Что отражают личностные результаты в рабочей программе

ФГОС нового образца. Личностные результаты освоения программы основного общего образования

42. Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

42.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).

42.1.2. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

42.1.3. Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение

и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

42.1.4. Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.

42.1.5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

42.1.6. Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,

в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

42.1.7. Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

42.1.8. Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

42.2. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Источник

Рекомендуемые параметры: Личностные планируемые результаты

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Личностные планируемые результаты

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Учитывая специфику регионального компонента, в основной образовательной программе начального общего образования были добавлены и уточнены следующие личностные результаты:

сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);

уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).

Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А. Г. Асмолов).

Ниже раскрыто содержание указанных критериев.

Самоопределение включает в себя:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование включает ф ормирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования мотивов достижения и социального признания;

мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

формирование моральной самооценки;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравст­венной отзывчивости;

формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Исходя из данных направлений, обозначены критерии сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Далее были соотнесены личностные результаты с выделенными критериями. Данные результаты конкретизированы для обучающихся первого, второго, третьего и четвертого класса (таблица 1).

Таблица включается в рабочие программы учебных предметов

Личностные планируемые результаты освоения

ООП НОО по классам

Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности

1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях

1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности

1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края

1.2. Преобладание внешнего мотива

к осознанию своей этнической

и национальной принадлежности

1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа

1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа

1.2. Осознанность своей этнической

и национальной принадлежности

1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя

1.3. Демонстрация творчества

в проявлении ценностных установок

1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий

1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества

1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме

1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым

1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения

1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций

1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром

1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе

1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде

1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на

мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий

1.6. Действия согласно установленным учителем правилам

1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности

1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений

1.6. Владение начальными навыками адаптации

в динамично изменяющемся

и развивающемся мире

1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье

1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках

1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях

1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены

1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены

1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья

1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни

2.1. Осознание себя в роли первоклассника

2.1. Принятие социальной роли школьника

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося

2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности

2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней

2.2. Наличие познавательных и

социальных мотивов учебной деятельности

2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке

3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых,

в том числе педагогов

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре своего народа

3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей

3.2. Доброжелательность в отношении

к одноклассникам, членам семьи

3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

3.2. Этические чувства, доброжелательность

и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и

сопереживание чувствам других людей

3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности

3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности

3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений

о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения

3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей

3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения

3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности

3.5. Информированность о

в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума

3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих

3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности

3.6. Уважительное отношение

к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности

3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей

3.7. Освоение правил общения

в классном коллективе

3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях

3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях

3.7. Навыки сотрудничества со

и сверстниками в разных социальных ситуациях

3.8. Способность быть доброжелательным

3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение

3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы

3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

* При необходимости перечень планируемых результатов дополняется общеобразовательной организацией, если в рамках основной образовательной программы обеспечивается достижение специфических планируемых результатов, в этом случае в оценочные материалы должны быть внесены дополнения.

Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:

1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.

2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах (таблица 2).

Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы

и получат возможность для формирования, по классам

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение»

Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование»

Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация»

Количество диагностируемых личностных результатов в классе

Учитывая социальную ситуацию развития младшего школьника, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности младшего школьника в следующих социальных кругах: « Я », « Семья », « Школа », « Родной край », « Россия и мир ».

С оциальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте она определяется особенностями школьного обучения.

В этот период происходит рождение «социального Я». Формируется важное системное новообразование – «внутренняя позиция», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».

Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются семейные отношения, в качестве второго блока выделен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации ребенка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии младшего школьника и определяют его отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является ведущей в данный период. Кардинально меняется среда ребенка и его отношение к этой среде. Формирование социальной позиции школьника выступает главным возрастным новообразованием. Школьное обучение является основным видом занятий младшего школьника. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие младшего школьника зависит от того, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками.

Однако младший школьник не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство.

В таблице 3 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».

Блоки личностных планируемых результатов

Источник

Личностные и метапредметные результаты

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации
размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *