Что отражают общие функции управления

Discovered

О финансах и не только…

Что отражают общие функции управления

Функции управления

Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».

Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

Функции управления — специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.

По виду и направленности деятельности различают общие и конкретные функции управления.

Что отражают общие функции управленияФункции управления

Общие функции управления

Общие (основные) функции управления:

Функция планирования состоит в определении целей организации и выработке мер по их достижению. Это действия, с помощью которых руководство придает единое направление усилиям всех членов организации.

Функция организации деятельности состоит в создании структуры управления предприятием, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, подборе людей для конкретной работы, наделении их полномочиями и ответственностью. Это единственная функция, обеспечивающая взаимосвязь и повышающая эффективность всех других функций управления.

Функция координирования направлена на достижение согласованности и гармоничности в совместной деятельности всех элементов (направлений деятельности, подразделений, служб, отделов, подсистем) предприятия. Функцию координирования совместной деятельности можно назвать «настройкой системы».

Функция регулирования обеспечивает выполнение текущих мероприятий, связанных с устранением отклонений от заданного режима работы организационной системы. Применяется в процессе оперативного управления совместной деятельностью людей путем диспетчеризации на основе контроля и анализа этой деятельности.

Функция мотивации состоит в побуждении персонала к эффективной добросовестной деятельности для достижения целей организации. Направлена на определение потребностей персонала, разработку систем вознаграждения за выполненную работу, использование различных систем оплаты труда.

Функция контроля состоит в наблюдении за происходящими процессами в управляемом объекте, сопоставлении реально достигаемых результатов с запланированными, выявлении отклонений. Наиболее тесно связана с функцией планирования, поскольку контролирует движение организации к поставленным целям.

Функция учета деятельности реализуется для получения всесторонней информации о состоянии деятельности (производственной, коммерческой, финансовой и др.). Состоит в измерении, регистрации и группировке данных, характеризующих объект управления. Различают учет бухгалтерский, оперативный и статистический.

Функция анализа деятельности состоит в комплексном изучении деятельности предприятия с помощью аналитических и экономико-математических методов в целях объективной ее оценки, определения узких мест в развитии организации и возможных путей улучшения сложившегося положения. Важная задача анализа — установить степень выживаемости фирмы, ее способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим факторам.

Функция принятия решений. Решение — это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения должностных обязанностей. С помощью управленческих решений реализуются все перечисленные функции управления.

Конкретные функции управления

Под конкретными (специфическими) функциями управления понимают результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на все производство, а на его определенные стороны или части.

Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).

Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль, анализ и т.д.

Таблица. Содержание специальных функций управления

Название специальной функции

Источник

Общие функции управления

Что отражают общие функции управления Что отражают общие функции управления Что отражают общие функции управления Что отражают общие функции управления

Что отражают общие функции управления

Состав общих функций управления не зави­сит от объекта управления, эти функции выполняются по отно­шению ко всем объектам управления. Разные авторы выделяют свои перечни общих функций управления.

Тем не менее можно упорядочить существующие различия в их классификациях:

1) выделяется или нет координация как самостоятельная Функция управления;

2) выделяются или нет связующие процессы (процесс приня­тия решений и коммуникаций) или они выступают как процессы Реализации функций управления;

3) выделяется или нет руководство (лидерство) как самостоя­тельная деятельность;

4) называют разное число категорий, в которое «собираются» функции управления.

Что отражают общие функции управления

Рис. 5.40. Взаимосвязь общих функций управления [79]

Интересный, но не совсем оправданный подход к выделению функций управления предложен американскими учеными в об­ласти управления Г. Кунцом и С. О’Доннелом [89]. Они рассмат­ривают функции управления как функции управляющего, хотя во многом содержание функций совпадает с ранее рассматривае­мыми классификациями. Функции управления как таковые от­личаются от функций управляющего. Представление о функциях управления как функциях управляющего — это один из самых ранних подходов к их классификации. Авторы выделили функ­ции: планирование, организацию, работу с кадрами, руководство и лидерство, контроль.

В учебнике «Основы менеджмента» под редакцией А. А. Радугина к основным «отечественным» функциям авторы относят [89]:

1) целеполагание (на наш взгляд, выделение целеполагания как отдельной функции не совсем оправдано, так как любая дея­тельность предполагает постановку целей управления и поэтому сложно обособить этот вид деятельности в рамках конкретного подразделения);

3) регулирование (на наш взгляд, это часть функции конт­роля);

4) активизацию (представлена несколько уже, чем мотива­ция);

Иное представление общих функций управления дано О. С. Виханским [28], рассматривающим процесс управления как функцию администрирования, выделенную еще А. Файолем, и последовательно, поэтапно реализующуюся по отношению к объекту управления. Если раньше эта функция была определена как предвидение, руководство, координирование и контролиро­вание, то в настоящее время она состоит из следующей логичес­кой цепочки:

— разработка стратегии (составная часть планирования);

— проектирование работы (понимается близко к функции ор­ганизации);

— мотивирование к работе;

— учет и оценка работы (составная часть контроля);

— обратная связь (составная часть контроля).

Таким образом, при анализе функций количество выделяе­мых самостоятельных категорий может быть ограничено.

Интересная и оригинальная классификация дана у А. К. Казан­цева [85]. Авторы выделяют три группы функций менеджмента:

2) социально-психологические функции;

3) технологические функции.

Общие функции отражают основные стадии процесса управ­ления деятельностью организации. Это формирование целей (все функции формируют цели, и этот процесс неразрывно связан с осуществлением функции управления); планирование; организа­ция; контроль.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллек­тиве (формируют поведенческие аспекты реализации общих функций). К ним относят делегирование и мотивацию.

Что отражают общие функции управления

По нашему мнению, наиболее оптимальным является отнесе­ние к социально-психологическим функциям функции мотива­ции, делегирование же является частью функции организации.

Технологические функции менеджмента — виды деятельнос­ти, составляющие содержание технологии труда менеджера;

Эти процессы многими авторами выделяются как связующие [23, 76, 79] или представлены как реализующие технологию мене­джмента.

Можно выделить следующие особенности общих функций управления:

1. Общие функции управления всегда применяются ком­плексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи нельзя говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления, так как в разных ситуациях различ­ные его функции могут приобретать доминирующий характер;

2. Общие функции управления не зависят от его объекта, так как :

во-первых, они применимы к любым социально-экономи­ческим процессам или системам. Так, вполне правомерно гово­рить о контроле эксперимента, регулировании уличного движе­ния, учете денежного обращения и т.д.;

во-вторых, функции управления применимы и к самим функциям управления как специализированным видам деятель­ности. Имеет место, например, понятие организации контроля производственной деятельности, планирования учета товарных запасов и т. д. В этом случае первое понятие характеризует целе- полагание, системообразование, второе — содержательный ха­рактер деятельности. Организация контроля предполагает прежде всего, что контроль должен иметь определенные органи­зационные формы, характеризоваться конкретными структур­ными формами;

в-третьих, функции управления применимы и к самому про­цессу управления (процесс управления может рассматриваться как процесс реализации функций управления и как процесс реа­лизации управленческого решения), и к системе управления. Так, например, организация управления предполагает формирование вполне определенных организационных форм управления и как процесса, и как системы, разработку структурных элементов с закрепленными правами и ответственностью органов управле­ния, исследование и обеспечение свойств целостности, органич­ности, связности и т. д.;

3) между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций уп­равления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем во многих практических случаях понимание функций управления как неко­торых «технологических переделов» управленческой деятельнос­ти чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из функций требует формирования определенных профессиональных качеств руководителя. Так, профессиональное владение функцией конт­роля требует несколько иных качеств от руководителя, чем орга­низаторская деятельность.;

4) в структуре деятельности руководителей различных уров­ней функции управления имеют различный удельный вес (опре­деляется экспертным путем).

С учетом перечисленных особенностей можно выделить как наиболее обоснованную классификацию, данную М. Месконом [76]. В этой книге принят подход, основанный на объединении существенных видов деятельности в небольшое число категорий, которые сейчас общепринято считать применимыми ко всем ор­ганизациям. Авторы полагают, что процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Они также считают, что эти первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений, а Руководство (лидерство) они рассматривают как самостоятель­ную деятельность. Четыре функции управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют две общие характе­ристики: все они требуют принятия решений и для всех необхо­дима коммуникация. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений, называют связующими процессами.

Планирование — это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структур, ных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.

Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосред­ственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их вы­полняющих.

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к дея­тельности для достижения личных целей и/или целей органи­зации.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организа­цией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректиру­ющих мер.

Источник

Общие функции менеджмента и их особенности

Определение и классификация общих функций менеджмента

Общие функции управления – это деятельность в сфере управления, либо виды управленческой деятельности, благодаря которым управляющая подсистема может воздействовать на управляемые подсистемы с целью достижения определенных результатов.

В функциях управления отражаются такие элементы, как содержание управленческого процесса, виды управленческой деятельности, а также суммарное число обязанностей управляющих подсистем (субъектов управления).

В качестве конечного результата управления выступает выработка управленческих воздействий, среди которых приказы и команды, направленные на достижение поставленных целей.

Каждая отдельная функция менеджмента представляет собой область работы конкретного процесса управления. За счет управленческих функций обеспечивается управление организацией, определяется структура и закрепляется горизонтальное и вертикальное распределение обязанностей, ответственности и прав. Благодаря функциям управления становится возможным совершенствование управленческого процесса, что отражено на рисунке, представленном ниже:
Что отражают общие функции управления
В число общих функций менеджмента принято относить такие категории, как:

Данные функции принято реализовывать на всех управленческих уровнях (нижний, средний и высший), а также во всех сферах деятельности предприятия. Сущность этих функций, а также сложность реализации управления на каждом уровне определена конкретными списками задач, а также их объемом и спецификой.

В качестве свойств общих функций менеджмента можно выделить полноту содержания, устойчивость структуры, системность и универсальность использования в различных областях деятельности. Важнейшей особенностью этих элементов является то, что каждая общая функция менеджмента выступает в качестве отдельного процесса управления по разработке методов активации, а также средств воздействия на персонал и его работу с целью достижения общих результатов социально-экономических систем.

В общих функциях отражены основные стадии управленческого процесса в деятельности организации.

Особенности и характеристика общих функций управления

Так, представляется уместным выделение следующих особенностей общих функций управления:

Планирование – это целенаправленный процесс, который состоит из трех этапов: постановка целей, формирование миссии, а также, составление на этой основе планов (текущих, среднесрочных и стратегических).

Планирование – это совокупность действий, которые предпринимаются с целью оптимального достижения организацией собственных целей. Осуществление стратегического плана охватывает политику и тактику фирмы.

Фактически, в каждом плане должно отражаться три вопроса: что предпринимать? Как предпринимать? Кто будет это реализовывать?

Для того, чтобы связать между собой текущие, среднесрочные и стратегические планы необходимо вырабатывать политику фирмы, которая является общим руководством для принятия решений и деятельности, которая облегчает процесс достижения целей.

Политика включает в себе разработку правил с последующим их соблюдением. Правила позволяют точно определять порядок действий в конкретных ситуациях.

Организация – это процесс работы, либо вида деятельности, осуществляемых с целью достижения поставленных планов.

В процессе организации важно учитывать наличие ответственности и полномочий, совместно с возможностью их последующего делегирования.

Полномочиями является право менеджера на использование определенных ресурсов предприятия, совместно с направлением усилий некоторых ее работников на реализацию определенных задач.

Ответственность – это обязательство выполнения поставленных задач, а также несение наказания за неправильное их решение.

Делегирование предполагает передачу собственных полномочий лицам, которые принимают на себя ответственность за реализацию некоторых задач. Полномочия делегируются не конкретному человеку, а должности. Однако в практической деятельности, некоторые руководители не хотят делегировать собственные полномочия полагая, что только они могут выполнить свою работу хорошо, либо не доверяя своим работникам, либо боясь рисков.

Выстраивание организации является важным аспектом организационной деятельности, что предполагает создание управленческого звена, который в максимальной степени будет соответствовать стратегическим планам компании, а также сможет обеспечивать ее эффективное взаимодействие с окружающей средой и достигать намеченных целей.

Процесс построения организации предполагает разделение управленческого труда на общий, частный и единичный. Для общего разделения управленческого труда предполагается его распределение между подразделениями, сферами и крупными отраслями общественного производства.

Всю работу на предприятии выполняют работники, исходя из чего, значимым аспектом в функциях организации является распределение того, кто из работников должен отвечать за конкретные виды задач, которые существуют в рамках организации, совместно с реализацией функций управления.

Руководитель занимается подбором людей, которые будут выполнять конкретные обязанности, делегируя конкретным людям полномочия и задания, либо права на использование ресурсов предприятия. Люди, которым были делегированы полномочия принимают на себя ответственность за успешность выполнения собственных обязанностей. Действуя таким образом, эти люди дают согласие на то, чтобы быть подчиненными в отношениях с руководителем.

Делегирование является средством, благодаря которому руководитель может осуществлять выполнение работы благодаря другим лицам.

Координация выступает в качестве процесса согласования воздействия внешней и внутренней среды с порядком выполнения поставленных задач. Важнейшей целью координации является достижение согласованности между всеми звеньями организации в работе, что возможно благодаря установлению рациональной коммуникации (связей) между ними.

У этих связей могут быть определенные особенности, поскольку они зависят от координируемых процессов. Исходя из этого, для того, чтобы выполнить эти функции, возможно использование определенных документальных источников (докладных, отчетов, аналитических материалов), а также результатов обсуждения возникающих проблем на собраниях и совещаниях, в процессе диалога.

В этом процессе важное значение отводится техническим средствам связи, которые способствуют быстрому реагированию на отклонения в нормальном процессе работы на предприятии.

Благодаря этим, и иным формам связи происходит установление взаимодействия между организационными подсистемами, а также обеспечивается согласование и единство всех стадий управленческого процесса (организации, планирования, контроля и мотивации), маневрирование ресурсами.

Мотивация – это процесс побуждения других и себя к выполнению действий, необходимых для достижения целей организации. Процесс мотивации нуждается в четком представлении о потребностях и о вознаграждении.

В этом смысле, в качестве потребности выступает физическое или психологические ощущение человеком нехватки чего-либо, а в качестве вознаграждения – все объекты, которые человек считает для себя ценными.

Разработка системы мотивации работников должна проводиться менеджером в соответствии с пониманием конкретных потребностей своих подчиненных.

Контроль – это процесс измерения полученных результатов и обеспечения сбора информации, совместно с определением качества выполняемой работы.

Контроль за выполнением определенных действий начинается на этапе момента постановки целей и формулирования перед исполнителями задач. Контроль включает в себя сопоставление достигнутых результатов с намеченными целями, а также выполнение необходимых корректировок в тех случаях, если результатов не удалось достигнуть.

Планы и программы сами по себе выступают в качестве отражения желаемой ситуации, однако в процессе ее достижения в окружающей среде, и в самой системе управления происходят изменения, которые могли не быть запланированными в процессе формирования программ и планов.

В ситуации изменения законов, трансформации системы ценностей, создания новых технологий, для того, чтобы адекватным образом реагировать на эти изменения, предприятию необходимы механизмы оценки влияния этих перемен на объекты управления. Именно этот механизм и принято называть контролем.

Источник

Функции управления

Что такое функции управления

Функции управления — тип управленческой деятельности, реализуемой с помощью специальных приемов и методик, а также соответствующую организацию работ.

Функции управления являются сферами действия определенного процесса управления. Система управления конкретным объектом или типом деятельности состоит из функций, которые объединяет управленческий цикл.

Разные школы менеджмента определяют следующие классификации функций управления:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В процессе управленческой деятельности субъект и объект управления взаимодействуют. В итоге планы менеджера реализуются. Функции управления включают в состав выработку и реализацию решений, которые характеризуются универсальными шагами, выполняемыми в определенном порядке. Управленческая деятельность обладает особенностями, что объясняет присутствие в системе менеджера, обладающего профессиональной подготовкой и правом руководить сотрудниками.

В рамках российской экономики функции менеджмента обладают рядом особенностей. Важной характеристикой такого управления является высокая степень адаптивности к изменяемым внешним и внутренним совокупностям параметров среды.

Благодаря функциям управления, производственно-хозяйственные системы адаптируются под новые и регулярно меняющиеся государственные регуляторы, рыночные условия, характерные для хозяйственных и социальных сфер деятельности.

Характеристики функций

С помощью управленческого функционала осуществляется руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности предприятия.

Функции управления характеризуются следующими параметрами:

Основные виды

Функции управления обеспечивают эффективную деятельность предприятия. В зависимости от специфики применения и целевого назначения функционал можно классифицировать на несколько основных разновидностей:

Организация и нормирование

Данный тип управленческой деятельности обеспечивает упорядоченный процесс управления в целом. Организация определяет наличие определенного органа управления и структурных подразделений с должным уровнем компетенции.

Организационное взаимодействие является формальными отношениями между компонентами системы менеджмента. Организация состоит из группы лиц, объединенных общей целью и направляющих на ее достижение все ресурсы.

Организация состоит из нескольких этапов:

Обязанности распределяют несколькими способами:

Функция нормирования включает научно обоснованные расчетные величины, которые при разработке определяют качество и количество элементов, эксплуатируемых в процессе управления и производства. Нормирование реализуется с помощью регламентов, сформированных на этапе создания системы.

Планирование

На данном этапе разрабатывают системы мер, с помощью которых достигают определенные цели. На этапе планирования решаются следующие вопросы:

Микро-планирование включает бизнес-планы, краткосрочные программы, определяемые плановыми показателями.

Планирование на макроуровне является главной формой государственного регулирования объектов управления. Цикл планирования состоит из следующих компонентов:

Планирование, как функция управления, реализуется в процессе взаимодействия с другими функциями. Принципы планирования:

Координация

Данный тип функции управления представляет собой деятельность, обеспечивающую взаимосвязь и слаженность субъектов, объектов и процессов труда во времени и пространстве. Координация деятельности заключается в следующих понятиях:

С помощью координации формируются предпосылки для пропорциональной и безостановочной работы системы правления. Этому способствуют прочные связи, объединяющие подразделения предприятия и исполнителей. Чем крупнее организация, тем больше определенных усилий требуется от руководителей, чтобы достигнуть оптимального уровня координации.

Мотивация

Мотивация непосредственно определяет причину поведения сотрудников предприятия. В этом заключается ее основная роль.

Задачами мотивации являются:

Нормативная мотивация побуждает работников вести себя определенным образом, оказывая идейно-психологическое воздействие. К таким формам относят:

Принудительной мотивацией называют воздействие на сотрудников предприятия, которое предполагает применение власти и угроз снижения степени удовлетворения потребностей работника, если он пренебрегает выполнением соответствующих требований компании. Стимулирование представляет собой такой тип воздействия на внешние обстоятельства, при котором используют блага, стимулы, побуждающие персонал к определенному поведению.

Контроль и регулирование

Регулирование формирует корректирующие и управляющие действия, с помощью которых объект управления приобретает желаемое состояния с целью выполнения поставленной на этапе планирования задачи. В понятие регулирования входят выбор, анализ, оценка методик, направленных на достижение цели предприятия. Данный тип функции управления объясняет, что конкретно требуется сделать для реализации стратегии, разработанной ранее.

Контроль — процесс сравнения фактических результатов с планируемыми показателями деятельности. Это деятельность в сфере управления, с помощью которой выявляют, исправляют, предупреждают отклонения итоговых параметров от намеченных результатов.

К возможностям контроля относят:

Особенностью контроля является исполнение роли средства обратной связи. Меры воздействия на объект принимаются своевременно. В процессе контроля изменяют планы, либо поставленные цели. К задачам контролирующей функции управления относят обеспечение обратной связи, которая существует между ожиданиями от первоначальных планов и реальными показателями деятельности предприятия. Системы контроля отличаются соотношением истинных достижений и прогнозов. При выявлении отклонений негативные последствия подлежат исправлению, а воздействие на объект усиливается с целью получения позитивных результатов.

Контролирующая функция управления подразделяется на несколько типов:

На первом этапе определяются конкретные стандарты для измерения результатов в соответствии с принятой целью. На втором шаге фактически достигнутые показатели измеряют для последующего анализа. Третий этап позволяет сравнить показатели деятельности и принятые стандарты, а также определить масштаб отклонений от нормативов.

Контролирующая функция способствует достижению следующих результатов:

Насколько эффективен контроль на предприятии, можно определить по следующим критериям:

Предназначение основных функций управления

Общий функционал управленческой деятельности характерен для предприятий любых сфер бизнеса. Особо востребованной считают функцию титрования, заключающуюся в массовом, количественном и качественном анализе показателей деятельности. В процессе ее реализации руководитель выполняет следующие действия:

Насколько эффективны будут реализованы планы в будущем, определяется организационной функцией. С ее помощью решают следующие задачи:

Стимулирование трудовой деятельности позволяет достигнуть поставленных задач и получить эффективные результаты. Мотивационная функция управления включает анализ и определение потребностей человека, выбор методов их удовлетворения, что позволяет максимально стимулировать производительность труда. Контроль деятельности выявляет возможные риски и опасности. Контролирующая функция направлена на совершенствование работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *