Что отражается по кредиту

Что такое дебет и кредит простыми словами

Что отражается по кредиту

Выражение «свести дебет с кредитом» знакомо, наверное, каждому. При этом многие даже примерно не понимают, что это значит. Поэтому ниже попытаемся как можно проще объяснить, что же такое дебет и кредит.

У любого действия в организации должно быть 2 операции — приходная и расходная.

Чтобы было легче вести такой учет, были введены понятия «дебет» и «кредит». В переводе с латыни языка «дебет» означает «должен он», а «кредит» — «должен я».

Таким образом, каждый счет делится на две половинки:

Чтобы было понятнее, рассмотрим простой пример. Представьте, что вы идете в магазин(назовем «Касса», достаете из кошелька 100 000 рублей и покупаете платье. В этом случае сумма уходит из кредита счета «Кошелек покупателя» и приходит дебету счета «Касса». Чтобы отразить это в бухгалтерском учете, надо взять оба этих счета и записать 100 000 рублей 2 раза:

Что отражается по кредиту

Обратите внимание, что стоимость всегда уходит из кредита счета, а попадает в дебет. Такой перевод стоимости называется двойной проводкой.Следовательно:

Дебет – это часть бухгалтерской проводки, указывающая на получателя средств. КрЕдит показывает источник, откуда поступили эти средства.

Что такое дебетовое и кредитовое сальдо

Итак, вы решили открыть торговую точку по продаже теплиц. Дело было осенью. При этом, чтобы нам было проще, ни денег, ни долгов, ни даже самих теплиц у вашей организации пока нет. Но зато уже есть покупатель, который хочет купить у вас три теплицы на общую сумму 100 000 рублей и оставить их (теплицы) у вас на хранение до весны.

Что отражается по кредиту

Что отражается по кредиту

Что отражается по кредиту

На этом первый месяц вашей работы закончился и пора подводить итоги.

Кредитовый и дебетовый оборот

В конце месяца необходимо подсчитать дебетовые и кредитовые обороты.

Для счета «Кошелек покупателя» кредитовый оборот составил 100 000 рублей, а дебетовый — 0.

«Касса»: дебетовый оборот — 100 000 рублей, кредит — 90 000 рублей.

«Р/с в банке»: дебетовый оборот — 90 000 рублей, кредит — 80 000 рублей.

«Поставщик»: дебетовый оборот — 80 000 рублей, кредит — 160 000 рублей.

«Склад»: дебетовый оборот — 160 000 рублей, кредит — 0.

Что такое дебетовое сальдо

Теперь остается вывести остаток, который получился по всем счетам. Эта величина будет называться «Итоговое сальдо». Чтобы посчитать сальдо, надо из большего оборота минусовать меньший.

Рассмотрим для примера «Р/с в банке». Оборот по дебету составляет 90 000 рублей, а по кредиту — 80 000. Первая сумма больше, значит, сальдо здесь дебетовое: 90 000–80 000=10 000 рублей. Запишем его в дебетовой части счета и заключим в красный прямоугольник.

Теперь обратите внимание на счет «Поставщик»: здесь сальдо по дебету 80 000 рублей, а по кредиту — 160 000. В данном случае сальдо получилось кредитовым: 80 000 – 160 000 = 80 000 рублей (также в красном прямоугольнике).

То же самое проделываем и с остальными счетами. В итоге у нас получается такой результат:

Что отражается по кредиту

Разберем, что означает сальдо по каждому из этих пяти счетов.

По счету «Кошелек покупателя» сальдо кредитовое и оно напоминает, что весной вы должны отдать покупателю теплицы на сумму 100 000 рублей.

Сальдо на счете «Касса» дебетовое. Оно означает, что в кассе вашей организации лежит 10 000 рублей.

Дебетовое сальдо по третьему счету показывает, что на счете в банке у вас есть еще 10 000 рублей.

По четвертому счету получилось кредитовое сальдо, которое не даст забыть, что вы должны производителю 80 000 рублей.

Ну и последний счет с дебетовым сальдо рассказывает о том, что на вашем складе лежат теплицы на сумму 160 000 рублей.

Что дальше?

Вы продолжаете работать, и в балансе надо отражать последующие операции. Но вначале необходимо перенести конечные сальдо прошлого периода на начало нового. Такие сальдо будут называться входящими, записывать их надо в соответствующую колонку: дебетовое сальдо — в левую, кредитовое — в правую.

Вернемся к примеру. Вы решили перечислить из кассы на расчетный счет еще 7 000 рублей. Задействуются два счета. Сначала не забываем перенести по ним входящие остатки (на рисунке ниже обведены зеленым), затем записываем проводку на 7 000 (в Кт «Касса» и в Дт «Р/с»).

Больше никаких действий за этот период по счетам не проводилось.

В конце 2-го месяца сначала вычисляем обороты, при этом на входящее сальдо внимание пока не обращаем (обороты обведены голубым). Затем считаем итоговое сальдо (в красном прямоугольнике), уже учитывая входящий остаток. Получается следующая картина:

Что отражается по кредиту

Конечно, это довольно примитивные примеры. На деле в бухгалтерском учете все гораздо сложнее. Но получить базовые понятия, что такое дебет, кредит и сальдо, из этой статьи вполне можно.

Источник

Зачем нужны бухгалтерские счета и как они устроены

В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о предназначении и устройстве бухгалтерских счетов. Дебет, кредит, сальдо, обороты и вот это всё в переводе с бухгалтерского на русский.

Что отражается по кредиту

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Минимум базовых бухгалтерских терминов освоили. Пора переходить к методологии учёта. Следующие несколько выпусков ликбеза будут посвящены бухгалтерским счетам. Я не случайно обратился к теме счетов лишь на девятом месяце ведения блога. Распространенная преподавательская ошибка — начинать обучение основам учёта с бухгалтерских счетов и проводок. Это приводит к тому, что многие выпускники колледжей и вузов, которые учились на бухгалтера, совершенно не разбираются в бухучёте. Они сразу не поняли ничего, потому что вместо теории получили методику. А методика без теории плохо усваивается. Это все равно что врачу объяснять как скальпель правильно держать, не объяснив анатомию человека.

Поэтому сначала надо понять что учитывать, и только потом — как учитывать. Для тех, кто читает наш блог недавно или уже подзабыл матчасть, я буду делать ссылки на посты о значении используемых терминов.

Зачем нужны бухгалтерские счета

Счета используются в бухгалтерии для учета отдельных видов активов, пассивов, доходов и расходов. Основные средства учитываются на одном счёте, уставный капитал — на другом, прибыли и убытки на третьем. На счёт записывается денежная оценка имеющегося у компании объекта. Если с объектом что-то происходит — оценка меняется.

Например, если у вас есть офисное здание, первоначальная стоимость которого 50 млн руб., то на счете 01 «Основные средства» будет 50 млн руб. Если вы его продадите, то остаток по счёту будет равен нулю. Есть счета, которые предназначены для формирования оценок объектов, их уточнения, детализации по видам. Со всем этим разберемся.

В Плане счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций — перечне счетов, которые обязательны к применению российскими коммерческими организациями — счета кодируются двузначным номером от 01 до 99. Он разбит на 8 разделов:

I. Внеоборотные активы (01-09);

II. Производственные запасы (10-19);

III. Затраты на производство (20-39);

IV. Готовая продукция и товары (40-49);

V. Денежные средства (50-59);

VIII. Финансовые результаты (90-99);

Внутри разделов находятся счета, необходимые для учёта объектов, которые вынесены в название раздела. В каждом разделе есть свободные номера счетов. Эти «пропущенные» номера предназначены для введения дополнительных счетов, если предустановленных недостаточно для корректного описания вашей деятельности. Но для этого нужно согласование с Минфином. Поэтому у ПАО «РЖД» есть счета 30-39, а у ООО «Рога и копыта» — нет.

Остатки по счетам на конец месяца, квартала или года используются для составления бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах. Цепочка такая.

То есть счета — это промежуточное звено между первичкой и бухгалтерской отчётностью. В первом известном учебнике по бухучёту — «Трактате о счетах и записях» Луки Пачоли, который был издан в 1494 году, счета уже активно использовались. Пора и нам с ними разобраться!

Как устроены бухгалтерские счета: дебет, кредит, сальдо, обороты

Чтобы понимать механизм работы счёта, нужно представлять его структуру. Она универсальна для всех бухгалтерских счетов, независимо от их предназначения. Счёт выглядит как двухсторонняя таблица, на которую показывает парень на картинке в начале статьи. Такое представление счета называют «Т-счет» или «самолётик» за характерную форму. Суммы, которые отражаются по стороне счёта, увеличивают или уменьшают стоимость учитываемого на нём объекта. Левая сторона счёта называется «Дебет» с ударением на первый слог. В зависимости от вида счёта записи по ней могут означать увеличение или уменьшение стоимости объекта. Правая сторона с зеркальным функционалом называется «Кредит» с ударением на первый слог — не путать с кредИтом. Любая операция в бухучёте отражается по дебету одного и кредиту другого счёта. Это следствие капитального уравнения. Зачем это нужно — напишу отдельно.

Названия сторон счёта, как и многие другие бухгалтерские термины, пришли из роддома современной бухгалтерии — Италии. В итальянский язык, в свою очередь, они попали из латинского. Debet на латыни означает «он должен» (нам денег). Credit — «он верит» (нам в долг). Отсюда и современные бухгалтерские термины «дебиторская задолженность» (должны нам) и «кредиторская задолженность» (должны мы). Соответственно, дебитор — это наш должник, а кредитор — тот, кому должны мы. Но современные термины «дебет» и «кредит» описывают не только долги. Со времен Луки Пачоли они прошли путь до универсальных бухгалтерских категорий, при помощи которых описываются любые факты хозяйственной жизни.

Остаток средств по счёу называется «Сальдо» — с ударением на первый слог. Сальдо начальное (Сн) — остаток средств на начало отчётного периода, сальдо конечное (Ск) — на конец отчётного периода. Например, сальдо счёта 51 «Расчётные счета» показывает сколько денег у компании есть на расчётных счетах в банках. А сальдо счёта 80 «Уставный капитал» — величину уставного капитала компании.

Кстати, отчётным периодом в бухгалтерии называется промежуток времени, за который составляется бухгалтерская отчётность, а не время, когда бухгалтер эту отчётность готовит и к нему лучше не подходить. Почему-то многие считают именно так. Отчётным периодом может быть месяц, квартал, полугодие или год. В бухгалтерии многие операции привязаны к месяцу. Даже если бухгалтерская отчётность составляется только за год, по окончании каждого месяца бухгалтерия производит процедуру его закрытия. В том числе, за месяц определяются финансовые результаты — прибыли или убытки. Сальдо счетов также подсчитывается по состоянию на конец текущего и начало следующего месяца. Сальдо можно определить и на любую дату внутри месяца, но не для всех счетов такая сумма будет иметь экономический смысл.

Оборот — это изменение средств на счёте за отчетный период. Дебетовый оборот (ОбД) — оборот по дебету счёта, кредитовый оборот (ОбК) — оборот по кредиту счёта. Обороты счетов определяются за месяц. До конца месяца их можно определить, но, как и с сальдо, эта информация может не иметь смысла.

В зависимости от вида счёта по отношению к балансу дебетовый оборот означает увеличение или уменьшение стоимости объекта, который учтён на счёте. То же справедливо и для кредитового оборота. Например, дебетовый оборот счёта 51 «Расчётные счета» показывает поступление денежных средств на расчётные счета компании, а кредитовый оборот — их списание. Но для счёта 80 «Уставный капитал» дебетовый оборот показывает уменьшение уставного капитала, а кредитовый — увеличение. Потому что счёт 51 — активный, а счёт 80 — пассивный. О связи счетов с балансом напишу отдельно.

Источник

Учет кредитов и займов в бухгалтерском учете

Что отражается по кредиту

При реализации крупных проектов, например, при расширении производства или открытии нового направления бизнеса, компании нужны деньги. Получить их можно в виде кредита или займа. В чем разница, и как учитываться полученные и выданные кредиты и займы разберем далее.

Кредиты и займы — в чем отличие

Что отражается по кредиту

Когда организации не хватает денег, например, для покупки оборудования или сырья, она может получить кредит или заем. Финансовые инструменты похожи и решают одну задачу — обеспечить компанию свободными деньгами. Однако есть несколько отличий.

Отличие № 1 — Лицо, выдающее кредит или займ

Получить кредит организация может только в кредитном учреждении, то есть в банке. Для этого заключают кредитный договор, согласно которому сторона, выдающая деньги — это кредитор, а получающая деньги — заемщик.

Заем может выдать любое физическое или юридическое лицо. Банки займами не занимаются. При выдаче денег в займ заключается договор займа, по условиям которого одна сторона — заимодавец, а другая — займополучатель.

Отличие № 2 — Проценты

Кредит всегда выдается под определенный процент за пользование кредитными средствами. От банка к банку он может отличаться, но он никогда не равен 0 %. Проценты по выданным кредитам — это доход банка.

Заем в свою очередь может быть как процентный, так и беспроцентный. Это условие законодатель оставляет на усмотрение сторон (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Важно! Если договор займа предполагается беспроцентным, в нем обязательно нужно указать, что плата за пользование заемными деньгами не взимается. Иначе заимодавец имеет право взыскать проценты по ставке ЦБ РФ, действовавшей на момент действия договора займа (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

Отличие 3 — Предмет

Кредит выдается только в виде денежных средств. Банк не может выдать кредит товаром, сырьем или другим имуществом.

Займ можно выдать в любой форме. Самая популярная форма займа — денежная, но иногда в заем выдают товары и другое имущество, за пользование которым также взыскивают проценты.

Отличие 4 — Законодательное регулирование

Кредитные отношения в основном регулируются нормативными актами Центрального Банка России. Часть вопросов также закреплена в федеральных законах и Гражданском Кодексе.

На договор займа нормативные акты Центробанка России не распространяются, поэтому он регулируется только федеральными законами и Гражданским Кодексом.

Бухгалтерский учет кредитов и займов

Бухгалтерский учет кредитов и займов регулируется ПБУ 15/2008. Несмотря на то, что кредит и займ по правовой природе отличаются друг от друга, в бухгалтерском учете эти понятия практически идентичны.

Для бухгалтерского учета важен срок погашения кредитных или заемных обязательств, поэтому используют два счета:

Счета пассивные. По ним проходят операции трех типов: получение заемных средств, начисление процентов и возврат. По кредиту отражается поступление и начисление процентов, а по дебету — возврат и погашение процентов. Тело кредита и сумму процентов учитывают на разных субсчетах, открытых к счетам 66 и 67.

Остаток суммы по кредиту или займу на конец периода попадает в строку 1410 бухгалтерского баланса, если он долгосрочный, и в строку 1510, если он краткосрочный.

Аналитический учет по этим счетам должен отражать информацию в разрезе кредиторов и заимодавцев, договоров займа или кредита, видов поступивших средств.

Расходы по кредитам и займам

Сумма полученного кредита или займа — это не доход компании, как и возврат этой суммы — это не расход. Поэтому сами суммы в формировании финансового результата и налогооблагаемой базы не участвуют (п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако получение кредита или займа связано с расходами, которые учитываются в составе прочих расходов для целей налогообложения:

Исключение — расходы, которые включаемые в стоимость инвестиционного актива. То есть проценты по кредитам и займам, которые непосредственно связаны с приобретением, строительством или сооружением инвестиционного актива. Организации, применяющие упрощенные способы ведения бухучета, могут признавать все расходы по кредитам и займам в составе прочих.

Расходы по займам и кредитам в бухгалтерском учете отражают обособленно от основной суммы займа или кредита. Для этого к бухгалтерским счетам открывают субсчета.

Проценты по займам или кредитам учитывают равномерно в течение срока действия договора или в порядке, который предусмотрен условиями договора, если это не нарушает принцип равномерности учета (п. 8 ПБУ 15/2008).

Бухгалтерские проводки при получении кредитов и займов

Например, ООО «Фортуна» 1 апреля заключило кредитный договор на сумму 300 000 рублей, сроком на 3 месяца под 1 % ежемесячно. Дата уплаты процентов и части тела кредита — последний день месяца. Кредит оборотный, то есть привлечен для покупки сырья и материалов. Бухгалтер ООО «Фортуна» строит в учете следующие проводки.

На расчетный счет поступили кредитные средства

Начислена проценты за пользование заемными средствами в мае. Сумма рассчитана исходя из того, что часть кредита уже была погашена, следовательно, процент считаем от 200 000 рублей.

ДатаДебетКредитСумма, руб.Описание
01.04.20215166.1300 000
30.04.202191.266.23 000Начислены проценты за пользование заемными средствами в апреле
30.04.202166.2513 000Оплачены проценты за апрель
30.04.202166.151100 000Погашена часть кредита
31.05.202191.266.22 000
31.05.202166.2512 000Оплачены проценты за май
31.05.202166.151100 000Погашена часть кредита
30.06.202191.266.21 000Начислена проценты за пользование заемными средствами в июне. Сумма рассчитана исходя из того, что часть кредита уже была погашена, следовательно, процент считаем от 200 000 рублей.
30.06.202166.2511 000Оплачены проценты за июнь
30.06.202166.151100 000Погашена последняя часть кредита

Дата уплаты процентов и тела кредита может выпадать не на конец месяца, а на любое другое число. В таком случае в конце месяца строим проводку Дт 91.2 Кт 66/67 для начисления расходов по процентам, а проводку по их погашению строим той датой, когда деньги были фактически перечислены кредитору.

При получении кредита мы используем счет 51, так как получен он в денежной форме. Если заем выдается в неденежной форме, можно использовать счета 10, 41 и аналогичные. Однако в таком случае происходит переход права собственности, а следовательно, операция облагается НДС.

Бухгалтерские проводки при получении кредитов и займов для целей приобретения или сооружения инвестиционных активов

Иначе проводки будут выглядеть, если ООО «Фортуна» привлечет кредит для покупки нового оборудования. Бухгалтер сделает следующие записи.

ДатаДебетКредитСумма, руб.Описание
01.04.20215166.1300 000На расчетный счет поступили кредитные средства
02.04.20210860300 000Куплено оборудование у поставщика, но еще не введено в эксплуатацию
02.04.20215160300 000Поставщику перечислена оплата за оборудование
30.04.20210866.23 000Проценты за пользование денежными средствами отнесены на стоимость купленного основного средства
30.04.202166.2513 000Оплачены проценты за апрель
30.04.202166.151100 000Погашена часть кредита
31.05.20210866.22 000Начислена проценты за пользование заемными средствами в мае. Сумма рассчитана исходя из того, что часть кредита уже была погашена, следовательно, процент считаем от 200 000 рублей.
31.05.202166.2512 000Оплачены проценты за май
31.05.202166.151100 000Погашена часть кредита
30.06.20210866.21 000Начислена проценты за пользование заемными средствами в июне. Сумма рассчитана исходя из того, что часть кредита уже была погашена, следовательно, процент считаем от 200 000 рублей.
30.06.202166.2511 000Оплачены проценты за июнь
30.06.202166.151100 000Погашена последняя часть кредита
01.07.20210108306 000Оборудование введено в эксплуатацию, проценты учтены в стоимости

Включать проценты в стоимость инвестиционного актива можно только при условии, что работы по его приобретению, строительству или сооружению начаты.

Приобретение или сооружение инвестиционного актива может быть приостановлено. Если период приостановления длительный, то есть превышает 3 месяца, то проценты прекращают включать в стоимость актива и относят на прочие расходы с первого числа месяца, следующего за месяцем приостановления. При возобновлении процесса приобретения или сооружения проценты снова включают в стоимость с первого числа месяца, следующего за месяцем возобновления (п. 11 ПБУ 15/2008).

При прекращении приобретения или сооружения проценты перестают включать в стоимость и учитывают в качестве прочих расходов, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения (п. 12 ПБУ 15/2008).

Проценты учитывают в стоимости инвестиционного актива до тех пор, пока он не введен в эксплуатацию. Как только организация начинает использовать актив для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг, то проценты учитывают уже в составе прочих расходов с первого числа месяца, следующего за месяцем начала использования имущества (п. 13 ПБУ 15/2008).

Кредитные или заемные средства могут быть частично направлены на приобретение инвестиционного актива, а частично на другие цели. В таком случае проценты пропорционально относятся на стоимость актива и на прочие расходы.

Налогооблагаемая временная разница

При получении кредита для приобретения инвестиционного актива возникает налогооблагаемая временная разница, так как в бухгалтерском учете проценты относятся на стоимость актива, а в налоговом они относятся в состав расходов. Возникает разница между налоговым и бухгалтерским учетом, следовательно, формируется отложенное налоговое обязательство на счете 77 в соответствии с ПБУ 18/2002.

Списание отложенного налогового обязательства начнется вслед за тем, как инвестиционный актив будет принят к учету и его начнут амортизировать.

Бухгалтерские проводки при переводе займа или кредита из краткосрочного в долгосрочный

Краткосрочный кредит или заем могут стать долгосрочными, например, если стороны подпишут дополнительное соглашение и пролонгируют кредит или займ на срок более 12 месяцев. В таком случае используют следующую проводку

ДебетКредитОписание
6667Краткосрочный кредит или займ переведен в разряд долгосрочных

Бухгалтерский учет выданных займов

Организация может не только получать, но и выдавать займы. Все выданные займы учитывают на счете 58, как финансовые вложения. Их учет регулирует ПБУ 19/2002. Об учете финансовых вложений мы подробно рассказали в нашей статье.

Вернемся к примеру с ООО «Фортуна» и допустим, что займ 300 000 рублей на 3 месяца выдала компания ООО «Клад». Бухгалтерия «Клада» сделает такие проводки.

Перевели сумму займа на расчетный счет ООО «Фортуна»

ДатаДебетКредитСумма, руб.Описание
01.04.20215851300 000
30.04.20217691.13 000Начислили доход в виде процентов от выданного займа
30.04.202151763 000ООО «Фортуна» перечислил деньги в счет уплаты процентов
30.04.20215158100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа
31.05.20217691.12 000Начислили доход в виде процентов от выданного займа
31.05.202151762 000ООО «Фортуна» перечислил деньги в счет уплаты процентов
31.05.20215158100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа
30.06.20217691.11 000Начислили доход в виде процентов от выданного займа
30.06.202151761 000ООО «Фортуна» перечислил деньги в счет уплаты процентов
30.06.20215158100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа

Если заем будет беспроцентным, то это его нельзя называть финансовым вложением. Поэтому вместо счета 58 нужно использовать счет 76. А проводок по начислению процентов попросту не будет. В нашем примере, но без процентов, проводки будут следующие.

ДатаДебетКредитСумма, руб.Описание
01.04.20217651300 000Перевели сумму займа на расчетный счет ООО «Фортуна»
30.04.20215176100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа
31.05.20215176100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа
30.06.20215176100 000ООО «Фортуна» погасил часть займа

Полученные проценты учитывают в составе внереализационных доходов.

Кредиты и займы — важный аспект финансовой жизни компании. Бросать их без детального учета нельзя. Для этих целей рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Настраивайте аналитику, контролируйте размер задолженности, начисляйте проценты и следите за сроками. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *