Что отражают сюжеты наших былин
Русские народные былины
В истории науки, изучающей народное творчество, имеются жанры, которые всегда привлекали и будут привлекать внимание исследователей. К ним относятся песни и сказки, а также русские народные былины.
Что такое былины?
Былинами называют народные песенные сказания о подвигах храбрых воинах, отличающихся необычайной силой, удалью и мужеством. Учёные точно не могу назвать, в какой временной промежуток на Руси сложились эти фольклорные песни. Одни считают, что это были 9–11 вв., другие склоняются к 11–13 вв. О том, что былины появились, вероятнее всего, в Киевской Руси, можно судить по их содержанию: события, о которых идёт речь в сказаниях, привязаны к Киеву и связываются с именем князя Владимира. Сам термин «былины» сформировался благодаря фольклористу Ивану Сахарову в 1930-е годы, до этого времени жанр именовался как «старина».
Все былины классифицируются между собой на героические, основной темой которых является защита Русского государства от вражеских нападений, и новеллистические (социально-бытовые), описывающие главным образом бытовую и общественную жизнь народов средневековой Руси. Существуют также былины-баллады, в которых жизненные истории повествуются в форме драматичных происшествий в личной жизни людей, былины сказочного содержания и песни-сказания пародийного содержания, которые в шуточной форме высмеивают главных героев.
Особенности построения былины
Любая былина включает в себя три основные части: вступление, авторское изложение сюжетной линии и финальную часть. Каждая строка былины содержит равное количество ударений, при этом суммарное количество слогов в фольклорной песне не имеет значения.
Зачин
Структура былины предполагает начало с запева. По содержанию эта часть может гармонично переплетаться с сюжетом, но в большинстве случаев она описывает какое-то важное историческое событие. В зачине принято упоминать о месте, в котором развиваются основные события повествования. Стоит обратить внимание на тот факт, что в былинах всегда указываются реальные данные или конкретные места с целью создания убедительности и правдивости сказания.
Запев
Запев, как правило, не переплетается с основным содержанием фольклорной песни. Он представляет собой отдельный рассказ, предшествующий основной части эпического сказания.
Повествование
Действие в эпической песне всегда развивается неспешно, вплоть до того момента, пока не наступает кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета, после которого ряд событий переходит к развязке. В повествовании используются следующие традиционные приёмы:
В сказании про Илью Муромца, к примеру, четырежды повторяется описание жуткого свиста Соловья-разбойника: «Засвистал как Соловей тут по-соловъему, закричал разбойник по-звериному…». От этого мощь злодея кажется более сильной, а значит, и победа главного героя – более значительной. Часто в текстах сказаний повторяются и ужасающие пророчества.
Авторы былин не жалеют эпитетов, воспевая силу и мощь главных персонажей своего творчества. Враг описывается отрицательными эпитетами (злой, проклятый, безбожный), герой-освободитель – положительными. Благодаря постоянным повторениям самых разных эпитетов, сказатели былин создают в воображении слушателя максимально правдивую картину сражений, показывая ему между делом, красоту русских городов. Интересно, что во всех былинах солнце именуется красным, даже если упоминается пасмурный день, а море синим, даже если говорится о буре.
Каждая былина включает в себя постоянные и переходные места. Первые представляют собой части песни, видоизменяемые сказителями при исполнении былины, под вторыми подразумеваются незначительно изменяемые куски текста. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин считается одним из жанровых признаков русского эпоса. Практически в любой былине присутствует также такой момент, как троекратные повторы. Число три фигурирует в тексте былины абсолютно везде: три богатыря, три направления, три сражения и т.д.
Исход
Концовка в былине может быть как краткой, так и включать в себя несколько стихотворных строк. В некоторых случаях она может заканчиваться словами: «И век про (имя) старину поют…».
Сказители былин
Сказителями былин на Руси принято было называть людей, которые занимались пересказами эпических произведений. Поначалу этим занимались странствующие гусляры, чьи имена история, к сожалению, не сохранила. Однако, в 18 веке, когда в обществе происходит резкий всплеск интереса к подобному творчеству, многие сказатели былин обрели популярность. Среди тех, кто умел и любил напевать песенные сказания можно, пожалуй, отметить: Трофима Рябинина, Василия Щеголенкова, Настасью Богданову, Аграфену Крюкову и Марию Кривополенову.
Сюжеты былин. Образы былин
Главными действующими персонажами большинства былин являются русские богатыри. Каждый из них имеет своё имя и яркий образ. Рассмотрим некоторых наиболее популярных персонажей.
Илья Муромец – главный герой киевского цикла народных песен. Он был самым старшим из русских богатырей, этот персонаж являлся воплощением мудрости и жизненного опыта. Согласно сюжету, изначально Илья Муромец был калекой, лишь в 33 года с помощью старцев он встал на ноги и приобрёл недюжинную силушку. Отважный, сильный и бесстрашный богатырь защитил родные земли от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
Добрыня Никитич на Руси занимает второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Он был наиболее приближённым из всех богатырей к княжескому семейству, а его основными качествами считались образованность и воспитанность. В былине «Добрыня и Змей» богатырь совершил подвиг – одержал победу над Змеем, который принёс немало горя Русской земле. Историки считают, что реальным прототипом храброго персонажа в былинах послужил воевода Добрыня, который был дядей киевского князя, братом его матери.
Алеша Попович – самый юный представитель всеми любимой тройки силачей Руси. Он был известен всем не столько силой своей, сколько находчивостью и сообразительностью. «Не силой возьмёт, так хитростью» – пелось про него в песенных сказаниях. Этого персонажа по сей день историки связывают с Александром (Олешей) Поповичем – храбрым ростовским боярином.
Популярными персонажами былин также являются: великан Святогор, богатый купец Садко, богатыри Вольга Святославич и Никита Кожемяка, боярин Ставр Годинович и т. д.
Значение былин как жанра русского фольклора
Русские народные былины имеют огромное значение для понимания развития устного народного творчества и изучения истории Руси. Подобное народное творчество ярко отражает все стороны исторической и бытовой жизни русского народа, а также поражает богатством сюжетов и мотивов.
Былины дают представление о героическом прошлом русских людей, вызывают чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Фольклорные жанры. Жанровое понятие «былина»
Особенности эпических песен о героизме русских богатырей
Слово «folklore» пришло из английского языка и означает «народная мудрость». Устное творчество народа было анонимным, коллективным, объединяло словесное, музыкальное и театральное искусства.Фольклорные жанры разделяются на драматические, лирические и эпические. Драматическими жанрами фольклора считаются хороводные и обрядовые игры, кукольные и скоморошьи [1] представления. К лирическим жанрам относятся обрядовая поэзия, любовные и семейные песни, игровые считалки и дразнилки, заговоры, потешные скороговорки, загадки и пр. К эпическим фольклорным жанрам относятся пословицы и поговорки, сказки, предания, исторические песни, легенды, былины.
Жанр былины известен приблизительно с X в. Это мифические сказания героико-патриотического содержания, созданные народом и исполняемые под гусли народными сказителями. По традиции былины передавались из уст в уста от одного сказителя к другому. Это поэтическое наследие предков заучивалось и сохранялось для последующих поколений.
Впервые в России были записаны былины в XVII в. англичанином Р. Джонсом, служившем при дворе Михаила Романова,публикации их текстов появились в XVIII в. Отношение к фольклору в российском образованном обществе тогда было пренебрежительным. Глубинный пласт устного народного творчества считали невежественным, неполноценным, лишенным художественной ценности, для образованной части населения фольклор не представлял интереса для изучения.Известный историк XVIII в. и сторонник идей просвещения, екатерининский вельможа Иван Болтин нелестно отзывался о народном творчестве, считая его сочинительством сброда сказителей-бродяг, распевающих «нелепые стихи» для потехи [2] черни [3] ради милостыни. Он называл былины «сказанными песнями», не отражающими истинных вкусов и нравов народа, которому нужно прививать настоящую «высокую» культуру. Эту точку зрения разделяли многие образованные люди того времени.
В XVIII в. к русскому фольклору проявил интерес меценат, владелец горнодобывающих заводов на Урале, промышленник Прокофий Демидов.По его просьбе были записаны устные сказания работника одного из заводов Кирши Данилова, всего рукопись содержала 71 текст. В 1804 г. был напечатан сборник из 26 былинных текстов уральского сказителя под названием «Древние российские стихотворения», который стал открытием для русской национальной словесности.В 1818 г. сборник, в который вошли уже 61 текст, был переиздан. Оба издания стали популярны у читающей публики, оказали значительное влияние на вкусы в литературной среде. Собрание эпических песен К. Данилова было любимой книгой Пушкина, который говорил, что в этом сборнике сохранилась ничтожно малая часть «чудных поэтических песен» из огромного и неизведанного «народного сокровища».
В 30-х годах XIX в. собирателем памятников устного творчества народа стал П. Кириевский, обратившийся к российским литераторам с просьбой делать записи всех неизвестных фольклорных произведений. Эту идею поддержали А. Пушкин, В. Даль,Н. Гоголь, А. Кольцов, и др. В середине XIX в. был открыт огромный пласт народного «живого» устного эпоса в России. Этнограф [4] Павел Рыбников, сосланный за связь со староверами на Русский Север в Олонецкую губернию, проехал земли по берегам Онежского озера, Архангельскую и Вологодскую губернии, Карелию, записал, помимо сказок, песен, поверий, заговоров и сказаний, 165 текстов на 50 былинных сюжетов от различных сказителей. Находки Рыбникова были изданы, стали известны не только в России, но и за рубежом. Открытием стали неизвестные прежде персонажи русского героического эпоса. Ранее бытовало распространенное мнение, что сохранившиеся былины можно было разыскать только в далеких уголках Сибири. Ученому удалось отрыть огромное количество былин в провинциях менее удаленных.
Рыбников изменил представление о народных сказателях, отрыл имена многих талантливых крестьян, которые, будучи в большинстве своем безграмотными, обладали уникальной памятью, природным умом, музыкальными способностями. Одним из таких талантливых сказителей был крестьянин с побережья Ладожского озера Трофим Рябинин, который хранил в памяти более 600 текстов. Он был круглым сиротой, которого вырастили всем крестьянским миром, с детства заучивал все услышанное от других сказителей. Рябинин стал знаменитым, его приглашали выступать в лучших концертных залах столицы, перед талантом сказителя преклонялась образованная аудитория.
Продолжателем дела Рыбникова стал А. Гильфердинг, проехавший по маршруту своего предшественника и записавший от 70 сказителей еще 270 былин, которые вошли в сборник «Онежские былины». После этого учеными-фольклористами стали активно собираться, издаваться и изучаться тексты, которые в народе называли богатырскими сказками или «старинами». Понятие «былина» было позаимствовано из «Слова о полку Игореве» и впервые использовано в качестве литературоведческого термина в 1839 г. фольклористом И. Сахаровым.
В былинах есть указания на исторические события и факты, их можно отчасти считать историческими источниками. В отличие от летописей, эти события в народной среде передавались из поколения в поколение в устной форме.Былины – история не книжная, а рассказанная самим народом. Главным в повествовании была не историческая достоверность, а передача духовного мировоззрения древнерусских людей. Былина – это песенное сказание о старине, которая для простых людей того времени была прежде всего основой представлений о нравственных ценностях и нормах бытия.
В текстах былин отражены чаще всего эпизоды сражения с врагами, представлявшими угрозу для Руси. Эти события в народном понимании имели особое значение, в сюжетах былин почти не встречаются описания повседневных обыденных явлений. На фоне историчности былин, их сюжеты часто неправдоподобны, с мифическими героями, как Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Змей Тугарин и др. Поэтому былины нельзя считать исторической хроникой, события в них толкуются своеобразно, хотя слушатели воспринимали их как реальные, несмотря на фантастические детали.
Было выделено несколько циклов былин, среди которых основное место отводится киевскому и новгородскому циклам, создававшимся во времена Киевской Руси и Новгородской республики. Былины, отнесенные к киевскому циклу, объединены рядом общих характерных черт: повествование связано с Киевом и князем Владимиром, главной темой является защита Руси от набегов кочевых племен, уклад жизни, детали быта древнерусского человека и исторические события совпадают с летописными описаниями времен Киевской Руси. Центральными образами былин этого цикла являются три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Интересно, что все богатыри не были родом из стольного города Киева, у них разный социальный статус.Крестьянин Илья Муромец был уроженцем села Карачарова, боярин Добрыня Никитич родился в Рязани, юноша из духовного сословия Алеша Попович – выходец из Ростова. Но их судьба связана с Киевом, потому что они были защитниками своего государства.
В былинах новгородского цикла затрагиваются не воинские, а социальные-бытовые темы, в них описывается быт купечества,путешествия купцов в иные земли, особое значение придается основам веры и церкви, крепким семейным традициям. Это связано со своеобразным укладом жизни Новгородской республики, в которой власть князя была ограничена, а жизненно важные вопросы решались на народном вече. Новгородские земли не нуждались в защите от врагов, им не угрожали набеги кочевников. Основным источником процветания республики была обширная торговля со многими странами. Героями новгородских былин были Василий Буслаев, Садко и пр.
Своеобразие поэтического языка былин, их композиция
Достоверность описания уклада жизни и быта древнерусских людей
Русские эпические песни создавались не ради развлечения, значительным было воспитательное значение былин. Образ жизни русских богатырей являлся эталоном норм поведения, оказывающим влияние на формирование мировоззрения людей. В былинах отражены патриотические идеи единства русских земель и их защиты от внешних врагов, сохранения самобытной культуры Руси.
Былины написаны эпическим стихом, произносятся они с выраженными интонационно-логическими ударениями через один-три слога, что создает своеобразный речитативный ритм. Былины исполнялись с песенной декламацией и величественной интонацией, потому что повествование в них ведется о событиях многозначительных.В тексте былин постоянно встречаются повторения слов, фраз, строк, оттого информация передается замедленно, размеренно. Часто используется гипербола в изображении героев и событий.
В былинах отражен уклад жизни и быт древнерусских людей. Местом действия часто являются княжеский двор или торговые площади древнерусских городов: Киева, Новгорода, Чернигова, Мурома, Галича и др. По достоверным описаниям и деталям обстановки можно представить облик древнерусских воинов и их снаряжение,вид княжеского двора, старинных строений, обустройство быта людей, их традиции и обычаи.
Былины об Илье Муромце, «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»
Образы русских богатырей в героическом эпосе. Величие и сила духа, доблесть и благородство – лучшие национальные черты народных героев
Русский народный герой в былинах – это богатырь. Это слово восточного происхождения, означающее «герой», «храбрец». В русском языке оно созвучно словам «богатый», «Бог». Богатыри, в народном понимании, наделены личностными качествами от Бога, их богатство не только в физической силе, но и в силе духа. Принято подразделять богатырей на «старших» и «младших». Образы старших богатырей пришли еще с дохристианских времен, они представляли собой существа неимоверной силы со сверхъестественными способностями. Это Святогор, Микула, Вольга и др. Младшее поколение богатырей тоже обладает большой силой, но она уже не такая титаническая, стихийная и мистическая. Они ближе к обыкновенным смертным людям, живут во времена князя Владимира, защищают Родину. Самые известные герои – Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
Для богатырей главным качеством является воинская доблесть, ведь их священный долг – охрана границ Руси. Они наделены благородством, отвагой, чувством справедливости. Богатыри беззаветно любят Русь, к врагам которой они беспощадны. Богатырское достоинство проверяется в битве с неравной, более мощной и коварной вражеской силой. Интересно, что враги не изображались в человеческом облике, они представлены в виде чудовищных сказочных существ.
Но прославление воинской службы все же не единственная тема былин. В образах былинных героев воплощены народные представления о добре и зле, вере в справедливость, заботе о процветании и могуществе Родины. Действия богатырей всегда целеустремленные, прямолинейные и открытые, они не способны на вероломство, обман, притворство. Богатыри, не задумываясь, всегда отвечают на любой вызов врага.
Неразлучен с богатырем его конь, он товарищ богатырю-воину,помощник богатырю-землепашцу. Причем будничный крестьянский труд ценится не меньше воинской службы. Образы богатырей гиперболизированы, но их беспредельное удальство и исполинская сила народными певцами изображались как идеальное представление о несокрушимой народной мощи.
В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» повествуется о дороге от Оки до Днепра через лесные дебри, которая слыла настолько небезопасной, что путники предпочитали окольные пути. Муромский богатырь, следуя на службу к князю Владимиру в Киев, выбирает прямой и самый трудный путь, не страшась Соловья Разбойника. По пути освободил Чернигов от осады, победив многочисленную вражескую силу, но отказывается стать там воеводой. Он не может защищать один город, его дело – защита всего русского государства.
Дорога, на которой бесчинствовал Соловей Разбойник, поросла травой и была перекрыта поваленными деревьями. Соловей получил свое прозвище за то,что сидя на дереве, не давал людям проехать к Киеву, пугая своим вредоносным свистом. Нерусское отчество разбойника – «Одихмантьев сын» говорит об иноземном происхождении захватчика. Илья Муромец, победив Соловья и привязав к седлу, как дичь, отвозит в Киев. Освободив путь к Киеву, Муромец способствует объединению земель Киевской Руси. Представ перед князем Владимиром, Илья рассказывает откуда он родом и каким путем приехал в Киев. Узнав о крестьянском происхождении богатыря, князь не только не верит ему, но и выражает свое недоверие оскорбительно. Несмотря на обиду, Илья сдерживает свои чувства, проявляя великодушие и бескорыстие. Богатырь не принимает от князя пожалованных ему городов. С князем у Ильи сложатся непростые отношения, часто он будет с ним ссориться. Так, возможно, в протестах богатыря отражено пробуждение народного самосознания и протест простых людей против несправедливости княжеской власти.
Врожденным умом, здравомыслием в речах и поступках, образованностью и отвагой отличается и другой богатырь – Добрыня Никитич. У этого персонажа имеется исторический прототип, упоминаемый в летописях: рязанский боярин, приходившийся дядей по материнской линии князю Владимиру. Добрыня Никитич был героем одних из ранних былин, в которых появился образ князя Владимира Святославовича, прославляемого за Крещение Руси и объединение русских земель. В более поздних былинах образ князя Владимира постепенно принижается, становясь отрицательным персонажем.В былине «Добрыня и Змей» иносказательно представлена защита христианства на Руси, борьба против язычества.
Смекалкой и сноровкой владел ростовчанин Алеша Попович. В летописях есть упоминания, что сначала он состоял на службе у князей в Ростове, после переехал в Киев, участвовал в сражении на реке Калке, где и погиб.В былине «Алеша Попович и Тугарин Змей» этот богатырь не стал терпеть наглого поведения иноземца на пиру у князя, отомстил за унижение Руси и ее обычаев. У Тугарина был конь с огненными крыльями, на котором чудище летало недосягаемо высоко. Попросил Алеша Попович у небесных сил дождя, благодаря ниспосланному ему в помощь дождю богатырь победил злодея.
Былина о богатыре Садко типична для новгородского цикла. Новгород со своей уникальной системой демократического устройства и вечевым правлением занимал исключительное место в русской истории. Приметы новгородской жизни отражены в былине. В повествовании можно узнать о богатствах города, ремеслах новгородцев. В то же время в былине есть сказочные мотивы. Герой – бедный гусляр, но его музыку и пение не ценят богатые купцы. Он жаждет самоутверждения, своим искусством покоряет водяного царя, с помощью которого становится богатым. Однажды в путешествии его корабли настигла буря, морской царь решил забрать к себе сладкоголосого певца-гусляра. Попавшему в подводное царство Садко сулят несметные богатства, чтобы он остался навсегда в чужом ему мире. Садко же при помощи Николая Чудотворца и девушки Чернавы возвращается в родной Новгород. Садко не обладает богатырской удалью и силой, не совершает подвигов. Но с остальными богатырями его роднит чувство патриотизма, мужество, бескорыстие, готовность жертвовать собой ради других людей.
С большой симпатией обрисован в новгородской былине «Вольга и Микула Селянинович» богатырь из крестьян – Микула.В самом названии дано сравнение двух образов и выражено отношение к ним: у Вольги не указывается титул князя и отчество, уважение к Микуле звучит в необычном прозвище. Независимо и просто крестьянин общается с князем. Недюжинной силой Микула превосходит десять княжеских дружинников, которые не могут вытащить из земли соху пахаря. Он же одной рукой выдернул соху из земли и бросил за куст ракиты.
Микула побывал в тех краях, куда направляется князь со своей дружиной. Он поведал князю, как напали на него местные мужики, стали «грошей просить», но он побил грабителей «до тысячи». Князь Вольга позвал храбреца ехать «в товарищах к тем городам». Микула соглашается сопровождать князя, тот же проникся уважением к Микуле за его участие, справедливость, трудолюбие. Поэтическим описанием труда богатыря-пахаря передается уважительное отношение к его тяжелому труду.
Значение былин в русском искусстве
Былины в русском искусстве служат источником вдохновения для создания произведений в литературе, живописи, музыке. К былинным сюжетам, их образам и идеям обращались с начала XIX в. многие писатели. В. Жуковский создал оперу «Алеша Попович». В поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкин образ Руслана написал под влиянием образов богатырей. Интерес к былинам проявлял Л. Толстой, занимался их обработкой. Вдохновленный музыкальностью былин, Н. Римский-Корсаков создал оперу «Садко».
Поэтические образы былин запечатлены многими талантливыми художниками. Самыми известными полотнами по былинным сюжетам являются картины: «Богатыри», «Витязь на распутье»,«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»В. Васнецова, «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», «Микула Селянинович», «Волга Всеславьевич», «Садко, богатый новгородский гость» А. Рябушкина,панно«Богатырь» М. Врубеля, «Илья Муромец и Соловей-разбойник» И. Билибина, «Святогор» Н. Рериха и пр.Сюжеты былин нашли отражение в киноискусстве. Подвигам богатырей посвящены фильмы «Садко», «Князь Владимир», «Илья Муромец» и др.
Словарь
1. Скоморошьи (представления) – представления, разыгрываемые бродячими актерами (скоморохами) в Древней Руси
2. Потеха – увеселение, забава
3. Чернь – люди из простонародья
4. Этнограф – ученый, занимающийся изучением культуры народа
5. Зачин – вступительная часть теста былины
Что отражают сюжеты наших былин
1 СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ
Сюжет и композиция былин В. Г. Белинский в известных статьях о народной поэзии охарактеризовал жанровую специфику былин в некотором сопоставлении их со сказками. И это вполне оправданно и естественно, так как былины в своем содержании и художественной форме имеют черты, близкие сказкам, в то же время их отличает яркая жанровая специфика. И в нашей работе былины будут рассмотрены в некотором сопоставлении со сказками (главным образом волшебными). Былины и сказки являются важнейшими эпическими жанрами русского фольклора. Они отображают жизнь в значительных типических обобщениях, широко используя художественный вымысел, элементы фантастики. Как и во всех эпических жанрах искусства слова, те или иные события в сказках и былинах раскрываются прежде всего в образах, через показ их взаимоотношений и поступков. Важнейшую роль в былинах, как и в сказках, выполняет сюжет. Определенное значение в них имеют и такие внесюжетные элементы композиции, как портретные характеристики и различные пейзажно-бытовые картины. Жанровая специфика сюжета и композиции былин обусловлена прежде всего особенностями содержания былин, которое существенно отличается от сказок. Если основу содержания сказок составляют сказочно преображенные различные факты, преимущественно из бытовой жизни, личные (чаще всего семейные) взаимоотношения, которые раскрываются в подчеркнуто неправдоподобной форме, то в основе былин — важные, очень значительные, на взгляд сказителя, создателя былин и его слушателей, общественные явления, события, имеющие большое национально-историческое значение. Если герои сказок, как правило, совершенно обыкновенные люди, со всеми человеческими слабостями, то главные герои былин — богатыри, наделенные идеальными качествами человека (невероятная физическая сила, смелость, высокие нравственные качества и т. д.). Однако былина отличается от сказки не только по своему содержанию, но и по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему, как уже отмечалось, о чем-то очень существенном. Особенности содержания былин отразились и на манере их исполнения, в корне отличной от исполнения сказки. Глубокое определение особенностей содержания былин и своеобразия их исполнения (в сравнении со сказкой) дал В. Г. Белинский. Называя былины «сказочными поэмами», критик писал: «Есть большая разница между поэмою или рапсодом и между сказкою. В поэме поэт как бы уважает свой предмет, ставит его выше себя и хочет в других возбудить к нему благоговение; в сказке поэт — себе на уме: цель его — занять праздное внимание, рассеять скуку, позабавить других. Отсюда происходит большая разница в тоне того и другого рода произведений: в первом важность, увлечение, иногда возвышающееся до пафоса, отсутствие иронии, а тем более — пошлых шуток; в основании второго всегда заметна задняя мысль, заметно, что рассказчик сам не верит тому, что рассказывает, и внутренне смеется над собственным рассказом. Это особенно относится к русским сказкам [1]. Исполнители и их слушатели совершенно по-разному относятся к содержанию былин и сказок. Сказочник даже о действительных фактах жизни стремится рассказать как о совершенно невероятных. Имея в виду сказку, В. Я. Пропп писал: «Ни рассказчик, ни слушатель не относят рассказа к действительности» [2]. И далее В. Я. Пропп говорил, что «ни рассказчик, ни слушатель сказке не верит» [3]. Совершенно иное в былине. Сказитель даже о невероятных фактах повествует как о фактах совершенно достоверных. Былина живет до тех пор, пока в реальность и достоверность ее содержания полностью верят и сказитель, и его слушатели. Известный собиратель былин, хорошо знавший условия их бытования на рубеже 60-х и 70-х годов XIX в. на Севере, А. Ф. Гильфердинг писал: «Без веры в чудесное невозможно, чтобы продолжала жить природною, непосредственною жизнию эпическая поэзия. Когда человек усомнится, что богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, — эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, — безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются» [4]. «Известно, что северные сказители, попадая в Киев, — пишет Д. С. Лихачев, — искали «Маринкину улицу», искали места действия былин киевского цикла. Былины были для них историей, события былин — исторической действительностью, богатыри и князья — историческими лицами» [5]. Все сказанное отразилось на сюжете и всей композиции былин. Оговоримся, что в дальнейшем будут рассмотрены не все типы былин, а главным образом их основной