Что отражают устойчивые стереотипы поведения
Что отражают устойчивые стереотипы поведения
54. В чем заключаются причины устойчивости рутин:
3) их смена требует больших затрат
55. Основными представителями теории экономики соглашений приято считаться экономистов:
56. Одним из основных представителей теории экономики соглашений принято считать сл экономистов:
4) экономики соглашений
57. Экономики соглашений как одно из течений в неоинтституционализме возникла на рубеже сл годов:
58. В какой стране возникла экономика соглашений как одно из течений в неоинституционализме:
59. Какое течение в неоинституционализме зародилось во Франции:
5) экономика соглашений
60. Как рассматривается рыночная экономика представителями экономики соглашений:
2) как подсистема общества
61. Какие институциональные подсистемы не различают представители экономики соглашений:
2) нравственная подсистема
62. Что выступает объектом анализа в рыночной подсистеме:
1) добровольно обмениваемые товары и услуги
63. Что выступает объектом анализа в индустриальной подсистеме:
5) стандартизированная продукция
64. Что выступает объектом анализа в традиционной подсистеме:
4) хозяйственные связи и традиции
65. Что выступает объектом анализа в гражданской подсистеме:
4) принципы подчинения частных интересов общим
66. Что выступает объектом анализа в подсистеме общественного мнения:
1) важные для общества события
67. Что выступает объектом анализа в подсистеме творческой деятельности:
2) неповторимый, уникальный результат творческой деятельности
68. Что выступает объектом анализа в экологической подсистеме:
4) различные природные объекты
69. В общем виде под институтом приято понимать:
5) совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности
70. Какую категорию институциональной экономики отражает совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной потребности:1) институт
71. Что Джон Ролз понимал под институтом:
4) публичную систему правил, определяющих должность и положение
72. Одним из определений институтов, согласно Торстейну Веблену является:
3) принятая в настоящее время система общественной жизни
73. Что Джон Коммонс понимал под институтом:
2) коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия
74. Что Уэсли Митчелл понимал под институтом:
1) господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычни
75. Кто дал ставшее классически определение института:
76. Классическое определение института, предложенное Дугласом Нортом:
3) правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми
77. Какова основная цель создания институтов:
3) для подержания порядка и сокращения неопределённости обмена
78. Одну из перечисленных ситуаций, приводящих к появлению институтов, выделила Эдна Ульман-Маргалит:
79. Какой ученый впервые ввел в научный оборот понятие неравенства как причину возникновения институтов:
5) Эдна Ульман-Маргалит
80. Каков наиболее выигрышный вариант поведения в «дилемме заключённых»:
4) Молчать (А) – Молчать (В)
81. Что означает ситуация равновесия по Нэшу:
3) уровень организации экономки, при котором никто не может в одностороннем порядке увеличить свой доход при условии, что все остальные субъекты ничего не изменяют
82. Что означает ситуация эффективности по Парето:
2) уровень организации экономики, при котором уже невозможно осуществить какие-либо изменения в пользу одного лица либо группы лиц, не ухудшив положение другого лица либо группы лиц
83. Когда возникает ситуация координации:
3) при наличии двух равноценных равновесий по Парето
84. Что означает ситуация, характеризующаяся двумя равноценными равновесиями по Нэшу:
1) возникает ситуация координации
85. Фокальная точка представляет собой:
1) равновесие при координации совместных действий всех участников взаимодействия на основе общего знания
86. Что в современной научной литературе обозначает акроним REMM:
5) экономического человека;
87. Сименем какого ученого связана модель REMM:
88. Обозначьте модель экономического человека, которую предложил Уильям Меклин:
89. Модель REMM не предусматривает выполнения одного из следующих условий:
5) человек учитывает нравственные законы в своем экономическом поведении;
90. Какие две основные модели рационального поведения используются в экономической теории:
2) рациональность как таковая и ориентация на собственный интерес;
91. Сколько основных форм рациональности существует согласно О. Уильямсону:
92. Ориентация на собственный интерес может быть реализована в следующей форме
Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 132 | Нарушение авторских прав
Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля
Тестовые задания
Тест «Основы методологии психолого-педагогических исследований»
I. Пояснительная записка
Тестовое задание является одной из форм выходного контроля знаний студентов перед изучением дисциплины и позволяет сориентироваться в наличии (отсутствии) определенного уровня знаний с целью адаптировать содержание обучение под уровень готовности студентов, рационально использовать время на теоритических и практических знаниях. Организовать самостоятельную работу студентов.
II. Критерии оценок
2 балла – 10-14 верных ответов.
1 балл – 5-9 верных ответов.
0 баллов – менее 5 верных ответов
III. Задания и вопросы.
1. При рассмотрении институционализма в его развитии принято различать следущие его этапы:
б) Ранний и поздний;
в) Традиционный и современный;
г) Классический и неоклассический.
2. Предпосылками неоклассической теории не является:
а) Стабильные предпочтения, которые носят эндогенный характер;
б) Рациональный выбор (максимизирующее поведение);
в) Неравновесие на макроуровне для обеспечения более активной деятельности индивидов;
г) Равновесие на рынке и общее равновесие на всех рынках.
3. Какие две основные модели рационального поведения используются в экономической теории:
а) Органическая рациональность и ограниченная рациональность;
б) Рациональность как таковая и ориентация на собственный интерес;
в) Следование за лидером и отлынивание;
г) Экономический индивидуализм и ограниченная рациональность;
4. Формальные правила представляют собой:
б) Религиозно-этические нормы;
в) Правила массовой культуры, отражающие принадлежность человека к определенной социальной группе людей;
5. Что отражают устойчивые стереотипы поведения:
а) Неформальные правила;
г) Формальные правила.
6. Институты не выполняют функцию:
а) Обеспечения координации между экономическими агентами;
б) Решения проблемы «безбилетника»;
в) Повышения уровня рациональности экономических агентов;
7. Веблен рассматривал институты как:
а) Результат поведенческих привычек;
б) Коллективные действия, ограничивающие индивидуальные действия;
в) Принятая в настоящее время система общественной жизни;
г) Совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей людей.
8. Преимущество неформальных институтов над формальными в том, что они:
а) Допускают гибкость реализации санкций;
б) Могут трактоваться по-разному в зависимости от решаемой задачи;
в) Проявляются в больших группах с редкими социальными связями;
г) Значительны в условиях слабого государства.
а) Представляет собой Парето-эффективное равновесие в координационной игре;
б) Позволяет решать проблемы координации;
в) Не может быть определена без информации об уровне развития общества;
г) Связана с субъективными издержками, которые индивиды несут в случае попадания в неравновесную ситуацию.
10. В трансакции управления:
а) Право принимать решения принадлежит одной стороне;
б) Возможно влияние и той и другой стороны;
в) Поведение обеих сторон симметрично;
г) Правовое положение обеих сторон симметрично.
11. Примером торговой трансакции является:
а) Действия на рынке труда между работником и работодателем;
б) Взаимодействие рабочего и мастера;
в) Взаимодействие раба и рабовладельца;
г) Составление бюджета компании советом директоров.
а) Ценность ресурсов, затрачиваемых на процесс производства;
б) Ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакций;
в) Ценность ресурсов, связанных с изменением фактических свойства вещи;
г) Нет правильного ответа.
13. Расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов включаются в состав издержек:
а) Оппортунистического поведения;
в) Спецификация и защиты прав собственности;
г) Заключения контракта.
14. К трансакционным издержкам ex ante не относится следующий вид издержек:
а) Затраты в связи с неточным выполнением контактных обязательств;
б) Затраты на поиск информации;
в) Затраты на проведение переговоров;
г) Затраты на составление проекта контракта.
15. Экономическое понятие прав собственности отличается от юридического тем, что:
а) Охватывает только формальные правила;
б) Охватывает и формальные, и неформальные правила;
в) Охватывает только неформальные правила;
г) Нет правильного ответа.
16. Укажите, на основе каких отношений происходит присвоение дохода фермером, если он арендует земельный участок у государства:
г) Владения и пользования.
17. Спецификация прав собственности происходит до тех пор, пока:
а) Выигрыш от преодоления их размытости перестанет окупать связанные с этим издержки;
б) Не будут установлены все возможные права собственности;
в) Государство может обеспечить их защиту;
г) Не появятся новые технические средства.
18. Под экстерналиями принято понимать:
а) Дополнительными издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах;
б) Накладные расходы;
в) Убытки от неправильно выбранной маркетинговой стратегии;
г) Чистые убытки от непрофильного вида деятельности.
19. Какой способ решения проблемы внешних эффектов первым предложил Рональд Коуз:
а) Введение государственных гарантий;
б) На основ жесткой государственной антимонопольной политики;
в) С помощью всеобъемлющего административного государственного контроля и регулирования;
г) С помощью частного урегулирования споров.
20. Наиболее эффективным режимом собственности с точки зрения использования ресурсов является:
а) Коммунальная собственность;
б) Общая собственность;
в) Государственная собственность;
г) Частная собственность.
21. Какое действие в институциональной экономике осуществляется посредством контракта:
а) Доверительное управлением имуществом собственника;
б) Наем/увольнение работников;
в) Передача прав собственности на блага;
г) Различные финансовые сделки.
22. Какова частота отношений сторон по классическому контракту:
23. К какому типу с точки зрения формализаций условий относится неоклассический контракт:
24. Примером отношенческого контракта является:
а) Долгосрочный контракт, заключаемый между электростанцией и угледобывающей компанией;
б) Контракт на поставку и монтаж оконных изделий;
в) Психологический контракт, связанный с вопросами продвижения по службе;
г) Контракт на покупку швейной техники.
25. Что представляет собой вымогательство как вид оппортунистического поведения:
а) Неявное закрепление в контракте всех условий, издержек и выгод сторон;
б) Поведение, заключающееся в создании совершенных обязательств и санкций за постконтрактный оппортунизм;
в) Постконтрактное поведение, заключающееся в перераспределении квазиренты в ущерб интересам стороны, осуществившей специфические инвестиции;
г) Предконтрактное поведение, заключающееся в составлении неравноправного контракта для зависимой стороны, осуществляющей специфические инвестиции.
26. Для рынка, где основными участниками являются продавцы ремесленных лавок, характерны следующие черты:
а) Возможность торга, установление цены на низком уровне, легкость разрыва отношений;
б) Снижение вероятности оппортунизма, гарантом качества выступает сам продавец, дополнительные гарантии могут быть предоставлены третьей стороной;
в) Наличие определенных правил торговли, проведение в определенное время и в определенном месте, гарантом качества является организатор;
г) Четко зафиксированные правила торговли, широкий ассортимент предлагаемой продукции, отсутствие возможности торга, значение репутации магазина.
27. Каким путем движется экономия на общих издержках в рамках институциональной теории фирмы:
а) Путем трансформации трансакционных издержек независимых агентов на открытом рынке в организационные внутренние издержки фирмы;
б) За счет более глубокой спецификации прав собственности;
в) За счет выбора оптимальной структуры трансакционных издержек;
г) Путем применения санкций за проявление оппортунистического поведения.
а) Собственник обладает одновременно всеми правомочиями;
б) Совокупность правомочий принадлежит нескольким индивидам;
в) Собственники могут реализовать свои права только являясь работниками данного предприятия;
г) Отсутствует право на остаточный доход, получаемая прибыль не распределяется, постоянство состава является специфическим активом.
29. Происхождение государства, по Т. Гоббсу, связано с необходимостью:
а) Преодоления конкурентной борьбы за власть;
б) Производства общественных благ;
в) Предотвращения войны всех против всех;
г) Поддерживать условия первоначального общественного договора.
30. В чем заключается революционный вариант институционального развития:
а) В изменении формальных правил;
б) В легализации неформальных правил;
в) В экспорте институтов;
г) Все варианты верны.
а | в | б | г | в | в | в | а | б | А |
а | в | в | а | б | б | а | а | г | Г |
в | в | г | в | в | в | а | б | в | а |
Вопросы по дисциплине
(гр. М-223, 233 – экзамен)
1. Истоки институционализма. Предмет институциональной экономики.
2. Предпосылки неоклассического экономического анализа.
3. Старый и новый институционализм.
4. Основные течения современного институционализма.
5. Методология институционального анализа. Поведенческий аспект институционального анализа.
6. Проблема рациональности и выбора.
7. Модель человека в институциональной экономике.
8. Правила и их классификация.
9. Сущность и роль института.
10. Классификация институтов.
11. Сущность трансакций.
12. Трансакционные и трансформационные издержки.
13. Типология трансакционных издержек.
14. Права собственности: сущность и виды.
15. Спецификация и размывание прав собственности.
16. Основные системы прав собственности.
17. Внешние эффекты и теорема Коуза.
18. Понятие и виды контракта.
19. Контракт и теория агентских отношений.
20. Рынок как институциональное соглашение.
21. Фирма как институциональное соглашение, контрактная природа фирмы. Типология фирм.
22. Подходы к определению фирмы. Оптимальный размер фирмы.
23. Понятие организации. Типы внутрифирменной структуры организации.
24. Провалы рынки и роль государства в их исправлении.
25. Модели государства.
26. Особенности эволюционного институционализма.
27. Сущность, типы и концепции институциональных изменений.
28. Проблемы импорта институтов.
29. Институциональные ловушки.
30. Проблемы институционального проектирования.
31. Виды институциональных изменений в условиях переходной экономики.
32. Особенности импорта институтов в России.
Стереотипы поведения
Стереотипы поведения – это поведенческие штампы, упрощённые стандарты поведения, шаблонное, порой искажённое представление о ценностях, идеалах, моральных нормах, людях. В некоторой мере данный феномен является базисом существования социума, накопленный опыт поколений, способствующий ориентированию в бытие. Часто стереотипное поведение оправдано и необходимо, поскольку люди, существуя в социуме, должны адекватно себя вести, например, не вредить окружающим людям, уступать место в транспорте пожилым лицам, заботиться об отпрысках. Именно такое поведение одобряется обществом. Человек не выделяется из толпы таких же граждан, не создаёт неудобств системе. Помимо того стереотипное мышление способствует формированию автоматизма действий, делает возможным мгновенное корректное реагирование на типичную ситуацию в условиях недостатка времени или информации.
Как возникают
Стереотипами именуется привычное отношение индивида к определённому явлению, сформировавшееся из-за влияния социальных обстоятельств и предыдущего опыта.
Они относятся к мыслительным процессам и поведенческому паттерну человека. Рассматриваемое понятие подразумевает собой закреплённую мыслительную конструкцию, машинальное интеллектуальное реагирование на что-либо. Оценки и суждения порождаются именно стереотипами, которые обусловлены тем, что человек воспринимает.
Шаблоны поведения в большинстве случаев определяют человеческие суждения, оценивание происходящего и отношение к окружающей реальности. Именно благодаря таким стандартам человек знает, что нужно делать в той либо иной ситуации, кто прав, какие поступки причисляются к категории хороших, а какие к плохим. Однако знание ещё не означает, что так оно будет в реальности.
Стереотипы поведения личности считаются продуктом естественных психологических процессов, неизбежно приводящих к их выработке и сохранению.
Формирование стереотипов поведения основывается, прежде всего, на личном опыте индивидов и установленных определённым социумом нормах. Разные общности, такие как нация или профессиональная группа производят шаблоны, устойчивые трактовки определённых явлений, привычные объяснения вещей. Стереотипизация представляет собой значимый и необходимый механизм социального познания мироздания. Он способствует быстрой и до определённой степени достаточно надёжной классификации, упрощению понимания социального окружения субъекта. Стереотипизация позволяет делать людей и ситуации более понятными и предсказуемыми.
Установки и стереотипы поведения также выполняют некоторые когнитивные функции, например, функцию упрощения, схематизации, выработки и сохранения группового мировоззрения.
Таким образом, шаблонность поведенческого реагирования представляет собой стандартную поведенческую модель, возникающую в определённых обстоятельствах. Основывается такая модель на опыте, порождённом прошлыми схожими обстоятельствами или обстановкой. Стереотипы поведения также можно назвать привычками, возникающими в условиях, когда человек не пытается проанализировать ситуацию для принятия какого-либо решения, а действует автоматически, руководствуясь прошлом опытом. Это свидетельствует о тесной связи шаблонов с рефлексами. Можно даже заключить, что поведенческие стереотипы являются вариациями условного рефлекса.
Проще говоря, социальные установки и стереотипы поведения являются желанием всё классифицировать, категоризировать, схематизировать и обобщить собственный и сторонний опыт, а также представления. Важный элемент стереотипного поведения – это оценочная составляющая. Установки считаются более простой формой стереотипов. Чаще всего шаблоны, установки и предрассудки формирует человеческое окружение.
Таким образом, шаблонами называется то, что делает человеческую жизнь проще и более предсказуемой.
На стадии раннего созревания социальные установки и стандарты полезны, поскольку упрощают мыслительную деятельность – нужно меньше временного ресурса и энергии для раздумий над чем-либо.
Однако в дальнейшем они несут вред, так как превращают мышление индивидов в шаблонное, лишённое креативности. Это препятствует дальнейшему развитию человека и достижению им успешности.
Стереотипы поведения в общении
Человека на протяжении всего его существования окружают другие индивиды. Он постоянно пребывает в коммуникативном взаимодействии с социумом. Стандарты характеризуются устойчивостью, передаваясь от поколения к поколению. Поэтому часто они воспринимаются в качестве данности, реальности, биологического факта.
Стереотипы поведения в коммуникациях подразделяются на две группы: поверхностные шаблоны и глубинные.
Под поверхностными предрассудками подразумеваются представления о народе, что определяется международной или исторической ситуацией, а также внутриполитическими условиями. Такие шаблоны исчезают или изменяются в зависимости от происходящих событий, условий, влияющих на формирование мировоззрения у большинства граждан и стабильности социума.
Глубинные стандарты характеризуются устойчивостью, они неизменны в течение определённого временного интервала.
Социальные стереотипы поведения порой выступают в роли негативных факторов, препятствующих, адекватному, неискажённому взаимопониманию. При этом они препятствуют общению двояко. Поскольку смысл передающейся информации может быть искажён отправителем вследствие воздействия его стереотипа или получателем послания.
Таким образом, стереотипы представляют собой константное, зачастую упрощённое суждение относительно окружения или обстоятельств. Нередко он позволяет оценивать людей в соответствии с ассоциациями.
Причин возникновения стереотипов поведения во взаимодействии много. Но, как правило, результатом срабатывания защитной реакции, вырабатываемой мозгом для предохранения от переизбытка информации, объём которой постоянно увеличивается, становится сложившийся стереотип поведения в коммуникациях. При отсутствии такого механизма защиты, подсознание бы запуталось от бесконечного вытеснения оценочных представлений.
Стереотипы поведения людей являются составляющей частью общественной культуры. Они вырабатываются на основе:
– возраста, например, стереотипы поведения пожилых, выражаемые в отношении к ним и негативных суждениях (все пожилые лица одинокие, немощные, бедные, страдают слабоумием);
– гендера (все мужчины хотят от противоположного пола только интим, все блондинки дуры, красивые женщины легкомысленны, женщинам от мужчин нужны только деньги);
– расы (корейцы, китайцы, японцы между собой внешностью не отличаются);
– религии (все последователи ислама террористы);
– национальности (евреи все скупердяи).
Следует отметить, что шаблон всегда предоставляет информацию в максимально упрощённой и понятной форме, что нередко приводит к дезориентации людей, если информация расходится с действительностью.
Примеры
Случается так, что разнообразные предрассудки, социальные установки управляют коллективным восприятием и разумом отдельных индивидов. Они бывают локальными и глобальными, однако всегда представляют собой иллюзию, далеко не всегда являющуюся истиной.
При этом стереотипизация всё же является необходимым механизмом, без которого социуму было бы сложно существовать. Она помогает мозгу прослеживать важные закономерности. Важные стереотипы поведения примеры имеют такие: зимой холодно, огонь обжигает, дождь может намочить. Владея этой информацией, человеку нет необходимости, постоянно убеждаться на практике в своих гипотезах.
Однако существует множество стереотипов, препятствующих нормальному существованию человека, его развитию, успешности. Следования поведенческим стереотипам, навязанным извне, приводит к искажению реальности.
Среди примеров популярных шаблонов, навязанных социумом, можно выделить следующие:
– мужчины никогда не плачут;
– женщина добиться успешности самостоятельно без «блата» не может;
– женщина на корабле – быть беде;
– качество продукции обусловлено стоимостью, чем выше цена, тем качественнее товар;
– все дочери Евы мечтают о замужестве или о принце на белом коне;
– мужчины полигамны, а женщины по природе моногамны;
– все цыгане мошенники;
– мужчины должны зарабатывать больше, нежели их супруги;
– все мужья изменщики;
– место женщины на кухне;
– блондинка за рулём, словно макака с гранатой;
– все мужчины хотят сына;
– все белорусы любят картофель;
– послушные малыши – хорошие дети.
Стереотипы встречаются не только в обыденной сфере, но также и в профессиональной области, например, юрист, должен разбираться в любой области законодательства, врач – уметь лечить любые заболевания независимо от профиля деятельности, а психологи – читать мысли.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»