Что отражают сюжеты наших былин конкретное событие или множество давно прошедших событий
История в произведениях фольклора
Каждое произведение фольклора является не только фактом словесного искусства, но и частью народного быта. От преданий и мифологических рассказов устное творчество перешло к сказкам и эпосу.
Каждый жанр фольклора так или иначе связан со своим временем. Очень обстоятельно и целенаправленно адресованы к прошлому былины (ста?рины), исторические песни. Они не столько воспроизводят историю, сколько отражают отношение безымянных авторов к героям и событиям.
Устное слово следует за событием мгновенно. Оно может воплотиться и в пословице, и в обстоятельном повествовании, стать основой будущей былички.
1. Какие жанры фольклора, по вашему мнению, отражают связь со временем? Приведите примеры.
2. Какие события обычно отражают былины? Где происходили эти события?
3. Какие герои прочно связаны с циклом популярных былин?
4. Почему Садко стал былинным героем? Оцените его как былинного героя.
1. Что отражают сюжеты наших былин – конкретное событие или множество давно прошедших событий?
2. Приведите примеры связи произведений фольклора с событиями истории.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», – эти пушкинские строки как нельзя лучше характеризуют былины. Корень этого слова указывает на некие реальные события, сохранившиеся в народной памяти. С течением времени эти события обрастали подробностями, в том числе мифическими. Нередко в одном былинном образе соединялось несколько реальных исторических личностей, причем, все они могли жить в разное время. Эти древние предания на протяжении веков передавались устно, записывать же их начали гораздо позднее.
Впервые былинные сюжеты были опубликованы в 1804 году в составе «Собрания древних российских стихотворений Кирши Данилова», сам же термин «былины» ввел в обиход Иван Сахаров, выпустивший в 1839 году сборник «Песни русского народа». Народное название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Старины, древние сказители изначально исполняли под гусли, с течением веков эта традиция была забыта, но сама манера исполнения осталась прежней, песенной.
После публикации первых сборников были организованы этнографические экспедиции, собрано несколько сотен былинных сюжетов. Стараниями известного славянофила П.В. Киреевского (1808 – 1856 гг.), появились записи около ста текстов, собранных в Поволжье, на Урале, в Сибири, в северных и центральных губерниях России.
Больше всего исследователей потрясло то, что живая традиция передачи былин из уст в уста никуда не исчезла, она сохранялась в народе вплоть до позапрошлого века. Причем, первоначально сказителей древних текстов удалось обнаружить не в сибирской глуши, а в Олонецкой губернии, неподалеку от Санкт-Перербурга. Открытие это было сделано собирателем фольклора П.Н. Рыбниковым (1832 – 1885 гг.), Вот как он описывал исполнение былинных текстов: «… меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением…»
Более 200 былин вышло в четырехтомнике «Песен, собранных П.Н. Рыбниковым»,
318 опубликовал известный исследователь и собиратель фольклора А.Ф. Гильфердинг.
В самых удаленных уголках России были найдены сотни сказителей, сделаны уникальные записи. Профессор Ф.М. Селиванов к 1980 году насчитывал уже около 3000 текстов, отражающих 80 былинных сюжетов.
О чем же в них рассказывалось? Прежде всего, о героических подвигах и славных событиях прошлых времен. Богатырский эпос рисует нам собирательный образ могучего защитника Земли Русской. Недюжинная физическая сила и воинская доблесть сочетаются в нем с добрым нравом, честностью, справедливостью. Именно такими народ видел своих богатырей-защитников. До сих пор мы говорим: богатырский сон, богатырский голос, богатырская сила, богатырская поступь, подразумевая что-то мощное и внушительное.
Главное, что сохранил для потомков древний фольклор: богатыри вобрали в себя все самые значимые черты русского народа.
Но насколько реальны события, описываемые в былинах?
Довольно долго существовали две крайние версии. Сторонники первой (Миллер, Марте и др.) утверждали, что былинные сюжеты, да и сами богатыри – миф. П.А. Бессонов и его последователи доказывали обратное. Есть и третья точка зрения: былинные сюжеты вобрали в себя как реальные образы, так и мифические события. Таким образом, в сказаниях о богатырях миф хоть и присутствует, но является отражением действительности.
Существует два былинных цикла – киевский и новгородский. Первый связывают со временем князя Владимира (960 – 1015 гг.), образ которого вобрал в себя и черты Владимира Мономаха (1053 – 1125 гг.). Богатыри киевских старин – всем известные Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, а также Ставр Годинович, Михайло Потык, Чурило Пленкович и другие, герои новгородского цикла – Садко и Василий Буслаев.
В древнерусском фольклоре богатыри действуют на протяжении длительного времени. Некоторые образы восходят к древнейшей эпохе – это старшие богатыри-великаны Святогор и Вольга, на смену которым приходят «младшие» витязи.
Но в этом эпосе времена причудливым образом переплетаются, что позволяет древнему гиганту Святогору встретиться с Ильей Муромцем, которого многие исследователи считают реальной личностью. Точно так же богатырская троица, изображенная на знаменитой картине Васнецова, в реальности никогда не собиралась вся вместе. Народная фантазия сделала их современниками князя Владимира, в действительности же они совершали свои ратные подвиги в период с 10 по 12 века. Вошли в богатырский эпос и более поздние события – вплоть до 16 и даже 19 века (именно из этого столетия в былины попали калоши).
Былинных сюжетов, как мы помним, сохранилось множество. Наиболее известны из них следующие: Илья Муромец и Соловей Разбойник, Илья Муромец и Святогор, Садко, Исцеление Ильи Муромца, Добрыня и Змей, Алеша Попович и Тугарин Змеевич, Вольга и Микула Селянинович, Волх Всеславьевич, Ставр Годинович, Богатыри на Соколе-корабле, Иван – гостиный сын и многие другие.
Современному слушателю вначале бывает довольно непросто воспринимать былинные тексты, уж очень они необычны – в них нет привычной для песенной культуры рифмы, встречается много устаревших, а то и вовсе непонятных слов. Но вслушиваясь в древние напевы, начинаешь понимать, насколько красив, музыкален и поэтичен былинный слог. Кстати, одну из его особенностей – частые повторы – использовал в своих сказках А.С. Пушкин, которые вот уже почти два века с удовольствием читают и дети, и взрослые. В былинах же сохранена глубинная музыкальная основа древнеславянской речи, их напевность и внутренний ритм включают в слушателе особые состояния, позволяющие ему всем существом погрузиться в повествование о славных деяниях наших древних Предков.
Что отражают сюжеты наших былин конкретное событие или множество давно прошедших событий
1. Прочитайте сказку до конца и подумайте, удавалось ли калошам счастья действительно принести радость своим временным хозяевам? Каким образом автор решает этот вопрос? Попробуйте обосновать своё суждение.
2. Как вы поняли название «Калоши счастья» до и после прочтения сказки?
1. Какой смысл вложил Андерсен во фразу: «Всю дорогу он вспоминал пережитые им ужасы и от всего сердца благословлял счастливую действительность и свой век…»?
2. Вообразите себя хозяином калош счастья и пофантазируйте по поводу своего собственного перемещения во времени.
Фёдор Иванович Тютчев
Стихотворение «Цицерон» создано Тютчевым в 1830 году в связи с событиями Июльской революции во Франции. Впервые напечатано в 1831 году. Строка «Я поздно встал…» – перефразировка начала одного из текстов Цицерона.
1. Какую мысль развивает автор, говоря о своей судьбе?
2. К каким событиям можно отнести строки стихотворения читателю, который прочитал их сегодня?
Как вы относитесь к главному суждению автора? Согласны ли вы с ним?
Историческая песня. Народный театр.
История в произведениях фольклора
Каждое произведение фольклора является не только фактом словесного искусства, но и частью народного быта. От преданий и мифологических рассказов устное творчество перешло к сказкам и эпосу.
Каждый жанр фольклора так или иначе связан со своим временем. Очень обстоятельно и целенаправленно адресованы к прошлому былины (ста́рины), исторические песни. Они не столько воспроизводят историю, сколько отражают отношение безымянных авторов к героям и событиям.
Устное слово следует за событием мгновенно. Оно может воплотиться и в пословице, и в обстоятельном повествовании, стать основой будущей былички.
1. Какие жанры фольклора, по вашему мнению, отражают связь со временем? Приведите примеры.
2. Какие события обычно отражают былины? Где происходили эти события?
3. Какие герои прочно связаны с циклом популярных былин?
4. Почему Садко стал былинным героем? Оцените его как былинного героя.
1. Что отражают сюжеты наших былин – конкретное событие или множество давно прошедших событий?
2. Приведите примеры связи произведений фольклора с событиями истории.
Народная историческая песня
Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего, – былины и баллады. Былина передаёт впечатления и воспоминания народа о далёком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям истории. Основные темы – крестьянские восстания и покорение Сибири, штурм Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года… Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачёв, Степан Разин, Пётр I, Екатерина II, Наполеон…
Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились; наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV века. Позже художественное внимание народа всё чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Сложился и целый свод наиболее популярных сюжетов: поход на мятежный город, суд царя над разбойником, история великой битвы, взятие крепости, плавание в дальние страны и т. д. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, героями которой были реальные исторические личности.
Капитоли́йская высота́ – один из семи холмов, на которых расположен Рим.
Название книги
Литература. 8 класс. Часть 1
Курдюмова Тамара Федоровна
Леонов Сергей Александрович
Марьина Ольга Борисовна
Патрик Т. Л.
Колокольцев Евгений Николаевич
Фольклор
Историческая песня. Народный театр.
История в произведениях фольклора
Каждое произведение фольклора является не только фактом словесного искусства, но и частью народного быта. От преданий и мифологических рассказов устное творчество перешло к сказкам и эпосу.
Каждый жанр фольклора так или иначе связан со своим временем. Очень обстоятельно и целенаправленно адресованы к прошлому былины (ста́рины), исторические песни. Они не столько воспроизводят историю, сколько отражают отношение безымянных авторов к героям и событиям.
Устное слово следует за событием мгновенно. Оно может воплотиться и в пословице, и в обстоятельном повествовании, стать основой будущей былички.
1. Какие жанры фольклора, по вашему мнению, отражают связь со временем? Приведите примеры.
2. Какие события обычно отражают былины? Где происходили эти события?
3. Какие герои прочно связаны с циклом популярных былин?
4. Почему Садко стал былинным героем? Оцените его как былинного героя.
1. Что отражают сюжеты наших былин – конкретное событие или множество давно прошедших событий?
2. Приведите примеры связи произведений фольклора с событиями истории.
Народная историческая песня
Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего, – былины и баллады. Былина передаёт впечатления и воспоминания народа о далёком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям истории. Основные темы – крестьянские восстания и покорение Сибири, штурм Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года… Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачёв, Степан Разин, Пётр I, Екатерина II, Наполеон…
Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились; наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV века. Позже художественное внимание народа всё чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Сложился и целый свод наиболее популярных сюжетов: поход на мятежный город, суд царя над разбойником, история великой битвы, взятие крепости, плавание в дальние страны и т. д. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, героями которой были реальные исторические личности.
Если мы обратимся к песням о Петре I, то заметим их любопытную особенность: царь Пётр как главное действующее лицо в них почти не появляется, и всё же действие сосредоточивается вокруг него.
Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Пётр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.
Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?
1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?
2. Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближённым?
Петра I узнают в шведском городе
О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чём вы видите особенности изображения царя?
1. Какие художественные средства используются в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?
2. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую художественную роль оно играет? Какие художественные приёмы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний «чистое серебро», «красное золото»?
3. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Петру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?
1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней увидели? В чём отличия былинного героя от героев исторической песни?
2. Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?
3. Приготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
Драматические игры и представления были непременной частью народных празднеств. Их можно было увидеть и на деревенских посиделках, и в ярмарочных балаганах, и в духовных училищах, и в солдатских и фабричных казармах. Воздействие этих представлений было сильным.
Самые известные народные пьесы были созданы в XVIII веке. В основу сюжета многих из них легли лубочные картинки, которые в те времена были очень популярны у простого народа. Продавцы лубочных книжек и картинок, которые назывались офени, проникали в самые отдалённые места России.
Вот что записал поэт В. Я. Брюсов в своём дневнике о представлении народной драмы «Царь Максимилиан» в канун 1900 года в исполнении рабочих фабрики Полякова: «Те места, которые уцелели с давнего времени, прекрасны. Наивность и торжествующая условность производят сильнейшее впечатление; „за сердце хватает“ (как говорили прежде) при сцене, когда окованный „непокорный сын Адольф“ поёт»:
С интересом смотрели зрители сатирические пьесы. Такие, как знакомая вам пьеска «Барин», а также «Мнимый барин», «Пахомушка» и многие другие.
Разбойничьи драмы «Лодка», «Фра-дьявол», «Могила Марии», «Шайка разбойников» и другие были особенно ценимы зрителем за атмосферу романтической вольницы.
«Лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве», как писал В. Г. Белинский, определял характер многочисленных комических пьес. Представьте себе, например, сценку, которая называется «Барин в ресторане». В ней разорившийся барин, узнав цены на блюда и напитки, надменно заказывает стакан холодной воды.
Такие забавные сценки часто вводились в большие пьесы. В пьесы также включались и песни, которые исполнялись героями или хором, который сопровождал и объяснял происходящие события. В представления часто широко привлекались зрители.
Более всего таких представлений устраивалось на Святки и Масленицу. На Святки, как свидетельствует словарь В. Даля, «славят Христа, ходят с вертепами и со звездой, гадают». Вертеп – небольшой ящик, который разделён на два (реже три) этажа, где разыгрывались кукольные представления. События, связанные с рождением Христа, разыгрывались на верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом – на нижнем. Верхний этаж обычно оклеивался голубой бумагой, в центре изображались ясли с младенцем в окружении Марии, Иосифа, ягнёнка, коровы, лошади. Над яслями прикреплялась или рисовалась звезда. Нижний этаж оклеивали яркой цветной бумагой, там помещался трон Ирода, и по бокам имелись двери, в которые входили и выходили куклы. Куклы были деревянные, примерно в 15–20 сантиметров высотой. Они были пышно одеты и передвигались на стержнях, которые перемещались по прорезям в полу этого игрушечного домика. Кукольник говорил за всех персонажей. Часто рядом были хор и музыканты.
На святочных праздничных вечеринках главным развлечением было переряживание. Ряженые изображали цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, солдат, скоморохов с медведем, нищих и т. п. Более всего любили изображать медведя, для чего кто-нибудь из парней надевал на себя перевёрнутую мехом вверх шубу и в таком виде показывал, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, и разные другие сценки. Также любили изображать журавля, для чего обычно парень набрасывал на себя вывороченную шубу, а в один из рукавов продевал палку с крючком на конце. Этим клювом «журавль» бил присутствующих девушек, а те старались откупиться орехами, конфетами, бросая их на землю. Пьесы обычно исполнялись или на специальном помосте в балагане, или рядом с ним, иногда просто в избе.
Для пьес народного театра характерно соединение трагических сцен со сценами комическими. Вы сможете увидеть такое сочетание и в народной драме «Как француз Москву брал». Исследователи считают, что эта драма является переработкой патриотической пьесы неизвестного автора «Смерть князя Потёмкина из Смоленска, случившаяся в 1812 году, когда французы вторглись в Россию», которая широко исполнялась в Болгарии в период борьбы за освобождение (1877–1878), когда её могли там увидеть, запомнить и перенять русские солдаты.
Литература. 8 класс. Часть 1 читать книгу онлайн
При ярком свете фонаря советник отчётливо увидел большой дом, стоявший прямо перед ним. Он узнал и этот дом, и все соседние, узнал и Восточную улицу. Сам он лежал на тротуаре, упираясь ногами в чьи-то ворота, а рядом сидел ночной сторож, спавший крепким сном.
– Господи! Значит, я заснул прямо на улице, вот тебе и на! – сказал советник. – Да, вот и Восточная улица… Как здесь светло и красиво! Но кто бы мог подумать, что один стакан пунша подействует на меня так сильно!
Спустя две минуты советник уже ехал на извозчике в Христианову гавань. Всю дорогу он вспоминал пережитые им ужасы и от всего сердца благословлял счастливую действительность и свой век, который, несмотря на все его пороки и недостатки, всё-таки был лучше того, в котором ему только что довелось побывать. И надо сказать, что на этот раз советник юстиции мыслил вполне разумно.
1. Прочитайте сказку до конца и подумайте, удавалось ли калошам счастья действительно принести радость своим временным хозяевам? Каким образом автор решает этот вопрос? Попробуйте обосновать своё суждение.
2. Как вы поняли название «Калоши счастья» до и после прочтения сказки?
1. Какой смысл вложил Андерсен во фразу: «Всю дорогу он вспоминал пережитые им ужасы и от всего сердца благословлял счастливую действительность и свой век…»?
2. Вообразите себя хозяином калош счастья и пофантазируйте по поводу своего собственного перемещения во времени.
Фёдор Иванович Тютчев
Стихотворение «Цицерон» создано Тютчевым в 1830 году в связи с событиями Июльской революции во Франции. Впервые напечатано в 1831 году. Строка «Я поздно встал…» – перефразировка начала одного из текстов Цицерона.
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так! но прощаясь с римской славой
С Капитолийской высоты[11]
Во всём величье видел ты
Закат звезды её кровавой.
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
1. Какую мысль развивает автор, говоря о своей судьбе?
2. К каким событиям можно отнести строки стихотворения читателю, который прочитал их сегодня?
Как вы относитесь к главному суждению автора? Согласны ли вы с ним?
Историческая песня. Народный театр.
История в произведениях фольклора
Каждое произведение фольклора является не только фактом словесного искусства, но и частью народного быта. От преданий и мифологических рассказов устное творчество перешло к сказкам и эпосу.
Каждый жанр фольклора так или иначе связан со своим временем. Очень обстоятельно и целенаправленно адресованы к прошлому былины (ста́рины), исторические песни. Они не столько воспроизводят историю, сколько отражают отношение безымянных авторов к героям и событиям.
Устное слово следует за событием мгновенно. Оно может воплотиться и в пословице, и в обстоятельном повествовании, стать основой будущей былички.
1. Какие жанры фольклора, по вашему мнению, отражают связь со временем? Приведите примеры.
2. Какие события обычно отражают былины? Где происходили эти события?
3. Какие герои прочно связаны с циклом популярных былин?
4. Почему Садко стал былинным героем? Оцените его как былинного героя.
1. Что отражают сюжеты наших былин – конкретное событие или множество давно прошедших событий?
2. Приведите примеры связи произведений фольклора с событиями истории.
Народная историческая песня
Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего, – былины и баллады. Былина передаёт впечатления и воспоминания народа о далёком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям истории. Основные темы – крестьянские восстания и покорение Сибири, штурм Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года… Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачёв, Степан Разин, Пётр I, Екатерина II, Наполеон…
Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились; наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV века. Позже художественное внимание народа всё чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Сложился и целый свод наиболее популярных сюжетов: поход на мятежный город, суд царя над разбойником, история великой битвы, взятие крепости, плавание в дальние страны и т. д. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, героями которой были реальные исторические личности.
Если мы обратимся к песням о Петре I, то заметим их любопытную особенность: царь Пётр как главное действующее лицо в них почти не появляется, и всё же действие сосредоточивается вокруг него.
Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Пётр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.
Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Лишь из глаз горючи́ слезы́.
Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички[13]!
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному».
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное[14],
Не много, не мало – сорок тысяч».
Возговорит тут православный царь:
«Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?»
Возговорит добрый молодец:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашёл я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили[15],
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами[16].
Тут-то я её отбил у них».
Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?
1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?