тип, наиболее характерный для этого жанра — былины героического содержания, хотя в ряде случаев будут привлекаться и другие их типы. Остановимся вначале на сюжете былин. Содержание былин исторично лишь в самом широком, самом общем смысле слова: в них отражена русская история периода Киевского государства, эпохи татаро-монгольского нашествия; борьба с половцами, печенегами и татарами. Имеют исторических прототипов образы князя Владимира, богатыря Добрыни Никитича, татарского хана Батыя и др. Однако былины включают и много вымышленных, фантастических образов: Соловей-разбойник, Змей, Идолище и др. Конкретные сюжеты былин, как и в сказках, полностью вымышлены и не восходят ни к каким достоверным историческим фактам. Однако если сказки воспринимаются в основном как чистый вымысел, то былинный сюжет оценивается как достоверный жизненный факт. «События былины в отличие от событий сказок, — пишет Д. С. Лихачев, — воспринимаются как события русской истории, они отнесены к условной русской старине» [6]. Отличен сюжет былины от сказочного и по своей форме. Если в сюжете волшебной и новеллистической сказок, как правило, множество эпизодов и событий, связанных с довольно продолжительными периодами в жизни героев и расположенных в последовательности, которую трудно предугадать (весь интерес сказки в непредвиденности и занимательности развития ее сюжета), то в сюжете былины, как правило, одно, два и редко более событий, которые происходят в какой-то один, очень непродолжительный период в жизни главного героя-богатыря. Былина, в отличие от сказки, по словам Белинского, «. схватывает один какой-нибудь момент из жизни богатыря и силится создать из него нечто отдельное и цельное» [7]. Так, в основе былины «Добрыня и Змей» — борьба Добрыни со Змеем, в былине «Илья Муромец и Калин-царь» — сражение русских богатырей с войсками Калина-царя, в былине «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» — востребование и привоз дани от Батура Батвесова и т. д. Малособытийность сюжета — жанровая специфика былины. Многособытийность ей противопоказана, и поэтому абсолютно права Т. М. Акимова, когда она пишет: «Попытки писателей и фольклористов составить единую эпопею из былин не дали положительных результатов» [8]. Чем объясняется стремление былины к малособытийности? В науке этот факт не получил объяснения. На наш взгляд, ориентация былины на изложение одного или очень немногих событий объясняется ее стремлением подчеркнуть тем самым достоверность и историчность содержания. Сказитель внимание слушателей привлекает не сложностью и занимательностью нагнетания различных событий, а важностью и значительностью одного или немногих из них. Малособытийность сюжета — характерный признак жанров фольклора исторического содержания. С особой яркостью это проявилось в исторических песнях, которые, как правило, являются однособытийными. Но положив в основу сюжета какое-нибудь одно или очень немногие события, былина стремится разработать их как можно глубже и при этом создать «нечто отдельное и цельное» (В. Г. Белинский). Как же былиной достигается это «нечто отдельное и цельное»? Это достигается ее сюжетом, рядом композиционных приемов, в которых ярко проявляется жанровая специфика былин. Как правило, былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев. Иногда зачин былины представляет собой экспозицию, которая предшествует завязке. Так, например, былина «Илья Муромец и Калин-царь» в исполнении Т. Г. Рябинина открывается зачином-экспозицией, в которой рассказывается о том,
Как Владимир князь да стольнё-киевской Порозгневался на старого казака Илью Муромца, Засадил его во погреб во глубокий, Во глубокий во холодный Да на три-то году поры времени. (Гильфердинг, т. 2, с. 18)
Экспозиция подготавливает и усиливает драматизм завязки, психологизирует образ князя Владимира. Калин-царь с огромным войском угрожает захватом Киева. Князь думает, что Илья Муромец давно сидит в глубоком и холодном погребе, а защитить Киев мог только он.
А он мог бы постоять один за веру, за отечество, Мог бы постоять один за Киев град, Мог бы постоять один за церкви за соборный, Мог бы поберечь он князя да Владимира, Мог бы поберечь Опраксу королевичну. (Гильфердинг, т. 2, с. 18)
Взволнованы сложившимися обстоятельствами и слушатели былины. Они знают, в отличие от князя, что Илья Муромец жив, но они не знают, сможет ли богатырь превозмочь обиду на князя и встать на защиту Киева. Однако зачин в качестве экспозиции выступает в былинах очень редко. Как правило, зачин представляет собою завязку сюжета. Наиболее распространенным типом былинных зачинов-завязок является кар тина пира у князя Владимира. В. Ф. Миллер писал, что в «былинах так называемого киевского цикла обычный зачин, ставший затем традиционным, был:
«Как во славном во городе во Киеве, У ласкового князя Владимира».
..За указанием Киева часто следует традиционное изображение пированьица, нечестного стола у князя Владимира, причем князь дает какое-нибудь поручение богатырям, либо они сами на пиру хвастаются, кто чем может, и это служит завязкой сюжета» [9]. Например, былина «Добрыня и Василий Казимиров», записанная от Т. Г. Рябинина, открывается такой картиной:
А Владимир князь да стольнё-киевской Заводил почестей пир да и пированьице На многих князей да на всих бояров, На всих сильних русских могучих на богатырей, Ай на славных поляниц да на удалыих. (Гильфердинг, т. 2, с. 68)
Вторым типом зачина-завязки является описание выезда богатыря. Например, в Киев выезжает из Мурома Илья Муромец, из Рязани Добрыня Никитич, из Галича Дкж Степанович и т. д. Третий тип зачина-завязки — изображение наезда врагов на русскую землю. Вот начало былины «Изгнание Батыя»:
Из-за моря, моря синего, Из-за синего моря, из-за черного Подымался Батый-царь, сын Батыевич, Со своим сыном с Таракашкой, Со любимым зятем со Ульюшком. Подошел собака под стольный Киев-град [10].
В сказках тоже есть зачины, в которых указывается место действия. Но это место, в отличие от былин, как правило, очень неопределенное. В связи с этим В. Я. Пропп замечает: «События классической былины происходят всегда на Руси. События сказки могут локализоваться «в некотором царстве», «в некотором государстве» [11]. Зачины былин сразу же стремятся подчеркнуть историческую достоверность их содержания. Рассмотрев былину о борьбе Добрыни со Змеем, В. Я. Пропп пишет: «Родина Добрыни — Рязань. Обычное в этих случаях начало звучит так:
Доселева Рязань она селом слыла, А ныне Рязань слывет городом.
Это значит, во-первых, что события, воспеваемые в былине, относятся народом к глубокой древности, когда Рязань еще была не городом, а только селом. Во-вторых, точная локализация указывает на то, что события этой песни трактуются как действительно имевшие место» [12]. После зачина-завязки в былине идет развитие действия. В отличие от сказки, где сюжет представляет главный интерес, а сказочные персонажи подчинены реализации тех или иных сюжетных целей, в былине первостепенное значение имеет образ главного героя-богатыря, что определяет особенности сюжета. «Былина развивается по принципу наибольшего выделения главного героя, — пишет Д. С. Лихачев,—и поэтому действие былины концентрируется вокруг богатыря, его судьбы» [13]. Образы богатырей наряду с общими имеют и определенные индивидуальные черты. Это отражается и на специфике былинных сюжетов. Так, например, социальный конфликт наиболее остро выражен в былинах, героем которых является Илья Муромец (например, былины «Илья в ссоре с Владимиром» и «Илья и голи кабацкие»). Только богатырь и «дипломат» Добрыня мог быть главным героем былин «Женитьба Владимира», «Добрыня и Настасья» и «Добрыня и Маринка». Даже если две былины созданы на сходную тему, то их сюжеты в своих деталях имеют отличия, связанные с индивидуальными особенностями действующих в ней богатырей. Примером могут быть былины «Илья и Идолище», «Алеша и Тугарин» [14]. Сюжеты былин различны по своему конкретному содержанию, но для них характерны и некоторые общие, типологические черты. Одна из таких жанрово-типологических черт — одноплановость, или однолинейность, развития сюжета. Как правило, в былине в такой временной последовательности развивается одна сюжетная линия, связанная главным образом с раскрытием ее основного образа — героя-богатыря. Так, например, сюжетное построение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», записанной от Т. Г. Рябинина, имеет такой вид. Утром Илья Муромец выехал «Из того ли из города Муромля, Из того села да с Карачирова», намереваясь к «обеденке» поспеть в Киев. Однако этот путь в Киев оказался очень нелегким. По словам героя, его «дорожка призамешкалась». Под Черниговом Илья Муромец побеждает «силушку великую» и освобождает от врага город. Черниговцы просят его быть их воеводою, но он не соглашается и, будучи верным своему решению, продолжает путь в Киев. По дороге его встречает Соловей-разбойник, от свисту которого, по словам мужиков черниговских,
То все травушки муравы уплетаются, Все лазуревы цветочки отсыпаются, Темны лесушки к земли все приклоняются, А что есть людей, то вси мертвы лежат. (Гильфердинг, т. 2, с. 11)
Но Илья Муромец побеждает Соловья-разбойника и привозит его в Киев. О случившемся в пути он рассказывает Владимиру. Князь же не верит, что Илья Муромец мог победить «силушку великую» врага, стоящую у Чернигова, и Соловья-разбойника. Но войдя во двор, он воочию убеждается в том, что Илья Муромец действительно победил и привез в Киев Соловья-разбойника. Былина заканчивается сообщением, что Илья Муромец отвез Соловья-разбойника «во чисто поле» и «срубил ему да буйну голову». А вот сюжетное построение былины «Василий Игнатьевич и Батыга». На Киев наезжает огромное татарское войско, во главе которого стоят Батыга, его сын Батыга, зять Таранчик и «черный дьячок». «А по греху ли-то тогда да учинилося», что в это время в отъезде были все главные русские богатыри. В сражение с вражескими войсками пришлось вступить ничем до этого не прославившему себя Василию Игнатьевичу. Он легко побеждает сына, зятя Батыги и «черного дьячка». Батыга уговаривает Василия Игнатьевича перейти к нему на службу, помочь ему «взять-полонить» Киев-град и в этих целях дает ему «доброго коня» и необходимое снаряжение. Василий же, сев на коня, выехав в чистое поле, вступил в сражение с вражеским войском — и «прибил, прирубил до единой головы». Батыга в панике бежит, оставляя русскую землю. В былине может быть два богатыря, две линии в развитии сюжета (например, былина «Добрыня и Алеша»). Но эти две сюжетные линии не могут развиваться одновременно, параллельно. В. Я. Пропп пишет: «Законы эпоса не позволяют двум героям действовать одновременно в разных местах» [15]. Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником. И здесь мы отмечаем яркую жанровую специфику былины. В отличие от сказки, где сражение героя со своими противниками нередко описывается очень подробно (при этом акцентируется внимание на трудностях победы), в былине это описание сражения (состязания) богатыря с противником всегда очень краткое, победа богатырю всегда дается очень легко. И если в сказке одержать победу над врагом часто помогают герою всевозможные волшебные существа и предметы («В волшебной сказке герой сам по себе бессилен. » [16]), то в былине врага всегда побеждает сам богатырь без какой-либо посторонней помощи. Вот, например, как описывается бой Алеши Поповича с сильным и страшным противником Тугариным:
Сверстался Алеша Попович млад Против Тугарина Змеевича, Хлестнул его шелепугою по буйной голове, Расшиб ему буйну голову, И упал Тугарин на сыру землю. [17]
Ту же самую легкость победы богатыря мы находим и во многих других былинах. Впервые заметивший эту особенность былин А. П. Скафтымов отмечал: «Богатырям удается все удивительно легко. Сильнейшие противники одолеваются ими шутя, без напряжений. В описании боя нет элемента борьбы. Как будто противник не сопротивляется» [18]. Чем и как это можно объяснить? Отвечая на этот вопрос, А. П. Скафтымов писал: «Несомненно здесь сказалось желание показать героя наиболее выгодно для его силы: при всей видимой трудности дела он справляется с ним играя, без усилий; былина как бы хочет указать, что враг, каким бы сильным он ни казался постороннему глазу, никакого серьезного соперничества с богатырем-героем не мог иметь» [19]. Все это совершенно верно. Но дело не только в этом. Представляется, что в обязательной краткости описания боя (вообще состязания) богатыря с противником проявляется также жанровая специфика исторического содержания былины. В исторической действительности не все сражения русских со своими иноземными противниками были победоносными. Были и поражения. Примером может служить событие, отраженное в «Слове о полку Игореве». Однако в широком историческом плане русский народ всегда выходил победителем в столкновении со своими национальными врагами: печенегами, половцами, татарами. В былинах отражена правда не конкретно-исторических фактов, в которых русские воины могли быть и победителями и побежденными, а обобщенная историческая правда побед русского народа над своими врагами. Именно поэтому все былины заканчиваются обязательной победой русских богатырей. Уже начиная былину, и сказители, и их слушатели понимали и знали, что русский богатырь обязательно должен победить. Представляется, что в таком положении, когда никто не сомневался в победе русского богатыря, не было никакой необходимости описывать его бой с противником подробно, создавать ненужные сомнения в исходе боя и т. п. Краткое описание боя богатыря — своеобразное проявление трезвости рассудка и здравого художественного чутья сказителя. Как и в любом эпическом произведении, сюжет в былине заканчивается развязкой, которой в какой-то мере подчеркивается реальность и историческая достоверность былины. Так, например, сюжет былины «Илья Муромец и Калин-царь» заканчивается сообщением, что русские богатыри плененного татарского хана привозят в Киев.
Привезли его собаку, царя Калина, А во славный Киев-град Да ко славному ко князю ко Владымиру, Привели его в палату белокаменну Да ко славному ко князю ко Владымиру. (Гильфердинг, т. 2, с. 34)
Развязка былины «Василий Игнатьевич и Батыга» сообщает о позорном бегстве Батыги из России. Убегающий посрамленный противник «запинается» и «заклинается»:
«Не дай боже, не дай бог да не дай дитям моим, Не дай дитям моим да моим внучатам А во Киеви бывать да ведь Киева видать». (Гильфердинг, 1. с. 554)
Мы рассмотрели сюжет былин, являющийся главным, но не единственным компонентом их композиции. Композиционные принципы и приемы былин охватывают как их сюжетные, так и внесюжетные элементы. Важнейшим композиционным принципом былин является принцип противопоставления (контраста или антитезы), который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Основу былинного сюжета, как правило, составляет столкновение богатырей с их противниками. Это нередко отражается уже в самом названии былин («Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Василий Игнатьевич и Батыга» и др.). Иногда противопоставление между героем и противниками сопровождается открытым выражением чувства национальной гордости. «Национальная тенденция сказывается уже в том обстоятельстве, что героем былины всегда является «русак», русский человек, ездит он по русской земле, защищает русскую землю; противник героя всегда чужанин,«басурманин», «злое татаровье» или «Литва поганая» [20], — отмечает А. П. Скафтымов. Однако былинные богатыри и их иноземные враги противопоставляются не только по этнической и религиозной принадлежности. Они контрастны прежде всего по своему духовному облику, морально-нравственным качествам. Богатырь, как правило, добр, справедлив, честен, миролюбив, благороден и скромен. И наоборот, его противник — зол, бесчестен, воинствен, самоуверен и коварен. Прием антитезы, противопоставления используется и при создании внешнего портрета богатыря и его противника. Если, например, Илья Муромец — человек обычного роста, то его противник Идолище устрашающих размеров: в плечах он — косая сажень; его глазищи, как чашищи, а ручищи, как граблищи. Если Илья Муромец за один раз съедает по три «калачика крупивчатых», то Идолище за один раз пожирает по кулю хлеба и выпивает по ведру вина [21]. Рассмотренный былинный сюжет, несмотря на свою относительную простоту и неразвернутость, отличается напряженностью и драматизмом. Это достигается, во-первых, мастерством использования контраста в организации сюжета, а также рядом других композиционных приемов и принципов. Как мы уже говорили, в основе былинного сюжета лежит повествование о подвигах богатыря. В центре внимания сказителя — тот или иной богатырь. В этих целях в былинах используется композиционный прием выделения главного героя. Это нередко осуществляется уже в самом начале былины. Так, например, один из вариантов былины «Бой Алеши со Змеем» открывается таким зачином:
Да у князя было, князя Володимира, Собирался в него да пир-беседушка, И честна, и хвальна, да многорадостная. Во-пиру-то бы сидели князья, богатыри, Они сильные могучие богатыри. Да и нету во пиру-то млад Алешеньки, Млад Алешеньки свет Поповича [22].
Алеша и станет затем главным героем былины. А в былине «Илья в ссоре с Владимиром» зачин повествует о том, что Владимир созвал на пир всех князей, бояр и богатырей.
Да забыл он позвать да что лучшаго, А что лучшаго да лучшаго богатыря, А старого казака Илью Муромца. (Гильфердинг, т. 1, с. 423)
Именно Илья Муромец и станет потом главным героем былины. Многократно, ступенчато использован композиционный прием выделения в зачине былины «Дунай», записанной от Т. Г. Рябинина. На пиру у князя Владимира все «пьяны и веселы». Не пьян и не весел лишь один князь. Похаживая по горенке, он печально говорит собравшимся, что все «добры молодцы поженены», только он один «холостой не женатый». Не может ли кто-нибудь ему найти достойную невесту.
Все богатыри за столиком умолкнули, Все молодцы да приутихнули, За столом-то сидят затулялися; Большая тулится к середнюю, Середнюю тулится за меньшую, А меньшой тулицы ответу нет. (Гильфердинг, т. 2, с. 97-98)
Не побоялся слово сказать лишь «старыя Пермин сын Иванович». Он берет слово и говорит, что знает девушку, достойную быть женой князя, и называет дочь литовского короля Опраксию. Тогда князь обращается ко всем присутствующим с вопросом, кого ему послать в Литву, чтобы посватать за него Опраксию-королевичну. И вновь
Все за столом сидят, умолкнули, Все молодцы приутихнули. (Гильфердинг, т. 2, с. 99)
От земли столб (бы) был да до небушка, В столбе было (бы) золотое кольцо, За кольцо бы взял Святорусску поворотил! [24]
Первый скок нашли за три версты, Другой скок нашли за двенадцать верст, Третий скок не могли найти [25]
Гиперболически изображается в былине богатство Дкжа Степановича из Галича, похваляющегося в Киеве своим богатством. Князь Владимир посылает в Галич Добрыню, чтобы он удостоверился в правоте слов Дюка. И вот Добрыня посылает Владимиру такую грамоту:
«Владимир ты князь да столен-киевской! Пришли-тко бумаги сюды три воза, А пошли сюды да тридцать писчиков, Не описать именья будет в три года, Во тех межах буде числа не дать». (Гильфердинг, т. 3, с. 250)
Гиперболизация является важнейшим принципом создания былин. В них гиперболизируется сила не только богатырей, но и их противников. И чем больше эта сила противников, тем значительней оказывается победа богатырей над ними, тем большего прославления они заслуживают. Значительную роль в былине играют диалоги, которые драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев, раскрыть их мысли и переживания. Приведу пример. В одном из вариантов былина «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» получает такое развитие. На пиру «удалый добрый молодец» Василий Казимирович получил от князя Владимира поручение отвезти дань Батуру Батвесову. Дань эта была огромной: «сорок телег чистого серебра», «сорок телег красна золота», «сорок телег скатна жемчуга», «сорок сороков ясных соколов», «сорок сороков черных соболей», «сорок черных выжлыков» и «сорок сивых жеребцов». Отвозить дань противнику — унизительно. И Василий ушел с пира опечаленным. На улице между ним и Добрыней Никитичем состоялся разговор. Узнав о поручении князя, Добрыня говорит, что нужно не везти противнику дань, а наоборот, потребовать дань от него:
Не возьмем везти от князя от Владимира, Не возьмем от него дани-пошлины, — Мы попросим от собаки Батура Батвесова, Мы попросим от него дани-пошлины [26].
И изъявляет готовность помочь в этом нелегком деле Василию. Этот диалог производит перелом в развитии сюжета, существенно изменяет сам пафос произведения, раскрывает в образе одного из любимых былинных богатырей Добрыни Никитича чувства национальной гордости. И еще один пример, показывающий значительную роль диалога в былине. Калин-царь предлагает полоненному русскому богатырю Илье Муромцу смириться со своим положением, сесть с ним «за единый стол», есть его «ествушку сахарнюю», пить «питьица медвяные», «держать казну золотую» и стать изменником Родины, князя Владимира:
Не служи-тко ты князю Владимиру, Да служи-тко ты собаке царю Калину. (Гильфердинг, 2, с. 31)
На что Илья Муромец с вызовом отвечает:
А и не сяду я с тобой да за единый стол, Не буду есть твоих ествушек сахарниих, Не буду пить твоих питьицев медвяныих, Не буду носить твоей одежи дрогоценныи, Не буду держать твоей бессчетной золотой казны, Не буду служить тебе собаке царю Калину, Еще буду служить я за веру за отечество, А и буду стоять за стольний Киев град, А буду стоять за церкви за господний, А буду стоять за князя за Владымира И со той Опраксой королевичной. (Гильфердинг, т. 2, с. 31)
Этот диалог с необычайной силой передает драматизм положения, глубоко раскрывает перед нами величие образа главного русского богатыря, говорит о его смелости, мужестве, безграничной преданности Родине. Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным. Повторения встречаются и в сказках. Однако их функции в былинах и сказках не совсем одинаковы. В сказках повторения, как правило, служат средством усиления их занимательности. Этой функции повторения в былинах не имеют. Иногда утверждается, что назначение былинных повторений — достичь замедленности действия. Однако замедление действия не самоцель, а только средство для достижения каких-то иных целей. Основное назначение подобных повторений — наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев и т. д. Приведем такой пример. Увидев с горы неисчислимое войско противника и поняв, что одному с ним не справиться, Илья Муромец обращается к богатырю Самсону Самойловичу с такой взволнованной речью:
Крестный ты мой, батюшка, Самсон Самойлович, И вы русский могучий богатыри, Вы седлайте-тко добрых коней, А и садитесь вы да на добрых коней, Поезжайте-тко да во раздолыщо чисто поле, А и под тот под славный стольний Киев град. Как под нашим-то под городом под Киевом А стоит собака Калин царь, А стоит со войсками великима, Разорить хотит ён стольний Киев град, Чернедь мужиков он всех повырубить, Божьи церкви все на дым спустить, Князю-то Владимиру да со Опраксой королевичной Он срубить-то хочет буйны головы. Вы постойте-тко за веру, за отечество, Вы постойте-тко за славный стольний Киев град, Вы постойте-тко за церквы ты за божий, Вы поберегите-тко князя Владымира, И со той Опраксой королевичной! (Гильфердинг, т. 2, с. 25)
На это Самсон Самойлович отвечает:
Ай же крестничек ты мой любимыий, Стары я казак да Илья Муромец! А и не будем мы да и коней седлать, И не будем мы садиться на добрых коней, Не поедем мы во славно во чисто поле, Да не будем мы стоять за веру, за отечество, Да не будем мы стоять за стольний Киев град, Да не будем мы стоять за матушки божьи церкви, Да не будем мы беречь князя Владымира Да еще с Опраксой королевичной. У него ведь есте много да князей бояр, Кормит их и поит да и жалует, Ничего нам нет от князя от Владымира. (Гильфердинг, 2, с. 25-26)
А й тут старыя козак да Илья Муромец Стал добра коня он заседлывать; На коня накладывает потничек, А на потничек накладывает войлочек, Потничек он клал да ведь шелковенькой, А на потничек подкладывал подпотничек, На подпотничек седелко клал черкесское, А черкесское седелышко недержано, И, подтягивал двенадцать подпругов шелковыих, И шпилечки он втягивал булатнии, А стремяночки покладывал булатнии, Пряжечки покладывал он красна золота, Да не для красы угожества, Ради крепости все богатырскоей: Еще подпруги шелковы тянутся, да оны не рвутся, Да булат железо гнется, не ломается, Пряжечки-ты красна золота Оне мокнут, да не ржавеют. (Гильфердинг, 2, с. 22-23)
Приведенная картина седлания богатырем коня не просто замедляет действие, а способствует характеристике богатыря, выражению основной идеи былины. Перед нами выступает богатырь-крестьянин, который хорошо, в деталях знает выполняемое им дело. Неторопливость седлания коня говорит о важности предстоящего дела, о большой опасности, которая нависла над Родиной, о силе противника, с которым предстоит богатырю сразиться, свидетельствует о ясном осознании богатырем важности выполняемой им работы: Илья Муромец, взяв самую лучшую сбрую, с необычайной тщательностью заседлывает своего коня «не для красы угожества», а «ради крепости богатырской» [27]. Остановимся еще на «запевах» и «исходах» былин. Как мы уже отмечали, былины, как правило, открываются «зачинами» и заканчиваются развязкой. Однако в некоторых былинах зачину предшествует «запев», а за развязкой следует «исход». Эти былинные «запевы» и «исходы» иногда напоминают сказочные «присказки». Однако в большинстве случаев «запевы» и «исходы» былин существенно отличаются от сказочных «присказок» и по своему конкретному содержанию, и по выполняемым ими функциям. Поэтому нельзя согласиться с утверждением, будто былинные запевы «по своей функции соответствуют сказочным присказкам» [28]. Нет, присказки в сказках и запевы в былинах, в связи с особенностями этих жанров, выполняют совершенно различные функции. Сказочная присказка настраивает слушателя на занимательное повествование, подчеркивает вымышленность и фантастичность сказки. Назначение былинных запевов совершенно иное. Как правило, былинный запев рисует величественные картины природы, передает торжественный пафос, настраивает слушателя на восприятие чего-то важного, значительного. Очень показателен в этом отношении известный запев былины «Про соловья Будимировича», которой открывается сборник Кирши Данилова:
Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота, окиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты днепровския. (К. Данилов, с. 9)
Верно, что запевы не связаны с конкретными сюжетами былин. Но они очень тесно связаны с их пафосом, эмоциональным содержанием. Иногда запев в какой-то мере связан даже с тематическим содержанием былины. Примером может служить запев одного из вариантов былины «Добрыня и Алеша», в котором рисуется широкая картина русской природы, река Волга, называются города, расположенные на ней, и тем самым подчеркивается национальный характер содержания былины, сообщается, что излагаемые в былине события совершались на Руси. Приведем этот запев:
Отличны былинные «исходы» и по своим функциям от конечных сказочных присказок, хотя иногда в былинах можно встретить и их. Так, например, один вариант былины «Михаиле Потык», созданный под значительным влиянием поэтики сказки, заканчивается таким исходом:
Придался тут Михайлушка на царство-то, А стал-то тут Михайлушка царить-то жить А лучше-то он старого да лучше прежнего. (Гильфердинг, 1, с. 492)
Но приведенный исход не является характерным для былины ни по своему содержанию, ни по функциям. В отличие от распространенной конечной сказочной присказки, которая указывает вымышленность содержания сказки и последний раз стремится удивить слушателя — «Я там был, пиво пил; пиво-то по усу текло, да в рот не попало» [30], былинный исход нередко подчеркивает историческую достоверность изложенного. Так, например, один вариант былины «Добрыня и Алеша» заканчивается таким исходом:
Это тут Добрыня наживается, А история-речь тым кончается. (Гильфердинг, 1, с. 601)
Нередко в исходе говорится о том, что былину поют с тех давних пор, когда произошло изложенное в ней событие. Так, например, один из вариантов былины «Добрыня и Алеша», в котором события излагаются как исторически достоверные, заканчивается таким исходом:
С той поры да с того времени Стали Добрыню стариной сказать, Отнынь сказать за ево до веку. (Гильфердинг, т. 3, с. 226)
Однако самым распространенным былинным «исходом» является исход, в котором воздавалась слава русскому богатырю. Вот их примеры:
Ай потамест мы старому славу поем, Старому казаку Ильи Муромцю. (Гильфердинг, 1, с. 537)
Да тут Святогору да богатырю славу поем.
(Гильфердинг, 2, с. 312)
Тут Михаилы Потыку сыну Иванову славу поют, Синему морю на тишину, Всим добрым людям на послушанье. (Гильфердинг, 1, с. 180)
В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения.