Что отражается в заголовке текста

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»

На уроке Вы узнаете:

Основные термины и понятия:

1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.

2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.

4. Заголовок – название текста.

5. Озаглавливать текст – давать название тексту.

Основная и дополнительная литература:

Часть 1. Признаки текста.

Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.

1.Текст состоит из предложений.

2. Предложения в тексте связаны между собой.

3. Текст можно озаглавить.

Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?

1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.

2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.

Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.

Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.

Посмотрим на предложения.

Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.

Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.

Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.

Теперь это хороший, красивый текст.

Часть 2. Тема и главная мысль текста.

В тексте можно определять тему и главная мысль текста.

Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:

Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.

О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.

Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?

Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.

В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.

Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.

Главная мысль текста.

У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.

Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.

Попробуем определить главную мысль текста.

Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.

Тема текста – букварь.

Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста

Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.

Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.

Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!

Что такое заголовок и как озаглавливать текст?

Заголовок – название текста.

Озаглавливать текст – это значит дать ему название.

Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.

У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.

Тема – мальчик и его собака.

Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»

Текст можно озаглавить двумя способами.

Упражнение 1.Выберите тему текста.

Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.

В) Цветы растут в поле.

Г) Жёлтые серединки.

Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.

После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.

А) Нужно помогать маме.

Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.

В) Наташа бежит домой.

Упражнение 3. Выберите заголовок:

В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!

Упражнение 4. Допишите предложения.

1. Текст – это ________________________________ _____________________

2. Тема текста – это_________________________________________________

3. Главная мысль текста- это__________________________________________

4. Заголовок – это_____________________________________________________

5. Озаглавливать текст – это______________________________________________

Источник

Читальный зал

Исследования и монографии

О словарях, «содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации»

Варианты русского литературного произношения

Динамика сюжетов в русской литературе XIX века

Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа

К истокам Руси

О языке Древней Руси

Не говори шершавым языком

Доклад МИД России «Русский язык в мире» (2003 год)

Конкурсные публикации

Что отражается в заголовке текста Что отражается в заголовке текста

Заголовок

Заголовок – это текстовый знак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение. Это, бесспорно, сильная позиция любого текста (или даже «самая сильная» [Кожина 1986, с. 3]).

Как знак заголовок проявляет семантическую и семиотическую нестабильность:

– принадлежит тексту и предназначен к функционированию вне текста (Н. А. Веселова);

– представляет текст и одновременно замыкает его;

– по своему содержанию «стремится к тексту как к пределу, а по форме – к слову» (Н. А. Фатеева);

– проспективно выполняет по отношению к целому тексту тематическую функцию (номинация), ретроспективно – рематическую (предикация) (И. Р. Гальперин);

– именует текст, отсылая к нему, и вместе с тем является семантической сверткой всего текста (С. Кржижановский) и т. д.

Эти и другие свойства заголовка реализуются при выполнении им двух функций – интертекстуальной и внутритекстовой.

Интертекстуальная функция заголовка основывается на его формально-семантической автономности, а также относительной самопонятности и обусловлена тем обстоятельством, что все художественные тексты на сегодняшний день образуют несчетно-большое множество.

Эккерман, знаменитый собеседник Гёте, вспоминает: «Если вдуматься, – сказал я, – то ведь стихотворение всегда возникает без заглавия и без заглавия остается тем, что оно есть, значит, без такового можно и обойтись.

– Обойтись без него, конечно, можно, – сказал Гёте, – древние вообще никак не называли своих стихов. Заглавие вошло в обиход в новейшие времена, и стихи древних получили названия уже много позднее. Но этот обычай обусловлен широким распространением литературы, – давать заглавия произведениям нужно для того, чтобы отличать одно от другого» [Эккерман 1981, с. 216]. Заголовок, следовательно, это шаг автора навстречу получателю, и если автор его не сделал, читатель в большинстве случаев сам озаглавливает чужой текст (типичный пример – поэтические тексты, озаглавленные по первой строке).

В своей интертекстуальной функции заголовок служит для ориентации во множестве текстов. В свою очередь, множество заголовков предназначено для употребления отдельно от своих текстов (в оглавлениях, библиотечных каталогах, библиографических указателях, различного рода справочниках, списках, объявлениях). Одни из них способствуют созданию читательской проекции текста, другие, выраженные, например, именами собственными, не являющимися «культурными символами», – нет. Поэтому заголовок с позиции получателя, незнакомого с текстом, должен быть отнесен к индексальным знакам (в число которых входит, как известно, имя собственное) – указывает на текст (референт), но не характеризует его. Для более точного указания к заголовку – имени текста – добавляют имя автора, что особенно удобно при наличии одинаковых заголовков у двух и более авторов. В этом качестве заголовок может вступать в отношения, сходные с синонимией. Существует немало текстов, озаглавленных одинаково, например, едва ли не у всех русских поэтов XIX века есть тексты с заглавием «Сон», «Возвращение» есть у Брюсова, Бальмонта, Платонова. три поэтических текста А. Белого озаглавлены одинаково – «Утро», тексты с тем же заголовком встречаются у Рубцова, Некрасова, Заболоцкого и других, у Фета две «Осени» и т.п. И если мы не знакомы с их содержанием, то у нас есть основание лишь предполагать наличие каких-то различий между подобными текстами.

«Перед» текстом заголовок в функции условного знака лишь «намекает» на содержание текста (ведь речь по большому счету пойдет не об обрыве как таковом), а в функции индексального – указывает на текст как на физическое тело (ведь получатель еще не знает о содержании текста, видя лишь совокупность графических знаков). «После» текста, когда имеется уже версия его цельности, заголовок сообщает своим преображенным значением о содержании текста и указывает также на содержание, а не на «тело» текста. Таким образом, в обоих случаях заголовок – метатекстовый знак, но с различными референтами.

Поэтому многие авторы предпочитают давать окончательные заголовки своим текстам по завершении работы над ними:

«Для меня самое трудное придумать название для написанной вещи. Почти все мои вещи, за исключением „Крушения республики Итль“ и „Седьмого спутника“, названы не мной, а близкими людьми, товарищами во время чтения. И в данном случае „Разлом“ пошел в театр без названия, а название было придумано театром. Когда я сказал, что пьеса без названия, мне предложили: там встречается слово „разлом“, дайте пьесе это название. Я согласился.» [Лавренев 1984, с. 39].

Ср. также: «Я люблю заглавие, чтобы оно было живо и в самом себе рекомендовало содержание живой повести» [Лесков 1958]. Кажется, что такая «рекомендация» возможна лишь в том случае, когда текст повести, всегда достаточно сложный и пространный, уже завершен.

В этом свете показательна история с заглавием одного рассказа А. П. Платонова. В 1945 году он написал киносценарий под названием «Семья Иванова», в котором повествуется о возвращении с войны солдата Иванова. «Идея пьесы ясна, – говорит А. П. Платонов. – Она заключается в изображении того, каким путем можно преодолеть одно из самых опасных последствий войны – разрушение семьи, где найти нравственную силу, которая сможет противостоять губительным страстям людей, и где найти источники их истинной любви. » [Платонов 1994, с. 457]. Сценарий, однако, был отвергнут. Платонов пишет на его основе рассказ «Семья Иванова», который публикует в журнале «Новый мир» (№ 10-11 за 1946 год). Сразу же за «Семьей Иванова» (с. 97-108) в этом номере «Нового мира» следует рассказ Александра Письменного «Возвращение» (с. 108-115), где, как и у Платонова, речь идет о возвращении солдата с войны и о проблемах, которые ему приходится преодолевать, чтобы вернуться к мирной жизни в своей семье. Во всех последующих изданиях, прижизненных и посмертных, «Семья Иванова» фигурирует под заглавием «Возвращение». Здесь нет плагиата и оригинальность текста не утрачена, так как семантика ВОЗВРАЩЕНИЯ мотивируется всем текстом, заимствуется только план выражения заглавия, равный форме языковой единицы (лексемы). В то же время заглавие – знак текстовый и как таковой безразличен к повтору, «поскольку у заглавий различных художественных произведений будет разная предикация» [Кожина 1986, с. 14].

