам от начала до конца.
Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильно время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том случае, когда сестра располагает достаточным количеством времени, при этом пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае обучение следует отложить. Если пациент расстроен, что у него что-то не получается, чему его учит сестра, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом терпение и спокойствие. Обучая пациента можно использовать специальную литературу, изданную для них, составить алгоритмы действий манипуляций, которые он должен делать дома самостоятельно (например, ухода за трахеостомой в домашних условия, смена калоприемника и т. п.). Подчеркивая важную информацию, сестра помогает пациенту сосредоточиться на значимой для него информации.
Необходимо обучаемым задавать много вопросов. Вопросы должны быть открытыми, а не закрытыми. Очень важно, чтобы пациенты демонстрировали сестре те действия, которым их научили. При проверке указывать на ошибки и исправлять. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая нужно быть уверенным, что пациенты или их близкие правильно поняли передаваемую информацию. В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, на сколько эффективно идёт обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом. В том случае, когда сестре приходиться передавать большой объём информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру. В заключение вкратце можно повторить всю информацию.
Оценка результатов обучения
Оценивая результаты обучения, следует дать пациенту понять, что и у других людей также возникают вопросы, при этом можно ему сказать: «У многих людей возникают по этому поводу вопросы». Для повышения интереса похвалите пациента, когда он задаёт вопрос, скажите: «Это хороший вопрос. Я рада, что Вы его задали!». Если пациент задаёт вам вопрос, на который вы не можете ответить, нужно сказать ему, что вам надо посоветоваться. Очень важно не использовать специальных терминов, а если используете, то его надо объяснить так, чтобы пациент понял. Получив согласие пациента, попросите его продемонстрировать всё, чему вы его научили. Следует обязательно сообщить пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение данным конкретным навыкам завершенным.
Теория поэтапного формирования умственных действий
и психомоторных навыков П. Я. Гальперина
Ознакомление с целью обучения, создание мотивации;
составление ООД (ориентировочные основы действий) алгоритмов, стандартов (на этом этапе иногда возникает чувство, что всё понятно и само действие не надо совершать);
выполнение действий с реальным объектом или на муляже с проговариванием вслух совершаемых операций с опорой на алгоритм (чтение каждого пункта алгоритма и его выполнение);
то же самое, но без опоры на алгоритм;
выполнение действий с проговариванием алгоритма про себя;
выполнение действий в умственном плане – автоматизировано, без опоры на алгоритм.
Пример использования сестринского процесса при обучении
Пациент Иван Петрович, по профессии инженер по сельхоз технике, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II степени. При опросе медсестра выяснила, что пациент периодически страдает сильными головными болями. Артериальное давление повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается и пациент выписывается, ссылаясь на занятость и необходимость всегда быть на рабочем месте. Рекомендации врача принимать постоянно лекарства для поддержания необходимого уровня АД не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120мм рт. ст., Р = 100 пульсовых волн в минуту. Пациенту был рекомендован постельный режим, назначены гипотензивные средства, после чего АД быстро снизилось, исчезли головные боли, пациент почувствовал себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как она измеряет давление ему и всем соседям по палате. Оказалось, он и его родственники не могут измерять АД.
Приоритетная проблема: дефицит знаний и умения по технике измерения артериального давления.
Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость самостоятельно измерять АД в течение 2 дней.
Долгосрочная цель: пациент будет самостоятельно измерять себе АД и оценивать полученные результаты через 10 дней.
Беседы с пациентом в течение 2 дней по 10 мин. с целью убедить его в необходимости уметь измерять АД самостоятельно для постоянного контроля.
Рассказать пациенту о разных тонометрах.
Рассказать и показать технику измерения, продемонстрировать, предложить записать (или дать готовый алгоритм измерения АД).
Предложить пациенту все рассказать и продемонстрировать самому технику измерения АД, пользуясь записью или алгоритмом.
2 раза в день вместе с пациентом измерять АД, отвечая на его вопросы, поощряя успехи.
Через 10 дней пациент самостоятельно измерит себе АД и оценит результат под контролем медсестры.
Медсестра реализует выше изложенный план, согласованный с пациентом.
Через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно, не пользуясь записями или алгоритмом, и правильно оценивает результаты измерения.