Наиболее полно знаковый статус заголовка может быть определен только «после цельности», когда выяснены его связи со всем текстом. До этого заголовок – текстовый знак по преимуществу в формальном отношении (всегда стоит перед текстом) и указывает на него как на форму, содержание которой неизвестно.

Разумеется, заголовок «до» и «после» цельности – это две крайние позиции данного текстового знака. Заголовок может быть неоднократно повторен в тексте, тогда он выполняет функцию связности, сходную более всего с именами собственными. Его повторы в начале текста имеют, как правило, тематический характер, в конце – рематический.

Кроме того, повторяясь в тексте и, возможно, варьируясь в этих своих повторах, заголовок участвует в процессах не только когезии, но макросвязности и цельности. С позиции получателя он активен относительно своего текста – обозначает в читательской проекции то, что создается при его участии. Происходит как бы самоорганизация, самоописание целого текста в диалоге между заголовком и его текстом-референтом.

Подытожим сказанное на примере.

NECESSITAS, VIS, LIBERTAS

Высокая костлявая старуха с железным лицом и неподвижно-тупым взором идет большими шагами и сухою, как палка, рукою толкает перед собою другую женщину.

Женщина эта огромного росту, могучая, дебелая, с мышцами, как у Геркулеса, с крохотной головкой на бычачьей шее – и слепая – в свою очередь толкает небольшую, худенькую девочку.

У одной этой девочки зрячие глаза; она упирается, оборачивается назад, поднимает тонкие, красивые руки; ее оживленное лицо выражает нетерпенье и отвагу. Она не хочет слушаться, она не хочет идти, куда ее толкают. и все-таки должна повиноваться и идти.

Necessitas, Vis, Libertas.

Кому угодно – пусть переводит.

[Тургенев 1982, с. 149]

Грамматическая связность трех абзацев строга, проста и статична. От первого абзаца к третьему увеличивается их объем и синтаксическая сложность. Между собой они связаны простой линейной прогрессией, которую упрощенно представим так:

Относительная автономность заголовка и его обязательность для текста позволяют говорить о нулевой форме выражения заголовка в тех случаях, когда он не представлен «материально». Хотя говорить об отсутствии заголовка можно, имея под ним в виду только языковой знак. Его может и не быть, но тогда начало текста обозначено как-то иначе: пробелом, параграфемами, цифрами, другими неязыковыми знаками. Заголовок – знак верхней границы текста, которая важнее других, поэтому его не может не быть 2 (в то же время нижняя граница, конец текста, зачастую специальными знаками не обозначается).

При анализе текста с заголовком, выраженным неязыковым знаком, возникает необходимость в реконструкции вариативного (возможного) вербального аналога. В большинстве случаев это касается и поэтических текстов, озаглавленных своей первой строкой, и текстов, озаглавленных знаком какой-либо вторичной семиотической системы.

В некотором смысле получатель всегда «восстанавливает» заголовок текста – либо только в семантическом аспекте, либо в формально- семантическом, когда заголовок представлен нулевой формой знака. Процедура такого восстановления (в ее теоретическом осознании) обусловлена свойствами заголовка как текстового знака, образующего сильную позицию.

1 Последнее предложение Кому угодно – пусть переводит не входит в референтное пространство подзаголовка (см. раздел » Метатекст в тексте «).

2 На свойстве обязательности данного текстового знака основаны различные «текстовые игры»; ср., например, многочисленные тексты «Без заглавия», любопытную книгу Р. Смаллиана «Как же называется эта книга?» и следующую книгу того же автора: «Эта книга никак не называется»; «Несобранные произведения» М. Цветаевой (München, 1971), «Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты» (М.-Л., 1935) и т. п.

Источник

Что такое заголовок, каким он должен быть и для чего он нужен

В массе информации, наполнившей сайты интернета, нас, прежде всего, привлекают заголовки. Собственно, многие их только и читают.

Заголовки мелькают перед глазами, удивляют, раздражают, заставляют улыбнуться или нахмуриться, шокируют или оставляю равнодушными. А вот что такое заголовок, знают немногие. Удивлены?

А вы попробуйте объяснить, что значит это понятие. Даже в солидных академических словарях его определение смутно и малопонятно. Но для работающих с текстом в любом его виде – от небольшого пресс-релиза, до многостраничного романа – жизненно необходимо знать о заголовке все.

Ведь хороший заголовок – это половина успеха всего текста.

Заголовок, заглавие, название

Если обратиться, например, к словарю В. Даля, то становится ясно, что в XIX веке было четкое различие между этими тремя понятиями. Так, слово «заголовок» употреблялось почти исключительно в делопроизводстве, для официальных бумаг и означало место, откуда эта бумага прислана.

А вот «заглавие» относилось к литературным текстам и писалось на первой странице сочинения. Тогда как «название» было более широким понятием и относилось как к литературным произведениям, так и ко многим другим объектам, например, географическим.

В настоящее время они употребляются как синонимы, по крайней мере, если речь идет о текстах. Мы с вами именно так и будем их употреблять, чтобы избежать ненужных повторов, но признавая, что некоторые семантические различия у них все же есть.

Возвращаясь к проблеме определения понятия «заголовок», можно обнаружить, что таких определений в интернете масса и некоторые из них никак друг с другом не пересекаются. Заголовок – это:

Все эти определения в той или иной мере подходят к заголовку, хоть и не раскрывают полностью его сути. Чтобы понять, что такое заголовок, и какое он имеет значение, нужно рассмотреть его функции.

Функции заголовка

В далеком прошлом заголовки были длинными, действительно, раскрывали то, о чем говорится в тексте, и напоминали мини-аннотации.

Вот, например, как озаглавил свое произведение летописец преподобный Нестор: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

Но современное информационное пространство содержит такой объем и разнообразие текстов, что пользователям просто некогда читать столь пространный описания.

К тому же у читателя очень большой выбор, и чтобы наш текст прочитали, его заголовок должен выполнять сразу несколько функций.

Функция идентификации

Хороший заголовок отражает и представляет содержание статьи. Прочитав его, мы не просто узнаем, о чем этот текст, но и понимаем к какому жанру, стилю, категории он относится: продающий, информативный, рекламный, художественный, публицистический.

Это, конечно, в идеале. Ведь современному человеку нет желания тратить время на «ненужную» информацию. А заголовки и являются теми маркерами, по которым читатель определяет степень полезности для себя текста в целом.

Функция идентификации определяет и то значение, которое придают заголовку в копирайтинге. В процессе поиска информации в интернете человек создает поисковый запрос.

Например: «Как увеличить продажи в интернет-магазине». Поисковые программы выдают ему заголовки текстов, содержащих слова из его запроса. То есть происходит идентификация имеющейся на сайтах информации по заголовкам, включающим необходимый набор слов.

И если ваш текст будет озаглавлен уж слишком оригинально, то он просто не будет идентифицирован поисковыми системами и не дойдет до своего читателя.

Например, назовем тот же текст о проблемах с продажами оригинально и даже узнаваемо: «Крокодил не ловится, не растет кокос?» Чем плох такой заголовок? А тем, что идентифицировать этот текст по нему невозможно ни поисковым роботам, ни самим читателям.

В отличие от веб-текстов, у книг такой проблемы нет, но и их заголовки также должны быть ориентированы на запросы ЦА. Например, если писательница назовет свою книгу «Багровое небо над Землей», то никто не поймет, что это любовный роман, и автор лишится изрядной части своей целевой аудитории.

Таким образом, чтобы заголовок выполнял функцию идентификации, он должен соответствовать следующим требования:

Функцию идентификации можно считать основной, но она начинает работать, только если читатель, вообще, замечает заголовок, а, значит, и текст. Поэтому не менее важной является и следующая функция.

Привлечение внимания

Даже поняв по заголовку, что текст, возможно, соответствует его интересам, человек не всегда готов его прочитать, потому что информации на аналогичную тематику, скорее всего, много. Это прекрасно понимают все, кто задавал свой вопрос в поисковой строке.

Там же не один миллион страниц предложат посмотреть. Разве что потребности и интересы у человека какие-то совсем уж специфические, тогда любой текст может попасть в поле его внимания.

Но чаще всего ничего экстраординарного в интересах человека нет, тем более если речь идет о продающих текстах с сайтов, которые буквально сражаются за каждого потенциального покупателя. В этом случае одной индексации будет мало. Заголовок должно чем-то зацепить, привлечь внимание случайно заглянувшего на сайт читателя.

Согласно исследованиям, количество людей, прочитавших заголовки, и тех, кто потом ознакомился с текстом, соотносится как 5 к 1. Конечно, если те четверо, кто не заглянул в содержание сообщения, не относится к вашей ЦА, то пусть идут мимо. Но, возможно, дело не в них, а в заголовках.

Привлечение внимания – одна из самых сложных задач, которые должен решить автор текста. Для этого недостаточно знать интересы и нужды целевой аудитории, нужно понимать ее психологию, в том числе и психологию восприятия.

Достаточно упомянуть, что непроизвольное внимание неустойчиво и кратковременно. Если оно не подкреплено интересом, то взгляд задерживается на заголовке не более 2 секунд.

За это время читателя что-то должно зацепить, возбудить интерес, чтобы заставить человека сосредоточиться, иначе он «пройдет мимо», даже не вникнув в суть заголовка. И уж тем более не будет читать текст.

В интернете можно найти целые исследования удачных заголовков, привлекающих внимание. И главное в них – связь с насущными проблемами и интересами человека, наличие слов, которые действуют как сигнал для вспышки внимания.

Например, заголовок, включающий слова «болит зуб», моментально привлечет внимание человека с этой проблемой, что заставит его прочитать текст.

Оригинальность, нестандартность, креативность заголовка тоже могут вызвать интерес, это ненадежный прием, так как в этом случае снижается роль другой функции – информационной.

Информационная функция

Заголовок – это сообщение, обращенное к читателю, и как любое сообщение, он несет информацию, прежде всего, о тексте. Она нужна читателю для того, чтобы понять, о чем предложенная автором статья.

Информационная составляющая должна быть у всех текстов вне зависимости от их цели и жанра. Интересный, яркий заголовок без информационной подпитки, может, и привлечет внимание, но к себе, а не к тексту.

Читатель задержится, поудивляется на красивую фразу, но вот будет ли читать текст – не известно. Например, увидев название «Осенний апельсин», вы поймете, о чем текст – об апельсинах и их качестве осенью, или это название метафорическое?

Скорее всего, текст вы прочитаете, только если вам совсем нечем заняться.

Чтобы не вызывать сомнений и недоумения, название не должно содержать слов и терминов, непонятных ЦА, и, напротив, профессиональная лексика привлечет внимание именно тех, для кого данный текст написан.

Заголовок должен формировать доверие к информации в тексте, поэтому допускается, а в ряде случаев и приветствуются ссылки на авторитеты. Например: «Секреты правильного питания от Елены Малышевой»; «Как стать успешным человеком: советы Била Гейтса».

Информация, которую несет заголовок, должна соответствовать тому, что написано в тексте. Нередко случается, что в погоне за читателем автор стремится привлечь его сенсацией.

А если ничего сенсационного не случилось, то можно намекнуть на это в заголовке, заинтриговать человека. Чаще всего это не обман в полном смысле слова, а лишь некоторое несоответствие названия и содержания.

Например, текст «Жуткий призрак Кассиопеи» рассказывает о туманности в созвездии Кассиопеи, и ничего призрачного, тем более жуткого в ней нет. Но зато как интригующе звучит заголовок! Сразу захотелось прочитать. Но вот придет ли разочарованный читатель снова на страницы этого сайта?

Или статья с женского сайта с названием «Как похудеть питаясь макаронами и картошкой». Заинтригованы? А в тексте картошка с макаронами лишь упоминаются и не всегда лестно.

Таким образом, все три функции важны, и на них заголовок держится как на трех китах. Но, кроме этих трех основных функций, название текста выполняет еще разнообразные частные задачи. Например, заголовки облегчают навигацию на сайте, выражают отношение автора к теме статье, создают необходимую атмосферу и т. д.

Особенности web-текста

Веб-текст или контент – это особый тип организации информации в интернете. Его главное отличие в том, что он ориентирован не только на «живых» читателей, но и на поисковых роботов. Поэтому, наряду с тремя основными функциями, заголовки web-текстов выполняют и еще одну – продвижение сайтов в сетевых ресурсах.

Это значит, что заголовок должен содержать ключи – слова и фразы из поисковых запросов пользователей интернета. Наличие таких ключей играет значимую роль в оптимизации сайта, то есть подстройке под алгоритмы работы поисковых систем.

Сейчас много пишут, что сео-тексты (с ключами) отходят на второй план, а поисковые роботы больше внимания уделяют содержанию контента, а не плотности ключей в нем. Но это справедливо лишь отчасти и не касается заголовков. Они продолжают играть свою роль и в идентификации текста, и в продвижении сайта, на котором этот текст размещен.

Обязательное требование для web-текстов – наличие подзаголовков. Они не только помогают разделять контент на отдельные смысловые блоки и облегчают его восприятие, но и участвуют в продвижении текста, делают его более заметным и привлекательным для поисковых роботов.

Виды заголовков

Разнообразие заголовков как бумажных публикаций, так и веб-текстов усложняет их классификацию Но можно выделить несколько наиболее часто встречающихся видов.

1. Заголовок-сообщение обычно отличается повествовательным стилем и представляет собой краткий пересказ основной идеи текста. Например: «Особенности заголовков в СМИ»; «Енот — прикольный зверь»; «Макияж на свадьбу». Названия-сообщения могут быть серьезные и с юмором, озаглавливать продающие тексты и информационные статьи.

2. Заголовок-вопрос, популярный на веб-сайтах. Предполагается, что он кристаллизует одну из проблем, волнующих читателей, и обещает ее решить в тексте. «Как избавиться от пыли?», «Как выбрать коврик в прихожую?» К заголовкам этого вида можно отнести и названия, носящие ярко выраженную информационно-познавательную направленность: «Что такое заливной пирог и как его приготовить», «Как правильно написать деловое письмо» и т. д.

3. Заголовок-интрига. Его цель завлечь читателя и создать ситуацию, когда он захочет устранить недосказанность, обратившись к тексту. Например: «Если вы имеете это, то успех вам гарантирован».

4. Заголовок-совет предлагает читателю готовые рецепты для его развития, продвижения, похудения и т. д. Например: «10 простых шагов – и вы абсолютно счастливы».

5. Заголовок-клише. В нем используются распространенные фразы, пословицы, поговорки, которые словно триггеры-крючочки цепляют читателя. («Цирк зажигает огни»; «Театр начинается с вешалки»).

Что отражается в заголовке текста

Эта классификация относится к web-текстам и заголовкам СМИ. Что касается книг, то там нет такого четкого разделения заголовков на виды. Названия вообще могут стать понятны только после прочтения.

А информационную и идентификационную функции в книгах выполняют аннотации, которые печатают или на обложке, или на первой странице.

Таким образом, заголовок во многом определяет эффективность текста. Если название неудачное, то ваше сообщение не будет замечено и прочитано. Какая бы нужная и полезная информация в нем ни была заключена, она просто не дойдет до своего читателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *